Радоница (Радуница): история возникновения праздника. Можно ли стирать, убирать на радоницу? Можно ли на радоницу убираться на кладбище

Некоторые праздники в нашей стране принято отмечать с размахом, а другие – ориентируясь на церковные устои. В их числе Радоница; что нужно делать в этот день знают лишь единицы. Праздник следует за светлой Пасхой, спустя девять дней, и тогда усопшим предлагается разделить радость Воскресения Христова с живыми. Иногда этот день называют Пасхой для умерших.

Что такое Радоница?

Радоница – это Весенний поминальный день. Он наступает во вторник Радоницкой (или Фоминой) недели, следующей сразу за Пасхальной. Тех, кто «навеки отошел на небеса», принято вспоминать добрым словом, а также посещать могилы предков. Поминки эти радостные, веселые. В древние времена словом Тризнами и Радоницами и назвали божеств, которые хранили души погибших людей. Славяне подносили им щедрые дары и устраивали пиршества, за которыми могли наблюдать мертвые, по-другому – навьи.

Особый день, приходившийся на весенние месяцы, получил название Новый день. А когда тризнами стали именовать все поминки, второе название отошло к празднику. Имеет он и много других прозвищ: Радуница, Радовница, Радольница и пр. По мнению некоторых историков название заимствовано у балтийских народов: слово «raudine» обозначает молитву за умерших. Другие распространенные название Поминального дня:

  • Радушное или Редомное воскресенье;
  • Родительская (принято в Белоруссии);
  • Гробки (на Украине).

Радоница – что это за праздник, обычаи

Верующие соблюдают некоторые обычаи в любой церковный праздник и на Родительскую субботу. В это время окончательного ухода зимы и расцвета весны принято задабривать усопших цветами, подарками и никогда не тосковать. Лучше всего то, что надо делать на Радоницу, описывает древняя пословица. Согласно ей на Радоницу:

  • «утром пашут» - то есть верующие имеют полное право поработать до полудня;
  • «днем плачут» – необходимо сходить на могилу к близким и прибраться там;
  • «вечером скачут» – к концу дня сам Бог велел растопить баню, накрыть стол и позвать гостей.

Что приготовить на Радоницу дома?

Радоница – светлое торжество, и что нужно делать в этот день, так это веселиться и не предаваться грустным мыслям. По старым традициям, в поминальный вторник принято накрывать богатый стол, причем в некоторых регионах не только для живых (пришедших гостей, родных), но и для мертвых. Например, существовал обычай произносить слова молитвы и выливать на землю вино, таким образом делясь с предками своим счастьем.

И сегодня люди несут вкусности на кладбище, чтобы разделить трапезу с погибшими родственниками и друзьями. Яства поутру крестят в церкви. Что готовят на Радоницу? Традиционные блюда и напитки следующие:

  • блины и оладьи;
  • пироги;
  • кутья;
  • вареное мясо и холодец;
  • яйца;
  • пиво и вино.

Нужно ли красить яйца на Радоницу?

Вопрос, который интересует многих людей: красят ли яйца на Радоницу? Не красят. Церковные традиции говорят, что заниматься этим нужно на Пасху, но от одного праздника до другого проходит чуть более недели, поэтому иногда люди заново красят яйца, что отнести их к родственникам на могилы как угощение или поставить на стол. Это разрешено, но не обязательно, ведь освященная в церкви еда спокойно пролежит от Пасхи до Радуницы. Если возник вопрос, что нести в церковь на Радоницу, крашеные яйца подходят идеально, как и традиционный пасхальный кулич.

Радоница - как правильно поминать усопших?

Христиане верят, что человек остается прихожанином Церкви даже после смерти. Добрые слова – то, в чем мертвые действительно нуждаются, а вкусности, оставленные на могилках – пережитки язычества. Всякая молитва будет действеннее, если поминающий в торжественный день сам причастится, отведает хлеб и вино – Тела и Крови Христовой. На Руси говорили: «В Радоницу усопшие ждут у ворот». Считалось, что перед тем, как вернуться в загробный мир, мертвые желают получить подаяний от родственников возле кладбищенских ворот.

Перед тем, как отправиться на кладбище, нужно зайти в храм. Там подается заупокойная записка, ставится свечка и читается молитва на Радоницу по усопшим. Она начинается со слов: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего…». Можно читать молитвы:

  • родителей о почивших детях;
  • детей об усопших родителей;
  • вдов и вдовцов.

Можно ли на Радоницу поминать самоубиенных?

Поминальный день Радоница – светлый праздник, но и он имеет свои запреты. Например, всем православным запрещено поминать самоубийц, не имея особого разрешения священника. Для этого существует свой день, предшествующий церковному празднику Троицы – Троицкая родительская суббота. Бывают и исключения из правил, например, особо оговариваются случаи, когда человек ушел из жизни добровольно, но посредством эвтаназии.

Как поминать усопших на Радоницу, если они покончили жизнь самоубийством? Делать это следует весьма осторожно, как в праздничный, так и любой другой день. Поминающие обязаны просить благословение священника, и молиться о неупокоенной душе с особым усердием. Таким людям очень трудно приходится в , и удел родственников – всячески помогать им в нахождении покоя.

Можно ли хоронить на Радоницу?

Молиться и поминать на Родительскую – обязанность каждого христианина, но совершение других обрядов вызывают ряд вопросов. Например, можно ли на Радоницу совершать захоронения и отпевать усопших? На этот случай нет особых указаний, ведь смерть нельзя предугадать и тем более «подстроить» под церковный календарь. Поэтому отпевания и захоронения разрешены и проводятся. Похороны не стараются перенести на другой день.

Можно ли вязать на Радоницу?

Православная Радоница – для светского человека обычный день, не предусматривающий выходных и отгулов, поэтому люди могут и должны трудиться: работа не возбраняется, нужно лишь выделить время на поход в храм и молитвы. Однако в разных регионах страны своя Радоница, что нужно делать в этот день люди трактуют по-разному:

  1. Например, существует поверье, что на праздник запрещено всякое рукоделие: вязание и особенно вышивание. В народе говорят: «чтобы не зашить глаза умершим».
  2. Богослужебный календарь рекомендует воздержаться от всякой работы накануне праздника. А к концу Поминального вторника уже разрешается и шить и вязать.

Можно ли работать на Радоницу в огороде?

Люди, почитающие христианские обычаи и при этом являющиеся садоводами и огородниками, интересуются, можно ли трудится в этот день на приусадебных участках: сажать, полоть, копать. Кончено, при выборе, что делать на Радоницу, желательно остановиться на проведении дня в молитвах, а посадку отложить на другой день, но трудиться на огороде можно. До обеда, пока в церквях идет богослужение, не стоит проводить работы на земле, так как бытует мнение, что мертвые способны услышать и прочувствовать все происходящее. В послеобеденное время можно приступать к запланированным работам.

Можно ли убираться на Радоницу дома?

В праздник Радуницы все стараются посетить храмы и кладбища, чтобы прибраться на могилах у близких. Церковь не запрещает проводить мелкую уборку по дому, то есть «трудиться с утра», как говорят в народе. Празднование не отходит от принятых канонов, согласно которым всю домашнюю работу желательно завершить накануне. Чтобы в светлый день садится за чистый стол, находиться в убранном помещении. Что можно делать на Радоницу:

  • гладить;
  • мести полы;
  • перебирать вещи;
  • мыть посуду и пр.

Можно ли стирать в Радоницу?

Ежедневные заботы по дому церковью не запрещены, хотя если время позволяет, всю привычную работу следует отложить. В списке того, что нельзя делать на Радоницу, стирка отсутствует. Если запачкались детские пеленки, то есть, дело срочное, разрешено произвести необходимые манипуляции, но и в другом случае человек не станет грешником. Он просто должен найти время для молитвы в череде домашних забот.

Можно ли мыться на Радоницу?

Для большинства людей гигиена – необходимая ежедневная процедура, без которой нельзя обойтись. Верующих заботит вопрос: можно ли мыть голову на Радоницу и совершать другие водные процедуры? Церковь не запрещает данных действий. Однако, рекомендуется мыться накануне праздника, чтобы встретить его «во всеоружии». Тем более неприлично приходить в церковь в неподобающем состоянии: с немытой головой, в грязной одежде.

Много веков празднуется светлая Радоница - что нужно делать в этот день люди обсуждают столь же долго. Далекие от веры не утруждают себя соблюдением церковных канонов, но находятся и родители абсурдных утверждений и суеверий. Но даже когда человек не является ярым христианином, в Поминальный вторник он должен найти время помолиться за всех близких и друзей, кто почил с миром.

Согласно христианской религии, со смертью жизнь человека не прекращается. Она продолжается на небесах, откуда умершие помогают живым. В свою очередь, ушедшие переживают, если их забудут. Для поминовения усопших в христианстве есть специальный день - родительская суббота, или Радоница. О его существовании известно всем, но немногие знают, что можно и что нельзя делать в родительский день.

Отмечают праздник именно на девятый день не случайно. Всю неделю после Пасхи верующие радуются Воскресению, а во вторник следующей недели вспоминают души умерших родственников. Праздник призывает не скорбеть по усопшим, а радоваться их переходу в загробную жизнь.

Что можно делать в родительский день?

  1. Сходить в церковь и помолиться за души умерших.
  2. Посетить могилы и вспомнить положительные моменты жизни усопших.
  3. Устроить поминальный обед.
  4. Подать нищим, чтобы они помянули покойников.
  5. Оставить на столе еду для умерших.

Начинается родительская суббота богослужением. Люди передают батюшке записку с именами ушедших, чтобы он упомянул их во время молитвы. Затем ставят свечи за упокой душ. Кроме того, принято угощать всех гостей или знакомых, чтобы они помянули усопших. Затем посещают кладбище, прибирают могилы. На погосте родственники поминают ушедших добрыми словами, вспоминают все самые хорошие моменты жизни.

Заниматься уборкой на могилах принято накануне, однако если не было такой возможности, прибраться там не возбраняется и в саму Радоницу.

Можно ли заботиться о своем теле и душе в родительскую субботу

По традиции, перед радоницей затапливают баню, чтобы усопшие могли помыться. А вот живым ее посещать не стоит: можно спугнуть умерших. Существует поверье, что нельзя стричься, красить волосы, бриться и т. д. Это считается неуважительным по отношению к покойным, ведь это их день. Однако церковь не запрещает этого делать. Только прежде надо почитать молитву.

На Радуницу можно праздновать день рождения. Ведь положено радоваться, а не печалиться. Нельзя лишь злоупотреблять алкоголем. Можно также проводить обряд крещения. Церковь считает, что совпадение крестин и радоницы - это хорошо. Только надо помолиться за души усопших.

Разрешено ли работать, рыбачить и охотиться

Запрет рыбалки и охоты на радоницу имеет языческие корни. Некоторые считают, что может случиться несчастье или не будет удачи. Официальная церковь выступает против суеверий, поэтому охота и рыбалка не запрещены.

Можно ли работать в родительский день? Никакой труд не запрещается, тем более праздник выпадает на будний день. Если человек нуждается в том, чтобы помыть полы в доме, вымыть окна, постирать или вскопать огород, церковь не возбраняет это в любой момент. Кроме того, можно пересаживать цветы на могилах. Единственное, необходимо помнить об усопших и молиться за их души.

Многих волнует вопрос погребения на Радуницу. Церковь говорит, что хоронить человека можно в любой день. Помимо отпевания покойника, необходимо заказать траурный молебен за давно ушедших.

Цель христианина: обретение вечной жизни на небесах. Никто не знает, где находятся души родственников, как они себя чувствуют в загробном мире. Задача живущих - помочь облегчить участь покойных. Чем больше молитв за них и добрых воспоминаний, тем лучше состояние душ ушедших.

Радоница – это приуроченный к Пасхе . По народным преданиям в этот день из могил встают мертвые, разговляются после Великого поста. Их души радуются, что о них помнят дети и родственники.

Радоница – это языческий праздник, который восточные славяне связывали с культом предков и отмечали каждую весну. Выпадает праздник во вторник второй недели после Пасхи. Эту неделю в народе называют Фоминой неделей.

Сегодня Радоницу – это церковный праздник, который Православная церковь обозначила, как день особого поминовения усопших. Радоница – это православный праздник, идущий первый после Пасхи.

Радоница: названия праздника

Праздник имеет разные названия:

  • Радовница;
  • Радуница;
  • Радошница;
  • Навиев день;
  • Гробки;
  • Могилки;
  • Тризны;
  • родительский понедельник;
  • радошно воскресенье.

Радоница или радуница: как правильно?

Ра́дони́ца – поминальный день у восточных славян, приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Правильнее называть праздник Радоница, а Радуница – это устаревшее названия.

Радоница: история праздника

В этот день наши предки приносили на могилы усопших родственников вино и еду (зачастую блины, которые являются символом солнца), устраивали причитания (оклички), игры и пляски.

Понятие «Радоница» изначально имело много значений, обозначав имена хранительниц душ умерших и языческих родовых божеств. Радоница олицетворяла почитание душ усопших. В этот день умершим на погребальных курганах приносили жертвы, что, по мнению наших предков, позволяло душе покойника насладиться зрелищем уважения, которое ему оказывали живые.

Радоница: традиции празднования

В разных регионах праздник отмечают в разное время:

  • в основном во вторник, на десятый день после Великой Пасхи;
  • в некоторых местечках Сибири и Южной России в понедельник;
  • реже в Фомино воскресенье.

Рассмотрим более подробно, как наши предки отмечали этот весенний праздник:

  1. На севере и северо-востоке России во вторник Фоминой недели в домах проходила поминальная трапеза.
  2. На Урале в церкви с утра освящали кутью. Её вместе с другими угощениями ставили на праздничный стол. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяева дома из окон спускали полотенце, по которому души умерших должны были прийти пировать. После чего жильцы дома выходили в соседнюю комнату, а дверь за собой запирали. Спустя какое-то время они возвращались к столу и принимались за еду.
  3. Во многих других местах, утром, прежде чем отправиться в церковь, для усопших накрывали отдельный стол, на котором стояли яйца, оладьи, шанежки. Вернувшись из храма, ждали, пока «поедят умершие», затем всё со стола убирали и его накрывали заново для себя.
  4. Кое-где накануне Радоницы для умерших предков не только накрывали столы, но и топили баню, куда приносили мыло, веник, белье и шайку.

На Радоницу принято праздновать Пасху на могилах усопших. В этот день на кладбище приносятся крашеные яйца, блины, пасхи. Здесь совершают поминальную трапезу, а часть приготовленной еды раздают нищим на помин души.

Наши предки считали, что, если на праздник не угостить умерших близких честь почести, то и вас на том свете никто не угостит, не помянет и не порадует. Ещё крестьяне верили, что разгневанные за неуважение к их памяти души родственников могли наслать на человека разные несчастья: неурожай, мор скота, пожары и т.д. По этой причине не только на Радуницу, но и на протяжении всей Фоминой недели хозяйки на ночь оставляли на столе кушанья, чтобы «покойнички, за зиму наголодавшиеся» отобедали, если вдруг решать посетить дом своих сородичей.

В некоторых местечках у крестьян было принято пировать на могилках. Устраивать там песнопения, а иногда и пляски до позднего вечера. В древних похоронных обычаях частью поминовения является веселье, главное назначение которого, – преодоление смерти и утверждение загробной жизни. Однако шумное веселье было принято далеко не везде. Церковь к этому относилась отрицательно, считая, что поминание на кладбище с использованием алкогольных напитков, это уже не поминки, а настоящие гуляние

Православная церковь и сегодня категорически против распития алкоголя на поминках.

Можно ли на Пасху поминать усопших?

Сегодня некоторые люди предпочитают , чтобы отнести пасхальные яства на могилки усопших родственников. Но это противоречит установлениям православной церкви: поминовение усопших не совершаются раньше девятого дня после Пасхи.

Если человек умер на Пасху, то его похороны производятся по особому пасхальному чину.

Не стоит забывать, что Пасха – это время особой радости, праздник, посвященный победе над смертью. В этот день не стоит скорбеть и печалиться.

Особый церковный праздник — Радоница

В современном христианском мире Радоница - это поминальный день, который отмечается на 9 день после праздника Пасхи. Соответственно, Радоница в 2015 году выпадает на 21 апреля.

Во вторник второй недели после Воскресения Христова каждый верующий непременно идет на кладбище сообщить своим покойным родственникам о том, что Христос воскрес и угостить упокоенных красным пасхальным яйцом, кусочком свячёной пасхи и другими блюдами.

Несколько крашенок обязательно клали на могилку или зарывали в нее. В некоторых областях считалось, что пасхальное яйцо нужно раскрошить. Также на Радоницу обязательно угощали нищих и юродивых, подавали милостыню, чтобы несчастные также помянули усопших. И, конечно, сами родственники умерших обязательно выпивали за царствие небесное рюмку-другую. Однако надо помнить, что напиваться до пьяна на кладбище - великий грех и умершие могут не простить такого разгула.

В этот день следует помянуть усопших молитвою, посетить церковь, где подать заупокойную записку и поставить свечу. Так же следует посетить кладбища и помянуть близких и прибраться на их могилах. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и, по мнению многих священников, не должен соблюдаться в православных семьях. Не стоит оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Из всех поминальных дней Радоница наиболее отличается тем, что в этот день настроение у людей не скорбное, а радостное. Это объясняется, верой людей в то, что придет время, когда все мертвые воскреснут, а также фактом Воскресения Христова.

Также Радоницу во многих областях России и Украины ассоциируют с Красной Горкой - праздником весны, пробуждения природы и свадеб. Все это позволяет забыть в этот день о смерти, а подумать о жизни, которая принесет счастье и радость.

Истоки Радоницы нужно искать в дохристианской Руси - у язычников это был весенний праздник умерших. Само слово Радоница или Радуница означает по славянским поверьям хранительницу душ умерших людей. В этот день наши предки приносили Радуницам и умершим специальные жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Некоторые исследователи слово «Радоница» не без основания сближали со словами «род», «предок», другие видели в нем тот же корень, что и в слове «радость», так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Воскресения Христова.

После крещения Руси Радоница обрела в христианстве новый смысл. Церковь говорит о том, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе. Иисус Христос своим воскресением одержал победу над смертью и теперь каждому верующему христианину будет дарована господом вечная жизнь.

Как отмечают Радуницу

Приближается Радуница – совершенно уникальный праздник: в нем древние языческие традиции настолько тесно сплелись с церковными, что многие их уже и не различают. Сегодняшний обряд поминания предков совершается почти так же, как и столетия назад. Именно в нашей стране традиция отмечать Радуницу сохраняется особенно свято, несмотря на все перипетии истории. Очевидно, это объясняется душевной потребностью людей не терять связь со своими предками... О значимости этого праздника говорит и тот факт, что в нашей стране он объявлен нерабочим днем. А это еще одно свидетельство преемственности между поколениями.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАЗДНИКА И ЕГО НАЗВАНИЯ

КАК ПРАЗДНОВАЛИ РАДУНИЦУ НАШИ ПРЕДКИ

Особенности этого дня зафиксированы в белорусской пословице: «На Радаўницу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, готовила все необходимые ритуальные блюда, потом наводила порядок в хозяйстве, после чего, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во все нарядное, брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, кусок сала, освященные пасхальные яйца и соль, бутылку водки. Все это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости. Потому что люди шли на не совсем обычную встречу, которая проводилась к тому же только один раз в год.
Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже кладбище становилось местом встречи жителей окрестных деревень. Они наводили порядок на могилах своих родственников. На надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен в могиле: белый венок, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина; белый рушник, где похоронен мужчина или молодой человек.
Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле, реже – у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу в отдельности.
Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце; стопку с положенным наверх кусочком хлеба; красное пасхальное яйцо; что-то из продуктов животного происхождения(кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы); домашнее печенье, одну конфету; неживые, сделанные из бумаги и пропитанные воском цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность.(Как парадоксально выглядит сегодня обычай посещать кладбище с парным количеством цветов, да еще и живых!)
После этого все «христосовались» с умершими – хозяйка брала пасхальное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали(скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы.
Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
Затем самый старший из присутствующих брал бутылку и наливал водку в единственную стопку, принесенную с собой. Одну треть налитого он выливал(через руку)на могилу, вторую часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял на дне. Стопку снова доливали и передавали следующему из присутствующих. Ритуал повторялся. В конце оставшуюся на дне треть водки опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым(оставшаяся на дне «слеза»)была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.
Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. Обязательными в ходе трапезы были голошения – своеобразные причитания об умерших. Вместе с тем запрещалось голосить о первом умершем ребенке, а также после захода солнца.
Когда ритуал поминания заканчивался, остатки еды крошили и разбрасывали по могиле, часть отдавали нищим.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАДУНИЦЕЙ

У белорусов бытовал строгий запрет «трогать» землю до Радуницы. Это могло обернуться продолжительной летней засухой и, как следствие, неурожаем, а также по¬влечь за собой смерть кого-либо из близких родственников. Поэтому сначала наводили порядок на могилах предков, а затем начинали цикл сельскохозяйственных работ.
Чтобы урожай хорошо сохранился, бросали три раза яйцо через гумно так, чтобы оно не разбилось. Если приход Радуницы совпадал с новолунием - ждали хорошего урожая. Если Луна была в последней четверти, готовились к неурожаю.
Хозяйка, которая первая приготовит в этот день ужин, с помощью душ умерших первой завершит жатву. Кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство. В некоторых районах даже бытовало поверье, что тот, кто первым появится на Радуницу на кладбище, получит от родных покойников тайный совет, как найти клад.
Если не пригласить предков на праздничную трапезу в Радуницу, то не будет удачи всей семье, не будет урожая, скотина заболеет, а то и перемрет. Зато, если попросить предков о покровительстве, пригласить за стол – урожай будет богатым.
Беременным женщинам посещать кладбище на Радуницу строго запрещалось.

КАК НЫНЕ ПРАЗДНУЕТСЯ РАДУНИЦА ПО ЦЕРКОВНЫМ КАНОНАМ

Место Радуницы в календаре определено церковной традицией. Как и все значимые весенние праздники, она соотносится с днем празднования Пасхи. Но в отличие от других, место Радуницы в череде праздничных дней подчинено поминальному ритму: она празднуется на девятый день, когда, по религиозным представлениям, душа после смерти человека покидает землю. Закончив утренние приготовления, православная семья должна отправиться в храм, чтобы помянуть своих усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня,(на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды). После службы верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.
Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре(лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию(это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Молитва за усопших - это самое большое и главное, что можно сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел. Вот почему молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Зинаида Купцова

www.gomelmedia.by

В Радоницу на кладбище

Раньше, прежде чем стать верующим, я не любил бывать на кладбище. Даже больше, кладбище всякий раз напоминало мне о конечности моей жизни, и это было грустно. Грустно жить на земле человеку, чья жизнь конечна. Жить? А ради чего? Для того, чтобы умереть? Бессмысленно. Здесь действительно до эволюции додумаешься. Человек появился на земле как результат цепочки положительных мутаций. Домутировались до сознания, совести и разума. Схватится порой человек за голову, и зачем я стал человеком? Кому нужны были все эти мутации, если, в конце концов, я превращусь в холмик земли или горстку пепла? Тогда вполне оправдано: бери от жизни всё, что в состоянии взять, пока тебя самого черви не съели.

Только осознание, что ты слепок вечного Образа, оправдывает твоё бытие, и заставляет относиться к жизни ответственно. Открывается замысел Того, Кто любит, а ты дитя Его любви. Хорошо-то как.

Только после прихода к вере кладбище перестало быть для меня страшным местом, и превратилось в «хранилище оконченных повествований».

Наше кладбище за селом в глубине леса делится на небольшое старое, начало которому было положено ещё в 17 веке, и новое, но уже большое.

Знаете, чем, кроме размеров, отличается наше сельское кладбище от таких же, но только городских?

Так вот, практически все, кто похоронен на новом кладбище, отпеты мною. В судьбе почти каждого погребённого здесь человека мною сделана последняя запись. Я молюсь о них, помню многих из них. Тем более, что и до рукоположения жил и работал с этими людьми много лет. И знаю, что от моей молитвы во многом зависит их посмертное бытие. Наша с ними связь не прервалась по их кончине. Духовное попечение не прекращается и за гробом.

Церковный год с его устройством поминальных и родительских суббот, и особенно пасхальным служением, не позволяет нам забывать тех, кто уже ушёл. И посещение могилок на Радоницу для меня всегда превращается в какое-то особое, радостное событие. Идёшь на кладбище, как в гости к друзьям, особенно к тем, кого успел полюбить ещё при их земной жизни. С кем вместе молился и восстанавливал храм, моих братьев и сестёр.

По входу на новое кладбище меня сразу же встречает Алексей. Многому я у него научился. И во многом хотел бы походить на него. Он умел и хотел жить. Но при всём жизнелюбии болезнь научила его терпеть и смиряться. Он умирал несколько лет, но всякий раз после соборований вставал и продолжал каждое воскресенье приходить в храм и причащаться. А ушёл на Вознесение Господне, последнее, что он сказал мне, а я его успел причастить, было: «Спасибо тебе, батюшка, за всё, спасибо». Христос воскресе, Алексий!

Совсем рядом ухоженная могилка младенца Сашеньки. Неизменный причастник практически всех воскресных литургий. Он утонул в Феодосии перед днём, когда должен был пойти в первый класс. Его отец, простой рабочий, не смог спасти дитя. Николай на «калымах» в свои выходные заработал денег, и ими мы оплатили труд иконописцев. Три больших иконы деисусного чина в приделе Святителя Николая - его жертва в память о сыне.

Однажды, уже после своей гибели, мальчик пришёл к отцу во сне и сказал: «Папа, я уже много где побывал, но у преподобного Александра Свирского мне нравится больше всего». Христос воскресе, малыш! Молись там о нас.

Ирина. Ирочка, я до сих пор не могу смириться с мыслью, что ты здесь, и уже целых три года. Ты не должна была умирать, тем более в таком возрасте. Красавица ты наша. Никогда не забуду: после того, как соборовал тебя и причастил, ты взяла мою руку в свои, уже полупрозрачные от болезни, и, поцеловав, сказала: «Теперь я ничего не боюсь. Спасибо тебе». Я думаю, что ты не обижаешься, что я чуть ли не силой прогонял Андрея от твоей могилки. Бояться я за него начал. Как говорится, мёртвые к мёртвым, живые к живым. Христос воскресе, радость наша!

София, скажу тебе честно, что, так как ты пекла блины, у нас до сих пор никто не печёт. Ты думаешь, я шучу? На полном серьёзе. Те школьники, что приходили к нам тогда в храм работать, а потом «уплетали» с чаем твои блины, уже выросли, у кого-то свои дети появились, а всё вспоминают, как мы их блинами кормили. Как же нам тогда было трудно. Это сейчас у нас трапезная, и приходской дом в два этажа, а тогда - всё «на коленке». До сих пор удивляюсь, как ты везде успевала? Христос воскресе! Премудрый человек.

Прасковьюшка! Ангел мой, моя бессменная алтарница. Сегодня Радоница и твоя третья годовщина рождения в вечность. Ты читала-то по слогам, а как многому меня научила. Друг мой, как же я благодарен Богу, что Он свёл меня с тобой. Ты молись обо мне, матушка, чтобы и мне достичь твоей меры простоты. Ты, конечно же, знаешь, что твоя младшая дочь прекратила пить, а во время последнего поста даже соборовалась и причащалась. Смотри-ка, а ведь молитва твоя сделала своё дело, даже по смерти она не теряет силу. Ты по ней все глаза выплакала, а на днях она мне сама сказала: «Всё, батюшка, возврата к прошлому уже не будет». Какая же ты у меня умница. Прасковьюшка, Христос воскресе!

А здесь лежит мой старый знакомец, Николай Иваныч. На старости лет с ним случилась такая «проруха», влюбился человек, как мальчишка. Стихи о любви писать начал, а самому стыдно кому и признаться. А мне доверился. Придёт к моему подъезду, сядет на лавочку и ждёт, когда я его увижу и выйду. Достанет тетрадку, и полились «сонеты». Сколько я тебя, друг мой, в храм звал. Ты всё обещал зайти, да... так и не собрался. Христос воскресе, Иваныч!

А вот пошли богатые надгробия. Здесь, за внушительной металлической оградой, три камня. Всё правильно, семья из трёх человек. Петрович, сам был предприниматель, хороший человек, но, правда, выпивающий. Сына не уберёг, подсадили парня из зажиточной семьи на иглу. Сколько лечили, всё бесполезно. После смерти сына жена сама стала пить, да так, словно умереть решила. Жили они рядом с храмом. На нашей некогда земле дом построили, большой, красивый, жить бы в нём и жить.

Зашёл как-то Петрович к нам в церковь, а я в это время голову ломаю, где бы денег на крышу найти? Зимний храм перекрыть край как нужно. Никого в церкви, только он и я. Подошёл к нему, поприветствовал. Вижу, тяжело человеку, шутка ли, единственного сына потерять. «Петрович, - говорю, - в память о Косте, сделай доброе дело. Видел, как камнями с колокольни крышу побило, пока дождей нет, помоги нам перекрыться. Ты человек богатый, помоги. Ещё и прихожан просить буду, всем миром и сделаем. А то, боюсь, дожди пойдут, всю штукатурку внутри загубим». Петрович помолчал, лицо у него такое хорошее было, доброе, он действительно был славный мужик. Потом и говорит: «Знаешь, батя, я вот думал-думал после смерти сына как мне теперь жить, и решил, что жить буду только для себя. Так что ищи других спонсоров. Не обессудь».

И действительно, стал Петрович жить для себя. Машину новую взял, заграницей отдохнул, начал хорошо одеваться. А потом, пропал вдруг Петрович. Неделю его не могли найти. И вот, иду как-то днём в храм, догоняет меня мальчишка лет десяти: «Батюшка, пойди, погляди, что это? Я всё смотрю-смотрю и никак не могу понять». Пошли мы с ним, и привёл он меня за дом к Петровичу, там у них такая огромная лужища была. Смотрю, куда пацанчик указывает, и вижу, словно мешок из-под сахара надутый плавает, а вроде и не мешок, человеческое тело напоминает. Вызвали милицию. Невестка Петровича из лужи его и вытаскивала. Говорит, видела во лбу подозрительную дырку, словно от пули. Да кто тогда разбирался. Отпели мы его во дворе храма. А через три месяца умерла и жена. Хороший дом остался, только пустой стоит.

Христос воскресе, Петрович, я на тебя зла не держу, не думай. После того, как ты отказался, пришёл человек и сам помощь предложил, всю крышу на себя взял. У Него всё так. Ты это уже знаешь. Бедный ты человек, Петрович, никому ты уже не нужен, но я тебя всё равно иногда поминаю.

Уже четвёртый год на праздник служу на могилке молодой мамочки. Переходила в Москве улицу по «зебре» на разрешающий сигнал светофора. И вдруг под красный «вылетел» джип. Наверно была в сводке по городу за тот день про тебя крохотная заметка. Как я понял, водителя джипа оправдали. Да какая разница? Маленький минутный инцидент, а материнская боль не утихает все четыре года, болит сердце, и чёрную одежду мать твоя не снимает.

Как мы уже привыкли к этим новостным сводкам, там погибли, там взорвались, самолёт упал. А ведь всё это чья-то боль, слёзы, разбитые сердца, дети-сироты.

Мать, Христос воскресе, не плачь, начинай молиться о своей девочке. Пока силы есть, помоги ей.

Большая мраморная плита с таким же портретом молодого парня. Юра, работал в одном из магазинов своего отца. Лет пять назад убили его ночью на работе какие-то наркоманы. Помню, как плакала в церкви его мать. У нас так заведено, если близкие делают вклад в храм, икону оплачивают, покупают подсвечник, или что-то в этом роде, то мы заносим имя человека на постоянное поминовение. Предложил то же и Юриным близким. Мама услышала, прекратила плакать, подошла ко мне и тихонько предупреждает: «Ты, батюшка только не вздумай такое моему мужу сказать, а то он тебя «не поймёт». До меня дошло, если уж родного сына оставлял в магазине ночью одного без охраны работать, то действительно «не поймёт». Больше я его родных в храме не вижу. Предали тебя, Юра, самые близкие, а предали. Но ты прости им, родителей, ты же знаешь, не выбирают. Только вот, всё думаю, как они тебе в глаза смотреть будут, когда ты их там встретишь?

На Радоницу никогда никого возле твоей могилки не бывает, но я помню тебя, твою беззлобность, поминаю иногда. Бог с ними. Христос воскресе, Юра, мы с тобой и вдвоём порадуемся.

Уже на выходе встречаю одну нашу верующую из Москвы, она год назад прямо на Пасху хоронила у нас свою маму. «Раньше, - говорит, - не могла на кладбище ходить, не по себе было. А теперь сижу рядом с маминой могилкой, разговариваю с мамочкой, и так на душе хорошо, уходить не хочется».

А мы, Галочка, никуда и не уходим, это только кажется, что они где-то там, далеко от нас, а на самом деле, они рядом - в наших сердцах, нашей памяти, и нашей молитве. Ведь любовь, если она, конечно, есть, сама знаешь, и после смерти никуда не исчезает.

Священник Александр Дьяченко