Ребенок не хочет учиться в школе. Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их

Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются ( или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

3) Ребенку тяжело рано вставать

Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

Наверно, надо ложиться пораньше…

Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

4) Усталость и проблемы со здоровьем

Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  1. Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  2. Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  3. Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  5. Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  6. Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  7. Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Очередная двойка в дневнике сына или дочки мало кого из родителей оставляет равнодушным. Ещё хуже, когда ребёнок на стандартный вопрос о том, как дела в школе, отвечает односложно и без энтузиазма. Нежелание учиться и, как следствие, низкая успеваемость – проблемы, требующие незамедлительной реакции, вот только криком и угрозами здесь не поможешь. Истерично-авторитарное поведение родителя наверняка вызовет протест в детской душе. Чтобы предпринятые вами шаги были адекватными и результативными, выясните вначале, почему ребёнок не хочет учиться.

Причины, по которым пропадает интерес к учёбе

Ребёнок – не только плоть от вашей плоти, это отдельная личность со своими способностями и потребностями. Об этом важно всегда помнить, и не подменять его жизненные установки собственными. Очень часто родители, не реализовавшись в какой-то сфере, предъявляют к детям завышенные требования, навязывают им свои пристрастия. Но цель отеческой заботы состоит в ином: вы должны здраво оценить интеллектуальный потенциал и эмоциональную зрелость малыша, выявить его склонности и направить их в нужное русло. Таким образом, первое, что нужно сделать, это честно ответить на вопрос: «Ваш ребёнок не хочет или не может учиться?».

Некоторым ученикам одолеть стандартную школьную программу не позволяют умственные способности или состояние здоровья. Родителям в таком случае нужно, признав за ребёнком особенности, определить его в коррекционный класс. Пойти на такой шаг зачастую сложно: мешают личные амбиции, боязнь пренебрежительного отношения со стороны окружающих. И в то же время сделать это необходимо. Когда ребёнку ставят посильные для него задачи, у него появляется и интерес к учёбе, и уверенность в себе.

Впрочем, может быть и обратная ситуация, когда уровень обучения не соответствует высоким запросам ученика. Скука, которая одолевает одарённых детей в обычной средней школе, напрочь убивает мотивацию. Чтобы ребёнок окончательно не охладел к учёбе, его можно перевести в специализированное заведение, отдать в секцию, студию или кружок.

Вообще замечено, что дети, посещающие тренировки и занятия вне школы, более организованы и целеустремлённы. Однако есть у таких увлечений и обратная сторона. Осознав, что спорт, музыка или танцы – его истинное призвание, ребёнок будет меньше уделять внимание школьным дисциплинам. В такой ситуации родителям желательно договориться с чадом о границах допустимого.

Существуют и другие причины, почему дети не хотят учиться:

  • гиперопека взрослых, подавляющая инициативность школьника;
  • бесконтрольность и попустительство со стороны родителей;
  • конфликты со сверстниками, старшеклассниками, учителями;
  • вредные зависимости и неблагополучные друзья;
  • избыток энергии, мешающий сосредоточиться (гиперактивность);
  • напряжённая внутрисемейная обстановка;
  • отсутствие возможности реализовать врожденные лидерские задатки;
  • наличие комплексов или, наоборот, завышенных требований к себе (перфекционизм);
  • сложности с пониманием материала, педагогическая запущенность.

Как повысить мотивацию к учёбе

Нужно понимать, что стремление к познанию – естественная тяга ребёнка, которую нужно поощрять с самого рождения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы маленького «почемучки», обстоятельно беседуйте с ним во время прогулок, играйте в сюжетно-ролевые игры. Устраивайте совместный просмотр познавательных передач с последующим обсуждением. Обязательно читайте дошколёнку интересные книги – не только детские энциклопедии, но и художественные произведения, стихи.

Помните, что развивать малыша нужно всесторонне: интеллектуально, эмоционально, эстетически, нравственно. При этом проявляйте чувство меры: основательная дошкольная подготовка может привести к тому, что первокласснику будет неинтересно на уроках.

В младшем школьном возрасте стимулировать нужно игровыми заданиями, посредством совместной деятельности. Дети не хотят учиться в школе, если у них нет мотивации. Зачастую родители это понимают, но выбирают неправильные стимулы. Так, популярным способом воздействия на ребёнка является метод «кнута и пряника», состоящий из угроз, шантажа, наказаний, посул и вознаграждений.

Подобная стратегия имеет право на жизнь, но не должна доминировать, так как воспитывает меркантильность и не всегда эффективна. Гораздо результативнее пробуждать внутреннюю мотивацию. Один из постулатов психологии общения, сформулированный Дейлом Карнеги, гласит: «Самый лучший способ заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать».

Советы родителям по формированию учебной мотивации у ребёнка следующие.

  • Меньше критикуйте и больше хвалите детей. Всячески подчёркивайте связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.
  • Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу дежурной лестью.
  • Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.
  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.
  • Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.
  • Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.
  • Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением французского? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.

Что делать с «нехочухой»

Когда ребёнок не хочет ходить в школу, с ним нужно говорить по душам. Интересуйтесь не столько оценками, сколько общей атмосферой в классе, темами и содержанием уроков. Не пренебрегайте переживаниями близкого человека. Порой достаточно одного глупого замечания, чтобы он замкнулся и больше с вами ничем сокровенным не делился.

Если ребёнок не хочет учиться в школе, а у вас не получается выяснить причину демарша с его стороны, обратитесь за помощью к психологу. Ничего постыдного в том, что вы наведаетесь к специалисту, нет. У профессионала быстрее получится вывести ребёнка на откровенный разговор, увидеть объективную картину проблемы. В случаях, когда малышу нормально учиться мешает рассеянность внимания, повышенная возбудимость, может потребоваться консультация невролога.

Возможно вы знаете, как поступить в описанных выше случаях и что делать; а если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Что тогда? Такая ситуация сложнее….

Причины напряжённых отношений могут быть разными. В начальной школе они, как правило, возникают из-за неаккуратности малыша. Подростки порой осознанно противопоставляют себя учителю, чтобы самоутвердиться в коллективе. Конфликты часто возникают между творческими, растущими в свободной домашней атмосфере детьми и авторитарными педагогами. По статистике, с учителями чаще «воюют» мальчишки. Взрослые недовольны хулиганским поведением, прогулами, опозданиями и внешним видом детей.

5 шагов, которые нужно сделать родителю, в случае конфликта сына (дочери) с учителем, опишем ниже.

  • Дайте ребёнку возможность откровенно и эмоционально высказаться. Внимательно его выслушайте. Не обвиняйте и не высмеивайте. Не ругайте при нём учителя. Займите позицию арбитра, желающего во всём разобраться.
  • Вместе с ребёнком проанализируйте ситуацию. Выясните, почему случился конфликт. Решите, что делать дальше.
  • Встретьтесь с педагогом, чтобы узнать его точку зрения. В общении сохраняйте нейтралитет. О своём визите в школу обязательно уведомьте ребёнка. Если он не хочет, чтобы одноклассники видели ваш приход, посетите учителя после уроков.
  • Устройте беседу втроём. Позвольте ребёнку и педагогу в цивилизованной форме высказать претензии. Сами играйте роль посредника, предлагая компромиссные решения.
  • Если очевидно, что виноват учитель, что он продолжает провоцировать конфликт, незамедлительно обратитесь к директору школы. Если администрация заняла сторону педагога, есть смысл сменить учебное заведение. Но помните: делать это надо быстро, так как каждый день пребывания в агрессивной среде, наносит серьёзный ущерб детской психике.

Когда ваш ребенок не хочет учиться, а советы психолога не помогают, обратите внимание на следующие рекомендации по организации рабочего времени и места.

  • Желательно, чтобы у школьника была своя комната. Если такой возможности нет, выделите ученику рабочий уголок.
  • С малых лет приучайте чадо к порядку. Хаос на столе мешает сконцентрироваться, затрудняет работу.
  • Не заставляйте делать домашнее задание сразу после прихода со школы. Пусть у школьника будет 1,5–2 свободных часа отдохнуть, позаниматься любимым делом.
  • Не допускайте, чтобы малыш учился допоздна. После 7–8 часов вечера продуктивность, как правило, заметно снижается.
  • Обеспечьте сыну/дочери комфортную обстановку. Кому-то для эффективного обучения нужна тишина. Кто-то, наоборот, продуктивнее работает под любимую музыку или в компании друга.
  • Следите, чтобы школьник не переутомлялся. Приучите его через каждые полчаса занятия делать 5–10-минутные перерывы.

Нежелательно, чтобы выполнение домашнего задания занимало больше двух часов. Если так происходит, задумайтесь о методах интенсификации. Чтобы ребёнок захотел учиться, ему нужно доказать, что это интересный и необременительный процесс. Малыш плохо запоминает стих? Обращайтесь к его образному мышлению. Например, стихи про природу лучше учить во время прогулок. Ещё один способ быстро запомнить текст – придумать к нему мелодию и исполнять как песню. Изучаемые иностранные языки будут даваться легче, если по дому развесить яркие карточки со словами.

Пробудить в ребенке желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках занятие не из самых приятных. А дома еще и задание на следующий день задали. А юная душа просится на свободу, прыгать, играть, веселиться с друзьями. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят слово «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются.

Родители в это время находятся в затруднительном положении. Если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, то учеба все равно не будет приносить радости. Слово «надо» и «обязан» вообще звучит как приговор и для детей и для взрослых. Если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то может начаться хаос и школа пойдет под откос.
Вот и приходится искать маленькие хитрости, для того, чтобы обойти внутренне сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.

1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь.

Поэтому первым делом, расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его пути.

2. Однако оценки, не единственный способ помочь сыну или дочери учиться с удовольствием. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех мальчиков и девочек, которые не успевают по основным предметам, но имеют определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка, кулинария и т.д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение других учебных программ.

3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учиться. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.

4. Как раз личный пример родителей или история о сказочном герое служит хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и что они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-Паук хорошо учился в школе, и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не смог бы рассчитать правильную траекторию полета.

Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир и сказочный и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. А удивление – это важный шаг к познанию.

5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них.

Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.

6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте ребенка за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи. Но они делают нас сильнее и закаляют характер.

7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться).

Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала.

Желательно сохранять четкий режим дня , чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.

Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис.

В этом случае, желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.

Вопрос: Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?

Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, сомнений, неуверенности в собственных силах.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к неутешительным результатам: ребёнок становится невнимательным, недисциплинированным, рассеянным, безразличным к выполнению учебных задач, быстро утомляется, отстаёт в учёбе, и просто не хочет идти в школу. Могут ли родители как-то помочь ему избежать этого, преодолеть сложный путь «дошкольник — школьник» без особых потрясений и лишних психологических травм?

Сегодня распространено мнение, что проблема современных детей — это отсутствие основополагающего вектора, цели в жизни, стремление получить всё и сразу. Но так ли это? Может, дело не в том, что они мало знают про то, каким должен быть «настоящий человек», не участвуют в общественной жизни, большую часть своего свободного времени проводят за компьютером или у телевизора?

За последние 20 лет наша страна претерпела такие глубокие и серьёзные изменения, что это не могло не коснуться школы. Совсем недавно реформы пришли и в школу. Главной в воспитании детей стала семья, ответственность за поведение и отношение ребёнка к учебному процессу теперь полностью легла на плечи родителей, и это совершенно естественно — задача учителя дать необходимый объём информации, а наша, родительская, задача — помочь своим детям воспринять новые знания. Школа перестала быть главным звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное. Мы остались один на один с проблемами наших детей. Так давайте учиться понимать их, не надеясь на помощь со стороны. Воспитание наших детей — исключительно наша личная ответственность.

Почему дети не хотят учиться?

Первое сентября для дошкольника, переступающего порог школы, это не только новый ранец, большой красивый букет цветов и новые друзья, это ещё и достаточно серьёзное испытание, предлагаемое ему жизнью.

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают выпускники одиннадцатых классов. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену подвижным детсадовским играм приходят ежедневные учебные занятия. Причём не очень понятные занятия.

Одна первоклассница с гордостью рассказывала о том, как она ходит в школу для того, чтобы стать хорошей ученицей. Она очень внимательно слушает учительницу, не разговаривает с соседом по парте, учит буквы, но только в детском саду ей нравилось больше, потому что там было интереснее, а ещё воспитатели её любили и разрешали бегать.

Первокласснику очень трудно понять, зачем он пришёл в школу, ему надо не только перестроиться из послушного ребёнка в хорошего ученика, но и осознать, что главное — это не умение «не шуметь», «не драться», а получение знаний. Происходит определённая подмена понятий «учиться» и «хорошо себя вести». На первый взгляд, в этом ничего страшного нет — ученик внимательно слушает, не отвлекается на уроках, соответственно, и знания придут. Но это не так. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требовании учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет вовсе не потому, что это необходимо для его собственного развития, просто за это его похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода. Дети не всегда могут объяснить свои переживания, поэтому и закатывают бессмысленные истерики по поводу платья, в котором они не пойдут в школу, того, что их рано разбудили, и каша на завтрак невкусная.

Одна из учениц на вопрос учительницы: «Наташа, ты почему сегодня такая грустная? Тебя кто-то обидел?», неизменно отвечала: «Мне мама запрещает ходить в школу в кроссовках». Однажды учительница, встретившись с её мамой, приняли совместное решение позволить девочке прийти на уроки в кроссовках (хотя, конечно же, красивое тёмно-синее платье лучше смотрится с туфельками). Но, получив разрешение носить кроссовки, Наташа на следующий же день заявила, что она всегда хотела ходить в школу только в сапогах.

И это вовсе не капризы. Это протест, выраженный доступным ребёнку способом. В такой ситуации, прежде чем запрещать ребёнку носить кроссовки, я посоветовала бы родителям аккуратно расспросить его о том, чем он занимается в школе и как к нему относятся товарищи по классу. Удобнее всего это делать в якобы случайно возникшей беседе, и ни в коем случае не спрашивать «в лоб»: «Что ты делала в школе? А ребята тебя не обижают?»

Даже если и обижают, мало кто в этом признается — это же не детский сад, «школьники не кляузничают родителям». Вашему ребёнку легче промолчать, чем выставить себя в роли ябеды или неудачника. Поэтому подобные беседы лучше всего начинать издалека, случайно вспомнив о ком-то из одноклассников или событии, в котором принимал участие класс. Никогда не торопитесь, имейте терпение и, возможно, узнаете больше, чем намеревались. Поспешите — ребёнок закроется и в следующий раз будет осторожнее вступать в диалог.

Итак, мы выяснили, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Как же помочь ему осознать необходимость «труда ради самого себя»? Конечно, можно поговорить с ним о будущем, рассказать о тех, кто плохо учился и не поступил в институт. Это очень полезная информация, особенно для первоклассника, для которого «институт» и «космос» — одинаково далеки, а может космос даже и поближе будет. Любые разговоры на тему счастливого будущего в этом возрасте бессмысленны! Дети живут настоящим. Естественно, они мечтают, но, уверяю вас, вовсе не о том, как они станут врачами или известными математиками, для них будущая карьера — это средство приобретения новой игрушки или возможности сходить в парк на аттракционы. И как тогда объяснить маленькому человеку важность посещения школы, убедить его в необходимости полного и окончательного расставания с «детсадовскими» представлениями о занятиях?

Не забывайте, пожалуйста, что, несмотря на новый статус, ваш ребёнок ещё мал, не стоит рассказывать ему о будущем поступлении в институт или о том, как он станет «дворником». Постарайтесь обойтись простыми примерами и мотивами: «Это так хорошо многое знать! Как же мы поедем летом отдыхать в Египет, когда ты не научился писать название этой страны красиво?» и т. д. Новая социальная ситуация развития требует от ребёнка особой деятельности — учебной.

Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности как таковой ещё нет, никто не занимается решением сложных математических задач, уроки имеют больше ознакомительный характер, нежели научный, многие из них выстроены в виде дидактических игр. Поэтому можно говорить об учебной деятельности как о способе формирования умения и желания учиться. Это особая специфическая задача младшего школьного возраста. К сожалению, ребёнок осознать этой специфики не может, деятельность, предлагаемая ему в школе, никак не соответствует его личному желанию, ему требуется конкретика, которую он может оценить сам и рассказать о ней родителям. В детском саду ему достаточно чётко объясняли: ведёшь себя хорошо — молодец, убрал кровать после дневного сна — молодец! На прогулке не убежал — совсем молодец! В школе такого нет, тем более в первом классе, когда оценок не ставят, а ты бесконечно выписываешь какие-то палочки в тетради, или рисуешь ёлочки на математике, или слушаешь книгу, которую читает учитель. Как ему, бедному, узнать — молодец он или нет! И тогда он идёт к учителю. И всё бы ничего, если бы он в классе один учился, а то ведь помимо него ещё 29 человек ждут оценки собственных трудовложений.

Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».

Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.

В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.

Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого - нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе - романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один - выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Тотальный контроль

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Бесконтрольность

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

Личностные отношения в школе

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, - вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

И многие другие причины

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике - огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат - плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции - вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей .
  5. Зависимость: в начальных классах - от прогулок с друзьями, в 10–12 лет - от компьютера, в подростковом возрасте - от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности - вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.