Распространение духовных ценностей. Забота государства о сохранении духовных ценностей

Взросление из “ребенка в подростка ” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.


Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость.

Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Родители должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, учебе. но не мало важны и обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно.

В нашей гимназии главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России.

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;
  • повышение престижа государственной и военный службы;
  • создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
  • духовно-нравственное;
  • историческое;
  • политико-правовое;
  • воспитание на воинских традициях.

В школе создана детская общественная организация «Радуга». Организация "Радуга" создана с целью обогатить учеников нравственными и духовными ценностями.

Ежемесячно происходят собрания этой организации, на них решаются не только школьные вопросы, но и поступление новых идей от учеников, тем самым подростки принимают участие в жизни школы. Так же есть президент молодежной администрации.

Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе являются уроки мужества, уроки патриотизма («Константин Симонов как военный писатель», «Шагнувший в бессмертие» (о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – контрактниками.

показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.

Чувство патриотизма великое и необходимое.
Оно должно передаваться из поколения в поколение.

Для этой цели в школе проводятся «Дни воинской славы », открытые классные часы «Героями не рождаются - героями становятся» для 5-8 классов, часы общения, посвященные Дню народного единения, странам СНГ, Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню защитника Отечества, проходит ежегодно конкурс инсценированной военно-патриотической песни, лучшие номера представлены ко Дню Победы.

Ко дню принятия Конституции Российской Федерации были проведены мероприятия – беседы, викторины, дискуссии, интеллектуальные игры, линейки, выставки рисунков «Мое Отечество », выпускались стенгазеты, посвященные праздникам и знаменательным датам (День народного единства, День пожилого человека, День матери, Здоровый Образ Жизни, День снятия блокады Ленинграда, 12 апреля - День космонавтики, День Победы, 200- летию Отечественной войне 1812 года.

Организовано движение волонтерских отрядов «Великая Россия – это мы! », волонтеры выпускают информационные листовки.

В этом году было продолжено новое направление в работе по патриотическому воспитанию, главная цель которого - поиск, сбор информации о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, родственниках, тружениках тыла.

В школе 5 год продолжает свою деятельность патриотический кружок «Поиск ».

Нашей школе МБОУ СОШ № 13 в 2016 году присвоили имя В.М. Кондаурова.

Кружковцы собрали материал о почетном гражданине г.Азова, участнике ВОВ 1941-1945 гг, полном кавалере боевого Ордена Славы 3 степеней и Ордена Трудового Красного Знамени, заслуженном хирурге города Азова Кондаурове Василии Михайловиче.

В школе открыт боевой уголок. Работа по сбору материала продолжается в настоящее время, сотрудничаем с сыном хирургом Михаилом Васильевичем Кондауровым. Ребята из кружка активно участвуют во внутришкольной жизни, в городских и областных мероприятиях.

Исторический материал дополняется литературным. Создаются специальные папки, видео- интервью с ветеранами «Живые голоса», пополняется материал для «Книги Памяти». Работа эта проводится постоянно.

Таким образом, через систему всех данных мероприятий школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях.

Также школа способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны.

Каждый год на 9 мая проходят мероприятия, посвященные Дню Победы: живой коридор, караул, возложение венков, митинг, поздравление.

В течение года в рамках областных и районных операций и акций «Рассвет», «Долг», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» оказывается помощь участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла:

Апреле – мае проводится уборка территории у памятников;


- на День Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла создаются буклеты - поздравления «Солдаты Победы».


Участвуют в акции ""


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод , что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей.

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

По информации из СМИ, Общественная палата РФ разработала концепцию федерального закона «О защите высокозначимых нравственных ценностей». Такого рода закон призван защитить общественно-культурные пространства от скандальных и агрессивных вторжений. Предполагается, что наряду с чувствами верующих закон должен защищать нравственные чувства остальных граждан. К высокозначимым нравственным ценностям авторы проекта относят не только религиозные, но и патриотические, национальные, гражданские и эстетические.

К сожалению, нам не удалось обнаружить текста концепции законопроекта на официальном сайте Общественной палаты, поэтому о содержании концепции можно судить только по обрывочным сведениям в СМИ и на сайте Палаты.

О ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ?

О содержании концепции известно примерно следующее. Общественная палата предлагает ужесточить наказание за нарушение общественного порядка на объектах религиозного, национального и патриотического значения. Планируется ввести понятие социальных пространств с особым статусом (воинские захоронения, храмы, музеи, другие культурные пространства и т.д.). Государство должно гарантировать, что в таких пространствах не будут совершаться действия, противоречащие их исходному предназначению и оскорбляющие чувства посетителей. Это предполагает установление определенных требований ко всем посетителям таких мест.

Авторы концепции предлагают разработать соответствующие поправки в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ. Также подразумевается, что субъекты Федерации и органы местного самоуправления получат полномочия устанавливать свои правила в отношении социальных пространств с особым статусом.

Коллега Иосифа Дискина Максим Григорьев предлагает составить перечень действий, не приемлемых обществом, и наказывать за совершение этих действий. Причем под защиту нового закона должны попасть не только памятники Великой Отечественной войне, воинские захоронения, но и памятники жертвам политических репрессий, музейные выставки, театральные постановки. Цель законопроекта - исключить попытки намеренного надругательства над такими объектами, создать атмосферу общественного неприятия этих действий. Максим Григорьев также отметил, что «пока мы видим, что для различных общественных групп одно и то же действие считается нормальным, если направлено на один объект, и абсолютно неприемлемым, если на другой». Это означает, что по замыслу авторов концепции, одинаковые действия должны быть наказуемы независимо от того, на какой объект они направлены.

По существу, перечень действий, не приемлемых обществом, уже составлен российским законодателем: он есть в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Причем административное законодательство не является кодифицированным, поэтому ряд правонарушений содержится в законах субъектов РФ. При составлении перечня действий, запрещенных в тех или иных учреждениях, можно столкнуться с тем, что исчерпывающий перечень составить невозможно. А значит, сам перечень теряет смысл: обязательно рано или поздно будет совершено деяние, которое по смыслу должно было бы наказываться, но из-за отсутствия в перечне оно останется безнаказанным. Вообще, отличие нашей правовой системы от англо-саксонской (прецедентной) в том, чтобы описывать запрещенное деяние в максимально обобщенном виде и затем анализировать совершенное деяние и проверять его на соответствие указанным в законе признакам. Тогда как на основе прецедентов можно учитывать индивидуально, кто и где совершил деяние, как именно он это совершил и какие слова при этом произносил. В российском праве выделяются объекты, которые особо охраняются государством (например, воинские захоронения или места отправления религиозного культа), но деяния описываются в общем виде, нередко даже в слишком общем, что позволяет произвольно применять норму.

Например, та же статья 148 УК РФ сформулирована так: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Какие конкретно это действия, закон не говорит. Это любые действия, если они были совершены определенным способом (выражающим явное неуважение к обществу, то есть хулиганским) и преследовали определенную цель - оскорбление чувств верующих. Под особую охрану этой статьи попали «места, специально предназначенные для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Если целью хулиганских действий не было оскорбление чувств верующих, если они совершались вне мест отправления культа, то такие действия будут квалифицированы как обычное хулиганство (статья 213 УК РФ).
В идее Общественной палаты есть интересная мысль: почему чувства верующих защищаются, а чувства атеистов - нет (у нас же по Конституции равноправие)? Почему религиозные чувства защищаются, а патриотические - нет. Да, патриотические чувства должны защищаться рядом особых статьей УК РФ (например, статьей 275 УК РФ - государственная измена, статья 244 - надругательство над телами умерших в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, статья 354.1 - реабилитация нацизма), а также статьями КоАП РФ. С оскорблением национальных чувств - отдельная тема, потому что их оскорбление может повлечь ответственность за экстремизм - тоже очень широко сформулированный состав. Представляется, что на это и укажут Общественной палате в Государственной Думе: предлагаемое регулирование избыточно, особенно в части ответственности, все описанные явления подпадают под действующие нормы.

В прошлом году уже были попытки ввести уголовную ответственность за . Правительство РФ и Верховный Суд РФ отметили коллизии с существующими нормами УК РФ, и законопроект (№ 1166853–6) пока не прошел Думу. В то же время возникает масса вопросов к самой конструкции состава: можно ли оскорбить чувства или оскорбляется сам человек, может ли государство решать, оскорблены ли чувства неопределенного круга лиц или это может решить только сам человек?

О ВЫСШИХ ЦЕННОСТЯХ РОССИИ

Законопроект Общественной палаты имеет и более высокую проблематику - это вопрос собственно о высокозначимых нравственных ценностях. К сожалению, из той информации, которая есть о проекте в Интернете, совершенно неясно, будет ли закон называть эти ценности, и какая конкретно предлагается защита этих ценностей помимо введения уголовной и административной ответственности. Тема ценностей нашего общества и государства должна была бы стать центральной в законопроекте такого рода. И защита конкретных объектов - театров, музеев, выставок, храмов - это сопутствующая конкретика, но, на наш взгляд, не главное для такого законопроекта. Если разработчики законопроекта говорят о цели «создать атмосферу общественного неприятия этих действий» (надругательства над какими-либо объектами), то речь должна идти в первую очередь о воспитании граждан в определенном ценностном ключе.

Проблематика ценностей в государственном управлении широко рассматривается в работах Центра Сулакшина. Ценности имеют конституционный статус и именуются «высшими ценностями России», по своей сути они очень близки к «высокозначимым нравственным ценностям». В , разработанном Центром Сулакшина, высшие ценности России определяются как наиболее важные для жизнеспособности России качества и характеристики Народа России, территории России и государственной власти и управления в России, закрепленные в Конституции России. Согласно проекту Конституции России запрещается любое умаление или подрыв высших ценностей. Подрыв высших ценностей России - это подмена или дискредитация высших ценностей России или иные действия (бездействие), направленные на их отрицание или умаление. Ценностям посвящена в проекте Конституции целая глава. В статье 6 проекта перечисляются высшие ценности, среди них: существование самой России - Родины Народа России, единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; ответственность России за судьбы мира и человечества; всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотичность и любовь к Родине и другие.

Согласно статье 9 проекта защита высших ценностей России от внутренних и внешних посягательств является обязанностью государства, юридических лиц, объединений граждан и каждого гражданина России. Это означает также, что государство должно установить ответственность за посягательства на каждую из высших ценностей, соответствующие составы правонарушений и преступлений должны быть включены в уголовное и административное законодательство.

Высшие ценности пронизывают весь проект Конституции, они определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием. Ценности лежат в основе целей России, то есть того, к чему должны стремиться все государственные органы в процессе государственного управления.

Если принятие новой Конституции России может быть затруднительно по тем или иным причинам, то возможна манифестация ценностей и в другой форме (например, в форме обращения главы государства или принятия федерального закона).

В Центре Сулакшина разработан также «О конституировании, сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации». Под духовными ценностями в проекте понимается исторически накопленная цивилизационно-идентичная, цивилизационно-значимая, созданная человеком или природой информация, содержащаяся в тексте, звуке, изображении, виде и ином нематериальном образе, неотъемлемо связанном с материальным носителем информации, являющаяся общедоступной и подлежащая сохранению, защите и использованию в идейно-мировоззренческих, образовательных, научных, воспитательных и культурных целях.

Новой и нетривиальной задачей является определение самого понятия «духовные ценности» как правовой категории, авторы законопроекта сделали попытку сформулировать такое определение. Законопроект направлен на выявление, сохранение и защиту духовных ценностей. Эта тема также имеет прямое отношение к проблематике, поднятой Общественной палатой. Защита духовных ценностей подразумевает также необходимость очищения и защиты от навязываемых извне антиценностей, сохранения и защиты цивилизационной идентичности России. Законопроект, разработанный Центром Сулакшина, предусматривает систему защитных мер, вплоть до защиты материальных носителей духовных ценностей.

Таким образом, проблематика высших ценностей (или «высокозначимых нравственных ценностей», в терминологии Общественной палаты) должна рассматриваться как одна из ключевых в контексте обеспечения жизнеспособности России и не может сводиться к ответственности за нарушение правил поведения в социальных пространствах с особым статусом. Разработки Центра Сулакшина в части конституционного регулирования высших ценностей, а также законодательного регулирования духовных ценностей открыты для всех субъектов законодательной инициативы и могут быть использованы в существующем виде: они уже сформированы как пакеты законодательных инициатив.

Структура духовной жизни общества во многом схожа с жизнью материальной: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Рассмотрим эту взаимосвязь:

  • 1,2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.
  • 3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.
  • 4,5. Производство и распространение духовных ценностей рождает новые духовные потребности.
  • 6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.
  • 7,8 очевидны, и учащиеся поясняют их самостоятельно.

Особенности потребления духовных ценностей:

Первая особенность : «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов. Обоснование этих утверждений требует учета специфики таких продуктов духовного творчества, как литература и искусство, а именно:

  • 1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.
  • 2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.
  • 3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т.е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным. Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни -- экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. К результатам духовного производства относятся:

  • 1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
  • 2) духовные общественные связи индивидов;
  • 3) сам человек как существо духовное.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. - М.: Просвещение, 2003. - С.135.

Важнейшим видом духовного производства является наука . На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство . Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание. Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей.

Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.