Сказкотерапия детей 3 4 лет сказки. Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Просто невозможно не заметить, как ваш малыш растет. Ребенок 9 месяцев еще недавно был крошечным комочком, осчастливившим родителей своим появлением, а уже через определенное время, которое совсем уже не за горами, отметит свой первый день рождения. Именно в 9 месяцев ребенку развитие его достигает определенных показателей, где некогда еще беспомощный младенец на глазах превращается в самостоятельную, независимую и иногда даже и своенравную личность, стремящую все делать сама.

Физическое развитие детей 9 месяцев

Масса кроха в течение всего месяца привычным темпом увеличивается в среднем на 500 г, и уже может весить 9-9,5 кг (если при рождении малыш весил 3-3,5 кг). Рост же увеличивается на 2,5-3см. Режим дня ребенка 9 месяцев призван помогать и взрослым и конечно малышу. Ведь только чуткая и заботливая мама, наблюдающая за поведением крохи, сможет всегда уловить настрой малыша и обязательно его подержать. Обычно в этом возрасте малыши спят еще 2 раза в день до 2,5 часов. От того, сколько спит ребенок 9 месяцев и будет зависеть период активного бодрствования. В среднем он составляет 3-3,5 часа.

Как мы кушаем

Меню ребенка в 9 месяцев практически не отличается от меню восьмимесячного малыша. Мясо можно пару раз в неделю заменить рыбкой, но только следите, чтобы она была не жирной. При приготовлении молочных каш, кроме рисовой, гречневой и овсяной крупы, можно уже и в прикорм ребенка 9 месяцев ввести ячневую и перловую. Малышу также стоит уже давать и растительное масло, особенно если у него наблюдается склонность к проявлению экссудативного диатеза. Так как масло богато полиненасыщенными витаминами и кислотами, повышает защитные силы организма и улучшает состояние кожи. Обратите внимание на содержание в продуктах , оно вредно. Кроме того помните о том, что питание ребенка в 9 месяцев должно не только содержать определенный ассортимент продуктов, но и постепенно пополняться новыми блюдами. Ребенку можно уже дать попробовать салаты из вареных протертых овощей, винегреты. А овощной суп приготовить не в виде пюре, а нарезанными кусочками картофеля, моркови, рыбу и мяса в виде тефтелей, паровых котлет и так далее.
А тем более скоро ваш малыш научится кушать с помощью ложечки, и будет самостоятельно пробовать кусочки нежной пищи руками. В это время более ярко выражается и эмоциональное . Это относится и к приему пищи. В случае, когда он наелся или предложенная вами еда не нравится ему, он будет баловаться или даже закрывать ручками свой ротик. Желательно не превращать процесс приема пищи в игровое занятие, а постараться дать понять малышу, что этим вы непременно займетесь после того как покушаете.

Девять месяцев довольно интересный возраст для малыша. Ему интересно все вокруг. Ребенок 9 месяцев интересуется практически всем, что может достать. Ведь именно детей на первом году жизни служит определенной основой для формирования всех направлений развития ребенка. В этот период необходимо как можно больше внимания уделить безопасности ребенка. Острые, стеклянные и тяжелые предметы уберите из зоны досягаемости малыша. Также стоит подальше убрать лекарственные средства и другие, опасные для него вещи.

Девятимесячный малыш уже может похвалиться следующими достижениями:

Умеет говорить кое-какие слова, а точнее отдельные слоги. Для него они обозначают определенные предметы. пока еще неслаженна, состоит из обрывков слов. Первые слова для детей этого возраста как жесты. И только от малыша зависит, когда он начнет говорить, в этом вопросе все индивидуально;
- малыш становится более самостоятельным, уже может сам один играть с игрушками;
- мелкие предметы он берет уже не своими пальчиками, а «большими» двумя руками;
- во время ползания легко разворачивается;
- взглядом отыскивает нужные предметы;
- придерживаясь за опору, может уже продолжительное время и ходить;
- подражает поведению уже более взрослого ребенка;
- изучает вместимость предметов и других ящиков;
- маленький непоседа пытается залазить на стул или диван;
- играет сразу с несколькими предметами;
- понимает значение слова «сиди», «иди» и т.п.
У малыша развиваются личностные качества, он начинает уже заявлять о своих интересах. В этот период становления ребенка важно найти и объяснить ему значения слов «можно» и «нельзя».

Игры и речь

К этому возрасту, ребенок уже активно играет с взрослыми, игры выступают инструментом для общения. Игры «ладушки», «сорока-ворона» (проверены временем) помогают ребенку подражать взрослым. Если ребенок 9 месяцев еще не играет в эти игры, то обязательно научите своего малыша. Вы увидите, как он с огромным удовольствием будет хлопать вместе с вами. Научите кроху играть также и с , покажите, как нужно ставить их друг на друга.
Малыш изучает свойства вещей, получая представление об их форме, размерах и текстуре (гладкие и шершавые предметы). В этом возрасте ребенок понимает, что есть съедобные и несъедобные предметы. И убеждается он в этом только на собственном опыте. Потому он по-прежнему все тянет себе в рот. Будьте особенно внимательны: уберите все острые, мелкие и хрупкие предметы куда-нибудь подальше. Конечно, не забывайте и о том, что игрушки для детей 9 месяцев должны быть по возрасту вашем малышу. Для развития речи отлично помогают такие 9 месяцев ребенку как переклички. Малыш начинает проговаривать слова, мама повторяет за ним, произнося все медленно и четко, постепенно добавляя новые слоги. Малыш уже научился требовать. Если ему что-нибудь нужно, то он уже во весь голос будет кричать. Речью кроха начинает владеть параллельно с общим развитием. Обычно если ребенок физически ослаблен, страдает инфекционными заболеваниями, то он, скорее всего, отстает в речевом развитии. На речевое развитие ребенка, как бы это парадоксально не казалось, но влияют и желудочно-кишечные заболевания, которые нарушают питания коры головного мозга. Таким образом, полноценное питание – это основа гармоничного развития малыша.

С новыми силами – к новым открытиям

Познавательное развитие ребенка этого возраста становится все активнее с каждым днем. Малыш с необыкновенным упорством и настойчивостью тянется ко всему новому. Если он захочет, то скажет вам об этом. Чтобы увеличить кругозор своему чаду добавьте дополнительные предметы в его обиход. Чтобы не приобретать новые игрушки пофантазируйте и преобразите уже купленные. Обращайте внимание на все мелочи. В девять месяцев малыш постоянно бросает, катает, бьет об пол различные предметы. Он хочет посмотреть, что с ними случится. Со стороны это кажется случайными движениями, но на самом деле малыш, таким образом, познает мир.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев

Ребенок 9 месяцев уже уверенно использует так называемый «щипковый захват», т.е берет предметы с помощью указательного и большого пальца. Это очень важно, ведь в будущем именно этими двумя пальцами он будет держать карандаш и ручку. Так что уделите этому моменту особое внимание, не забывайте похвалить своего ребенка после того как ему удалось подобным образом зафиксировать предмет.
В этот период он все что видит, пробует на вкус, и крохе достаточно пару секунд, чтобы схватить с пола, какую – либо крошечную вещь и положить себе в рот. Подобные действия необходимо сразу же пресекать. Запрет должен быть твердым.
Следует доступно разъяснять ребенку что можно, а что нельзя. Наступает такое время, когда он с каждым днем становится все более самостоятельным. Ребенок 9 месяцев умеет уже, не отвлекая вас от домашних дел, спокойно самостоятельно сидеть и играть, изучать окружающую действительность. Умственное развитие ребенка тоже дает о себе знать. В возрасте девяти месяцев малыш уже самостоятельно может просунуть стержень в отверстие, сложить или выбросить предметы в коробку. А открывать шкаф и выбрасывать все аккуратно сложенные вещи и вовсе любимое занятие карапуза.

Что мы любим

Ребенок с удовольствием принимает водные процедуры. Он любит бить ладошками по воде, играть с уточками и лодочками. Он сталкивает игрушки между собой, создавая большое количество брызг.
Малыш любит слушать, как его хвалят. Однако нужно уже с такого возраста дать понять ребенку, что если он будет себя вести неподобаемым образом, его ждет наказание. Ни в коем случае не поддавайтесь на капризы маленького шантажиста, не идите у него на поводу. Ребенок уже в 9 месяцев должен учиться вести себя хорошо.

Когда прорезываются зубки

Время, когда у малыша начинает прорезывать первый зуб, родители ждут с особой нетерпеливостью. Это своеобразный этап во взрослении крохи. К началу девятого месяца жизни у большинства ребятишек имеется уже пару зубов, обычно это два нижних зубика, хотя все индивидуально. Не нужно переживать, если десны вашего малыша все еще остаются гладкими. Разница в сроках прорезывания первых зубов зависит от многих факторов. В первую очередь на это влияет наследственность малыша. Поинтересуйтесь у бабушек в каком возрасте у вас и у вашего супруга появились .
Очень важным фактором является и правильное питание ребенка . В этот период в деснах крохи закладывается основа постоянных зубов, поэтому еда должна быть богата кальцием. Также рацион питания ребенка 9 месяцев должен в нужном количестве содержать клетчатку. Так клетчатка, содержащаяся в овощах и фруктах, отлично справляется с ролью зубной щетки. Но и прорезавшимся зубкам малыша необходима нагрузка, а, следовательно, и еда должна содержать небольшие кусочки мяса, рыбы, хлеба, печенья. Необходимо чтобы малыш пережевывал их. Как только еда попадает в рот малыша, он инстинктивно начинает сдвигать ее языком поближе к деснам и пережевывать. Если ребенок 9 месяцев не умеет пережевывать еду деснами, то он пытается языком сдвигать пищу поближе к имеющимся зубам и пробует жевать ими.

Творческая мастерская

Особенности этого возраста дают возможность приобщать их к играм, которые в дальнейшем перейдут в аппликацию, рисование, лепку и п.т. Продемонстрируйте ребенку как можно ручкой, карандашом или фломастером рисовать на большом листе бумаги. А, окуная крохотные пальчики малыша в специально предназначенные для этого пальчиковые краски, непременно дайте возможность маленькому «художнику» размазывать их по куску ткани, листу и даже собственному телу (затем можно смыть теплым душам). Из глины или любого теста можно сделать лепешку и посадив свою кроху на колени, попытаться втыкать в нее камешки, фасоль, фигурные макаронины. А ваш любознательный карапуз будет с большим удовольствием и удивлением их выковыривать. Обязательно отвинчивайте крышки, складывайте вместе порезанные овощи для супа в кастрюлю, перебирайте крупные разноцветные пуговицы, бросайте в корзину ватные шарики или грецкие орехи. Все эти занятия не только очень хорошо развивают маленькие пальчики, дают определенное направление на ребенка, но и быстро увлекают ребенка, при этом доставляя ему массу позитивных эмоций.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Подборка терапевтических сказок для детей.

На сайте smart-paradox.metdioz.ru подобраны замечательные сказки современных писателей по разным темам. Такие сказки хорошо читать детям перед сном. Чтобы прочитать в полном объеме, нажимайте на тему и переходите на сайт источника.

В эту тему вошли три сказки: «Тема и сон», «Смелый мальчик и тётушка Ночь», «Сказка про кроватку».

Подберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.

Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ре-бёнку подходит именно это тема. Ведь малыш может от-казываться идти в свою постель из-за страха темноты, тог-да ему нужна совсем другая сказка. А, может, он слишком редко видит вас и ему хочется больше вашего внимания, тогда постарайтесь каждый вечер выделять ребёнку хотя бы полчаса своего времени и заниматься с ним, играть или просто разговаривать. Заранее договоритесь, что после это-го он пойдёт спать. Ребёнок с нетерпением будет ожидать этого времени каждый день. И отход ко сну у него будет ассоциироваться с приятным для него событием.

Детская комната должна вызывать у малыша приятные светлые чувства. Она не должна быть местом, где ребёнок «отбывает наказание», и в которой он чувствует себя оди-ноким и не нужным.

Пусть эта комната станет сказочной для малыша, где ему каждый вечер мама или папа рассказывают волшебную добрую сказку.

В эту тему вошли три сказки: «Как Илюша животик кормил», «Почему нужно кушать», «Про Катюшину Капризку».

Прочитайте все три сказки и подберите наиболее под-ходящую для вашего малыша.

Но помните, что в этой теме есть некоторые нюансы. Ведь заставлять детей есть - нельзя! Каждый ребёнок способен сам решать что, когда и сколько ему есть. Дети умеют прислуши-ваться к своему организму, а он в точности может определить чего, каких веществ ему в данный момент не хватает. Особен-но нельзя заставлять малыша есть, когда он болен.

Предлагая ребёнку еду с помощью уговоров, а порой и угроз, мы можем «отбить» у него пищевой интерес, и, тогда он перестанет испытывать радость от принятия пищи. Он будет воспринимать этот процесс не как радостный, при-ятный и полезный, а как насилие над собой.

Но, как известно, все дети очень любят сладкое. И часто, вместо того, чтобы съесть тарелку супа, ребёнок предпо-читает лакомиться конфетами или печеньем. Вот тогда-то вам и придет на помощь сказкотерапия. Расскажите малы-шу занимательную историю, вместо долгих мучительных наставлений.

В этой теме одна сказка «Как Андрюша гостей встре-чал». Расскажите её ребёнку перед сном или не за долго до прихода гостей. А может быть вы сами идёте в гости?

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за это-го. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим возможно понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче.

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди поиграй» и т.п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

В этом разделе представлена одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Расскажите её ребёнку перед сном, дополнив деталями из жизни вашего малыша.

Но сначала попробуйте выяснить у ребёнка истинные причины, почему он не хочет ходить в детский сад. Воз-можно его там кто-то обижает, может быть ему не нравить-ся воспитатель или распорядок дня. Тогда стоит подумать о переводе в другой детский сад. Иначе каждодневный стресс может плохо отразиться на здоровье ребёнка.

Есть дети, которые любят уединение и в принципе не готовы к таким шумным местам как детский сад. Тогда, если у вас нет возможности сидеть дома с ребёнком самим, постарайтесь привлечь к этому бабушку или няню. Спро-сите у малыша, как ему будет лучше: сидеть дома или же ходить в садик. Прислушайтесь к ребёнку. Если он катего-рически против сада, то нужно обязательно найти другой выход из этой ситуации. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным вами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет от-рицательно на него влиять.

Этот вопрос очень важен для воспитания ребёнка, ведь он ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти годы формируется его ха-рактер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про смелого Алё-шу» и «Бум, бум, бум».

Подберите сказку, которая будет наиболее понятна и близка вашему малышу. Расскажите её перед сном.

Боязнь темноты - один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопря-жена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают де-тей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т.п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограни-чить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте до-брые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской ком-нате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну нерях», «Сказка про Мишку и порядок». Прочитайте обе сказки и расскажите малышу ту, которая ему наиболее подходит. А может быть ему понравятся обе сказки?

Многие дети не стремятся убирать за собой свои вещи или игрушки. Нам, взрослым, это часто доставляет много хлопот.

Приучать ребёнка убирать за собой нужно с самого ран-него детства и только на своём личном примере. После каж-дого дела старайтесь приводить «рабочее место» в порядок, доделывать начатой дело до конца.

Если вы чем-то занимались вместе с малышом, то на-водите порядок вместе с ним. Превратите этот процесс в увлекательную игру, без назиданий и наставлений. Старай-тесь наводить порядок в доме с улыбкой на лице и в хоро-шем настроении, чтобы у малыша уборка ассоциировалась с чем-то приятным. И после каждой попытки помочь вам, обязательно хвалите своего ребёнка.

В этой теме представлены две сказки: «Слонёнок и ша-рики», «Поцелуй Хотелки». Первая сказка будет более по-нятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше. Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин.

Все мы любим делать покупки, приобретать новые вещи. Но, как всегда, всё хорошо в меру. Любые вещи в большом количестве становятся лишними и приносят много хлопот.

Часто новыми вещами дети пытаются заполнить какую-либо внутреннюю пустоту, им не хватает душевной радо-сти. Но вещи никогда не смогут её заполнить, а точнее -они заполняют её лишь на короткое время, после которого нужна новая покупка. Постарайтесь заполнить эту пустоту не новыми покупками, а новыми душевными переживания-ми. Научите малыша радоваться цветам, деревьям, солнцу, тёплому дню, котёнку на улице, пению птиц.

Некоторые родители чувствуют за собой вину перед ма-лышом, за того, что мало уделяют ему внимания или что-то делают не так, как им бы хотелось. И просят у ребёнка про-щение, покупая новые игрушки. В этом случае лучше из-менить своё поведение, найти время для малыша: поиграть, погулять, почитать интересную книгу.

Научите ребёнка испытывать большую радость от об-щения с вами или другими людьми, от окружающего мира живой природы, нежели от множества, порой ненужных, вещей.

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и по-думать, чем вызвано такое поведение малыша. Возможно малыш таким способом привлекает к себе внимание: хочет больше времени проводить с вами, что вполне нормально для ребёнка.

Возможно ему не хватает нового опыта, он не знает куда, на что направить свою энергию, ему скучно.

Возможно малыш пытается самоутвердиться, показать, что он тоже чего-то стоит. В этом случае повышайте его самооценку, хвалите его за любые достижения, покажите другой способ самоутверждения.

А может быть ребёнок просто копирует чьё-то поведе-ние? Если родитель позволяет себе хоть иногда шлёпнуть малыша, это значит, что ребёнок будет поступать точно так-же. Такими действиями мы сообщаем ребёнку, что драться можно! Если ребёнок ударил другого малыша или вас, ни в коем случае не бейте его в ответ. Объясните на словах о вреде его поступка, расскажите перед сном сказку на эту тему, но никогда не поднимайте на него руку. Ведь, если мы себе это хоть раз позволим, то и ребёнок будет следовать нашему примеру.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Федя и компьютер». Расскажите её ребёнку перед сном.

Компьютер очень привлекает и детей и взрослых. Но во всём должна быть мера. Ведь все мы знаем, что долгое си-дение перед экраном компьютера плохо влияет на детское здоровье. Постарайтесь заполнить день ребёнка разноо-бразными интересными делами и событиями. По возмож-ности заменяйте общение с компьютером на живое обще-ние с друзьями, прогулку и т.п. Пусть компьютер в вашем доме будет не другом, а помощником в трудных ситуациях.

Расскажите малышу сказку перед сном. Подумайте, как сделать умывание не только полезным и нужным, но и радостным процессом. Как превратить его в маленький праздник, с которого начинается каждый новый день.

В эту тему вошла «Сказка о пропавшей улыбке». До-полните её" деталями из жизни своего ребёнка и расскажите ему перед сном.

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Мо-жет быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то до-нести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну слад-ких булок», «Сладкоежки и Сладкоежки».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу. Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и рас-скажите ему.

Многие люди любят сладкое. А дети - особенно. Сладо-сти нужны ребёнку для роста и развития, но старайтесь да-вать ребёнку полезные сладости: сухофрукты, мёд (если на него нет аллергии), фрукты, овощи, ягоды. А, если вы ре-шили полакомиться тортом или булочками, то будет лучше, если вы их приготовите сами из натуральных продуктов и вместе с малышом.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Про кузнечика Кузю». Расскажите её малышу перед сном.

Разбудить ребёнка утром порой бывает очень тяжело. Попробуйте каждое утром ласковым и радостным тоном рассказывать малышу, пока он ещё лежит в своей постели, какие весёлые дела его ждут сегодня: что ему нужно будет сделать, куда сходить и как это всё у него будет здорово получаться. А вечером, перед сном, обязательно подведите итоги дня. Поблагодарите ребёнка за все выполненные дела и поручения, похвалите за все добрые поступки. Скажите ему, что вы им гордитесь и очень любите. Тогда малыш каждый день будет стараться выполнить как можно больше добрых и полезных дел, чтобы порадовать вас! А для этого ему нужно будет вставать пораньше.

В этот раздел включены две сказки: «Как Егорка одевался», «Как Ваня научился одеваться».

Выберите ту сказку, которая больше всего подойдёт для вашего ребёнка и расскажите её перед сном. А может быть он с радостью послушает обе и сделает для себя соответ-ствующий вывод!

В эту тему вошли три сказки: «Сказка про лягушонка Васю», «Как Юля научилась говорить правду», «Дворец Врулей».

Подберите сказку, наиболее подходящую возрасту ваше-го малыша и прочитайте ему.

Подумайте, почему ребёнок стал вас обманывать. Мо-жет быть он боится говорить правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

Возможно он кого-то копирует. Дети очень хорошо раз-бираются где правда, а где ложь. Будьте с ребёнком предель-но откровенны и правдивы. Ведь, если малыш уличит вас во лжи, пусть даже самой маленькой и незначительной, то перестанет вам доверять и тоже начнёт обманывать. Дети воспитываются на подражании нам, взрослым!

Расскажите её ребёнку перед сном или вместо очередно-го просмотра телевизора.

Постарайтесь заполнить день малыша интересными и разнообразными событиями.

Здесь вы найдёте сказку «Витя и новые ботинки».

Расскажите её малышу перед сном или перед тем, как соберётесь постричь ему ногти. Дополните сказку деталя-ми из жизни вашего ребёнка.

В эту тему вошли две сказки: «Как Валя научилась да-рить подарки» и «Сказка про Лисёнка».

Выберите ту сказку, которая больше соответствует ва-шему малышу и которая ему будет более понятной.

Подумайте, откуда у ребёнка эта привычка - брать чужое без разрешения. Покажите малышу, как нужно поступать: если вы находитесь в гостях, то прежде чем дать какую-либо вещь ребёнку обязательно спросите разрешение хозя-ев. Пусть это будет даже простая формальность, но малыш запомнит ваше поведение и впредь будет поступать также. Дома, прежде чем взять любую вещь ребёнка, спрашивай-те его разрешения. Уважайте своего ребёнка, относитесь к нему как ко взрослому человеку. Тогда и он также будет от-носиться к вам и к другим людям.

Прочитайте ребёнку сказку «Как Дима перестал грызть ногти».

Если ребёнок грызёт ногти, то скорее всего у него есть какая-то внутренняя проблема, из-за которой он пережива-ет. То есть, это способ снятия внутреннего напряжения.

Причины возникновения внутреннего напряжения мо-гут быть самые разнообразные - неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, под-держки и ласки со стороны родителей. Возможно ему не хватает вашего внимания или у него низкая самооценка. Постарайтесь исправить эту ситуацию, убрать возможные причины или чем-то их компенсировать.

Но не пытайтесь бороться с этой привычкой: реагируйте спокойно, не акцентируйте на этом внимание ребёнка, ни в коем случае не стыдите и не ругайте его. Иначе можно за-гнать проблему ещё глубже внутрь. Если концентрировать внимание ребёнка на этой вредной привычке, одергивая его, то опасность её закрепления многократно возрастает, так как малыш видит в этом способ привлечь к себе ваше внимание.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Как Ваня научился дружить». Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и расскажите малышу.

Все дети учатся на подражании. Поэтому каждый раз показывайте ребёнку, как себя нужно вести с другими деть-ми, как с ними играть. Например, подойдите к малышу на детской площадке и попросите у него (или его мамы) разрешения поиграть с его игрушкой. Ваш малыш быстро усвоит этот урок и сам начнёт так поступать, т.е. просить, а не отбирать силой. Часто дети просто не знают, как себя вести в той или иной ситуации. А наша задачи - научить и показать.

Также старайтесь ничего не брать у своего ребёнка без его согласия, спрашивайте у него разрешение перед тем, как взять его вещь. Он хоть и маленький, но тоже человек. Относитесь с уважением к своему малышу, тогда он также будет относиться к вам и к чужой собственности.

В этой теме вы найдёте «Сказку про сороку Дусю». Рас-скажите её своему ребёнку.

Если малыш любит дразнить окружающих, то, скорее всего, таким способом он привлекает к себе внимание. Возможно он не знает другого способа общения. Проводи-те больше времени с ребёнком и покажите на своём соб-ственном примере, как общаться с людьми. А может быть он кого-то копирует? Может быть кто-то из его окружения любит давать прозвища людям?

В любом случае, не одёргивайте малыша и вообще ста-райтесь игнорировать такое поведение. Ведь он, наверное, давно понял, что так делать не нужно и просто каждый раз ждёт от вас ответной реакции.

В этой теме вы познакомитесь со «Сказкой про малень-кую Тучку».

Малышу необходимо объяснить, как важно всё доно-сить до своего места: молоко - в холодильник, одежду - в шкаф, а свои «маленькие делишки» делать на горшок. Но ни в коем случае не садите ребёнка на горшок силой.

Если малыш плачет при виде горшка, убегает - спрячьте его на некоторое время, не вспоминайте и не напоминайте о нём ребёнку. Проще вытереть на полу лужицу, чем по-том исправлять психологические проблемы у ребёнка. По-дождите некоторое время. Малыш сам поймёт что, как и куда надо делать. И в один прекрасный день он сам станет ходить на горшок без ваших напоминаний и без всякого насилия. Ведь, наверное, никому из нас ещё не встречался взрослый человек, который бы не умел ходить в туалет!

Бывает, что дети перестают ходить на горшок после какого-либо события в их жизни: появление младшего ре-бёнка в семье, развод родителей и т.п. Тогда постарайтесь уделять ему побольше внимания, ведь скорее всего таким способом он хочет напомнить вам о себе.

Расскажите малышу сказку «Как Андрюша свой сон ис-кал» и проанализируйте ситуацию.

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Зна-чит по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все воз-можные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и ре-шит внутреннюю проблему малыша.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про старшую доч-ку» и «Сказка про медвежонка».

К пополнению семьи малыша всегда нужно готовить за-ранее. А после того, как братик или сестренка родились, постарайтесь не забывать про старшего ребёнка. Ведь в этом случае ему нужно ваше внимание как никогда и имен-но сейчас у вас будет слишком мало времени, чтобы дать ему это.

Поэтому постарайтесь привлекать старшего ребёнка к уходу за младшим, но только, чтобы это для него было в радость. Пусть он тоже почувствует свою ответственность за маленького члена семьи, и, тогда ему проще будет по-нять вас. Делайте все дела вместе и в хорошем настроении. Пусть малыш почувствует, что сейчас его помощь вам осо-бенно нужна, почувствует, что он вами любим и дорог вам, как и прежде!

Развод родителей - это очень сложная тема. Развод свя-зан с большим стрессом для всех, кого он касается, и тем более для детей. Если возможно, расскажите малышу о предстоящем разводе заранее. Тогда у него будет возмож-ность обдумать горькую новость, поговорить с обоими ро-дителями, приспособиться к новой ситуации.

Доходчиво объясните ребёнку причины развода, и он переживёт эту ситуацию гораздо легче. Непременно под-черкните, что родители могут разойтись, но расстаться со своим ребёнком они не могут. Объясните, что, хотя папа (мама) не будет жить вместе с ним, он (она) всё равно будет любить своего малыша, заботится о нём.

Расскажите ребёнку, что он сможет видеться со вторым ро-дителем и ходить к нему в гости. Ну, а если родитель не хочет в дальнейшем встречаться с ребёнком, то необходимо объяс-нить малышу, что причина такого решения кроется не в нём.

Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните ему, что он совершенно ни при чём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло. Ведь детям иногда кажется, что раз-вод произошёл по их вине.

И обязательно уделяйте ребёнку как можно больше вни-мания в этот трудный период, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и ненужным.

Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Своим личным примером покажите малышу, как нужно делиться. Но при этом старайтесь не ущемлять его право собственности. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой -это не значит, что он должен обязательно её кому-то отда-вать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользо-ваться своими вещами столько, сколько ему нужно.

А, если малыш не делится своими вещами, которые ему уже не нужны, не угощает едой и т.п., и вы боитесь, что это перерастёт в настоящую жадность, то сказкотерапия смо-жет вам помочь.

В этой теме вы найдёте сказку «Красивая Кровать».

Если малыш не стремиться прибирать за собой, то сво-им личным примером каждый день показывайте ему с ка-ким удовольствием вы заправляете свою кровать, наводите порядок в доме. Покажите всем своим видом, что любите чистоту и порядок, и что вам очень нравятся заправленные кровати. Но не заставляйте ребёнка заправлять кровать си-лой, не стыдите его, иначе получите обратный результат. Учите только на своём примере и с помощью сказок!

Расскажите ребёнку сказку «Как Егорка гулять ходил».

Также постарайтесь больше уделять внимания своему малышу.

Если он часто просится на руки, значит в раннем дет-стве его не доносили на руках. Постарайтесь компенсиро-вать этот пробел воспитания. Чаще держите ребёнка у себя на коленях, вместе играйте, читайте, рисуйте. Как только малыш «насытится» вашим вниманием, он сам вас «отпу-стит» и станет более самостоятельным.

А, если эту проблему игнорировать, то ребёнок будет чувствовать себя покинутым, нелюбимым и преданным. Всё это будет отрицательно влиять на его дальнейшее раз-витие и жизнь в целом.

В этой теме вы найдёте две сказки: «Аська и Асенька», «Сказка про город Упрямск».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу и прочитайте перед сном. 32. Ябедничает

Расскажите ребёнку сказку «Как Коля перестал ябедничать».

Дополните её деталями из жизни малыша.

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочи-тайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

Те, кому понравились сказки, могут их Сказки на ночь. Пусть тебе снится сказка, малыш!
...
Часть 40 -
Часть 41 -
Часть 42 -

5 правил сказкотерапии:

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказки для боязливых детей

1. Серое ухо

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть - пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет - он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…

Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.

Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки - всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга - доброго Дуба.

Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.

Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.

Обсуждение:

Чего боялся Зайчик?

Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище - совсем не чудовище?

Почему теперь Зайчика называют храбрым.

2. Смелый Гномик. Сказка для детей 5-9 лет.

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.

И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.

Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.

К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки, и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. “Не бойся меня, — промолвила Баба Яга,- я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала”. Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную, разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: “Чем я могу помочь тебе? ”

— Принеси мне, пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.

Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: “Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе”.

Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: “Ты у меня самый любимый и самый смелый”.

Обсуждение:

Почему Гномик отправился в лес один?

Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей?

Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?

3. СКАЗКА ПРО ЕЖОНКА

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.

Давным-давно (а может быть недавно) в большом лесу жила мама Ежиха. И был у нее маленький Ежонок. Он родился совсем мягонький, с очень нежным незащищенным тельцем. Мама очень любила его и оберегала от всяких опасностей и неприятностей.

Однажды утром Ежонок обнаружил, что у него выросла одна Иголка - красивая и острая. Он очень обрадовался и решил, что стал совсем взрослым, умным и самостоятельным. В этот день он упросил маму отпустить его одного погулять. Мама согласилась, но предупредила:

— Иголка - это очень важно и ответственно. Ты стал уже большим и должен помогать слабым, не бояться сильных и отвечать за свои поступки.

На прощанье мама взяла с сына слово, что он будет хорошо себя вести и помнить все домашние требования.

Ежонка долго не было дома… Вернулся он очень испуганным и расстроенным. Маме он рассказал:

— Я гулял в лесу и по дороге встретил Лису, которая гналась за Зайчиком. Я испугался и свернулся калачиком - единственной своей Иголкой навстречу опасности. Заяц укололся об мою Иголку, оступился и Лиса схватила его.

Ежонок очень расстроился, потому что понял, что помешал Зайчику спастись. Мама объяснила сыну его ошибку:

— В таких случаях надо быть смелым и уколоть врага в нос своей новенькой Иголкой.

На следующий день Ежонок вновь отправился гулять, сказав, что все помнит и больше ошибаться не будет. Вернулся он домой опять очень расстроенным:

— Я шел по лесу и увидел большого спящего волка. Вокруг него резвились и играли зайцы. Я не испугался и смело уколол Волка в нос. Он вскочил, зарычал и стал охотиться за маленькими зверушками.

— Ты совсем еще дурачок,- сказала мама.- Волк был сыт и сладко спал, никого не трогал. Ты бы тоже обошел его стороной и не трогал. А уж если ты хотел помочь, то просто предупредил бы малышей об опасности.

Совсем огорчился Ежонок, долго-долго думал. И вновь пошел на прогулку. Он вышел на поляну, где паслись Корова с теленком. Ежонок осмотрелся и увидел, что к поляне подбираются Волк, Медведь и Лиса, а Корова жует свою жвачку и ничего не видит. Ежонок закричал от испуга, свернулся калачиком и покатился на поляну.

Корова услышала шум и увидела врагов. Она застучала копытами и стала отгонять зверей. Однако маленький Теленок не понимал, что происходит. От страха он отбежал далеко от Коровы и мог стать прекрасной добычей для голодных зверей.

Ежонку было очень страшно и жалко Теленка. Тогда он бросился вперед и стал кататься вокруг Теленка, чтобы не дать ему далеко уйти и защитить его от нападающих зверей.

Звери отскакивали от него, а сам Ежонок никак не мог понять, почему. Так продолжалось, пока звери, испугавшись коровьих рогов, не убежали прочь.

Корова и Теленок были очень благодарны Ежонку и от всего сердца хвалили его. А Теленок на прощанье попробовал лизнуть маленького друга, но почему-то заплакал. Ежонок даже чуть-чуть расстроился. Дома он все рассказал маме, а мама сказала:

— Дорогой мой, ты стал совсем взрослым. Ты весь оброс иголками и теперь сможешь защитить себя и своих друзей, всех маленьких и слабых.

В этот день мама устроила большой праздник, на который пригласила много лесных жителей; были на этом праздники и Корова с Теленком. И теперь уже все узнали, что Ежонок стал совсем взрослым и что теперь никто безнаказанно не сможет обижать маленьких и беззащитных.

Обсуждение:

Почему Иголки - это важно?

Как ежик учился обращаться с Иголками?

У тебя есть свои Иголки? Умеешь ли ты с ними обращаться?

4. Мальчик и светлячок

Сказка для детей 5-11 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты, общая боязливость.

Я хочу рассказать тебе интересную историю про одного Мальчика. Это замечательный Мальчик, но у него была одна страшная тайна, о которой он не мог никому рассказать. Он боялся темноты. Но не просто боялся, а совершенно жутко и ужасно. Когда Мальчик хотел войти в темную комнату, внутри у него все сжималось. Его охватывал страх, он цепенел и не мог сдвинуться с места. Ему мерещились всевозможные страшилища, ведьмы, монстры, невероятные привидения. Вечером и ночью в его комнате горел ночник, потому что он не мог заснуть в темноте - ему было очень страшно.

Он боялся приближения осени и зимы, так как дни становились короче, а темнота надвигалась быстро и долго оставалась вокруг него. Ему приходилось придумывать разные предлоги и поводы, как просить маму или папу, чтобы они сходили с ним в темную комнату, когда это было необходимо. Мальчик тратил на все это очень много времени и сил. Он утомился, потому что не мог свободно и легко ходить вечером по квартире. Он устал от своей тайны, но рассказать об этом кому-либо не мог, ему было стыдно.

И вот однажды вечером, когда он лег спать, ему приснился удивительный сон, похожий на сказку. Когда засыпаешь, то закрываешь глаза и погружаешься в темноту, и тут начинается самое интересное. Прошло несколько секунд после того как Мальчик заснул, и из темноты появилась светящаяся точка, которая стала постепенно увеличиваться в размерах и сиять очень нежным голубоватым светом. Внимательно разглядывая эту точку, Мальчик узнал в ней маленького Светлячка. Светлячок был очень забавный, у него была добрая, улыбающаяся мордочка. Он весь светился нежным и теплым светом. Светлячок излучал любовь и добро. Чем внимательнее Мальчик смотрел на Светлячка, тем он становился больше. И когда можно было разглядеть его крылышки, лапки, хоботок, Мальчик услышал его тихий, нежный голосок. Светлячок обращался к Мальчику, и вот что он сказал:

— Здравствуй, я прилетел, чтобы помочь тебе разгадать твою страшную тайну, которая отнимает у тебя столько времени и сил. Я уже помог многим мальчикам и девочкам разгадать их страшные тайны.

Представь себе, что ты смотришь на себя в зеркало и видишь там свое отражение. Когда начинаешь корчить страшные рожи, ты видишь в зеркале отражение уродливых и безобразных лиц, а если будешь смотреть в зеркало с улыбкой, любовью и добром, то увидишь там отражение ласкового и доброго мальчика.

Темнота - это то же зеркало. В темноту нужно идти с радостью и улыбкой, тогда все монстры и приведения превращаются в добрых гномов, ласковых фей, нежных забавных зверюшек, которые рады тебе и готовы с тобой дружить и играть. Надо только улыбнуться и сказать: “Я хочу с вами дружить!” И все сразу же преобразится. Если вначале тебе будет трудно это сделать, я подарю свой волшебный фонарик. Он осветит дорогу в темноту, и ты спокойно сможешь входить в любые темные комнаты. Волшебный фонарик будет всегда с тобой, и храниться он будет в твоем сердце. Днем он даст тебе тепло, а ночью осветит для тебя дорогу. Чтобы фонарик начал светить, приложи ладошки к груди и почувствуй, как в них передается тепло. Как только ладошки станут теплыми, это будет означать, что волшебный фонарик уже в твоих руках и ты можешь смело входить в любую темную комнату, которая превратится в забавный, веселый, сказочный мир добрых друзей.

Ой,- спохватился Светлячок,- уже светает и мне пора улетать. Когда светло, я превращаюсь в обыкновенного маленького жучка.

Это темнота делает меня таким красивым, сказочным, загадочным. Если тебе нужно будет со мной поговорить или что-то спросить, позови меня, и я приду к тебе, но только ночью, когда темно. Ты сразу сможешь меня узнать и ни с кем не перепутаешь. До свидания и запомни: с чем ты приходишь, то и получаешь. Если это добро и любовь, то взамен ты получишь добро и любовь, если это страх и злость, то взамен ты получишь страх и злость. Пусть с тобой всегда будет любовь и добро, - крикнул Светлячок уже издалека и растаял в наступающем утре.

Мальчик проснулся очень бодрым и веселым. Весь день он ждал, когда наступит вечер и станет темно. Ему хотелось попробовать сделать то, чему его научил Светлячок. Вечером, когда стемнело, он встал на пороге темной комнаты. Сначала он улыбнулся, потом прижал ладошки к груди и почувствовал, как оттуда в руки передается тепло, и когда ладошки стали очень теплыми, он глубоко вздохнул и вошел в комнату. Все получилось так, как говорил Светлячок. Комната преобразилась. Она была полна друзей, и все страшилища разбежались. Мальчик был очень рад и сказал вслух громко-громко: “Спасибо тебе, милый, добрый Светлячок!”

Обсуждение:

Как Светлячок помог Мальчику?

Что значит “темнота - это зеркало”?

Что значит “с чем приходишь - то и получаешь”?

Чему бы ты мог научиться у Мальчика и Светлячка?

5. Сказка о ненастоящем страхе (сказка для детей, испытывающих страхи)

Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.

Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.

Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.

Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.

Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.

Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.

— Ты что такой грустный? - Спросила мышка.

— Боюсь быть один. - Печально ответил Ава. - Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.

Удивилась мышка, и говорит:

— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. - Засмеялась мышка. - Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? - Спросила мышка.

— Да, конечно. - Ответил тигренок.

— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.

Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:

— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?

— Это гром напугал тебя. - Ответила мышка.

— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.

— Это молнии освещали небо. - Подсказывала мышка.

— А что так таинственно шумело и скрипело?

— Это деревья гнулись под порывами ветра.

Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.

Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.

6. Сказка про мышонка

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.

Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.

Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему не спишь? — удивился пес.

— Не могу, у меня Боюська.

— Какая такая Боюська? — не понял пес.

— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что она делает?

— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.

— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.

— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?

— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.

Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

7. Сказка про дракона

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка.

Год назад, когда Дарья была со всем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка.

С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно.

Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, ОН увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон».

После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

8. Сказка про Страшилок

В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.

Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.

Можно себе представить, что было с детьми, которые про сыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.

От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они за бывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей.

Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.

Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.