Осень. Осенние праздники

Описание: Народный календарь составлен с использованием дат и народных праздников. На Руси всегда с почитанием относились ко всему, что происходит в природе - к ее явлениям -будь то дожди или заморозки, зной или холода.
Назначение: Данная работа будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям в работе по экологическому образованию, всем, кого интересуют народные приметы, обряды и праздники.
Цель: Знакомство с народным календарем (осень).
Задачи:
- воспитывать интерес к народным традициям;
- прививать любовь к фольклору;
- развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.

1. Осенние хлопоты: встреча осени. Осенины
Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.

Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

8/21 сентября - Рождество Богородицы. В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 15/28 августа).
Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая - осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.

В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник».

По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего». И плюнуть три раза через левое плечо.

В Пермской губернии считали, что от змеи предохраняет ношение растения Марьин корень на нательном кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее встряхнуть, тогда не укусит и не уползет никуда.» (Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. - С. 202.)

Змея изображена на медицинских эмблемах: над чашей, посох бога врачевания Асклепия (у римлян – Эскулапа), обвитый змеями. Змея в руках волшебницы Медеи, которая могла возвращать молодость.
Ежегодно из природы изымают тысячи змей для получения яда. Редкими стали гюрза и кобра.

ОСЕНИНЫ. Фольклорный праздник

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?
ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка…

ВЕДУЩИЙ: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень и 3 осенних месяца.
ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.
ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.
ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.
ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?).

Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам.

Вот как встречали на Руси Осень.
Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Осень, приглашаем тебя посмотреть выставки ребят и помочь отобрать самые лучшие экспонаты для общешкольной выставки.

ОСЕНЬ: С удовольствием! Ждите меня, ребята, по классам. Ко всем зайду, никого не пропущу, да еще принесу угощение!

Когда в классе Осень прощается
ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб - соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету - Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

9 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

27 сентября - Третьи Осенины
Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает".

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам - готовы ли они к суровой зиме.

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.
Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября - день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе.

Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

2. Равноденствие
Осеннее Равноденствие

День становится короче ночи, начинается "тёмная", зимняя часть года, настоящая осень. Завершается сбор урожая и начинаются активные осенние заготовки. Отсюда же начинается череда осенних праздников и привязанных к ним ярмарок и свадеб. Происходит активное убывание энергии, которое предопределяет ритм хозяйственных работ, личной жизни и ритуальной практики...

С точки зрения астрономии и астрологии, Осеннее Равноденствие это момент когда Солнце пересекает Небесный Экватор и вступает в знак Весов. Соответственно, день когда это происходит (а день, сутки, в индоевропейской традиции считается от восхода до восхода Солнца) и считается Днём Осеннего Равноденствия. Ночь теперь длиннее чем светлое время суток, наступает тёмная, зимняя половина года. Погода ещё может порадовать людей теплом "бабьего лета", но деревья уже почти все окрасились в осенние цвета, цветы почти все отцвели, остаются только те немногие что цветут до самого первого снега, как альпийские астры, например. И хотя в солнечные дни ещё бывает тепло, ночи уже холодные, вскоре начнутся (если ещё не начались) первые заморозки.

На Осеннее Равноденствие выпадает самая сытая часть года. К этому времени урожай большей частью уже собран хозяйки активно делают заготовки на зиму. Свежих овощей и фруктов уже не будет до следующего лета, лишь немногие осенние ягоды и грибы всё ещё доступны в свежем виде. Полученный урожай должен быть исчислен и распределён на весь следующий год, вплоть до следующего урожая. Именно поэтому с Осеннем Равноденствием связан знак Весы.

Урожай мало собрать (сбор урожая – большей частью забота предыдущего периода годового цикла), урожай надо ещё и сохранить. Именно этому – исчислению, сохранению и распределению посвящён период между Равноденствием и Самхейном. В это время хозяйки активно квасят капусту, готовят соления, в это же время начинают подавать соленья и варенья к столу. С этого дня начинали варить пиво. Крестьяне заканчивали работать в поле, вся активность перемещалась в дом и на хозяйственный двор, начиналась подготовка хозяйства к зиме. И, естественно, осенние ярмарки. Продать урожай, купить что-то что сами вырастить не могли. Соответственно и ремесленники к этому времени готовили побольше собственного товара на продажу. Где ярмарки, там всегда и гулянья, где гулянья – там сватовство и свадьбы.

Сам день Осеннего Равноденствия – день когда происходит переход от Света к Тьме, как и другие переломные дни почитался не рабочим, праздным, праздничным, как и все праздничные дни он имел своё имя. Кельты называли его Мабон, Альбан-Эльвед, у славян этот день звался Осенины. День Осеннего Равноденствия посвящён богине-матери (которая по совместительству дарует и материальное богатство), астрологическим знаком Весы управляет Венера.

Христиане переняли эту обрядность: 21 сентября христианские церкви празднуют Рождество Богородицы. Что интересно, в искажённом юлианском календаре праздник ближе к исходной, правильной дате чем в григорианском (католики празднуют Рождество Богородицы 8 сентября, все даты даны в григорианском, новом, стиле), это говорит о том что христиане переняли этот праздник достаточно поздно.

Праздник был традиционно женским. В этот день пекли ритуальный хлеб (впрочем, земледельческие народы пекли ритуальный хлеб к любому празднику), с этим хлебом женщины выходили к реке, встречать очень. Также женщины посолонь опахивали плугом вокруг двора, защищая дом и хозяйство от набирающих силу тёмных сил.

Одним из важнейших ритуалов было возжигание огня. В домах гасили весь огонь, а потом разжигали его заново. Разжигать огонь полагалось ритуально чистым способом – ударами камня о камень или трением деревяшки о деревяшку. Кстати, интересный казус – огонь добытый пьезоэлектрической зажигалкой оказывается самым чистым. Зороастрийцы – главные огнепоклонники наших дней – считают что самый чистый огонь это когда выходящий из земли природный газ загорается от удара молнии. В пьезоэлектрической зажигалке электрическая искра – маленькая молния – порождённая ударом о камень – пьезоэлектрический кристалл – поджигает газ, добытый из недр Земли.

Устраивались, также, пиры и гулянья, особенно молодёжные. Молодые люди делали себе короны из опавших листьев, девушки делали бусы, нанизывая на нить красные ягоды рябины. Эти бусы символизировали Бринсингамен – ожерелье Фрейи. Во время гуляний девушка набрасывала это ожерелье на шею приглянувшегося ей парня и он должен был провести с ней весь день.

Таков исторический и культурный фон праздника, предопределённый энергетикой годового цикла. Как и что делать сегодня нам, городским жителям?
Как отпраздновать Осеннее Равноденствие современному горожанину?

Собственно, точно также. Испечь пирог, которым угостить друзей. Женщины могут и должны выйти к реке с этим пирогом, поприветствовать осень, оставить часть пирога на берегу (остальное съесть, так что берите с собой в меру, чтобы не уносить требу обратно домой).


Что делать и что не делать вблизи Осеннего Равноденствия?

Надо помнить что вблизи Осеннего Равноденствия убывание солнечной и жизненной энергии идёт очень быстро, поэтому следует максимально снизить нагрузку на свой организм, больше внимания уделять здоровью, избегать перегрузок. Период вблизи и после Осеннего Равноденствия крайне неблагоприятен для новых начинаний, новых проектов и дел, он наоборот очень хорош для подведения итогов, завершения, получения результатов и возобновления старых контактов и связей. В некотором смысле это время аналогично периоду убывания Луны, но действует большей частью на дела длительные, с циклом развития в год и дольше.

Сразу после Равноденствия очень хорошо заниматься торговлей, В этот период хорошо как продавать, так и покупать. Именно сейчас имеет смысл привести свои проекты к фазе получения результатов и продать их. В период сразу после Равноденствия это можно сделать с максимальной выгодой. И, кстати, хорошее время чтобы провести ревизию запасов и резервов, решить что надо оставить, а от чего избавиться. Период наиболее благоприятен чтобы реализовать уже ненужные Вам припасы с максимальной выгодой для себя. Если не сделать этого вовремя, эти запасы будут лежать у Вас мёртвым грузом, мешая развитию, реализовать их позже будет намного сложнее, они вообще могут "протухнуть", стать никому не нужными. И они могут мешать дальнейшему развитию, как лишний жир у тучного человека. В то же время именно сейчас следует запасать нужное и необходимое, создавая материальную базу для дальнейшего роста.

Поскольку именно в период сразу после Равноденствия жизненная сила убывает быстрее всего, следует выделять время для отдыха и вообще ограничивать нагрузки. Очень хорошо и полезно сочетать отдых и деловое общение, как это делалось обычно на ярмарках. Время, пока Солнце находится в Весах очень благоприятно для заключения любых союзов, от брачных до деловых и политических. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью! Также это время крайне благоприятно для того чтобы возобновить старые связи, найти старых друзей, возобновить потерянные знакомства.
Магия

Тёмное время года подходит для тёмного колдовства. Это не только наведение порчи, привороты и проклятия. Это также любая магия направленная на общение с миром мёртвых, с предками, хранителями рода, с "тёмными" богами, олицетворяющими стихийные силы природы. Сюда же относятся и все гадания. Не зря летом почти не гадают, а самый пик гаданий приходится на ночь перед Рождеством (Зимним Солнцестоянием), самую длинную ночь в году, момент торжества и наибольшей силы Тьмы.

В период между Мабоном и Самхейном совершаются последние требы лешим и водяным, которые, по народным поверьям, после этого уходят в зимнюю спячку.

К тёмной стороне магии относится и современное увлечение – спиритизм. Длинными зимними ночами общаться с миром мёртвых гораздо проще. Но и опаснее!

3. Возжигание нового огня
Дома можно и нужно зажечь хотя бы несколько свечей. В идеале – пять: четыре по сторонам света и одну в центре комнаты. Можно символически возжечь новый огонь – выключить на минуту всё электрическое оборудование в доме, что будет символизировать погашенный старый огонь, а после того как будут зажжены свечи – снова включить.

И, что очень важно, постарайтесь максимально освободить этот день от всех дел. Энергетика в дни перелома на самом деле очень нестабильна, любые дела, которыми Вы занимаетесь в этот день будут идти особенно тяжело и могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Не зря наши предки объявляли эти дни праздными.

4. Рябинник
23 сентября – Пётр и Павел Рябинники. Массовый сбор рябины. В этот день заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. Украшают окна на зиму рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

Рябина верный помощник против хворобы да нечистой силы. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. В народе верили, что коли мучает тебя дух какой зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит, надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя пространство - и сгинет нечисть, как ее и не было. И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

На Руси два Петра - Павла - большой да малый, летний и осенний. Осенний Петр - Павел - рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды. Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц. Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

РЯБИННИК ИЛИ СОРБАРИЯ - красивоцветущий Декоративный Кустарник с листьями сильно похожими на Рябину. Высота куста достигает 2 м. Многочисленные белые или кремовые мелкие цветочки собраны в крупные пушистые метельчатые соцветия, которые украшают растение в течение довольно длительного времени в середине лета. Растение очень устойчивое, неприхотливое и даже довольно агрессивное - размножается корневой порослью при хорошем уходе в огромном количестве и может угнетать другие растения.

Корневые отпрыски большинства видов образуют густые заросли. Могут расти как на солнце, но там ниже ростом и быстрее отцветают, так и в полутени - растения более высокие и дольше цветут.

Ряби́нник (лат. Turdus pilaris) - распространённый вид европейских дроздов.
Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. В Южной Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и Кашмире встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе.

Рябинник отличается от остальных дроздов прежде всего образом жизни. Хотя некоторые пары и гнездятся изолированно, большинство их собирается в средние по численности колонии, насчитывающие 30-40 пар. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. В глухих лесах рябинник не встречается. Главные места его обитания находятся на севере и в средней части Европы и Азии. Часть птиц ведут оседлый образ жизни, часть кочевой. Скандинавские рябинники, как и некоторое количество среднеевропейских, на зиму отлетают на юг, прежде всего на юг и запад Европы. Гнездовой период длится с апреля по июль. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (н.п. облепихой). Дрозд-рябинник не является особо ценным промысловым видом, его отстрел разрешён круглый год без лицензии. Главной целью отстрела является защита садов, также мясо дроздов употребляется в пищу.

Учебно-методический материал

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Осенние традиционные праздники

С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.

В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:

Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.

На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.

Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.

Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла

Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.

Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».

В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.

Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».

Цель:

    Знакомство с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, обычаями и обрядами.

Задачи:

    Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Август- зарев, жнивень, разносол, густоед, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень Народное название: зорничник (созревание нив, зорничник от зорнить=зреть) . Работы: дожинать хлеб, косить, пахать, сеять озимь, заламывать в ульях соты, отделывать овины, очищать гумны.

Ильин день 20 июля / 2 августа Пророк Илья в народном представлении ассоциировался с Перуном – громовержцем, разъезжающим по небу на огненной колеснице. В его воле дожди, грозы и засухи. Перунов день в язычестве – праздник воинов и земледельцев. Тогда для праздника, который включал в себя две составляющие части – воинскую и земледельческую, пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В начале празднества добывали трением «живой огонь», и от него зажигали костёр из дубовых поленьев.

Илья – зачинатель жатвы. Должен быть окончен сенокос и начата жатва. После Ильи вода не годна для купания. Солнце поворачивает на осень. (рубеж: лето-осень) Жертвоприношение в виде всеобщей трапезы с закланием быка или барана.. В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "Илья Пророк - косьбе срок" Ильин День – "сердитый день". В этот день не работали."На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Осенины – отмечали в разные сроки, в зависимости от климата – от первого спаса до Семёнова дня (14 сентября). Песни «проводы солнца» на вечерней заре. (их же пели на на Успение Богородицы). Устраивался пир. Угощение – магия благополучия.

праздник связан с крещением Руси в 988г. Церковь совершала обряд малого водосвятия, св. водой освящались все колодцы, водоёмы, люди смывали грехи в Иордани. Этот же Спас медовый – «подрезались» первые соты с мёдом. И маковый Спас – дохристианская обрядовая пища была с маком, созревающим к этому времени. Мак и мёд освящались в церкви. Посев озимых.

Сбор урожая овощей и плодов. Праздник благословения плодов земли, в т.ч. яблок. До этого дня их не полагалось есть. Этот день – первая встреча осени . Пожертвования для нищих (трапеза)

Успение 15 / 28 августа . Дожинки, обжинки, оспожинки. Успенщина. Праздник окончания лета, жатвы и начала осени. Пиршества, братское пиво, складчины по поводу окончания жатвенной страды, прославление тяжёлого крестьянского труда. Обжинки – последний день жатвы хлеба. Начинается соление огурцов и грибов. Поминовение усопших. начинались осенние хороводы. Начало молодого бабьего лета (до Ивана Постного)

Третий Спас 16 / 29 августа ореховый, хлебный (освящают хлеб нового урожая, пекут хлеб из муки нового урожая), холщёвый или Спас на полотне . С этого дня разрешалось собирать и есть лесные орехи нового урожая. Благоприятный день для торговли полотнами и холстами, в этот день устраивались текстильные ярмарки .

Осень - это золотая пора. В этот период дети идут в школу, а взрослые люди на работу. С приходом похолодания россияне ждут, когда наступят выходные дни, и они смогут провести это время с семьей или друзьями. Именно поэтому многих людей интересует вопрос о том, какие праздники осенью в России будут в этом году. Ведь многие люди хотят подготовиться к ним заранее.

Где можно найти важные даты?

Если приобрести календарь, то можно быть уверенным в том, что человек не пропустит ни одно важное для него событие. Его можно купить как в ближайшем ларьке, так и бесплатно скачать в интернете. Второй вариант является наиболее предпочтительным для большинства людей.

На самом деле, осенью есть много важных дней, все их запомнить практически невозможно. Но с основными из них стоит ознакомиться каждому человеку.

Праздники осени в России являются долгожданными для многих жителей страны. Они делятся на официальные, церковные и профессиональные. Только во время официального праздника людям предоставляется выходной день. В большее количество дней люди продолжают ходить на работу.

Праздники сентября

В сентябре будет много интересных событий, поэтому у людей не должно остаться времени на скуку.

Начинается первый месяц осени со Дня знаний. Именно в этот день все дети и подростки идут в учебное заведение. Начало учебного года для многих россиян становится первой ступенью для подготовки к взрослой жизни.

В первые выходные месяца жители России отмечают Эта дата меняется. Она может быть как 2, так и 3 числа.

9 числа отмечается Международный В это время все красивые люди страны могут принять участие в конкурсах красоты.

10 сентября - праздник танкистов. Эта дата будет памятной для всех ветеранов, которые защищали страну в советские времена.

А вот 13 числа будет профессиональный праздник - День программиста. Это профессия востребована, поэтому многие люди смогут отпраздновать такое событие.

Через несколько дней, 16 сентября, состоится важное экологическое событие. В этот день следует вспомнить, что озоновый слой защищает нашу Землю от излучения. Каждый человек должен вносить свою долю в защиту окружающей среды и экологии, чтобы жить в чистой и безопасной стране.

21 сентября проходит важный церковный праздник - День Рождества Богородицы. Все христиане в это время могут посетить церковь.

А вот 30 числа жители России могут отпраздновать современный праздник - День интернета. Без всемирной сети сложно себе представить жизнь любого человека.

Важные события октября

Октябрь будет не менее насыщенным, чем предыдущий месяц. В это время можно будет отметить День музыки и России.

1 числа можно отметить сразу два важных праздника: День пожилых людей, а также День сухопутных войск в Российской Федерации.

6 числа каждый ученик должен не забыть поздравить своих любимых учителей с их праздником. В этот день принято покупать цветы или другие подарки и дарить их людям, которые всю свою жизнь посвятили обучению детей.

13 число - это важный День для работников сельскохозяйственной сферы. Именно благодаря этим людям каждый человек может полноценно питаться.

14 число проходит еще один церковный праздник. Это Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздники ноября

Последний запомнится студентам и работникам милиции.

Ноябрь начинается со Дня Всех Святых. В России этот праздник не очень популярен, но молодежь часто отмечает его, так как хочет заимствовать традиции Запада.

4 числа отмечается Божьей Матери. Также в это время россияне встречают и другой важный для них праздник - День народного единства. Этот день является не рабочим, поэтому все россияне могут остаться дома.

А вот 7 число больше не есть выходным. Ситуация изменилась недавно. Теперь в День согласия и применения люди ходят на работу. Вокруг этого события есть разные мнения. Одни люди поддерживают этот день, другие не видят в нем смысла.

Двойные праздники не являются редкостью. 10 ноября празднует свой день молодежь и сотрудники милиции.

21 и 22 числа будет два профессиональных праздника. Первый из них это День бухгалтера, а второй - психолога в России.

Праздники осени в России могут быть веселыми и запоминающимися, если проводить их вместе с дорогими людьми.

Народные праздники осени в России

Многие россияне помнят о своих традициях. Часто праздники осени в России сопровождаются веселыми гуляниями, танцами и интересными обрядами.

14 сентября проходит праздник восточных славян. Его называют в честь Семена Летопроводца. В этот день люди встречают приход осени. В этот день можно проводить разные обряды. Например, новоселье или зажигание огня. Существует большое количество примет, связанных с этим днем.

27 числа - Воздвижение. Это очень важный праздник для православных людей. Христиане в этот день придерживаются поста. Также они могут посетить церковь.

Праздники народов россии осенью позволяют отдохнуть от внешней суеты. Нужно следить за ними, чтобы не забыть поздравить близких людей.

Выводы

Праздники осени в России разнообразные. Их любят как взрослые люди, так и дети. Если дата является официальной, то этот день можно провести дома и отдохнуть. Это чудесная возможность провести свое время с любимыми людьми и насладиться их компанией. Каждый человек должен находить время как для труда, так и для отдыха.

Праздники осенью и зимой в России являются наиболее яркими, красочными и разнообразными. Их ждет большое количество людей. Чтобы быть в курсе всех событий, стоит заглядывать в календарь, тогда можно быть уверенным, что ничего не пропустишь.

Николай Дик

Осенние православные праздники,

народные приметы и обычаи на Руси

Сергей Панасенко. "Пруд. Золотая осень", 1996 г.

Проходит жаркое лето и незаметно подбирается осень...

Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. Совсем скоро бабье лето. В древности люди примечали: «Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме», «Паутина стелется по растениям - к теплу», «Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро».

В народном представлении осень о своем нраве дает знать многими признаками. Надо лишь замечать их. Так, в старину молва уверяла: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разгова-ривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

Сельские жители считают начало осени с равноденствия, падающего на 22- 23 сентября. После этой даты ночи становятся длиннее, а дни заметно пойдут на убыль. По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

Август, уходя, словно оборвал лето. Наступил сентябрь - хмурень. Древнерусское название сентября - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.

О сентябре пахари любили повторять: «Сентябрь - зоревник, хмурень: холодно и сиверко... В сентябре и лист на дереве не держится». Сентябрь открывается днем Стратилата - тепляка. Об этом дне бытовала молва: «Батюшка-юг пустил ветер на овес». 5 сентября - первые заморозки — «лупповские»: «На Луппа - овсы морозом лунит». 8 сентября - Наталья - овсяница, косят овес. «Не вырастет овес - наглотаешься слез», - приговаривал сельский мужик. Тогда же отмечали осеннего Петра - Павла-рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу.

11 сентября - Иван-полетний, полетовщик. Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный - осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Через день после Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. 13 сентября - журавлиный отлет: «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь». 14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, на Семен-день. Оттого-то крестьянский календарь - численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ: «На Семен-день до обеда сей - паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К середине сентября разбежались тучи - установились погожие деньки, наступило бабье лето. По давним приметам, оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Как великолепны эти дни! Бабье лето - лучшая пора осени. Кому ж не любо людям тепло, хоть и прощальное! «Семен - летопроводец молодое бабье лето проножит, и старое наводит», «На Семен-день ясно - бабье лето теплое», «Бабье лето ненастно - осень сухая», «Сухая осень, коли на Семен-день сухо» - поговаривали об этих денёчках.

Рождество Пресвятой Богородицы - (21/8 сентября) - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

Согласно православным канонам «…для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, свя-тая Дева Мария.

Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения)».

Праздник этот был установлен церковью в IV в., но про-шло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богороди-цы заняло свое место среди главных праздников Православ-ной Церкви.

В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников.

День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день рус-ское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка -28/15 августа). Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин-ками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родите-лям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника. К новобрачным же сходилась вся родня «навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму».

По русскому народному календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку - Осенину. Осенина в Древ-ней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Хо-дили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встре-чать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а моло-дые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день об-новлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентяб-ря). В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармо-никой и угощением, исполнялись игровые песни и шуточные розыгрыши.

21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. За ним немного спустя перевалила рубежная дата - осеннее равноденствие. Солнечного тепла стано-вится все меньше и меньше. Начинают поливать ещё тёплые дождички: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Сентябрьские осадки благотвор-ны для садов и озимых.

За ранние сумерки и повышенную облачность сен-тябрь иногда называют «вечером года».

24 сентября - Федора - обдирала : «Не каждое лето до Федоры дотянет». Обивается оставшийся на корню хлеб: «Федоры - замочи хвосты». Две Федоры в гору - осенняя и зимняя, одна с грязью, другая —- со стужей: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зим-ние Федоры платком рыло закрывают».

С 26 сентября, с Корнилья, «корень в земле не растет, а зябнет». Через день - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые заморозки: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». Осень к зиме быстрее движется. Срубают капусту: «На Воздвиженье первая барыня - капуста». Молодежь по такому случаю затевала вечеринки - капустники.

Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября). Это один из двунадесятых праздников, который Православ-ной церковью отмечается в честь воспоминания Креста Хри-стова. Первоначально этот праздник был установлен в воспоми-нание обретения Креста Господня благочестивой Еленой, мате-рью императора Константина Великого (который разрешил сво-бодное исповедание христианства) в Иерусалиме. По преданию, в 326 г. она приказала разрушить языческий храм, который стоял на Голгофе, и обнаружила в развалинах три креста. Один, на котором был распят Иисус, воздвигли для поклонения ему хрис-тиан. По велению царицы, на Голго-фе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

В VIII веке с этим событием соединилось другое - воспоми-нание о возвращении Креста Господня из персидского плена. Тогда греческий император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме и внес его в храм, из которого он был похищен.

Для верующего, следующего Заветам Христа, «нести крест свой» означает жертвенную самоотдачу для выполнения воли Христа. Это значит «отвергнуть себя», побе-дить себялюбие, исполнять богослужения и жить для других.

В канун праздника Воздвижения Животворяще-го Креста Господня в храмах выносят ук-рашенный цветами Крест, где он лежит до конца празднования Воздвижения, т.е. до 4 октября.

В этот день по традиции воздвигают кресты на строящихся храмах, совершают крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Молодежь за-тевала вечеринки, пекли пироги с капустой; поэтому эти вечера и получили название «капустников».

Все народные приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» - на Воздвиженье осень зиме навстречу над-вигается. Считается, что именно в этот день птица в полет трону-лась, а медведь залег в берлогу. В прежние времена мужики в деревнях крепко запирали подворье, заделывали все щели и проемы. В лес в Воздвиже-нье не ходят, чтобы ненароком не встретиться с нечистой силой

28 сентября - «гусепролет, гусарь». На «гусаря» стригли овец. В старом русском календаре этим днем сентябрь-хмурень переламывался пополам, а по новому счислению до завершения первого осеннего месяца осталось всего ничего.

Наступает октябрь - грязник. В начале месяца дни стоят еще погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко. Но уже через несколько дней народные приметы указывают: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Эти дни называли рас-путица, кисельница, октябрь - грязник.

1 октября - журавлиный лет. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Октябрь средь осенних братьев-месяцев самый нарядный, самый живописный.

2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят улья в омшаник. Кто поюжнее живет - откладывают это де-ло до Савватия (10 октября).

За Зосимой - астафьевы ветры. На Астафья, конечно же, свои примеры: «Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа недалече, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру», «Если на Астафья туманно и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина - к благоприятной осени и нескорому снегу».

7 октября - Фекла - заревница. День убывает уже быстрее, чаще осенние заморозки. На Сергия (8 октября) рубят капусту. В этот день замечали: «Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день» (21 ноября). А вот и знаменитый Покров, 14 сентября - первый вестник настоящих осенних холодов. «На Покров натопи хату без дров», «Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься», «Каков Покров - такова и зима», «Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной. При переменном ветре и зиме быть непо-стоянной».

Октябрь - свадебник , на селе играются свадьбы: «Придет Покров - девке голову покроет».

На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Незаметно подошли Харитины (18 октября ) - первые холстины. За Харитинами - Денисы -позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака. На Сергий, 20 октября , своя примета: «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги».

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Этот православный праздник был установлен Андреем Боголюбским (X в.) в память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе во время всенощного бдения. Празд-ник, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почи-таемых. Это праздник великой радости. На Руси верили, что Пресвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, поэтому имеют надежду на Её постоянное заступниче-ство и милосердие. Особо почитаются иконы Владимирской, Боголюбской, Казанской и Смоленской Божией Матери.

В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Обычно утром, после похода в баню, в доме невесты собирались девушки-подружки, сватьи, свахи и под причитания, песни, плачи начинали расплетать косу невесты и переплетать ее в новую прическу замужней женщины. Отныне краса - девичья коса навсегда упрятывалась от посторонних глаз, т.к. замужние женщины должны были прятать волосы под головной убор. Снимать платок, кокошник (его носили молодые женщи-ны) или чепец - повойник они могли только перед мужем.

21 октября: «С Трифона-Палагеи все холоднее». Го-товь теплую одежду — зима забредает. Догадливые на шутливое слово русские люди и святым работу нашли. У них: «Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые». А через день - Лампеи (Евлампий). «Если на Евлампия рога месяца на полночь(на север) - быть скорой зиме, снег ляжет нормально, а ели на полдень (на юг) — скорой зимы на жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».

Пришло время ноябрю - листогною. Об этом месяце народная молва гласит: «В ноябре зима с осенью борются», «Ноябрь - полузимник: и колесо, и полоз любит», «Ноябрь -полузимник: мужик с телегой прощается и в сани забирается».

Неказист ноябрьский день. Проглянет солнышко и скроется, всё чаще на небе свинцовые тучи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют: «Ноябрьские ночи до снега темны».

На третий день ноября народный календарь указывал на почитаемый на Руси праздник - Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Воз-вращались с промыслов деревенские мужики. На Казанскую - первый зимний заморозок. Снежно и морозно. Про этот день крестьяне поговаривали: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит».

8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». В народном календаре замечалось, что до Дмитровой субботы зима не становится. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя».

Через день - Ненилы-льняницы. За Ненилами - Настасьи-овчарницы. 12 ноября , на Зиновея, - синичкин праздник: «Не вели-ки птичка-синичка, и та свой праздник помнит». 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать». Реки начинают замерзать: «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна». Отходят в прошлое предзимние деньки. «Демьянов путь — не путь, а только перепутье». К тому же в ближайшие дни боль-ших морозов не предвидится и даже отпустить может: «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября ) раскует» или: «Кузьма-Демьян с мостом - Михаиле с полумостом».

Кузьминки на Руси славились петушиными именинами: отмечались Кочеты. Девицы - посиделочницы устраивали пир - беседу. Для этого каждая приносила кочета - петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу.

Но вот праздник прошел, пора за дело принимать-ся: «Акундин (15 ноября ) разжигает овин. В некоторых деревнях в старину слышались перестуки мялиц и цепов. На мялицах хрястали, обминали коноплю и лен - из тресты волокно получали. Цепы же на гумнах стучали - обмолот хлебов еще продолжался. Так за работами и проходило студеное время.

19 ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот - лед на лед ведет». За ним «Михаиле (21 ноября ) мосты мостит». Но Михайлов день известен больше оттепелями. Михайловские оттепели, Михайловские грязи: «Если Михаиле Демьянов путь порушит - не жди его до зимнего Николы (19 декабря )».

С зимних Матрен зима встает на ноги, налетают морозцы. «С Ераста (23 ноября ) жди ледяного наста». «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу» А еще через два дня - Студит. «Со Студита станет холодно и сердито», «Федор Студит - землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

По народному календарю если 25 ноября дождь или снег - быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Через трое суток: «Гурьян на пегой кобыле» (грязь, снег). И уж коли лежит на Гурьяна снег, так лежать ему до половодья.

Вот вроде и установилась зима, но возьмет злодейка и запотеет, нет-нет да отдаст теплом с мокротой: «На Матвея (29 ноября ) зима потеет». Но в каком бы разладе с календарем она ни была, а ноябрю-груденю замыкать позимскую осень. За ним вплотную подступили метели, стужи, лютые денечки. Наступает настоящая зима.

Так образно раскрывает народный календарь приметы и обычаи православной Руси, связанные с временами года и сезонными изменениями погоды.