Личный Наташин дневничок….

Праздник Рождества Христова считается у нас в стране одним из самых важных церковных праздников и отмечается широко и весело. Но с течением времени постоянно менялись традиции и даже время его празднования.

На Руси, до введения нового календаря и, как мы теперь говорим, «нового стиля» летоисчисления, Рождество начинали праздновать 25 декабря вместе с Европой. Мы знаем, что Европа до сих пор живет по тому календарю, который был заведен в незапамятные времена, и католическое Рождество отмечает до нового года. У нас теперь не так: сначала Новый год, а затем уже Рождество.

Всегда зима считалась на Руси самым веселым и беззаботным временем года. Строгих постов в это время было немного, и люди могли повеселиться вволю. Заготовки на зиму делались всегда летом и осенью. Потому зимой всем оставалось только доставать из погребов запасы и отмечать праздники, которых на зимний период выпадало достаточно. В основном все они приходились именно на декабрь.

До первой звезды...

За несколько дней до Рождества всегда закалывали свинью, потому что на праздник принято было есть свинину. Но до праздника мясо старались не есть, потому что длился Рождественский пост, самым строгим днем которого считался Рождественский Сочельник, в который обычно голодают. Есть можно было только тогда, когда на небе загорится первая звездочка, которую называют Вифлеемской звездой. По библейской легенде именно появление в вечернем небе первой звезды сообщило волхвам о том, что родился Спаситель Христос.

По традиции самые младшие члены семьи должны были ждать на улице появления звезды, а затем бежать в дом и сообщать старшим радостную новость. Зачастую и вся семья находилась на улице и ждала появления звезды. Бытовала примета, по которой первый, кто увидел звезду, будет счастливым целый год. Если небо было покрыто тучами, то, конечно же, никто не ждал, пока они разойдутся. Просто дожидались темноты и садились за праздничный стол, который готовили на протяжении нескольких дней до праздника.

Как отмечали Рождество в старину

Но, несмотря на голодный день, на еду никто сразу не набрасывался. Сначала необходимо было попробовать «кутью» или «сочиво». Так называли специальное блюдо, постоянным составляющим которого была каша: раньше чаще использовали пшеничную, сейчас – рисовую. Кроме каши в сочиво можно было добавлять все, что угодно. В ход шли изюм, сухофрукты, сахар, мед, орехи, конфеты, мороженные и моченые ягоды.

После того, как все причастились, съев ложечку кутьи, наступало время основной трапезы. На столе обязательно должно было стоять тринадцать блюд. За столом должно было сидеть четное количество человек. Если получалось так, что в семье было нечетное количество людей, и в гости никто не пришел, то на стол ставили один лишний прибор для количества.

Хлеб да соль!

И раньше, и теперь на Рождество гадают . Как правило, гаданиями увлекаются молодые незамужние девушки, которые чаще всего гадают именно на женихов.

Как на Руси праздновали Рождество — православный праздник, который отмечается во всех уголках нашей страны.

Всем доброго дня и прекрасного настроения, друзья.

Как на Руси праздновали Рождество

Празднество Рождества выделяется среди других гуляний. Церковный календарь и устав придают большую роль этому действу, перед ним идёт продолжительный пост, который в преддверии праздника становится наиболее строгим. Начиная со второго января (по новому стилю) постничающим не позволяется есть рыбу.

Напоследок, в преддверие Рождества Христова — Сочельник, следует самый строгий пост. Заведено не есть пищу до наступления сумерек, ожидать восход первой звезды, сродной звезде Вифлеемской, ведущей когда-то волхвов к колыбели Иисуса. Рождество Христово чтилось христианами завсегда, хотя празднование происходило с Крещением Господним девятнадцатого января и лишь со временем стало праздноваться особо.

В наше время этот праздник отмечается православными 7 января, согласно юлианскому календарю.
На Руси Рождество стали встречать в X веке. Праздновали довольно простецки и в хоромах царей русских, и в обычных хатах. Затемно отправлялись за водой, которая считалась животворной: пили, умывались, на ней ставили тесто для праздничного хлеба. 7 января кончался пост.

Готовили 12 скоромных блюд, среди них были узвар — компот из сухофруктов и кутя — каша из пшена. Золу из рождественского очага применяли в разнообразных ритуалах. Кутю и узвар давали домашней скотине, при этом дети изображали звуками их голоса, чтобы в этом году с ними не сталось ничего скверного.

За ложкой кути читалась молитва за усопших родичей, для них оставляли пищу. На столе появлялось мясное, вино, сладости. Потчевали гостей жареным молочным поросёнком, холодцом, пирожками, пельменями.

Дарили съестные подарки: торты, варенья, конфеты. Подносили забавные игрушки, варежки и рукавицы. Существовало поверье, что в ночь нужно было нарядиться во что-то новое или хотя бы вещь белого цвета. Немаловажной приметой считалась монета, запечённая в пирог. Тот, кому она попадётся будет самым счастливым и удача его не обойдет.
Святки, а с ними пиршество и кутёж затевались на следующий день. Пели песни, водили хороводы, готовили жуткие святочные маски, одевали карнавальные костюмы, наряжались волками, петухами, козами, любой нежитью. Наводили страх на девчат и детвору.
Святки встречали всем людом, с широким размахом. На площадях ставили балаганы и торговые палатки со снедью, веселились допоздна. Народ побогаче разъезжал на тройках. Аристократы закатывали пиры.

Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов.

Стоит отметить, что дата празднования установлена по Юлианскому календарю, который еще принято называть «Старым стилем», на 25 декабря. То есть, православная традиция предполагает, что Рождество открывает праздничный цикл, а уже Новый год, 1 января, закрывает. Сейчас мы пользуемся Григорианским календарям, в котором дата сместилась на 7 января.

Немного истории

На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.

Рождество в Х–ХVIII веках

Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.

В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».

К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».

Народные обряды и традиции, связанные с Рождеством

Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.

До первой звезды

Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.

Сжигание снопа

Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

Вертеп, ряженные и коляда

Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.

Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.

За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.

Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.

В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.

Подарки

Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.

Постный стол и богатый стол

В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.

Сочельник

День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.

Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.

После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.

Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.

Святки

В дохристианской Руси некоторые языческие праздники приходились на то же время, что и современное Рождество. После Крещения Руси церковь часто закрывала глаза на ритуальные вольности, сохранившиеся от старых славянских верований. Одной из таких традиций являются Святки – гулянья, продолжившиеся несколько дней подряд. После 22 декабря количество светлого времени в сутках начинало увеличиваться, люди воспринимали это как победу добра над злом. В Святки крестьяне рядились в странные костюмы, ходили друг к другу в гости, пели и плясали. Использовались также маски животных, символизирующие нечистую силу.

Праздник Рождества Христова был на Руси одним из самых любимых, так как знаменовал собой важный период. С одной стороны, кончился Рождественский пост, с другой – намечался Великий. Да и сама пора, когда все работы по хозяйству замирали, предполагала отвлечение от насущных забот и радостную встречу рождения Спасителя. Какие же традиции празднования Рождества Христова существовали на Руси?

На селе

У крестьян сложились свои особые обычаи празднования Рождества Христова, которые отличались от городских традиций. Так, канун праздника – Рождественский сочельник – проводился в строгом посте. Есть начинали только с восходом первой звезды в ночь с 6 на 7 января. При этом сама трапеза совершалась по-особому. В сочельник, перед закатом солнца, вся семья становилась на молитву. По её окончании хозяин дома брал зажжённую восковую свечу и прикреплял её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносилась охапка соломы и сена, которыми застилался передний «красный» (с иконами) угол дома. Под иконы также ставился необмолоченный сноп ржи и кутья (каша, разведённая мёдом). После этого вся семья садилась за стол.

Эти обряды имели двойной смысл. С одной стороны, в них оставались элементы языческого прошлого славян – солома, сено и прочее символизировали собой пробуждение творческих сил природы, начало нового жизненного цикла после долгой зимы. С другой стороны, закладывался и христианский смысл: солома и сено были символом яслей (кормушки для скота), в которых находился Спаситель после рождения, а поставленные в «красный» угол, они напоминали пещеру Рождества.

После ночной трапезы все выходили гулять на улицу, начинались колядки. Колядование заключалось в том, что молодые парни и девушки, а иногда и дети, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами небольшие песни в честь Рождества Спасителя. По обычаю, хозяин дома приглашал молодёжь к себе или, как минимум, давал деньги, хлеб, сладости, а тем, кто постарше, и спиртное.

Сам праздник крестьяне старались встретить в храме за богослужением. Однако после праздничной службы начиналось настоящее разгулье. Как отмечают отечественные этнографы, на праздник Рождества Христова в сёлах пили много. Бывало, что единственными, кто после гулянок мог стоять на ногах, были маленькие дети и подростки. И всё же молодёжь продолжала колядовать и славить рождение Спасителя. Славильщики, как правило, пели тропарь праздника, а в конце прибавляли небольшое песнопение-присказку. Одна из них звучала так:

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила.

В яслях положила,

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала –

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали…

В городе

В городах праздник Рождества Христова был временем, когда человек оставлял обычный распорядок своей жизни. Большинство горожан в честь праздника совершали дела милосердия и благотворительности. Тон в этом, как правило, задавал царь и его окружение.

Так, например, накануне празднования Рождества, царь традиционно посещал богадельни и тюрьмы, где раздавал щедрую милостыню и из собственных рук кормил обездоленных.

В сам праздник, помимо участия в праздничном храмовом богослужении, было принято приглашать духовенство к себе домой для совершения молебна. По его окончании царь, а по его примеру и весь двор, устраивал благотворительную трапезу для нищих и бездомных, на которой снова раздавал милостыню. Сохранились свидетельства того, что за совершение дел милосердия царь повышал своих подчинённых, как это делалось за службу. В целом канун Рождества и сам праздник были временем пиров, а не работы.

По обычаю, в эти два дня не разрешалось судить и работать в приказах, торговцам запрещалось сидеть в своих лавках как минимум за три часа до начала праздничных богослужений. Православная Церковь также призывала верующих в эти дни оставить все житейские заботы.

К сожалению, праздничные народные традиции не всегда были благопристойными. Простые горожане считали, что в честь такого великого праздника, да ещё и после поста, можно разговеться спиртным. Дело доходило до того, что в эти дни около питейных, кабаков и кружечных дворов собирались целые толпы народа. По этому поводу русский историк Николай Иванович Костомаров приводит поговорку, которая бытовала в среде горожан и характеризовала собой их отношение к празднику: «Кто празднику рад, тот до свету пьян».

Однако важно заметить, что Русская Православная Церковь всегда противостояла такому разгулу и призывала к благочестивому празднованию Рождества - к крестным ходам, молитвам, славословиям, духовной радости. В качестве вразумления за безудержный разгул священники накладывали на людей епитимьи (церковные наказания), а также отлучали от участия в Таинстве Евхаристии на продолжительное время. Таким образом, именно Церковь старалась оградить человека от его пагубных привычек, напоминая о главном смысле рождественских торжеств – приходе в мир Спасителя Иисуса Христа.

Подготовил: Сергей Милов

Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым.

Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог» .

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский написали церковные песнопения для праздника Рождества Христова, которые и использует нынешняя церковь. Также на службе исполняется кондак «Девая днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки — Рождественский пост , который длится с 28 ноября по 6 января и предполагает не только воздержание в пище. В пост христиане стараются проводить время благочестиво, удаляясь от праздности и уделяя особое внимание молитве и труду.

На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества — сочельник . В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии (6-го января) и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества, но пост пока не отменяется. В трапезу предлагается особое предрождественское кушанье — «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества — сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна злаковых: пшеницы, ячменя или риса. Кроме этого готовился взвар (компот) из фруктов.

Для рождественского праздничного стола русские хозяйки готовили традиционные блюда: жареного поросенка с хреном, запеченную курицу, студни и колбасы, медовые пряники. Разговлялись от поста 7-го января, после торжественного рождественского богослужения в храме. Затем шли святые вечера — Святки , которые длились с 7-го по 19 января.

На Святках люди с песнопениями ходили по домам. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату, но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках.

Доброй традицией на Рождество и Пасху было также посещение болящих, щедрая милостыня узникам со своего стола. Христиане делились рождественской радостью с бедными и убогими, памятуя о том, что Христос пришел на землю не в царские чертоги, а в простые ясли. И первыми Его приветствовали бедные пастухи.

По материалам газеты «Покровский вестник»