Русская свадьба: традиции и обычаи. Русские свадебные обряды

После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее - помолвки . Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное веселье, т.к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух семейств. Только при Екатерине II, в 1755 г. святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста - mentio et repromissio nuptiarum futurarum - предварительный договор о заключении брака - сокращ. футурарум).

Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства (вроде стихийного бедствия) или злые козни, и холостая жизнь или девичество заканчивались именно помолвкой. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Происходило это в любое назначенное родителями невесты время. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на почетные места под божницей. Некоторое время, по правилам приличия той поры, надо было сидеть молча. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны ее выдать и дать за ней такое-то приданое. Роспись приданого называлась тогда рядной записью, куда подробно заносилось все, что давалось за невестой, причем в противном случае оговаривалась неустойка или попятное. Отступавшая сторона была обязана платить сумму, величина которой соответствовала состоянию и была всегда настолько велика, что тяжелым бременем ложилась на нарушителя. Следует отметить еще одну немаловажную запись, а именно: в качестве условия иногда добавлялось, что муж не должен бить свою жену, чтобы при случае можно было бы, как сказали бы сейчас, "обратиться в суд" и взыскать за обиду. К сожалению, эта мера была необходимой, поскольку иначе новобрачный мог в полной мере безнаказанно лютовать.

При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки (во всяком случае, так было принято) он имел право видеть свою суженую только во время смотрин. Конечно, оставались встречи в общественных местах, но любой tete-a-tete до родительского благословения был невозможен.

Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого. Деньги передавал отец невесты сразу же после благословения. В средних слоях устраивалась вечеринка. Вот как живописует ее И. Т. Кокорев: "Неделю, иногда две-три тянутся предсвадебные вечера. Наконец, приданое все в порядке, жених управился с делами, приготовления к свадьбе на исходе: пора бы, кажется, положить конец томительным ожиданиям обрученных? Но требуется еще исполнить один долг, и долг этот отдается обществу, которое равно взыскательно на всех ступенях своей лестницы, на нижних и на верхних. Необходимо справить народный сговор (семейным было рукобитье), необходимо предварительно познакомить с будущими супругами людей, с которыми отцы их водят хлеб-соль. Смотря по состоянию родителей невесты, сговор или принимает размеры бала (на среднюю ногу), или просто смахивает на щедрую вечеринку; на ином бывает музыка и разряженные, непременно "по последней моде", дамы танцуют с удивительно завитыми и сильно надушенными кавалерами, - дерзают даже и на польку; на ином скромно довольствуются разлаженным органом, взятым напрокат, пляшут по-русски, и в простоте сердца забавляются теми играми, что многие презрительно привыкли называть простонародными, но которые очень любила видеть на своих эрмитажных вечерах Екатерина Великая... Как бы то ни было, а для веселья принимаются все возможные меры. Утром жених дарит своей возлюбленной шаль и кольцо, а к вечеру присылает для пира порядочное количество бутылок, конечно, не порожних; последнее обстоятельство зависит, впрочем, от большего или меньшего хлебосольства его будущего тестя. На сговор сзывают столько гостей, сколько могут вместить в себя покои; а радушие хозяев и темные сделает просторными, так что даже для посторонних людей найдется место, и в продолжение вечера немало любопытных соседок придут посмотреть жениха с невестой. Пируют долго, и какой бы церемонный вид ни имело собрание в первые часы пира, под конец русская натура возьмет свое, приветливость хозяев переспорит любое жеманство, и веселье пойдет нараспашку, не выходя, однако, из границ уважения к обрученным, которые занимают самое видное место за столом и едва успевают подслащивать вследствие бессчетных требований гостей". ("Русский очерк").

В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Приглашения рассылались в виде специальных билетов, иногда давались и объявления в газетах от лица старших членов семьи, где родители "с превеликой радостью" оповещали "о помолвке сына имярек с девицей имярек".

Кроме родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и влиятельные члены, городского светского общества. Отец представлял жениха и невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по степени знатности, подходили с официальными поздравлениями. В крупных городах существовали для этой цели специальные дома с обеденной и танцевальной залами, зимним садом, специальным штатом поваров и прислуги. Некоторые дома считались наиболее престижными. В Москве - это был дом Кузина на Канаве, дом Золотарского на Долгоруковской и Оконишникова на Якиманке. Отмечали помолвки и в банкетных залах крупнейших гостиниц. А в начале XX столетия стало модно отмечать помолвки на дачах и в загородных имениях. В пригласительных билетах гостям любезно указывалось, каким поездом удобнее всего добраться до нужной станции, а там их уже непременно встречали наемные экипажи.

Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, "домашними", без присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли жениха и невесту иконой, и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы. Если отца невесты не было в живых, то вместо него выступал, по старинной славянской традиции, ее брат, крестный отец или кто-то из родственников-мужчин.

Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. В обязанности жениха входил еще заказ обручальных колец, на внутренней стороне которых гравировалась дата обручения. Также на кольцах изображались инициалы: жениха - у невесты, и невесты - у жениха. (Обычай носить обручальное кольцо, как уже говорилось, заимствован у древних римлян. Еще одна версия происхождения обручального кольца: в Римской империи было широко распространено "кольцевание" людей, которое являлось своеобразной паспортизацией рабов и полузависимых членов общества. По форме колец и знакам на них можно было установить, кто чей раб и кому принадлежит та или иная женщина.)

Отдельный рассказ о помолвках августейших лиц; здесь существовало отступление от общепринятых обрядов. Считается, что женитьбы на иноземных принцессах ввел Петр I. Однако попытки делались и значительно раньше. Еще Иван Грозный пытался высватать (при живой 7-й жене!) племянницу английской королевы Елизаветы; Борис Годунов сватал свою дочь за датского принца Иоанна и т. д. С петровских времен браки на иностранках стали делом обычным. Как правило, это были немецкие принцессы, которых разделенная на мелкие княжества Германия в изобилии поставляла европейским венценосцам. Для этого великими князьями даже предпринимались путешествия по Германии с целью высмотреть себе невесту. Так, Александр II, тогда еще цесаревич, увидел в ложе театра совсем юную принцессу, будущую императрицу Марию Александровну. А ранее царских невест "выписывали" в Петербург, как это произошло с будущими императрицами Екатериной II, Марией Федоровной (жена Павла I) и Елизаветой Алексеевной (жена Александра I).

Для лиц царской крови законы предусматривали возможность заочной помолвки, во время которой жениха "замещал" кто-либо из его приближенных. Прежде всего учитывались интересы династии, а лишь затем - сердечная склонность. Впрочем, последний российский император Николай II проявил самостоятельность и нашел в себе твердость противостоять родительской воле в выборе супруги. Он не пожелал в жены ни Елену, дочь графа парижского, ни Маргариту Прусскую и даже пригрозил, что скорее уйдет в монастырь, чем женится на последней. А мать Николая II, датская принцесса Дагмара, была первоначально помолвлена со старшим братом Александра III, Николаем, умершим еще до свадьбы. Вместе с титулом цесаревича Александру досталась и темноволосая изящная невеста. Впрочем, брак оказался счастливым.

Вернемся к простым смертным. Во всех сословиях на 2-й день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха. В обряде принимали участие, кроме невесты и ее родителей, крестная мать и крестный отец, которые и благословляли ее иконой. В промежутке между помолвкой и свадьбой начиналась самая счастливая для жениха и невесты пора. Для жениха она оказывалась еще и очень хлопотной: по традиции, он должен был привозить подарки и гостинцы не только для невесты, но и для ее подруг и домочадцев. У невесты же в доме завершалась подготовка приданого - шились новые платья и метились новыми инициалами вещи. Перевозка же приданого в дом, где станут жить молодые, должна была произойти до венчания, составляла она не только важную часть свадебного обряда, но зачастую и внушительное, впечатляющее зрелище.

Приданое во все времена было важным условием свадьбы и состояло прежде в постели, платьях, домашней утвари, украшениях, в крепостных, деньгах и имениях, если девица была дворянского происхождения. От жениха ничего не требовалось. Существовал также старинный обычай давать за невестой вино, но к XVI-XVII столетиям он исчез. О том, насколько серьезно относились к приданому наши предки, можно судить по "Домострою". Гл. 20 "Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать" гласит:

"Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе ли торгует или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы (по В. Далю - платок, фата, полотнище, полотенце и пр.), и рубашка - и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не все вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растет, страху божью и знаниям учится, а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят - отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж ее отдавать - тотчас же кинутся и покупать все, так что скорая свадьба - у всех на виду. И отец, и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить все сразу - дорого. Если же по божьей воле дочь преставится, то поминают ее приданым, по душе ее сорокоуст, и милостыню раздают. А если есть и другие дочери, таким же образом заботятся и о них".

В купеческой среде приданое перевозили на пяти подводах, на каждой из которых должны были находиться определенные вещи: на головной - иконы и самовар, на следующей - посуда, на средней - постель невесты со всеми необходимыми принадлежностями, на четвертой - мебель, на последней ехала мать или тетка невесты с росписью приданого, и там же сидела сваха, которая держала в руках живую индюшку в чепчике. Встречали приданое мать жениха или его старшая, замужняя сестра. Существовал обычай класть под перину парадную постель, которую стелила сваха, яйцо (вареное или расписное деревянное), "чтобы у молодых детки родились"; убрать его новобрачная могла лишь на четвертый день после свадьбы.

У дворян перевоз приданого и постели не сопровождался публичными обрядовыми действиями. Существовал единственный чисто православный обряд уединенного совместного моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу же после отъезда поезда от дома невесты.

Не изменилось отношение к приданому и в более поздние времена.

Что же касается брачного контракта , то в России он не представлял из себя того официального документа, определяющего финансовое и имущественное положение супругов, как это было раньше принято (и принято сейчас) в европейских странах. Начать с того, что значительная часть населения подобных письменных соглашений попросту не знала. Так называемые "рядные росписи приданого" не имели, строго говоря, серьезной юридической силы, и гарантией их выполнения могло быть лишь честное слово отца невесты. Подлинные брачные контракты, в западном смысле, существовали лишь в тех российских местностях, которые традиционно тяготели к западноевропейской культуре, - в остзейских губерниях, Финляндии и Польше. В Царстве Польском подобный документ должен был заверяться нотариусом, а при вступлении в брак лиц из купеческой среды брачный контракт подлежал огласке, что выражало, в первую очередь, интересы торговых партнеров брачующихся. Могли заключать брачные контракты и неправославные иностранцы, проживавшие в центральной России.

Девичник имел место только у групп населения, наиболее близких к крестьянским традициям. А вот "мальчишник" - встреча с приятелями и прощание с молодостью - был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед свадьбой устроил в Москве "мальчишник", на который пригласил Вяземского, Нащокина и других друзей. Отужинав, поехали к цыганам слушать песни.

И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов, инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было освятить союз.

Важное значение придавалось церковному оглашению .

По действующим законам, желающий вступить в брак должен был письменно или устно уведомить священника своего прихода "об имени своем, прозвании, чине или состоянии равно как об имени, прозвании и состоянии невесты" . После уведомления священник в три ближайших воскресенья по окончании литургии объявлял прихожанам имена желающих вступить в брак. Весьма полезный обычай, позволявший установить - не существует ли каких-либо препятствий браку. Помехой могло быть, к примеру, родство до определенного колена, свойство (кумовство или сватовство), отсутствие согласия (благословения) родителей. После трех оглашении священник выдавал свидетельство или билет, а на основании билетов жениха и невесты в день венчания в церкви составлялся так называемый обыск, заносившийся в специальную обыскную книгу. С 1802 по 1917 гг. в каждой православной церкви существовала для этих целей прошнурованная обыскная книга. Обыск подписывали жених, невеста, два-три поручителя и причт церкви.

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда - его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит - в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».

Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант - третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку. После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела - прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.

В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет - сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.

Сватовство проходило в два этапа - на первом принимали принципиальное реше-ние о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.

Смотрины

Это событие состояло из двух частей - знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события - невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодель-ницы и собственноручно приготовить угощение.

Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет - возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи - считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего мило-сердия - икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.

Приметы и обычаи сговора

Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оста-вался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем - не плакаться.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу - постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Рукобитье

Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали - чтобы посторонний не мог сглазить. С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты (чья половина окажется больше - у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених - невестину половину, а невеста - женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

Накануне свадьбы. Девичник

Жених присылал подарки невесте - иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то бу-дет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.

На девичнике невеста прощалась с «красотой» - повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день - невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты - караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. В последнее время всё чаще мы можем увидеть, как в России проводятся свадьбы западного образца: с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая, но всё-таки большая часть пока предпочитает классические русские свадьбы. В этой статье рассмотрим подробнее как же проходит традиционная русская свадьба.

Существует множество примет и традиций, и некоторые из них касаются периода подготовки к свадьбе: это традиционное сватовство, которое теперь приобретает форму небольшого застолья родителей и молодожёнов.

Также существует традиция девичника и мальчишника. По русским традициям, девичник проводился перед днём свадьбы: там собирались подруги невесты, невеста плакала и причитала, прощалась с девичеством, расплетала косу.

В наше время девичник и мальчишник всё чаще проводят так, как мы часто видим в голливудских фильмах – весело, шумно и с алкоголем.

Вернёмся непосредственно к дню торжества. Какой обряд начинает почти любую русскую свадьбу?

Выкуп невесты

Раньше словосочетание «выкуп невесты» совсем не являлось метафорой! Действительно, невесту выкупали из родительского дома.

Теперь же деньги отошли на второй план. Выкуп невесты, который обычно организуют подружки невесты, проходит в доме родителей девушки и включает в себя конкурсы. Проходя эти конкурсы, жених доказывает, что хорошо знает и любит невесту, а друзья жениха должны прийти ему на помощь.

Именно так начинается свадебное веселье. Поднявшись в дом невесты, жених забирает её на регистрацию брака. Обычно во время выкупа невесты и после него родители невесты устраивают небольшой фуршет.

Церемония бракосочетания

После выкупа традиционно пара, а за ней гости уезжают в ЗАГС, где официально регистрируется брак. Там же молодожёны исполняют свой первый танец, для чего часто заказывают живую музыку.

После принятия поздравлений от гостей обычно проводится небольшая фотосессия сначала для всех, а потом только для молодожёнов, во время которой гости готовятся к выходу жениха и невесты из ЗАГСа.

Гости посыпают выходящих молодожёнов рисом (для скорого рождения детей), конфетами (для сладкой жизни), монетками (для богатства) и лепестками роз (для красивой, романтичной совместной жизни).

Православные воцерковлённые пары также проходят обряд венчания в церкви.

Свадебная прогулка

После регистрации брака гости (часто только молодые друзья и подруги молодожёнов) отправляются гулять по городу. При этом они стараются посетить самые красивые достопримечательности, чтобы сфотографироваться там.

Семь мостов

Все мы видели, как жених несёт невесту через мост. Оказывается, этот обряд тоже относится к свадебным обычаям и традициям в России.

Считается, что молодожёны пройдут через семь мостов в день свадьбы, то их брак будет крепким. Редко случается, что пара успевает объехать все семь мостов, но хотя бы один стараются перейти все.

Также на мост часто вешают замочек с именами молодожёнов, который, по поверию, скрепляет брак.

Хлеб-соль

Традиционно молодожёны после бракосочетания приезжают в дом родителей жениха, где те встречают их с хлебом и солью.

Обычно новоиспечённая свекровь держит на рушнике (специальном полотенце) каравай, от которого жених и невеста должны откусить по кусочку. Кто откусит больше, тот и будет главой семьи.

Свадебные традиции и обычаи русского народа в наши дни теряют связь с религией: раньше таким образом родители жениха благословляли молодожёнов, отец жениха держал для этого иконы. Каравай на свадьбу – традиция, которая произошла отсюда.

Теперь свадебным караваем встречают у ресторана, в котором будет проводиться банкет по случаю празднества.

Праздничное застолье

Праздник продолжается в кафе или ресторане, где уже всё готово к прибытию молодожёнов. Оформление зала, столов и меню обычно выбирают заранее.

Это отдельная тема, достойная огромного поста. Сейчас же мы говорим о традициях свадебного застолья.

Поздравления

Весь праздник устроен так, что особое внимание уделяется поздравлениям: поздравить успеют все! Обычно первыми поздравляют родители, им даётся слово, и они как бы благословляют детей на брак.

После поздравляют родственники: сначала с одной стороны, потом с другой, а затем и друзья. Зачастую невеста заранее готовит специальную шкатулку, в которую складывает конверты с деньгами, чтобы они не потерялись.

Танцы

После того как гости поели, начинаются танцы. Но и здесь не обходится без традиций. Обязательным является первый танец жениха и невесты. В последнее время становится модным заранее готовить этот танец, делать его необычным, невесты меняют платье для танца, женихи также могут переодеться. Конечно, такие танцы запоминаются гостям.

Ещё одним танцем, без которого трудно представить русскую свадьбу, является танец невесты и её отца. Этим танцем папа как бы провожает дочь в другую семью, прощается с ней. Этот трогательный танец напоминает о том, что в жизни невесты наступает совершенно новое время.

Семейный очаг

Старинная традиция, которая пользуется популярностью до сих пор. Как провести семейный очаг?

  1. Организаторы и помощники раздают маленькие свечки гостям.
  2. Гости встают в круг и поджигают свечки.
  3. В зале выключается свет.
  4. Под медленную музыку ведущий рассказывает притчу о семейном очаге.
  5. Родители зажигают свои свечи и подходят к молодым.
  6. Создаётся новое пламя свечи молодожёнов – семейный очаг.

Обряд снятия фаты

По традиции в конце праздника свекровь или мама невесты снимают фату. Поначалу невеста не должна соглашаться, лишь на третий раз у мамы получается уговорить её снять фату.

После того как фата снята, жених расплетает косы невесты. Ведущий во время проведения обряда обычно поясняет, что происходит, рассказывает историю обряда. Этот момент свадьбы всегда получается очень трогательным.

Второй день свадьбы

Но на этом праздник не заканчивается! За первым днём следует второй день свадьбы, традиции которого предусматривают уже неофициальное гуляние.

На второй день гости чаще всего собираются на природе, где выпивают, поют песни и жарят шашлык. В наши дни редко празднуют свадьбу дольше двух дней. После свадьбы молодожёны могут уехать в свадебное путешествия.

Таковы традиции свадьбы в России. Конечно, это не все обряды, которые существуют, многие из традиций уже уходят, но на смену им приходят новые.

Так, всё реже, к счастью, на свадьбах мы можем встретить пошлые конкурсы, которые были очень популярны ещё 10 лет назад. Теперь популярность набирают тематические свадьбы и свадьбы на природе.

В любом случае, вы не обязаны следовать всем свадебным традициям и обычаям, главное, чтобы ваша свадьба запомнилась и понравилась именно вам!

Христианство, как официальную религию Киевской Руси, провозгласили в конце IX века. В этот момент началось и продолжалось в течение семи веков формирование русских свадебных традиций и обрядов. Введение христианства дало возможность оформлять браки через обряд венчания в храме. Христианские служители церкви продолжительное время боролись с язычеством, но так и не смогли его полностью искоренить. В итоге получилось тесное переплетение христианских традиций с языческими верованиями.

Только в XVI столетии полностью были сформированы свадебные обычаи, для которых были характерны четко определенные этапы от свадебной атрибутики до одежды и угощений. Свадебный фольклор развился тогда же. Но свадебные обряды в разных российских губерниях крайне отличались, так как свадьба всегда являлась игровым представлением, и подход к такому «театральному зрелищу» был разный даже в соседских деревеньках.

Тем не менее, ни взирая на эти расхождения, существовало некое ядро свадьбы: обряды, копирующиеся из одной деревни в другую, повторяющиеся от города к городу:

  • Девичник
  • Встреча молодых

Русские свадебные традиции: Сватовство

Как в других государствах, на Руси, также в дом невесты общепринято было засылать сватов. В назначенный вечер сваха со сватом или родня жениха наносили визит в дом девушки. Иносказательный разговор заводили издалека, и родители нареченной обычно ответ давать не спешили. Окончательным решение могло быть только после второй или третьей попытки сватов. Положительным ответов было принятие родителями невесты от сватов хлеба, который они разрезали. Если был отказ, хлеб возвращался сватам.

Для успешного обряда сватовства было принято придерживаться нескольких обязательных действий. Недопустимо было затевать в среду и в пятницу любые свадебные дела. Это были дни крайне неблагоприятные для брака. Ни сватовство, ни день свадьбы, ни при каких обстоятельствах не назначали на 13-е число. Свадьбу всегда старались играть, избегая четных чисел. Счастливыми как для свадьбы, так и для всех свадебных обрядов были нечетные числа.

Сватать, боясь сглаза, выходили, в основном, после солнечного захода. Все, кто шли свататься, старались по дороге прохожих обминать и ни в коем разе не вступать в разговоры. Как только сваты выходили, женщинами, проживающими в доме, для удачного дела, связывались до купы все кочережки и рогачи.

В Русском современном сватовстве многие обрядовые обязательства или отсутствуют полностью или очень упрощены. Будущим женихом, иногда с папой и мамой, иногда самостоятельно наносится визит к родителям его будущей невесты, на котором у них он просит «руки их дочки». При согласии отец избранницы вкладывает в руку будущего зятя правую руку дочери. После завершения сватовства будущими молодожёнами и родителями обговаривается день объявления помолвки.


Помолвка — это возвещение о единодушье влюбленных на заключение брака. После нее они уже имеют все основания именоваться невестой и женихом.

У россиян помолвку или сговор относили к наиболее важному предсвадебному обряду. Родители жениха и невесты друг напротив друга присаживались за стол и в течение нескольких минут молча, поглядывали — это было общепринято. После этого создавали уговор, вписывали в рядные записки, время будущей свадьбы.

Если невеста принадлежала к дворянскому роду, то по случаю предстоящей свадьбы в её доме устраивали бал-пиршество. Отцом молодой собравшимся представлялись жених и невеста, и объявлялось о помолвке. После этого все присутствующие на балу старались подойти к молодым, чтобы засвидетельствовать собственноручное поздравление. На пиршестве в присутствии всех гостей жених надевал невесте обручальное кольцо непременно с драгоценным камнем.

Скромные городские семьи делали помолвку не такой пышной. По заведенному порядку в этот день знакомились официально между собой родичи со стороны жениха и невесты, после чего родители совершали благословение. Бывало, что для благословения их приглашали священника.

В селах на помолвку обязательно приглашалась вся близкая родня. Родители иконами «Казанской Божьей Матери» и Иисуса Христа» благословляли союз сына и дочери, после чего традиционно обменивались хлебом и солью. После этого отцы молодых поочерёдно кланялись семь раз, ударяя друг о друга руки, и во трогательно и громко обещая дружно завершить это дело. После благословения сразу же невесту сопровождали на порог, где она отвешивала семь раз поклоны по всем сторонам света, сообщая собравшейся толпе соседей и подруг весть, что ее окончательно засватали.

Сегодня, предсвадебный обряд помолвки, отошел от старинных традиций. Желание молодых сводится к торжественному традиционному ужину или вечеринке с родственниками и друзьями, на которых они и сообщают о грядущей свадьбе и женихом преподносится невесте золотое кольцо. Принимая его, она подтверждает единогласное решение на вступление в брак.

Девичник


Без девичника — популярнейшего и последнего до свадебного обряда будущие невесты себя не мыслят. По традиции почти перед самим свадебным торжеством невестой собираются подруги, для проводов ее свободного и незамужнего времени. По старинке вечером невесту обязательно приводили в баню. Туда же приглашались женщины для исполнения печальных песен и расчёсывания волос молодой. Девушка же, разлучаясь с девичьею волей, должна была голосить и причитать.

Свадебные чины

В свадебной церемонии для особых ролей выбирались специальные люди, которых распределяли по «чинам». Каждому из них соответствовал свой «чин». За каждым человеком закреплялись определенные ритуальные поручения.

На роль дружка выбирали неженатого мужчину, знающего очерёдность всех обрядов, умеющего красноречиво говорить и руководить на свадьбе. Дружка помогал преодолевать жениху всё препятствующее по пути к невесте, которое создавали родственники и подруги невесты.

Сват — женатый мужчина-родственник, вел свадьбу, подсоединяя дружка, который помогал в выполнении тех же обрядовых действий.

Сватья — женщина замужем, сопровождала невесту и помогала ей уложить волосы, надеть фату и свадебные аксессуары.

Подженишников и подневестниц выбирали из неженатых высоких молодых друзей. Во время венчания они должны держать венцы над головами молодых. В современной свадьбе эти персонажи называют свидетелем и свидетельницей.

Тысяцкий — крёстный жениха приглашался на роль воеводы, начальника свадебного поезда.

Постельница — порядочная из родни невесты женщина, замужняя. Её роль — охранять от сглаза постель молодых в доме жениха во время свадебного пиршества.

Снарядила — женщина замужняя (родня невесты) — перед венчанием одевала и причёсывала нареченную.

Свадебный поезд

В день свадьбы жених отправлялся к невесте, чтобы с ней идти под венец.

Свадебный поезд (современное — кортеж) сопровождался магическими обрядами, которые были направлены на предохранение молодых от нечистой силы. Дружка, изредка сват, организовывал всех от родителей до присутствующих.

Ехали к невестиному дому. Дружкой через запертые ворота велись шуточные иносказательные переговоры с отцом невесты, типа «Ехали купеческие молодцы за красным товаром. Сбились с пути и просимся на ночлег» и т.д. После шуток, веселых прибауток, зачастую — денежной платы, дружку со всем свадебным поездом, пропускали во двор.

Перед самим выходом к венцу молодые благословлялись родителями девушки, которые держали в руках икону и хлеб. Отец, вкладывая правую руку дочки в руку жениха, напутствовал: «Пои и корми, одевай и обувай, работой не загружай и никогда не обижай!». Невесте, уходя из родного дому, положено было причитать, даже если ей очень хотелось замуж. Чтобы не подвергнуть молодую пару порче, в одних деревнях переводили их через горящую по дороге лучину. В других — зажжённые пучки соломы укладывали: на пороге дома, в воротах — по всему пути молодых от венца к жилищу жениха. Дружку в руках с иконой необходимо было окропить святой водой весь свадебный поезд.

Одинаковые обряды были при отправлении поезда от жилища невесты и от дома жениха. Главный же и обязательный обряд — это осыпание хмелем, рожью, овсом жениха с невестой, всех отъезжающих, и даже впряженных лошадей. Свадебный поезд от ворот невесты направлялся к церкви.

Свадебные обряды

Обрядом сводов, которые наделялись магического значения, сопровождалось отправление к венцу. Свод со специальными свадебными песнями символически соединял жениха с невестой. Его совершали или посредине жилища или во дворике. Дружкой или сватом жених подводился к невесте. Руки их он соединял и связывал вышитым полотенцем (рушником, платком). Жених с невестой по кругу трижды ходили. Магическое соединение характерно и для обряда с хлебом. Дружком отрезались две краюшки: одна — от хлеба невесты и 2 -я — от привезённого хлеба жениха. Их складывали вместе, перевязывали красной ленточкой и отдавали крёстной матери, которая клала их на столе. Иногда хлеба разламывали над головами рядом восседающих молодых. ?-ю хлеба жениха передавали невестиному отцу, а?-ю невесты — дружке жениха, половины же связывались ленточкой и укладывались на столе.


Происходящее в церкви венчание — таинственный и необычайно красивый обряд. Перед лицом Бога, стоя под венцом, молодые, клянутся быть верными как в горе, так и в радости.

Встреча молодых

Обвенчавшиеся новобрачные следовали в дом к жениху, где их благословляли его родители. По пути следования жениха с дружкой придерживались всех мер предосторожностей: читали молитвы, заговоры, дружка убирал по дороге все камни, на которые могли напустить колдовство. Ведь, в древности были уверены, что свадьбу легко мог испортить завистливый и злой человек.

Предсвадебные обряды. включали в себя сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен.

Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели е, дом, хозяйство до этого они разузнавали о семье невесты, е зажиточности интересовались мнением односельчан о невесте и е семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда вс было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами.

Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорнности, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении бояр, т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных.

Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда.

Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с красотой, т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо.

Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой вс заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением е отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Величальные песни По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров.

По своему происхождению - это магические песни. Строгой закреплнности величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Ой - свашенька пылка, Пылкай поскорей, Не мучь нашу девку Наша девка нежна, В городе зродилося, Калачами кормилася, Мдом поилася Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы свадебные чины жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д. и гости новобрачных.

Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде А у тысяцкого бородка - Ровно медянка на блюдце Второй формой является вопросно-ответная форма обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого Ещ кто у нас на свадьбе маленек Да маленек - Да Птр у нас на свадьбе всех помене В начале песен идт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение.

Тысяцкий хорошенек - На тысяцком рубашка мовчановская, Как на тысяцком штаны бархатные Песни-обращения от начала и до конца обращение к величаемому - Уж ты винная ягодинка, Удалой добрый молодец У тебя же, у молодца, У тебя лицо белое, Примени к снегу белому Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы - Княгиня - душенька - Скажи, пожалуй, нам Про свою гостейку - У меня свет гостейка Такая-то Во любви позвана, Во чести посажена Повествовательная часть плюс монолог или диалог.

Повествовательная часть имеет три разновидности обычно изображается условный пейзаж и несколько персонажей, один или два из которых обязательно величаемые, а другие - выражают сво отношение к ним. На луге, луге стояли три роты, Три роты восины Посредь роты ходит - Свет Андрей Николаевич На нм шуба соболья, Она крыта парчою, Что парчою голубою Как бояре-то спросят - Господин наш полковник Тебя кто шубой дарил - Али тесть, али тща, Что дарил государь царь. в повествовательной части - пейзаж о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные.

На дубочке два голубчика сидят, Они воркуют, говорят - Не было такого молодца Ивана Васильевича Ни в Казане, ни в городе Появился такой молодец у нас Он со тысячи на тысячу ступает. символическое описание величаемого при помощи параллелизма Что у светлого у месяца Отрастали золотые рога, Как у князя новобрачного Отрастали косы русые По могучим по плечикам Соезжались князья да бояры, Его кудрям дивовалися - Ещ что это за кудерьки, Ещ что это за русые Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого.

Чрная ягода смородинка Прилегала по круту Бережку - Прилегали кудри русые Ко тому лицу белому, Ко тому ль лицу румяному Что такого-то Русые кудри по плечам лежат, Брови чрные, как у соболя, Очи ясны, как у сокола Символическая часть плюс реальная.

Различие разновидностей этой формы а в основе построения лежит параллелизм. б прямое разъяснение символа. а Эта ягодка сладка, Земляника хороша Почему она сладка, Почему хороша - Потому она сладка, Потому хороша - На угорышке росла, Против солнышка цвела - На восточной стороне б Во саду было, во садику, Во зелном виноградику, Здесь катились два яблочка, Два яблочка, два садовые, Садовые, медовые Врозь по берегу катилися, Словно сахар рассыпалися 1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм Чарочка моя серебряная, На золотом блюдечке поднеснная - Кому чару пить, кому выпивать - Пить чару, выпивать чару Александру, Александру Михайловичу, Наталье, Наталье Семеновне - На здоровье, на здоровье, на здоровьице им. 2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. 3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения.

Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням.

Песни - дополнения исполнялись за величальной песней Как у дружечки бородка - За то его цари любят, Господа-то почитают, На большо место сажают Слышишь ли, дружка Тебе песню пом, Тебе честь воздом, Воеводой называем - Воевода ты наш, воевода, Крепок ты наш содержитель Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части Спасибо, дружинушко, Спасибо, хоробренький, Что хорошо игриц даришь Дружинушко хорошенький, Дружинушко пригоженький Где-то ты хорошился Чи в меду, чи в патоке, Чи в наливном яблоке Подари, дружинушка, Подари, хоробренький, Не рублм, полтиною - Золотою гривною Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны.

Величальные песни исполнялись хором.

Итак 1 в центре внимания находился человек, его характеристика 2 все образы величальных песен можно разделить на две группы на собственно свадебные между ними есть определнная взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. 3 Все образы кроме вдовы и вдовца создаются по одной схеме изображаются внешность, одежда, богатство и т.д. 4 Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определнности. 5 Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. 6 Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.

Корильные песни.

Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли е до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Идт старик с волоку, Нест пестерь с воробу На Васькину голову Чирей с овин Да короста с блин, Ниточек с моточек Да чирей на носочик, Чашка вкруг - Да чирей в пуп Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову.

Корильные песни исполнялись только в доме невесты Выйди-ка, свекровья горбатая, Встреть-ка невесту богатую Выдь-ка, свекровь сопливая, Встреть-ка невесту счастливую В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками.

Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью Сам шестом Голова пестом, Уши ножницами, Руки грабельками, Ноги вилочками, Глаза дырочками про жениха В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков Дружка-вор, дружка-вор, Дружка - воровьи глаза По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных.

Бестолковый сватушко По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Верее молилися - Верея, вереюшка Укажи дороженьку По невесту ехати Характеристика персонажей. 1 возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении 2 образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой.

Вполне определнно можно говорить о мужском и женском персонажах. Например песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. Тысяцкий - неумоя, Сватушка - кукомоя Сунься в лоханку - умойся, На тебе рогожку - утрися, На тебе лопатку - молися Не гнися, дружка, не гнися, Вот тебе лавочка - садися, Вот тебе помои - умойся, Вот тебе помело - утрися, Вот тебе заслонка - молися 3 корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. членам свадебного поезда Уж что вы, бояре, не белы пришли Чрны, как вороны, широки бороды Сходите в кузнецы, скуйте топоры, Бежите во темны леса, Нарубите осинник, нажгите пепелу, Сварите щлоку - умойте головы, Купите бороны - расчешите бороды. 4 окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени.

Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причм нередко заглядывают в е тмные уголки.

В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение. Описательность - главная композиционная особенность, так как ругая человека, создавали, прежде всего, его портрет. У тебя - у богатины На горбу грибы выросли, На затылке - обабочки, На загривке - синявочки Ты - горохово пугало Шалаболы болтаются, Тебя кони пугаются Сравнительно редко используется композиционная форма повествовательная часть монолог.

Идт дружка на порог, А косым глазом В печь заглядывает Густа ль капуста, Да велик ли горшок каши Ой, иди, дружка, пройди, А мы тебя давно ждали, Лисицами двор слали, Сенцы - коврами, Избу - девицами Вот тебе лавочка - садися, Когда не нажрался Вот тебе корочка - подавися Встречаются и песни - диалоги У нашего подженишника Расчсаны кудри А знать, его черти скубли - А за что его драли А за что его лупили - Что нам мду не купили Способы описания персонажей. 1.способ прямого описания Как на дружке кафтан - Чрт по месяцу таскал Как на дружке сапоги - Они с искорками Они с искорками- Пальцы выскакали 2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков.

Как Иван-то господин Да вс по миру ходил, Да вс по миру ходил, Суму новую носил Как у нас-то ночевал, Он на печке спал Он на печке спал, Он на полку взглянул Он на полку взглянул, Блинов стопу стянул. 3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине. Уж ты, тысячко, не садись к окну Ох, сегодня у нас перелт совы Полетит сова из окна в окно, Сядет она прямо на голову, Спустится сова потом на бороду 4. сами поющие накликают на голову того человека, которому потся песня, разные беды, невзгоды.

Не умытка дружко, Не умытко - Помойте их киселм, Оботрите его помелом, Положите его под полом, Покройте его корытом, Ой, тем корытом немытым В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания.

В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трхчастными, и четырхчастными. Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный прим вопрос - ответ, наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - по смыслу В огороде у нас не лук ли У нас тысяцкий не глуп ли - В огороде у нас не мак ли У нас тысяцкий не дурак ли Антитеза - принцип оформления корильных песен.

Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль А у вашей-то свашеньки - мережа на голове Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее, А у вашей-то свашеньки - рыболовная гуня Отрицание Друженька не хорошенький, Друженька не пригоженький Как на дружке-то кафтан Чрт по месяцу таскал Художественные средства оксюморон и эвфемизм. Оксюморон показывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины.

Да и наша сваха богата У нашей-то свахи три рубахи Да перва-то рубаха дубовая, Да друга-то рубаха смоляная, Да третья-то рубаха крапивная Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему скрытая ирония, юмор становится основой подтекста. Александр, не гляди под стол - У нас нет мослов А ботинки поросячьи Шубка рявкает, Шапка бряхнет А ботинки заскагочут Лирические песни Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определнного обрядового чувства, настроения.

Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего сво отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы отрицательные, положительные.

Свадебные события могут быть расположены в определнном порядке они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после не в определнной последовательности и оценка - указывает на е цикличность. 1 цикл - главное действующее лицо - невеста. Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты. Берегись, белая рыбица, Хотят тебя рыболовнички поймать, Во шлковые тенеты посадить, На двенадцать штук тебя разрубить, На двенадцать блюд тебя разложить.

События развиваются последовательно, со вс возрастающей драматической напряжнностью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке Выкупи меня, матушка, из неволи - Что будет дать, дитятко - Сто рублей - Негде взять, дитятко 2 цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец спрашивает дорогу в е терем Ох, ты глупый, добрый молодец Уж, какая в терем дороженька Дороженька в чисто поле - Широко, прераздольное Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей мил больше всех из роду - Мил мне, милшенек Иванушка в дому - Это-то, Машенька, правда, твоя Это-то, Машенька, истинная Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности. Тема свадьбы проходит через все свадебные песни.

Среди свадебных лирических песен выделяются а лирические любовные отношения до свадьбы б лирические семейные после свадьбы. а Через быструю речку лежит дубовая дощечка, Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал, Что никто не хаживал, никого не важивал Перешел детинушка, перевл девчоночку б Перешл Данила-сын, Перевл Настасьюшку, Перевмши, целовал, Целовамши миловал Перевод через реку и платок-подарок - символы брака.

Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой. 1 изображение событий - строго объектизировано повествование в третьем лице единственного или множественного числа. 2 Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде - зависит от логики развития обряда и чувства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словеснохудожественных жанров, связанных с народным календарм, который основывался на.. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для.. Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: