Профилактика компьютерной зависимости в семье. Лучшие программы для профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Одна из главных целей работы с подростками состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, был информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм. Главное - это формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию конструктивного поведения в рамках здорового образа жизни. В модели профилактики компьютерной аддикции выделяют следующие методы работы: информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков); метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью); конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)

Педагогическая работа с подростками группы социального риска предполагает коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать развитие аддикций. Усилия педагогов, школьных психологов должны быть направлены на развитие у подростков коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, на организацию условий для успешной адаптации в коллективе.

Профилактика компьютерных зависимостей сегодня - сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми); образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами).

Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее.

Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми .

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это вовлечь его в работу, не связанную с компьютерной деятельностью, чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние . Задача педагога - организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Проблема организации подросткового досуга особенно актуальна в настоящее время. Свободное внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и так далее. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Беленко Лариса Юрьевна

«Профилактика компьютерной зависимости

среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»

Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

(американский специалист по менеджменту)

Актуальность реализации :

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

    Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

    Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

    Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

    Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

    Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

    Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

    При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

    Падение успеваемости

    Появление проблем в общении, частые конфликты

    Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель:

Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды .

Задачи:

    Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

    Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника

    Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

    Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) – подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) практический (формирующий) , третий этап (май) – обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).

    Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.

    Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Участники программы : педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

1. Диагностический этап

Опрос, анкетирование

Индивидуальная, групповая

Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психолог, педагоги,

родители

сентября

Проведение опроса «Игры в моей жизни»

индивидуальная

Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

2. Формирующий этап

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость

Индивидуальная

Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях

Классные руководители, педагоги доп.образования

Педагоги, учащиеся

В течение года

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью

групповая

Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Классные руководители

Педагоги,

родители

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»

Групповая

Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность

Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Мероприятие

«Фестиваль настольной игры»

Групповая

Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

Психолог Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Тренинг «Живое общение»

групповая

Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.

Психолог

Учащиеся5-11кл.,

педагоги,

родители

Проведение цикла спортивных мероприятий

групповая

Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

Педагоги доп.образования

Учащиеся 5-11 кл., педагоги

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

Опросник «Дожить до ста»

групповая

Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опросов, анкетирование, беседы

индивидуальная

Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психологи

педагоги,

родители

Ожидаемые результаты и способы их оценивания.

Реализация данного проекта позволит:

Эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;

Создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

Создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Требования к основным исполнителям программы

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям :

    обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;

    разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

    повышение эффективности работы всех целевых групп;

    обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает :

    управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные.

    управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

    создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.

УО « БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА »

Курсовая работа

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета

социально-педагогического

Вабищевич К.В.

Научный руководитель :

г.Брест, 2015

Словарь основных понятий

Аддиктивное поведение (от английского «addiction» – пагубная, порочная склонность) – одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния.

Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Игровая зависимость - аддикция, зависимость от процесса игры.

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.

Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Введение

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и в общественных местах. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, социальные сети и масса других интернет-развлечений, которые сразу нашли много поклонников среди детей и подростков. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game»игра). Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения. Целью данной работы является анализ исследований по данной проблеме, научных представлений о взаимодействии человека с компьютером в процессе игры, динамики формирования игровой зависимости, а также механизма образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности подростка с компьютерной зависимостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, 16- факторный опросник Р. Кеттелла.

Цель курсовой работы: изучение личности подростков с компьютерной зависимостью.

Задачами курсовой работы являются:

1) изучение компьютерной зависимости, причины ее формирования, механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков.

2) эмпирическое исследование личности подростков с компьютерной зависимостью.

Компьютерно -игровая зависимость и её профилактика.

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме «компьютерно -игровой зависимости» у детей.

В этом году мне удалось услышать тревожную историю об одном мальчике шестикласснике, родители которого за время летних каникул обратили внимание на то, что их сын не ходит гулять, как делал это в прошлом году, а проводит всё время за компьютерными играми. Они стали отвлекать его, ограничивать игру, не давать играть в компьютер, он стал пользоваться телефоном. Поехали семьёй в Воронеж отдохнуть, развлечься, со стороны мальчика – историчная реакция. В школу перестали давать телефон, так он у одноклассников стал просить поиграть. Ушёл один раз из дома, не ночевал – протест против запрета. Обратились к психологам в Воронеже, но те не смогли помочь. Теперь родители стараются отвлекать мальчика посещением катка, бассейна, находиться с ним как можно чаще, но это невозможно, т.к. работают. Надеются теперь отдать его в кадетское училище. А пока остались родители один на один со своей бедой, в которой им никто не может помочь.

Данную историю мне рассказали не из первых уст, но суть её говорит о том, что в настоящее время такая беда может коснуться каждого из нас. Моя выпускница, отличница, пятиклассница, начиная с сентября не выпускает телефон из рук. Дети рассказывают и на уроках постоянно в телефоне под партой. За первое полугодие из отличниц выбыла. Переговорила с ней строго, назидательно, но пользование телефоном до сих пор продолжается.

Поэтому я сегодня и разговариваю с вами на данную тему. Наши первоклассники не приносят в школу машинки, а сразу после звонка достают компьютерные игры или телефоны. Правда после услышанной истории, я стала категорично запрещать ими пользоваться в школе.

Современный мир построен на базе компьютерных электронных систем, которые проникли фактически во все сферы деятельности человека. Основным элементом техногенного развития человечества является компьютер. Именно это устройство сегодня решает бесконечное множество поставленных человеком задач. Уже сейчас гораздо сложнее найти работу тем, кто не владеет компьютерной грамотностью, поэтому человек с малых лет учится работать с компьютером.

Но, компьютерно-игровая зависимость за последнее десятилетие приобрела масштаб глобальной эпидемии. Она формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

Признаки компьютерной зависимости у детей:

Ребенок не делает уроки, сидит за игрой часами, не оторвать.

Компьютерные игры предпочитает общению

Нет других увлечений кроме компьютерных игр

Общее время, проведенное за игрой превышает время делания уроков, прогулки, другого увлечения.

Симптомы компьютерной зависимости

Хотя термин «компьютерная зависимость» все еще не признан на международном уровне, существует ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.

Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером. Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой).

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
  • Недостаток внимания со стороны родителей
  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома
  • Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты
  • Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет
  • На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Профилактика зависимости от компьютерных игр

  • Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
  • Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнение полезнее играть.
  • Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
  • Установка специальных сетевых фильтров, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Важно знать

  • Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся - нельзя.
  • Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом
  • Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
  • Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно, когда речь идет о детях.
  • Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Растите ваших детей здоровыми! Оставайтесь родителями, которым не безразлична судьба и здоровье их детей.

Использованная литература:

http://www.debotaniki.ru Детские ботаники. Растим детей правильно.


Профилактика компьютерной зависимости в семье

Компьютер и другие информационные устройства - например, мобильный телефон, планшет - уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.

Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.

Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.

  1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.
  2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.
  3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.
  4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.
  5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, по опыту работы нашего Центра, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.
  6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.
  7. 7. Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В России, как и в некоторых других странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.

А Вы знаете, сколько времени

Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Специалистами Московского государственного

Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» разработаны

нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.


Пример родительского контроля в программе Kaspersky Internet Security

Как предотвратить развитие

компьютерной зависимости у подростков?

Управление каналами информации:

  1. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;
  2. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;
  3. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)
  4. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);
  5. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;
  6. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости - обратитесь за помощью сами;
  7. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;
  8. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;

Развитие эмоционально-волевой сферы :

  1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;
  2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время (например, с помощью книги М.А. Лукашенко «Тайм-менеджмент детей и подростков: книга продвинутых родителей»);
  3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);
  4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;
  5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.

Социальное развитие:

  1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;
  2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;
  3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);
  4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.

При необходимости обращайтесь к специалистам! (учителям, психологам, психотерапевтам, психиатрам)

Дополнительная информация по проблеме

компьютерной зависимости:

сайт проектов Фонда Развития Интернет «Дети России онлайн» http://detionline.com/ ;

Линия помощи «Дети России Онлайн» (для детей и взрослых, с 9 до 18 по московскому времени) 8-800-25-00-125;

Общественная организация «Лига безопасного интернета» http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/ ;

Врач-психиатр Кантуев О.И. Лечение компьютерной зависимости http://www.kantuev.ru/igrovaya/ ;

Врач-психотерапевт, медицинский психолог Кулаков С.А. Тест на детскую Интернет-зависимость для родителей.

http ://psspb.blogspot.ru/search/label/Компьютерная зависимость

Материал подготовлен педагогом-психологом Харьковым В.И.