Племя где женщины носят кольца на шее. Жертвы красоты: женщины с шеей жирафа

Фотографии. Фотографии странных, с длинными шеями женщин, украшенных металлическими кольцами и спиралями смотрели на меня со страниц книг и журналов о путешествиях и дальних странах. Они сидели на фоне красочных полосок и сосредоточенно ткали. Головы их, поддерживаемые шеями в латунных кольцах, казалось, висели в пустоте. Со своими невероятно длинными, словно у жирафа, шеями эти женщины казались не более реальными, чем жители какой-нибудь сказочной Нарнии или Средиземья, а может быть, даже меньше. Я, конечно, никогда не думала, что в один прекрасный день столкнусь с ними лицом к лицу.

Связь племен

Государство Мьянма занимает большую территорию в Юго-Восточной Азии и проживает в нем много разных народов и народностей, являющихся источником культурного богатства и огромных политических проблем. Беспокойная народность карен почти 60 лет вела войну с правительством. Только 12 января 2012 года представители правительства Бирмы и Национального союза Карен пожали друг другу руки во время мирных переговоров. Возможно теперь, после внесения изменений в действующую Конституцию, они получат столь желанную автономию и внутри страны воцарится спокойствие.

Численность этой народности составляет около 7% от всего населения Мьянмы, то есть примерно 4 миллиона.

Живут карен в южной и юго-восточной части страны. Это не однородная группа, сообщество пяти близкородственных племен, названия которых происходят от цвета национальной одежды: черные, белые, красные карен… Вот красные карен нас и интересуют. Они, в свою очередь, состоят из нескольких подгрупп Kayan, одна из которых – Kayan Lahwi. Уф, еле добрались до нужной. Это племя имеет кроме этого, еще несколько названий: “падаунг”, “длинная шея Карен”, “женщины жирафы”, “племя длинношеих женщин”, “длинная шея у женщин”, но сами они называют себя Kayan.


Но что есть красота?

Что только не делают женщины во имя красоты! Носят туфли на высоченных каблуках, делают весьма опасные операции по увеличению груди или болезненные пирсинг и татуировки… Но все это меркнет перед идеалом красоты с почти 30-сантиметровой шеей и латунными кольцами на ней, от ключицы до подбородка, весящими килограммов десять… Украшают не только шейки, но и на руки надевают тяжелые браслеты, а на ногах, ниже колен тоже носят металлические спирали.

Племя Kayan Lahwi или племя длинношеих женщин (“Long Neck”) и есть придумщики той самой невероятной и экзотичной красоты, что для меня находилась, где между пигмеями и людоедами. Численность в Бирме этой народности совсем мизерная, да и из них что-то около 400-500 человек переселились в Таиланд и живут там в трех деревнях. Но что интересно, у этого племени есть близкородственная группа, называемая “Длинные уши” (“Long Ears”), для которых вся женская красота заключается уже не в длинных шеях у женщин, но в удлиненных ушах. Дамы этого племени вставляют в проколотые ушки кусочки резного слоновьего бивня. Сначала кусочки маленькие, потом побольше и еще больше. А как результат, растет дырка в мочке уха, и может достигать 18-20 сантиметров. Неслабо, да?

Женщины племени одеты в яркие костюмы, материал для которых они сами же и ткут. Если на женщине надета белая блуза с бусинами – то это незамужняя девушка, а красно-синий наряд полагается замужней даме. Фиолетовые с зеленым головные уборы дополняют эту непривычную нам красоту.


Как удлиняется шея

А шея-то совсем и не удлиняется. Это невозможно. Удлинение шеи является оптической иллюзией за счет деформация ключицы под тяжестью носимых колец. Поэтому название женщин “длинные шеи” не совсем корректно: ведь традиционные латунные катушки не меняют размеров шейных позвонков, но вес и жесткость этих “украшений” заставляют ключицы и лопатки смещаться вниз и в сторону грудной клетки, делая верхнюю часть груди ниже и более плоской. На сделанных рентгеновских снимках это было хорошо видно.

Малышки с пяти лет начинают носить на своих тоненьких шейках сначала одно кольцо, а потом, каждый год на шейке прибавляется дополнительно еще по одному. Вес меди толкает ключицы вниз и сжимает грудную клетку. И так прибавляют штук до 20-25. Больно ли им? Им не больно, но дискомфорт все же есть – не от веса колец, но от трения их о кожу, поэтому они прокладывают салфеточку.

Женщины с длинной шеей, так же, как и все прочие, выходят замуж, имеют детей, выполняют домашнюю работу, ткут и шьют. Девушки играют в волейбол. Правда, пить им приходится через соломинку.

Несмотря на то, что фактически удлинение шеи отсутствует, все же именно этот обычай и породил название “женщины жирафы” для леди со столь непривычной внешностью.


Происхождение традиции

Истоки ее происхождения скрыты в глуби тысячелетий. Существуют только более или менее вероятные предположения о происхождения этой традиции:

  • Культурная идентичность
  • Длинные и стройные шеи делают их более красивыми и привлекательными в глазах мужчин, это признак благополучия
  • Уродливость, с точки зрения представителей других племен, охраняет их от похищения и рабства
  • Это защита от злых духов
  • Намек на сходство с драконом, который является важной фигурой в Kayan фольклоре
  • Защита от тигров, хватающих, как известно, свою добычу за загривок
  • Своеобразный семейный банк драгоценных металлов.

Выбирайте на свой вкус. Я придерживаюсь первой, как мне кажется, наиболее правдоподобной версии.

Что будет, если снять кольца с шеи?

Говорят, что длинная шея у женщин сломается под тяжестью головы. Что бедняжка из племени длинношеих женщин непременно погибнет, если снимет кольца. Легенды сообщают о подобных случаях трагической гибели женщин, медленного и мучительного умиравших от удушья после удаления с шеи колец. Мол, так беспощадно и сурово наказывается в племени супружеская неверность.


Настоящее и будущее этой традиции

Очень сложно прогнозировать будущее этого обычая. С одной стороны, женщинам с длинной шеей неприятно неуважение к их частной жизни, их культуре и традициям, Досаждает им также неугомонное и бесцеремонное любопытство туристов. С другой стороны – это уже не столько образ жизни, сколько бизнес, приносящий им весьма неплохой доход, от которого им не хочется отказываться. Как в мультфильме: Крокодил Гена в костюме и шляпе приходит в зоопарк, где он работает крокодилом. Он аккуратно снимает с себя атрибуты цивилизации, аккуратно определяет их на вешалку и, в неглиже, идет на свое рабочее место изображать крокодила.

О своих впечатлениях от встречи с женщинами жирафами, я уже рассказывала в . Перед поездкой, читая отчеты туристов, рассматривая фотографии этих женщин, я все удивлялась, до чего же все эти женщины похожи друг на друга. Неразличимы, ну, словно японцы или китайцы. Оказалось, ларчик открывался просто. Это была одна и та же бабушка на множестве фотографий разных людей! Шитая белыми нитками экспозиция для туристов, так сказать представительская деревня. Дежурные улыбки, позирование для фото, демонстративная работа на ткацких станках под взглядами туристов, предложения купить сувениры… Но все такое – не настоящее.

Молодые женщины этого племени стали стремиться получить образование, поэтому в большинстве перестают следовать традиции носить кольца и уезжают. Остаются немногочисленные немолодые женщины и девочки.

С другой стороны, а нужно ли сохранять такую традицию, которая вредит здоровью женщин и девушек? Сразу напрашивается аналогия с ушедшим в прошлое китайским обычаем бинтования ног. В бирманском обществе мнения по этому поводу очень неоднозначны.


В заключение

В начале 20-го века, некто по имени Бертрам Миллс, разъезжал по Европе со своим цирком, в котором среди человеческих диковин и аномалий демонстрировались женщины племени Карен. Прекрасно, что те времена канули в Лету. Но женщины жирафы, безусловно, так и остаются самым известным брендом азиатского региона. Для многих туристов именно эти женщины с длинной шеей являются единственной причиной для поездки в Мьянму. Но не забывайте, что, даже имея спирали медных колец вокруг своих длинных шей, это не инопланетяне, а люди. Обычные люди, такие же, как и все мы! И прекрасной стране Бирме, стране с доброжелательными людьми, с экзотической культурой, богатой природой и невероятными достопримечательностями есть что показать и кроме этого!

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.

Нашу планету населяют множество народностей, племён, разговаривающих на различных языках, имеющих свои традиции, национальные обычаи и нравы. Удивительный народ группы каренов из племени падаунг живёт на территории Мьянмы и в Северном Таиланде.

Это немногочисленное племя, численностью более 50 тысяч человек проживает в высокогорных деревнях. Они строят свои хижины из пальмовых листьев и устанавливают их на земле, а не на сваях. Занимаются земледелием, выращивает рис, разводят быков, буйволов, слонов, мужчины работают погонщиками слонов, женщины занимаются домашними делами, изготавливают сувениры для туристов.


Чем же удивительно это племя? Женщин племени падаунг называют женщинами - жирафами, потому что у них очень длинные шеи.
У этого народа существует необычный национальный обычай - « вытягивание шеи». Длинная шея считается признаком красоты и благополучия.


Начиная с пятилетнего возраста, девочкам надевают на шею медные кольца, толщиной около сантиметра, постепенно добавляя количество колец. Когда девушка выходит замуж, наращивание колец прекращается. Взрослая женщина имеет до двух десятков колец, которые могут весить около пяти килограммов.

Раньше считалось, что кольца удлиняют шейные суставы, хотя на самом деле происходит деформация плечевой зоны, так как под тяжестью колец плечевой пояс постепенно опускается, а в самой шее никаких изменений не происходит. Бытует мнение, что если снять кольца, то шея может сломаться, это мнение не соответствует действительности. Женщины могут снимать кольца и снова надевать. Если отказаться от ношения колец, то шея восстанавливается в течение года- трёх лет.


Так же женщины падаунг носят кольца на руках и на ногах. Костюм женщин-жирафов состоит из длинной белой блузы без воротника, с застёжкой спереди и юбки длиной до колен. В наше время длинные шеи женщин привлекают туристов и дают возможность заработать.

В высокогорьях на бирмано-таиландской границе живет экзотическое племя падаунг. Некогда все они жили в солнечной Бирме, но в середине XX столетия к власти пришла военная хунта, она дала стране новое имя – Мьянма и разогнала не подчиняющиеся племена. Среди них оказались падаунги. Поэтому и живут они высоко в горах, подальше от любопытных глаз.

Основной источник пропитания – рис, поэтому денно и нощно падаунги культивируют свои поля, чтобы не остаться голодными. Многие мужчины являются погонщиками и содержателями слонов, которых используют как тягловую силу. Дело в том, что дома падаунги ставят на высоких, мощных деревянных сваях. Это защита от наводнений, змей и ядовитых насекомых. Слоны помогают перетаскивать тяжелые бревна.

Смертельный ошейник

Однако далеко не эти особенности сделали падаунгов известнейшими людьми на планете. Их женщины – вот та экзотика, ради которой в гости к падаунгам едут многие путешественники и туристы. За ними прочно закрепилось прозвище «женщины-жирафы» - из-за их чрезмерно удлиненных шей.

У этой, на европейский взгляд, варварской традиции есть романтическая предыстория. Согласно местным поверьям, падаунги являются детьми ветра и драконихи. Когда дракониха зачала от ветра ребенка, он до родов бережно обнимал возлюбленную за шею. Наконец самка дракона принесла яйцо, из которого на свет появился первый падаунг. Так, в память о древнем отце-ветре, обвивавшем драконью шею, девочки племени падаунг с детства цепляют на шею медные кольца-спирали. Первое кольцо полагается надевать в пятилетнем возрасте. Толщина проволоки - один сантиметр. Постепенно, с возрастом количество колец увеличивается – их продолжают добавлять до самого замужества. Замужняя женщина витки не добавляет, однако и старые кольца она ни в коем случае не имеет право снять или заменить на новые.

К слову сказать, снять кольца ей в голову не придёт, потому что это повлечёт за собой неминуемую смерть. Женщина-жираф настолько растягивает шейные позвонки, что без колец шея уже не держится. К сожалению, не все кольца могут выдержать до глубокой старости и нередко они стираются, все-таки медь не самый прочный металл, смертельный ошейник крошится и ломается. И тогда женщина погибает – в первую очередь от удушья, не может же она все время поддерживать свою длинную шею руками. Злые языки говорят, что таким образом мужчины-падаунги избавляются от своих старых жен и заводят молодых. Есть еще одна жестокая традиция – если муж посчитает жену неверной, он может сам сдернуть с нее кольца и женщина умрет в муках, в наказание за измену.

Печальный рекорд женщин-жирафов

Чем длиннее получается шея, тем выше статус, значит, у семьи хватало денег покупать для девочки много дорогих медных колец. Девушки с самыми длинными шеями – престижные невесты из богатых семей. По кольцам судят о состоятельности. XXI век не вынудил падаунгов изменить традициям предков, они по-прежнему растят своих дочерей в медных ошейниках. А в Книгу Гиннесса записан еще один рекорд – женщина-жираф с 40-сантиметровой шеей. Печальный факт…

Медики изучали явление женщин-жирафов, выяснилось, что шея удлиняется не только из-за растяжения позвонков, но и из-за опущения плечевого пояса. Это доказано рентгенологическим исследованием. Не удивительно! К замужеству женщина носит на себе пять килограммов меди, металл нещадно давит на плечи и ключицы, в результате туловище женщин-жирафов укорачивается, что тоже не лучшим образом сказывается на их здоровье. Медная спираль к тому же, крайне ограничивает движения головой. Хотя наверняка этих неудобств женщины-жирафы не ощущают, ведь иного им не дано.

Военная хунта Мьянмы выступила против такого варварского обычая, это и подвигло падаунгов уйти подальше в горы и в Таиланд, где их не преследуют.

Туры к падаунгам

В Таиланде наоборот традицию поощряют. К падаунгам организуют экскурсионные туры, где гости могут поближе познакомиться с бытом народа, пообщаться с женщинами-жирафами. Шейные браслеты стали национальной самоидентификацией и брендом падаунгов. Самая большая этническая деревня называется Най – Сой, ежедневно ее посещают не менее тысячи туристов. Хотя сами падаунги имеют от этого мало, доходы идут турфирмам.

Зато женщины-жирафы продают путешественникам национальные изделия, разного рода безделушки, позволяют сфотографироваться с собой за доллар – тем и живут. Мужчины-падаунги тоже не дремлют, они соблазняют гостей прогулками на слонах. Так, национальная самоидентификация стала прибыльным бизнесом, понятно, что отказываться от этого никто не собирается. Только никто и никогда не оглашает статистику смертности женщин-жирафов…

Туристы и падаунги:)

С момента написания статьи о женщинах с кольцами на шее из народности Падаунго в (Длинные шеи, длинные уши) прошло уже пять лет. С тех пор мне не раз приходилось бывать в деревнях падаунгов (вынужденно — сопровождая других путешественников). Кое-что можно уже и дополнить.

Женщины с кольцами на шее.

Начну с распространенных заблуждений о женщинах с кольцами на шее.

1-е заблуждение о длинношеих женщинах.

«У Каренов кольца для туристов».

Цитирую фразу из одного интернет-обсуждения этой темы: «Есть поселения каренов много где, в районе Пая и Чиангмая, но кольца они не носят, кольца для туристов».

Красные карены.

Разберемся. Поселений каренов вокруг Пая, Чианг Мая и Чианг Рая (туристические места Северного Таиланда) действительно много. Но карены каренам рознь. В состав этого народа входит множество народностей. Женщины с кольцами на шее относятся только к одной из этих народностей — к Падаунгам . Более того, далеко не все женщины-падаунги носят кольца на шеях. Это характерно только для нескольких из пятнадцати кланов.

А потому в деревнях вокруг Пая и Чианг Мая карены кольца не носят по той простой причине, что они не относятся к кланам падаунгов , для которых это характерно.

В тех же местах, в которых мы можем увидеть женщин с кольцами на шее — они их носят по причине следования традиции. А не потому, что это «для туристов». Другое дело, что они используют данное обстоятельство для зарабатывания денег, но, что в этом удивительного?

Женщина из народа Каренов (падаунги).

Отмечу также, что в «выставочных деревнях», где туристы смотрят на длинношеих женщин, их проживает всего несколько сотен. Остальные несколько тысяч живут в Бирме (Мьянма), никаких туристов не видят и при этом продолжают носить кольца.

2-е заблуждение о длинношеих женщинах.

У женщин-падаунгов длинные шеи.

Женщин с кольцами на шее принято называть длинношеими. Это не совсем корректно. Шеи их от ношения колец не увеличиваются, это только видимость. Изменения происходят в других местах. Как показали рентгеновские исследования «длинношеих женщин», атрофируется вся плечевая зона и плечевой пояс опускается под тяжестью колец, грудная клетка сдвигается вниз, опускаются ключицы и ребра.

3-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Снять кольца невозможно — шея сломается.

Дети падаунги.

Якобы именно так наказывали провинившихся женщин-падаунгов за измену их мужья (кстати, среди горных народов у падаунгов разводов меньше всего). На самом деле все не так печально. В обыденной жизни кольца нередко снимаются в связи с той или иной необходимостью (например, при болезни или для замены на новые) и вновь надеваются. При полном отказе от ношения колец тело приходит в надлежащее состояние за период от года до трех. Существуют социальные программы при поддержке благотворительных организаций, направленные на оказание помощи, женщинам-падаунгам, желающим отказаться от ношения колец. Среди молодежи таких все больше и больше.

Опасным снятие колец может быть тогда, когда они были слишком высокие для женщины и ее голова все время находилась в приподнятом положении, что приводит к атрофированию мышц шеи. В этом случае помогают специальные упражнения и физиотерапия.

4-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Из-за этих колец женщины-паадунги живут недолго.

Существенного влияния на продолжительность жизни ношение колец не оказывает. Женщины с кольцами на шее из народа Падаунг живут не меньше, а по некоторым данным даже больше (благодаря знанию лечебных трав), чем женщины других горных народов.

5-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Деревни падаунгов следует бойкотировать.

В одной из деревень падаунгов.

Те, кто призывают к бойкоту деревень, где проживают женщины с кольцами на шее, считают, что «человеческие зоопарки не должны существовать». Однако всё не столь однозначно.

Во-первых, все падаунги на территории Таиланда - беженцы из Бирмы, живущие в резервациях и не имеющие каких-либо прав, в том числе и права на работу. «Выставочные деревни» — не самый удачный, но все-таки метод выживания. Из тех денег, что туристы платят за вход, самим падаунгам достаются крохи, но туристы периодически что-то у них покупают - а это уже их личные деньги.

Во-вторых, многое зависит от самих туристов. Если они бегают по деревне и возгласами «гы-гы» фотографируются с длинношеими женщинами, то, скорее, сами представляют зоопарк на выезде. Если же им интересна культура, традиции и обычаи падаунгов и ведут они себя тактично, то в этом нет ничего плохого.

В деревне горного народа Акха — Бан Лорча

Идеальным был бы вариант, как, например, сделано в деревне народа Акха — Бан Лорча, когда вы платите за вход, но для вас проводят тематическую экскурсию, знакомя с бытом и традициями народа . Тогда ощущения зоопарка не возникает.

Зачем они носят кольца?

В вышеупомянутой моей статье приводились три возможные причины. Приведу их и здесь и дополню этот список.

1. Женщин привязывали за шею ревнивые мужья и это перешло в обычай (верится с трудом, учитывая, что у Падаунгов - одна из форм матриархата).

2. Защита от тигра. Тигры нападают сзади и перекусывают шейные позвонки. Кольца защищают от них.

Длинноухая женщина.

3. Память о предках. Падаунги ведут свое происхождение от Ветра и Драконихи. Кольца - символ танца Ветра, узнавшего, что его любимая забеременела.

4. Женщины Падаунгов - очень красивые. Чтобы их не воровали мужчины из других народов их защищали кольцами.

5. Это красиво. Так считают сами Падаунги.

6. Этот вариант перекликается с четвертым.

Падаунги — отличные ткачи. Жили они на территории бирманского штата Кайя. Чтобы красивых женщин-ткачих не забирали к бирманскому двору в наложницы, их специально таким образом увечили.

А если пофантазировать, то обычай этот мог возникнуть следующим образом. Когда-то очень давно одна из женщин этого народа надела на шею кольцо. Это понравилось и ей и ее подругам. Кто-то из подруг - надел два кольца. Следующая - три. И, понеслось. В массовом сознании этого народа укрепилось представление о том, что это красиво.

6. Обновление от 10.01.2016. Изучая работы этнографов о падаунгах, которых они, скорее относят к кая, чем к каренам, обнаружил еще одну версию. Итак, «обычай носить такие украшения возник в связи с тем, что куски латунной проволоки служили обменной единицей, а спираль - показателем богатства». Вот и вся красота 🙂

Где в Таиланде посмотреть деревни женщин с кольцами на шее.

Некоторые «предприниматели» устраивают показ женщин-падаунгов в туристических местах, таких, как Паттайя и Аютайя. Я в таких местах не был и бывать не хочу. Это уж точно — «человеческий зоопарк». Если уж смотреть женщин с кольцами на шее, то на Севере Таиланда в местах, где они вынуждено обитают.

Процесс торговли.

Таких мест здесь несколько.

1. Бан Най Сой (около двадцати километров от Мэ Хонг Сона). Здесь находится большой лагерь беженцев каренов, известный, кстати, тем, что именно его как-то посетила Ангелина Джоли. Его составная часть - селение Падаунгов . Это самая большая деревня длинношеих женщин на территории Таиланда. Вход 250 батов.

2. Деревня Падаунгов километрах в десяти от Тхатона (ехать по направлению к Мэ Салонгу - по правой стороне). Средних размеров деревенька. Вход 350 батов (если не ошибаюсь).

Выставочная деревня в Тачилеке.

3. «Выставочная деревня» горных народов в 12 км от Чианг Рая (в сторону Мэ Сая по правой стороне). Кроме женщин с кольцами на шее из народности Падаунгов здесь еще можно ознакомиться с такими народами: Акха, Лаху , Палонг (длинноухие), Яо. Вход - 500 батов.

4. «Выставочные деревни» возле Чианг Мая (Мэ Рим) и Чианг Дао. Сам не был. Подробностей не знаю. Вход — 500 бат.

5. В 2016 году подобную деревню открыли в Пае. Несколько домиков и торговые ряды. Вход — 100 батов — пожалуй, самый недорогой вариант по всему Северному Таиланду.

6. «Выставочная деревня» горных народов в Тачилеке (Бирма). Ее можно посетить, если вы по визовым соображением переходите границу с Бирмой. Можно сразу назад в Таиланд, а можно - сделать небольшой тур по Тачилеку с посещением этой деревни. Но, скажу откровенно, — это худшая из подобных деревень, в которых я бывал.