Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок? Мысли о православном воспитании детей Как лучше воспитывать детей православие

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - всё попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя на формирование личности ребёнка. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребёнка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью ещё с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Пространственное положение корней рода в лице более или менее близких родственников (дядей, тетей, племянников, двоюродных, троюродных братьев и сестёр, сватьев, свояков и т.п.) придавало устойчивость роду, охватывая как обширную географию проживания, так и различные ступени социальной лестницы.

Крещение ребёнка

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Защитить своего ребёнка от проблем и невзгод - самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времён появились крёстные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крёстных, как её видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крёстным – и почётно, и ответственно.

«Крёстные должны быть крещёными, воцерковлёнными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием выбора крёстного или крестной было то, сможет ли он впоследствии помогать семье в христианском воспитании ребёнка. И, конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность отношений». (2, с. 3).

Крёстные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребёнка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крёстным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крёстные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крёстный, и в чём он берёт на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику расти, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить своё христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крёстные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от Бога при крещении).

Итак, крёстные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крёстных детей, помогая им в трудных жизненных ситуациях. В крёстные чаще выбирали родственников, тем самым ещё более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым расширяя границы рода.

Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.

Религиозное и трудовое воспитание

Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» - писал святитель Феофан Затворник.

Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие - младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребёнка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

«В ребёнке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребёнка». (2, с. 4).

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причём в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Ещё до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность и независимость личности. Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребёнку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., - во всех этих действиях проявляется подобие Богу - Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде, утрачиваем. Итак, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

ЛИТЕРАТУРА

  1. (6 голосов : 4.3 из 5 )

    Отвечает на вопросы священник Георгий Романенко – в прошлом детский врач-психиатр.

    – Насколько сейчас распространены детские психические болезни?

    – Если включить и пограничные состояния, то болеют многие. Процент людей с серьёзными заболеваниями, например, шизофренией, не меняется, а количество неврозов с каждым годом растёт. К пубертатному, то есть подростковому, возрасту у 90% детей есть психические нарушения, в лёгкой форме или тяжёлой.

    – А с чем это связано?

    – Во-первых, с наследственностью, с состоянием здоровья родителей – а генофонд у нас испорченный. Во-вторых, с воспитанием детей. А в третьих – среда усугубляет нарушенное душевное состояние: непотребные фильмы, жуткие мультфильмы, телепузики, дискотеки…

    – Какие болезни наиболее частые и сложные?

    – Нельзя так говорить: все они сложные. У одного ребёнка страхи, у второго – тики, у третьего – нарушение поведения. Машина сломалась, а потому ли, что мотор не в порядке или шины лопнули – роли не играет – машина уже не едет, всё – болезнь. В пубертатном возрасте болезнь усугубляется, и человек уже созрел для того, чтобы плодить таких же, как он сам, больных, или даже хуже.

    – Страшная картина. Значит, с каждым поколением положение усугубляется? У психически больных людей не могут родиться здоровые дети?

    – Физически они могут родиться здоровыми, но порог их возбудимости уменьшается, им всё труднее сдерживать наплыв раздражающих факторов, и всё быстрее происходят срывы.

    – По статистике получается, что болеют большинство детей, но родители чаще всего не подозревают об этом, потому что, по Вашим словам, болезни порой протекают в скрытой форме. Скажите, как всё-таки распознавать признаки болезни? На что обращать внимание?

    – Страхи, гиперактивность, невнимательность, плаксивость, повышенная раздражительность, капризность, детский садизм, странное поведение (например, страстно любит только одну игрушку или всё время рисует только одну и ту же вещь) – всё это должно нас насторожить. Вот случай. Мальчик сначала собачку мучил, кошку, а потом решил отомстить своим друзьям, которые его обидели. Взял палку, вбил в неё гвозди и пытался выколоть им глаза. Как быть? Решить, что это детская шалость и забыть про это? Или всё-таки забеспокоиться и попытаться выяснить, как в дальнейшем избежать подобных инцидентов?

    Даже на обычное стабильное непослушание нужно обратить внимание. Может быть, у вас неправильный контакт с ребёнком, или у него повышенное внутричерепное давление из-за, скажем, трудных родов. Если вам что-то мешает в его воспитании и общении с ним, вначале обратитесь к психологу, а затем, если тот порекомендует – к психиатру или детскому психоневрологу. Он пропишет вам лекарство, порекомендует наиболее благоприятный режим для ребёнка.

    – Что нужно делать для того, чтобы предотвратить детские психические заболевания?

    – Единственным способом – правильным воспитанием в семье.

    – Вот ребёнок подросткового возраста стал капризен, агрессивен, не слушается, всё воспринимает в штыки – контакт с ним нарушен, а родителям все вокруг говорят, что это ничего, пройдёт, не надо обращать внимания, это подростковый возраст, и мы такими в своё время были… Можно ли доверять подобным советам?

    – Нет, мы такими не были. С каждым поколением психическое состояние людей, и, конечно, подростков, ухудшается. Иоанн Златоуст говорил, что этот возраст самый сложный: никто не может сказать, каким выйдет ребёнок из подросткового возраста, каким человеком он станет – хорошим или плохим. Одному Богу известно. Нужно помнить, что в этом возрасте нельзя раздражать детей, но при этом и не идти у них на поводу.

    – Чего нужно избегать в воспитании детей?

    – Крайностей. Случай как-то был. Я шёл по улице и слышу вой женщины. Я подумал, что убивают. Подбегаю, оказывается, нет, это просто молодая мама разговаривает со своим двухлетним сыном, который влез в лужу. Бедные дети, которым достаются мамаши, которые целыми днями только и кричат: нельзя, не трогай, не ходи, не лезь!..

    Ребёнок не принадлежит родителям, он принадлежит Богу. Это отдельная, уникальная личность, неповторимая. И относиться к ребёнку, и воспитывать его нужно как уникальную личность, в духе свободы и любви. Дар свободы, по святым отцам, даже выше, чем дар любви. Воспитывая ребёнка, мы должны помнить в любой час, что перед нами – образ и подобие Божие. И наказывая, и поощряя, мы должны помнить это. Не унижая, не оскорбляя, не провоцируя, не издеваясь, а с любовью, терпением, кротостью, смирением, нежностью.

    – Значит, чрезмерная опека вредна детям?

    – Конечно, всё чрезмерное вредно. Грань должна быть. Важно ребёнка не забить, чтобы он наркоманом не стал, но и не давать ему сесть на шею. Как это разграничить? Где можно наказывать, а где лучше этого не делать? Дорогие братья и сестры! Единственная граница – это ваша любовь к вашему ребёнку. Насколько вы любите своё дитя, настолько вы его и воспитаете. Любящим сердцем вы почувствуете, когда его лучше наказать, а когда можно простить. Многие ссылаются на книги, публикации, один то сказал, другой – это. Так нельзя вырастить ребёнка. Ребёнок воспитывается сердцем, и если вы не любите его по-настоящему, сколько бы вы книг по воспитанию не прочли, сколько бы лекций на эту тему не прослушали, вы не сможете, как должно, это сделать.

    Особенно много терпения родителям нужно, когда их дети в подростковом возрасте. Не раздражайте их напрасно. Если подростка подавлять всё время, то, дорогие братья и сестры, 90% ранних браков и уходов из дома, как правило, – результат подавления родителей, и, чаще всего – матери. Дети, которых подавляют в подростковом возрасте, вырастают убогими, они не чувствуют свободы, не чувствуют Бога, они вырастают, как забитые животные. Не кричите: «Я запрещаю тебе дружить с этой девочкой!», а мягко скажите: «Мне это не нравится, я не хочу, чтоб ты это делал, а если ты будешь встречаться тайно, что ж, встречайся, но мне это будет неприятно, мне будет больно, я буду молиться за тебя…» Молитесь Богу о ваших детях, заказывайте молебны, посещайте с ними святые места. Постарайтесь стать своему ребёнку другом.

    Что хорошо у нас в Православии – нам спокойней и лучше воспитывать ребёнка, потому что у нас есть Бог, абсолют, истина. Воспитать нормально можно только в верующей семье, или хотя бы стремящейся к вере. Потому что ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке. Высшие, эмпирические качества воспитываются только Церковью.

    – Батюшка, у меня есть пару примеров семей, где детям дана полная свобода. У них нет обязанностей по дому – их даже не приучают к домашней работе, они полностью предоставлены сами себе: девочкам школьного возраста позволено гулять допоздна, самим планировать своё время, делать себе покупки…

    – Вы согласитесь, чтоб ваш сын на такой девушке женился? Я – нет. Кому нужны такие девицы, которые могут только кушать, пить, гулять? А обязанности?

    – Ну, они ходят в школу, у них успехи в учёбе…

    – Учёба – это ещё не всё. Вот пример из моей врачебной практики, когда я на «скорой помощи» работал. Приехали мы с бригадой в одну семью, где дедуля уже почил в Бозе. Рядом были сын и дочь его, с высшим образованием оба, да и по всему в доме видно было, что люди здесь живут ученые. Вот они нам говорят: «Забирайте этот труп отсюда и увозите». Мы отвечаем, что «скорая помощь» трупы не забирает: «Он же ваш отец. Вы обмойте его, да и похороните по-христиански». «Нам он не нужен здесь, – отвечают они, – нам с ним неприятно» – «Как же, ваш отец, вам неприятно?..» И тут они спрашивают: «А откуда вы трупы забираете?» Мы наивно отвечаем, что «скорая помощь» забирает трупы только с общественных мест, с заводов, фабрик… «А лестничная клетка – общественное место?» – спрашивают они. Общественное, отвечаем мы. Они и выволокли отца родного на лестничную площадку. «Теперь забирайте». Вот оно, голое образование… В воспитании всё позволять – грех, это ошибка, не знамо какая, потому что такие качества, как жалость, доброта, милосердие сами по себе не вызревают. Заметьте, какие обидные клички дают дети друг другу в школе, какие у них бывают жестокие драки, какие они бывают агрессивные… Ребёнок нуждается в том, чтобы ему привили высокие чувства и мысли. Что может вырасти из ребёнка, которому всё позволено? Он вырастет свободолюбивым, но без Бога в душе. Дурные склонности нужно пресекать в самом начале. Ребёнок должен знать, что такое запрет, что есть что-то, в чём ему могут отказать. Пусть он лучше лишний раз спросит: «Папа, мне можно?»

    – Как верно воспитать чадо в неполной семье?

    – В неполной семье ребёнок развивается неполно. Женщина одна не воспитает ребёнка правильно, особенно мальчика. Она не сможет вырастить мужчину, потому что сама женщина. Да и девочку без отца как вырастить? Как дать ей понятия о семье, о роли женщины, о верных взаимоотношениях в доме? Дорогие женщины, берегите семью, сохраните мужа – отца ваших детей. Чаще всего люди расходятся из-за мелкой ссоры, глупостей, мелочей, которые можно уладить. Идите на примирение ради ваших детей – и Бог наградит вас. Если же муж сам ушёл, завёл себе другую семью, а вас ни видеть, ни слышать не хочет, нужно найти себе мужа. Если же нет возможности найти мужа, нужно побольше общаться с дедушкой. Всё сделать так, чтобы было влияние мужчины в доме – это Господь так сказал, не мы придумали, психологи и психиатры.

    – Как себя правильно вести, если дети здоровые, правильные, чтобы они дальше росли максимально здоровыми психически?

    – Первое и главное – должен быть мир в семье. А мир в семье добывается только одним единственным способом – кто-то в семье должен быть смиренным. Второе – покажите ребёнку, как вы верите в Бога. Ходите с ним в храм Божий, читайте с ним добрые книги. Третье – родители и дети должны вести открытый образ жизни, чтобы дети не приучались обманывать, придумывать, льстить. Это достигается только личным примером. Не говорите, что не покупаете джинсы, потому что денег нет, а потом сами тратите их на что-то другое. Нужно честно сказать, что деньги есть, но вы не можете их ему дать, потому что они нужны на что-то другое, более необходимое. В семье очень важно не лукавить, не обманывать. В общем, как в «Домострое».

    – Для психического состояния ребёнка важно, сколько детей в семье?

    – Конечно, один–два ребёнка, как правило, растут потребителями. Трое детей – необходимый минимум. А если в семье много детей, они вырастают хорошими людьми. Всё общее, всё наше, мы родные. Все работают, приучаются заботиться, опекать других. Потом, чем больше детей, тем больше шансов у родителей, что их кто-то подберёт в старости и будет кормить. Если один ребёнок, шансов, что они проведут свою старость в неге, любви и заботе, немного. Да вообще, женщина спасается деторождением.

    И ещё важный момент есть: Бог на детей деньги даёт. Не было ещё такой семьи, если муж не пьяница и жена не беспутная, чтоб голодали. Такого не было и не будет. Господь не оставит детей. Поэтому не бойтесь, рожайте! Вот одна знакомая как-то позвонила и говорит, что беременна третьим ребёнком, муж требует, чтоб аборт сделала, и мать заставляет, мол, денег мало. Я ей говорю: «Ты рожай, а ребёнка отдашь нам, прокормим». Слава Богу, родила, назвали девочку Машенькой. Муж у неё работал шофёром. Как только его начальник узнал, что у него родился третий ребёнок, сразу сделал его личным шофёром, повысил зарплату, и теперь у них своя машина, своя дача. И получается, что Машенька, которую они хотели погубить, теперь их кормит и поит.

    На чтение 5 мин.

    Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

    Воспитание в православии

    Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

    Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

    Христианская семья

    В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

    Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

    Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

    Православие детям

    Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

    Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

    Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

    Проблемы православия

    Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

    Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

    Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

    Традиции православного воспитания детей в семье

    Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

    В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

    Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

    • крещение;
    • посещение храмов;
    • оказание почтения церковным праздникам;
    • совместная трапеза;
    • почитание взрослых;
    • уход за маленькими и больными;
    • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

    Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

    Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

    Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

    Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

    Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

    Трофим Герасименко

    Православное воспитание детей по Питеру Гиллквисту

    Счастливый многодетный православный священник и миссионер, ныне покойный Питер Гиллквист, почти 40 лет назад открывший для себя апостольскую Православную Церковь и приведший с собой к истине уже более 100 протестантских общин, рассказал, в каких 5 правилах по его личному родительскому опыту заключается православное воспитание детей . Его опыт достаточно велик: все шестеро детей создали крепкие православные семьи и все 19 внуков растут, получая воспитание в православной семье.

    Создать свою крепкую и большую семью отец Питер мечтал с юношества. Эту цель он считал выше образования, положения в обществе или успешной карьеры. Найдя искренне верующую спутницу жизни, он с помощью Божией достиг желаемого семейного счастья. В воспитании он рекомендует придерживаться следующих 5 правил.

    1. Самым важным после жизни во Христе должна стать семья - наша вторая половинка и дети. После Христа и Его Церкви именно это превыше всего. Если при нехватке времени мы обделяем вниманием детей, не выкраиваем время для них, то мы их потеряем. Все остальное, в принципе, второстепенно.

    2. Воспитание в православной семье предполагает обязательно рассказывать детям жизненные истории помощи Божией и многочисленные примеры Его заботы о нас. Любовь Господа к нам должна быть видна и понятна с детства.

    Обязательно в семье должна звучать молитва. Родители молятся сами и, являясь примером, учат своих чад сообразно их возрасту.

    Самым важным и простым для всей семьи является совместное посещение богослужения в храме каждое воскресное утро и в большие праздники. Даже когда дети становятся подростками. Даже когда придется находиться в другом городе, следует найти православный храм. Давая послабление для себя, увы, трудно ожидать и от остальных большей строгости к самим себе.


    3. Для деток едва ли не важнее любви к ним самим, ощущать любовь мамы и папы между собой. Это очень важно для православного воспитания детей.

    А любовь должна быть как у Христа к Его Церкви: жертвенной, даже если надо пожертвовать своей жизнью. То есть любить другого больше, чем свою собственную жизнь. Не должно быть ни тени эгоизма: стремиться делать то, что нравится другому.

    4. Не порицать, находясь в состоянии гнева. Понимая, что нет большей радости, чем видеть своих детей верующими, и напротив, большего несчастья, чем видеть их отвергающими истину, важно приучать их к послушанию с детства. Есть заповедь апостола о том, чтобы дети слушались своих верующих родителей. Тогда, благодаря воспитанию в православной семье , их ждет долгая и счастливая жизнь. Кто не научится подчиняться своим родителям, ходящим в истине, тот не научится подчиняться и Господу. А это плачевно и в этой жизни, и в будущей — вечной. Но он же заповедует не раздражать своих детей. Делать замечание лучше успокоившись, сев рядом, взяв руку ребенка и доброжелательно глядя ему в глаза. После любого замечания следует обнять ребенка, чтобы он не сомневался в нашей любви к нему.

    5. Долг родителей — помочь детям понять, каково их призвание, какой путь им определил Господь. Важно учесть их дарования (таланты), склад интеллекта, темперамент... И развивать детей сообразно понятой воле Божией о них.

    Конечно, даже при идеальном православном воспитании детей, далеко не каждый избирает путь религиозного служителя, сохраняя верность Христу. Главное - определив свое призвание в этом мире — прикладывать к своему делу все усилия, как к порученному Самим Богом. Тогда каждый, выросший в вере, останется служителем Христа и все будет делать во славу Божию.


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще

    Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы заботились и о религиозном воспитании, любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.