Традиции празднования пасхи. Пасха — что это за праздник

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!

Пасха. Немного истории

ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.

В течение всей Страстной недели, предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (паску, кулич), красили и расписывали яйца, запекали поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д.

Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.

История Пасхи, Пасхальные обычаи и трапезы

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник кочует во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют чистым, причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили паску, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста.

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.

Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения и что у Господа Иисуса Христа есть день рождения, это ничего не говорит о том кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит что Иисус Христос действительно Господь Иисус Христос, Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы.

Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.

Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.

Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

Как праздновать Пасху?

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Пасха. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Бог, как помните, сотворил мир за шесть дней, с воскресенья по субботу, субботу же он посвятил отдыху. У первых христиан неделя тоже начиналась с воскресенья. И лишь с тех пор, как они стали отмечать Пасху раздельно от иудеев, день этот стал завершающим, выходным, как мы сейчас говорим. В течение года отдыхаем мы по воскресеньям - это наш маленький еженедельный праздник. Но пасхальное воскресенье называется Великим, ибо в этот день «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал».

Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и российские же забавы.

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие Христа, - главного праздника в православии, второго по значимости в католицизме и других направлениях христианства.

К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. На Пасху наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется наконец вкушать все, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он». Церковь свидетельствует: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом, вошел в славу Господню. Как сказал Сам Христос: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22).

Пасхальные дни посвящают церкви и увеселению. Можно сводить детей в лес, в парк, покатать ребят на качелях (традиционное развлечение в старой России).

Есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение, а еще - Христов день. Само слово «Пасха» переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление» (от египетского рабства).

Христианская Пасха от греческого «пасхейн» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Но с V века Пасха превратилась в радостный праздник Воскресения Христова.

Каждый год высчитанная по лунному календарю Пасха попадает на разные числа (теоретически с 4 апреля по 8 мая). В советскую эпоху старушек, у которых была переписана Пасхалия на несколько лет, в городах были единицы. Тем не менее дни главных передвижных праздников знали все. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха - праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Приняв накануне, вечером Великой Пятницы, страшные мучения на Голгофе, Иисус Христос скончался на кресте. После этого знатным членом Совета Иосифом из Аримафеи и другим тайным учеником Христа, Никодимом, по разрешению Пилата Спаситель был снят с креста и погребен в новой могиле, высеченной в скале.

Все это происходило в пятницу, ибо в Великую Субботу отмечают переход от скорби к радостному приближению Воскресения. Во время пения Полуношницы Плащаница уносится в алтарь и размещается на престоле, где и остается до праздника Вознесения Господня в знак дневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Что же такое Плащаница? Плащаница - это большой плат из шелковой ткани с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Она символизирует как раз то полотно, которым Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом обвили тело Христа перед положением во гроб: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале...» (Мф. 27, 59-60).

Заканчивается пасхальная литургия ликующим «Христос Воскрес», на который молящиеся в храме радостно хором отвечают: «Воистину Воскрес». Великое Воскресение Христа празднуется как великое Деяние Бога. Великое потому, что Жизнь побеждает смерть, Добро побеждает зло, наконец, Божественное побеждает сатанинское, Бог побеждает дьявола... В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской Жизни. Причем одна очень важная мысль: спасение совершается в одиночестве, спасение - от нелюбви. Спасение совершается в одиночестве, но празднуется вместе. Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Пасха у православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников - целую неделю (седмицу): «Вся та неделя - один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя всю ту неделю», - говорится образно в древнем Писании. Еще в древней Руси была известна Светлая седмица под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Описание русской Пасхи есть у многих видных прозаиков и поэтов. Особенно пронзительные слова можно встретить у тех, кто был вынужден уехать в годы революции из России, - А. Куприн, И. Бунин, Н. Шмелев, Саша Черный, 3. Гиппиус и др.

Пасхальные народные приметы

Светлое Воскресение Христово у народа издревле связано и с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, на погоду.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; на святой дождь - добрая рожь; на святой гром - к урожаю; солнышко с пасхальной горки в лето катится; если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечивать болезни. А если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть: если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками.

Что такое Пасха? Праздник Пасхи, самый главный христианский праздник - это особый торжественный день в духовной и литургической (речь о христианском богослужении) церковной жизни. Религия Пасхи основана на принципах всего христианского учения и вообще всей библейской истории. Информация о Пасхе появилась еще в Ветхом Завете, но там у этого слова был иной смысл. Православными этот великий праздник отмечается в честь события Воскресения Христова - одного из эпизодов, описанных в Новом Завете (части Библии, посвященной Христу и его учению). Поэтому праздник Святой Пасхи еще носит такие названия, как Светлое Христово Воскресение и Воскресение Христово.

Отмечают Пасху после Великого поста (центрального поста во всех исторических церквях) и масленицы (веселых проводов зимы, празднование которых имеет еще языческие корни). Точной даты, когда её отмечают, нет, поскольку она передвигается из года в год и определяется по специальным календарям относительно весеннего равноденствия и полнолуния, но всегда выпадает на воскресенье.

Основным принципом православного вероучения является событие, связанное с Вознесением Иисуса Христа. Согласно историческим данным, подтверждается жизнь Иисуса из Галилеи и факт его распятия на кресте. Этот день, названный Страстной Пятницей, является самым печальным и строгим днем Страстной недели (последние 6 дней Великого поста). В этот день Христос был осужден и казнён на Голгофе, после чего его похоронили в пещере. Однако на третий день распятый Иисус не был там обнаружен. Когда пришли женщины с благовониями (миром), чтобы по обычаю умастить тело (в Евангелии «жены-мироносицы»), они увидели, что на месте осталась только плащаница - пелена, в которую было завернуто тело распятого. Много раз Спаситель в течение сорока дней после смерти являлся обычным людям и своим ученикам-апостолам - это доказывает Воскресение Христово.

Первоначально Страстная Пятница и Воскресение Спасителя отмечались последователями христианства каждую неделю. Скорей всего, именно поэтому последний день недели у русского народа и стал назваться воскресеньем. Позже празднование светлой Пасхи стало событием ежегодным.

День Воскресения Христова сопровождается приготовлением пышных куличей и окрашенных яиц, без которых не обходится ни один стол. В праздник неспроста яйца красят в красный. Здесь есть, по некоторым разъяснениям, мистический смысл: цвет означает переход из могилы в вечную жизнь.

Празднование этого дня вообще отличается своей символикой:

  • символы, выражающие жизнь (куличи, зайчики, крашеные яйца);
  • отражает свет;
  • на преобразование указывают пасхальные ручейки.

В праздник на Светлой седмице раздается звон колоколов. Согласно церковному уставу, только на Светлой седмице можно издавать звон колоколов вне богослужения. По историческим сведениям к 19 веку в России появилась традиция открывать колокольни для всех. В конце 20 века она получила второе рождение, однако в редких церквях допускают людей к колокольне без сопровождения.

Суть празднования Пасхи Христовой заключается в победе над смертью, ставшей входом в Царствие Небесное (Царство Божие) и переставшей быть концом жизни.

Вот почему Пасха и вся Светлая седмица (неделя после Пасхи) сопровождаются торжественными богослужениями с прославлением Христа. Празднование завершается в следующее воскресенье. Его ещё называют Фоминым днём, Антипасхой, Красной горкой.

Воскресение Христово: народные традиции и обычаи

Почти все берут свое начало в совершении религиозных обрядов (богослужении). Народные гуляния напрямую взаимосвязаны с выходом из говений Великого поста после периода воздержания от пищи и веселья. В ряде западных стран по утрам взрослые прячут пасхальные яйца, а дети их ищут по дому. Поскольку дети не находят место появления этих яиц, родители подкладывают им «гнездо» зайчика с огромным количеством яиц различного цвета. Этот кролик символизирует богатство с плодородием и является с 16 века немецким . Также делают сладости, игрушки и сувениры в форме кроликов.

В Европе практически во всех странах Страстная неделя и следующая за ней - это каникулы у школьников и студентов. Кроме того, праздник во многих странах отмечают как государственный. Во Франции на протяжении всего праздника есть традиция «молчание церковных колоколов». Когда дети спрашивают у взрослых, по какой причине не звонят в храмах колокола, принято говорить: «улетели в Рим».

В России вечером начинались народные гуляния прямо на дворе церкви. Согласно историческим сведениям, они продолжались от 1 дня до 2–3 недель и сопровождались молодежными хороводами и сватовством, играми и катанием на качелях. Такие народные гуляния назывались Красной Горкой: где-то так именовали первое воскресенье после Пасхи, а где-то и всю Светлую Седмицу.

В России и Сербии было принято разбивать крашеные яйца одно об другое, разными сторонами по очереди, и целоваться 3 раза в щёки - «христосоваться». Среди детей были популярны «покатушки»: игра, у кого дальше укатится пасхальное яйцо. В Светлое Христово Воскресение по обычаю так делали для плодородия земли, катая по ней.

Но в 20-х годах ХХ века политика искоренения всего, что было связано с религией, прервала и издание тематических открыток. Пасхальные поздравительные карточки кустарного производства с начала Великой Отечественной войны стали появляться в немногочисленных храмах. Во время перестройки, во второй половине 80-х, такие открытки понемногу снова начали издаваться государственными издательствами СССР. Примерно в начале 90-х стали продавать куличи в булочных.

Как празднуют Воскресение Христа в православной церкви

Перед наступлением праздника Пасхи верующие тщательно прибирают свои дома и квартиры, в том числе моют окна и вешают свежие занавески. Подготовку к торжеству (красить яйца и печь куличи) принято заканчивать к Страстной пятнице, а где-то - и в этот день. Что касается самого процесса прохождения торжества, то здесь можно выделить следующие основные этапы.

Этапы Что происходит
Приветствие. Люди при встрече в этот великий праздник говорят «Воистину Воскресе» в ответ на », после чего целуются 3 раза. Люди обмениваются подарками: пасхальными яйца и куличами, оформленными в красивую упаковку.
Богослужение. В праздник Воскресения Христова проходит с 23 часов, а ровно в полночь начинается крестный ход (церковное торжественное шествие с иконами и большим крестом вокруг церкви или от одного храма к другому). Чтобы освятить крашеные яйца и куличи, верующие берут их с собой на богослужение.
Крестный ход. Перед празднованием верующие сначала собираются в храме, затем отправляются на церковное торжественное шествие: крестный ход в Воскресение Христово с чтением стихиры - стиха молитвенной поэзии (псалма). После этого православный народ идет к дверям храма, начинается пасхальная служба.

Огромное значение в светлое Христово Воскресение отводится огню во время богослужения. Он обозначает Свет Божий после вознесения Иисуса. В российских, греческих и других городах православные люди ждут от Храма Воскресения Христова (Храма Гроба Господня - главного храма христианского мира) сошествия Благодатного огня. Огонь, что символизирует выход воскресшего Иисуса Христа из гроба, доставляют из Иерусалима по церквям и раздают людям. Верующие стараются продержать огонь в течение года у себя дома в лампадах - сосудах с фитилем и маслом, которые зажигаются перед иконами.

Люди после церковной службы отправляются домой на торжество. В праздник светлого Христова Воскресения завершается пост. С этого дня разрешается снова употреблять в пищу молоко и мясо. Праздник продолжается еще неделю до момента, когда можно устраивать свадебные и прочие торжественные мероприятия, находящиеся под запретом в великопостный период.

В каждой стране есть свои традиции. Однако для всех верующих Пасха - это светлый и радостный праздник. Люди получают надежду на спасение, каждый православный человек верит в это, поскольку Иисус воскрес. После вознесения Спасителя его земное присутствие уступает место невидимому пребыванию в храме.

Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (государственных и религиозных). Детям интересно узнавать о празднике с помощью рассказов и стихов.

Мы предлагаем вашему вниманию рассказы и стихи о Пасхе для детей младшего школьного возраста.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А. Блок

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Я. Полонский

Бог воскрес, и смерть побеждена.

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна...

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

А. Плещеев

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Л. Чарская

ДИВНЫЕ ЗВУКИ

Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

В улыбке синих

Живых небес

Всё та же радость:

Христос воскрес!

Вражда исчезла,

И страх исчез.

Нет больше злобы

Христос воскрес!

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно:

Христос воскрес!

Земля и солнце,

Поля и лес —

Вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан.

Хотя началось все значительно раньше, и традиция празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокое ветхозаветное прошлое.

Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Просьбы израильтян отпустить их, фараон неизменно оставлял без внимания. В последние десятилетия, предшествовавшие исходу евреев из Египта, рабство стало для них невыносимым. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, даже постановили умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.

Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа. И тогда последовали так называемые «10 египетских казней» — вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там. Это явственно говорило о Божественном презрении на избранный народ. Однако фараон не воспринял всерьёз пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.

И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища.

Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома. Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошёл мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.).

После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворождённых мужеского полу.

Ветхозаветное празднование Пасхи

Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» — «проходить», в значении — «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный.

Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду.

Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.

Агнца, который так и назывался — Пасха, семья была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый праздника. Эта трапеза была главным событием празднования.

Обязательно употреблялись в пищу горькие травы (в память горечи рабства), кашица из фруктов и орехов и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.

Пасха после завета

После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

В настоящее время точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения.

В Евангелии мы можем прочесть, что по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый недели» (после субботы). Этот уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских он был назван «воскресеньем». Нисан соответствует марту—апрелю.

Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно). В лунном календаре очень быстро накапливаются по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет.

В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный был Пасхой. Но уже во II—III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.

В IV веке Церковь приняла отмечать Пасху в первый воскресный после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).

Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха. С тех пор этот «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.

Как праздновать Пасху

К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост — время покаяния и духовного очищения.

Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. Эта служба отличается от обычных церковных служб. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоустого, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!»

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой Он вознёсся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.

По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок. С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыплёнок, который вылупится из этого яйца.

«Как может мёртвый воскреснуть? — последовал вопрос Тиберия. — Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо — яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом.

Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.

Значение Пасхи

Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идёт не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших.

Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него. Неизбежный конец человеческой жизни ведёт к встрече с Богом. В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече.

Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба.

До XVI православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей — Адама и Еву — они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя. Это же звучит и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мёртвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Значение воскресения Христа для делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Он всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».

Смерти нет. Эту радость апостолы возвестили миру и назвали её «Евангелием» — благой вестью о воскресении Иисуса Христа. Эта радость переполняет истинного христианина, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и главные слова его жизни: «Воистину воскресе Христос!».

Особенностью Евангелия Христова является доступность его понимания и исполнения заповедей вечной жизни для любой культуры, любого возраста и состояния. Каждый может найти в нем Путь, Истину и Жизнь. Благодаря Евангелию чистые сердцем видят Бога (Мф. 5, 8), и Царство Божие обитает внутри их (Лк. 17, 21).

Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения — Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет».

Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!»