Смешанное вскармливание. Искусственное и смешанное кормление

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

Сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти»

Кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный»,


«Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей – «Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак - изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания - энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки :

БАД – 1б (с бифидумбактериями)

БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие)

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

Вскармливание ребенка заменителями грудного молока в полном объеме или в количестве 2 / 3 от всего объема питания называют искусственным . Если смесь занимает не более половины всего объема питания ребенка, тогда такое вскармливание называется смешанным и, конечно, оно предпочтительнее искусственного, так как при этом частично сохраняются преимущества грудного молока (об этом мы писали ранее).

Считается, что искусственное вскармливание ребенка - своего рода «метаболический стресс» (метаболизм - обмен веществ), поэтому при наличии у мамы хотя бы небольшого количества молока малыша все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание грудным молоком.

Можно перечислить и еще несколько недостатков искусственного питания:

  • повышается опасность инфицирования (в детской смеси бактерии развиваются очень быстро, и бутылочки необходимо каждый раз тщательно пастеризовать);
  • детские смеси, в отличие от грудного молока, не содержат защитных антиинфекционных факторов;
  • усвоение некоторых витаминов и микроэлементов из смесей гораздо ниже, чем из грудного молока;
  • ребенок-«искусственник» подвергается большему риску развития железодефицитной анемии, развития аллергических состояний, чем младенец, находящийся на грудном вскармливании.

По ряду причин (болезнь матери, тяжелое состояние ребенка) младенец может оказаться на искусственном вскармливании с самого рождения. Но, к сожалению, очень часто решение о переводе ребенка на такое питание с легкостью принимается самой мамой, когда у нее просто нет желания кормить грудью.

Некоторых мам может привлекать кажущаяся легкость и отсутствие всяких проблем при вскармливании искусственными смесями. Бывает, что переводу на искусственное вскармливание способствует подозрение на нехватку молока в тех случаях, когда ребенок кричит и проявляет беспокойство во время или сразу после кормления, когда женщина ощущает полное опорожнение грудных желез еще при активном сосании ребенка, когда уменьшается число мокрых пеленок в течение дня. Решить вопрос о том, действительно ли количество молока уменьшается безвозвратно (а такое бывает, но крайне редко) или это проявления обратимого состояния - так называемого «лактационного криза» - лучше совместно с вашим врачом. Существует множество способов увеличения объема молока, иногда бывает достаточно просто чаще прикладывать младенца к груди. Было бы желание. Но если все предпринимаемые мероприятия оказываются малоэффективными и введение в рацион малыша искусственной смеси неизбежно, необходимо посоветоваться с педиатром для грамотного выбора той или иной смеси, исходя из особенностей развития вашего ребенка.

Какие бывают смеси?

Следует сказать, что современные молочные смеси максимально приближены по своему составу к женскому молоку, хотя и приготовлены на основе коровьего молока, подвергнутого специальной обработке. Смеси обычно классифицируются по степени адаптации к грудному молоку.

Максимальной степенью адаптации характеризуются так называемые адаптированные смеси - сухие и жидкие, пресные и кисломолочные . В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, - сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах. К адаптированным молочным смесям - заменителям грудного молока относят ряд продуктов отечественного производства, таких как жидкий продукт «Агуша» (кисломолочная и пресная), кисломолочная смесь «Бифилин», сухая смесь «Нутрилак-1», а также аналогичные продукты, выпускаемые зарубежными фирмами: «Нан», «Нан кисломолочный» («Нестле», Швейцария), «Энфамил-1» («Мид Джонсон», США), «Нутрилон-1» («Нутриция», Голландия), «СМА» («Вайт Ньютришинелс Инк.», США), «Туттели» («Валио», Финляндия), «Фрисолак» («Фризленд», Голландия), «Хайнц» («Хайнц», Чехия/США), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «ХиПП 1» («ХиПП», Австрия), «Мамекс» («Интернешнл Нутришнл К°», Дания).

Вторая степень адаптации - адаптированные смеси на казеиновой основе без добавления сывороточных белков. К ним относятся: «Нестожен» («Нестле», Швейцария), «Симилак» («Эббот Лабораториз» США), «Лактофидус» («Данон», Франция), «Импресс» («Крюгер», Германия). Казеин - это белок, образующийся при створаживании молока. Младенцам, склонным к срыгиванию, обычно рекомендуют смеси на казеиновой основе с пониженным содержанием сывороточного белка.

Для питания детей постарше, начиная со второго полугодия жизни, используются так называемые переходные смеси (или «последующие формулы »): «Нутрилак-2» (Россия), «Нутрилон-2» («Нутриция», Голландия), «Хайнц для детей с 6 месяцев» («Хайнц», Чехия/США), «Галлия-2» («Данон», Франция), «ХиПП 2» («ХиПП», Австрия), «Фрисомел» («Фризленд», Голландия), «Бэби-2» («Сэмпер», Швеция), «Хумана-2», «Хумана Фольгемильх» («Хумана», Германия), «Энфамил-2» («Мид Джонсон», Голландия/США), «Нан 6-12», («Нестле», Швейцария).

Следует отметить, что в первые 2-3 недели жизни ребенку лучше назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания. Затем целесообразно их сочетание, причем оптимальным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема питания).

Такие продукты, как стерилизованное молоко, детский кефир, биокефир, не являются адаптированными и могут использоваться только в качестве прикорма детей второго полугодия жизни.

Среди искусственных смесей большую группу составляют смеси лечебного назначения . Есть ряд заболеваний, при которых уже в младенческом возрасте качественное питание малыша невозможно обеспечить без применения смесей с лечебными свойствами: для недоношенных и маловесных детей, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих болями в животе, срыгиваниями, запорами, неустойчивым стулом. Существуют строгие показания к назначению этих смесей, определенные схемы их введения в рацион. Начав давать ребенку лечебные смеси самостоятельно, без консультации со специалистом, вы можете не достичь желаемого эффекта и даже навредить вашему малышу.

Таблица 1. Примерная схема введения новой смеси.
Срок введения Количество смеси на 1 прием, мл Кратность приема Количество в сутки, мл
1-й день 10,0 1 10,0
2-й день 10,0 3 30,0
3-й день 20,0 3 60,0
4-й день 50,0 5 250,0
5-й день 100,0 4 400,0
6-й день 150,0 4-5 600,0 и более

Как вводить вводить новую смесь в рацио ребенка?

Если по каким-то причинам оказалось необходимым ввести в рацион ребенка новую смесь, то делать это нужно обязательно постепенно. Нередко мама сама принимает решение поменять смесь на «какую-нибудь получше» и вводит ее за один день сразу в полном объеме. Через несколько дней она узнает о существовании «более современной» смеси и опять же из самых лучших побуждений быстренько меняет старую смесь на новую. Хорошо если малыш никак на это не отреагирует, но иногда у ребенка может появиться аллергическая реакция или какое-либо расстройство пищеварения. И не только потому, что питание, возможно, было подобрано не правильно, а в большей степени - из-за его неграмотного введения в рацион ребенка. Однажды у меня на приеме молодая мамочка сокрушалась: «Доктор, моему ребенку не подходит ни одна из существующих смесей!». Оказалось, что за два месяца мама поменяла своему малышу 7(!) разных смесей, так и не выбрав идеальной.

Любую новую смесь (обычную или лечебную) необходимо начинать давать в очень небольшом количестве, увеличивая ее объем за счет объема постепенно заменяемого питания.

Конечно, разводить смесь следует только кипяченой водой и лучше непосредственно перед кормлением ребенка в полном соответствии с инструкцией на упаковке смеси. Если питание приготовлено сразу на несколько кормлений, то бутылочки со смесью должны храниться в холодильнике не более суток.

Режим питания при смешанном и искусственном вскармливании

При смешанном вскармливании режим питания остается свободным. Необходимо только контролировать количество грудного молока с помощью контрольного взвешивания, а недостающий объем компенсировать смесью. При этом докорм следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудям. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, чтобы ребенок совсем не отказался от груди. При большом объеме докорма можно пользоваться бутылочкой, надев на нее упругую соску с мелкими отверстиями на конце (при большом отверстии или неправильно подобранном размере соски ребенок может одновременно с сосанием заглатывать большие порции воздуха, что бывает главной причиной частого срыгивания).

При искусственном вскармливании детей первых месяцев жизни, как правило, рекомендуется 6-7-разовое кормление через 3 или 3,5 часа с 6,5 или 6-часовым перерывом. При этом важно определить необходимый объем питания. Самым точным является «калорийный» метод расчета, основанный на физиологической потребности ребенка в энергии, которая в первом полугодии составляет 115 ккал/кг, во втором - 110 ккал/кг массы тела. Для ориентировочного расчета может применяться объемный метод. При этом суточный объем пищи, необходимый ребенку со средним уровнем физического развития, составляет в возрасте от 10 дней до 2 месяцев - 1 / 5 массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1 / 6 массы тела, от 4 до 6 месяцев - 1 / 7 , от 6 мес. до 1 года - 1 / 8 - 1 / 9 массы тела. Этот объем не включает воду, не входящую в состав молочной смеси, и соки.

Сроки ведения продуктов прикорма при искусственном вскармливании несколько отличаются от схемы введения прикорма при естественном вскармливании. Отличие заключается в возможности более раннего введения каши, овощного и мясного пюре (см. Таблицу 2).

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни («Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни», Методические указания МЗ РФ №225, Москва 1999 г.)
Наименование продуктови блюд Возраст, месяцы
0-3 3 4 5 6 7 8 9-12
Молочная смесь 700-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовый сок, мл - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Овощное пюре, г - - 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г - - - 50-100 150 150 180 180-200
Творог, г - - - 40 40 40 40 40-50
Желток, шт. - - - - 0.25 0.5 0.5 0.5
Мясное пюре, г - - - - 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г - - - - - - 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл - - - - 200 200 200-400 200-400
Цельное молоко, мл - - 100 200 200 200 200 200
Хлеб пшеничный - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - 3-5 5 5 10 10-15
Растительное масло, г - - 1-3 3 5 5 5 6
Сливочное масло, г - - 1-4 4 5 5 6
Примечание: Фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока. Цельное молоко до 9 месяцев используется только для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши).

В заключение хочу еще раз напомнить родителям о непревзойденных преимуществах женского молока перед молочными смесями и уникальности естественного вскармливания. Никогда не торопитесь дать ребенку молочную смесь без действительно серьезных на то причин!

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Материнское молоко – идеально подходящая по составу пища для младенца. Малыша желательно приложить к груди в первые 15-20 минут после рождения, когда выделяется молозиво. Всего несколько капель этой насыщенной иммуноглобулинами жидкости существенно повышают иммунную защиту крохи, а сам акт сосания запускает адаптивные процессы в его организме и помогает установить тесный контакт с матерью. К сожалению, не у всех женщин вырабатывается достаточное количество молока и приходится вводить докорм, то есть практиковать смешанное вскармливание новорожденных. Рассмотрим плюсы и минусы данного вида кормления, а также варианты, когда этого можно избежать.

Смешанное вскармливание новорожденного ребенка – это тип питания, при котором рацион состоит из грудного молока и адаптированной смеси. При этом на искусственный заменитель приходится менее 50% общего объема пищи.

Бытует мнение, что введение смеси в качестве докорма – прямой путь к полному переходу на . Такой результат возможен только в том случае, если мама не будет бороться за сохранение и повышение лактации.

Целью смешанного питания является обеспечение ребенка питательными веществами на тот период, пока у женщины недостаточно молока.

При правильном подходе и отсутствии серьезных проблем со здоровьем в течение 1-2 месяцев можно полностью отказаться от докорма.

Старайтесь чаще прикладывать малыша к груди при смешанном вскармливании

Принципы смешанного вскармливания:

  1. Основное и самое лучшее питание для новорожденных – . Ни одна смесь не воспроизводит его состав полностью. Она вводится не для того, чтобы заменить молоко, а чтобы временно решить проблему его нехватки.
  2. Параллельно с вводом докорма мама должна принимать меры по увеличению лактации. Главная из них – частые прикладывания к груди по требованию малыша. Стимуляция сосков приводит к повышению уровня гормонов, отвечающих за выработку молока.

Основания для ввода смеси

Причины перехода на смешанное кормление:

  • выраженная нехватка молока у женщины;
  • у ребенка;
  • невозможность постоянного совместного нахождения матери и младенца – выход на работу, учеба, поездки;
  • различные патологии у женщины – заболевания почек, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и так далее.

Не торопитесь вводить смесь, возможно у вас ложные представления о недоедании ребенка

Чаще всего докорм вводится в течение 1-2-го месяца жизни. Но иногда смесь дается ребенку с первых дней. Обычно это происходит после кесарева сечения, преждевременных или многоплодных родов.

Нередки ситуации, когда искусственное питание используется необоснованно. Маме кажется, что у нее мало молока или малыш плохо набирает вес.

Ложные признаки недостаточной лактации:

  1. Мягкая грудь, отсутствие приливов. Эти проявления указываю на то, что молоко выделяется только при стимулировании соска, что является признаком зрелой лактации.
  2. Невозможно сцедить молоко. За его выделение отвечает гормон окситоцин, который секретируется в процессе сосания груди. Вследствие этого многие женщины не могут сцедить молоко руками или с помощью специальных устройств даже при его большом количестве.
  3. Капризы ребенка во время еды. Крики и выкручивание у груди могут быть вызваны различными причинами: от переутомления до кишечных колик. Следует попытаться их установить, а не списывать все на нехватку молока.
  4. «Висение» малыша на маме. Ребенок часто просит грудь и подолгу сосет из-за желания быть рядом с мамой.
  5. Отставание в наборе веса. Нормативные границы массы в разном возрасте очень широки. Например, девочка в 2 месяца может весить от 3,6 до 6,6 кг. Все значения можно посмотреть в таблицах, разработанных ВОЗ.

Кроме того, многие мамы добавляют в рацион смесь, так как кормление вызывает у них боль из-за растрескавшихся сосков. Проблема обычно возникает при неправильном прикладывании ребенка. Для заживления ран можно использовать специальные мази («Бепантен»). Также необходимо научиться давать малышу грудь так, чтобы он захватывал ареолу вокруг соска.

Наиболее объективный признак того, что младенец не получает нужного объема молока, – недостаточное количество мочеиспусканий. Проверить их число можно, отказавшись от одноразовых подгузников на 1 сутки и посчитав мокрые пеленки. Если их меньше 12, необходимо вводить докорм.

Преимущества и недостатки

Если сравнивать искусственное и смешанное вскармливание, то второе, безусловно, выигрывает. Его преимущества:

  1. Ребенок получает те ценные вещества, которых нет в смеси, например, иммунные факторы, гормоны, ферменты. Он будет расти более крепким и здоровым.
  2. Сохраняется контакт с матерью, который возможен только во время кормления грудью. Благодаря этому малыш и мама чувствуют себя спокойнее.
  3. Остается возможность вернуться к естественному питанию. Сохранить лактацию даже при кратковременном переходе на искусственное вскармливание намного сложнее.

Психологически малышу комфортней у маминой груди

У некоторых мам возникает соблазн ввести докорм без реальных на то оснований. Так они получают возможность свободнее распоряжаться своим временем. Не стоит этого делать, ведь у смешанного вскармливания есть и недостатки:

  • возможность аллергии на смесь;
  • склонность к и коликам из-за того, что ЖКТ новорожденного с трудом переваривает любые продукты, кроме грудного молока;
  • риск изменения микрофлоры кишечника в сторону увеличения количества условно-патогенных организмов;
  • хлопоты, связанные с приготовлением и хранением смеси.

Выбор и правила приготовления смеси

Обязательно соблюдайте пропорции при приготовлении смеси

Выбор детского питания при смешанном вскармливании лучше проводить совместно с педиатром. Если ребенок здоров, ему подойдет любой продукт со степенью адаптации, соответствующей его возрасту. Адаптация означает приближение состава смеси к грудному молоку по количеству белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и прочих веществ. В первые 4-6 месяцев рекомендуется питание с маркером «1».

Помимо стандартных смесей, существуют лечебные и лечебно-профилактические. Они назначаются врачом при наличии у малыша заболеваний. Например:

  • при аллергии на коровье молоко – гипоаллергенные продукты с белками или сои;
  • при нехватке (фермента, расщепляющего молочный сахар) – низко- и безлактозные варианты;
  • при склонности к запорам и метеоризму – кисломолочные и антиколиковые смеси, а также питание с про- и пребиотиками;
  • при недоборе веса или недоношенности – продукты с повышенным содержанием белка.

Лечебные и лечебно-профилактические смеси вводятся в рацион по схеме, которую назначает врач. Не стоит применять их самостоятельно.

Важно правильно готовить смесь, которая чаще всего представлена в виде сухого порошка. Основные рекомендации:

  1. Использовать кипяченую воду для разведения порошка. Следовать пропорциям, указанным в инструкции.
  2. Соблюдать правила гигиены – тщательно мыть и стерилизовать детскую посуду, следить за чистотой рук. Можно использовать детское средство для мытья посуды.
  3. Смешивать питание в бутылочке. Сначала наливать воду, затем класть порошок и тщательно перемешивать 30 секунд.
  4. Готовить смесь на 1 трапезу максимум за 10-15 минут до нее.
  5. Давать малышу питание с температурой 37°. Для нагрева использовать специальные приборы, а не микроволновку.

В первый раз ребенку предложить 10-20 мл смеси и посмотреть на его реакцию. Если не возникло аллергии или проблем с пищеварением, дозу можно увеличивать. Нельзя вводить два новых продукта одновременно. Также не рекомендуется часто менять смеси.

Организация смешанного вскармливания

Существует два варианта организации смешанного вскармливания. Первый из них – чередование, то есть смесь в одно кормление, грудное молоко – в другое. Этот способ нельзя назвать оптимальным, но если маме приходится отлучаться из дома, то он единственно возможный. Для сохранения лактации стоит давать малышу грудь хотя бы 3 раза в сутки. Перед сном его можно покормить смесью, а ночью – прикладывать к груди.

Второй вариант предпочтительнее, так как позволяет постепенно повышать лактацию. В одно кормление малышу предлагается сначала одна грудь, затем – вторая, после – докорм, в конце – грудь. Вполне может быть, что ребенок съест совсем мало смеси или вообще от нее откажется. Не нужно настаивать, если кроха отворачивается от еды и не открывает рот.

Действовать по этой схеме следует с первого утреннего кормления и до последнего вечернего. В ночное время малышу стоит предлагать только грудь. Особенно важно кормить кроху в интервале с 3 часов ночи до 6 утра. Сосание в этот период активизирует продукцию пролактина – гормона, отвечающего за лактацию.

Обязательно кормите малыша грудным молоком ночью

В чем давать докорм ребенку? При его небольшом количестве подойдут:

  1. Мягкая маленькая ложка из силикона. Ее следует наполнить на ½ и вылить малышу за щечку. Вторую порцию можно давать, когда кроха полностью проглотит первую.
  2. Пипетка. Нужно набрать в нее смесь, поставить наконечник в уголок губ ребенка и выдавить содержимое.
  3. Шприц без иголки. Требуется направить его на внутреннюю поверхность щечки и выдавливать жидкость, равномерно нажимая на поршень. Ребенок при этом может «помогать», совершая сосательные движения.
  4. Маленькая чашка с тонкими стенками. Младенца необходимо посадить полувертикально, поддерживая его голову, шею и спину. Чашку следует поставить так, чтобы жидкость коснулась его нижней губы. Он начнет лакать или прихлебывать смесь. Чашку нужно плавно и медленно приподнимать, чтобы уровень жидкости не менялся. Нельзя лить молоко прямо в горло малыша.

Если объем докорма большой или ни один из способов не подошел, можно использовать бутылочку. Важно, чтобы отверстие в соске было небольшим. За счет этого малышу придется прилагать усилия, чтобы добывать пищу, и рожок не будет иметь преимущества по сравнению с грудью. Бутылочку нужно держать так, чтобы в соске постоянно была жидкость, иначе кроха наглотается воздуха, и у него заболит живот.

Объем пищи и режим кормлений

Отношение отечественных и зарубежных педиатров к режиму кормлений и количеству смеси при смешанном вскармливании отличается. Рассмотрим оба варианта.

Отечественная практика

Кормление по часам — не самая лучшая практика

Трапезы должны происходить через определенные интервалы времени – 2-3,5 часа. Малышу в первые 14 дней требуется 8-10 приемов пищи в сутки, до 6 месяцев – 6-7, до 1 года – 5.

Общая суточная потребность в пище ребенка:

  • до 2 недель – 2 % массы тела, умноженных на количество дней жизни;
  • 2 месяцев – 20 % веса;
  • до 4 – 17 %;
  • до 6 – 14 %;
  • до 1 года – 11-13 %.

Чтобы узнать, сколько малыш должен съедать за 1 раз, следует разделить суточную потребность на количество кормлений. Как правильно распределить общий объем между молоком и смесью? Необходимо взвешивать кроху до и после прикладывания к груди. Так можно определить объем съеденного им молока. Количество, которое не хватает до разовой порции, следует дополнить смесью.

Международная практика

Зарубежные специалисты предлагают ориентироваться на режим мочеиспусканий. Маме следует провести тест на мокрые пеленки и определить, сколько раз малыш еще должен пописать, чтобы получилось нормативное значение (12 раз). Объем пищи, который нужен для компенсации каждого мочеиспускания, зависит от возраста:

  1. 3 месяца – 30 мл;
  2. 4 – 40 мл;
  3. 5 – 50 мл;
  4. 6 – 60 мл.

Например, ребенок в 4 месяца писает 9 раз в сутки. Дополнительно ему необходимо 120 мл смеси. Это количество следует разделить на число кормлений. С читать мокрые пеленки желательно 1 раз в неделю. Это позволит регулировать объем докорма, а также вовремя его отменить.

Дети, получающие грудное молоко с первых дней жизни, реже страдают от инфекционных заболеваний и аллергических реакций. При недостаточной лактации не стоит сразу же переводить малыша на адаптированную смесь, лучше использовать ее в качестве докорма. Если не снижать количество прикладываний к груди и не использовать ее заменители (бутылочки, пустышки), естественное вскармливание можно поддерживать длительное время. После ввода в меню младенца в 6 месяцев прикорма (овощей, фруктов, каш) порции смеси следует постепенно уменьшать, сохраняя объемы грудного молока.

Смешанное и искусственное вскармливания грудного ребенка нежела­тельны, особенно до возраста 3 месяцев малыша, поэтому каждая мамочка должна непременно сделать все возможное, чтобы хотябы в первые 3 ме­сяца жизни, малыш получал только грудное молоко. Переводить детей на смешанное и искусственное вскармливание вынуждают многие обстоятельства, такие например как нару­шение функции грудных желез с ослаблением или полным отсутствием продукции молока, серьезные хронические заболевания кормящей женщины.

К смешанному вскарм­ливанию приходится прибегать и при недостаточной кало­рийности молока, недоношенности, расстройствах питания (гипотрофии), малокровии, а также при экссудативном диатезе у ре­бенка.

При смешанном вскармливании 50-70% объема су­точного рациона составляет грудное молоко, 50-30% - различные молочные смеси или заменители женского мо­лока. Искусственно вскармливаемый ребенок совсем не получает грудного молока с первых недель жизни или получает его очень мало (20% суточного объема пищи и даже меньше).

Вначале мы расскажем об основных продуктах, кото­рые используются для замены материнского молока, а за­тем остановимся на принципах и правилах смешанного и искусственного вскармливания.

Заменитель грудного молока

Заменители женского молока можно разделить на три группы:

  • Первая группа является простыми молочными смесями: В-рис, «Здоровье», В-греча, В-овес, «Крепыш».
  • Вторая группа- принадлежит ферментативным (кислым) смесям: кефир, «Биолакт», «Ма­цони», «Нарине».
  • Третья группа - адаптированные смеси, являющиеся лучшими заменителями грудного молока: Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон, Фрисопре.

Простые молочные смеси В-рис, В-гречка, В-овес го­товятся из обычного коровьего молока, которое разводится отварами рисовой, гречневой и овсяной круп (2 части мо­лока разводят 1 частью отвара). Однако в этих смесях чересчур велико содержание кальция и углеводов и сни­жено количество жиров, аминокислот, витаминов, железа. Их допустимо применять в течение непродолжительного времени и при отсутствии лучших заменителей грудного молока. Сухие молочные смеси «Крепыш» и «Здоровье» обладают такими же качествами.

Ферментативные продукты имеют некоторые преиму­щества перед обычными молочными смесями. Они умень­шают брожение в кишечнике, способствуют вытеснению болезнетворных микробов, улучшают выделение пищева­рительных соков. Типичный кислый продукт - кефир. Де­тям первых трех месяцев жизни кефир дают не цельный, а разведенный рисовым, гречневым или овсяным отварами (2 части кефира разводятся 1 частью отвара). Более цен­ным продуктом для детей первых месяцев жизни являет­ся «Биолакт». Он содержит ряд аминокислот, витаминов, ферментов и микроэлементов. Белок «Биолакта» легко усваивается организмом ребенка. Смесь «Биолакт-2» дополнительно обогащена витаминами и микроэлементами. Кислые смеси особенно полезны детям с расстройствами пищеварения (запор, понос итд).

Однако наиболее приемлемы для смешанного и искус­ственного вскармливания грудного ребенка такие замени­тели женского молока, как Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре. Особенность этих смесей состоит в том, что в них невелико содержание белка и кальция, имеются не­заменимые аминокислоты и жирные, кислоты, полноцен­ные углеводы, различные витамины и микроэлементы. Белки этих смесей по свойствам приближаются к белкам материнского молока и легко усваиваются.

Смесь Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре предназначены для вскармливания недоношенных детей в возрасте до 6 месяцев. Чтобы получить готовый для использования продукт, берут 6 ложечек сухой смеси и разводят ее в 180 мл теплой воды, а затем взбалтывают 30 секунд. В теплом виде приготовленную перед самым кормлением жидкую смесь и дают ребенку. Малютка 1, Малыш 1, НАН, Нутрилон, Нестожен, Фрисо на­значается детям после второго месяца жизни. Виталакт и Биолакт хорошо переносятся новорожденными, даже не­доношенными детьми, поэтому их можно применять в ка­честве прикорма с первых недель жизни ребенка.

Правила смешанного и искусствен­ного вскармливания

Общие принципы и правила смешанного и искусствен­ного вскармливания можно кратко сформулировать сле­дующим образом.

  1. Проконсультируйтесь с вашим педиатром . С помощью семейного врача мамочка составляет ра­цион для своего малыша, находящегося на смешанном или ис­кусственном вскармливании. В поликлинике проводится контрольное взвешивание крохи до и после однократ­ного грудного кормления, уточняется количество молока, полученного им в процессе кормления. Установив объем необходимого дополни­тельного питания и его характер, мамочка после каждого корм­ления грудью дает малышу молочную смесь. Начинается прикармливание с введения небольших порций смеси (2- 3 чайных ложки), а через 4-6 дней, когда ребенок уже привыкает к смесям, можно 1-2 грудных кормления пол­ностью заменить ими.
  2. Объем пищи и число кормлений новорожденного . Объем пищи и число кормлений (7-6-5) в тече­ние суток такие же, как при естественном вскармливании. Желательно в первые же месяцы жизни удлинять на 30 минут промежутки между кормлениями по сравнению с теми, которые рекомендуются в случае естественного вскармливания, так как смеси перевариваются в желудке малыша медленнее, чем грудное мо­локо, и дольше задерживаются в нем. Для наглядности можете заглянуть в материал посвященный режиму ребенка до года.
  3. Соски и бутылочки для новорожденных . Смесь дают из соски или из ложечки, которую луч­ше применять, когда количество вводимой пищи неболь­шое. Для новорожденных приобретают бутылочки со специальной соской 0+ (с маленьким отверстием), тем самым, предназначенные для определенной возрастной категории, чтобы сосательные движения ребенка были ак­тивными, а смесь поступала равными тонкими струйками, как при грудном кормлении. Соска должна быть упругой и не очень длинной, желательно с имитацией материнского соска. Перед каждым кормлением ее обяза­тельно моют, а затем кипятят. До следующего кормления соска сохраняется в стерильных условиях. Смесь готовит­ся непосредственно перед кормлением и дается ребенку в теплом виде. Чтобы подогреть смесь, ее вместе с буты­лочкой погружают в умеренно горячую воду на 5-7 ми­нут. Перед кормлением проверяют, не слишком ли смесь горяча (ее температура должна находиться в пределах 38-40°С).
  4. Консервативность не всегда залог здоровья. Нельзя долго кормить ребенка одной и той же сме­сью, если он не прибавляет в весе. Не рекомендуется так­же быстро заменять одну смесь другой, если у младенца несколько ухудшился стул.
  5. Подбор оптимальных смесей . Важно учитывать индивидуальную реакцию груд­ного ребенка на искусственное и смешанное вскармлива­ние, подбирать оптимальные для него объемы смеси, а также количество других продуктов питания.
  6. Введение прикорма при смешанном и искусственном вскармливании . Собственно эту тему мы уже в деталях обсуждали в нашей предыдущей статье «Полезные советы по поводу того как начинать прикорм ребенка на естественном вскармливании ». Но вкратце подытожим, что при смешанном и искусственном вскармливании все виды прикорма вводятся в диету ребенка в те же сро­ки, что и в обычных случаях. Однако мясные блюда вклю­чают в рацион на месяц раньше, чтобы с полугода преду­предить дефицит железа, аминокислот и витаминов.
  7. Витамин Д3 (D3) при искусственном вскармливании. В смесях Малютка, Малыш, Виталакт, Нестожен, НАН, Фрисо есть витамины А и О. Поэтому детям, которые получают их, витамин D3 (Д3), с целью профилактики рахита дают только с 6 месяцев по той же схеме, что и при естественном вскарм­ливании.

Если же ребенка вскармливают другими смесями (молочными и молочнокислыми), витамин Д3 и раститель­ное масло начинают давать на втором месяце жизни, а все виды прикорма вводятся на 15-30 дней раньше, чем обычно.

Видео как перевести ребенка на искусственное либо смешанное вскармливание. Как вводить прикорм детям на искусственном вскармливании. На все вопросы отвечает врач диетолог-гастроэнтеролог Е. Гордеева.

Редакция сайт желает крепкого здоровья Вам и Вашим деткам.

Лаура Брест специально для