Правовой статус полигамных браков в странах мира. Плюсы и минусы многоженства в исламе

Многоженство или полигиния (от греч πολύς «многочисленный» и γυνή «женщина, женское лицо») — форма брака, которая заключается в том, что человек находится сразу в нескольких брачных связях с женщинами. Является одной из форм брака, характерных для патриархальных обществ. Полигиния появляется уже на ранних этапах первобытного общества.

Виды многоженства

Многоженство делится социальными антропологами на сороральне (от лат. Soror «сестра») и несороральне. При сороральному многоженстве все жены одного мужчины есть сестрами, при несороральному — не. Сороральне многоженство характерно для многих народов (особенно в Африке и Южной Америке). В Древней Греции многоженство разрешалось только для пополнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многоженство официально запрещено. Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жен. В Древнем Риме многоженство было запрещено.

Многоженство и религия

Иудаизм

Многоженство в иудаизме считается возможным укрытием голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратного браке, когда брат должен жениться и обеспечивать вдову своего брата (Второзаконие, 25: 5-10):

Когда братья живут вместе и один из них умрет, а сына у него нет, то жена умершего не выйдет замуж сторону за человека чужого, деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и подиверуе ее.

И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, и не будет стерто имя Израиля. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне. И позовут его старейшины города, и будут говорить с ним, если он станет и скажет: не хочу взять ее, то подойдет его пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и заговорит и скажет: так поступают с человеком, который не созидает дома своего брата. И будет называемое имя в Израиле: Дом разутого.

Когда христианская церковь появилась на свет, многоженство все еще имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а с этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамных. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многоженстве как о признанном институте: и Иустин Мученик делает его предметом упрека Трифону так как еврейские учителя позволяют мужчине иметь несколько жен. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большом количестве евреев, было признано необходимым терпеть многоженство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел больше одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиан а запретила многоженство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятия этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их заставило приспособиться

В XI веке рабби Гершем ввел 1000-летний запрет на многоженство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объяснялось следующими причинами:

  1. Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
  2. Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жен и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный еще в период действия этой 1000-летнего запрета, не позволяет заключать полигамные браки. Но в то же время, те евреи, которые уже стали многоженцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими женами имеют юридическую силу.

При этом в иудаизме есть такие ограничения на многоженство:

И женщины с сестрой не возьмешь на соперничество, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее. — Левит 18:18

Если кто возьмет жену и мать ее: это беззаконие — Левит 20:14

Также Тора устанавливает запрет царю «умножать жен» (Второзаконие 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жен»

Из трех праотцев еврейского народа — Авраама, Исаака и Иаков — только Исаак был одноженцем. У Авраама были наложницы, число которых в Торе не уточняется, причем первую из них — Агар — ему дала Сара по той причине, что сама родить не могла. Яков стал многоженцем не по своей воле — когда он отработал на своего дядю Лавана 7 лет своей жены Рахиль, то после свадьбы Лаван дал ему вместо Рахили ее сестру Лию, что Яков обнаружил только на утро после свадьбы. И хотя неделю назад он сыграл свадьбу и с Рахилью, но при Лию ему пришлось работать на Лавана еще 7 лет. Впоследствии Лия с Рахилью пытались родить как можно больше детей и призвали себе на помощь служанок (служанку и Валлу), чьи дети становились не только законными наследниками Якова, но и считались единоутробными братьями детям законных жен. В итоге вчетвером они родили Иакову 13 детей — 12 родоначальников колен Израилевых и одну дочь.

В современном иудаизме существует движение «А-Баит а-Йегуди а-Шалем», которое призывает легализовать многоженство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000 летнего запрета на многоженство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».

Список многоженцев, упомянутых в Танахе:

  1. Авраам имел жену Сару и несколько наложниц, из которых по имени известна только Агар. После смерти Сары Авраам взял в жены Хеттуры. (Бытие 25: 1-6)
  2. Ламех имел двух жен. (Бытие 4:19)
  3. Яков имел двух жен: сестер Лию и Рахиль служанок жен — Валлу и служанку. (Бытие 29:30)
  4. Исав имел трех жен: Иегудифу, Васемафу и Махалафу. (Бытие 26:34, Бытие 28: 9)
  5. Гедеон было много женщин и одну наложницу. (Суд. 8:30,31)
  6. Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. (1 Цар. 11:3)

Христианство

3 места в пасторальных посланиях (1 Тимофею 3: 2, 3:12 и Послание к Титу 1: 6) устанавливают, что диакон, пресвитер и епископ должны быть «человеком одной жены». Одни направления христианства воспринимают это как запрет многоженства для всех христиан, другие утверждают, что эти слова означают запрет многоженства только для священнослужителей, а для христиан, которые не являются диаконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет.

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многоженства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали.

По мнению американского пастора Юджина Хиллман, что изложено в книге «Новый взгляд на многоженство», Римская церковь установила запрет на многоженство для унификации христианского вероучения по греко-римскими культурными обычаями.

Некоторые народы Африки после принятия христианства не отказываются от многоженства.

Священник Англиканской церкви Дэвид Джитари, изучив многоженство в Африке, пришел к выводу, что оно больше соответствует христианской морали, чем развод и повторные браки, которые приводят к распаду семей и отрицательно сказываются на детях.

В декабре 1539 Мартин Лютер предложил стать двоеженцем Филиппу Гессенскому. Это предложение он передал через его посла — Роберта Бартса. Лютер предложил Филиппу тайно жениться на Маргарет фон дер Сале — фрейлине жены Филиппа, что Филипп и сделал 4 марта 1540, но при этом он не смог сохранить это дело в тайне, и когда дело всплыла наружу, Филипп пригрозил публично рассказать, что сделал это по советом Лютера. Тогда Лютер велел ему возражать сам факт бракосочетания, что Филипп и сделал на следующих разборках. Однако правду скрыть не удалось.

После тридцатилетней войны в Германии, когда население с 16-17 миллионов уменьшилось до 4 миллионов, в 1650 году в Нюрнберге было принято следующее решение:

Так как потребности Священной Римской империи требуют восстановления мужского населения, уничтоженного мечом, болезнями и голодом, то каждому мужчине в течение ближайших 10 лет разрешается жениться двумя женами.

В Германии после Второй мировой войны всерьез обсуждалась легализация многоженства, но церковь сопротивлялась, и в результате легализовали проституцию.

Многоженство и закон

Многоженство применялось с древних времен во всех уголках земного шара. Древние египтяне, китайцы, почти все индейские племена практиковали или не запрещали многобрачие.

В Древней Руси

В славянского праотца небесного Дажьбога от трех жен было несть числа детей и внуков. По словам М. Грушевского князь Владимир имел «пять женщин официальных (водимыя), кроме многочисленных наложниц … Северяне, Радимичи и Вятичи имели по две и по три женщины. Тоже самое практиковалось и в Полянской земле. История русской княжеской династии дает тому примеры совершенно определенно. Ярополк был оженений с какой гречанка, а сватал Рогниду. О многоженнисть в Русинов, и Словян вообще, говорят и Арабы; Ибрагим ибн Якуб повествует, что славянские королю замыкают своих женщин; у одного мужчины бывает их двадцать и более ». Моногамия была введена христианской церковью, чтобы шагать в ногу с греко-римской культурой. Для Украинский-русов, процесс перехода к одной жены не был безболезненным. М. Грушевский отмечает, что христианство «повлияло на то, что только одна женщина считалась присущей, брачной, иньши назывались« меньшцамы »,« наложницами », но и оно не уничтожило от раза многоженства, и не было сделало различия, между брачными и внебрачного чадами. Еще сто лит по Владимиров крещения было обычным явлением, некоторые «безъ студа и бес срам 2 женЂ имЂють».

В Российской Империи

В Российской Империи нелегальными многоженцами становились купцы, обзаводятся семьями в городах, являются конечными пунктами их торговых путей. Это было возможно по той причине, что в проезжей грамоте, которая давала право передвигаться по стране, отмечалось семейное положение. После того, как это оказалось, в проезжую грамоту была добавлена ​​графа «семейное положение», которая впоследствии перешла в паспорт.

При этом мусульманам было разрешено многоженство. В 1897 году в Ферганской области было 841433 человека и 715 387 женщин, отнесенных к категории «инородцы». В Сыр-Дарьинской области — 766257 мужчин и 651727 женщин этой же категории. Из них были в браке 389529 мужчин и 396784 женщин в Ферганской области, 304566 мужчин и 324520 женщин — в Сирии-Дарьинской области. По этим данным можно приблизительно оценить процент полигамных семей — около 1,9% в Ферганской области и около 6,5% в Сирии-Дарьинской области.

В СССР

В СССР в начале 1920-х прошла кампания по борьбе с многоженством, аналогичная кампании по раскулачиванию. В основном кампания проходила в мусульманских регионах — в Средней Азии и на Кавказе. Если для выявления кулака нужно было выявить факт использования им наемного труда, то с многоженцами в этом плане все было намного проще. Тем более, что многоженцами были, как правило, состоятельные граждане, а состоятельных граждан советская власть не любила. В дальнейшем в СССР многоженцем юридически стать не могли, да и фактически тоже довольно трудно чем через соседей-стукачей, так и из-за распределительной системы, которая не позволяла работнику иметь доход выше установленного уровня.. Хотя и были отдельные случаи, когда людям удавалось удерживать две семьи.

В современной России

В нынешнем российском законодательстве нет наказания за многоженство. Только в Семейном кодексе есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, уже состоит в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признает брак недействительным, если обстоятельства, описанные в статье 14.

В непризнанной Чеченской Республике Ичкерия многоженство впервые на территории бывшего СССР было узаконено и фиксировалось в паспортах, во всех формах учета и статотчетности, в том числе жилых и избирательных.

В июле 1999 года в Ингушетии указом Президента Ингушетии Аушева было официально разрешено многоженство и ЗАГСов было приказано регистрировать подобные браки. Однако, почти сразу действие этого указа было формально приостановлено указом президента России Ельцина. Через год указ Аушева и практика были отменены верховным судом самой Ингушетии, как противоречащие российскому Семейного кодекса.

После силового реинтеграции Чечни-Ичкерии и отмены норм Ингушетии ЗАГСами этих республик все полигиничние браки были аннулированы, а в новых паспортах бывших официальных многоженцев согласно их желанию или были убраны записи обо всех жен, или оставлена ​​запись об одной жене.

Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров последовательно выступает с призывами легализовать многоженство. Неоднократные предложения узаконить многоженство поступали от депутатов и религиозных лидеров Татарии, Башкирии, Дагестана и других северо-кавказских республик. Ни в одном из регионов предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в некоторых мусульманских семьях мужчины все же имеют сразу нескольких жен, хотя подобные браки не являются официальными. Жириновский с 1993 года и некоторые другие российские политики предлагают узаконить многоженство на всей территории страны, в том числе для немусульманского населения, как средство решения демографического кризиса.

В мае 2015 году «в полном соответствии с семейного кодекса РФ» состоялась свадьба 46-летнего председателя местного РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней девушки, которая стала его второй женой.

В Турции

В 1920-х годах в Турции, после прихода к власти Кемаля Ататюрка, было запрещено многоженство, хотя полигамных браков было всего около 2%. Однако фактически многоженство сохранилось. Для решения вопроса наследования имущества дети от второго и последующих жен регистрировались как дети единственной законной жены. Впоследствии в Турции был принят закон, согласно которому дети, рожденные вне брака, признавались законнорожденным.

В США

Многоженство сначала было распространено в мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД), — так, ее второй президент Бригам Янг имел 50 жен. Начиная с 1862 г.., Конгресс США принял ряд законов против многоженства. Первый закон — Акт Морро против двоеженства — был принят 1 июля 1862 объявил многоженство незаконным. В 1887 Конгресс США принял закон Эдмунда-Такера, который запрещал практиковать многоженство, а также конфисковывались все имущество организаций, практикующих многоженство, кроме храмов и некоторых церковных зданий. ЦИХСПД обратилась в суд с обжалованием закона, вновь ссылаясь на свободу вероисповедания, но в 1890 г.. По делу Бывшая организация мормонской Церкви против Соединенных Штатов Верховный Суд США вновь подтвердил запрет многоженства. Перед лицом полного уничтожения ЦИХСПД Вилфорд Вудрафф, четвертый президент ЦИХСПД, опубликовал Манифест, в котором говорилось, что мормонская церковь больше не будет заключать запрещены законом браки. Президент США Гровер Кливленд позже помиловал всех поступивших в полигамный брак до 1890 В Юте, Айдахо, Оклахоме, Нью Мексико и Аризоне требовалось запретить многоженство в конституции этих штатов. По закону Айдахо все многоженцы сначала не могли занимать политические должности, а также на время в Айдахо всем, что заключили брак в мормонских храмах, было запрещено голосовать и занимать политические должности.

На сегодняшний день самый известный многоженец США — мормон Коди Браун (англ. Kody Brown) — человек четырех жен и отец 16 детей, которого власти штата Юта стали преследовать за многоженство после его выступления по ТВ-шоу «Sister Wives». Спасаясь от преследования, семья Коди Брауна перебралась в Лас-Вегас (Невада), поскольку в большинстве из 49 штатов США многоженство запрещено, а в штате Юта незаконно даже заявлять о намерении вступить в полигамный брак, и подала иск в суд штата Юта с требованием отменить уголовное преследование за многоженство, мотивируя это тем, что геям не запрещено полигамная общежития. Рассмотрение этого дела судом началось в январе 2013 года. 13 декабря 2013 федеральный судья Кларк Ваддоупс (Clark Waddoups) постановил, что положения законодательства Юты, позволяющие преследовать в уголовном порядке по полигамная общежития, является неконституционным, но в то же время позволил Юте поддерживать запрет на регистрацию нескольких одновременных брачных союзов.

В Корее

В Корее в период раннего Средневековья многоженство было нормой. К началу XX века многоженство не было разрешено, но, в то же время, человек мог иметь столько наложниц, сколько он в состоянии содержать. В Северной Корее многоженство было запрещено в 1946 году законом о равноправии полов. В Южной Корее многоженство также запрещено.

Многоженство в современном мире

Во всем «поясе многоженства», протянувшийся от Сенегала на западе до Танзании на востоке, от одной трети до половины всех женщин состоят в браке с многоженства. Сравнительный анализ брачных традиций по всему миру, проведенный антропологом Джеком Гуди, на основании этнографического атласа, обнаружил историческую корреляцию между экстенсивным кочевым растениеводством и многоженством в большинстве африканских обществ к югу от Сахары. Опираясь на труды Эстер Бозеруп (дат. Ester Boserup), Гуди сделал вывод о том, что в некоторых малонаселенных регионах Африки, где имеет место кочевое земледелие, большая часть работы выполняется женщинами.

В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многоженство. Некоторые народы Африки даже после принятия христианства не отказываются от многоженства.

Примерами многоженцев-глав государств служат президент ЮАР Джейкоб Зума, который имеет 5 жен, а также монархи аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда, нынешний король которого Мсвати III лидирует, имея 13 жен, а его предшественник Собуза II, имел 70 жен, намного превзошел по количеству жен центральноафриканского императора Бокасса. Четвертый Король Бутана Джигме Сингье Вангчук, который правил с 1972 по 2006 год, имеет четырех жен, которые являются родными сестрами.

По данным исследований американских биологов из Аризоны, опубликованным в журнале PLoS Genetics, многоженство оказала большое влияние на генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом. Кроме того, даже в тех странах, где существует государственная запрет на многоженство, разнообразие мужских хромосом также меньше, поскольку и в таких странах один человек чаще становится отцом детей от разных женщин, чем женщина — матерью детей от разных отцов.

Многоженство, или полигамия, является, пожалуй, одной из самых противоречивых и увлекательных тем, причем не только в мусульманском мире, но и далеко за его пределами. Однако известно, что оно практиковалось еще с давних времен и было социально и культурно обоснованным, обеспечивало воспроизводство потомства. Сегодня многоженство не является обязательным для мусульман, а в отдельных случаях и вовсе запрещается. Это связано с определенными правилами и законами, установленными Кораном. Узнаем, что сегодня представляет собой многоженство в исламе и есть ли в нем насущная необходимость.

История многоженства

Мнение о том, что полигамия впервые появилась именно у мусульман, является ошибочным. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала еще с древнейших времен и в разных цивилизациях. Она оправдывалась уменьшением количества мужчин из-за их гибели в многочисленных войнах. Но если вначале это было необходимостью, то позже в некоторых обществах начались злоупотребления этой практикой.

Мужчины брали в жены неограниченное количество женщин. Тем самым они ущемляли их права и сеяли несправедливость, дискриминацию и падение нравов.

Совершенно иным является многоженство в исламе. Эта религия установила строгие правила и ограничения по этому вопросу. В основном они касаются количества жен (их должно быть не больше четырех), а также желательности или запрета на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины.

Обоснование многоженства у мусульман

Если углубиться в изучение вопроса многоженства, можно обнаружить, что оно вовсе не является обязательным. Это право дается каждому мужчине. А он уже может решать, воспользоваться им или нет. Но при этом оно допустимо и в некоторых случаях даже желательно. Итак, разберемся, почему в исламе разрешено многоженство.

Исторически сложилось, что в первую очередь полигамия практикуется в тех местностях, где мужского населения меньше, чем женского. Это необходимо, чтобы каждая женщина смогла оказаться под защитой и не осталась старой девой. Тем самым общество оберегается от пороков и разложения. При этом женщина соглашается на роль второй или третьей жены лишь потому, что не смогла стать первой.

Таким образом, многоженство в исламе предназначено в первую очередь для того, чтобы обеспечить благополучие и равные права всем женщинам.

Условия и правила

Однако полигамия разрешается далеко не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют определенные правила многоженства в исламе, которые необходимо соблюдать. В первую очередь, Что же подразумевается под этим правилом? Перечислим коротко основные положения, установленные Кораном.

    Муж должен одинаково обеспечивать всех жен. Это относится к пище, гардеробу, жилью, мебели и прочему. То есть каждая должна получать все, что ей нужно.

    Мужчина обязуется предложить отдельное жилье для всех своих избранниц. Исключение составляет лишь тот случай, когда они соглашаются жить под одной крышей, но в разных помещениях дома. При этом мужчина не может поселить одну жену в шикарном дворце, а другую - в тесной лачуге. Это несправедливо и ущемляет права.

    Муж должен проводить со своими женами равное количество времени. Таким образом, справедливым должно быть распределение не только материальных благ, но и внимания. Исключение составляет случай, когда одна из жен дает супругу разрешение проводить с ней меньше времени, чем с остальными. При этом шариат не обязывает мужа одинаково любить своих женщин. Ведь человек даже при желании не может распределить это чувство равноценно.

    Муж должен одинаково заботиться о детях, рожденных от разных жен. Здесь принцип равномерности должен соблюдаться еще тщательнее и щепетильнее.

Таким образом, условия многоженства в исламе таковы, что мужчина должен быть полностью справедлив ко своим избранницам. Если же он не в силах этого обеспечить, то ему не следует жениться более одного раза.

Шариатские законы относительно многоженства

В исламе существуют определенные положения, касающиеся многоженства. Согласно им, в разных случаях оно может быть желательным, допустимым или же запретным для какого-либо мужчины. Рассмотрим эти ситуации более подробно, чтобы узнать, когда именно в исламе разрешено многоженство, а когда нет.

    В случаях, когда мужчина хочет жениться во второй раз из-за болезни или бесплодия супруги, полигамия для него желательна. Конечно, при условии, что он будет справедлив к своим избранницам.

    Если мусульманин хочет взять вторую супругу без особой необходимости, к примеру, чтобы упрочить свое положение в обществе, то полигамия для него не очень желательна, но допустима.

    В случаях, когда мужчина не обеспечен материально или слаб физически, или же знает, что не сможет соблюдать вышеперечисленные требования, многоженство для него находится под запретом.

Вышеперечисленные положения подтверждают, что полигамия в первую очередь служит для равноправия и благополучия женщин.

Ислам, многоженство: правила, если первая жена против

Существует мнение, что мужчина может жениться повторно только с разрешения первой супруги. Насколько оно правдиво? Итак, углубимся в ислам.

Если первая жена против, Коран не ограничивает мужчину. Однако супругу желательно поставить ее в известность и обсудить этот вопрос, чтобы не подвергать опасности семейное счастье и гармонию.

Также для женщины есть возможность остаться единственной и любимой женой, если это требование будет обговорено и зафиксировано при составлении

Польза для семьи

По мнению мусульман, многоженство помогает решить множество семейных проблем. В частности, значительно уменьшает вероятность и разводов. Считается, что мужчины по природе склонны к полигамии. Поэтому законное многобрачие гораздо более предпочтительно, чем измена.

Также многоженство в исламе служит для увеличения потомства как одного из важнейших принципов процветания народа. Этот фактор тоже берет свое начало из прошлого, когда мужчины погибали на войнах. Чтобы численность населения увеличивалась, нужно было много женщин, способных рожать детей.

Польза для общества

Есть и социальные обоснования того, почему в исламе многоженство допускается. Как уже упоминалось выше, в местностях, где мужчин меньше, повышается процент незамужних. А законная полигамия позволяет каждой женщине оказаться под защитой и опекой супруга и испытать радости материнства.

Весомой причиной, объясняющей многоженство, является защита нации от венерических заболеваний, абортов и детей-беспризорников. Снижается количество разводов, а первая жена может не бояться быть брошенной, даже если в отношениях произошло охлаждение. Она по-прежнему будет пользоваться почетом и уважением.

Многоженство в разных странах мира

В большинстве стран, многоженство разрешено и является правовой нормой. Но не везде. К примеру, в Турции оно запрещено законодательно еще с начала прошлого столетия. Также оно не позволяется в Алжире и Тунисе. Обязательным условием заключения в Иране является согласие первой супруги. А в Сирии, Марокко, Пакистане или Ираке вначале необходимо получить разрешение органов власти.

В России, как и в большинстве государств мира, многоженство запрещается и преследуется. После распада Советского Союза было много заявлений о необходимости его разрешения. Однако на практике это было сделано лишь в Ингушетии, да и то ненадолго.

А, к примеру, во Франции, где многоженство также запрещено, для выходцев из мусульманских стран сделано исключение в этом вопросе.

Пережиток прошлого или благо?

Многим женщинам трудно, а порой и невозможно смириться с тем, что они будут не единственными для своих мужей. Особенно сложно понять многоженство людям, исповедующим другую веру. Поэтому вокруг этой темы ведется настолько жаркая полемика. Кто-то считает многобрачие пережитком прошлого и путем к разврату. Другие - благом.

С другой стороны, нередки и случаи, когда мужчина злоупотребляет своим правом жениться еще раз. Он заключает повторный брак лишь ради удовольствия, а как только молодая спутница ему надоест, разводится с ней. Поэтому, конечно, стоит все взвесить, прежде чем соглашаться на роль второй или третьей супруги.

В любом случае многоженство не является обязательной практикой. Сегодня подавляющее большинство мужчин заключают лишь один брак. Ведь повторная женитьба не только хлопотна и затратна, но и наносит обиду первой супруге, даже если она соглашается на это.

Это только право, которым мужчина может воспользоваться по своему желанию. И хорошо, если он соблюдает при этом все необходимые требования. Тогда в семье царит мир, а многоженство выполняет функции, исторически возложенные на него: защитить женщин и сохранить нравственные устои.

И Африки. Нигде, однако, полигиния не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете . Среди библейских многожёнцев - Авраам , Иаков , Исав , Давид и Соломон .

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов , шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (напр. у мусульман - четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно раньше мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими жёнами часто представляет выгоду ещё тем, что в лице своих жён мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жён рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жёны патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причём не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жёны не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса , уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жёны считаются как бы наложницами .

Многожёнство в Ветхом Завете и Древнем мире

  1. Авраам жену Сарру и наложницу Агарь
  2. Иаков имел две жены - Лия , Рахиль , и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытие 29.30
  3. Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
  4. Давид имел 10 жён
  5. Ламех имел две жены. Бытие 4.19
  6. Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
  7. Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
  8. Артаксеркс II персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
  9. Александр Македонский - Женщины Александра Великого - Гарем Александра - числом более 360 наложниц держался при царе как часть из персидских обычаев, заимствованных македонским царем. Как пишет Диодор: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь.»
  10. Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.»

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Полигамия в исламе

Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен включительно). В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) заключённый брак считается недействительным без разрыва первого, то есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются случаи, когда мужчина сожительствует с несколькими женщинами (если говорить применительно к Исламу , то такой брак должен соответствовать мусульманским канонам, то есть должны быть соблюдены определённые правила вступления в брак, чтобы он считался заключенным. Иначе такое «сожительство» считается запрещённым) из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.

Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин).

По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина , введение многоженства позволило бы "дисциплинировать российских мужчин". "В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жён, но все они незаконные - если же мусульманин женится по шариату, то он берёт на себя ответственность за каждую свою семью", - подчеркнул муфтий.

Природа и полигамия

В природе известны виды животных с моногамным и полигамным браком, но у этих видов самцы и самки рождаются в соответствующей пропорции.

Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Но вместе с тем, есть страны, где до сих пор практикуется и первое, и второе. Давай узнаем, где женщины имеют несколько мужей и чего им это стоит.

Интересно: многомужество совсем не означает, что женщина главная в семье. Раньше это было необходимо как способ выживания в слаборазвитых племенах. В странах, где сейчас женщина имеет несколько мужей, мало что изменилось.

Тибет

В Тибете издревле у одной женщины было несколько мужей, так как представительниц прекрасного пола было мало, и их не хватало по одной на каждого мужчину. Для продолжения рода активно практиковалось многомужество. Сейчас статистика гласит, что в Тибете более 15 % замужних женщин имеют по 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Сегодня это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность, а сильные работники всегда пригодятся в хозяйстве и дадут гарантию, что деты будут сыты.

Плюс ко всему, в Тибете всегда существовала фратернальная (братская) полиандрия - когда у родных братьев была одна жена. Старший брат выбирал женщину и она автоматически становилась женой младших братьев.

Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. Если же она долгое время игнорирует кого-то из мужчин, то это считается его личной проблемой. Ему следует приложить все усилия, чтобы снова заслужить расположение жены. Если же все попытки оказываются провальными, то в переговоры с невесткой вступает свекровь.

Непал

Непал находится между Китаем и Индией, на склонах Гималайских гор. Здесь, как правило, женщины также становятся женами нескольких родных братьев. И обосновано это уже известными нам причинами - густая заселенность страны, ее горных районов, недостаток земли, пастбищ. Поэтому такой братский брак позволяет избежать раздела и так крохотных земельных наделов. А так вся собственность остается в одной семье.

Дети здесь общие, поэтому все имущество - движимое и недвижимое - переходит от одного брата к другому на протяжении веков, оставаясь в семье.

Меланезия

Здесь женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Они могут выбирать одних партнеров для секса, других - для отцовства. Чтокасается семьи, то туземцев она устроена по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, но заботятся о них в большей степени их дяди - братья матери.

Здесь все наследство рода переходит к племянникам Отцы же, в свою очередь, могут некоторое время проявлять чувство заботы и любви к своим чадам, но потом снова обязаны идти работать на благо своего рода.

Нигерия

В Нигерии женщины всегда имели право имеет несколько мужей, руководствуясь законом вторичного брака. Так, женщина выходила замуж за своего одного, рожала ему детей, заботилась о домочадцах.

Послебрачного периода она могла снова выйти замуж, уже за другого мужчину. При этом не нужно было жечь мосты - каждый из браков оставался действительным, и женщина могла в любой момент отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент.

Что касается детей, то они всегда оставались с отцом. Поэтому если женщина хотела пожить с другим партнером, то ей приходилось на некоторое время прощаться с детьми от предыдущего брака.

Интересно: кроме перечисленных стран в наше время многомужество также встречается в Шри-Ланке, во многих горных районах на юге Индии (в местах распространения ортодоксального буддизма), в Южной Америке среди некоторых индейских племен, у алеутов и эскимосов.

На вопрос В каких странах разрешено многоженство? заданный автором SM лучший ответ это Многоженство с древнейших времен было распространено во многих человеческих обществах. Библия отнюдь не запрещает многоженство. Ветхий Завет и раввинистическая литература подчеркивают законность полигамии.
Рассказывается, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (1 Царств 11:3)*. И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц (2 Самуила 5:13)**. В Ветхом Завете также содержатся указания, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен (Второзаконие 22:7). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены двух сестер (Левит 18:18).
Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено светским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед светским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.
Библия, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия (Бытие 38:8-10).
Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений:
"Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем] , то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной" (Коран 4:3).
Таким образом, Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.
Необходимо отметить, что многоженство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену.
Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе. Иными словами, мужчины в мусульманских странах сегодня оказываются на практике гораздо более моногамными, чем на Западе.
Во многих африканских странах многоженство настолько признано в обществе, что даже протестантские церкви вынуждены проявлять к этому большую снисходительность. Внимательно изучив африканское многоженство, священник англиканской церкви Дэвид Джитари пришел к выводу, что в своем идеальном проекте оно гораздо больше соответствует христианской нравственности, чем разводы и повторные браки, влекущие за собой распад семей и отрицательно отражающиеся на детях.
Сегодня многоженство широко распространено в Иране, Ираке, Пакистане, Афганистане, Саудовской Аравии и еще более чем в 30 странах исламского мира. Христианство отрицательно относится к многоженству, хотя некоторые секты, ссылаясь на опыт библейских патриархов, разрешают его. Буддизм, основываясь на доктрине мира, созданного для счастья человека, лояльно относится к мужчине, имеющему нескольких жен.
До недавнего времени можно было говорить, что в СССР многоженства не существует, однако как только Россия оказалась в окружении стран бывшего союза, выяснилось, что жители азиатских республик давно и с удовольствием плюют на европейские условности. За примером можно проехаться в горные районы Узбекистана или Таджикистана.
Недавно президент Ингушетии Руслан Аушев издал указ, в котором разрешал гражданам республики иметь более одной жены. При этом стал очевиден один юридический казус.
Shou Shou
Мудрец
(11133)
Парламент Киргизии проголосовал против изменений в уголовный кодекс республики, которые отменяли уголовное наказание за многоженство.
Против законопроекта проголосовали 42 из 75 депутатов парламента, полностью состоящего из мужчин. Уголовный кодекс Киргизии предусматривает лишение свободы сроком до двух лет за многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства. Министр юстиции Марат Кайыпов ранее выступил с инициативой отмены этой статьи УК.