Страховка при смерти офицера. Единоразовые и ежегодные выплаты

Каждый, кто поступает на государственную военную службу, на основании законодательства подлежит обязательному страхованию. Минобороны гарантирует компенсацию за любое увечье или заболевание, которое возникло за период службы. Производятся выплаты родственникам погибших военных, если смерть последних явилась следствием болезни, ранения или иной .

Родственники после гибели военного не всегда понимают, какие привилегии и выплаты полагаются им от государства. Список претендентов на получение соцгарантий после потери члена семьи зависит от того, в каком воинском качестве состоял погибший перед смертью. Понять, в каких случаях положены льготы вдовам военнослужащих пенсионеров, их детям и родителям, могут ли рассчитывать на позволяют правовые акты, выпущенные Минобороны, правительством и федеральной властью.

Правовые гарантии от государства

Документов, которые утверждают назначение , в законодательстве много. Выбор нужного правового акта зависит от того, на каком основании будут предоставляться субсидии.

Основными законами, свидетельствующими о правах на военные пособия, являются:

  • 76 ФЗ, где в 24 статье изложены госгарантии для семей, потерявших кормильца;
  • 128 и 53 ФЗ о соцгарантиях семьям погибших военных;
  • 306 ФЗ, 142 ПП, определяющие на основании денежного довольствия, какие выплаты положены для членов семей военнослужащих;
  • 855 ПП и 52 ФЗ, а также 325 Приказ Минобороны, отражающие имеющиеся страховые гарантии и порядок посмертных выплат семье;
  • 400, 166 и 4468-1 ФЗ, где перечислены пенсионные льготы;
  • 1100 Приказ Минобороны, где прописан порядок назначения единой денежной выплаты – ЕДВ родственникам погибших военных;
  • 5 ФЗ про льготы вдовам участников ВОВ.

При поступлении на службу военнослужащим оформляется страховка, в том числе, на случай смерти.

Она распространяется на:

  • действующих военнослужащих по призыву или по контракту;
  • участников военных сборов;
  • тех, кто числится в .

Однако, если доказана прямая связь между виновными действиями военного и его гибелью, страховка родственникам выплачиваться не будет.

Поддержка семьям, связанная со смертью военнослужащих, оказывается в разных формах.

Она подразделяется на:

  • выплаты единовременные;
  • ежемесячные пособия;
  • льготы и субсидии, затрагивающие области социальной сферы.

Первый вариант преимущественно основан на страховых компенсациях, второй - на пенсионных начислениях, а третий выражает общую заботу государства о , потерявших родственника.

Кто может претендовать на поддержку

В законодательных актах, регламентирующих госпомощь родственникам военнослужащих, используется общее наименование - «члены семьи», при этом под ним может пониматься разная степень родства и ограниченный круг лиц.

  • при исполнении, а также в 3-месячный период после увольнения;
  • являясь военным пенсионером;
  • будучи признанным ветераном или участником военных действий.

Так, к семье погибшего военнослужащего при исполнении и тех, кто умер в течение года после увольнения, закон относит граждан, которые могут рассчитывать на социальную помощь:

  • супругу/супруга, если отношения с умершим оформлены официально;
  • его родителей;
  • бабушку и дедушку, если они воспитывали умершего более 3-х лет в отсутствии родителей;
  • усыновителей;
  • несовершеннолетних детей;
  • недееспособных или нетрудоспособных совершеннолетних граждан, находящихся на иждивении/попечении покойного;
  • детей, не достигших 23-х лет, если они обучаются очно.

К семье погибших ветеранов и участников военных действий, которые могут претендовать на социальные гарантии, причисляют их:

  • родителей;
  • супругов-инвалидов и участников ВОВ, если они не вступили в брак после смерти второй половины.

Важно! Льготы для вдов участников и ветеранов боевых действий предоставляются только, если они повторно не сочетались браком, проживают одни либо с детьми.

Единоразовые и ежегодные выплаты

Посмертные выплаты производятся одной суммой, размер которой зависит от нескольких показателей.

306 ФЗ закрепляет за родней умершего при исполнении или за первый год после увольнения:

  • право на получение 3-х млн. рублей;
  • обязанность разделить выданную сумму между всеми правообладателями в равных долях.

Размер полученного единовременного пособия будет зависеть от того, сколько родственников умершего имеет на него право.

Еще одна единая денежная выплата, согласно 5 ФЗ положена семьям погибших:

  • инвалидов войн;
  • ветеранов ВОВ;
  • ветеранов боевых действий;
  • в годы ВОВ членов личного состава ПВО и аварийных бригад;
  • работников Ленинградских госпиталей и больниц в период ВОВ.

Важно знать, что в число ветеранов боевых действий включены только те бойцы, которые участвовали в операциях на территории страны и за ее пределами, официально признанных государством в качестве военных/боевых.

Льготы родственникам ветерана даются, если умерший:

  • участвовал в военных действиях РФ и в годы существования СССР;
  • разминировал территории после ВОВ до 1951 и до 1957, в зависимости от места проведения работ;
  • является ветераном боевых действий в Афганистане (1979-1989);
  • участвовал в боевых действиях в Чечне (в первую и вторую компанию);
  • участвовал в КТО на Северном Кавказе;
  • воевал в Сирии с 2015 года.

Важно помнить, что право на пособия и льготы вдовы ветеранов боевых действий (Афганистана, Чечни, Северного Кавказа и так далее) получат только тогда, когда покойный супруг при жизни официально оформил свой статус, и имел удостоверение, в противном случае необходимо получать ветеранство посмертно.

На 2019 год величина ветеранской выплаты составляет 927 рублей. Сумма периодически индексируется.


Пособие, в размере 14 000 рублей ежемесячно выплачивается родственникам:

  • погибшего при исполнении:
  • лица, смерть которого наступила в результате военных заболеваний и травм;
  • того, кто в период военных сборов признан пропавшим без вести или объявлен умершим (предоставление выплаты по данному основанию определяется правительством РФ).

Сумма, выплачиваемая каждому из родственников, формируется путем деления на их количество.

Если погибший являлся инвалидом, то родственникам будет в долях выплачиваться определенная для военнослужащего при жизни компенсация.

Важно! Право на две вышеперечисленные выплаты родители военного получат, если им исполнилось 50/55 (маме/отцу) лет, либо они являются нетрудоспособными. Инвалидность должна быть оформлена официально.

Отдельным законом (№128) определено ежемесячное пособие детям погибших военнослужащих. В 2019 году его размер установлен в сумме 1597 рублей 50 копеек.

Выплата производится на каждого из:

  • маленьких детей до совершеннолетия;
  • совершеннолетних детей, если они нетрудоспособны или недееспособны;
  • совершеннолетних, до 23 лет проходящих очное обучение.

Увеличение суммы производится в тех субъектах, где закон предусматривает наличие районного коэффициента. Кроме того, пособие периодически индексируется.

Сверх данных выплат, если военнослужащий при жизни являлся единственным кормильцем в семье, начисляется ежемесячная пенсия оставшимся без его поддержки родственникам.

Льготы родственникам

Данный вид привилегий заключается в помощи, которая предоставляется по заявлению.

Воспользоваться льготами могут вдовы, дети и родители военнослужащих, погибших при исполнении, либо вследствие подрыва здоровья в период службы или нахождения на военной пенсии.

Для таких семей правовые нормы:

  • запрещают выселение из жилья, где они проживали вместе с погибшим, если взамен не предоставляется иное благоустроенное помещение;
  • предусматривают сохранение привилегий на улучшение жилищных условий, имеющихся у военного;
  • закрепляют право на субсидирование проведения ремонта частных домов, являющихся местом проживания семьи;
  • не допускают исключения из очереди на получение бесплатной жилплощади и жилищных субсидий на покупку и строительство жилья, если они признаны нуждающимися (обеспечение производится вне очереди и по тем же нормам, рассчитанным еще при жизни военного);
  • обуславливают субсидии в сфере ЖКХ (возмещение производится за оплату найма, содержания и ремонта жилого объекта, а также коммунальных услуг);
  • устанавливают возможность получать компенсацию за топливо и его доставку, если семья проживает в доме без центрального отопления;
  • предполагают внеочередное подключение стационарных телефонов, радиоточек и телеантенн, а также компенсацию их абонентского обслуживания;
  • закрепляют гарантии бесплатного медицинского и социального обслуживания.

Если претендентом на льготы является пенсионер, инвалид или лицо, потерявшее кормильца, ему дополнительно предоставляется право воспользоваться преимуществом на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом до места (в обе стороны).

Важно! Привилегии супругов покойного сохраняются до момента их повторного вступления в брак.

Льготы для вдов военных пенсионеров

Трудоспособный период жизни жен военнослужащего связан с определенными лишениями. Они касаются невозможности постоянного трудоустройства и прерывания стажа из-за переездов семьи в период службы супруга. Смерть военного пенсионера часто оставляет жену практически без средств к существованию, поэтому государство старается компенсировать им недостатки обеспечения.

Наибольшая поддержка оказывается в вопросах начисления пенсии, так как у военных жен мало шансов самостоятельно заработать на достойную старость.

Пенсионные привилегии

Законодательство позволяет включать в стаж до 5-ти лет, которые женщина провела, перемещаясь по гарнизонам, где не могла официально трудоустроиться.

Кроме того, вдове разрешено самостоятельно выбрать вид пенсии, который она будет получать.

Вариантов несколько:

  1. Если проблем с работой и стажем у женщины не было, она имела хороший доход и заработала достойную пенсию, то может ее получать.
  2. Можно выбрать для получения пособие супруга, если военный пенсионер уволился в высоком звании и при необходимой выслуге лет, и заслужил большую пенсию.
  3. При наличии инвалидности или необходимости ухаживать за детьми умершего вдова имеет право на получение пенсии по потере кормильца, если военный пенсионер погиб от травм или заболеваний, приобретенных за период службы.

При этом вдовы военных пенсионеров включены в перечень категорий лиц, которым позволено получать дополнительную страховую пенсию по старости.

Главные требования к вдове для получения военной пенсии - наличие пособия у погибшего и достижение возраста, при котором положены социальные выплаты по старости (55 лет).

Военный может получить пособие, если на момент увольнения:

  • имеет 20 лет выслуги для сотрудников силовых и военных ведомств;
  • достиг возраста 45-ти лет, имеет 25 лет стажа работы, половина из которых приходится на службу;
  • установлена инвалидность, спровоцированная военными заболеваниями/травмами.

Если выплаты военной пенсии супругу при жизни были прекращены до произошедшей смерти, но в 5-летний период вдова имеет право претендовать на пособие.

В случаях, когда она вынуждена ухаживать за детьми погибшего, которым не исполнилось 8-ми лет, то ее возраст, семейное положение и трудоустройство при назначении выплаты не учитываются.

Величина выплаты вдове будет определена такая, какую военный пенсионер получал при жизни. Расчет суммы производится на основании звания, размера денежного довольствия и заслуженных надбавок.

Важно! Супруга имеет право обратиться за военной пенсией только в 5-летний период, отсчет срока ведется с момента его смерти.

Чтобы иметь возможность получения пенсии по потере кормильца в качестве основной, вдова должна соответствовать одному из критериев:

  • быть признана нетрудоспособной;
  • утратить с его смертью источник основного дохода;
  • воспитывать и содержать детей мужа (или его родственников) до исполнения им 14-ти лет;
  • воспитывать и содержать недееспособных совершеннолетних родственников супруга.

Если супруг скончался в результате инвалидности, приобретенной на службе, то пособие выплачивается вдове по достижению 55-ти лет без ограничений.

Размер выплат по потере кормильца составит:

  • 30% от денежного довольствия умершего;
  • 50 и 40%, если он при жизни получил на службе инвалидность, в зависимости от того, что послужило развитию заболевания - травма при исполнении или несчастный случай.

Пособие по потере кормильца может выплачиваться одновременно с иной пенсией, если супруга погибшего в результате инвалидности повторно не вышла замуж.

Размер страховой выплаты полностью зависит от того, какие пенсионные показатели к старости были заработаны самой супругой.

Вторая пенсия может быть доступна при условии, если:

  • вдова достигла пенсионного возраста;
  • имеет минимум 15 лет стажа;
  • накопила не меньше 30-ти пенсионных баллов.

Вышеперечисленные привилегии вдов военных пенсионеров актуальны и для вдов участников ВОВ.

Социальные привилегии

Законом закреплены отдельные льготы вдовам военных пенсионеров, имевших при жизни статус ветеранов:

Гарантированная федеральным законодательством 50% скидка на оплату услуг ЖКХ.

  1. Преимущественные права при вступлении в кооперативные и некоммерческие образования.
  2. Одноразовая возможность быть обеспеченными жильем за счет или при поддержке государства (если числятся на учете о необходимости предоставления жилья с 2005 года).
  3. Право на медицинское обслуживание в ведомственных учреждениях и компенсация затрат на санаторное лечение.
  4. Преимущественные права на социальное обслуживание.

Все виды льгот являются активными. Чтобы начать пользоваться ими, необходимо собрать документы, подать заявления на получение привилегий и оформить их.

Выплаты по потере кормильца

Характерной особенностью данных пособий является то, что они выплачиваются только тем, кто при жизни военнослужащего находился на его полном обеспечении.

К ним относятся лица, которые не могут содержать себя самостоятельно в силу возраста или по состоянию здоровья:

  • супруги, достигшие пенсионного возраста;
  • несовершеннолетние, совершеннолетние дети умершего, если они признаны недееспособными или обучаются очно до 23 лет;
  • нетрудоспособные родители и иные близкие родственники погибшего;
  • супруг, если в связи со смертью он лишился единственного источника дохода.

Если у супруги имеется инвалидность, то пособие назначается без учета семейного положения.

Размер пособия для родственников:

  • призывников установлен с учетом величины социальной пенсии;
  • контрактников определен с учетом размера денежного довольствия;
  • военных пенсионеров сформирован с учетом назначенных выплат.

При получении инвалидности I группы или достижении 80 лет вдова военного пенсионера имеет право на 100% надбавку к имеющейся пенсии. Если пособие назначено по потере кормильца на несовершеннолетнего ребенка-инвалида I и II групп, включая инвалидов детства, размер надбавки увеличивается на 32%.

Куда обращаться за выплатами

Порядок оформления причитающихся выплат состоит из 3-х этапов.

В первую очередь следует собрать необходимые документы.

  1. За предоставлением пособий и выплат следует обращаться в воинскую часть, к которой был причислен военный в период службы.
  2. В зависимости от полагающегося вида помощи ее оформляют в:
  • страховой компании;
  • Пенсионном фонде;
  • отделе соцзащиты;
  • местном муниципалитете.

Список необходимых документов

Перечень бумаг, необходимых для получения поддержки родственникам погибших при исполнении военнослужащих, будет отличаться от того, который должна представить вдова военного пенсионера.

Так, первыми потребуются:

  • заявление на полагающиеся выплаты;
  • свидетельство о смерти военного;
  • справка от его командования с указанием обстоятельств гибели;
  • документация, подтверждающая родство каждого из заявителей с умершим;
  • выписка из приказа командования об исключении бойца из личного состава;
  • личные паспорта и свидетельства о рождении детей до 14-ти лет.

Если на попечении или иждивении военнослужащего имелись третьи лица, то понадобятся документы по опеке и медэкспертизе, справки об их инвалидности и иные бумаги, способные подтвердить их статус.

В случаях, когда у погибшего остались совершеннолетние дети, проходящие очное обучение, то они должны получить в учебном заведении справку, содержащую дату зачисления на учебу.

При кончине военного в результате полученных увечий или заболеваний, приобретенных за время службы, которая произошла в годичный период после увольнения, комплект документов аналогичный, но дополнительно требуется доказать, что смерть наступила именно по этим основаниям. Для этого надо предъявить результаты медицинской экспертизы (МСЭ).

Если супруг умер, будучи военным пенсионером, вдове следует подготовить:

  • личный паспорт и свидетельства рождения всех детей;
  • свидетельство о смерти и справку, полученную в военкомате о прохождении мужем военной службы;
  • документы о заключении брака;
  • справки о составе семьи и доходах;
  • справку из ПФР о наличии пенсионных выплат/или их отсутствии;
  • трудовую книжку;
  • результаты МСЭ;
  • дополнительные документы (о нетрудоспособности или инвалидности).

Несмотря на экономические трудности, государство предоставляет семьям погибших военнослужащих поддержку в виде социальных выплат и льгот вдовам, детям и иным родственникам. Установленные денежные пособия индексируются с учетом инфляционного роста. Перечень льгот также периодически дополняется.

Если у Вас остались вопросы по теме, или чиновники отказывают в предоставлении положенных после смерти военнослужащего льгот и выплат, напишите нам в поле «Комментарии». Попробуем вместе найти правовое решение ситуации.

Среди всех видов государственной службы, военная - занимает особенное место. Даже в мирное время жизнь и здоровье военнослужащих подвергается повышенному риску. Высокая смертность в результате постоянного контакта с источниками повышенной опасности, участие в локальных военных конфликтах, повышенные физические и психологические нагрузки влекут уход из жизни военнослужащих в расцвете сил. У них остаются не только родители, супруги, несовершеннолетние дети, но инеисполненные финансовые обязательства, которые в отсутствие источника дохода – денежного довольствия, тяжким бременем ложатся на оставшихся членов семьи. Стремясь оградить семьи военных от финансовых обязательств, обеспечить достойное воспитание и возможность обучения детей в случае гибели родителя, государство установило повышенные социальные гарантии в случае смерти или гибели военнослужащего.

Законодательство о социальных гарантиях военнослужащих

Военнослужащие являются одной из самых социально защищенных групп населения. В случае гибели или смерти военнослужащего установлены самые высокие выплаты, которые могут выплачиваться по поводу потери кормильца семье или родственникам. Система, гарантирующая выплаты в случае смерти финансируется из двух источников: частично – за счет средств министерства Обороны РФ, частично – за счет выплаты страхового возмещения. Более 20 лет назад был принят закон № 52-ФЗ от 28.03.1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Чуть позже, в развитие положений закона – Постановление Правительства РФ № 855 от 29.07.1998 г. «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Эти нормативные акты гарантировали выплатывыгодоприобретателям – семьям и родным погибшего или умершего военного, призванного на действительную военную службу по призыву или проходящего службу по контракту. Спустя 17 лет положение об обязательном страховании было распространено на лиц, призванных на военные сборы (Приказ МО № 833 от 24.12.2015 г. «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы». Таким образом были уравнены все категории лиц, исполняющих гражданский долг по службе в вооруженных силах в период активной службы – по призыву или контракту, а так же находящихся в запасе, но периодически привлекаемых на сборы для повышения уровня боевой подготовки.

Страховая система выплаты компенсации в случае смерти/гибели

Чтобы избежать ситуации при которой военнослужащий по тем или иным причинам не застрахует собственную жизнь на случай наступления смерти или вреда здоровью за него это делает министерство обороны или другое профильное министерство/орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная или военизированная служба, связанная с исполнением обязанностей в условиях повышенного риска. Основным страховщиком для МО РФ выступает «Росгострах » с которым заключается договор страхования одновременно с изданием приказа о зачислении военнослужащего на воинскую службу.

Единственнымвыгодоприобретателем в случае причинения вреда здоровью выступает сам военнослужащий. В случае его гибели круг получателей значительно расширяется. В него входят:

  • Супруг/супруга умершего;
  • Несовершеннолетние дети, дети-инвалиды ставшие ими до достижения совершеннолетия, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учебных заведениях и не имеющие собственного источника дохода;
  • Отец и мать в отсутствие у служащего супругов и детей;
  • Дедушка и бабушка – в отсутствие указанных выше категорий родственников;
  • Отчим или мачеха, принимавшие участие в воспитании умершего в несовершеннолетнем возрасте не менее 5 лет;
  • Подопечные военнослужащего, связь с которыми установлена законным способом (воспитанники детских домов, приемные дети).

Основания и размер выплаты

Предусмотрено два основания выплаты в случае смерти:

  • Гибели в результате воздействия поражающих факторов в периодпроходжения службы или военных сборов;
  • Смерти, наступившей не позднее одного года после увольнения со службы или окончания военных сборов явившейся результатом поражающего воздействия (ранения, контузии, травмы, отравления, облучения ионизирующими веществами), или заболевания, полученного в связи со службой или в период военных сборов.

Страховая выплата «Росгостраха » составляет 3 000 000 рублей, независимо от воинского звания и должности, а так же основания наступления страхового события: гибели или смерти. (Ч. 8 и 9 ст. 3 ФЗ № 306-ФЗ от 07.10.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). Определяющим является только то, что это событие должно соотноситься с нахождением военнослужащего на службе/воинских сборах и быть сопряжено с исполнением служебных обязанностей. Либо, смерть от любого из перечисленных выше факторов должна наступить в течение одного года после увольнения со службы. Умышленное причинения себе смерти не является основанием в отказе в выплате страхового возмещения. Такое, не характерное для договоров страхования условие, обусловлено спецификой воинской службы и возможностью возникновения ситуаций, не встречающихся в гражданской жизни. Есливыгодоприобретателей несколько, то страховое возмещение по поводу смерти выплачивается им в равных долях.

Вторая выплата в размере 100/25 размеров оклада военнослужащего выплачивается в соответствии с ФЗ № 4468-1-ФЗ на каждого члена семьи.

Пенсии по поводу потери кормильца-военнослужащего

Кроме единовременной выплаты страховой компенсации в случае гибели/смерти предусмотрены ежемесячные выплаты в виде пенсии. Право на них имеют несовершеннолетние дети до 18 лет (обучающиеся вВУЗах – до 23 лет), выплат пенсии лишаются дети погибшего военнослужащего обучающиеся в кадетских училищах или вузах система МО, МВД, ФСБ,ФСО , МЧС. Супруги-пенсионеры или инвалиды, родители-пенсионеры или нетрудоспособные, нетрудоспособные братья и сестры, находившиеся на иждивении погибшего/умершего, а так же бабушки и дедушки, не получающие государственных пенсий.

Не монетизированные льготы семьям умершего военнослужащего

Перечень льгот, на которые вправе рассчитывать семья умершего военнослужащего, достаточно обширен. Они включают в себя:

  • Первоочередное предоставление жилья в случае нуждаемости;
  • Бесплатный ремонт жилого помещения по нормам, установленным Правительством РФ;
  • Компенсации при найме жилого помещения;
  • Компенсация части оплаты коммунальных услуг;
  • Бесплатное приобретение и доставка топлива в частные дома;
  • Право на пользование санаториями МО после смерти военнослужащего;
  • Бесплатный проезд к месту лечения/отдыха и обратно;

Все эти льготы действуют в отношении супруга военнослужащего до его вступления в последующий брак , а право на получение жилой площади рассчитывается на то количество членов семьи, которые были в семье на момент смерти/гибели военного.

Определение момента смерти или причин, повлекших смерть военнослужащего

Не редки случаи, когда необходимо установить причинно-следственную связь между наступлением смерти и воинской службой умершего. Обычно спорные моменты возникают при выплате страхового возмещения умершим военнослужащим, страдавшим заболеванием, которое было получено в период их службы в войсках или в период прохождения воинских сборов.

Дача заключения отнесено к компетенцииВВК – Военно-врачебной комиссии гарнизона, в котором проходил службу военнослужащий или места его проживания к моменту смерти.

Выплата ипотеки в случае смерти военнослужащего

Со смертью военнослужащего его денежные обязательства по погашению ипотечного кредита не прекращаются. Но Министерство обороны РФ предусмотрело несколько вариантов которые позволяют снять бремя финансовых затрат с семьи, оставшейся без кормильца.

После вступления в права наследования супруг/супруга или дети военнослужащего переоформляют на себя правопреемство по обязательствам умершего, но плательщиком выступает уже не наследник, аРосвоенипотека ;

Если смерть наступила до полного погашения кредита, то семья может погасить его за счет средств, выделяемых из расчета лет, оставшихся до полной выслуги военнослужащего – 20 лет выслуги.

Третьим вариантом снятия бремени выплаты с семьи умершего военнослужащего является страхование на случай смерти. Несколько увеличивая стоимость кредита и размер ежемесячных платежей такое страхование гарантирует полное погашение ипотечного кредита при наступлении трагического случая за счет средств страховой компании.

Несмотря на то, что российская армия в данный момент официально ни с кем не находится в вооруженном конфликте, русские военнослужащие иногда погибают при несении службы. Наиболее часто такое случается в зарубежных поездках, когда наши солдаты принимают участие в боевых операциях, учениях и сопровождении значимых грузов. Не редко военных отправляют на российские базы, расположенные на территории других стран, где также не всегда безопасно. В любом случае, при каких бы обстоятельствах не погиб солдат, члены его семьи будут находиться под особым надзором властей. Им будут предоставлены всевозможные льготы, также установлена и компенсация семьям погибших военнослужащих.

Льготы, выплаты и компенсация семьям погибших военнослужащих

Вообще, все существующие на законодательном уровне выплаты для членов семей военных можно сгруппировать следующим образом:

  1. Пособия матерям и отцам военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных задач в период ведения боевых действий. Данная компенсация семьям погибших военнослужащих может включать назначение двух видов пенсий. Такое осуществимо, если мать или отец в настоящий момент уже являются получателями денежного обеспечения от военного ведомства, которое положено по выслуге лет. Но при этом в счет идет лишь служба в МВД или Минобороны страны. Родителям, потерявшим сына, который погиб в период несения службы, также полагается пенсия по потере кормильца. Но здесь есть условие – данное пенсионное пособие выплачивается только матерям и отцам, достигшим возраста 55 лет.
  2. Пособия членам семьи военного, погибшего в период пребывания на службе. Все члены семьи и иждивенцы будут получать пенсионные выплаты по случаю потери кормильца.

Кому выплачивается компенсация семьям погибших

Получателями компенсаций по случаю гибели военнослужащего могут стать следующие заявители:

  1. Члены семей служащих ОВД, умерших или погибших из-за травмы или увечья, приобретенных в ходе исполнения служебных обязанностей, или по причине болезни, которая началась во время несения службы в ОВД.
  2. Члены семей военных, умерших или погибших во время исполнения воинских обязанностей (включая службу по призыву).
  3. Члены семей лиц, устроившихся на военную службу по контракту и умерших или погибших уже после увольнения при причине неподходящего для службы возраста, из-за ухудшения здоровья или из-за сокращения штата служащих (при этом общий срок службы должен составить как минимум 20 лет).
  4. Члены семей служащих органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, МЧС, службы ликвидации последствий ЧС, службы Госнаркоконтроля, таможни, органов налоговой полиции, которые умерли или погибли из-за полученного ранения, увечья, контузии или болезни, возникшей в ходе несения службы.

Особенности назначения выплат семье погибшего военнослужащего

Бывает так, что у матери и отца во время несения службы погибает сын-военнослужащий, и они обращаются в ПФР за оформлением выплаты по потере кормильца. Родители на тот момент уже являются получателями пенсии по инвалидности, и они еще не достигли возраста 55 лет. И специалисты Пенсионного фонда отказывают заявителям и рекомендуют обратиться повторно по достижении указанного возраста.

Если умерший военный при жизни получал пенсионные выплаты по инвалидности, оформить вторую аналогичную пенсию получится только после получения заключения от военно-врачебной комиссии, свидетельствующего о том, что смерть военного и присвоение ему инвалидной группы в ходе исполения служебных обязанностей или несения службы связаны.

Страховые пенсии от военных ведомств предусмотрены для служащих федеральных органов исполнительной власти. Условием для получения такой пенсии является личное исполнение приказа, имеющего отношение к защите и обеспечении безопасности жителей России, находящихся на территории Южной Осетии и Абхазии. При таком раскладе на выплату могут рассчитывать и члены семьи военного.

Компенсация семьям погибших военнослужащих в Абхазии и Южной Осетии

Военнослужащим, которые несли службу на территории Южной Осетии и Абхазии, полагаются следующие компенсации:

  1. Бесплатные путевки в санаторно-курортных учреждения нуждающимся матери и отцу, супруге погибшего или пропавшего без вести военнослужащего.
  2. Зачисление без ожидания очереди в детские сады детей военнослужащих-инвалидов или военных, пропавших без вести.
  3. Социальное пособие на оплату путевки в детские лагеря на время школьных каникул для детей умерших военных.
  4. Страховая пенсия для несовершеннолетних детей (или детей любого возраста при наличии инвалидности, или учащихся очной формы до 23 лет) умерших и пропавших в период службы военных.
  5. Право на предоставление нового благоустроенного и бесплатного жилья взамен того, из которого семью выселяют.
  6. Бесплатный ремонт в загородном доме.
  7. Предоставление квартиры без ожидания очереди.
  8. Компенсация за оплату ЖКУ, квартплаты, ремонта, содержания жилья, установки телефонов, радио и антенн.
  9. Компенсация расходов на дрова и доставку дров для печного отопления.
  10. Бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Какая выплачивается компенсация семьям погибших военнослужащих

Семья военнослужащего получает:

  1. Страховую выплату в размере 2 215 500 рублей .
  2. Единовременное пособие в сумме 3 323 250 рублей .
  3. Ежемесячную компенсацию нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) погибшего в размере:
    • 7 754 рублей на 1 иждивенца;
    • 5 169 рублей на каждого из 2 членов семьи;
    • 3 877 рублей на каждого из 3 членов семьи;
    • 3 101 рубль на каждого из 4 иждивенцев;
    • 2 585 рублей на каждого из 5 членов семьи.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Родители погибшего солдата обращаются за пенсией по случаю потери кормильца, тогда как жене исполнилось 45 лет, а мужу – 47 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

При этом членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), Закон считает:

Супругу (супруга), состоящую (состоящего) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;

Родителей военнослужащего;

Детей, не достигших 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также детей, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Порядок и условия выплаты единовременных пособий в Министерстве обороны Российской Федерации определены приказом министра обороны Российской Федерации «О порядке выплат единовременных пособий в Министерстве обороны Российской Федерации» от 2 февраля 1999 г. № 55. Этим же приказом введена в действие Инструкция о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

Данной Инструкцией установлен перечень документов, которые представляются для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего военнослужащего:

Заявление от каждого члена семьи погибшего (умершего) военно­служащего на получение единовременного пособия по форме соглас­но приложению № 1 к Инструкции (несовершеннолетние дети военнослужащего включаются в заявление супруги(а);

Справка по форме согласно приложению № 2 к Инст­рукции;

Выписка из приказа командира воинской части об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части;

Копия материалов расследования органов дознания (следствия) либо решения суда по факту гибели (смерти) военнослужащего;

Заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, приведших к смерти военнослужащего, с военной травмой либо с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (применительно к п. 8 Инструкции);

Копия справки учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы о причинной связи с исполнением обязанностей военной службы заболевания, приведшего к смерти уволенного с военной службы военнослужащего, наступившей до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы;

Копия свидетельства о смерти военнослужащего;

Копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим;

Копия справки учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы об установлении инвалид­ности детям военнослужащего до достижения ими возраста 18 лет;

Справка образовательного учреждения об обучении детей с ука­занием даты начала обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обуче­ния).

Перед началом оформления документов членам семьи военнослужащего следует выяснить, кто из них имеет право на получение доли единовременного пособия. Анализ законодательной нормы, устанавливающей перечень членов семьи военнослужащего, имеющих право на единовременное пособие, свидетельствует о новом положении, которое появилось по сравнению с нормами ст. 18 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» 1993 г. Оно касается только одной категории - детей военнослужащего в возрасте до 23 лет, которые приобретают право на единовременное пособие только в случае прохождения обучения в образовательных учреждениях по очной форме. Напомним, что ранее эта категория детей военнослужащего была определена не столь конкретно - «учащиеся до 23 лет» и не было никакого упоминания о форме обучения.

Автору представляется, что подобная редакция правовой нормы не корректна. Не совсем понятно, чем руководствовался законодатель, когда определял субъекты данных правоотношений. Почему он ужесточил норму по сравнению с ранее действовавшей? В соответствии с п. 1 ст. 1088 ГК РФ членами семьи, имеющими право на возмещение вреда в случае потери кормильца, являются, в частности, и дети до 23 лет, проходящие обучение по очной форме обучения. Таким образом, можно предположить, что законодатель определил конкретный субъект по аналогии с правоотношениями по возмещению вреда в случае потери кормильца. Насколько это справедливо и в какой мере учитывает полноту социальной защиты членов семей военнослужащих?

Нередки случаи, когда при смерти (гибели) военнослужащего члены его семьи получают право и на единовременное пособие согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и на страховые суммы согласно Федеральному закону № 52-ФЗ. Однако возможны ситуации, когда не все члены семьи получат равные права и на страховку, и на единовременное пособие.

Так, например, сын (дочь) умершего (погибшего) военнослужащего, обучающийся в образовательном учреждении по заочной или вечерней форме обучения (в возрасте до 23 лет), получит страховую сумму по случаю смерти отца, а единовременное пособие не получит, в то время как всем остальным членам семьи будут выплачены и страховая сумма, и единовременное пособие. Ведь право на получение страховой суммы имеют дети в возрасте от 18 до 23 лет, проходящие обучение в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Форма обучения в данном случае законом не определена (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ). Для получения же права на единовременное пособие, как указывалось выше, сыну (дочери) военнослужащего необходимо проходить обучение только по очной форме.

Продолжая тему, связанную с членами семьи военнослужащего, имеющими право и на единовременное пособие, и на страховое обеспечение, следует еще раз подчеркнуть, что субъекты правоотношений, возникающих по выплате единовременных пособий, не совпадают с субъектами страховых правоотношений. Понятие «члены семьи военнослужащего» при выплате единовременного пособия не соответствует этому же понятию при выплате страхового обеспечения. Право на единовременное пособие в отличие от страховой суммы не получат отчимы, мачехи, бабушки и дедушки, а также подопечные военнослужащего. Реально бывают такие ситуации, когда право на единовременное пособие получает родной отец (если он не лишен родительских прав) погибшего военнослужащего, который после рождения ребенка ушел из семьи и не видел сына, а не отчим, который до призыва в армию долгое время воспитывал и содержал молодого человека. В такой ситуации закон стоит на стороне родного отца, а не отчима.

Таким подходом в определении перечня членов семьи, имеющих право на единовременное пособие, когда число субъектов значительно, практически вдвое сужено относительно числа субъектов в обязательном страховании, законодатель еще раз подчеркнул особое положение данного пособия как дополнительного вида социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Итак, каждый член семьи военнослужащего, имеющий право на единовременное пособие, пишет личное заявление о его выплате. Форма данного заявления определена приложением № 1 к Инструкции (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 55:

Руководителю____________________________

(наименование организации)

от _____________________________________ ,

(фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу: _________________ .

Удостоверение личности (паспорт) __________

(кем и когда выдано)

#право #закон #пособие

Право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», возникает в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.

Б. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, страховой компании «МАКС», страховой компании «Военно- страховая компания» о признании права на получение единовременного пособия и взыскании единовременного пособия и другими требованиями. В обоснование требований Б. ссылалась на то, что ее сын В., проходивший военную службу по контракту в Чеченской Республике, 14 августа 2000 г. пропал без вести. Решением суда от 20 января 2003 г., вступившим в законную силу, В. признан безвестно отсутствующим. На основании данного решения суда приказом военного коменданта от 21 мая 2004 г. В. исключен из списков личного состава военной комендатуры и всех видов обеспечения. Решением суда от 5 февраля 2013 г. В. признан умершим (погибшим) при исполнении обязанностей военной службы, на военный комиссариат Волгоградской области возложена обязанность назначить Б. пенсию по случаю потери кормильца. Б. обратилась в страховую компанию «МАКС» с заявлением о выплате единовременного пособия в связи со смертью сына. Однако ей было отказано в выплате, поскольку после исключения сына из списков личного состава воинской части прошло более 10 лет. Отказ послужил основанием для обращения Б. в суд. Уточнив исковые требования, Б. просила взыскать солидарно с Министерства обороны Российской Федерации и страховой компании «МАКС» в ее пользу в связи с гибелью сына при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» единовременное пособие в размере 3 165 000 рублей с учетом индексации. Решением районного суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, исковые требования Б. удовлетворены частично. За Б. признано право на получение единовременного пособия, и
со страховой компании «МАКС» в пользу Б. взыскано единовременное пособие с учетом индексации в размере 3 165 000 рублей. Исковые требования Б. к Министерству обороны Российской Федерации, страховой компании «Военно-страховая компания» оставлены без удовлетворения. Удовлетворяя исковые требования и признавая за Б. право на получение единовременного пособия в связи с гибелью В. при исполнении обязанностей военной службы, суд первой инстанции исходил из того, что право Б. на получение единовременного пособия возникло на основании решения суда от 5 февраля 2013 г. о признании В. умершим при исполнении обязанностей военной службы. Гибель В. следует считать наступившей с момента вступления указанного решения суда в законную силу, соответственно, на истца распространяются положения части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

С учетом заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и страховой компанией «МАКС» государственного контракта от 22 января 2013 г. на оказание услуг по осуществлению в 2013 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, и Соглашения от 17 июня 2013 г. об осуществлении выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий суд взыскал со страховой компании «МАКС» в пользу истца сумму единовременного пособия с учетом индексации с применением коэффициента 1,055 в размере 3 165 000 рублей. Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий. Как следует из содержания ранее действующего пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и действующих с 1 января 2012 г. положений части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на получение единовременного пособия, является его гибель (смерть) при исполнении обязанностей военной службы либо его смерть вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала неправильными выводы судебных инстанций о том, что право Б. на получение единовременного пособия в порядке части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» возникло на основании решения суда от 5 февраля 2013 г., поскольку из содержания данного решения следовало, что В. признан умершим (погибшим) при исполнении им обязанностей военной службы ввиду его похищения неустановленными лицами из состава незаконных вооруженных формирований, которое произошло более 12 лет назад в период контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона.

Этим же решением суда на военный комиссариат Волгоградской области возложена обязанность назначить Б. пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Между тем решением суда от 5 февраля 2013 г. определялись правоотношения для назначения Б. пенсии по случаю потери кормильца, вопрос об объявлении В. умершим в порядке статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации не разрешался, поэтому правовых оснований считать 12 марта 2013 г. датой смерти В., исключенного из списков личного состава военной комендатуры и всех видов обеспечения с 21 мая 2004 г., у судебных инстанций, как указала Судебная коллегия, не имелось.

Разрешая спор, суды также не учли, что Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не предусматривает выплату единовременного пособия членам семьи военнослужащего, похищенного и пропавшего без вести. Юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.

Приведенные выше обстоятельства при удовлетворении судом исковых требований Б. о признании за ней права на получение единовременного пособия в порядке части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ учтены не были, в связи с чем выводы судебных инстанций о наличии оснований для выплаты Б. единовременного пособия Судебная коллегия признала неправомерными. Ввиду этого судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 16-КГ15-4)