Рацион и режим питания ребенка 1. Питание ребенка после года – самые вкусные и полезные рецепты

Возрастает емкость желудка. Ребенок уже приобретает способность различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус, у него вырабатывается четкий ритм принятия и переваривания пищи и т. д.

Правила питания ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет должны учитывать все эти особенности. В начале второго года жизни ребенка частота кормления остается на уровне 5 раз в сутки. Особенно это важно для ослабленных детей, имеющих плохой . Многие дети после года отказываются от последнего (пятого) кормления и сами переходят на 4-разовое питание с 4-часовым интервалом. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он в целом соблюдался по времени, что обеспечит выработку прочного пищевого рефлекса и наиболее благоприятные условия для усваивания питательных веществ.

Все блюда для детей от 1 года до 1,5 лет готовятся полужидкими, пюреобразными, тщательно протертыми через сито. Давать их следует с ложечки. Пользование соской в этом возрасте вредно, поскольку у ребенка вырабатывается привычка к жидкой пище, и он отказывается от любой другой. Главные требования к питанию ребенка в этом возрасте - разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Основу пищевого рациона должны составлять продукты с большим содержанием животного : и молочные продукты, рыба, птица, .

Все кондитерские изделия должны даваться только после очередного приема пищи. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что самая распространенная ошибка в питании детей - неограниченный доступ к сладостям в любое время, в любом месте. Избыток сладостей чреват возможностью развития . Кроме того, сладости, съеденные между приемами пищи, уменьшают аппетит, и в установленное время дети не съедают положенного им количества белковых и жировых продуктов, а также овощей, что неблагоприятно сказывается на их развитии и здоровье.

Обед - наиболее сложное по составу блюд кормление. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов, которые усиливают выделение пищеварительных соков, возбуждают и как бы подготавливают желудочно-кишечный тракт к поступающей затем плотной белковой (мясо, рыба) и растительной крахмалистой (картофель, каша, макароны) пище. Салаты из сырых овощей полезнее, чем из вареных, т. к. при варке часть содержащихся в овощах витаминов и минеральных солей разрушается или растворяется в воде. Для них лучше всего использовать тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры и тщательно вымытые огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т.д. не следует чистить заранее и держать в воде, при варке их нужно опускать в кипящую воду (варить под крышкой, но не переваривать). Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом, сметаной, лимонным соком. Желательно добавлять в салаты мелконарезанную зелень укропа, лука, петрушки, сельдерея.

Хорошим сокогонным действием обладают и первые блюда (щи, борщи, супы). Первое блюдо для ребенка следует готовить в эмалированной, плотно закрывающейся крышкой отдельной посуде.

Второе блюдо должно включать белковый компонент, поэтому готовят его обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже из творога или яиц. Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус и другие специи). Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, изредка киселя, освеженного натуральным фруктовым или ягодным соком. В летне-осенний период детям после 2 лет можно дать или дыни .

Для организации питания детей чрезвычайно важны правильная обработка пищевых продуктов и соблюдение технологии приготовления отдельных блюд. Нельзя, например, долго держать в воде мясо и рыбу, т. к. при этом из них вымывается часть белков и солей. Чтобы в замороженном мясе максимально сохранились полезные вещества, оно должно оттаивать медленно, большим куском, при комнатной температуре. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно, а затем их разогревать: это не только меняет вкус приготовленной пищи, но и неблагоприятно отражается на его качественном составе. Увеличение времени тепловой обработки мяса, молока, жиров ухудшает их питательную ценность, неблагоприятно влияет на сохранность витаминов.

Одно из главных требований к пище для детей - высокое качество используемых продуктов и чистота приготовления. Недоброкачественные пищевые продукты, погрешности в их приготовлении или хранении могут стать причиной кишечно-желудочных расстройств. Плохо промытые овощи, которые употребляются сырыми, фрукты и ягоды способны вызвать у ребенка дизентерию, глистные заболевания и др. Чрезвычайно важно тщательно соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов. Вареные овощи, мясо, рыба должны нарезаться на отдельной, предназначенной специально для вареных продуктов, доске. Ею нельзя пользоваться при обработке сырого мяса и рыбы. Приготавливая мясной или рыбный фарш, который является благоприятной средой для размножения микробов, нужно проявлять особую осторожность: хорошо мыть мясо, обдать кипятком нож, разделочную доску, мясорубку.

Со второго года жизни следует приобрести ребенку специальную детскую посуду, привлекающую внимание своей формой и раскраской. Небольшой объем посуды позволяет поместить в нее пищи не больше, чем ребенок должен съесть. Это воспитывает у него привычку доедать всю порцию до конца. Обычно после года у многих детей пищевые потребности отступают на второй план: им больше нравится играть с пищей и посудой, особенно к концу еды. В такой ситуации лучше не раздражаться, не ругать ребенка, а просто убрать все со стола, не предлагать еду раньше положенного времени.

Все изменения в составе и количестве пищи, в технологии ее приготовления должны осуществляться постепенно. Большинство детей не любят перемен в еде и сопротивляются им. Заставлять ребенка есть новое блюдо помимо его воли не следует. Лучше убрать не понравившуюся ребенку еду и через некоторое время начать приучать его к ней: предложить попробовать блюдо, когда ребенок голоден, примешивать его к тому, которое малыш ест охотно. Любимые блюда (а они есть у каждого ребенка) не следует давать каждый день, иначе они быстро могут надоесть. Усиленный рост ребенка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде. Накормить ребенка на втором-третьем году жизни труднее, чем на первом. Аппетит у него уже не столь постоянен и может в отдельные дни или периоды уменьшаться, затем вновь возрастать. Порой он снижается во время прорезывания зубов, особенно малых коренных. Поэтому нет оснований беспокоиться, даже если ребенок не будет съедать положенную ему порцию. Главное - не заставлять его силой есть то, чего он не хочет, потому что ребенок может сохранить негативное отношение к этому блюду надолго.

Кормление не должно продолжаться более получаса. Важно, чтобы ребенок сел за стол в спокойном состоянии. Центральная нервная система у детей этого возраста еще не способна быстро переключаться на разные виды деятельности, поэтому при попытке резко оторвать его от игры и начать кормление малыш негативно отнесется к любой предложенной ему пище. Ребенка нужно настроить на еду. Блюда следует подавать в порядке очередности, не ставя на стол сразу несколько, т. к. ребенок будет тянуться к тому блюду, которое ему больше нравится, и настойчиво требовать, чтобы ему позволили съесть его первым.

Кормлению всегда способствуют спокойная обстановка, неторопливая речь. Игрушка, чтение, телевизор отвлекают ребенка, и чем выше интерес к ним, тем ниже продукция пищеварительных соков.

Хотя ребенок, как правило, охотнее ест в присутствии сверстников или взрослых, сажать его за общий стол во время обедов и ужинов нецелесообразно. Он будет отвлекаться, тянуться к блюдам для взрослых, а отказ в выполнении его желания нарушит спокойную атмосферу кормления и скажется на аппетите. Нельзя начинать кормить ребенка сразу после сна. Длительное пребывание в теплой постели так же, как и высокая температура воздуха в помещении, неизбежно снижают выделение пищеварительных соков и аппетит.

Из комментария читательницы:

Давать толокно можно детям с 6 месяцев.

Толокно полезно кормящим мамам для усиления лактации, пожилым людям и выздоравливающим после тяжелых болезней и травм.

Благодаря высокой питательности и легкой усвояемости толокно является продуктом и вспомогательным лечебным средством при многих заболеваниях.. .


Найти ещё что-нибудь интересное:

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Рост и вес годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.
Просмотров: 24771 .

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Питание ребенка в 1 год важно для его дальнейшего здорового роста и развития. Когда кроха встретит свой первый день рождения, в его рацион уже должен быть введен прикорм.

    В связи с ростом зубок, повышенной физической и мозговой активностью ребенку требуется больше питательных веществ, а значит, стоит пересмотреть его рацион.

    Именно с этого возраста малыш уже не считается грудничком, хотя врачи рекомендуют продолжать кормление грудью до 22-24 месяцев. Как правило, грудное молоко входит в меню ребенка этого возраста в качестве раннего завтрака или ночного перекуса.


    Так как малыша невозможно перекормить грудью, в этом нет ничего страшного, скорее даже наоборот: по последним исследованиям, мамино молоко предотвращает возникновение кариеса, задерживая рост стафилококка.

    А вот если малыш по ночам берет бутылочку со смесью или соком, то его стоит от этого отучать. В отличии от грудного молока, смеси и соки провоцируют развитие кариеса, так как из-за них нарушается кислотно-щелочной баланс в полости рта, что может стать причиной разрушения зубной эмали. К 1,5 годам следует отучать ребенка есть по ночам, потому что это нарушает сон и аппетит днем.

    Так как к году у малышей, как правило, уже есть 6-10 зубов, то в их меню стоит добавлять кусочки пищи, не перемолотые до состояния пюре, для развития жевательного рефлекса. Кушать малыш должен 4-5 раз в день примерно в одно и то же время с отклонением в 15-20 минут.


    Такой режим соответствует метаболизму малыша, чей желудок очищается примерно за 4 часа. Если не учитывать жидкости, то за день ребенок съедает 1200-1250 г пищи, что является нормой.

    Этот объем разбивается на такие порции:

    • завтрак и второй завтрак – 25%;
    • обед – 35%;
    • полдник – 15 %;
    • ужин – 25%.

    Калорийность суточного рациона составляет приблизительно 1200-1300 ккал.


    Не стоит приучать ребенка к перекусам между основными приемами пищи – это ухудшает аппетит.

    Меню для годовалого малыша


    После года детям предпочтительно давать кашицеобразные блюда, если у них еще не прорезались жевательные зубки, и цельные кусочки пищи (2-3 см в диаметре), если зубы уже есть. Нужно приучать ребенка к разным вкусам, чтобы в будущем он не отказывался от каких-то определенных продуктов.

    Каши и хлебобулочные изделия

    Особенно полезными считаются овсянка и гречка, также полезна кукурузная, рисовая и пшеничная каши. Можно начинать вводить в меню малыша ячменные, мультизлаковые, ржаные и другие детские каши. Лучше делать их однородной консистенции, готовя инстантные (растворимые) каши, тогда малютке будет проще жевать и глотать.


    Проще всего приготовить кашу без длительного процесса варки, сохраняя ее полезные свойства, предварительно замочив ее. Крупа вберет воду, размякнет и разбухнет, тогда ее останется всего лишь чуть-чуть доварить до полного приготовления.

    При приготовлении овсянки лучше использовать цельный овес. Гречневую кашу можно заливать молоком перед подачей малышу либо же добавлять немного сливочного масла. Стоит помнить, что даже после первого года врачи все еще рекомендуют безглютеновые каши.

    Употреблением макаронных изделий лучше не злоупотреблять, потому что они содержат много легкоусвояемых углеводов. Их можно предлагать малышу 1-2 раза в неделю в качестве заправки для супов или гарнира к мясу.


    От года детям можно предлагать хлеб, лучше белый, поскольку кислое тесто ржаного хлеба вызывает брожение и усиливает перистальтику кишечника. Хлеб в рационе не должен составлять более 100 г в сутки. Лучше предлагать его в качестве дополнения к супу или в виде бутерброда с маслом.

    Фрукты, овощи и ягоды


    К 1 году в меню ребенка должны входить фрукты, овощи и ягоды. Но, если малыш склонен к аллергии, не стоит экспериментировать, не проконсультировавшись предварительно с аллергологом.

    Фрукты стоит давать ребенку после основных приемов пиши, можно также смешивать их с кашами. Они богаты витаминами, микроэлементами и клетчаткой, а также имеют сладкий вкус, которым можно «приукрасить» другие продукты. Ягоды и фрукты с плотной кожурой лучше перемалывать в пюре, а с мягкой – нарезать дольками.


    Если смешать фрукты или ягоды с молоком, то получится побаловать малыша вкусным смузи. Суточная норма для детей составляет 100-250 г фруктов и около 10-20 г ягод. Помимо этого, допускается 100-150 мл фруктового или ягодного сока после основной еды. Однако давать малышам кисели нежелательно – они богаты углеводами, в то время как их питательность невысока.

    Овощи также важны для обогащения организма полезными элементами, минеральными солями и пищевыми волокнами. Они составляют основу питания для детей любого возраста. Нужно быть осторожными с включением в рацион бобовых культур, поскольку они влияют на работу кишечника и могут вызывать боли в животе.

    Овощи следует предлагать в форме пюре, пока у малыша не появятся жевательные зубки. Когда ребенку исполнится полтора года, можно попробовать тушеные овощи с небольшими кусочками. Огородные овощи и зелень следует вводить в рацион после 18 месяцев. Блюда с картофелем не должны составлять больше 150 г в день, детям младшего возраста не следует предлагать редьку, репу или редис.


    В меню малыша от одного года должны появиться:

    • клубника, вишня, черешня, смородина, облепиха, малина, ежевика, клюква, брусника, бананы;
    • киви, абрикосы, персики, груши, яблоки, лимоны, апельсины, мандарины, грейпфруты;
    • морковь, цветная капуста, свекла, репа, томаты, тыква, брокколи, кабачки.

    Нужно помнить, что виноград усиливает брожение в кишечнике и при этом имеет низкую питательную ценность. Знакомство с этим продуктом стоит оставить до трех лет.

    Молочные продукты


    Значительной ролью в питании детей молочные продукты обязаны не только полезным веществам в своем составе, но и кисломолочным бактериям, которые улучшают пищеварение. Молочные и кисломолочные продукты должны присутствовать в рационе ребенка каждый день. Суточная доза кефира составляет 200 мл, а йогурта 200-300 мл.

    Лучше давать малышу специальные йогурты: детские или с ограниченным сроком хранения, не превышающим двух недель. Такие продукты не проходят термическую обработку и сохраняют бактерии, полезные для детского кишечника.

    Из недетских йогуртов следует выбирать нежирные, молочные, а не сливочные, и следить за количеством консервантов, сахарозы и искусственных добавок в составе.


    Важной частью меню ребенка к 1 году является творог. После года его количество может достигать 70 г в сутки или же 140 г раз в двое суток. Творог полезен, как в чистом виде, так и в каком-либо блюде. Сыр также важен в питании малыша.

    Он может стать в тертом виде приправой к макаронным изделиям или же небольшим перекусом сам по себе. Твердые кусочки сыра будут развивать у крохи жевательный рефлекс, поэтому предлагать ему их очень важно.

    Суточная норма масла животного происхождения составляет до 17 г в сутки. Сливочное масло лучше добавлять в макароны, каши или делать малышу бутерброды на полдник. Нежирная сметана станет отличной заправкой для салатов или дополнением к другим блюдам.


    Молочные продукты можно предлагать малышу в таких видах:

    • смузи – взбить кефир с сезонными фруктами блендером;
    • фруктовый салат, заправленный йогуртом;
    • молочные каши;
    • омлет, приготовленный на пару;
    • творожная запеканка со сметаной;
    • молочный суп с вермишелью;
    • творог с кусочками фруктов;
    • пудинг.

    Не стоит спешить отказываться от молочных смесей!


    Знакомство с коровьим молоком лучше отложить до двух лет, во избежание возникновения аллергических реакций.

    Яйца, рыба и мясо

    Животный белок так же важен для растущего организма, как и любые другие элементы, поэтому сажать на вегетарианскую диету детей нельзя. Суточная норма мяса для детей составляет 100 г. Можно использовать как мясо животных и птиц, так и субпродукты (печень, сердце, мозги, язык).


    Мясо водоплавающей птицы плохо переваривается, поэтому его не стоит предлагать слишком часто. Готовить следует блюда из фарша (котлеты, тефтели, суфле, фрикадельки). Ближе к середине второго года, когда у малыша появятся жевательные зубки, можно предлагать тушеное мясо с целыми кусочками. Сразу после года лучше всего готовить для малыша паровые котлеты. Также в рацион можно добавить детские сосиски.

    Рыба также является важной частью рациона. Ее следует предлагать раз или два в неделю в виде котлет на пару или тефтелей. Допускается тушеное филе. Рыба богата йодом, который положительно влияет на развитие мозга и работу щитовидной железы. Годовалому ребенку лучше всего подходят нежирные сорта речной и морской рыбы: хек, треска, минтай.

    Питание детей от года не может обойтись без яиц. Белок усваивается практически полностью детским организмом. В пищу должны входить перепелиные и куриные яйца.


    Яйца водоплавающих птиц могут переносить опасные инфекции, поэтому их употребление стоит отложить. В еду стоит предлагать только яйца, сваренные «вкрутую». Сырые яйца, сваренные «всмятку» или «в мешочек» хуже перевариваются. Также можно побаловать малыша омлетом.

    Если готовить его в микроволновой печи, не будет образовываться корочка, и он будет печеным, а не поджаренным, как на сковороде. Поскольку яйца высокоаллергенны, не стоит предлагать их ребенку чаще, чем через день. Их можно добавлять в овощное пюре или предлагать вместе с кашей.

    Мясо, рыбу и яйца можно готовить или добавлять к другим блюдам в таком виде:

    • паровые котлеты к кашам или овощным салатам, тефтели, фрикадельки в суп, суфле;
    • рыбно-овощные консервы детского питания;
    • яйца — в суп или салат;
    • омлет.

    Стоит помнить, что для питания детям подходят только нежирные сорта мяса.

    Жидкости, приправы и сладости

    Не стоит забывать, что, помимо полезных элементов, ребенку требуется и вода. Ее следует предлагать ребенку по требованию, лучше детскую бутилированную, можно кипяченую. Жажду хорошо утоляют детские чаи либо обычные некрепкие травяные настои. Компот, кисель, морс или сок не заменят обычную воду, а содержащийся в них сахар может навредить здоровью малыша. Газированные и минеральные воды не стоит давать до трех лет, так как они сильно раздражают слизистую.


    После первого года ребенка можно постепенно знакомить с разными специями и приправами, например, с корицей, кориандром, тмином. Использование столовой соли до одного грамма в сутки считается нормой. Не стоит давать малышу острые специи (перец и чеснок), а также искусственные ароматизаторы.

    Нежелательными являются шоколадные изделия, конфеты и пирожные. Если есть желание побаловать малыша сладким, то лучше приготовить что-нибудь самостоятельно или же выбрать изделия с фруктозой вместо сахара. Правильно изготовленная фруктоза почти в 1,75 раз слаще сахара, что позволяет добавлять ее в небольших количествах. Из покупных сладостей ребенка можно побаловать зефиром, пастилой, джемом, повидлом или медом. Но не стоит забывать о возможной аллергической реакции.

    Пример меню на один день:

    1. Завтрак: каша овсяная с медом или кусочками фруктов.
    2. Обед: тыквенный суп-пюре с курицей.
    3. Полдник: сок или йогурт с бутербродом.
    4. Ужин: овощное пюре.
    5. На ночь: кефир.

    Теперь вы знаете, каким должно быть меню еды ребенка в 1 год, что давать стоит, а что — категорически нельзя.

    Возраст полтора года - это время для расширения рациона ребенка. Его пищеварительная система совершенствуется, увеличивается количество зубов, что помогает пережевывать более твердые продукты. Маме не нужно тщательно измельчать продукты, как в первый год жизни. Компоненты блюд можно нарезать мелкими кусочками, не прибегая к мясорубке и блендеру. Разнообразное меню знакомит малютку с новыми вкусами и обеспечивает поступление ценных витаминов и микроэлементов.

    Рацион питания ребёнка после года нужно составлять с учетом рекомендаций специалистов

    Режим питания полуторагодовалого ребенка

    Режим питания детей после полутора лет включает 5 приемов пищи. Три из них основные и два - перекусы. Некоторые малыши отказываются от второго завтрака, переходят на 4-разовое питание с перерывом между едой в 4 часа. Какими бы ни были привычки малютки, главное - приглашать его к столу в строго отведенное время. Это выработает пищевой рефлекс и создаст благоприятные условия для переваривания пищи.

    Рацион ребенка после года

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Подбирая питание для ребенка после года, следует отдавать предпочтение легким диетическим продуктам. В меню детей обязательно должны входить каши, легкие супы, кисломолочные блюда, рыбные и мясные котлетки. Для заправки блюд следует использовать растительное масло, нежирную сметану. Допускается добавление соли, зелени, молотого перца.

    Каши, овощи, мясо в меню

    Каши можно подавать каждый день, в любое время. Наиболее ценные из них - овсянка и гречка, в которых много полезных микроэлементов. Хорошо переваривается рис, однако его следует ограничить при склонности к запорам. Менее популярные кукурузная и пшенная каши - источник кремния, кальция и фосфора. Можно предложить и ячневую крупу, которая содержит железо и калий, а перловку вводят после трех лет.

    Овощи и фрукты можно давать каждый день, в любом виде. В них содержится клетчатка, которая предупреждает запоры и способствует легкому пищеварению. Лето - лучшее время для легких салатов. В качестве гарнира в любое время года подойдут запеченные овощи, пюре.


    Детское меню должно быть не только разнообразным, но интересным и красивым

    Для котлет и фрикаделек стоит использовать нежирные сорта мяса - индейку, говядину, телятину. Приготовить его помогут блендер, пароварка и мультиварка. Блюда из нежирной рыбы должны быть в рационе минимум 2 раза в неделю. Кусочек запеченной рыбы даст организму важные аминокислоты, йод, калий, лецитин, магний, фосфолипиды. Однако следует помнить, что рыба - сильный аллерген.

    Яйца, молочные продукты и жиры в рационе

    Молоко, кисломолочные и молочные продукты дают детям кальций, калий, магний, фосфор, белок, витамин D. В них содержится молочный сахар, легкоусвояемые кислоты, углеводы, минеральные вещества.

    Из творога можно приготовить сырники, запеканки, ленивые вареники, которые уже можно пробовать малышу.

    Куриные яйца ценятся аминокислотами и лицетином. Целое яйцо подросшему ребенку можно давать на завтрак через день или готовить из него омлет на пару, добавлять в блюда. При наличии аллергии на белок его убирают из меню. Можно пробовать и диетические перепелиные яйца.


    Ребенку старше года можно давать целое яйцо (через день, либо по половине ежедневно), а не только желток

    Жиры – это масла (подсолнечное, оливковое, сливочное, кукурузное) по-своему полезны. Содержащиеся в них витамины, минералы и жирные кислоты придают сил и поддерживают обмен веществ. Ежедневная норма сливочного масла в возрасте 2 года составляет от 6 до 10 гр. (включая добавление в каши, пудинги, запеканки).

    Хлеб, макароны и сладости

    В рационе питания детей полуторагодовалого возраста могут присутствовать макароны из твердых сортов пшеницы. Они содержат углеводы, витамины В1, В9, РР, В2, кальций, фосфор и другие микроэлементы. До 2 лет включение хлебобулочных изделий с отрубями не рекомендуется ВОЗ и педиатрами, среди которых - доктор Комаровский. Однако в 1,5 года можно познакомить ребенка с хлебом из ржаной муки.

    Суточная норма черного хлеба не должна превышать 10 грамм. Всего же двухлетнему ребенку разрешено кушать до 100 грамм хлеба в сутки (70 гр. пшеничного и 30 гр. ржаного). Если ребенок отказывается от хлеба, не стоит настаивать - его вполне заменят каши.


    Конфеты и шоколад нужно давать малышу в очень ограниченном количестве, лучше предпочесть сухофрукты и галетное печенье (см. также: )

    Не стоит включать в рацион 1,5 годовалого малыша конфеты и кондитерские изделия. Раз в неделю можно пастилу, мармелад, зефир, мед, галетное печенье и сухофрукты (см. также: ). Суточная норма сахара – 40 грамм (считается сахар, добавленный в каши, пироги, творожок).

    Вредную и тяжелую пищу с взрослого стола в этом возрасте пробовать не следует. Под запретом тяжелые, жирные, жареные продукты. Нельзя давать грибы, маринованные овощи, копчености, морепродукты, маринады. Табу распространяется на концентрированные соки, газированную воду, маргарин и спред, кофе.

    Меню на день в 1,5-3 года

    Разнообразный и сбалансированный рацион – основа гармоничного развития 1,5-2 летнего ребенка. Основу детского рациона должны составлять продукты с содержанием белка – яйца, рыба, мясо, молочные продукты.

    Ежедневный правильный набор блюд, которые следует давать малышу, приведен в таблице:

    Название блюда Возраст 1,5-2 года Возраст 2-3 года
    Завтрак
    Жидкая гречневая каша на молоке 150 мл 180 мл
    Паровой омлет 50 г 60 г
    Фруктовый сок 100 мл 140 мл
    Обед
    Салат из свеклы со сметаной 30 г 50 г
    Суп вегетарианский овощной 50-100 мл 150 мл
    Пюре или паштет из нежирной говядины 50 г 70 г
    Макароны отварные с маслом 50г 50-60 г
    Компот из сухофруктов 70 мл 100 мл
    Полдник
    Кефир 150 мл 180 мл
    Галетное или овсяное печенье 15 г 15 г
    Фрукты (яблоко, банан, груши) 100 гр 100 гр
    Ужин
    Винегрет или салат из свежих овощей с маслом 100 гр 100 гр
    Рыбные биточки 50 гр 70 гр
    Картофельное пюре 60-80 гр 100 гр
    Чай с молоком 100 мл 100 мл
    Общая калорийность: 1300 ккал 1500 ккал

    Калорийность суточного рациона распределяется равномерно 30%/35%/15%/20% (завтрак/обед/полдник/ужин). Диетологи и ВОЗ рекомендуют рассчитывать калорийность и придерживаться подобного соотношения во время кормлений. Если ребенок попросит есть ночью, лучше кормить его кефиром, нежирным йогуртом или молоком.

    Недельное меню для малышей 1,5-2 лет


    Чтобы малыш ел с аппетитом, его меню должно быть максимально разнообразным

    Несмотря на ограниченное время на приготовление еды, маме важно максимально разнообразить рацион ребенка и познакомить его с новыми вкусами. Это будет и дополнительной подготовкой к детскому саду, где детям не приходится выбирать, что кушать. Примерное меню на неделю после 1 года и 6 месяцев приведено в таблице:

    День недели Вид приема пищи Блюда
    Понедельник Завтрак Каша манная, хлеб пшеничный, некрепкий чай с сахаром.
    Обед Суп легкий овощной, салатик из тертой свеклы, паровая котлета, картофельное пюре, компот.
    Полдник Сок фруктовый, творожок, булочка.
    Ужин Овощное рагу, хлеб, чай.
    Вторник Завтрак Каша на молоке овсяная, булочка, какао.
    Обед Свекольник, салат из тертой моркови и яблок, биточек рыбный, каша ячневая, морс ягодный.
    Полдник Печенье галетное, йогурт.
    Ужин Картофель тушеный с филе курицы
    Среда Завтрак Рисовая каша я изюмом, молоко.
    Обед Суп с фрикадельками, капустно-морковный салат,
    Полдник Компот, сырники (подробнее в статье: ).
    Ужин Овощи на пару, сок.
    Четверг Завтрак Паровой омлет, черный хлеб, чай (рекомендуем прочитать: ).
    Обед Вермишелевый суп, свежий огурец, каша пшенная, гуляш, компот.
    Полдник Хлебцы диетические, кефир.
    Ужин Котлета рыбная, картофельное пюре, компот.
    Пятница Завтрак Запеканка творожная, чай.
    Обед Рисовый суп, помидор свежий, тушеные овощи с мясом, кисель.
    Полдник Бутерброд с сыром, ягодный компот.
    Ужин Хлеб с маслом и сыром, гречневая каша на молоке, чай.
    Суббота Завтрак Паровой омлет, творожок, компот.
    Обед Щи зеленые, салат капустный, куриный биток в кляре, каша гречневая.
    Полдник Печенье овсяное, ряженка (см. также: ).
    Ужин Рагу из овощей, кисель.
    Воскресенье Завтрак Оладушки пышные с подливой, какао.
    Обед Суп с клецками, огурец свежий, макароны, говяжьи тефтельки, компот.
    Полдник Запеченное яблоко, хлеб с маслом, чай.
    Ужин Паровые овощи и рыба, хлеб, чай.

    В мамину копилку: полезные рецепты

    Маме важно внимательно отнестись как к подбору продуктов для ребенка, так и к их тщательной кулинарной обработке. Желательно самостоятельно делать творожок, кисель, йогурты, мясной фарш, овсяное и песочное печенье. Готовые продукты не всегда хранятся в надлежащих условиях, а производители часто умалчивают об их составе. Нужно постепенно осваивать рецепты детских блюд и знакомить с ними ребенка.

    Пшенная каша «Капризка»


    Пшенная каша «Капризка»

    Первоначально отварить вязкую кашу из пшена, залив полстакана крупы стаканом горячей воды. После в кастрюльку с пшеном добавить немного сахара и соли и варить до готовности, остудить до 40 градусов и подать с одним из наполнителей:

    • мелко нарезанная курага и изюм, орешки и сливочное масло;
    • морковное пюре (измельченную морковь следует предварительно потушить, а затем перемешать с кашей и украсить блюдо черносливом);
    • кусочки тушенного филе, выложенные на кашу.

    Нежный куриный крем-суп

    Для приготовления одной порции нужно сделать бульон, отварив 20 грамм куриного филе в 150 мл. воды и добавив в него соль, половину луковицы и моркови. Готовое мясо и овощи измельчить блендером, добавив половину бульона, растереть. Отдельно подсушить на сковороде столовую ложку муки, добавить остальной бульон и 1 ч.л. сливочного масла. Держать на огне до загустения, постоянно мешая.

    Смешать соус и растертое мясное пюре с овощами. Варить на медленном огне 10 минут. Параллельно соединить свежее яйцо с 30 мл. теплого кипяченого молока, проварить до загустения на водяной бане. Полученную смесь добавить в немного остывший суп и перемешать. Подавать с зеленью.

    Тушенная с черносливом свекла


    Тушенная с черносливом свекла

    Натереть на крупной терке красную свеклу среднего размера. Растопить в сковороде 1 чайную ложку сливочного масла и прогреть на нем измельченный корнеплод. Добавить 50 грамм измельченного чернослива, соли и сахара, накрыть крышкой и тушить на небольшом огне до готовности. Важно раз в 2 минуты помешивать, чтобы свекла стала нежной и ароматной.

    Рыбка, тушенная в молоке

    Приготовить хорошее филе трески, посыпать солью. Отдельно нарезать молодой картофель, добавить воды и варить до полуготовности в керамическом горшочке. Слить воду, добавить измельченную половинку луковицы, подготовленную рыбу. Залить продукты стаканом молока и тушить на слабом огне 20 минут. Перед подачей украсить зеленью.

    Мясное суфле


    Куриное суфле

    Измельчить 350 грамм хорошей вырезки в блендере или кухонном комбайне. Продолжая взбивать, добавить немного соли, 50 гр. сливочного масла, хорошее сырое яйцо. Постепенно влить 0,5 стакана нежирных сливок. Хорошо подготовленную массу выложить в промасленную форму, которую нужно разместить в миску с кипятком и отправить в разогретую духовку.

    Во время запекания важно следить, чтобы в миске всегда был кипяток, подливать его при испарении. Признаки готовности блюда - увеличение и уплотнение массы, ее отделение от стенок формы. Перед тем как окончательно вынуть блюдо, маме следует его попробовать. Подавать суфле можно на плоской тарелке, добавив зелень и свежий помидор.

    Запеканка рисовая с творогом


    Запеканка рисовая с творогом

    Отварить рассыпчатый рис. Добавить изюм, взбитое с небольшим количеством сахара яйцо, сливочное масло и протертый творог. Поученную массу хорошо перемешать и выложить на противень, предварительно смазанный маслом и покрытый панировочными сухарями. Сверху массу смазать соединенными ранее яйцом и сметаной или полить топленым маслом. Запекать 10 минут при средней температуре. Подать, украсив ягодным сиропом.

    Маме на заметку

    Двухлетний малыш может отказываться от блюд, приготовленных мамой. Особое неприятие могут вызывать новые продукты. Доктор Комаровский не рекомендует настаивать.