Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить. Чем грозит синдром(комплекс) отличника и почему он возникает

В любом классе найдутся такие дети, которые целиком посвящают себя учёбе, не отвлекаясь на увлечения, игры со сверстниками. Чаще всего они замкнуты, испытывают трудности в общении. Любовь к наукам, конечно, дело полезное, но при условии здорового интереса к предмету. К сожалению, очень часто такое рвение оказывается проявлением «синдрома отличника».

Что такое «синдром отличника»?

С виду обычный ребёнок. От других детей он отличается неизменно примерным поведением и прилежностью в учёбе. Родители слишком любят дитя или слишком заняты, чтобы понять, что за старанием получать только высокие оценки, быть лучшим во всём кроется серьёзное психологическое нарушение. А ведь именно они чаще всего являются причиной такого отношения детей к себе, возлагая на школьника слишком большие надежды. В результате ребятишки, безоговорочно доверяющие своим мамам и папам, стараются оправдать их ожидания.

Как понять, что у ребёнка «синдром отличника»? Необходимо понаблюдать за школьником и определить, есть ли в его поведении такие особенности:

  • повышенная восприимчивость к малейшим замечаниям в свой адрес;
  • приступы недовольства собой, когда в его присутствии положительно отзываются о других детях;
  • отсутствие друзей, нежелание общаться со сверстниками, просиживание за учебниками большую часть внешкольного времени;
  • болезненное отношение к своим ошибкам и неудачам, способное вызвать апатию и депрессивное состояние;
  • зависимость от мнения других людей (когда похвала вызывает прилив сил, радость, а критика – раздражение, озлобленность, обиду);
  • похвала окружающих становится потребностью (при её отсутствии ребёнок начинает хандрить, замыкается в себе);
  • отсутствие ограничения в выборе методов достижения своих целей (одобрения родителей и учителей, высоких оценок);
  • цель ребёнка – быть идеальным во всём, но не ради себя или получения хороших результатов, а ради восхищения им окружающими

Как правило, дети, страдающие «синдромом отличника», не уверены в себе, нерешительны, боятся ответственности, не умеют выделять главное и второстепенное, всегда не довольны собой и всей своей жизнью.

Причины нарушения

Несмотря на то, что существуют природные факторы, провоцирующие развитие у маленьких детей «синдрома отличника», в большей степени нарушение вызвано ошибками в воспитании:

  • Постоянная критика провоцирует формирование у ребёнка комплекса неполноценности;
  • Когда каждый шаг крохи сопровождается восторгом его родителей, у ребёнка вырабатывается потребность в постоянном одобрении их действий;
  • Завышенные требования недовольство «слабыми» результатами, скупость родителей на похвалы пробуждает желание ребёнка «заслужить» любовь мамы и папы;
  • В силу природной застенчивости мешает таким детям проявлять инициативу, что воспринимается родителями как лень и подвергается осуждению и наказанию В результате страх вызвать неодобрение и быть наказанными становится причиной развития «синдрома отличника».

Как бороться с синдромом?

Как и в болезни, лучший способ вылечить пациента – не допустить развитие заболевания. Вот несколько рекомендаций родителям:

  1. Научитесь сами правильно относиться к процессу обучения и его результатам. Если вы не будете воспринимать низкие оценки, как глобальную катастрофу, то и дети станут спокойно относиться к своим неудачам. Лучше поддержите ребёнка, подскажите, как исправить ситуацию, внушите, что он может. И он действительно сможет!
  2. Не устанавливайте слишком высокую планку. Неважно, какими были вы и ваши родственники. Ребёнок такой, какой он есть, и он должен развиваться в том направлении и так быстро, как это свойственно лично ему. Ваша задача, распознать талант и создать условия для его развития.
  3. Не внушайте ребёнку, что он уникален. Искажённая самооценка порождает комплексы и мешает жить до самой старости.
  4. Любите ребёнка без правил и условий, просто за то, что он есть. Маленький школьник должен знать, что неудовлетворительные результаты не лишат его вашей любви и поддержки.
  5. Время от времени хвалите ребёнка за достигнутые успехи и старания. Вовремя оказанная поддержка укрепит его интерес к учёбе.
  6. Не слишком усердствуйте с нагрузками. Ищите надёжные продуктивные методики раннего развития, которые не ограничат возможность ребёнка посвящать время друзьям, увлечениям и отдыху.

Многие родители с прогрессивными взглядами на воспитание детей выбирают Школу устного счёта «Соробан». Школа в обучении использует уникальную японскую методику, популярную сегодня во многих странах мира. Её особенность заключается в активном развитии полушарий мозга и стимулировании образования между ними эффективных функциональных связей.

Когда мозг ребёнка хорошо трудится, развивается мышление, память, проявляются и совершенствуются уникальные познавательные и творческие способности. Тренировки ума помогают ребёнку справляться с трудностями обучения. Пропорционально развитию ума расширяются границы применения его возможностей, повышается интерес к получению знаний, растёт уверенность в своих силах, развивается целеустремлённость. Школа «Соробан» правильно мотивирует детей в учёбе, поэтому они точно знают, чего хотят, зачем им это нужно и имеют все ресурсы, чтобы реализовать себя.

Когда у семьи появляется на свет любимый и долгожданный ребёнок, родители души в нём не чают и пытаются устроить его жизнь наилучшим образом. Малыш подрастает, его отдают в лучшую школу или лицей с углублённым изучением того или иного предмета, записывают на множество разных кружков начиная от рукоделия и заканчивая спортом. При этом ребёнку может не нравиться то хобби, которое для него выбрали.

Причины появления синдрома

Родители хотят видеть в своём чаде преуспевающую личность и не замечают, что это может привести к синдрому отличника у ребёнка. Ребёнок же, видя восхищенные взгляды взрослых, не хочет расстраивать их и старается делать всё идеально, во всех сферах своей жизни. Переступая через себя и свои истинные интересы, дети продолжают посещать ненавистные им кружки, что в будущем может привести к развитию синдрома отличника у взрослых людей.

Чаще всего комплексом отличника у взрослых страдают представительницы прекрасного пола . Девушки хотят быть во всём идеальными, начиная от учёбы и заканчивая собственной фигурой; они стремятся в любых своих достижениях поднимать планку очень высоко. А если желание во всём быть лучшей не прекращается, это перетекает в трудную для женщины психологическую форму, которая иногда называется перфекционист.

Чтобы понять, откуда растут корни этого психологического расстройства, нужно заглянуть в детство и проанализировать его.

Комплекс отличницы у взрослых может возникнуть из-за множества причин. Одними из главных являются :

  • В детском возрасте родители слишком завышают требования к ребёнку.
  • Зарождение повышенного чувства ответственности перед родителями.
  • Комплекс неполноценности и страх наказания от неидеально выполненной работы.
  • Похвала и поощрение за хорошие результаты учёбы.
  • Во внутреннем состоянии нет границы, по которой можно правильно расставлять приоритеты.
  • Как исключение - врождённый перфекционизм или скрытая возможность повысить слишком низкую самооценку.
  • Неумение признавать неудачу и проигрывать в любых сферах жизни.
  • Сравнение своего ребёнка с другим его сверстником в надежде вызвать у него чувство соперничества и стремление к самосовершенствованию.
  • Указание родителей или сверстников на неудачи ребёнка, повышенная критика и злорадство.
  • Нахождение в компании, которая не соответствует личностным качествам ребёнка.

Очень часто члены семьи прививают неправильные установки, которые в будущем будут мешать человеку. Часто родители говорят такие слова, как «нужно стараться намного больше, ты же не хочешь расстраивать маму и папу». Это вызывает у человека чувство долга перед своей семьёй и близкими ему людьми. Такую ошибку совершает не только семья: очень часто такое поведение можно встретить у преподавателей.

Из профессиональной практики: психологи утверждают, что завышенные требования к себе и миру могут проявляться тогда, когда один из членов семьи или круга общения по интересам является перфекционистом. Окружение бессознательно влияет на человека, а сам он не может заметить изменения в своём поведении. Именно поэтому родному человеку нужно аккуратно указать на эту проблему.

Главной причиной появления этого синдрома является слишком завышенная самокритичность . Человек постоянно находится во внутреннем конфликте, придирается к себе по пустякам, анализирует неудачи и истязает себя за неправильные поступки или действия. В дальнейшем это приводит к стремлению сделать всё идеально в надежде увидеть восторженные взгляды и признание со стороны как близких, так и чужих людей.

Симптомы психологического нарушения

Определить имеющуюся проблему не составляет труда: её главной чертой, независимо от того, взрослый это человек или ребёнок, являются постоянные попытки угодить другим и зависимость от общественного мнения.

Если вы заметили что-то подобное у своего близкого человека или друга, стоит поговорить с ним один на один, объяснить наличие проблемы и в чём она выражается. Если человек всё осознаёт и понимает, ему повезло, и изменить происходящее вполне возможно.

Если же человек всё отрицает и не согласен с наблюдениями, тогда стоит обратиться к психологу, так как это уже не внешняя, но глубоко скрытая проблема, в которой лежит отрицание своего внутреннего я.

Различия проявления у разных возрастов

В основе каждого прожитого дня у таких людей лежит стремление сделать что-то правильное по их мнению и увидеть одобрение в глазах окружающих. Перечень симптомов может быть огромным, но основными по наблюдению врачей-психологов являются следующие.

В детском возрасте :

  • Игрушки не разбросаны по дому, а лежат аккуратно на своём месте под линеечку.
  • Желание в любых ситуациях иметь хорошие отметки, в дневнике одни пятёрки, а если что-то идёт не по плану, ребёнок расстраивается и впадает в апатию.
  • Если нет восхищения и похвалы со стороны родителей, ребёнок может устраивать скандалы и истерики.
  • Неоправданная ревность и зависть - с трудом переносит восхваление других детей.
  • Страх перед ошибкой, которую невозможно будет исправить.
  • Плохое взаимоотношение со сверстниками, неумение радоваться достижениям других детей.
  • Если в семье есть младший ребёнок, у старшего можно наблюдать нелюбовь, зависть и отвращение к нему.
  • Чувство собственной непогрешимости и, как следствие, отсутствие чувства ответственности за свои действия.

Во взрослой жизни:

Синдром отличницы у взрослых

Как избавиться от этого психологического расстройства, знают психологи с большим опытом работы в сфере лечения подобных пациентов . Бывают случаи, что человек сам может побороть эту проблему, но навсегда от неё избавиться не выйдет, так как корни растут из самого детства.

Главная задача - свести к минимуму стремление быть во всём идеальным, чтобы человек смог нормально жить, общаться с людьми, не ожидая от них одобрения и комплиментов в свой адрес.

К преимуществам лечения относится то, что не нужно ложиться в клинику, достаточно просто найти подходящего вам психолога и начать терапию.

Чаще всего сеансы проводятся два-три раза в неделю, для этого не нужно что-либо покупать и принимать, достаточно будет вашего настроя и позитивного мышления.

Если вы очень занятая личность и у вас нет времени посещать кабинет психолога, в современном мире это не проблема.

Найдите подходящего специалиста через интернет, свяжитесь с ним и в удобном для вас формате (скайп, текстовые сообщения, другие программы и т. д.) проводите лечение.

Независимо от того, лечились вы сами или с помощью врача-специалиста, после окончания сеансов, чтобы закрепить эффект и избежать рецидивов, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. Они помогут вам наслаждаться жизнью, прекратить вечное соперничество внутри себя и побороть зависимость от мнения окружающих.

  • Старайтесь позитивно воспринимать любые жизненные ситуации. Не ругайте себя, если вы что-то не успели сделать в нужные строки, с улыбкой на лице воспринимайте пришедшие трудности, делайте разумные выводы о происходящем.
  • Не пытайтесь быть во всём идеальным, знайте, что вы человек и имеете право на ошибку.
  • Не бойтесь новых начинаний, отбросьте страх неудач в новом деле. Попробуйте сделать что-то сумасшедшее - прыгните с парашютом, займитесь экстремальным видом спорта.
  • Перестаньте ждать одобрения со стороны окружающих, сделайте что-то несвойственное вам. Например, смените стиль или попросите совета у опытного специалиста.
  • Живите в своё удовольствие. И запомните, что не существует такого человека, который бы нравился абсолютно всем.
  • Не живите только работой, чётко разделяйте жизненные приоритеты. Обращайте внимание на своё внутреннее здоровье. Для разнообразия занимайтесь хоть иногда спортом.
  • Больше проводите времени с родными для вас людьми, не бойтесь делиться с ними своими переживаниями, ведь кто же, как не близкий человек, поймёт вас. Не забывайте обсуждать свои ошибки, этапы своего лечения, ведь в этот период без поддержки вам не обойтись.

Для вас главное - уметь правильно расставлять приоритеты . Желание быть успешным вполне нормально, но когда оно перерастает во все сферы жизни - это становится проблемой, с которой нужно не только бороться, но и не дать её запустить.

Не забывайте, что синдром отличницы очень близок по своим характеристикам к перфекционизму, который разрушительно влияет на человеческую жизнь, ведь она превращается в постоянное достижение идеального результата. И человек перестаёт воспринимать ежедневные маленькие радости, ведь во главе стоит результат и ничего кроме него.

Чтобы этого не допустить, научитесь уважать себя и любить. Тогда все ваши жизненные позиции приобретут нужное русло, а вы сможете жить в своё удовольствие и без вечной полосы препятствий.

Лечение заболевания у детей

Если вы заметили этот комплекс у своего ребёнка, вам повезло. В раннем возрасте легче изменить внутренние качества своего чада и его мировоззрение. Ведь он как пластилин - очень мягок и пластичен, что из него слепишь, то и будет. И как губка - со скоростью ветра впитывает привитые вами качества.

Главное - объяснить малышу, что не нужно стремиться во всём быть идеальным, ведь его любят не за хорошие оценки и успехи, а лишь за то, какой он прекрасный человек . Объясните, что не нужно заслуживать любовь через хорошие поступки.

Чтобы избавиться от этого синдрома, почаще обнимайте и целуйте своего малыша, оказывайте поддержку и развивайте в нём чувство собственного достоинства. Не ругайте слишком строго за разбросанные по дому игрушки или небрежный вид, потому что если уж слишком на этом концентрировать внимание, вы можете вызвать в нём не только перфекционизм, но и развить чувство ненависти и непонимания к вам.

Не стремитесь навязать ребёнку тот или иной интерес, пускай малыш сам выберет хобби, которым он будет с удовольствием заниматься . Это воспитает самостоятельность, он не будет в будущем зависеть от мнения окружающих. Смотрите вместе побольше смешных фильмов или видео, почаще гуляйте, развивайтесь, ходите в музеи и т. д. Привитое чувство юмора поможет с лёгкостью преодолевать жизненные трудности.

Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, это плохо скажется на его психике. Не нужно ставить перед ним заоблачные цели, не справившись с которыми, он будет чувствовать себя опустошённым. Всегда рассчитывайте на его возможности, не забывайте, что это не взрослый человек, поэтому будьте немного снисходительнее к нему.

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.

Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.

Что такое синдром отличника и его признаки

Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.

Признаки синдрома отличника у ребенка:

  • ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
  • ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
  • в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
  • ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
  • если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
  • ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
  • главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Проблемы, к которым может привести синдром отличника

Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Из-за чего возникает синдром отличника у детей

Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:

  • низкой самооценки или комплекса неполноценности . Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
  • природной потребности в признании и одобрении . Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
  • желания заслужить любовь родителей;
  • страха быть наказанными . Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.

Как бороться с синдромом отличника

  • Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь . Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

– комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

    Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

    Причины синдрома отличника

    Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

    • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
    • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
    • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
    • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

    Патогенез

    Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

    Симптомы синдрома отличника

    Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

    У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику , ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией . «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

    Осложнения

    Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики , обсессивно-компульсивное расстройство , психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония , астма и другие.

    Диагностика

    Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства . Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

    • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром , психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
    • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
    • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

    Лечение синдрома отличника

    Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

    • Когнитивно-поведенческая . В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
    • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
    • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

    Прогноз и профилактика

    При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.