Урок-проект "удивительная буква л". Изучаем буквы в действии!: Буква Л

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Им всем стало сразу весело, стало хорошо. И они запели песни с буквой «Л»:

– Ля-ля-ля! Ло-ло-ло!

Они плясали, кувыркались, играли. А потом наступил вечер и буквы «О» и «Я» ушли в свои домики-квартирки, а буква «Л» легла спать.

И снился ей прекрасный сон: что у всех-всех букв, и всех-всех людей на Земле, у всех мальчиков и девочек сердце наполнилось любовью, лаской, добротою! Что все пели и веселились, и никто никогда больше не болел! Все жили в любви и ласке.

А теперь и ты, дружок, закрывай глазки и засыпай. Я тебя люблю!

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Буква Л

Не хочу спать, не буду ложиться, - капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», - чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

Про букву Л

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Им всем стало сразу весело, стало хорошо. И они запели песни с буквой «Л»:

– Ля-ля-ля! Ло-ло-ло!

Они плясали, кувыркались, играли. А потом наступил вечер и буквы «О» и «Я» ушли в свои домики-квартирки, а буква «Л» легла спать.

И снился ей прекрасный сон: что у всех-всех букв, и всех-всех людей на Земле, у всех мальчиков и девочек сердце наполнилось любовью, лаской, добротою! Что все пели и веселились, и никто никогда больше не болел! Все жили в любви и ласке.

А теперь и ты, дружок, закрывай глазки и засыпай. Я тебя люблю!

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Цель занятия: изучаем букву Л, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Л, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Л по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Линейка Лук Листья Лиса

Лада очень веселая девочка. Она ходит и поет:
- Ла-ла-ла!

  1. Как поет Лада?
  2. ЛЛЛА - какой тут первый звук?
  3. Как звали веселую девочку?
  4. Какой первый звук в слове ЛАДА?
  5. Скажи, какой звук есть и в слове ЛАМПА, и в слове СТУЛ, и в слове СЛОН?
  6. В начале, в конце или в середине звук [л] в словах ЛАМПА? СТУЛ? УКОЛ? СЛОН? КУКЛА?

Когда мы произносим звук [л], кончик языка поднимается за верхние зубы и прижимается к ним. Произнеси: ЛЛЛ. Кончик языка прижимается к верхним зубам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [л].

  • Гласный или согласный звук [л]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

Рассмотри букву Л. Нашили букву Л в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Молодчина эта Лина,
Лепит все из… (пластилина).

Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).

Подготовлен самолет.
Он отправился в… (полет).

Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).

Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? … (Лиса.)

На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).

Заставил плакать все вокруг.
Хоть он и не драчун, а… (лук).

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое… (плохо)?

Сказка про букву Л

Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! - сказал лягушонок.
- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Загадки для детей на букву Л

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)

Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
(Луна)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг - то овраг.
(Лестница)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)

Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка)

Пословицы и поговорки на букву Л

Лгуна легче поймать, чем хромого.
Ложь человека не красит.
Ложь на тараканьих ножках ходит.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Веселые стихи про букву Л для детей

Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом -
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя -
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою -
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы -
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
Не забудь меня!
(П. Воронько)

Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой Лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)

Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой…
(А. Шибаев)

Листопад
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Листопад
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге-морозы!
(Ю. Капотов)

Ласточка
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
(Г. Виеру)

Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
(Б. Тимофеев)

Ласточка

А она в ответ:
- Спешу!
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
Целый день забот полна
- Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю.-
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
- Спой мне, ласточка,- прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью.
Возвращусь весной - спою.
(В. Бардадым)

Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
(В. Степанов)

В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром в гости к лету!
(В. Викторов)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Благодарю за то, что вы вновь посетили мой блог!

Сегодня снова возвращаюсь к рубрике, учим буквы , потому, что хочу познакомить вашего малыша со следующей буквой русского алфавита – это буква «Л» .

Слова: любовь, любимый, лапочка, ласковый начинаются на эту букву. И это прекрасные слова, они поднимают настроение, приносят нам радость. И хочется, чтобы вас окружали только любовь, любимые люди, любимые дела, а главное, чтобы вы сами любили и были любимы.

Я же сегодня снова предоставляю вам практический материал : это и художественное слово , и игры , и кроссворды , и ребусы .

Ваш малыш уже полюбил разгадывать ребусы и кроссворды ? Мало кто остается равнодушным к этим занятиям.

Буква «Л»

Веселые стихи

Леса хвойного краса –

Рыжехвостая лиса.

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

* * *

Ливень, ливень льет везде.

Рады птенчики в гнезде:

– Мама дома посидит,

Никуда не улетит.

Г. Виеру

Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

С. Маршак

Ласточка над озером

Летит в тумане розовом.

* * *

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

Летом мы по лесу шли,

Л – шалаш лесной нашли,

А в шалаш, как раз для нас,

Вел на Л похожий лаз.

В. Степанов

Скороговорки

1. На мели мы налима нашли.

2. Лёня лез по лесенке, срывал Лёня персики.

3. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

4. Лара у Ляли играет на рояле.

Игры

И г р а «Доскажи словечко».

Игра «Волшебная цепочка».

1. Измените в словах только одну букву, но так, чтобы новые слова начинались тоже с буквы «л»: ливер (лидер ), лодка (ложка ), лото (лето ), лепта (лента ), лик (лук, люк, лак ).

2. Измените в словах первую букву и получите новые слова: лей – пей – бей; лепка – репка – щепка; лом – том – дом – сом – ком; лак – мак – рак – бак.

Игра «Составь слова» .

Ответ: лоза, лопата, лоси.

И г р а «Лесенка» .

Кроссворд

Ответ: лиса

Загадки

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата.)

Привела я солнце

За свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело.

(Лампочка.)

Сидит дет во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

(Лыжи.)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук.) И. Демьянов

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.

(Лист.)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш.)

В огороде из земли

Стрелы к солнцу проросли.

(Лук.)

В. Нестеренко

Зеленая птичка

В землю снесла яичко.

(Лук.)

Г. Виеру

Ну как, мои дорогие? Ваш малыш справился со всеми заданиями? Вижу, как вы киваете головой в знак согласия. Я рада за вас!

Любовь Рыжкова Волшебный Букварь Буква Л

Леденец, лукум, лимон

¬лакомства со всех сторон.

Лимонад и карамель

Из истории буквы -Л-

Буква -Л- сейчас называется -ЭЛЬ-, но так было не все¬гда. Древнее название буквы - ЛЮДИ. Интересное назва¬ние, правда? Слово это праславянское и происходит от сло¬ва ЛЮД в значении НАРОД.

Как же появилась на конце эта буковка -и-? А вот как.

Дело в том, что раньше существовала такая форма слова, как ЛЮДИНЪ, то есть человек. Кстати сказать, и сейчас существует слово ПРОСТОЛЮДИН, а восходит оно к тем далёким корням.

В Калужской области есть городок с удивительным на¬званием - ЛЮДИНОВО. Видимо, когда-то так называли ЛЮДНОЕ место, то есть место, где живёт много народу.

Но мы пойдём ещё дальше. Попробуем узнать, а что же означает само слово ЛЮД? Слово это происходит от индо¬европейского «leudh», что означает «расти». Интересно, вер¬но? Значит, ЛЮД -это тот, кто растет, то есть - человек, людин. У немцев, например, до сих пор слово Leute перево-дится как ЛЮДИ.

ВОТ вам история такой привычной, такой знакомой бук¬вы, а как всё запутано в веках!

Буква эта на Руси всегда была любима, ведь именно с ней связано такое святое чувство, как Любовь. Древние люди верили, что именно ЛЮБОВЬ была в основе всего живуще¬го и что именно она движет миром.

У славян богиню Любви звали Леля, а богиню семьи и брака - Лада.

Во всех книгах, которые люди называют святыми, на¬писано, что сам Бог есть Любовь, и что всем людям надо любить друг друга. И тогда всем на земле будет очень уют¬но жить.

Наверное, в этом - большой смысл.

Запомни пословицу:

В лесу лес не ровен, в миру - люди.

СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ

Мы уже назвали много слов, образованных от корня -ЛЮД-о Но все, наверное, и не перечислишь. Потому да¬вай вспомним хотя бы некоторые. А может быть, ты сам какие- нибудь назовёшь?

Например, в народных сказках часто действует злодей, который ненавидит людей. Как его называют? Это... ЛЮ¬ДОЕД. Вспомни, в каких сказках есть людоеды? Правиль¬но, в книге Александра Волкова «Волшебник изумрудного города», в сказке братьев Гримм «Мальчик-е-пальчик», в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Называй, какие сказ¬ки с людоедом ты ещё помнишь.

Но вернёмся к однокоренным словам. Есть ещё такое устаревшее слово - ЛЮДСКАЯ, раньше так называли по¬мещёние для слуг в барском доме.

Знаешь, мне хочется рассказать тебе ещё об одном очень старом и красивом русском слове. Мы часто употребляем его и даже не задумываемся, когда и как оно произошло.

Кроме того, в России, в Рязанском крае протекала река

С таким названием.

И любимая птица Руси тоже носит это имя. Это ЛЕБЕДЬ.

Россию даже поэтично называют ЛЕБЕДИНОЙ страной. Слово это, друг мой, праславянское и когда-то, давным-давно, так называли БЕЛУЮ птицу. Дело в том, что чуть позже произошла перестановка звуков -ел- на -ле-. Это до¬вольно частое явление в нашем языке. И слово БЕЛЫЙ ста¬ло звучать как ЛЕБЕДЬ.

ТЫ хочешь знать, а какая же река протекала в России с таким названием? ЭТО ЛЫБЕДЬ. Правда, теперь этой реч¬ки нет, к сожалению, ее закопали и что-то построили на этом месте. Грустная история, но это так. Зато у нас есть чудес¬ное слово - ЛЕБЕДЬ и много производных от него: ЛЕБЁ¬ДУШКА, ЛЕБЁДКА, ЛЕБЕДИНЫЙ, ЛЕБЯЖИЙ.

Литературные имена

Николай Лесков (1831-1895) - изумительный рус¬ский писатель, чья богатая, щедрая проза вводит нас в мир уникальный. Писатель показывает нам в разрезе русскую жизнь, изображает такие глубины человеческой души, о которых мо¬жет знать только очень мудрый человек. Ты познакомишься с такими его произведениями, как «Очарованный странник», «Зверь», «Леди Макбет Мценского уезда», «Павлин» и други¬ми, и останешься его поклонником на долгие годы.

Михаил Лермонтов (1814-1841)-поэт, чье твор¬чество стало вершиной русской лирики. Вся жизнь поэта окутана тайной. Судьба его удивительна и трагична. Тако¬вы и его стихи - полные этого волшебства и тайны.

Даже если бы Михаил Юрьевич написал только одно сти¬хотворение «Утёс», он остался бы в русской литературе, за¬няв достойное место, потому что стихотворение это - обра¬зец гармонии и совершенства.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Борис Ларин (1893 - 1964) - знаменитый учёный языковед, человек глубочайшей эрудиции. Достаточно ска¬зать, что он знал все славянские и западноевропейские язы¬ки, владел языком греческим и латынью, блестяще знал древ¬неиндийский язык - санскрит.

Именно Борис Александрович Ларин одним из первых доказывал родство русского языка и санскрита и более того, первостепенное значение он отводил языку русскому.

Если ты, мой друг, заинтересуешься историей родного язы¬ка, обратись к трудам Бориса Александровича. Он умел о слож¬ном писать просто, а это верный признак большого таланта.

Ландыш, лютик и левкой

¬это все цветы, друг мой.

С буквой -Л- ещё цветы

Знаю я. А как же ты?