Русская мужская одежда. Главные предметы русской одежды

Опашень и боярский костюм

О России говорят, ее обсуждают (причем, не только в политическом контексте), более того — на нее ориентируются и постепенно начинают смотреть не просто с интересом, но и с надеждой. На международной арене Россию представляют дипломаты, члены правительства, и, конечно же, президент .
Но увы на встречах и саммитах наши политические лидеры и деятели легко могут затеряться в рядах своих иностранных коллег ведь на них одеты все те же, одинаковые, качественные и элегантные, но скучные европейские костюмы, стандартные галстуки… На их фоне гораздо более колоритно и очень достойно выглядят представители Китая, арабских стран, стран Латинской Америки, которые все чаще появляются на международных встречах в национальных костюмах. И если еще несколько лет назад это расценивалось как экзотика, то сегодня политические лидеры в национальной одежде вызывают исключительно уважение. Ведь выбор президента или премьер-министра в пользу национального костюма, среди прочего, непрозрачно намекает на наличие у страны своей собственной точки зрения, намерения отстаивать интересы своего родного государства, а не быть пешкой в чужих руках. Это своеобразный, и, надо отметить, очень удачный вызов галстуку и костюму, которые выглядят откровенно проевропейски и проамерикански.

Кстати о галстуке — как о предмете мужского гардероба, вызывающем массу споров и обсуждений. Еще не так давно альтернативы ему не существовало, и представители сильного пола носили этот «поводок», «удавку» с некоторой покорностью. Сегодня у мужчин появился выбор. В особенности, у русских мужчин — достаточно обратиться к традициям национального костюма, и удивлением обнаружить массу достойных замен надоевшим галстукам. Что, собственно, сделали многие российские и даже зарубежные дизайнеры.
Волна коллекций a la-russe триумфально прошлась по мировым подиумам, и стала источником вдохновения для представителей сильного пола.
Сегодня актуально носить современный тип косоворотки и рубашки с воротом-стойкой — это не просто дань традиции, но и выбор в пользу действительно практичной, удобной мужской одежды. В 2012 году «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» снова ввел в моду воротник стойку и классический русский китель.

Кстати, именно с воротом-стойкой галстуки как раз носить и не принято — великолепная новость для тех, кто мечтает отказаться от надоевшей «удавки». Вопросов о том, с чем и как носить косоворотку , у современных мужчин не возникает — вместо обычной повседневной сорочки с отложным воротником. Великолепная, и, кстати, гораздо более комфортная альтернатива.
Китель , еще один элемент традиционно русского мужского костюма, имеет все шансы стать достойной заменой офисному пиджаку. Не следует ассоциировать китель исключительно с офицерской формой — их необходимо оставить в прошлом веке. Современный русский китель выглядит практически так же, как и столетия назад, но является более функциональным. В офис, вместо пиджака? С классической сорочкой с воротником стойкой? Можно и нужно!

Более сложным и ярким, чем китель, выглядит кафтан . Решиться приобрести его, и, тем более, надевать на переговоры или на деловые встречи, не так-то просто, здесь следует быть честными. Потому что сегодня кафтан – это праздничная одежда, которая не подходит для городских суетливых будней.
Но кто сказал, что для кафтана не найдется места в гардеробе современного мужчины? Достаточно вспомнить, что речь идет об одежде, на основе которой, в разное время, возникло множество других мужских моделей. Для князей и бояр кафтаны были повседневным вариантом, позднее они появились и у представителей других сословий. В зависимости от достатка мужчины, кафтаны выполнялись из разных тканей — атлас, шелк, парча, роскошные меховые оторочки.
Современных дизайнеров традиционный русский кафтан привлекает, главным образом, уникальной конструкцией. Крой такой одежды обладает способностью надежно маскировать недостатки фигуры мужчины, подчеркивая ее достоинства. Это настоящая дизайнерская находка! Худощавый мужчина в кафтане будет выглядеть более солидным, а полный представитель сильного пола — подтянутым и стройным.
Отличные перспективы возвращения в мужской гардероб есть и у ферязи — одной из разновидностей традиционного кафтана. От кафтана ферязь отличается более широким подолом, длинными рукавами — раньше они могли доходить чуть ли не до пола. Кстати, именно так и появилась всем известная присказка «работать спустя рукава». Ферязи имели бы полное право называться универсальными, если бы столетия назад в русском языке существовало такое слово. Эта одежда носилась и зимой, и летом, шилась из разных тканей, что также зависело от финансовых возможностей мужчины. Чем шире были возможности — тем роскошнее выглядели ферязи: их декорировали петлицами и кистями, а носились они, как правило, на кафтаны. Конечно, ферязь, пусть даже и слегка модернизированную, сложно представить в офисе или на переговорах. Однако на торжественном мероприятии такая одежда будет более, чем уместна. Официальные приемы, праздники на открытом воздухе — ферязь впишется в атмосферу органично, и будет полностью соответствовать любому дресс-коду.

На ферязь очень похож другой элемент русского мужского костюма — опашень . Разве что, выглядит он не так торжественно и роскошно. Опашень в давние времена носили не только мужчины, но и женщины — вместо летнего пальто или так называемого пыльника, легкого, хорошо пропускающего воздух плаща. О том, что такую одежду было принято носить распахнутой, свидетельствует ее название. Опашень имел простую, но достаточно специфическую конструкцию, которая позволяла носить его и как удобную безрукавку, и даже как теплую зимнюю верхнюю одежду. Модельеры «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой» убеждены, что у русского опашня есть все шансы стать достойной альтернативой скучному классическому мужскому пальто или плащу. По крайней мере, ни плащам, ни пальто опашни не уступают в удобстве, практичности и эстетичности.
Замечательной альтернативой современным мужским пальто может стать и бекеша. Название, безусловно, звучит не очень привычно уху жителя мегаполиса. Однако это не должно смущать, ведь речь идет всего-навсего о теплом и невероятно удобном пальто, по крою напоминающем сюртук. Историки моды считают его «казуальным» вариантом русского кафтана. Бекеши отлично защищали от холода, ведь шились они на вате и на натуральном меху, дополнялись высоким воротником. Известно, что русские бояре «позаимствовали» бекешу у венгров: впервые такую одежду они увидели на венгерских пехотинцах в 1579 году, в боях возле Полоцка. Венграми командовал полководец Каспар Бекеша. Собственно, так и появилось русифицированное название теплого пальто. Его крой русские портные сняли с одежды венгров, взятых в плен. Чем может быть полезен предмет гардероба с такой интересной историей сегодня? В первую очередь, он может занять место наскучивших финских пуховиков и флисовых толстовок. Удобно, практично, тепло и невероятно модно!
Зипун — слово, более привычное уху русского человека. Все знают, что так называлась одежда, которую носили крестьяне. Выглядела она как кафтан, разве что, без воротника, но тоже нарядно — за счет декора в виде контрастных, ярких тесемок. Впервые зипун был упомянут в знаменитом «Домострое», а более широкую известность эта одежда получила в XVII столетии. В те времена зипуны больше напоминали куртки — они плотно облегали фигуру, были короткими, дополненными узкими рукавами. Надевалась такая одежда под кафтан и поверх рубахи — по тому же принципу, что и современные жилеты.
Зипун можно с уверенностью назвать более лаконичной и скромной версией кафтана. Эта одежда была очень функциональной — важная черта, в том числе, и для предметов современного мужского гардероба. Почему бы не отправиться на природу не в ветровке или в пуховике, а в зипуне? Или не прогуляться в такой одежде по парку или лесу в прохладный осенний день?
Если современному представителю сильного пола надоел классический плащ, длинный, неудобный и маркий, то ему стоит обратить внимание на такой предмет русского костюма, как епанча . По сути, это тот же плащ, только без рукавов и с капюшоном. В свое время, епанча была создана именно как одежда, способная защитить от непогоды. От других предметов мужского гардероба она отличалась наличием отложного воротника, декором в виде контрастных нашивок с петлями для пуговиц. О былой популярности епанчи красноречиво свидетельствует тот факт, что именно эта одежда изображена не гербе Рязани — кстати, она и ныне там. Удобная, практичная, не стесняющая движений епанча — чем не замена плащу, или, что еще лучше, невнятному предмету гардероба, именуемому паркой?
Времена меняются, меняется мода, но никуда не девается необходимость носить головные уборы — и летом, и, в особенности, осенью и зимой. К вопросу выбора головных уборов в России всегда подходили очень грамотно. Более того, появиться без шапки на улице и вовсе считалось для мужчины чем-то неприличным. Мужские шляпы имели круглые поля («полки») и были иногда валяными, как позднейшие крестьянские шляпы. Такая шляпа со скругленной тульей и небольшими, загнутыми кверху полями, принадлежавшая, по-видимому, рядовому горожанину, найдена в городе Орешке в слое XIV в. Среди зажиточных слоев населения в XVII в. были распространена мурмолка - высокая шапка с плоской , суживающейся кверху, наподобие усеченного конуса, тульей и с меховыми отворотами в виде лопастей, пристегивавшаяся к тулье двумя пуговицами. Мурмолки шили из шелка, бархата, парчи и украшали дополнительно металлическими аграфами . Теплыми головными уборами мужчин были меховые шапки. Источники называют треух или малахай - шапку-ушанку, такую же, как и у женщин. Наиболее парадной была горлатная шапка, которая делалась из горловины меха редких зверей. Она была высокая, расширяющаяся кверху, с плоской тульей. Наряду с горлатными шапками упоминаются также черевьи, т. е. сделанные из меха, снятого с живота зверя. Подобно тому как принято было надевать при парадных выходах одну одежду поверх другой (например, зипун - кафтан - однорядку или шубу), надевали и по нескольку шапок: тафью, на нее колпак, а поверх него еще горлатную шапку. Представители знати носили особенно красивые тафьи, декорированные золотыми нитями, шелком и даже драгоценными камнями. Обеспеченные мужчины носили парчовые, бархатные, шелковые шапки с меховой оторочкой. Летом их меняли на тафьи — небольшие шапочки, едва закрывавшие собой макушку, чем-то похожие на восточные тюбетейки.
Конечно, расшитую драгоценными камнями тафью сегодня наденет, разве что, какой-нибудь экстравагантный модник, любящий эпатаж. А вот ее практичный аналог из текстиля с легкостью заменит собой вязаные мужские шапчонки, равно как и панамы, бейсболки и прочие модели, место которым — ровно там, где они и появились на свет, то есть, на другом континенте.
История многократно доказывала и подтверждала: у России — свой собственный, уникальный, правильный путь. Но, безусловно, национальное самосознание не предполагает категорического отказа от всего европейского, и прочих проявлений откровенного мракобесия. Другое дело, что даже самое лучшее, позаимствованное из других культур, не должно становиться альтернативой традиционно русским предметам одежды. Тем более, что русским людям есть из чего выбирать — нам оставлено богатейшее наследие. И это наследие, при правильном подходе, можно и нужно использовать в современной жизни — в мужском гардеробе.
Можно быть уверенными — даже наш президент в красивом, представительном кителе будет смотреться явно не менее представительно и достойно, чем в очередном безликом костюме, дополненном уже надоевшим русским людям галстуком! А остальные мужчины тогда охотно поддержат возрождения традиций Великой России.

В России древнейший костюм, состоящий из подпоясанной рубахи и шаровар, по своей простоте принадлежит, вероятно, доисторической древности. С появлением у нас государственности стали появляться заимствования из Византии. Богатый костюм первых русских князей и их дружинников, а также их жен, установился по византийским образцам и стал сильно отличаться от костюма народного.

На рисунках фигуры 2 – 5 представляют княжескую одежду, византийского образца, с ее узорчатыми тканями и богатой обшивкой парчой и жемчугом, между тем как фигура 1 дает тип древнерусского костюма, сохранившего еще национальные черты. Шапка в древнейшем ее виде была высокая и остроконечная, потом с мягкой тульей; ее украшал меховой окол или опушка. Плащ (корзно), носившийся князьями, накидывался сверху и застегивался большей частью на правом плече запонью с петлицами (фигура 4).

Тип женской одежды был совершенно византийский, принятый в иконописи (фигуры 2 и 3). Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин; они шились из кожи и сафьяна и были цвета зеленого, красного, желтого и т.д. Со времени татарского ига стало сказываться татарское влияние, хотя оно было не столь сильно, как обычно предполагается: "от татар мы могли заимствовать только некоторые незначительные части нашего костюма, которые всегда и обозначались в названиях татарскими" (И. Забелин, "Домашний быт русских цариц", 1872).

Костюмы Руси XII – XIII века

В общем, в московской Руси одежда имела одинаковый покрой у богатых и бедных, отличаясь лишь качеством материала. Бояре, поверх опоясанной рубашки – воротник и края которой вышивались разноцветными шелками, серебром, золотом и унизывались жемчугом – надевали шелковый или тонкий суконный узкий кафтан и подпоясывали его. На кафтан, для приема гостя или выхода, надевалась ферязь, и при выходе из дому, поверх ферязи – опашень, зимой – шубу.

Ферязи служили верхней комнатной одеждой, были длиной почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; спереди застегивались пуговицами (числом от трех до десяти) с длинными петлицами, или схватывались завязками. Они делались холодные – на подкладке, теплые – на меху; иногда они были без рукавов и тогда одевались под кафтан. Ферязи ездовые или ферези надевались на обыкновенные ферязи или на чюгу.


Костюмы Руси XIII – XV века

Опашнем называлась верхняя одежда с широкими рукавами, суживавшимися к запястью; в царском костюме подбитый горностаем опашень назывался платном. Более простой верхней одеждой была однорядка, длиной до пят, без воротника. Покроем подобен однорядке был охабень или охобень – верхняя одежда с четырехугольным отложным воротником, часто с откидными рукавами из объяри (шелк с золотом и серебром), атласа, бархата и парчи (фигура 8). На ферязь надевался и кафтан, смотря по покрою называвшийся турским или становым: первый был без воротника и застегивался только у шеи и на левом боку, последний – с перехватом, широкими недлинными рукавами и пуговицами на груди и в разрезах на подоле (фигура 12).


Костюмы Руси XIV – XVI века

Шуба была предметом гордости в московской Руси; в ней оставались часто и в комнате, при гостях; для украшения она обшивалась нашивками, для застегивания имела пуговицы или кляпыши с петлями (рисунок на следующей странице, фигура 15), а иногда шнуры с кистями. Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; турецкие шубы отличались от русских широкими рукавами, которые делались иногда одинарные, иногда двойные; польские шубы имели вместо отложного узенький воротник и просторные рукава, с меховыми обшлагами.

Женские шубы (фигура 11) были схожи с мужскими; крытая бархатом соболья шуба имеется на старинном изображении царицы Натальи Кирилловны, поверх аксамитной телогреи (рисунок на следующей странице, фигура 16). Восточного происхождения и обычно из восточных материй были чюги (фигуры 10 и 9) – узкие кафтаны, с рукавами по локоть, приспособленные к путешествию и верховой езде, для чего они подпоясывались кушаком, поясом или тесьмой; теплые чюги были на соболях, куницах и т.п. Продолжение см. на следующей странице.

Каждый человек должен помнить о своих корнях и знать историю родного народа. Именно поэтому хочется рассмотреть такую важную деталь русской культуры, как мужской русский народный костюм.

О мужчинах

В первую очередь стоит отметить, что старинная мужская одежда не отличалась разнообразием. В отличие от женских костюмов, она была однотипной. Костюм состоял из рубахи и штанов. Интересно, что в отличие от женского костюма, мужской подчеркивал фигуру, в то время как национальный дамский сарафан - скрывал. Также мужчины носили шапки.

Ткань

Из каких материалов изготавливался мужской русский Когда одежду делали полностью дома, для этого использовался холст, сукно, пестрядь, овчина. Несколько позже, с введением промышленного производства, добавились такие фабричные ткани, как сатин, ситец, кумач и дешевая шерсть.

Рубаха

Выше было сказано, что мужской состоит всего из двух основных единиц. Что же представляет собой верхняя часть одежды? Во все времена это была рубаха-косоворотка с высоким воротником-стойкой. Что касается длины, она была довольно удлиненной, носилась поверх штанов и обязательно подвязывалась поясом. Цвета могла быть любого, однако почти всегда светлого - белого, бежевого, сероватого. Обязательно рубаха украшалась вышивкой. Она располагалась по горловине, рукавам, низу изделия. Также можно было обшить данные элемент одежды обычной тесьмой. Цвет преимущественно был красным (особенно в свадебных рубахах, которые украсить вышивкой должна была именно невеста), это имело свой особый, сакральный смысл и такое украшение было еще и оберегом. Стоит отметить, что рубахи носили все мужчины, начиная с самых малых лет. Это была универсальная одежда для любого поколения.

Штаны

Что еще входит в мужской русский народный костюм? Это штаны-порты. Шились они из полосатой ткани желательно синего цвета, были немного укороченными, т.к. заправлялись в онучи или сапоги. Что касается ширины, то чаще они были облегающими, хотя некоторые и носили что-то подобие шароваров. Пока не пришла мода на карманы, к поясу просто привязывали кисет и гребешок.

Пояс

Важная деталь костюма - это пояс, которым подвязывались мужчины. У молодых парней он был широким и длинным, у женатых - более узким и коротким. Интересно, что мужчины молодого возраста повязывали его по талии, а старики как символ солидного возраста - под животом.

Головной убор

О чем еще нужно не забыть, чтобы дополнить русский народный мужской костюм? Фото могут подсказывать, что во все времена мужчины носили шапки. Раньше это были серые грешевики, иногда - соломенные шляпы (летом), несколько позже - картузы - особый вид кепки (стоит отметить, что эти головные уборы всегда украшались лентами, бисером, цветами, тесьмой.). Зимний вариант - малахи и ушанки.

Верхняя одежда

Чем еще богат мужской? Картинки свидетельствую о том, что в зависимости от времени года мужчины носили шубы, кафтаны, тулупы, свиты. Если семья была более богатой, верхняя одежда могла украшаться Если же более бедной, воротники делались высокими, стоячими, чтобы лучше защищали от холода и морозов.

Посмотрите, как мы одеты?! Посмотрите, на кого мы похожи?! На кого угодно, только не на русских. Быть русским, это не только думать на русском языке, но и выглядеть, как русский человек. Итак, меняем свой гардероб. Там должны быть следующие предметы одежды.

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана. Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Куда надевать?

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние - на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей - от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные - прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3-5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Куда надевать?

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Куда надевать?

Может легко заменить повседневное пальто или плащ.

«Казуальная» версия кафтана с приталенным коротким силуэтом и меховой отделкой. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Русские бояре подсмотрели этот кафтан во время обороны Полоцка в 1579 году у воинов венгерской пехоты, которая сражалась на стороне поляков. Собственно само название кафтана происходит от имени их венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла в Москву пленных и «модных» венгров. С кафтанов «языков» сняли мерки, и в русском гардеробе появился еще один предмет одежды.

Куда надевать?

«Бекеша» может стать повседневной, полуспортивной одеждой, и заменить, например, куртку или пуховик.

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

Куда надевать?

Отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

Епанча была создана для непогоды. Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой. Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки - поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

Куда надевать?

Отлично заменит парку и макинтош (плащ, а не тот, который Apple).

Головной убор.

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем - ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

Куда надевать?

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.