Тема воспитание детей в творчестве. Воспитание дошкольников в творческих играх



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Список литературы

1. Корпоративная культура


Блинов, А.О. Совершенствование корпоративной культуры предприятий авиационной промышленности на основе управления лояльностью человеческих ресурсов /А.О. Блинов //Управление персоналом. – 2012. - №12. – С.29-31.

Этика корпоративной культуры – это не догма, а руководство к действию! //Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.42-43.

Боволис, К. В L`Oreal мы используем концепцию «философского пинг-понга» /К. Боволис //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.7-15.

Булкина, Е. Ну-ка, зеркальце, скажи… /Е. Булкина //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.36-41.

Гаврилова. О. «Яйцо «рождает» яйцо… И жизнь курицы совсем не влияет на её яйцо – эта аксиома генетики совсем не о корпоративной культуре /О.

Гаврилова //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.26-30.

Клюс, С. Классическая музыка самая сложная в понимании и исполнении из всех видов музыки /С. Клюс //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.20-25.

Лега, О. Люди работают на идею, а не на меня /О. Лега //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.31-35.

Мальцева, Т. Метания то в жар, то в холод категорически недопустимы в формировании корпоративной культуры /Т. Мальцева //Управление персоналом. – 2012. - №15. – С.16-19.

Беляева, М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития /М.И. Беляева //Alma mater. – 2011. - №4. – С.45-48.

Герасимова, Г.В. Значение и особенности корпоративной культуры в колледже / Г.В. Герасимова //Alma mater. – 2011. - №4. – С.42-44.

Гулимова, А. Корпоративная культура: создать нельзя использовать /А. Гулимова //Управление персоналом. – 2010. - №9. – С.48-56.

Калинина, Н. Корпоративные капустники /Н. Калинина //Секретарское дело. – 2010. – С.56-64.

Перегудов. С. Кризис корпоративной модели российского бизнеса /С. Перегудов //Международная экономика и международные отношения. – 2010. - №5. – С.32-41.

Маркушина, Е. Опоздания на работу и корпоративная культура /Е. Маркушина //Управление персоналом. – 2009. - №21. – С.77-85.

Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений /В. Быков, Н. Пичко //Общество и экономика. – 2009. - №3. – С. 136-144.

Жарикова, А.Е. Связь менталитета и корпоративной культуры в России/ А.Е. Жарикова // ВМУ. Сер.18. Социология и политология. – 2009. - № 1. – С. 154 – 155.

Козлов, В. Проблема единства организационной культуры компании/ В, Козлов // Управление персоналом. – 2008. - №9. – С. 53 - 56.

Дёмин, Д. Корпоративная культура – средство промывки мозгов / Д.Дёмин //Управление персоналом. – 2008. - №6. – С. 79 – 82.

Матвеев, А. Б. О понятии «корпоративной культуры» и условия её развития в России / А. Б. Матвеев //Философские науки. – 2007. - №12. – С. 66 – 85.

Сивальнёва, Т. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки/ Т. Сивальнёва, М. Жалнин //Управление персоналом. – 2007. - №18. – С.53 – 54.

Кремнева, Н.Ю. Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы/ Н.Ю. Кремнева // Социс. – 2007. - №7. – С.52 – 59.

Суворова, О.Д. О культурологическом аспекте проблемы взаимодействия националдьной и корпоративной культур / О.Д. Суворова // ВМУ. Сер.19

Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2007. – №2. – С.117 - 124.

Попов, Б. Формирование корпоративной культуры /Б. Попов //Управление персоналом. – 2007. - №4. – С.61 - 63.

Персикова, Т.Н. Феномен корпоративной культуры в современной России: сопоставительный анализ корпоративных культур в российских и иностранных организациях /Т.Н. Персикова // ВМУ. Сер.19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2007. – №1. – С.159 - 169.

Исламова, С. День сурка или день фирмы: [корпоративная культура]/ С. Исламова // Управление персоналом. – 2006. - №20. – С.46 – 49.

Гудкова, Т.В. Культура фирмы как фактор повышения эффективности её функционирования // ВМУ. Сер.6.Экономика. – 2005. – №6. – С.53 - 64.

2. Организационная культура


Куликов, Ю.А. Организационная культура и система менеджмента качества/Ю.А. Куликов // Менеджмент в России и за рубежом – 2012. - №3. – С.5-11.

Немцов, Э.Ф. Организационная культура и электронная почта / Э.Ф. Немцов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №2. – С.118-126.

Семёнов, Ю.Г. Организационная культура в контексте гуманитарных технологий /Ю.Г. Семёнов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №2. – С.127-130.

Спиваковский, В.Е. О взаимосвязи уровня рефлексии групповой (командной) роли с типом организационной культуры / В.Е. Спиваковский //ВМУ. Сер.14. Психология. – 2010. - №1. – С.84-93.

Моргунов, Е. Организационная культура: единство или множественность / Е. Моргунов //Управление персоналом. – 2010. - №6. – С.26-30.

Аксакова. Н.В. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности /Н.В. Аксакова //Управление персоналом. – 2009. - №12. – С.53-56.

Мясоедова, Т.Г. Организационная культура российских корпораций/ Т.Г. Мясоедова, Н.И. Малышева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - № 3. – С. 139 - 144

Моргунов, Е. Олигархов больше нет: векторы управления организационной культурой/ Е. Моргунов // Управление персоналом. – 2009. - №3. – С. 56-66.

Павлова, О.В. Ценностный отбор как технология обеспечения идентичности организационной культуры/ О. В. Павлова // Управление персоналом. – 2009. - №3. – С. 46-48.

Ленская, И.Ю. Организационная культура муниципальной и государственной гражданской служб: опыт сравнительного исследования /И.Ю. Ленская //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №4. – С.145 – 151.

Тихонов, А.П. Организационная культура и соционика – результаты эмпирического исследования/ А.П. Тихонов, К.А. Доронин //Менеджмент и кадры. – 2007. - №10. – С.5 – 11.

Блохина, С.В. Организационная культура в качестве путеводителя по компании / С.В. Блохина //Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2007. - №8. – С. 81 – 95.

Немцов, Э. Организационная культура и электронная почта / Э. Немцов // Секретарское дело. – 2007. - №7. – С. 38 – 46.

Толкачёва, Е. В. Этология в помощь организационному поведению /Е.В. Толкачёва // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №6. – С. 131 – 137.

Стивенс, Д. Индивидуальное поведение: Из книги Я. Брукса «Организационное поведение» / Д. Стивенс // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №5. – С. 122 – 136.

Вэй Фэн. Организационная культура в России и Китае / Вэй Фэн, Н.Н. Покровская //Социс. – 2007. - №4. – С. 136 – 140.

Тихонов, А.П. Организационная культура. Что это такое и из чего состоит /А.П. Тихонов, О.В. Мартынов //Менеджмент и кадры. – 2006. - № 11. – С. 5 – 12.

Антопольская, Т. Организационная культура вуза в теории, социальных представлениях студентов и технологии обучения / Т. Антопольская // Alma mater. – 2005. - № 7. – С.3 - 9.

Стоянова, В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности/В.А. Стоянова //

Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №1. – С. 3 – 9.

Богатырёв, М.Р. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления /М. Р. Богатырёв //ВМУ. Сер. Экономика. – 2004. - №6. – С. 97 – 124.


Перестал замечать в форумах, блогах, статьях и интервью что-то особенно интересное, что подходило бы для перевода и публикации в своем блоге. Повышенный интерес к техническим частностям я проехал, и история этого интереса отражена в моих постах - о чем голова болела на каждый момент развития, то приблизительно и переводил. Безусловно, сейчас появились более яркие статьи по ранее затронутым вопросам, но мне те темы уже не так близки, внутри себя я их как-то отрешил, пережевал. С остаточным любопытством не чураюсь их и приглядываю, когда под руку попадаются, но это уже пассивный мониторинг, как правило ничего до конца и не дочитываю. Для тех, кто интересуется техническими вопросами игры - а таковых читателей судя по статистике посещений блога больше всего - нелишне будет напомнить о существовании блога Грэхама Фитча . По нему чаще встречаю очень теплые отзывы на форумах, и сам я с удовольствием перевёл несколько его постов. Он, да Чанг, да Бернард - вот вся интернет команда по минимуму, которых можно изучать пытливому уму в самом начале. В отношении психологии игры мне показался вполне достаточным «пуленепробиваемый музыкант» . Именно эти люди объемно, без воды и самолюбования хорошо сделали своё дело. ИМХО. Я субъективен, говорю только о своем опыте чтения интернета.

Конечно, очень много и других интересных людей мне попадалось, но их вклад был все же несоизмерим по объему доступного и полезного материала. Много просто пустой болтовни, после которой не остается никакого сухого остатка. И к сожалению, надо признать, что на русском языке мало чего можно найти. Несомненно, мне встретились несколько крайне полезных книг таких авторов как Нейгауз, Гофман, Савшинский, Шмидт-Шкловская, и других, но все это книги мастеров прошлого века, советской эпохи. Чего-то удобоваримого по-русски для взрослых любителей, озабоченных вопросами техники игры, я не встретил в интернете 21-го века. Куча каких-то курсов, роликов ютюба, но все как-то совсем из других весовых (умственных) категорий. Не обязательно более низких категорий, лекции Аркадьева, например, по Баху просто выше, и поэтому кажутся заумными для моего уровня. (Кстати, на днях он анонсировал свою новую книгу , может она окажется более доступной для понимания начинающими). Так что учите, люди, английский язык, если самостоятельно хотите учиться и при этом пользоваться наиболее эффективным мировым учебным материалом, включая возможность с кем-то обсуждать свои узкие вопросы. Да, мне уже кажется, что и делов-то - научиться читать по-английски - совсем никаких! Бернард, говорит, овладел языком (чтением, письмом, речью) за три месяца, а тут нужно только научиться читать. Думаю, за год можно уложиться, если начать с нуля. Если не получается выучить английский, то возникает вопрос, а почему вы думаете, что тогда с фортепиано у вас получится? Дисциплина обучения фортепиано ведь на порядок сложнее дисциплины разучивания чтения иностранного языка.

За последнее время мне понравились такие ролики на YouTube как интервью с Сеймуром Бернштейном , 4-частный фильм с рассуждениями Билла Эванса, интервью с Майлс Дэвисом. Вот оно всё из первых рук, без всяких пересказов, всё по делу, но нет совершенно никакой возможности всё это переводить для блога. Слишком затратно. И опять же всё, только что упомянутое, не касается сугубо технических приемов игры, а больше философского плана. Это мне интересно, но не факт, что эти разговоры так уж волнуют других.

На данном этапе у меня интерес к холистическим аспектам обучения, т.е. ко всей целостности встраивания обучения игре в жизнь. При этом многое умное и интересное в интернете из других областей нежели музыка мне начинает казаться имеющим какое-то отношение к моим занятиям на фортепиано. Потому что это как жизнь, и закономерности общие. Чтобы улучшить свою игру я больше сейчас озабочен, как попасть в правильное психологическое состояние, какие выстроить внутренние отношения, а, значит, как воспринимать окружающую (и внутреннюю!) действительность, нежели что-то там техническое. Потому что именно в этом я усматриваю возможность дальнейшего качественного скачка в игре для себя.

И для примера холистических рассуждений об обучении я предлагаю ниже перевод свежей статьи из Нью-Йорк Таймс How to Raise a Creative Child. Step One: Back Off с небольшими сокращениями. При некоторой фантазии можно представить, что речь не обязательно идет о детях. Попробуйте относить сказанное к своей манере учить что-то новое.

Как воспитать творческого ребёнка. Шаг первый: отстаньте от него.


Они обучаются читать в 2 года, играют Баха в 4 года, выполняют арифметические действия в 6 лет, а к 8 годам бегло говорят на иностранных языках. Их одноклассники страдают от зависти, а родители радуются выигранной лотерее. Но, перефразируя Т.С.Элиота, их карьеры скорее приведут к нытью, чем к взрыву.

Посмотрим на самую престижную победу для научно одаренных старшеклассников в конкурсе поиска талантов в Вестингаузе, названным научным Супер Кубком одним американским президентом. С самого начала его истории в 1942 году и до 1994 года финалистами конкурса были признаны более 2000 одаренных подростков. Но только 1 процент из них дошел до принятия в Национальную Научную Академию, и лишь восемь человек завоевали Нобелевскую премию.

Вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, которые меняют мир. Мы полагаем, что им, должно быть, не хватает социальных и эмоциональных навыков для функционирования в обществе. Но когда мы смотрим на факты, такого объяснения недостаточно: менее четверти одаренных детей испытывают социальные и эмоциональные проблемы. Громадное большинство из них хорошо приспособлены - побеждают одновременно и на коктейльных вечеринках, и в грамотности.

Их сдерживает то, что они не учатся оригинальности. Они прилагают все силы, чтобы понравиться родителям и вызвать восхищение у учителей. Но когда дело доходит до выступления в Карнеги Холле или завоевания титула шахматного чемпиона, случается нечто неожиданное: практика доводит до совершенства, но она не создает новое.

Одаренные дети постигают исполнение величайших мелодий Моцарта, но редко сами сочиняют собственную музыку. Они фокусируют свою энергию на овладении имеющимися научными знаниями, не производя при этом новых открытий. Они сообразовываются с кодифицированными правилами вместо того, чтобы изобретать свои. Исследования показывают, что наиболее творческие дети наименее всех остальных становятся любимчиками учителей, и поэтому многие из них приобретают привычку держать при себе свои оригинальные идеи. В терминах языка критика Вильяма Дерезивич они становятся отличными овцами.

Став взрослыми, многие вундеркинды оказываются экспертами в своих областях и занимают руководящие посты. Однако, «лишь малая часть одаренных детей становится в конце концов взрослыми революционными творцами» - высказывает сожаление психолог Элен Виннер. «Те, кто доходит до этого, вынуждены проходить через болезненное преобразование» во взрослого, который «в конечном итоге переделывает сферу деятельности».

Большинство вундеркиндов никогда не делают такой скачок. Они применяют свои необычайные способности блистая в своей работе, но не вызывая никаких волн. Они становятся врачами, которые лечат своих пациентов, но не борются за исправление негодной медицинской системы, или адвокатами, которые защищают своих клиентов от несправедливых поборов, но не пытаются менять сами законы.

Так что же требуется для воспитания творческого ребенка? В одном исследовании проводилось сравнение семей с детьми, которые котировались в 5 процентах наиболее творческих детей в школе, с теми семьями, где дети не были особенно творческими. Родители обычных детей в среднем устанавливали шесть правил поведения дома, касающихся графика выполнения домашних заданий и отхода ко сну. Родители детей с высоким творчеством в среднем имели менее одного такого правила.

Может быть творчество трудно воспитать, но ему легко помешать. Ограничивая правила, родители побуждают своих детей думать самостоятельно. Они стремятся «делать упор на моральные ценности вместо определенных правил», - сообщает Гарвардский психолог Тереза Эмейбил.

Да, родители творческих детей поощряли их на совершенство и достижение успеха, но они также поощряли на нахождение «радости в работе». У их детей была свобода расставить свои приоритеты и найти свои собственные интересы. А это позволяло детям становиться творческими взрослыми людьми.

Когда психолог Бенджамин Блум провел исследование ранних корней творчества у музыкантов с мировой известностью, артистов, спортсменов и ученых, он обнаружил, что их родители не помышляли о воспитании детей-звезд. Они не были в роли сержантов на плацу или поставщиками рабов. Они прислушивались к внутренней мотивации своих детей. Когда дети проявляли интерес к чему-либо, родители поддерживали их.

У концертных пианистов высшего уровня не было элитных учителей с младенческого возраста, первые свои уроки они получали от живущих по соседству, кто сделал обучение радостным. Моцарт проявил интерес к музыке до уроков, а не наоборот. Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепиано сама, Ицхак Перман начал самостоятельно изучать игру на скрипке после отказа в зачислении в музыкальную школу.

Исследователи обнаружили, что, чем больше мы занимаемся, тем больше мы увязаем в колее - оказываемся в ловушке одних и тех же образов мышления. Эксперты по игре в бридж испытывают больше трудностей, чем новички при адаптации к новым правилам игры, опытные бухгалтеры действуют хуже новичков в применении новых налоговых правил.

Есть доказательства, что творческий вклад зависит от широты, а не только от глубины наших знаний и опыта. В индустрии моды самые оригинальные коллекции появляются у тех кутюрье, кто много времени работал за рубежом. В научной деятельности завоевание Нобелевской премии менее относится к гению в узкой области, а более к тому, кто интересуется разными направлениями. По отношению к обычным ученым нобелевские лауреаты в науке в 22 раза чаще оказываются еще и актерами, танцорами и фокусниками; в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы и романы; в 7 раз чаще занимаются искусствами и ремеслами; и в 2 раза чаще играют на музыкальном инструменте или сочиняют музыку.

Никто не заставляет этих выдающихся ученых заниматься своим хобби по искусству. Оно отражает их любопытство. И иногда это любопытство приводит к озареньям и открытиям. «Теория относительности открылась мне интуитивно, и музыка является движущей силой этой интуиции», - писал Альберт Эйнштейн. Его мать записала его на уроки по скрипке в возрасте 5 лет, но ему это не было интересно. Его любовь к музыке расцвела только в подростковом возрасте после того, как он бросил посещение уроков и столкнулся с сонатами Моцарта. «Любовь - лучший учитель, чем чувство долга», - сказал он.

Попытайтесь запрограммировать некий успех и в лучшем случае получите амбициозного робота. Если вы хотите, чтобы ваши дети привнесли оригинальные идеи в этот мир, вы должны дать им возможность преследовать их страсти, не ваши.

(Весь альбом Avi Darash - Impermanence можно послушать .)

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.