Кому жаловаться если ребенка в школе обижают. Какие дети становятся изгоями

Школа – это место, где ребенок впервые начинает адаптироваться к жизни в коллективе. От того, насколько комфортно он там себя чувствует, зависит и дальнейшее развитие ребенка, его желание общаться с новыми людьми и получать новые знания. В зависимости от того, насколько малыш уверенно себя почувствует в школе, также зависят и его лидерские качества. Иногда случается так, что ребенка начинают обижать, из-за чего он замыкается в себе, пропадает желание посещать место обучения. Родителям такого положения дел допускать нельзя. Разберемся, что же можно предпринять в таких ситуациях.

Сразу стоит оговориться, что многие дети скрывают от родителей тот факт, что их обижают. В таком случае нужно присмотреться к поведению вашего ребенка, признаки могут быть следующие:

  1. Малыш без видимой причины отказывается посещать учебное заведение.
  2. В будни ваше чадо подавлен, молчит и закрывается в себе, при этом в выходные он становится радостным и активным.
  3. По внешним признакам: у ребенка могут быть испорчены вещи, либо вы наблюдаете их отсутствие (этот пункт спорный, поскольку рассеянные дети часто могут терять вещи).

Какие дети чаще всего становятся жертвами издевок?

Многие полагают, что обычно нападкам со стороны сверстников подвергаются дети, чем-либо отличающиеся от общей массы – внешность, привычки, поведение, одежда. На самом деле, это не так. Любой малыш может попасть в такую ситуацию – достаточно всего лишь одного неверного движения, секрета, о котором узнал весь класс.

Важно: Социальный статус семьи никаким образом не обуславливает травлю. Неважно, как ваш ребенок одет, есть ли у него новомодные гаджеты и прочие современные вещички. То же самое касается и особенностей либо дефектов внешности.

Рассмотрим, какие детки чаще всего подвергаются нападкам:

  1. Жертвы – такие дети являются апатичными, запутанными, часто сомневаются в себе или в своих возможностях. На оскорбления они не в состоянии дать отпор – естественно, одноклассники чувствуют слабинку и начинают активно третировать ребенка.
  2. Агрессоры – они сами нападают на людей, которые их окружают, при этом на провокации они отвечают чересчур бурной реакцией.
  3. Неблагополучные – если ребенок одет неопрятно, от него исходит неприятный запах, сам он неаккуратен и невоспитан, вполне возможно, что в таком случае он станет жертвой.

Если вы хотите, чтобы кроха хорошо себя чувствовал себя в любом коллективе – нужно воспитывать в нем чувство собственного достоинства, он должен иметь внутренний стержень.

Как реагировать родителям нельзя?

Рассмотрим, как не стоит себя вести, если вы узнали, что ваш малыш подвергается нападкам:

  1. Не нужно его оставлять в одиночестве. Многие родители так поступают, полагая, что ребенок справится с проблемой сам. Он сам не готов к этой ситуации и понятия не имеет, как ее решить – поэтому вашему чаду в любом случае требуется помощь и поддержка.
  2. Менять место учебы. Бывает так, что ситуацию нужно решать немедленно, и другого выхода из нее нет – в таких случаях можно попробовать сменить обстановку. Но и здесь нужно помнить о том, что нет гарантии того, что в новой школе все не повторится. Еще один момент: ребенку будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новым людям, а это сложно в психологическом плане.
  3. Брать ответственность на себя. Многие родители предпочитают полностью взять решение проблемы в свои руки – так делать нельзя. Если вы пойдете выяснять отношения с классом, с учителями, такое поведение в дальнейшем может настроить окружающих против вашего малыша. Тем более не стоит идти в учебное заведение, заранее не обговорив свое решение со школьником. Важно уважать мнение своего ребенка и прислушиваться к его чувствам.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

  1. Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации. Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
  2. Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора. Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
  3. Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
  4. Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
  5. Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
  6. В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
  7. Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
  8. Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму.

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные. Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки. В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
  2. Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
  3. Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
  4. Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
  5. Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
  6. Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
  7. Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

  1. Согласно закону любой ребенок имеет право жить в безопасной среде. Если же его обижают – это прямое нарушение, следовательно, эти люди могут понести уголовное наказание.
  2. В любой организации, где обучаются дети, задача преподавателя – обеспечить дружелюбную атмосферу в коллективе.
  3. Есть специальные учреждения, куда можно обратиться в случае, если над вашим ребенком издеваются. Они следят за тем, чтобы нарушители прав понесли наказание.
  4. Не нужно самостоятельно выяснять конфликт с обидчиком либо его родителями. Самый оптимальный вариант – решить ситуацию через классного руководителя. Тем более, нельзя прикладывать силу по отношению к обидчикам вашего малыша – в противном случае уголовная ответственность ложится уже на ваши плечи.

Видео: что делать, если ребенка обижают другие дети?

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них , заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется , которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще со стороны одноклассников.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

У кого-то детство ассоциируется с самым замечательным и радостным периодом, полным игр, беззаботной жизни и новых впечатлений. Однако есть и такие, для кого детские годы связаны с постоянными унижениями, запретами и издевательствами со стороны одноклассников. К сожалению, не всем удаётся быть душой компании и ладить со сверстниками. Такие дети моментально становятся мишенью для школьных задир, так и норовящих задеть их за живое. Что же делать, если ваш ребёнок оказался в подобной ситуации? В этом мы и попробуем разобраться в сегодняшней статье.

Почему ребёнок может быть подвергнут унижению?

Естественно, травля школьника не может возникнуть на пустом месте. Здесь точно кроется какая-то причина. Да, безусловно, дети – довольно-таки непредсказуемые и своеобразные личности, поэтому иногда бывает очень сложно понять причины их издёвок друг над другом.

Несмотря на это, проследить основную линию всё же стоит. Как правило, одноклассники унижают ребят, выделяющихся из общей массы коллектива. Дети, в отличие от взрослых, ещё не до конца понимают, что такое толерантность, а проявление индивидуальности зачастую воспринимают как слабость и стеснительность.

Очень часто школьники обижают тех, кто не похож на остальных

В основном начинают обижать из-за:

  • особенностей внешности. Иногда причиной насмешек становятся рыжие волосы и многочисленные веснушки на лице, лишний вес, худоба, наличие очков или слуховых аппаратов и так далее. К сожалению, многие дети не осознают, что человек не может выбрать внешность, поэтому и начинают провоцировать свою «мишень для ударов»;
  • успехов в учёбе. Как мы уже говорили ранее, практически все дети воспринимают проявление любой индивидуальности как слабость. Именно поэтому травле поддаются как отличники, так и двоечники – как-раз таки те, которые и отличаются от основной массы;
  • дефектов речи. Нередко насмешки возникают из-за своеобразной речи одноклассника. Ребёнок может заикаться, картавить или шепелявить. Вряд ли одноклассники упустят такой шанс для подстрекательств;
  • одежды и вещей. Достаточно часто задиры травят и тех детей, которые одеваются не так как остальные или же не имеют современных гаджетов, таких как, например, смартфон, игровая приставка, плеер и т. п. Как бы это странно ни звучало, но за это унижают намного сильнее, чем за все вышеперечисленные причины.

Как понять, что у детей конфликты со сверстниками

Чтобы помочь и прекратить аморальные выходки одноклассников, вы должны как можно быстрее заметить тревожные сигналы. Да, бывают и ситуации, когда ребёнок сам говорит маме или папе о выходках сверстников. Но бывает это очень редко, ведь в большинстве случаев обидчики просто-напросто запугивают свою жертву.

Задиры постоянно запугивают других ребят, чтобы те не рассказали об их выходках родителям

Именно поэтому родителям крайне важно изучить основные признаки того, что их ребёнка обижают другие дети. Итак, о чём же идёт речь?

1. Подавленное настроение

Понаблюдайте за своим ребёнком и обратите внимание на его настроение. Если он стал пассивным, угрюмым, замкнутым и малообщительны, наверняка в его жизни есть какие-то проблемы. В скором времени у него могут начать проявляться признаки нервозности, поэтому постарайтесь предпринять какие-либо меры как можно раньше.

2. Ярко выраженное желание не идти в школу

Когда ребёнок ищет любую причину и прибегает к совершенно непонятным отговоркам, чтобы пропустить уроки, знайте, всё это далеко не банальная лень. В обязательном порядке выясните, в чём проблема, а не просто заставляйте его идти на учёбу.

3. Постоянное появление признаков физического насилия

Если вы обнаружили на теле синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось. Скорее всего, ребёнок не захочет отвечать на ваши вопросы, ведь задиры наверняка запугали его. В таком случае обращайтесь сначала к классному руководителю и директору школы, а далее в правоохранительные органы и требуйте от них выяснения обстоятельств, при которых ребёнок был избит.

Если вы обнаружили на теле ребёнка синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось

Как родители могут помочь

Вашего сына или дочь унижают и обзываются, а учителя молча наблюдают за происходящим? Не медлите, действуйте не раздумывая! Но перед тем как поднимать скандал, найдите время и поговорите с ребёнком. Однако и здесь нужно найти свой подход, поскольку порой бывает непросто найти ключ к ранимой детской душе. Объясните, что с запугиванием нельзя мириться всю жизнь и пообещайте сделать всё, чтобы остановить бессмысленную травлю. Попробуйте успокоить ребёнка и убедите его в том, что он всегда может положиться на вас.

Затем стоит договориться о встрече с классным руководителем. Предлагаем вам обратить внимание на следующие советы для встречи.

  1. Заранее определите для себя результат встречи и решите, что будете говорить педагогу.
  2. Старайтесь не проявлять эмоции и говорите спокойно, не повышая голос.
  3. Не забывайте, что учитель может и не быть в курсе того, что над вашим ребёнком издеваются сверстники.
  4. Назовите фамилии тех, кто постоянно травит вашего сына или дочь.
  5. Поинтересуйтесь, проводится ли в школе какая-то работа по борьбе с хулиганством.
  6. Обсудите с классным руководителем его дальнейшие действия.
  7. Договоритесь о следующей встрече через две недели, чтобы обсудить результат работы.

Постарайтесь объяснить учителю сложившуюся ситуацию и попробуйте решить проблему сообща

Если поведение и ответы учителя вас не устраивают, смело обращайтесь к директору или завучу школы.

Но иногда бывает и так, что даже замечания со стороны педагога не могут остановить агрессивных школьников. Что же делать в таком случае?

Поищите информацию о других школах. Нет, мы не предлагаем вам бросить всё и бежать подавать документы в другое учебное заведение. Но может возникнуть такая ситуация, что вам всё же нужно будет перевести своё чадо подальше от опасных одноклассников.

Для начала найдите информацию о школах, которые находятся неподалёку от вашего места проживания

Если ребёнок пришёл домой избитым, сразу же поезжайте в больницу, чтобы снять побои. Наличие нескольких ссадин или синяков уже позволят вам написать заявление в полицию. В нём необходимо будет указать список нападавших, а также их фамилии и другие личные данные, если таковы имеются. Правоохранительные органы будут вынуждены провести с подстрекателями профилактическую работу, а может, и поставят их на учёт. Помните, мы живём далеко не в 90-е, когда о слове «юрист» мало кто слышал.

Постарайтесь оградить ребёнка от задир. Сделать это, конечно, достаточно непросто, ведь вы не можете постоянно ходить за чадом и следить за ним в школе. Но можно некоторое время встречать его из учебного заведения, пока инцидент не будет исчерпан. Будьте уверены, после вмешательства правоохранительных органов обидчики отстанут от вашего сына или дочки, в противном же случае они отправятся в специализированные школы.

Предоставьте своему техническое средство слежения. Мобильник со специальной кнопкой тревоги и функцией слежения идеально подойдёт для контроля. Цена на такие устройства приемлема, а функции, выполняемые ими, могут спасти ваше чадо от насилия со стороны сверстников. Также в подобных гаджетах присутствует возможность автоматического включения диктофона. Это позволит зафиксировать факт угроз и унижений.

Проконсультируйтесь у психолога. Если вы очень хотите защитить ребёнка от насилия в школе, но сами сделать это не в состоянии, советуем сходить на консультацию к детскому психологу. Специалист поможет как ученику (объяснит, как стоит вести себя с одноклассниками), так и его родителям (даст понять, что они всё же могут оградить от негативного влияния задир). Будьте уверены, благодаря общим усилиям вы обязательно справитесь с проблемой!

Консультация у психолога поможет быть и эффективно решить сложившуюся проблему

Травля агрессивными школьниками одноклассников – проблема достаточно распространённая и весьма серьёзная. Чтобы как можно скорее предотвратить издевательства над ребёнком, родители должны постоянно интересоваться его школьной жизнью и уметь быстро принимать меры. Не забывайте, что именно в юном возрасте формируется характер. Поощряйте школьника, хвалите, давайте верить в свои силы – и тогда ваше чадо вырастет сильной, смелой и достойной личностью.

(Visited 22 370 time, 7 visit today)

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис