Славянские прически женские. Сакральное значение волос в мировоззрении славян

Во времена князей и княгинь, царей и цариц волосы у славян олицетворяли жизненную энергию, здоровье. Длинная коса считалась эталоном красоты у девушек и замужних дам. Не стриглись и мужчины, полагая, что в волосах концентрируется сила, внутренняя мощь. Прически Древней Руси не отличались сложностью и замысловатостью исполнения. Именно о них мы и поговорим дальше, рассмотрим популярные варианты, модели, которые актуальны и сегодня.

Особенности древнерусского стиля

Стиль одежды, способы укладки волос у русских девиц были абсолютно противоположными воздушным убранствам и образам восточных красавиц. Считалось, что женщина Древней Руси должна быть со статной, крепкой фигурой, сильная и смелая.

Длинная рубаха, шушун (удлиненный сарафан), массивные шубки или душегрейки, теплые жилетки (бугаи) или короткие кафтаны (шугаи) выполнялись из толстых и тяжёлых тканей. Порой наряд древнерусской барышни достигал 20 кг.

Голову барышни обязательно покрывал головной убор (покойник, кика, кокошник, платок, др.). Яркие, замысловатые узоры, платки, украшенные золотистыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, гармонично смотрелись с простыми укладками.

Со временем манера одеваться частично видоизменялась, но увесистость и многослойность наряда оставалась неизменной.

Среди косметики приветствовались натуральные средства: румяна и помаду заменяла свекла, черными угольками подчеркивали красоту разреза глаз. Славянские девушки отличались красивой внешностью, поэтому большой арсенал косметики не использовался.

Короткие стрижки в Древней Руси не выполняли. Считалось, что с укорачиванием длины шевелюры уменьшается здоровье. Поэтому русские красавицы носили длинные прически. Мужчины также не пренебрегали традицией отращивать волосы и бороду.

Характерные черты причесок

Неизменным атрибутом прически Древней Руси выступала . По плетению можно было определить замужем красавица или нет, есть ли жених. К примеру, замужние дамы заплетали 2 симметричные косы, а незамужние девушки носили одну косу. Если у красавицы был суженый, в косу вплетали ленту. , вы можете узнать на нашем сайте.

Чтобы длинные косы не мешали управляться по хозяйству, их укладывали .

Обязательно голову древнерусских женщин покрывал головной убор. Это мог быть кокошник, высокая шапка, чепчик, платок, украшенный золотом и драгоценными камнями. Головной убор имел яркий и красивый узор, был расшит золотыми и серебристыми нитями. Покрывать голову убором обязательно было только замужним дамам, свободным красавицам допускалось появляться на улице без головного убора.

На Древней Руси девушки свои волосы распускали редко. Как правило, такую укладку использовали украинские красавицы, пробор делался по центру. Дополнительно голову украшали яркой лентой, ее обвивали вокруг головы (как ободок). Для праздничного случая дополнительно использовали в качестве украшения венок из цветов, луговых трав и колосков.

Для удобства волосы делили напополам и поочередно опутывали вокруг специального кольца-каркаса. Кольцо выполняли из веревки, шнура и располагали поверх шевелюры.

Насколько актуальны прически в наши дни

Со временем плетение не утратило актуальности, прибавилось множество вариаций , и 5 прядей, и другие). Современным красавицам нет необходимости придерживаться древнерусских канонов, предпочитая лишь .

Если природа не наградила красавицу шикарной шевелюрой, стилисты рекомендуют обратить внимание на . Девушкам с длинными и густыми волосами можно смело экспериментировать с .

Не забывайте при выборе прически учитывать форму лица. Уравновесить узкий лоб и пышные щечки поможет дополнительный объем в верхней части шевелюры, попробуйте и широкую челку. А чтобы скрыть широкий лоб, наоборот, сконцентрируйте внимание нижней части шевелюры. Две симметричные ажурные в этом случае окажутся кстати.

Стильно, изысканно, сдержанно и оригинально смотрятся прически с платками и лентами. Они подходят всем возрастам, не требовательны к типу лица и структуре шевелюры.

Стоит отметить, что стиль одежды красавицы играет незначительную роль. Романтичным и деловым личностям древнерусские варианты укладки однозначно подойдут. Их используют для праздничного, торжественного случая, на каждый день, для похода в кино или на свидание.

Древнерусские прически не отличались сложностью и замысловатостью техники исполнения, поэтому выполнить их без помощи профессионала может каждая. Достаточно вооружиться расческой, заколкой или резинкой, шпильками, невидимками, а также дополнительными аксессуарами-украшениями.

Воплотить задуманный образ в реальность, помогут советы опытных мастеров:

  1. Выполняйте укладку на чистые и высушенные волосы, для пушащихся, непослушных волос рекомендуется дополнительно применить масляный флюид, кондиционер или несмывающийся бальзам.
  2. При выборе варианта прически обязательно учитывайте тип лица, особенности внешности, выбранный наряд.
  3. Экспериментируйте с техникой и расположением плетения. Это поможет вам выглядеть каждый раз по-новому, интересно.
  4. Украшения используйте в меру, особенно если ваш наряд и без того яркий, ослепительный.
  5. Решили сделать укладку на торжество самостоятельно? Не поленитесь потренироваться в выполнении до намеченного события, просмотрите тематическое видео.
  6. На Древней Руси, чтобы придать волосам дополнительной густоты, использовали прядки конских волос. В наши дни актуально наращивание и вплетение канекалона.
  7. Чтобы образ получился максимально приближенным к древнерусскому стилю, отдавайте предпочтение натуральным оттенкам волос.
  8. Не переусердствуйте с макияжем, обратите внимание на мэйк в стиле нюд.

Современные русские укладки

В первозданном варианте древнерусские прически практически не сохранились, современные красавицы спешат добавить в укладку шарма, усложняя задачу. Рассмотрим приближенные варианты женских причесок:

  • - выполняется легко и быстро, подходит абсолютно всем. Сделать плетение более интересным, романтичным и утонченным можно, если заплести ее на бок и немного распушить, тем самым придавая образу небрежности, естественности.

  • - послужит украшением для шевелюры любой длины. Техника плетения несложная, в отличие от обычной косы, выполняются подхваты.

  • - смотрится эффектно и необычно, простая в выполнении. Подходит для средних и длинных волос.

  • - подходит для офиса, учебы, прогулок в парке, свидания или праздничного ужина. Выполняется на волосах различной длины, даже на каре. В качестве украшения можно использовать цветы, ленту, шнурок. При этом можно задействовать всю шевелюру или часть, остальные .

  • Распущенные волосы, обрамленные лентой, повязкой в тон одежды, смотрятся свежо, оригинально, плюс удобно в ветреную погоду. Завить локоны помогут подручные средства (платок, самодельные папильотки, др.), бигуди, плойка.

  • Узлы, пучки из кос - удобный и красивый вариант укладки на манер древнерусских красавиц. Для выполнения потребуются длинные волосы. Смотрится прическа нарядно и стильно.

Плюсы и минусы

Универсальность наряду с простотой и быстротой выполнения подкупает многих современных красавиц. Прически выполнимы в домашних условиях, смотрятся интересно и гармонично, удобны, сочетаются с любым стилем.

Отсутствие ограничений по длине и типу волос, по возрасту - еще один существенный плюс укладок в древнерусском стиле.

Недостаток - больше подходят для офиса, учебы, как повседневный вариант. Для праздничного торжества обычная коса может показаться слишком простой, незамысловатой.

Звездные примеры

Знаменитости мирового масштаба, зарубежные поп-дивы в последнее время все чаще можно заметить с подобными прическами, в частности, с обычной косой, заплетенной на бок или по центру.

Майли Сайрус, Ева Лонгория, Айла Фишер, Люси Хейл с косой набок смотрятся естественно и женственно.


Майли Сайрус и Ева Лонгория

Леа Мишель нередко украшает голову классическим вариантом косы.

Сдержанные и элегантные варианты демонстрируют Ким Кардашьян, Ники Хилтон, Тулиса Контоставлос, Фелисити Джонс. Обычное плетение они решили заменить «рыбьим хвостом». Смотрится не менее эффектно и гармонично.


Ким Кардашьян и Фелисити Джонс

Коса в истории причесок России играет весомую, главенствующую роль. Со временем появилось множество вариаций, техник плетения, но обычный, классический вариант русской косы по-прежнему актуален.

Полезные видео

Плетение русской косы.

Легкий способ самой себе сделать косу.Коса на резинках.

Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"

Т.к. волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были - к примеру - соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.

[Прическа князя Святослава Игоревича]

Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: "(...) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода".

[Рис.1] Князь Святослав Игоревич

Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят - это волосы на выбритой макушке, так называемый "оселедец", другие - это клок волос сбоку головы, над ухом.

Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.

Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:

[Рис.2] Прическа болгарского воина


Однако, прическа князя Святослава Игоревича - это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.

[Прическа князя Святослава Ярославича]

Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг - Изборник Святослава.

[Рис.3] Прическа князя Святослава Ярославича

Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.

[Прическа князя Ярополка Изяславича]

А вот - миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды». На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен "под горшок".

[Рис.4] Прическа князя Ярополка



[Прическа князя Всеволода Большое Гнездо]

Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].

Князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо [Рис.5].


Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.

Константин "Добрый", первый князь новообразованного Ростовского княжества,
- Юрий - основатель Нижнего Новгорода,
- Ярослав - отец Александра Невского,
- Святослав - уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году
- Глеб.

Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.

А теперь перенесемся на Запад.

[Прически европейских воинов XI-XII веков]

Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.

[Рис.6] Ковер из Байо


Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные - они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.

Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.

[Прически новгородцев XIV-XV веков]

На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.

[Рис.7] Новгородские охотники


Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.

Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.

А вот фрагмент известной иконы "Молящиеся новгородцы", на которой мы видим новгородских бояр:

[Рис.8] Прически новгородцев


Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.

[Самая универсальная прическа]

[Рис.9] Лысый воин


Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!

Источники:

  • Людота
  • Материалы "Тоже Форума"
  • Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.
  • Фото из архива исторического клуба "Медвежий двор" (Уфа)
  • Фрагмент картины Николая Овечкина "Последний бой Святослава"

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Русские прически от Древней Руси до начала XX века

С давних времен волосы имели для человека особое значение. Недаром именно пряди волос использовали колдуны в своих магических ритуалах. Причем, чаще всего целью таких обрядов являлось нанесение вреда здоровью.

Сила в волосах

Нельзя сказать, что в древности длина мужских волос была абсолютно равна длине женских. Славяне мужского пола регулярно стриглись, но тем не менее их прически никогда не были слишком короткими. Мужчинам волосы стригли так, чтобы затылок и уши оказывались прикрытыми. Волосы расчесывали от макушки по кругу или попросту зачесывали назад. До Х века среди князей оставался популярным прямой пробор, при этом длина волос доходила до плеч.

Наши предки считали, что именно через волосы они приобретают особую силу от богов, окружающей природы и своих предков. Недаром волосы часто сравнивали с пшеничным полем. Длинные колосья получают больше животворящей влаги от Матери Сырой Земли и больше света от Солнца – Ярила. Да и предостережение славянского бога Сварога гласило: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

Длинные волосы на Руси ассоциировались не только с силой, но и мудростью. Считалось, что чем больше их длина, тем мудрее их обладатель. Получает он эту мудрость свыше, как бы сказали сейчас – из космоса. Не зря слово «космы» так похоже на «космос».

Как стригли

Детей до определенного возраста на Руси не стригли вообще. До совершения обряда пострига маленькие славяне считались бесполыми. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду и одинаково длинные волосы. В возрасте 3-7 лет, в зависимости от местности, мальчиков стригли, предварительно усаживая их рядом с предметами, символизирующими мужское начало. Это могла быть борона, топор или сабля. Только после стрижки мальчиков одевали в мужскую одежду.

Традиции

В старину с волосами бережно обращались не только женщины, но и мужчины. Стричь мужчину
имела право только его жена или другой близкий родственник. Состриженные волоски бросали в горящую печь или закапывали под плодовым деревом, дабы мужчина не потерял жизненную силу, а также для того, чтобы никто не смог воспользоваться его волосами в недобрых целях.

(у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы. Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному , волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы - более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 - 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение - рога. Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая. У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью. В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" - т. е. выставить наружу волосы-считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор - обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,- вспоминая прошлое, рассказывают старухи,- то кнутом отхлещет". У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.