Педразвитие. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского.

Тема моей статьи «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» .

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшей и средней группах, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

А, следовательно, они неуверенно познают окружающий мир, меньше общаются со сверстниками.

Чтобы дать возможность развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, я создала располагающие к этому условия.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Я нашла много интересных идей и поставила перед собой основную задачу:

«Наша задача – развивая творческие способности, помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно».

(Лорис Малагаззи)

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой различных авторов (таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» ), составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.

    Кляксография

    Печать листьев

    Рисование пальчиками

    Рисование ватными палочками

    Штамповое рисование

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Поэтому я на свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.

Моя работа проходит всегда в тесном сотрудничестве с родителями:

    «Выставка для родителей»- оформляется после каждого занятия, это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.

    Открытые занятия.

    Консультации.

    Оформление в уголке для родителей папки-передвижки «Ребенок и рисование», «Удивительный мир красок» и многое другое.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    Способствует снятию детских страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит детей свободно выражать свой замысел;

    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    Учит детей работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь!!!"

    Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.

    Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.

    Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.

    Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005. http://www.o-detstve.ru

    http://doshvozrast.ru

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия , чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов . Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись . Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. (Приложение №1, 2)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. (Приложение №3. Рис.1)

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.(Приложение №3. Рис.2)

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями , можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. (Приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте детимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. (Приложение №5. Рис.1)

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная , когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж . Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. (Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

Никто из детей не показал очень высокий уровень;

Только по 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

По 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

По 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

По 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

Средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

Низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

Очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Приложение к работе можно .

Развитие творческих способностей детей

средствами изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач дошкольной педагогики.

Творчество - это психический процесс создания новых ценностей. Ряд современных психолого-педагогических исследований направлены на раскрытие характеристик творческих способностей, которые оказались универсальны и едины для детей и взрослых. К творческим способностям отнесены реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, способность экспериментировать.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту - рисунку. Тем самым осуществляется неоправданное суждение о творческом потенциале ребенка, т. е. творческие способности приравниваются к художественным. Что в свою очередь приводит к тому, что уже в детском саду изобразительную деятельность относят к узкоспецифической.

Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Учитывая индивидуальные различия, выявляя отстающих или одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития, педагог создает условия для творческого роста всех без исключения детей.

Основным принципом моих занятий является индивидуальный подход и стимулирование интереса. Занятия со старшей группой приводятся в традиционной форме, с применением современных технологий обучения (метод проектов, кейс технология, ТРИЗ, и т.д.), а с младшей группой в игровой форме. Данные занятия дают возможность педагогу поддерживать активный интерес ребят к творчеству в течении всего учебного года.

Мною разработана и апробирована программа «Детский дизайн»

Занятия дизайном предусматривают изучение необходимых теоретических сведений для выполнения практических заданий. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы, рисунков и фотографий, и ответами на вопросы учащихся.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Поощрять нестандартное видение окружающего мира; личностной позиции, как при восприятии произведений искусства, так и в процессе творчества.

2. Развивать фантазию, воображение; наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.

3. Обучать различным техникам дизайна.

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности.

5. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.

6. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.

Элементы дизайна использую практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании), т. к. в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличаются индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью. Ведь, говоря о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство. Я не навязываю детям «правильных» образцов, а даю возможность каждому ребенку фантазировать, активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания.

В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

Изобразительно-выразительными средствами дизайна являются:

точка; текстура; объём; линия; цвет; пропорции; фактура; форма;

масса; пространство. Создание новой вещи-сложный творческий

процесс, в котором участвуют различные специалисты: учёные,

инженеры и дизайнеры. Роль дизайнера очень велика. Он задумывает вещь, не только форму, но и характер пользования. Дизайнер должен иметь широкий кругозор, большую культуру, ему

необходимо чувство истории, он должен разбираться в современных

технологиях. От чего зависит форма? (От функции предметов, которые они выполняют). Например, ложка должна быть удобна, что бы ею есть. Она

должна быть не только соразмерна руке и рту человека, но еще быть

красивой. Если какая-нибудь вещь, созданная дизайнером, была удобной, красивой или приятной, то говорят хороший дизайн.

Такая оценка в равной степени может относиться как к автомобилю, мебели, к кораблю, игрушкам и т.д., так и к дизайну интерьера.

Дизайнер человек занимающийся дизайном. Это художник – конструктор, который занимается проектированием предметов. Дизайнеры- знающие люди и умеющие придумывать новые формы вещей и помещений, предметов. Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо считать, хорошо рисовать, но самое главное уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет удобно человеку, а что начнет его стеснять.

Все это сразу осознать детям 5-10 - летнего возраста тяжело, поэтому данная методика, предназначенная для обучения ИЗО студии, рассчитана на учащихся, малознающих и совершенно не знающих о предмете как таковом.

Специфика моей работы в том, что к учащимся 5-6 лет (младшая группа) и 7-10 лет (старшая группа) необходим разный подход.

На пятом - шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно - индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.

Занятия с детьми 5-6 лет позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Цель занятий для малышей : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в возрасте 5-10 лет.

Введение этой деятельности в жизнь детей младшего возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Занятия дизайном подтверждают, что дети 5-10 лет, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, и показывают отличные результаты в конкурсах юных дизайнеров.

В результате занятий этой деятельностью повышается художественное творчество.

В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, создавать сувениры и подарки друзьям и родным.


Добродеева Анастасия 12 лет, Алишунин Дима, 7 лет

Дизайн среды. Дизайн автомобиля.

Шелудько Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №251
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Отчет о самообразовании
Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Дата публикации: 03.09.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности ».

Отчет по самообразованию

Тема:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности».

Цель:

Развиватьпотребность к созданию нового, необычного

продукта творческой деятельности

Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать в

детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,

индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Задачи:

Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Формировать эстетический вкус. Развивать творчество, фантазию.

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник

рисования.

Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Формировать умение работать коллективно и радоваться результату

совместной работы.

Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной

деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то

формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для

ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок

отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную

фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции

составляют основу психического здоровья и эмоционального

благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего

настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес

ребенка к изобразительному творчеству.

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого

ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность

проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и

развивающие игры; папки с рисованием по схемам, различный

иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”,

“Филимоновские”, “Жостово” и др, создала условия для самостоятельной

деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены

подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы

пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,

неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту,

приносить людям радость.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который

вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в

своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю

работу строю в определенной системе, использую традиционные и

нетрадиционные формы. Творчество - это деятельность в процессе которой

создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а

также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения.

Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и

интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на

формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на

воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться

его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование

нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство, поможет

преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,

непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование

необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень

эффективный(сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.

Нетрадиционные способы изображениядостаточно просты по технологии и

напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных

техник изображенияне утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособностьна протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому

необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной

жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие

способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует

со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитиипроходит путь от элементарного

наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа

адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,

необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит,

слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его

воображения.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей

интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую

активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений

он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок

абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник

является универсальность их использования. Технология их выполнения

интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,

нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детейв моей работе были

использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

«Мой аквариум» в технике витражное рисование, используя коробочку от

дисков, ватные палочки, гуашь.

"Рыбки золотые" пластилинография

"Паровозик из Ромашково" коллективная работа: рисование детьми на

отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в

технике аппликация.

"Рыжий кот" рисование от пятна

"Мальва" аппликация, коллективная работа

"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками

"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской

"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием

элементов Дымковской и Тверской игрушки

"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц

Рисование ладошками

"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному

восковыми мелками

"Выставка кошек" обрывание бумаги

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его

разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих

способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.

науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С.

Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Архиповой Елены Сергеевны

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида р.п. Маслянино, 2016г.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою собственную фантазию. И нам, взрослым, не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. И поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, поэтому выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и практически не зависит от умения и способности. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Поэтому главной целью своей работы вижу в формировании у детей творческой личности, через нетрадиционную технику рисования. Исходя из цели, я определила следующие задачи работы с детьми:

  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
  • Формирование эстетического вкуса, творчества и фантазии
  • Развитие ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения
  • Совершенствование технического умения и навыков рисования
  • Выработка художественного вкуса и чувства гармонии.

Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в детском саду по программе «Детство» определяет ключевые задачи в изобразительном развитии наших воспитанников:

  • Развитие у детей желания участвовать в образовательных ситуациях, и рисовать как совместно с взрослыми так и самостоятельно
  • Создание условий для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуашь, цветные карандаши и т.д.) , развитие мелкой моторики и умения использовать подручные инструменты.

Для реализации поставленных задач мною разработан перспективный план изобразительных занятий с детьми (приложение №1) . В него входит нетрадиционная техника рисования, которая способствует развитию у детей интеллекта, умению нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Так же я включила в занятия по изобразительной деятельности применение игровых приемов, которые способствуют повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требуют от него мастерского владения данными технологиями в организации учебно-воспитательного процесса (приложение №2) . Наблюдения за детьми показали, что использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс становится интересным и непринуждённым. Цель данных занятий создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок посещающий детский сад на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Вторая часть – пальчиковые игры, дидактические игры.

Третья часть - Самостоятельная, творческая работа детей на заданную тему, в ходе которой продолжается индивидуальная работа по формированию технических умений и навыков, знакомство с композицией рисунка.

Четвертая часть – итог занятия. Рассматривая получившиеся рисунки, стараюсь найти возможность выслушать всех детей, которые хотят рассказать о своих впечатлениях.

Во время обучения детей нетрадиционной технике рисования и применение нетрадиционных материалов практика показала, что техника способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком (приложение №3) .

Один раз в месяц провожу с детьми ознакомление с каким – либо разделом изобразительного искусства. Эта форма работы включает в себя различные виды искусства: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре (приложение №4) .

Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле» , которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое виртуальное путешествие дает возможность ребенку самому, при минимальной подсказке взрослого, раскрыть образное содержание картины.

Так дети по-разному «собирались» в путешествие по картинам И. И. Шишкина «На Севере диком стоит одиноко» , «Зима» . Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т. д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед малышом ставятся творческие задачи: «Нарисуй, как танцуют (дрожат) линии. Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки) » .

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми: это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С 2016 года с детьми старшей и подготовительной группы провожу кружковую работу на тему «нетрадиционной техники рисование» . Часть 1, Часть 2, направленную на всестороннее, гармоничное развитие детей.

В программу входят нетрадиционные виды рисования: «Набрызг» - (рисование зубной щёткой) , «Расчесывание краски» - (рисование специальным гребешком или обыкновенной вилкой) , «Рисование поролоном» - (рисование кусочком поролоновой губки) , «Рисование штрихом» - (рисование простыми карандашами или цветными карандашами) , «Рисование музыки» , «Рисование нитками» , «Рисование солью» - (рисунок посыпается солью) , «Граттаж» - (способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом) , «Батик» - (рисование на ткани) и т.д.

Программа объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Безусловно, успешное выполнение задач по формированию самостоятельной творческой деятельности зависит от предметно – пространственной среды, созданной в группах. Предметно – пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления - до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит: тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Создание уголка эстетического восприятия.

Создание художественного фонда – коллекций жанров живописи:

  • портрет
  • памятники
  • сказочно-былинный жанр
  • натюрморт
  • пейзаж.

Были изготовлены следующие альбомы:

  • голубой
  • розовый
  • композиция
  • элементы декора
  • дружные краски.

Приготовлены для детей следующие игры:

  • «Соедини по линиям и раскрась»
  • «Какое настроение?»
  • «Составь композицию»
  • «Составь фигуру»
  • Лото «Узнай элемент узора» .

А так же было создано дополнительно:

  • составь натюрморт в холодных и теплых тонах
  • Матрешки.

Однако я убеждена, что только при взаимодействии с родителями можно добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии ребенка. Стараюсь объяснять родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказываю, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминаю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. Регулярно обращаю внимание на творческий рост ребенка. Поэтому мной была разработана модель работы с родителями, которая включает в себя анкетирование (приложение№5) , совместную деятельность и участие в творческой деятельности. На ее основе составлен перспективный план работы с родителями на весь год (приложение№6) .

Результат анкетирования родителей показывает, что значительно повысилась их компетентность по организации творческой деятельности с ребенком, 65% родителей осознают значение развития творческих навыков у детей дошкольного возраста.

Своим опытом работы по формированию у дошкольников самостоятельной творческой деятельности я делюсь с коллегами на метод объединеньях