Опасные игры наших подростков.

Кто-то доводит наших детей до самоубийства. Кто? Зачем? А главное – как уберечь свое родное дитя?

В Петербурге сейчас идет беспрецедентный процесс: расследование по делу Филиппа Лиса, основателя и администратора так назыаемых «групп смерти» в соцсетях. Дети, которые подписываются на эти группы, получают задания, которые заканчиваются одинаково страшно. Самоубийством.

Филипп Лис сейчас находится под стражей, в тюрьме «Кресты». И, что самое страшное, ему каждый день приходят сотни писем от поклонников организованной им страшной игры. Письма со словами поддержки. Понимаете? Он кумир для подростков. Смертельно опасный кумир.

Игра, которая убивает

Они ставят на аватарки картинки китов или тела, истекающие кровью. Они постят картинки про самоистязание или унижение. Они общаются странными для непосвященного глаза хэштегами #тихийдом #няпока #морекитов #хочувигру. Они часами зависают в соцсетях. Пишут на страницах стихи. Например, такие:

«Хочу утонуть в #морекитов

а потом попасть в #Тихийдом

хочу домой к звездам в #млечныйпуть

я так #хочувигру

найди меня

дай мне инструкции

дай мне номер

я жду тебя

А потом просто выходят… в окно. Или прыгают с моста. Или режут вены. Россию захлестнула волна подростковых самоубийств на фоне смертельных «игр» в интернете.

Один из администраторов групп смерти, Филипп Лис, уже под стражей. Статья – доведение до самоубийства. С другими работают следователи. Но вся эта борьба детей, наоборот, вдохновляет на страшные шаги: с начала года специалисты регистрируют новый всплеск интереса к убийственной игре.

Кто в ответе

За один только день в сети появляется порядка 4 тысяч тегов, характерных для групп суицидальной тематики, – бьют тревогу представители общественной организации РОЦИТ. - Такие группы регулярно блокируют, но появляются новые.

Кому и зачем это надо, пока непонятно. Эксперты из организации РОЦИТ уверены в одном: с детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии и техники внушения.

Уличить их в такой работе крайне сложно, – говорит психолог-криминалист Михаил Виноградов. - Зачастую администраторы групп даже сопровождают детей к месту суицида. Например, на крышу. Говорят, что шагнут вместе со своими жертвами. Но, разумеется, только делают вид. А потом, когда их ловят, говорят, что действительно хотели спрыгнуть вниз. Но в последний момент испугались и передумали.

В итоге доказать причастность администраторов к гибели детей практически невозможно. И они остаются безнаказанными.

Причем влиянию организаторов суицидальных групп подвержены далеко не только и не столько дети из сложных семей.

Хочу обратить внимание, чаще всего дети из хороших, внешне благополучных семей сводят счеты с жизнью, – добавляет уполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - Поэтому, дорогие родители, будьте начеку и чаще узнавайте, чем интересуются ваши дети.

Психолог Дарья Грошева объясняет: ребят буквально «поймали» на особенностях, свойственных переходному возрасту. В это время идет становление подростка, определение его идентичности, интересов. И на желании быть интересным и нужным, которое остро свойственно детям.

Проблемы будут возникать, если нет доверия. И тут один выход: быть интереснее интернета, интереснее компьютера. Ребенок сейчас остро нуждается во внимании взрослых, даже если не показывает этого. А взрослые часто совершают ошибку, считая, что уже можно немного отступить на задний план.

9 признаков тревоги…

Обычно активный ребенок вдруг подавлен, неразговорчив, не спит по ночам.

Начал рисовать китов или бабочек, много времени проводит в интернете, не участвует в социальной жизни школы.

Уходит в полную изоляцию, не идет на контакт.

Снижается успеваемость.

Появляются вредные привычки.

Он скрывает от вас круг своих друзей, непонятно, с кем он общается.

В интернете он посещает странные непонятные сайты, в том числе для взрослых.

…и 5 способов защиты

Многие папы и мамы считают: установил контент-фильтр на компьютер – и дело с концом. Но это заблуждение.

Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне! - говорят в Центре защиты детей от интернет-угроз.

Поэтому одними фильтрами не надо ограничиваться. В ваших же интересах:

Добиться полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности.

Объяснить, что интернет является не надежным источником информации, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

Оговорить правила работы с компьютером и гаджетами, установить временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что интернет в первую очередь является средством развития и обучения и только второстепенно – развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

Ввести ограничения по использованию смартфонов и планшетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный интернет не нужен в повседневной жизни.

Запретить общение в сети с неизвестными людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице.

Личный опыт

Читая новости о подростковых самоубийствах, первое желание – отрубить ребенку доступ в интернет полностью. Это, конечно, не выход. В наш-то век вездесущего вай-фая. Пытаясь защитить ребенка, родители зачастую перестраховываются. Появился, к примеру, слух о том, что любители аниме чаще сводят счеты с жизнью, – запрещают смотреть аниме. Проявляет ребенок интерес к японской культуре – впадают в панику.

Хочется сказать по этому поводу: не перегибайте палку. Не кидайтесь запрещать все подряд, не разобравшись. Как говорится в популярном анекдоте, иногда банан – это просто банан. А аниме – просто мультфильм. Если подросток увлекся мультсериалом «Тетрадь смерти», это его не убьет.

Что за бред. «Тетрадь смерти» – о том, как круто быть умным. О противостоянии двух гениев, добра и зла. А вовсе не о самоубийствах, – пожала плечами 17-летняя Александра, с десяти лет фанатеющая по японским мультфильмам и манге (в том числе и по «Тетради смерти». До сих пор жива).

И помните: ребенка скорее убьет ваше собственное невнимание и зацикленность на работе, внешних проблемах, его оценках. На чем угодно, только не на нем самом.

У ребенка, который не чувствует себя заброшенным, с которым родители разговаривают, которого не просто слушают, а слышат, таких мыслей никогда не возникнет, – говорят психологи.

Больше общайтесь. Доверяйте друг другу. Цените своих детей, и пусть они об этом знают.

Здравствуйте, Инга.

Почему подростки склонны к самоубийству?

Суицид среди подростков является актуальной темой. Среди остальных групп людей, склонных к суицидальным наклонностям (одинокие, в разводе, после смерти близких и т.д.), именно подростки составляют самую многочисленную.

На сегодняшний день отмечается "эпидемия"склонности к самоубийству среди подростков. В абсолютном большинстве случаев суицид среди подростков является попыткой уйти от сложившейся жизненной ситуации. Ребенку не хватает мудрости прийти к умозаключению о том, что сложности происходят постоянно и их необходимо переживать. Единственно правильным выходом, по мнению подростка, является суицид.

Некоторые вопрошают и не понимают эту склонность к драматизации, т.к. им не понять точки зрения подростка, ведь ребенок впервые в своей жизни сталкивается с серьезными проблемами, решение которых далеко не всегда проходит бесследно и гладко.

К основным провоцирующим факторам, которые подталкивают ребенка к мыслям о суициде, относят: конфликты в семье и со сверстниками, отсутствие поддержки, а ведь мало кто задумывается над тем, что ребенок на этом этапе развития проходит через сложнейший этап взросления. Этап этот сложен именно с психологической стороны: непонимание родителей и друзей, унижения и оскорбления, чувство одиночества, отверженности, непонимания. Эти чувства у подростков гипертрофированы, усилены, если можно так выразиться, ведь они склонны к излишней драматизации и агрессии.

Если дети чувствуют непонимание, то им кажется, что весь мир смотрит на них как на отверженных. Если родители ругают за поведение или оценки, то им кажется, что самые близкие люди их ненавидят. Если друзья подтрунивают и посмеиваются, то подростку может показаться, что он "белая ворона", объект для издевательств и унижения. Одним словом, все чувства ребенка в период полового созревания чрезвычайно обострены и гипертрофированы.

На этом фоне подросткам кажется, что уход из жизни может стать выходом из сложившейся ситуации. Таким способом они хотят доказать всем, что они неправы, привлечь их внимание и доказать свою значимость. Родителям, сверстникам, всему белому свету посредством попыток ухода из жизни дети хотят показать, каким благородными и героичными могут быть их поступки, насколько смелым и бесстрашным был человек, которого вокруг все считали неудачником и объектом для насмешек.

Продумывая сценарий смерти, подросток в мельчайших подробностях представляет, как все будут горевать и жалеть о его кончине, как все будет пафосно, драматично и театрализовано. К сожалению, реальность далека от представлений ребенка о смерти. Немаловажным этапом профилактики подросткового суицида являются рассказы о некоторых физиологических нюансах смерти, которые очень далеки от красивых фантазий подростков.

Какое значение в подростковом суициде имеют компьютерные игры?

Многие подростковые субкультуры (аниме, готы и т.д.) в буквальном смысле вызывают у детей интерес к смерти и идеализируют ее. Преподносят уход из жизни эти субкультуры в качестве красивой картинки, где подросток - центр вселенной и всеобщего внимания. Именно этого и хотят все подростки, испытывающие психологические трудности и помышляющие о самоубийстве.

Основная опасность компьютерных игр в контексте данной проблемы заключается в том, что герои могут сколько угодно раз быть убитыми и воскреснувшими. Находясь в психологической зависимости от компьютерных игр, подростки не видят грани между реальностью и виртуальным миром. И победы, и поражения героев компьютерных игр дети воспринимают всерьез. Часто даже живут жизнью виртуального героя, полностью отторгая реальность.

Чередование жизни и смерти в сознании ребенка становится настолько естественным, что он перестает понимать, что после смерти никакой жизни в реальности уже быть не может. Если на этом фоне возникают мысли об уходе из жизни, то подросток не до конца понимает, что вернуться назад уже будет невозможно.

С уважением, Наталья.

С момента публикации статьи о «группах смерти» в «Новой газете» прошел год. Новость о зловещих «синих китах» (по названию одной из групп), уносящих жизни сотен детей, стала настоящим «сетевым Чернобылем».

Сейчас мы знаем, что группы, в которых подростков с помощью игры подталкивали к самоубийству, не новое оружие сектантов и террористов, а циничная авантюра таких же молодых людей, зашедшая слишком далеко. В полиции с «Синим китом» связывают лишь самую малую часть подростковых суицидов, произошедших за последнее время. Значит, «пронесло»? Можно выдохнуть?

Увы, все не так просто. Обсуждения только подогрели интерес подростков к играм. В поисковики посыпались запросы вроде «Синий кит что за игра». За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах. Опасен ли этот «ренессанс»? Чем вообще «суицидальные игры» привлекают подростков? Как работает их механизм и как можно им противостоять?

За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах

В апреле состоялся круглый стол на тему опасных сетевых игр, организованный проектом социальной адаптации «Полдень». Психологи, активисты, специалисты по работе с подростками обсудили самые острые вопросы, а мы собрали ответы на главные вопросы.

Почему это явление возникло именно сейчас?

Игры со смертью были всегда и везде. Еще до появления интернета были игры-испытания: постоять на рельсах перед поездом и соскочить в последний момент, прыгнуть с моста в воду, зацепиться за троллейбус и проехать до следующей остановки. Это проверки на смелость. Дети идут на это, чтобы получить заряд адреналина и прослыть смельчаками.

«Синий кит» − новая форма организации таких игр. Многие процессы, которые прежде были интимными, в интернете стали публичными. Видеоблогеры обсуждают отношения с родителями, ссорятся, переживают, совершают глупые выходки прямо перед камерой. Формы самовыражения, существующие «в реале», перекочевали в Сеть.

Многие подростки играют в «Синий кит» по той же причине, по которой режут руки и залезают на заброшенные стройки. Ими движет либо желание получить адреналин, либо любопытство.

Зачем подросткам это нужно?

Игры со смертью обычно начинаются лет в 12-14. В этом возрасте подросток осознает себя отдельной личностью, хочет отсоединиться от родителей, бросить вызов их власти и доказать свою взрослость.

Утверждение власти над своим телом - тоже атрибут взрослого. «Я могу выложить фото обнаженного тела в интернет, могу курить, могу разрушать себя, если хочу, мое тело принадлежит мне; моя жизнь принадлежит мне. Я взрослый: я не смотрю «Смешариков», а рисую китов. У меня есть общая тема для разговоров с детьми постарше».

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят. Это слишком непонятное и далекое событие для них. Они думают, что игра расскажет им что-то про это явление, но не убьет.

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят

Есть те, кто хотят «переиграть игру». Бросают ей вызов. «Я буду играть по правилам и выиграю». Когда появляется популярная тема для разговора, появляются и те, кто против. Но здесь можно быть и героем, и борцом.

Есть мощное движение «дельфинов» или «китобоев», которые ищут администраторов и борются с ними. Это тоже дети, они тоже так играют. Иногда они просто вступают в группу, отговаривают участников.

Существуют группа школьников, которая официально ищет деньги на организацию таких групп смерти. Хотя денег они не нашли, сам факт такого мышления показывает, что для них это просто веселая и модная тема, в которую можно играть и даже зарабатывать на ней. Но не факт, что эти средства пошли бы именно на заявленную цель.

Кто в зоне риска?

Есть незначительная группа детей, которая стремится в этих играх погасить душевную боль, привлечь внимание к себе.

«Среди родителей детей, попавших в игру, очень распространено безразличие, - рассказывает Светлана Волокита, президент фонда поддержки семьи «Больше жизни», которая занимается спасением детей из подобных ситуаций. - Мы позвонили отцу и сказали, что с его ребенком случилась беда, нужно внимание. Ребенок уже более 40 дней играет в эту игру, то есть близок к самоубийству. Родитель же отвечает, что ему некогда. Удалось подключить брата, которого пришлось вытаскивать из армии ради этого. Я убеждена: если бы ребенок хотел уйти из жизни и долго бы это продумывал, он бы это сделал. Если же он ищет игру, то ему нужно внимание».

«Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации», − считает Светлана Волокита. Она приводит такой случай. Девочка живет с мамой. Мама во втором браке и занимается детьми от отчима.

Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации

Когда девочка стала просыпаться в 4:20, наносить себе порезы, закрываться в комнате с закрытыми шторами на окнах, бабушка забила тревогу. На обращение сотрудников НКО мать только отмахнулась, а отец заявил, что «этот ребенок не входит в его планы».

Единственное, что заставило включиться родителей, - угроза суда, так как за пассивное поведение в экстренных ситуациях тоже есть уголовное наказание. Но после выхода из игры ситуация не изменилась: у девочки по-прежнему конфликты с родителями, она недовольна своей жизнью.

«Синий кит» направлен на то, чтобы привлечь к себе внимание. Был серый подросток, «тихоня», незаметный школьник. Но как только он попадает в игру, сразу становится тем, кого нужно спасать. Он причастен к «крутому», взрослому и опасному делу.

С ним ведут диалог на новом уровне, не с позиции сверху вниз. Его воспринимают как личность, способную распоряжаться своей жизнью. «Угрозы смерти - самый действенный и довольно простой способ заявить о себе и привлечь внимание по-настоящему», - подчеркивает Светлана Волокита.

Когда были созданы такие игры?

Вначале на сайтах и ресурсах вроде «2ch», «Упячка», «Палата №6», «Подслушано» зародилось движение «нетсталкинг» (net - «сеть», stalking - «выслеживание»). Суть его в поиске «сокровищ» в интернете − скрытых страниц, странностей, удаленных (якобы) видео.

Даже простая прокрутка новостной ленты в поиске необычного - зачаток нетсталкинга. Тот, кто нашел что-нибудь интересное, сразу привлекает к себе внимание и становится на какое-то время популярен. Первая «суицидальная игра» появилась на одном из этих сайтов.

Как они устроены

Человек получает приглашение либо сам пишет сообщение в Сети, оставляя нужный хэштег, ключевое слово. За участником закрепляется куратор. Игра длится 50 дней, и на каждый день игроку присылают одно задание. Он должен вставать в 04:20 и что-то делать.

Сначала задания относительно безобидные: выйти на улицу без куртки, читать книгу 2 часа, слушать определенную музыку. Потом они становятся опаснее: перебежать дорогу на красный свет, выйти на парапет и смотреть вниз. Последние пять крайне опасны и могут привести к смерти, а в финале игроку прямо указывают: убей себя.

Как это работает? Как игра настраивает на суицид?

«Кураторы «Синего кита» или других подобных игр манипулируют игроком, чтобы ослабить его чувство реальности и инстинкт самосохранения, - рассказывает Александр Минкин, ведущий разработчик игр проекта «Полдень». - Сначала включается депривация сна и эмоциональное воздействие. Игроку приходится вставать в 4 утра несколько дней подряд. Это выбивает его из колеи, он становится мнительным, тревожным, легче поддается внушению. В нагрузку к недосыпу игрок получает депрессивные эмоции из текстов и музыки. Так участник дозревает до состояния, когда им легко манипулировать».

Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать

Второй этап направлен на притупление инстинктов. Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать. Перебежал дорогу, постоял на краю моста - значит, немного победил смерть. На этом этапе появляются угрозы от куратора: убить близких подростка, выложить некий «компромат», если игрок решит «соскочить».

Часть этих механизмов знакома психологам, ведь это очень похоже на формирование привычки. Участник втягивается, привыкает раз за разом выполнять задания, слушаться куратора. Механика игры хорошо приспособлена для этой задачи: она удерживает внимание и состояние игрока в «потоке».

Что значит «состояние потока»? Александр поясняет: «Возьмем для примера игру в теннис. Мы впервые взяли в руки ракетку и учимся отбивать мяч в стену. Через несколько занятий мы уже можем рассчитать траекторию и силу удара. Как только результаты видны, мы встаем против тренера, который адаптируется к нашему уровню. Нам тяжело, но мы справляемся, и так далее вплоть до чемпионата по теннису.

Нам постоянно интересно - мы «в потоке». Но если тренер оставляет нас упражняться у стены слишком долго, нам становится скучно. И наоборот, если он играет в полную силу - мы переживаем стресс из-за постоянных неудач.

В игре «Синий кит» скучные задачи чередуются с интересными. Первые - интригуют, вызывают любопытство. Потом несколько скучных заданий заставляют томиться в ожидании. Затем снова идут интересные, но сложность нарастает. Преодолев их, игроки чувствуют свою победу.

Если увеличивать сложность с каждым этапом, дойти до конца будет невозможно. А за счет промежуточных пунктов игрок остается в «потоке».

Слабость игры проявляется там, где куратору приходится угрожать участнику. Это говорит о том, что механика не всегда справляется с удержанием человека в игре. Там, где интерес не справляется с удержанием, в дело вступает страх. Участнику нельзя выложить фото в Сеть, чтобы рассказать, что именно с ним происходит. И это работает: кто-то остается из-за боязни потерять родных, кто-то - из-за перспективы быть опозоренным».

Кому это выгодно?

В массе своей люди не знают, как устроена игра, не видят причин играть в нее, воспринимают все группы смерти как комплексную угрозу и легко рисуют за ними образ врага. Как будто есть единый злодей, управляющий всеми этими группами и играми.

Но доказательств связи суицидов и игр нет, нет наглядной картинки, очень много домыслов вокруг того, как это работает. Да и требований со стороны какой-либо террористической организации не поступает, как и заявлений о том, что кто-то принимает на себя ответственность за эти акции.

Смертность же подростков именно в результате таких игр не так значительна, чтобы рассуждать о террористической угрозе или разработке оружия. Поддерживать всех кураторов и все группы - это огромные бюджеты с минимальным результатом. Любой службе разведки такая результативность не к лицу.

Никакого секрета или власти у этих людей нет

Кроме того, информация, которую использует куратор, всегда добывается в открытых источниках самым примитивным способом. Никакого секрета или власти у этих людей нет. Это не взрослые хакеры, а активные сверстники участников. Возможно, у кого-то из них есть личная обида на своих игроков.

Сейчас уже невозможно сказать, кто именно создал первую игру. Возможно, психолог, возможно, подросток. Возможно, это чья-то дипломная работа. Формат и версии этой игры постоянно меняются, и сейчас ее организуют разные молодые люди.

Как если бы мы гуляли из двора во двор и обнаруживали там игры, в которые играют дети: ножички, классики, резинку, мяч. Вроде все похожи, но автор неизвестен и правила отличаются.

А процесс игры, механика и образ участников подсказывают, что и администраторы, и участники - подростки. Особенно это заметно по тому, что никто до последнего момента не воспринимает такую игру всерьез. Ведь подросток не верит в собственную смертность.

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так. Дети очень много играют в игры - это норма их повседневной жизни. А количество игр, созданных детьми, огромно, особенно в интернете.

«Синий кит» родился на стыке нескольких явлений - тяги к экстриму, поиска новых ощущений, желания получить уважение сверстников и доказать свою взрослость. Подростки приходят в игру, чтобы привлечь к себе внимание, получить адреналин, обыграть соперника и погасить душевную боль. Администратор и участник приходят к игре по-разному, но уже в процессе относятся к ней одинаково, они не верят до конца, что игра закончится смертью, и стремятся обыграть соперника.

Как с этим бороться?

1. Не бояться

Перестать говорить с придыханием об игре. Так мы лишь добавляем популярности этой теме. Наша задача - вывести это понятие из моды.

2. Формировать ценности

Подросткам тяжело осознать, что действительно важно и дорого в жизни. Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и сюжетные компьютерные игры. Например, проект «Полдень» проводит для воспитанников детских домов игры, в которых они могут прожить ту или иную ситуацию и совершить ценностный выбор.

3. Быть бдительными

Ребенок сам не будет просить помощи, если уже идет по пути суицида. Важно наблюдать за ним. Если он начал играть, у него есть около 40 дней. Изменения в поведении хорошо заметны: изоляция, депрессия, нарушения сна, появляются порезы и травмы.

4. Быть рядом

Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. А также приучать его звать на помощь взрослого в крайних ситуациях.

5. Обнадеживать

Если ребенок встал на путь суицида, заявил об этом, ему нужно объяснить, что есть люди, которые расстроятся из-за его смерти. Хочет ли он этого? Может последовать ответ: «У меня нет друзей, им плевать, я никому не нужен». Тогда можно сказать, что даже незнакомые ему люди расстроятся, будут сопереживать.

6. Обсуждать тему суицида

Подросток может воспринимать самоубийство в романтическом ключе, как яркий жест, способ «красиво уйти». Важно дать ему альтернативный взгляд - какую боль и страдания приносит людям этот шаг, как искаженно выглядит в глазах самоубийцы его жизнь.

Есть фильмы и социальные ролики, которые поднимают эти темы. Что бы вы ни смотрели, обязательно обсудите это с ребенком - важно узнать о его впечатлении, мыслях и чувствах по поводу увиденного.

7. Прервать «поток»

Как и с другими играми в интернете, например, разнообразными фермами, мы увлекаемся и на некоторые время можем «выпасть» из реальности. Но стоит прерваться на неделю - и уже не вспоминаем о них.

Если вы боитесь, что ваш ребенок уже играет в опасную игру, изолируйте его от средств связи, увезите на дачу на неделю, дайте выспаться. Как минимум он перестанет воспринимать угрозы куратора как реальные, как максимум - перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».

8. Дать замену

Прервать контакт, чтобы вытащить из потока, недостаточно. Дальше важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность.

Если вы будете давить и наказывать, это даст обратный эффект. Ребенок найдет другой способ покончить с собой или вернуться в игру - через знакомых, чужие аккаунты.

9. Обратиться к психологу

Существуют психологические центры, которые работают с «китятами», вы можете найти их в интернете.

История с «Синим китом» учит нас, что детям нужно уделять внимание. Они не просто объект воспитания, они живые люди со своими эмоциями, желаниями и стремлениями. «Модная», будоражащая тема смещает фокус проблемы: многих захватывает мысль об эпидемии суицида, но им не так интересно говорить про реальные проблемы детей - одиночество, неудачи в любви, невнимание или насилие со стороны родителей.

Что такое проект «Полдень»

Проект социальной адаптации воспитанников детских домов «Полдень» помогает воспитанникам детских домов. Волонтеры проекта разрабатывают и проводят игры, в которых дети проживают различные ситуации и решают задачи, приучаясь действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выстраивать границы, учитывать интересы и потребности других людей, брать ответственность за свои решения.

Программа действует уже шесть лет. Сейчас ее участники ведут работу не только в детских домах, но и в школах и учреждениях дополнительного образования в 23 регионах Российской Федерации - от Москвы до Владивостока.

Сайт: thenoon.ru

/ Иллюстрация сайт

Казахстан, по данным ВОЗ, занимает 2-е место в мире по количеству суицидов среди молодёжи.

Спецслужбы регулярно блокируют суицидальные группы, однако популярность их только возрастает. В последнее время дети увлеклись игрой в смерть. И если раньше в таких случаях винили СМИ, мол, журналисты часто рассказывают о суицидах, чем подогревают интерес, то о "Синем ките" заговорили недавно, а между тем количество участников в этой группе достигло более 16 тысяч человек, часть из которых - казахстанские школьники. Редакция сайт решила разобраться, что это за смертельные группы, как обезопасить от них подростков и самое главное - как по первым признакам узнать, склонен ли ребёнок к суициду, чтобы вовремя ему помочь.

Правила игры

Правила довольно просты - за участником закрепляют куратора, который высылает задания. 50 дней - 50 заданий, последнее из которых - самоубийство.

50 дней - 50 заданий / Фото с сайта vk-smi.ru

На днях 15-летний воспитанник интерната в Актау порезал себе вены на левой руке лезвием от точилки. Таким образом подросток выполнил второе задание, которое ему прислал один из кураторов смертельной игры "Синий кит".

Первое было самое лёгкое - нарисовать на руке дельфина, сделать фотографию и отослать её на сайт. По словам подростка, об этой игре ему рассказал друг.

"По правилам нужно было разместить в социальной сети "ВКонтакте" картинку с определёнными хэштегами. Это я и сделал вместе со своим другом. По хэштегам кураторы находят игроков и дают им задания. Я ждал два дня, но мне никто так и не написал. Потом я узнал, что друг вошёл в игру и дал ссылку на куратора. Он дал мне пробные задания", - рассказал Кирилл Волков (имя изменено по этическим соображениям. - Авт. ).

По словам подростка, он знал о последствиях смертельной игры. Однако он хотел обхитрить куратора и не собирался выполнять последнее задание. Как рассказал Кирилл, ему было очень любопытно, почему эта игра так интересна многим подросткам и что там за задания.

Однако, как сообщили в управлении образования Мангистауской области, о шокирующем поступке подростка они узнали от одноклассников, которые рассказали всё школьной медсестре, а та - руководству.

"К счастью, порезы неглубокие, никакой опасности не представляют. Сам мальчик говорит, что узнал об этой игре от друга, и ему стало интересно, какие там дадут задания. Мы проводили беседы с детьми, но сейчас информация об игре распространяется как вирусная реклама. Люди интересуются, что это такое и почему об этом говорят. В настоящее время с подростком работают психологи", - сообщила Алмажай Раинбердиева, руководитель отдела воспитательной работы Управления образования по Мангистауской области.

"Мама, папа, я вас люблю!"

Родные недавно погибших подростков связывают гибель детей со смертельной игрой. В ночь на 6 февраля из жизни ушла 19-летняя карагандинка Галина Сибирякова. В телефоне погибшей хэштэги той самой игры.

"Подозреваю, что племянница ушла из жизни из-за смертельно опасной игры "Синий кит". Эту страшную игру ещё называют "Тихий дом". Модератор даёт задания, которые подросток должен выполнить. К примеру, вырезать лезвием на руке рисунок кита. А последнее задание - смертельное", - отметил дядя девушки Марат.

Однако в ДВД Карагандинской области пока не связывают этот случай со смертельной игрой. Досудебное расследование проводят по статье "Доведение до самоубийства".

Также высказывается мнение, что разбившийся в Темиртау подросток тоже мог играть в смертельную игру. Семиклассник упал с крыши многоэтажки, на снегу послание родным: "Мама, папа, я вас люблю".

Послание на снегу / Фото сайт

"Мне кажется, его заставили или столкнули с крыши, он был ответственным мальчиком, обещал быть дома в четыре часа, а трагедия произошла около семи часов вечера", - рассказала тётя погибшего Нураята Смаилова.

Правоохранительные органы просят не сеять панику и не связывать все случаи самоубийств со смертельной игрой. В Министерстве внутренних дел РК отметили, что в прошлом году было расследовано девять уголовных дел по фактам доведения до самоубийства несовершеннолетних. Однако каких-либо сведений о влиянии на их поведение социальных сетей не получено. Однако организаторам так называемых групп смерти грозит уголовная ответственность за доведение до самоубийства.

"В настоящее время проводится мониторинг интернета на предмет выявления групп с идеями суицида и иной противоправной направленности для блокирования доступа. В целях профилактики детского суицида призываем родителей усилить контроль за виртуальной жизнью своих детей, а также сообщать в полицию обо всех подобных фактах, по которым незамедлительно будут приняты соответствующие меры", - заключили в пресс-службе МВД РК.

К блокировке опасных групп присоединились и волонтёры. Известный активист Ислам Угушев на своей странице Facebook, что им удалось за две недели закрыть 136 так называемых групп смерти.

"Мы уже две недели занимаемся этими группами по своей инициативе, и ничего сложного в действиях нет. Находим эти группы в соцсетях, не важно, каких, допустим, "ВКонтакте". Копируем ссылку на группу, связываемся с администрацией, пишем им, что обнаружены вредоносные группы, которые распространяют очень опасные игры для детей, скидываем ссылки. Администрации сетей реагируют, закрывают эти группы. И вам я советую делать то же самое. Не нужно паниковать, не нужно каждый раз постить и говорить о том, как это ужасно. Да, это ужасно, это опасно, но не нужно сеять панику", - обращается к казахстанцам Ислам Угушев.

Чистка общества от биомусора

Администратора опасных групп Филиппа Будейкина, известного в соцсетях как Филипп Лис, арестовали в России в ноябре прошлого года. За два дня до своего ареста подозреваемый в интервью журналистам признался, что, действительно, подталкивал подростков к самоубийствам. По его словам, он чистил общество от биомусора и "помог" уйти из жизни 17 школьникам.

Филипп Будейкин / Фото с сайта livekuban.ru

"Есть люди, а есть биомусор. Это те, кто не представляет никакой ценности для общества и несёт или принесёт обществу только вред. Я чистил наше общество от таких людей. Началось в 2013 году. Тогда я создал "F57". Просто создал - посмотреть, что будет. Позаливал туда шок-контента, это начало привлекать людей. В 2014 году её забанили. Долго смеялся, когда видел, как все пытаются понять, что же значит "F57". Всё просто. F - Филипп, моё имя. 57 - последние цифры моего тогдашнего номера. Идею обдумывал на протяжении пяти лет. Можно сказать, готовился. Я продумывал концепцию проекта, конкретные уровни и этапы. Нужно было отделить нормальных от биомусора", - заявил Филипп Будейкин.

По словам администратора смертельных групп, первым "клиентом" была 16-летняя Рина Паленкова, совершившая самоубийство 23 ноября 2015 года.

"Начинается игра. Нужно выполнять задания, рассказывать о себе, общаться. В ходе этого общения становится понятно, кто есть кто. Дальше я иду с человеком в скайп, погружаю его в транс и узнаю какие-то вещи из его жизни, после чего принимаю решение. В какой-то момент нужно подтолкнуть подростка к тому, чтобы он не спал ночью. Здоровый режим для ребёнка: лечь спать в 21.00, встать в 8.00. Если режим нарушить, то и психика становится более доступной к воздействию. Когда начинаешь крутиться в этой тематике, удивляешься тому, сколько людей являются сектантами. Я думал, их будет максимум человек пять. Был ещё парень, студент технички. Из бедной неполной семьи, его избивала мать, а сам он в свободное время убивал бездомных собак. Так было лучше для всех и для него в первую очередь", - говорил Лис.

Сейчас Будейкин в следственном изоляторе / Фото с сайта starlife.kg

Сейчас 21-летний Будейкин находится в следственном изоляторе Санкт-Петербурга. Его обвиняют в доведении до самоубийства 15 человек. Но несмотря на то, что Лис арестован, его группы смерти по-прежнему живут, более того, там организовали виртуальное движение - "Свободу Лису". Сам Будейкин в интервью журналистам говорил, что не боится тюрьмы, так как считает, что ему удастся избежать наказания.

Псих или "чёрный пиарщик"?

Сейчас Будейкина проверяют на вменяемость. О самом администраторе смертельных групп известно , что он рос в неполной семье: мама, бабушка и два брата. Отношения в семье были напряжёнными. Его родню и самого Лиса считали довольно странными. Последние пару лет Филипп интересовался информационными технологиями и посещал тренинги по психологии.

Кстати некоторые экспертизы уже показали, что Будейкин вполне адекватен. Часть специалистов считает, что с помощью своих групп он раскручивал себя как музыканта и звукорежиссёра. Опубликованные в закрытых группах видео с самоубийствами были ни чем иным, как просто инсценировками.

Действительно ли Будейкин общался с подростками, которые впоследствии совершили суицид, или же это очередной пиар-ход - будет разбираться следствие. Но факт остаётся фактом: после шумихи вокруг групп смерти количество участников увеличилось на несколько тысяч человек.

В Казахстане был бы не виноват

Именно так. Специалисты полагают, что если бы администраторов смертельных групп обнаружили в нашей стране, то им бы ничего не грозило. В законе подобное не предусмотрено. Есть статья 105 УК РК - "Доведение до самоубийства":

1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершённое в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые в отношении несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

В статье прописан способ доведения до самоубийства, что ограничивает правоприменение. С точки зрения законодателя, довести лицо до самоубийства можно только ограниченным количеством способов: "путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего". Однако в данном случае статья не применима.

"В ней отсутствует норма "склонение к самоубийству". В статье прописан способ доведения до самоубийства, что ограничивает правоприменение. С точки зрения законодателя, довести лицо до самоубийства можно только ограниченным количеством способов: "путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего". Множество иных способов доведения до самоубийства не охватывается нормой. Заметьте, ни угроз, ни жестокого обращения, ни унижения в "группах смерти" не просматривается. Поэтому, как ни печально, но придется ждать прецедента. Причём такого, который достоверно подтвердит связь уже случившегося суицида с "группами смерти". Чаще всего реформирование сознания происходит на основе внушения новых установок. Это внушение осуществляется в процессе применения гипнотических техник и техник групповой динамики. Человек не ощущает угрозы, но становится жертвой обмана и манипуляций, которые заставляют его сделать предписанный выбор и положительно реагировать на всё, что с ним происходит. Но понятие "психологическое насилие" в нашем законодательстве тоже отсутствует", - объясняет директор Ассоциации центров исследования религий судебный эксперт Юлия Денисенко.

Их можно было спасти

Психологи уверены: смертей могло и не быть, если бы детям вовремя оказали помощь. Устойчивое мнение, что если человек грозится расстаться с жизнью, то он этого не сделает, - миф. Может сделать! Специалисты советуют при первых признаках аналогичных изменений - замкнутость, частая смена настроения, депрессия, агрессивность, рискованное поведение, изменение аппетита, режима сна и школьной успеваемости - вести ребёнка к психологу или звонить на республиканский телефон доверия 150 и не пускать ситуацию на самотёк.

"Многие ли родители позволяют проводить с ребёнком психологическую работу? Сама лично видела, как мама недрогнувшей рукой подписывала отказ от психологических услуг, будучи предупреждена о том, что дочь по всем параметрам в зоне риска (внешний вид, пропуски, курит, показатели тестов зашкаливают, неоднократно озвучивала суицидальные мысли)", - считает психолог Наталья Имтосими.

Между тем специалисты объясняют: при сегодняшней ситуации в школах психологи физически не могут выявить потенциально проблемных детей. Чтобы поговорить с одним учеником и обработать его данные, у специалиста уходит около 6 часов. А в школе учится более полутора тысяч детей.


Психологи не успевают работать со всеми детьми / Фото с сайта kazradio.kaztrk.kz

"Часто вижу в комментариях к подобного рода публикациям: "Куда смотрели психологи в школе?" А ведь возмущающиеся даже не догадываются о том, что загруженность работой психологов зачастую зашкаливает все мыслимые нормы. В школах, где больше 650 детей, уже должно быть два психолога, а в колледже (наиболее рисковый возраст) - три! Много ли образовательных учреждений придерживаются данных нормативов, а особенно частных, где отдельные работодатели экономят на всем?" - спрашивает Наталья Имтосими.

Международная организация UNICEF провела в Казахстане исследование: как работает в стране профилактика суицидов и какой из регионов самый депрессивный. Наиболее благополучная ситуация - в Кызылординской области, лидером неприятного рейтинга оказалась Восточно-Казахстанская область. Специалисты сравнили эти области и выявили предварительные причины.

"В Кызылординской области очень правильно построена система профилактики суицидов и все структуры работают вместе. Школьные психологи оперативно ведут диагностику и направляют детей из группы риска в специализированные медицинские учреждения. А самое главное, весь этот процесс контролирует акимат. А в Восточно-Казахстанской области выявлено рассогласование между структурами. Это одна из причин высокого уровня суицида, то есть даже если школьный психолог продиагностировал критическую ситуацию, психиатры отказываются этим заниматься, и эта ситуация никак не мониторится властями", - поясняет проектный директор ОФ "Women"s leadership fund" Светлана Богатырёва.

"Мы стали работать над идеей проекта в ответ на социальный запрос. Относительно этой проблемы существует информационный вакуум - поисковые запросы в интернете выдают в основном статистику или описание трагических случаев. Нет ресурсов, качественной литературы, публикаций, которые бы объясняли, что происходит и что с этим делать обычной семье. Государством была разработана комплексная программа по профилактике суицидов, в Кызылординской области опробован её пилотный компонент. Однако, проанализировав программу совместно с экспертами-психологами, мы пришли к выводу, что компонент по работе с родителями реализован недостаточно, его необходимо дополнять. Так появилась идея проекта. Она полностью оформилась в результате совместной работы с журналистами в рамках лаборатории медиа и социальных инноваций, организованной Internews в июне прошлого года", - рассказывает Светлана Богатырёва, руководитель проекта.

Психологи отмечают, что тест, как и любая диагностика, не является на сто процентов точным. Это, скорее - повод поговорить с ребёнком. Однако тест может подсказать родителю необходимость обращения к специалистам.

За два года тестирование прошли почти 7000 семей / Фото с сайта ichef.bbci.co.uk

За два года тестирование прошли 6856 семей. Однако в последние две недели количество обращений заметно увеличилось. Специалисты связывают это с раскруткой темы о суицидальных группах. Причём психологи отмечают: если раньше в такие группы попадали исключительно депрессивные дети, то сейчас это больше похоже на молодёжное движение.

"Я начала анализировать эти группы с мая прошлого года, когда пошли активные публикации в российской прессе. Сейчас заметила в их развитии такую тенденцию. Если сначала это были группы исключительно "по интересам", то есть туда вступали реально депрессивные дети, то сейчас уже становится похоже на суб-культуру, многие вступают из любопытства, чтобы быть в общем тренде. Если родитель заметил, что ребёнок состоит в таких группах, важно обсудить это с подростком в доброжелательном тоне и принять решение - нужна ли консультация психолога. Ни в коем случае не давить, не обвинять и не усугублять ситуацию", - советует Светлана Богатырёва.

Рецепта - как обезопасить своего ребёнка от суицида - нет, однако психологи советуют родителям чаще говорить со своими детьми. Также специалисты называют ошибочным мнение о том, что склонны больше к суициду дети, которые не посещают различные кружки и у которых много свободного времени.

"Никакого отношения к этому не имеют занятость и свободное время ребёнка. Отношение к склонности к суициду имеет то, как ребёнок воспитывался от 0 до 7 лет. Если в формировании привязанности между ребёнком и родителем были нарушения, то тогда вообще не важно, какой социальный уровень, какой доход, какой сейчас микроклимат в семье. Всё что от 0 до 7 засеяно, будет давать плоды в подростковом возрасте", - считает психолог Марина Пашковская.

Психологи советуют родителям вместе с детьми периодически посещать специалистов. Для профилактики.

Психологи советуют чаще говорить с детьми / Фото с сайта otravleniya-yadi.ru

"Дети-подростки - это как раскалённый провод. Они в целом нестабильны. И разными способами сигнализируют о том, что хотят внимания и тут же это внимание отвергают. Родителям подростков сложнее всего. На каких детей обратить внимание? На всех! Не делить: вот он тихо себя вёл или он громко себя вёл, тогда надо обращать внимание, тогда не надо. Нужно смотреть, какое у ребёнка окружение, что он делает, интересоваться, что он любит, что ему нравится. К специалистам водить подростков полезно, даже если они не подают никаких тревожных признаков. Желательно, чтобы родители прошли курсы: что такое возрастная психология, что происходит, как происходит", - говорит психолог Марина Пашковская.

" выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация "Вестей"

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? - Жду ответ».

В хештеге - символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты - это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов - после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» - «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности - признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите - подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут - такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска - дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг - боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного - ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков - в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .