Ознакомление с природой в подготовительной группе осень. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественной деятельностью в подготовительной группе "Гостья — Осень"

Куделина Анна Эдуардовна

ГБПОУ РО "ШПК" г. Шахты

студентка

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: «Ах, какая осень!»

Цель: Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Образовательные области:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Эстетическое развитие

Задачи:
Обучающие:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Словарная работа:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: «листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие»

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы:

Информационно - рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход ООД.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине - красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь - длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что - то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень - унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина -рябины, Саид - тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб - дубовый

клён - кленовый

осина - осиновый

рябина - рябиновый

берёза - берёзовый

тополь - тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап - 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают - не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом - корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Наталья Чекалина
«Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Цель :

Развитие речи,

Логического мышления

Закрепление знания об овощах, фруктах.

Задачи :

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Расширять и активизировать словарный запас детей,

Развивать память, внимание, мышление,

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

Развивать умение работать сообща.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Поздороваемся друг с другом передав друг другу свое хорошее настроение (улыбнулись друг другу) .А теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем наше путешествие.

2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года-осень ) :

Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников . Увидим какие дары она нам приготовила . А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени . (изображение 3 поросят)

Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

Поросят предупредила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Поможем поросятам выяснить какой урожай можно собрать осенью , и добраться до него. Но прежде скажите :

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени . Мы не зря вспоминали о ней.

3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений , умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай , но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

(слайд 2 поросенок ниф ниф )

У поросенка Ниф Ниф такое задание : (слайды 3-25)

Прежде назовите поочереди фрукты и овощи, которые растут у вас и ваших родных в огородах (дети называют) . А теперь :

НАЗОВИТЕ ФРУКТЫ И ОВОЩИ. ИГРА «Где растет» : У ВАС НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЗЕМЛЯ. ВАША ЦЕЛЬ – ПРИ ПОЯВЛЕНИИ КАКОГО –ЛИБО ФРУКТА ИЛИ ОВОЩА ВАМ НУЖНО БУДЕТ ПОДНЯТЬ ТОТ РИСУНОК,который объясняет, ГДЕ РАСТУТ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ, а так же дать ответ на вопрос : В чем польза?

Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

А сейчас немного отдохнем : (слайд листья)

Физминутка :

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели.

(взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя )

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял

(взмахи руками над головой)

Закружились, полетели,

И на землю тихо сели.

(сели на свои места)

А теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем (слайд 27)

А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа :

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ : НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ,ТРЕУГОЛЬНИК,ПРЯМОУГОЛЬНИК) .

Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию. (слайд 36)

Поприветствуем третьего поросенка . Кто скажет как его зовут? (Наф Наф) . Верно. Он тоже с заданием :

ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ ?

(золотая , потому что много оттенков золотого цвета , оранжевый желтый, красный. Владения – вся окружающая природа , только на 3 осенних месяца ) которые вы уже называли.

Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка » , кто это как вы думаете (волк) (слайд 38)

Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени . Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение про осень .

(Во время рассказа показываются слайды с изображением осени , а в конце и сама Королева осень .

Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей) .

На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу .

Разделы: Работа с дошкольниками

Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответ. Поэтому необходимо проводить работу по знакомству детей с окружающим миром, так как очень важно с самых первых шагов ребёнка в детском саду, научить его целостному взгляду на мир.

Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятия познавательного цикла учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Во время проведения занятия познавательного цикла решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта детей: умение вести диалог, умение договариваться, работать в микрогруппах, грамматический строй речи.

В основе занятия лежит игра, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий, побуждающих детей использовать знания, полученные ранее, заставляющих их самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Цель: Обобщение знаний детей об основных признаках осени, как времени года.

  1. Систематизировать знания детей об осенних явлениях, учить обоснованно отвечать на вопросы, обогатить и активизировать словарный запас детей.
  2. Развивать внимание, воображение, логическое мышление у детей.
  3. Формировать коммуникативные способности, умение работать в команде, договариваться, действовать сообща.

Материал к занятию : Запись «Вальс» Е.Дога; осенние листья (берёзовые, тополиные, кленовые) по количеству детей; письмо «Приглашение»; три круга с наклеенным листом по видам; сюжетные картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени; плоскостное дерево с наклеенными бумажными листочками (загадки); предметные картинки: «лиса»; «цветок»; «человек»; альбомные листы с «кляксами»; гуашь, кисточки, вода.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в гости к Осени. Представьте, что мы – разноцветные осенние листочки. Ветер закружил нас, поднял высоко над землёй, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву.

Дети под музыку имитируют полёт листьев.

Ребята, вы чувствуете, как свеж и чист воздух?

Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, выдохнем и пройдём дальше.

Педагог обращает внимание детей на осенние листья, рассыпанные по ковру.

Ребята, что это рассыпано по ковру?

Возьмите по одному листочку, присаживайтесь на ковёр.

Рассмотрите свой листочек.

От каких деревьев листья?

Какие они на ощупь?

Приложите их к щеке, что вы чувствуете?

Какой запах у листа?

На что он похож?

Кто прислал нам листочки?

Вот ещё один листок с письмом - приглашением от Осени. Осень хочет проверить, как вы знаете осенние приметы, что происходит в осенние денёчки в лесу, огороде, как меняется жизнь людей и животных. Для того, чтобы ответить на все вопросы, разделимся на команды. Как будем делиться?

Ребята, вы обратили внимание, что листья разные? Назовите их.

Можно ли разделиться на команды по листьям?

Сколько получится команд? Почему?

Дети встают и делятся на команды, команда находит своё место в кругу, в котором такой же листочек. Выбирают посыльных. Способ выбора по решению детей.

Посыльные получают задание.

1 Задание: узнайте по картинке и назовите период осени, обоснуйте свой ответ (Ранняя, золотая, поздняя).

2 Задание: отгадайте загадку.

Педагог предлагает детям пройти к «Дереву загадок».

Посыльные по очереди срывают листочки с загадками, которые педагог читает детям.

Озорной повеса пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул – листья с дерева стряхнул. (ветер)

Зимой скрываюсь, весной появляюсь,
Летом теку, веселюсь, осенью спать ложусь.(река)

Он длиннющий, он большущий, он от тучи до земли…
Пусть идёт он пуще, пуще, чтоб грибы скорей росли.(дождь)

Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось.(снег)

Рыбам жить под ним тепло,
Крыша – толстое стекло.(лёд)

Физминутка «Я - листочек»

Педагог включает вальсовую музыку, читает рассказ, дети выполняют движения соответственно текста:

Живут листочки на большом красивом дереве (дети изображают дерево). Светит ласковое осеннее солнышко, листочки тянуться к нему (встают на носочки). Но вот подул ветер (наклоны влево - вправо). Дует - дует ветер, задувает, жёлтые листочки с дерева срывает. Они плавно кружатся в воздухе (дети кружатся). Ветер гонит листочки по земле и собирает их в одну кучу (все садятся в кучу на ковёр). А тут туча закрывает небо (закрывают голову руками). Пошёл дождь, стало холодно, замёрзли листочки (обхватывают себя руками, изображают, что дрожат от холода). Но вот выглянуло солнышко! Оно протянуло листочкам свои лучики, погладило их, обогрело их (педагог обходит детей, погладив каждого по голове). Листочкам стало тепло, и они закружились в танце (дети танцуют).

Музыка затихает, все останавливаются.

3 Задание: «Что изменилось».

Посыльные берут по одной картинке (лиса, цветок, человек). Надо рассказать, что изменилось в жизни растений, животных, людей с наступлением осени.

4 Задание: «Дорисуй листочек» (методом «кляксографии»).

Ребята, Осень приготовила для вас вот такие необычные кляксы, и хочет, чтобы вы дорисовали их и превратили их в красивые осенние листочки.

Как лучше сделать это – одному или в паре?

Чтобы объединиться в пары, встаньте в круг, найдите глазами себе друга, с которым вы хотели бы работать.

Дети выбирают пары, проходят за столы.

Прежде чем рисовать, давайте поиграем с пальчиками.

Осень листья золотит ритмично потирают ладони рук

Ветер ими шелестит

Шур – шур – шур, шур – шур - шур,

И с деревьев их разносит, Ритмично скрещивают поднятые вверх руки

Поиграет, снова бросит

У – у – у – у

При рассматривании рисунков, педагог спрашивает, с какого дерева лист.

Вот и закончилось наше путешествие в мир Осени. Вы выполнили все задания, Осень благодарит вас. А какое время года придёт за осенью?

Педагог, задавая вопрос, даёт задел на будущее занятие детей.

Никитина Инна Александровна
Воспитатель

Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

  • «Что нам известно об Осени?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

    Сценарий занятия (НОД) на тему: «Что нам известно об Осени»

    • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
    • Закрепить навыки ориентирования, умения работать в коллективе.
    • Развивать умение находить и видеть красивое в природе, развивать мышление и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности детей, показать уникальность и значимость осенних даров для человека;
    • Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

    Группа украшена букетами из осенних листьев и цветов, на столах - вазы с фруктами и овощами, поделки из природного материала.

    Ведущий: Уже горят огнем рябины кисти,

    И пожелтели на березах листья,

    И пенья птиц уже не слышно вовсе,

    И тихо- тихо к нам приходит

    Осень. Звучит тихая музыка.

    Входит осень и ее свита: Сентябрина, Октябрина, Ноябрина.

    Загадки о явлениях природы.

    Над рекой, над долиной

    Повисла белая холстина. (Туман)

    Сентябрина.

    Летит, рычит, ветки ломает,

    Пыль поднимает.

    Слышишь его, но не видишь его. (Ветер)

    Октябрина.

    С неба пришел,

    В землю ушел. (Дождь)

    Ноябрина.

    Меня никто не видит,

    А всякий слышит.

    А спутницу мою

    Всяк может видеть,

    Но никто не слышит. (Гром, молния)

    Ведущий. Осень- время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

    Викторина «Закончи пословицу»

    Кто не работает… (тот не ест) .

    Землю красит солнце, а… (человека- труд) .

    Где труд, там и (счастье).

    Не поклоняясь до земли и … (грибка не поднимешь).

    Откладывай безделье, да … (не откладывай дела).

    Делу время, а … (потехе час).

    Ведущий. А теперь мы с вами отправимся в сад, в огород- туда, где идет уборка, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.

    Игра «Подскажи словечко»

    Проводит Осень и ее свита.

    Он усатый и ползучий,

    Спрятал ядрышки в стручке-

    Саблевидном кулачке.

    Не раскусишь, коль засох,

    Называется … (Горох).

    Я лежу на грядке гордо,

    Греет солнце мой бочок.

    Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

    И зовусь я … (Кабачок)

    Оранжевый спрятан корешок

    Сверху виден лишь вершок.

    А подцепишь ловко –

    И в руках. (Морковка)

    Красный вкусный, хоть не сладкий.

    Зреет на обычной грядке,

    Но, как в сказке, с давних пор

    Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

    Этот овощ вот уж диво,

    Круглый, вкусный и красивый,

    Приготовим с ним обед,

    Запеканку, винегрет,

    Цвет у яств совсем не блёклый,

    Главная на кухне (Свёкла)

    Игра «Ягодная викторина» Проводит Осень.

    Осень. Скажите, какие вы знаете ягоды, названия которых начинаются с этих букв З, Б, О, Р, М, Ч, С (Земляника, Брусника, Облепиха, Рябина, Малина, Черника, Смородина).

    Игра «Кто быстрее» Участвуют двое или трое детей.

    Каждый получает вазу с фруктами и овощами. Побеждает тот, кто быстрее отделит фрукты от овощей.

    «Грибная викторина» Проводят свита Осени.

    1. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

    2. Какие грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки)

    3. Для кого мухомор не является ядовитым? (оленя, лося)

    4. Какие растения не имеют корней, стеблей и листьев? (Грибы).

    5. Как называются семена грибов? (Споры).

    6. Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб).

    7. Какие «дружные» грибы похожи на зонтики со своими тонкими ножками и пикантными желтоватыми шляпками? (Опята).

    8. Какие грибы своими шляпками напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами? (Волнушки).

    9. У каких грибов, растущих группками в сосново-березовых лесах, шляпки похожи на широкие дудочки и бывают белого, черного или желтого цвета? (У груздей).

    10. Как называются грибы с крепкими белыми ножками и тугими красными или оранжевыми шляпками? (Подосиновики).

    11. У каких ядовитых грибов шляпки бывают не только красные, но даже зеленые, серые или совершенно белые? (У мухоморов).

    12. Какие ядовитые грибы можно узнать по бледно-зеленой шляпке, похожей снизу на гармошку? (Бледные поганки).

    13. Какие грибы похожи и на подосиновики (только с коричневатыми или серыми шляпками, и на боровики (только размером поменьше и потоньше? (Подберезовики).

    Ведущий. В нашем зале много букетов и поделок, в которых использованы листья и плоды разных деревьев, кустарников. Сейчас Осень задает вам загадки об этих растениях.

    Ствол белеет, шапочка зеленеет,

    Стоит в белой одёжке,

    Свесив серёжки. (Берёза)

    В том лесу, не в огороде,

    Только осень на подходе,

    Новый у нее наряд,

    Бусы красные висят. (Рябина)

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Очень прямо я расту

    В высоту. (Сосна)

    Что же это за девица: Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год. (Елка)

    Ведущий. И на последок мы с вами немного поиграем. А игра называется «Определи на вкус».

    Играющим завязываются глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает плод в подарок.

    Осень и ее свита подводят итоги конкурсов на самый лучший букет и самую интересную игрушку- поделку из природного материала.

    Победители награждаются призами. Осень всех приглашает всех к столу- отведать пирогов, фруктов и орешков.

    Проводится чаепитие.