Модель формирования патриотических чувств дошкольников. Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у дошкольника

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

В настоящее время в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Исходя из выше изложенного необходимо поставить акцент на следующем:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

В родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

В родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

Здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

Каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Народные праздники (Масленица, Пасха,) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение необходимо придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет , наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине.

Таким образом, чувство патриотизма многогранно и сложно – это и любовь к свои близким и гордость за весь народ, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  2. 8. Горлевская Е.Л. Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/583342/
  3. 11. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/506161/
  4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  5. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96с.
  6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина М, 2005. – 180 с.
  7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под ред. В.И. Лутовинова М., 2008, с.5
  9. Лебедева А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/
  10. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Электронный ресурс http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
  13. Новолаева Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество М., 2009, с.73
  14. Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  15. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50 .

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа

Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 "Сказка"

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления работы:
1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).
2. познакомить с историей возникновения г. Искитима, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
7. познакомить с историей культуры и быта Искитимского района.
8. познакомить с растительным и животным миром.
Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях о родном городе в ДОУ необходимо провести анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования учесть при составлении «Перспективного плана работы по знакомству с родным городом». В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.
Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «С чего начинается родина?», «Мой город на карте области», «Предприятия родного города», «Кто, где ра-ботает?»; «Животный мир родного леса», «Природа родной глубинки», «Подземные богатства Искитимского района»; «Растительный мир родного края» и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».
При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно организовать экскурсии в краеведческий музей, в ку-кольный театр, к памятнику Погибших воинов и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.


Экскурсия в краеведческий музей
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания.


Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.
При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
На занятии «Герб нашей малой родины», детей можно познакомить с символикой города. В ходе которого можно рассказать о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Проведенные с детьми игры «Найди герб Искитима среди других», «Сложи герб по памяти» помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления можно предложить слепить то животное, которое изображено на гербе г. Искитима.


Дети лепят символ изображенный на гербе г. Искитима: бобер.
Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием «Наш город Искитим», которое провести в форме викторин, заданий и игр.
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» так же поможет закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидят важность и значимость труда их родителей, и это является продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия «Транспорт на улицах нашего города», на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие.
В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.


Сюжетно-ролевая игра "Строители"


Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в инте-ресную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.


Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.
Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Русские народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города».


Праздник масляницы
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В нашем ДОУ имеется мини – музей «Русская изба», где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т.д.


Русская изба
Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.
Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.


"Солдаты на учении"
И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.
Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.
Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все обще-ство, вся страна.
Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.

Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника - это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Моя родина

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».

Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина - это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.

Любить Родину - это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины - основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:

  • эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
  • прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе ;
  • подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа;
  • толерантного отношения к другим людям;
  • нетерпимости к проявлениям социальных пороков.

Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Патриотизм включает в себя:

  • содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

  • до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития - это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.

В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности - это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников - это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание . Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

В дошкольный период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Проблемой патриотического воспитания занимались: Т. Н. Доронова, Н.Николаева, Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н.Бабаева. Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи А.Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Понятие патриотического воспитания

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма, Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.

Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.

Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.

Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) — гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства , которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма .

Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство , так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания.Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога.

Методы патриотического воспитания — это способы педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических качеств личности.

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу:

  • методы, повышающие познавательную активность;
  • методы, вызывающие эмоциональную активность;
  • методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности;
  • методы коррекции и уточнение детских представлений.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность

Эмоциональная активность — это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии.

Повышают качество усвоения материала и способствуют закреплению чувств игровые приемы:

  • воображаемая ситуация;
  • придумывание сказок;
  • игра-драматизация;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны;
  • сочетание разнообразных средств.

При проведении работы по патриотическому воспитанию детей необходимо помнить следующее:

  • по ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
  • составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в этом возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были совсем маленькие» и т.д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их запоминания (например 1812, 1941, 1945.)
  • язык рассказа должен быть очень простым, Если в рассказе встречаются незнакомые слова, то нужно объяснять их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь если предложения простые, короткие.
  • в процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает данное здание.
  • В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такие формы работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.

Задача дошкольного педагога — отобрать из множества впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (родного края, детского сада); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, образными, вызывающими неподдельный интерес и эмоциональный отклик. Именно, поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, дошкольный воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, научившись особенно особо выделять наиболее характерное для данной местности или данного края.

В дошкольном возрасте повышается воспитательно-образовательное значение занятий — ведущей формы организованного обучения детей дошкольников. На занятиях у детей могут наиболее успешно формироваться моральные представления о высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте, справедливости, честности, скромности) и наиболее сложные представления о доступных детям пяти-семи лет явлениях общественной жизни. Знания, приобретаемые детьми, формирующиеся представления будут иметь нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей, т.е. когда процесс приобретения знаний сочетается с воспитанием положительного отношения к людям, к ценным явлениям окружающей действительности и формированию активной позиции нетерпимости ко всему плохому — к лжи, лени, эгоизму, безответственности, недисциплинированности и т.д. Систему занятий нужно организовать так, что бы на примере высоких человеческих качеств легко усваивалось патриотическое воспитание дошкольников.

Особое внимание нужно уделить сказке . Здесь воспитателю можно использовать большое количество бесед, рассматривание иллюстраций, пересказ сказки по картинкам, дидактические игры, настольные игры, включить детей с отклонениями в игровую деятельность в качестве лидеров, использовать их творческий потенциал в театральной деятельности.

Занятия должны строиться с в доступной и интересной для детей форме. Для этого необходимо использовать: развивающие игры; этюды; упражнения; рассматривание рисунков и фотографий; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; чтение художественных произведений; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини — конкурсы, игры — соревнования и т.д.

Начинать и заканчивать занятия необходимо с какой — либо игры, упражнения для специфического настроя детей.

Занятия необходимо проводить в комфортной обстановке, желательно создать форму круга, что, в свою очередь, создаст ощущение целостности, облегчит дальнейшее взаимопонимание и взаимодействие детей. Обстановка имеет большое значение для восприятия рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Сказка обязательно должна переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше. Почти каждое занятие необходимо завершать созданием детьми какого — либо рисунка в своих заранее созданных индивидуальных альбомах.

Детский рисунок — станет итогом работы на занятии, который объединит в себе все развиваемые во время занятий эмоции, впечатления, знания и умения. К занятию полезно прилагать домашнее задание для совместного выполнения его ребёнком с родителями.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников с применением методов стимуляции эмоциональной активности развитии должна включать несколько разделов, которые будут направлены как на развитие эмоциональной сферы, так и патриотического сознания.

Только при подобном формировании структуры занятий сможет произойти постепенное психологическое развитие ребёнка.

В результате занятий ребёнок постепенно научится определять настроения, владеть своими чувствами, постепенно подойдет к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими, в своём осознании себя как патриота своей Родины, своей культуры, языка, традиций и т.д. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, ее наследии, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный характер, их захватывает, прежде всего то, что действует на их чувства, в чем огромную роль играют беседы, выставки, экскурсии, используемые педагогом в ходе воспитания. Для воспитания патриотических чувств у ребенка используется большое количество форм и методов воспитания — это игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительная деятельность, экскурсии, беседы, дидактические игры, настольные игры и т.д., которые часто связаны со стимуляцией эмоциональной активности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети были активно вовлечены в процесс формирования патриотических чувств. Воспитание патриотизма видится, прежде всего в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувствительную сферу. Необходимо при формировании патриотического воспитания помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Патриотизм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни,”- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достопримечательностями.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется -- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств - это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.