Учимся отгадывать загадки.

Как отгадывать загадки?

Загадки развивают у детей умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (т.е., способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.

Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Кстати, совсем маленьким деткам лучше загадывать загадки на наглядном материале, т.к. строить мысленный образ они еще не умеют.

Практическое задание
Загадайте загадку своему ребенку.

От 0 до года

Кто этот малыш?

Сядьте напротив зеркала, посадив малыша к себе на колени. Спросите: "Кто этот малыш?". Помашите детской ручкой и скажите: "Привет, малыш".

Спросите: "Где у малыша ножки?" Помашите детскими ножками и скажите: "Привет, ножки".

Продолжайте задавать вопросы и совершать движения различными частями тела ребенка.

Качайте головой, машите ручкой, хлопайте в ладоши и так далее.

Эта игра в загадки стимулирует мозговую деятельность ребенка, ускоряет речевой процесс.

От 1 до 4 лет

Таким деткам подойдут любые наглядные загадки.

Чьи детки?

Взрослый показывает ребенку картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козленка, коровы. Ребенок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру:"Чьи детки?", когда надо подобрать к картинкам "животных-взрослых" картинки, изображающие их детенышей.

Круглое-квадратное.

После изучения, что такое круг и квадрат, попросите ребенка найти в своем уголке круглые игрушки, квадратные, найти в комнате круглые предметы и квадратные.

Чтение мыслей.

Взрослый говорит ребенку: "Я загадал то, что у тебя на голове". Ребенку предлагается отгадать. Отгадка: "волосы". "Я загадал то, что плавает в аквариуме". И т.д. и т.п.

От 5 и старше

Таким деткам уже подойдут словесные загадки. Вот загадки на букву А

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?
(Август)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька
(Автомашина)

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы - все умелые пловцы.
(Аквариум)

На странице букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Стою на крыше - всех труб выше
(Антенна)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи
(Арбузы)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления малыша. Ранее речь уже шла об их значении в развитии такой операции мышления как сравнение . Но развивается также наблюдательность, умение анализировать текст и прочее.

Игры отгадывать загадки

Всё это хорошо, -- скажет родитель и даже педагог. Но сперва надо как-то научить малыша отгадывать загадки . А как научить их отгадывать, к примеру, четырёхлетку, да и тех, кто постарше?

Вопрос правомерный. Действительно, как?

Загадки-описания

Первая группа загадок – самые простые описания вещей. Сперва это предметы ближайшего окружения.

Пример загадочного описания.

У этого него есть 4 ножки, квадратное сиденье и спинка. Назови предмет.

Для ребёнка постарше добавляются сведения: предмет может быть изготовлен из дерева, пластмассы, металла. По сути дела – это описательный рассказ. И по описанию малышу надо вычислить сам объект поиска.

Для ребят постарше есть любимые ими загадки-рифмовки:

У реки большая драка.
Эта драка из-за … (рака)

Иногда рифмовки с подвохом. в них по рифме идёт один ответ, а по содержанию другой.

Белым снегом всё одето -
Видно, наступила …

(зима/лето)

Кукарекает спросонок
Милый, добрый …

(поросёнок/петушок)

Часто дети живут в очень узком мирке, исключающем самые обычные вещи. Такие задания растягивают кругозор, активизируя наблюдательность.

Вторая группа – очень похожа на предыдущую. Но сведений о загаданной вещи намного меньше. Например,

Он растёт в воде.
Его любят везде.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова,
Ест его Вова.

Для отгадки необходим элементарный анализ, которому малыша полезно научить.

Схема анализа

  1. Неизвестен предмет.
  2. Что мы про него знаем? Растёт в воде.
  3. Что растёт в воде? Трава, рыба.
  4. Что ещё знаем? Кашу варят из него.
  5. Рыба подойдёт? Нет.
  6. Ещё плов из него варят. Что нужно для плова? Рис.
  7. Рис растёт в воде? Да.
  8. Значит, неизвестный предмет -- рис!

Вот и найдена отгадка. Только надо учить ребёнка рассуждать и задавать вопросы. Этому может способствовать приведённая ниже игра.

Игра Лучо Родиче Отгадайка

  1. интеллекта,
  2. накопления культурного багажа.

Правила игры.

Один игрок загадывает какой-то предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы. Отвечать только «Да» или «Нет».

Чтобы интерес к игре не потерялся, ребятам надо показать, как правильно задавать вопросы. Читаем стих.

  • Загадала я предмет.
  • Это лейка?
  • Не лейка?
  • Это кошка?
  • Может, кнопка?
  • Значит, пробка?
  • Не могу найти ответ.

Потом спрашиваем детей, почему предмет не угадали? Потому что неправильно задавали вопросы. Смысл вопросов: узнать о загаданном предмете максимум информации.

Показываем, как правильно задавать вопросы для отгадывания.

Мальчик загадал слово «коза».

Вопросы – ответы:

  1. Предмет живой? Да.
  2. Это человек? Нет.
  3. Это животное? Да.
  4. Дикое животное? Нет.
  5. Домашнее животное? Да.
  6. Живет с человеком? Нет.
  7. Живёт в хлеву? Да.
  8. Даёт молоко? Да.
  9. Это корова? Нет.
  10. Это коза? Да.

Для ребят постарше и школьников правила игры постепенно усложняются:

  1. ограничиваем число задаваемых вопросов;
  2. усложняем загадываемые предметы.

Загадка про стул могла бы в этом ракурсе выглядеть так.

Играют мама и ребёнок. Ребёнок загадывает вещь. Условие: в первой игре предмет должен находиться в пределах видимости. Предположим, ребёнок загадал слово «стул». Мама задаёт вопросы:

  1. Предмет живой? Нет.
  2. Я его вижу? Да.
  3. Он деревянный? Да.
  4. У него четыре ножки? Да.
  5. На нём едят? Нет.
  6. На нём спят? Нет.
  7. На нём сидят? Да.
  8. Это кресло? Нет.
  9. Это стул? да

Потом мама и ребёнок меняются ролями. При появлении у ребёнка затруднений (а он будет затрудняться) с постановкой вопросов, надо помочь.

Загадки со сравнениями и переносным смыслом

Третья группа – загадки со сравнениями и переносным смыслом. Малышу сложно отгадать загадки такого свойства – знаний не хватит. Без взрослого тут не справиться!

Вот такой у нас диалог вышел с шестилетним гражданином по поводу загадки:

Скатерть бела всю землю одела. (Снег)

  • О чём говорится в загадке? О скатерти.
  • Дома у мамы есть скатерть? Да.
  • Зачем она нужна? Стол накрывать.
  • Скатерть очень большая, хватит на всю землю? Нет (смеётся).
  • Так это настоящая скатерть всю землю накрыла? Нет.
  • А что похожее на скатерть на земле лежит?
  • Снег!

Самое главное в отгадывании загадки не то, насколько быстро она будет отгадана. Главное, что малыш искал отгадку, размышлял.

Учите дошколят отгадывать загадки. Сайт Нестандартные дети желает вам успехов!

Загадки помогают держать мозг в тонусе и усилить ваши мыслительные процессы. Ежедневно практикуясь в разгадывании головоломок, вы сможете легче думать, улучшите свою память и когнитивные способности. Следуя нескольким простым методам, вы сможете отгадать даже сложные загадки.

Шаги

Часть 1

Понять принцип решения загадок

    Изучить основные виды загадок. Есть два основных вида загадок: загадки и головоломки. Обычно оба вида задаются во время диалога одним из собеседников, а второй ищет ответ на головоломку (или ждет, пока его скажет первый).

    Учтите, что загадки могут быть с подвохом. Ассоциации, которые на первый взгляд кажутся логичными, могут сбить вас с толку. Правильный ответ может быть настолько очевидным, что вы сразу же пропустите его.

    Попробуйте прочесть что-нибудь сложное, а затем подведите итог. К примеру, вы можете прочесть сложный газетный материал, а затем написать краткую аннотацию, передав весь смысл несколькими ключевыми фразами. Исследователи утверждают, что это поможет вам составить «общую картину», а также замечать детали – навык, который также пригодится при отгадывании загадок.

    • Перефразирование содержания своими словами также может помочь вам развить лингвистическую гибкость и улучшить память. Легче запоминать смысл, когда вы потратили немного времени на его пересказ, поскольку мозгу пришлось поработать для того, чтобы систематизировать его для лучшего понимания.

Часть 3

Практиковаться на знакомых загадках
  1. Проанализируйте несколько известных загадок. Может быть полезным начать с тех загадок, на которые вы уже знаете ответ. В интернете и в книгах вы найдете много собраний загадок, которые сможете использовать для практики.

    Исходите из ответа и постарайтесь понять принцип составления загадки. В загадке предполагается, что ответ уже известен заранее; один из приколов загадки заключается в том, что вы приводите человека в замешательство, спросив его о том, чего он, по его мнению, не знает. Несмотря на то, что в формулировке иногда может быть подвох, обычно ответ довольно прост.

  2. Для начала разбейте загадку на несколько частей. В загадке Эдипа можно начать с «ног», так как они несколько раз упомянуты в загадке. У кого четыре ноги? У кого две ноги? У кого три ноги?

    • У кого может быть четыре ноги? У многих животных четыре ноги, так что это может быть возможным ответом. У столов и стульев также по четыре ножки и они также являются распространенными предметами, так что возьмите это себе на заметку.
    • У кого две ноги? Очевидно, что у людей, поскольку известно, что у людей есть две ноги. У стульев и столов не может быть две ножки, так что они исключаются из возможных вариантов ответа.
    • У кого три ноги? Это вопрос с подвохом. Обычно у животных не может быть трех ног, если, конечно, они не потеряли одну из них. Однако если у животного было четыре ноги, затем стало две, то оно не сможет отрастить третью. Это значит, что третья нога может быть каким-нибудь приспособлением: тем, что было прибавлено.
    • Кто использует приспособления? Человек – наиболее подходящий ответ, так что, возможно, вы достигли цели.
  3. Подумайте о действиях в загадке. В этой загадке только один глагол – «ходит». Так что, мы знаем, что каким бы ни был ответ, этот предмет способен куда-то идти.

    • Это может означать, что он идет куда-то потому, что кто-то приводит его в движение (как машину), так что не принимайте поспешных решений. Сохранение восприимчивости является ключевым моментом в отгадывании загадок.
  4. Изучите другую информацию, касающуюся загадки. Еще один момент в загадке Эдипа – это проблема со временем. В загадке указаны «утро», «день» и «вечер» в качестве времени совершения действия.

    • Так как загадка начинается с утра и заканчивается вечером, создается впечатление, что в ней спрашивается о том, как что-то начинается и заканчивается.
    • Старайтесь мыслить масштабнее при отгадывании загадок. В них почти всегда используется переносное значение; «день» может значить не «12 часов дня», а «середину» чего-то.
  5. Свяжите действия в загадке с возможными ответами. Теперь вы можете начать сужать круг возможных ответов, исключая те, что точно не подойдут.

    • Стулья и столы не могут «ходить» на своих ножках. То есть, это вряд ли правильный ответ.
    • У человека несколько конечностей, он может «прибавить» себе еще одну, используя такие приспособления, как палки и костыли, и может «пойти» куда-нибудь на своих ногах. Даже если вы не совсем понимаете связь ног со временем, скорее всего, «человек» - правильный ответ.

Часть 4

Отгадывать загадки
  1. Определите, какой вид загадки вам попался. Для решения некоторых головоломок требуются креативные математические способности, к примеру, для этой загадки: «Бочка с водой весит 25 килограммов. Что нужно добавить, чтобы она стала весить 15 килограммов?» (Ответ: дыру).

    • Несмотря на то, что загадки и головоломки часто бывают в форме вопроса, загадки чаще бывают замудренными, а в головоломках задается простой вопрос.

текст: Екатерина Чинарова
www.smartkids.ru

"Отчего утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода?" - кто из нас ребенком не мучался поиском ответа на эти вопросы. Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Прекрасно помню, как папа разъяснил мне, «что делал слон когда пришел на поле он?» - это не про торт Наполеон, и не про французского императора, а про слона, который пришел на поле. Загадки существуют в любой культуре: они являются универсальным интеллектуальным тренажером, который тренирует память, развивает мышление и обогащает речь.


Загадка — это вид устного народного творчества, где в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов или явлений. Загадки имеют несколько функций: познавательную, магическую, дидактическую и игровую. Лингвист и этнограф И. Седакова считает, что загадывание загадок — особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о некоем предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Любая загадка состоит из иносказания (вопроса) и его расшифровки (ответа).

Что же касается детского развития, то загадки стоит обязательно сделать частью вашей повседневной жизни. Загадки развивают метафоричное мышление, так как предполагают отгадывание, додумывание на основе имеющейся информации. Загадки к тому же обогащают детский лексикон, демонстрируя переносное значение слов. Вместо радуги — „крашеное коромысло”, вместо аквариума - „прозрачный дом”, а морковка и вовсе превращается в „девицу в темнице”. Ну и, наконец, загадки - это весело и здорово!

С чего начать?

Загадка как интеллектуальный тренажер привлекательна и тем, что абсолютно доступна. Начинать лучше всего с чтения ребенку загадок-стихов . Они нравятся детям, а за счет рифмы легче отгадываются. «Два брюшка, четыре ушка». Что это? Конечно, "подушка", — с удовольствием подсказывает ребенок. А вот еще:

Сидит дед,
В семь шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)

Кругом вода, а с питьем беда (море)
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил (дождь).

По синему морю
Белые гуси плывут (небо и облака).

Кто у рыбака держит червяка? (рыба)

У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке (рыба).

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает (лягушка).

Без рук, без ног,
На брюхе ползет (червяк)

По горам,
По долам
Ходит шуба
Да кафтан.
(баран)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(мышка)

С виду клин,
А развернешь - блин.
(зонтик)

Собака не лает,
А в дом не пускает.
(замок)

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.
(туча)

Голубая простыня весь свет одевает.
(небо)

Сидит на крыше всех выше.
(антенна)

Не куст, а с листочками.
Не рубашка,
А сшита.
Не человек,
А рассказывает.
(книга)

Сучки - рогатые,
Плоды - крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(клен)

Маленький,
Удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(гриб)

Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Поле не меряно, овца не считаны,
Пастух рогатый.
(небо, звезды, месяц)

Стучат, стучат,
Не велят скучать:
Идут, идут,
А все тут да тут.
(часы)

Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравьи, муравейник)

Хвост с узорами
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.
(петух)

По сеням ходит, а в избу нейдет.
(дверь)

Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком перевязаны.
(стол)

Новая посуда вся в дырах.
(решето, сито, терка)

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(хлеб)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай?
(девять)

Без рук, без ног, а рубашку носит.
(подушка)

Бежит по канатику тонкому.
Войдет в пузырек -
Засветит огонек.
(электрический ток)

Его пинают, а он не плачет.
Его бросают, - назад скачет.
(мяч)

Сижу верхом
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу - привечу.
(шапка)

Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь, у нас работа -
Топать - шлепать по болотам.
(резиновые сапоги)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)

Ела - ела дуб, дуб;
Поломала зуб, зуб.
(пила)

Она, как змейка,
В траве мелькает.
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Новый наживет.
(ящерица)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдет,
Там след останется.
(карандаш)

Кланяется, кланяется.
Придет домой -
Растянется
(топор)

Конь стальной, хвост льняной
(иголка с ниткой)

Зимой — звезда, весной — вода
(Снежинка)

Когда ребенок подрастет, можно загадывать загадки посложнее:

Поле бело, семя черно, кто его сеет, Тот разумеет. (письмо)
Сама черная, ест зеленое, дает белое (Корова).
Черная кошка лезет в окошко (ночь)
Его ждали, его звали, а пришел - как побежали! (дождь)
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
Кто на всех языках говорит? (эхо)
Что мост мостит без топора? (лед)
Какой колокольчик не звенит? (цветок)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
Два братца в одну сторону глядят? (глаза)
Горшочек умен: восемь дырочек в нем (голова)
Накормишь - живет, напоишь - умрет (огонь)

Да в ней намёк

Дети хорошо воспринимают литературные загадки , по сказкам. Я составила серию таких загадок, когда моему ребенку было 6-7 лет. Нужно угадать сказку и литературного персонажа:

Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность. (Сказка о золотой рыбке)
Девочка погналась за кроликом и провалилась в нору. Там с ней произошло много чудес (Алиса в стране чудес).
У младшего сына не было ничего, зато ему достался кот. Да не простой, а очень умный (Кот в сапогах).
Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда (Ворона и лисица).
У девочки папа был директором зоопарка, она любила путешествовать по другим планетам и собирать невиданных зверей («Приключения Алисы» Кир Булычев)
Главный герой этой поэмы очень рассеянный и носит вместо валенок перчатки (Рассеянный с улицы Бассейной).
Вся сила этого старика спрятана в его бороде (Старик Хоттабыч)
Он от всех убежал, кроме одной хитрой и рыжей (Колобок)
Лучшая в мире няня, умевшая летать на зонтике (Мэри Поппинс)
Две сказочных рыбы, исполнявших желания («Золотая рыбка» и «По щучьему велению»).

4-5 летним детям очень нравятся загадки-обманки . С виду они похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: кукарекает спросонок милый, добрый... Трудно удержаться от поросенка, хотя правильный ответ „петух”. Стихотворную форму легче запомнить, а „ошибки-оговорки” вызывают приступ общего смеха.

Детские загадки хороши к определенному случаю . На огороде — огородные („Сто одежек и все без застежек”), дома — хозяйственные („Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу”), за столом — застольные («Сама не ест, а людей кормит»). Наша любимая загадка: «Что за обедом всего важнее?». Оказывается, рот.

Логические загадки

Особое место занимают загадки логические задачки, которые „под яркой обложкой” не выглядят скучно. Пример: две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего? Или: один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Прекрасным источником логических задач являются книги Якова Перельмана.

Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)

Теперь мой сын моложе меня втрое. Но пять лет назад он был моложе меня в четыре раза. Сколько ему лет? (15).

Что больше весит - 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что у одного и нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Загадка Эйнштейна. Эту головоломку, согласно легенде, Альберт Эйнштейн создал для того, чтобы тестировать кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению. Задача подразумевает умение оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Итак, условие:

5 разных человек в 5 разных домах разного цвета, курят 5 разных марок сигарет, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков.

Норвежец живет в первом доме.
Англичанин живет в красном доме.
Зеленый дом находится левее белого.
Датчанин пьет чай.
Тот, кто курит Rothmans, живет рядом с тем, кто
выращивает кошек.
Тот, кто живет в желтом доме, курит Dunhill.
Немец курит Marlboro.
Тот, кто живет в центре, пьет молоко.
Сосед того, кто курит Rothmans, пьет воду.
Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.
Швед выращивает собак.
Норвежец живет рядом с синим домом.
Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.
Тот, кто курит Philip Morris, пьет пиво.
В зеленом доме пьют кофе.
Вопрос: КТО РАЗВОДИТ РЫБОК?

Загадки с подвохом

Эти загадки мы хорошо помним - пришлось поломать голову в детстве. Какой рукой лучше размешивать чай? Не важно, ответишь ли правой или левой. Лучше всего чай размешивать ложкой!

Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где вы находитесь? (На карусели)

Что ответила Агата Кристи на вопрос "О чем вы думаете, когда моете посуду?" (Об убийстве)

Шли 3 поросенка. Одни - впереди двух, один - между двумя, один - позади всех. Как шли поросята? (друг за другом)

На какой вопрос нельзя ответить нет? (вы живы?)

Шел охотник мимо башни с часами. Взял ружье и выстрелил. Куда он попал? (в милицию)

Летела стая уток. Одна впереди, две позади. Одна позади и две впереди. Одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (три)

Учимся мыслить

Познавательное мышление - это наша способность исследовать мир и систематизировать подход к изучению. Оно начинается с «почему?», с любопытства, которым обладают все малыши, и, конечно, с загадок. Загадывая загадку, не спешите с ответом. Сделайте паузу.

Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки — это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка чуда познания, и он привыкает „потреблять” готовую информацию и теряет интерес к загадкам вообще. Задавая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, мы тоже оказываем ему „медвежью услугу”. Главное, дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо просто уметь их выделить и сопоставить.

Не беда, если ребенок не отгадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без подсказки взрослого у ребенка 4-5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу увидеть предмет или явление по-новому.

Загадки — отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему будет удаваться чтение и письмо в школе.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Стереотипный ответ — ночью. Оказывается, когда дверь открыта.

Зачем (за чем) вода в стакане? Ребенок пытается придумать причину — чтобы пить, и не замечает ловушки. Верный ответ: за стеклом.

Один поезд едет из пункта А в пункт В с опозданием 10 минут, а другой — из пункта В в пункт А с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к пункту А, когда они встретятся? Ответ: на середине.

Такие задачки с "подвохом" стандартным образом не решишь. Загадка - не только "экзамен на знания" или "проверка на смекалку", но и толчок к развитию нестандартного мышления.

Загадки собственного производства

Следующий шаг — создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный "загадывальщик", выделил четыре основных этапа создания загадок: "отстранение — ассоциация — метафора — форма".

Сначала предмет (например, морковка) берем из контекста и описываем его как "оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые "вершки" оставляет на улице. Затем сравниваем морковку с чем-то или кем-то — растет, сидит, хвост как коса, и приходим к метафоре: красная девица в темнице, а коса — на улице. То есть, даем предмету метафорическое определение. При желании все это облекаем в красивую стихотворную форму.

На что похож снег, спрашиваем у ребенка. На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле — на что похож? На одеяло, на покрывало. Когда тает — течет. Вот и выйдет что-то подобное: "Мягкое, белое лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло". Или так: "Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой".

Психологи считают, что, придумывая детские загадки, важно соблюдать ряд условий.

Во-первых, "зашифровывать" в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр — практически исчерпывающая информация о мышке.

Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста ребенка: чем старше, тем меньше "подсказок", тем сложнее и интереснее отгадывать. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится "оперировать" этими знаниями, использует их "в деле".

И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием — аналогия или сравнение. Замок похож на собачку, потому что "сторожит" дом: "Не лает, не кусает, а в дом не пускает". Крапива - на огонь: "Не огонь, а жжется". Паутина - на "сито", потому что она "свита": "Висит сито — не руками свито". И так далее.

Приятного вам загадывания и отгадывания! Напоследок - загадка: почему загадки опасны?