Как выбрать правильный горнолыжный костюм. Подбираем горнолыжные ботинки

Такая снежная, такая ослепительно прекрасная зима! Какое зимнее развлечение может быть увлекательней катания на лыжах? Но для такого отдыха нужна соответствующая экипировка.

Горнолыжный костюм — вещь не только удобная, тёплая и красивая, но и, безусловно, технологичная. Современные горнолыжные костюмы разрабатываются в лабораториях и проходят множество этапов тестирования. Однако, не каждый простой смертный разберется во всех навороченных характеристиках и загадочных знаках на этикетках. Важно понимать, что не всегда самая дорогая модель — самая лучшая. В некоторых случаях вы будете переплачивать за дизайн или за бренд, в то время как главные качества горнолыжной одежды будут не на самом высоком уровне.

Горнолыжный костюм — это целый набор аксессуаров и одежд, выбор которых строго индивидуален. Этот набор включает в себя: штаны, куртку, термобельё, очки и перчатки.

Если вы отправляетесь в горы в навороченном костюме (штаны + куртка), надев при этом на тело простое хлопковое белье и шерстяной свитер, хорошего эффекта не ждите. Горнолыжный костюм не должен быть чрезвычайно теплым, главная его задача, чтобы тело не промокало при активной езде, и в то же время дышало. Что происходит, если вы надеваете под низ шерсть и хлопок? Сначала вам тепло, но стоит разгорячиться, тело начинает потеть, и эти натуральные материалы собирают влагу. Потом вы остываете, но эта влага никуда не уходит, и как следствие — резкий перепад температур и простуда. По этой причине из синтетических материалов разработано специальное термобелье, главная задача которого — отводить влагу.

На что нужно обращать внимание при выборе горнолыжного костюма?

Водонепроницаемость горнолыжной куртки

Показатель первый: водонепроницаемость. Этот показатель показывает, какое давление воды способен удержать материал изделия. Измеряется этот показатель в миллиметрах водного столба (мм в. ст). Чем выше данный показатель, тем лучше.

Хороший горнолыжный костюм имеет показатели водонепроницаемости от 10000 (м в. ст) и выше.

Паропроницаемость горнолыжной куртки

Второй показатель очень важен. От него во многом зависит, будет ли ваше катание на лыжах комфортным и продолжительным. Коэффициент паропроницаемости показывает сколько пара материл способен пропустить за сутки на один квадратный метр. Опять же, чем выше этот показатель, тем лучше тело будет «дышать» под всей этой экипировкой. При сильных нагрузках паропроницаемость горнолыжной куртки должна достигать значения 20000 гр/м²/сут, при нагрузках средней интенсивности — 10000 гр/м²/сут, если же вы — новичок, и нагрузок особых не предвидится, то подойдет и 5000 гр/м²/сут.

Что нужно знать о костюмах с мембранами?

Самыми лучшими показателями водонепроницаемости и паропроницаемости обладают горнолыжные костюмы с мембранами. В данный момент существует 3 типа мембран: гидрофильные, поровые и комбинированные.

Первый тип работает по тому принципу, что для того чтобы влага стала выводиться наружу, на поверхности мембраны должно скопиться достаточное количество конденсата. По этой причине в костюмах первого типа всегда немного влажно. Однако этот материал очень долговечен и эластичен, не требует покупки специального моющего шампуня.

Поровые мембраны работают по тому принципу, что микроскопические отверстия (поры) вполне пропускают пар, но не воду. Такие мембраны работают только при очень низких температурах, а вот в дождь не работают. Изделия с такими мембранами весьма недолговечны и требуют бережного к себе отношения.

Наиболее современными в настоящий момент являются . Они объединяют в себе лучшие качества первых двух типов, но и недостатки тоже. Костюмы из такого материала прекрасно тянутся, отводят влагу, но в то же время плохо работают в условиях высокой влажности. Именно третий тип обладает самыми высокими показателями паропроницаемости и водонепроницаемости и идеально подходит для экстремальных условий. Цены на такие костюмы, как правило, «кусаются» больше всего.

Как правильно стирать горнолыжный костюм с мембранами?

К сожалению, далеко не все производители пишут на ярлыках о том, как правильно ухаживать за столь дорогостоящими костюмами. А ведь после двух-трех стирок в стиральной машинке с порошком, все полезные качества костюмов с мембранами попросту теряются. При покупке изделия уточните у продавца-консультанта требует ли оно специального ухода. Как правило, в специализированных магазинах продаются специальные шампуни для стирки изделий с климатическими мембранами.

Правило трех слоев

Выбрать хороший костюм (штаны + куртка) — это далеко не все. Правильная экипировка предполагает наличие трех слоев, первый из которых отводит влагу от тела, второй — не дает замерзнуть, третий — защищает от ветра, снега и дождя. О третьем слое мы с вами уже поговорили, это и есть наш костюм. Но что из себя представляют второй и первый слои?

Первый обязательный слой — термобелье. Оно должно быть вашего размера, ни в коем случае не быть вам свободно. На термобелье лучше не экономить, оно должно быть гипоаллергенным и бесшовным, материал — полиэстер.

Второй слой экипировки — это утеплитель. Это могут быть разнообразные свитера или жилетки, изготовленные из синтетических материалов. Совет: в некоторых моделях курток утеплитель входит в состав горнолыжного костюма, лучше, чтобы второй слой был отдельно от третьего.

Это была статья о том, как правильно выбрать горнолыжный костюм, надеюсь, информация была вам полезна!

Геометрия лыжи - это параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в мм. Иногда в эту группу включают радиус или глубину бокового выреза. По ширине талии можно определить основное назначения современной лыжи : Талия менее 68 мм - лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 до 80 мм - универсальные модели, талия более 80 мм - внетрассовое катания. Приведенные величины не являются постоянными.
Для того, что бы начать подбирать снаряжения, нужно определиться со стилем катания, то есть, как и где человек собирается кататься. Различных стилей и направлений существует множество. Основные из них:
Спортивные. Специализированные модели для спортивных дисциплин: слалома, гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска.
Фрирайд. Вид катание преимущественно "вне трасс" по самому разнообразному рельефу, включая целину, бугры, прыжки со скал и наддувов.
Универсальные. Характеристика, обозначающая использования модели, как на подготовленных склонах, так и в разбитом снегу и целине.
Фристайл "new school". Включает в себя прыжки, движения спиной вперед, различные упражнения на стенах пайпа и в воздухе, могул. Ответвлением является джиббинг (катание по всевозможным перилам) и фристайл бэккантри (катание с теми же элементами, выполненными на естественном рельефе, как правило, в целине).
Ски-тур. Вид горнолыжного отдыха, предполагающий катание в горах, не оборудованных подъемниками и ратраками, когда подъем вверх осуществляется пешком на лыжах. Используются специальные ботинки и крепления.
Скикросс. Относительно новая горнолыжная дисциплина. На специально подготовленной трассе с перепадами, трамплинами, виражами и прочее, стартуют сразу несколько участников (обычно четверо) с задачей прийти к финишу первым.
Если же человек только начинает кататься, и не знает какой стиль ему больше подойдет, то выбор его должен остановиться на моделях с универсальной геометрией лыжи .

Что такое "классика" и "карвинг"

Карвинг - техника управления лыжами в повороте, основанная на ведении обеих лыж на канте во всех фазах поворота. Первые карвинговые лыжи фирмы-производители представляли как вариант для тех лыжников, которые хотели освоить резаные повороты, поэтому многие опытные лыжники не считали нужным переходить на них. Они катались на классике. Классика - это лыжи без ярко выраженной геометрии (85-65-75). По сравнению с карвами (около 110-65-97) они были более узкие.
Прошло время, карвинг дорабатывали и продолжают дорабатывать сейчас. Носок и пятка лыжи становиться еще шире, за счет этого радиус поворота уменьшается. Лыжи стали меньше и подбираются уже не выше роста, а в рост или ниже. В наши дни уже не вопрос, кататься ли на карвах, вопрос в том на каких именно.

Как подобрать горные лыжи

Если Вы новичок и хотите легче освоить навыки катания: горные лыжи должны быть подобраны чуть ниже роста на 10-15 см (если вес лыжника превышает 100 кг, то в рост) и иметь не высокую жесткость. Чем длина лыжи выше рекомендаций, тем управлять на малых скоростях будет сложнее, но на большой скорости контролировать их легче. Если длина горных лыж ниже рекомендаций, то на скорости они становятся очень "вертлявые" и их сложно контролировать. Чем жесткость горной лыжи выше, тем сложнее ее прогибать при входе в поворот, но на жестком снегу (или на льду) она будет четче держать дугу и не проскальзывать.
Если Вы уже не новичок и знаете, какой стиль катания Вам подходит больше, то при выборе ростовки горных лыж , необходимо консультироваться с продавцом. Длина горных лыж для одного и того же человека может существенно отличатся в зависимости от назначения лыжи. Для занятий фрирайдом - более длинную, для слалома - более короткую. Начинающим - короче, опытным - длиннее и т.д.

Как подобрать горнолыжные ботинки

Основные отличия горнолыжных ботинок это, жесткость (индекс жесткости у разных фирм-производителей может различаться), ширина колодки, материал клипс, наличие термоформовки и различных "наворотов" типа переключателей ходьба - катания, регулировки жесткости и т.д. Что касается горнолыжных ботинок , здесь действует правило, чем дороже не значит лучше. Дорогие горнолыжные ботинки это, как правило, спортивные модели предназначенные на несколько спусков, а не на катание по 8-10 часов в день. Они имеют очень высокую жесткость (120 и выше) и благодаря этому лыжник может четко контролировать лыжи. Начинающему лыжнику подойдут "мягкие" горнолыжные ботинки с жесткостью до 70 (если вес лыжника выше 100 кг, то жесткость должна быть не ниже 60). Для того, что бы выбрать удобные горнолыжные ботинки надо примерить несколько моделей и по ощущениям сделать вывод, в каких именно Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Ботинок должен очень плотно сидеть по ноге. Если же Вы выбрали ботинок, в котором нога не плотно сидит, то в дальнейшем нога в ботинке будет просто болтаться, так как при катании внутренний материал имеет свойство приминаться. Так что после того как продавец дает Вам очередную модель для примерки не надо сразу говорить, что Вам жмет.

После того как Вы одели ботинок Вы должны как следует застегнуть все клипсы, начиная с нижней. После того как все клипсы застегнуты, Вы должны сделать несколько наклонов голени вперед (как будто приседаете). Как правило, пятка должна уйти назад тем самым, освобождая место для пальцев. Только после этого можно понять подходит Вам ботинок по размеру или нет. После этого надо определится, не велик ли он Вам. Для этого стоя в горнолыжных ботинках Вам нужно немного привстать на пальцах (на цыпочках), если пятка начинает отрываться от подошвы ботинка - значит, он Вам велик и не подходит (допустимый отрыв пятки 0,5 см). После чего Вам следует постоять (не сидеть) в горнолыжных ботинках около 15-20 минут, а если есть возможность, то взять домой и походить около часа. Если же после всего проделанного Вам ни где не жмет и не давит, то это Ваши ботинки и на склоне у Вас не будет с ними проблем. Если же есть хоть малейший дискомфорт или сдавливание, то снимайте и начинайте мерить другую модель. Если же перемерив, все модели в магазине Вы не смогли подобрать идеальный для Вас вариант, то это не проблема. Существуют более 15 различных фирм - производителей, которые специализируются на производстве горнолыжных ботинок и у каждой из них разная колодка под разные типы ног. Возможно, Вам нужно померить ботинки, фирмы которых не продают в данном магазине. Ведь горнолыжные ботинки - это самый важный предмет инвентаря, в отличие от лыж и креплений, правильно подобранные ботинки менять не захочется долгие годы.

Как подобрать горнолыжные крепления

На сегодня практически все фирмы производят исключительно качественные и безопасные крепления. Отличаются они между собой конструкцией, дизайном, различными регулировками и жесткостью срабатывания отстегивания (измеряется в DIN). Что бы подобрать крепления и правильно выставить на них жесткость под свой вес можно воспользоваться формулой: вес лыжника делится на десять и отнимается единица. В дальнейшем с увеличением техники и уровня катания можно увеличивать жесткость.

Как подобрать горнолыжные палки

Подбор горнолыжных палок можно осуществить несколькими способами:
1. Берется палка , переворачивается таким образом, что бы наконечник ее был у Вас в руках, а сама рукоятка на полу (вертикально). После чего надо взяться рукой под кольцом. Если угол в локте прямой (около 90 градусов), то она подходит Вам по росту.
2. Можно просто отнять от роста 50 см, это и будет примерно нужная длина палки. Например, если рост 175 см - 50 см, то Вам подходит палка длиной 125 см.
Отличие женской и мужской экипировки.
Женские лыжи разрабатывают из расчета того, что женщины легче и менее агрессивны по стилю катания. С учетом строения женского тела для более сбалансированной стойки крепление при установке немного сдвигают вперед. Приставка L в названии модели зачастую обозначает, что это модели для дам. Женские модели ботинок - это ботинки, в которых учтены особенности женской ноги: пониженная высота задника из-за более широкой и более низкой икры, более высокий подъем, более узкая ступня и пятка, пониженная ось лодыжек. Обычно с улучшенной теплоизоляцией.

При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Как подобрать горные лыжи по характеристикам

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

Жесткость горных лыж

Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

Как подобрать горные лыжи по росту

Ростовка горных лыж

При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

Тонкости при подборе горных лыж по росту

Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

Желаем удачных покупок и отличного катания!

1. Что обязательно нужно купить перед первой поездкой в горы? Как выбрать нужное?
- Для первых поездок в горы необязательно приобретать полный горнолыжный комплект - в любом прокате можно взять лыжи любого качества и производителя. А вот ботинки, хорошо подходящие именно вам, приобрести крайне желательно: комфорт горнолыжника в первую очередь определяется удобством его ног. Выбирать горнолыжную обувь надо очень тщательно, не жалея времени и сил на примерку. В каждой паре примеряемых ботинок желательно походить как минимум 10 минут, чтобы понять, подходят они или не очень. Стоит помнить, что самые дорогие ботинки - не обязательно самые хорошие. Не существует «плохих» и «хороших» фирм, есть ботинки, лучше всего подходящие конкретному человеку. Для оптимального выбора ботинок рекомендуем обратиться в специализированные спортивные/лыжные магазины, где вам помогут найти оптимальный вариант.

Шлем, специальные горнолыжные носки и маска - не роскошь и не причуда, а крайне необходимые предметы для отдыха в горах. Шлем должен быть не слишком тяжелым, удобным и идеально подходящим именно вам. Расстояние между бровями и краем шлема (при этом шлем должен быть нормально одет и застегнут) не должно превышать двух сложенных вместе пальцев руки. Шлем нигде не должен давить. Подумайте о том, будете ли вы носить подшлемник, и если да - лучше захватите его на примерку. Внутренняя "обивка" шлема со временем обминается, так что при примерке шлем не должен двигаться вперед-назад. У шлема обязательно должна быть хорошая вентиляция и слышимость. Не забудьте взять на примерку горнолыжную маску (если она у вас есть) и примерить ее вместе со шлемом.
Чтобы правильно определить нужную вам длину лыжной палки, ее нужно перевернуть наконечником вверх, и взять так, чтобы кулак был прижат к кольцу. Если рука образовала при сгибе локтя прямой угол по отношению к туловищу - выбор правилен, в любом другом случае нужна другая длина палки. Форма рукоятки должна быть удобной именно для вашей руки. Вес, гибкость и конфигурация палок имеют значение только для опытных лыжников и спортсменов.
Очень важная часть экипировки - очки или горнолыжная маска. Обычные солнцезащитные очки могут не подходить для катания, в горах очень важно защищать глаза от ветра, снега, повышенного ультрафиолета на высоте и светоотражения от снега. Оптимальным цветом фильтра является оранжевый или темно-желтый - такой фильтр защищает от солнца и обеспечивает хорошую контрастную видимость при туманной погоде или в облачный день, когда трудно рассмотреть неровности на склоне. Не забудьте про аксессуары: горнолыжные перчатки или рукавицы просто необходимы, их желательно всегда иметь с собой две пары. Обязательно стоит захватить с собой солнцезащитный крем и губную помаду с высоким SPF, либо приобрести все это на месте - как правило, в любом пункте проката или супермаркете они продаются в удобной упаковке.

2. Как выбрать горнолыжные ботинки?
После того, как вы влезли в ботинки (в первый раз это бывает не так просто), встаньте в правильную стойку (или просто согните колени), прислушайтесь к своим ощущениями и дайте ногам привыкнуть. Если вам комфортно, ботинки плотно и равномерно облегают ногу, но нет мест, где давление слишком сильное - все хорошо, двигаемся дальше. В подходящих ботинках можно пошевелить пальцами, но нога не должна иметь излишнюю свободу: перемещаться вперед-назад, в стороны или сильно отрываться от стельки. Не надейтесь с первой примерки найти «свою» пару - все люди разные, и ноги у них тоже разные. Все производители делают ботинки не только различной жесткости, но и с разной шириной колодки. Приготовьтесь перемерить не одну пару ботинок, чтобы почувствовать, чем они отличаются, и в каких вы сможете безболезненно проводить на склоне несколько часов подряд. Ботинки необходимо примерять на специальные горнолыжные носки (не жалейте денег на них, думая, что сможете кататься в обычных спортивных носках - это не так).

Для женщин и детей существуют специальные модели ботинок, учитывающие их анатомические особенности и рассчитанные на разный уровень подготовки. Многие современные модели ботинок предполагают термоформовку - специальную подгонку под анатомические особенности конкретного человека. Значительно комфортнее делают катание и специально подогнанные стельки, их можно сделать в специализированных магазинах.

3. Как правильно выбирать горнолыжную одежду?
Едва ли не большую часть комфорта во время катания и после него обеспечивает правильная одежда. Она обязательно должна быть многослойной и обеспечивать максимальный комфорт при катании в любых погодных условиях, защищать от холода и ветра и хорошо отводить влагу. Оптимально одежда катающегося человека должна иметь по крайней мере 3 слоя. Термобелье, флис (куртка, водолазка или свитерок) и защитный слой - брюки и куртка или комбинезон.
Существует большой выбор так называемой «горнопляжной» одежды - несомненно красивой, но хорошо приспособленной для отдыха в шезлонге, а не для интенсивного катания. Такую одежду делают многие модные бренды, и если вы планируете больше загорать, чем кататься, то можно не изменять любимой марке. Среди опытных лыжников, проводящих много времени на склонах, популярны проверенные временем специализированные бренды. К этой группе относятся Phenix , Goldwin , Descente , Kujs , Colmar , Spyder и некоторые другие. Чуть меньше денег придется потратить на одежду Halti (официальный поставщик организаторов Кубка мира), Salomon , Vоlkl и Rossignol , при этом по показателям она не будет уступать более дорогим маркам. Если цена критична, обратите внимание на производителей «спортивной одежды вообще», например, Columbia и другие менее дорогие бренды.

Чтобы купить и красивую, и функциональную одежду, нужно смотреть не только на ее стоимость и внешний вид, но и на показатели. У производителей давно стало правилом хорошего тона указывать параметры ткани: водостойкость (изменяется в миллиметрах водяного столба, удерживаемого тканью), и паропроницаемость (в граммах жидкости, которую способен пропустить один квадратный метр ткани за сутки). Общее правило при выборе модели таково: для обычных лыжников, проводящих не слишком много времени на трассах, достаточно водостойкости мембраны от 5000 мм и паропроницаемости - от 5000 г/кв.м/24ч. Разумеется, чем выше эти показатели, тем выше будет цена вещи. Но тем больше шансов, что вам будет комфортно и в снег, и в дождь. Не менее важен и утеплитель - он должен быть тонким и легким. Особое внимание при выборе стоит обратить на наличие и удобство дополнительных деталей и их эргономичность - карманов и кармашков, функционального капюшона, приятных на ощупь манжет и т.п. В хороших современных куртках есть множество полезных деталей, например, специальный карман для ски-пасса, "юбка" для катания по целине (хорошо, если ее можно отстегнуть), мини-карабин для ключей, специальная салфетка для протирки очков или маски). Если вы катаетесь в шлеме (на что мы очень надеемся), имеет смысл при выборе куртки проверить, можно ли надеть капюшон на шлем - в ветреные дни эта функция может вам пригодится. Цвет одежды - не самый главный параметр при выборе, ведь на склоне обращают внимание прежде всего на красиво катающегося человека. Если вы впервые выезжаете на горнолыжный курорт, старайтесь не приобретать полностью белый костюм - хотя при примерке такой вариант смотрится привлекательно, в горах он сливается со снегом. К тому же при плохой видимости человека в полностью белом одеянии достаточно трудно найти на склоне.

4. Как выбирать лыжи?
Если вы уже попробовали свои силы на трассах и уверены, что будете кататься больше одного сезона, имеет смысл купить собственные лыжи - они окупятся уже после первой поездки в горы. При выборе лыж постарайтесь максимально точно и объективно определить свой уровень катания и тип трасс, по которым вы катаетесь. В противном случае вы рискуете купить лыжи, которые вам абсолютно не подходят, и деньги будут выброшены на ветер. Не надо брать лыжи сильно «навырост», надеясь, что уж в новом сезоне вы вполне сможете участвовать в соревнованиях по фрирайду, поскольку поворот плугом уже освоен. Лыжи отличаются не только по целевой группе, для которой они созданы - для начинающих, опытных, спортсменов, фрирайдеров, но и по целому ряду характеристик. Существуют специальные лыжи, изначально предназначенные для различных видов горнолыжного спорта (например, слаломные и лыжи для гигантского слалома), лыжи для катания вне трасс, для прыжков и акробатики в сноу-парках, лыжи для ски-тура и т.п. Впрочем, тем, кто только делает свои первые шаги на трассах, нет необходимости вникать в детали параметров, геометрии, устройства и отличий разных моделей.

5. Лыжи какого производителя лучше?
Нет плохих или хороших производителей, нет плохих или хороших лыж - есть те, которые лучше всего подходят именно вам. Общие правила при выборы лыж такие: цена при выборе лыж - отнюдь не главный определяющий фактор. Если есть уверенность, что кататься вы будете много и часто, лучше всего протестировать лыжи до покупки. Тесты горных лыж регулярно проводятся ведущими производителями, в Альпах тесты проходят в начале и конце сезона. Если же и такой возможности нет, а лыжи купить хочется, внимательно поизучайте результаты тестов и отзывы экспертов в журналах и Интернете, и постарайтесь правильно оценить свой уровень катания и его динамику. Если вы занимаетесь с инструктором, имеет смысл посоветоваться с ним.

6. Как выбрать правильную ростовку горных лыж?
Если вы собираетесь кататься только по трассам в Альпах, выбирайте лыжи на 5-10 см меньше вашего роста - если предпочитаете длинные дуги и высокую скорость. Для любителей частых поворотов лучше подойдут лыжи, рассчитанные на короткие дуги, на 10-15 см меньше роста. Эти правила оптимально работают при нормальном соотношении веса и роста катающегося. Если вес лыжника сильно превышает норму, лучше выбирать немного более мощную модель, чем намного более длинные лыжи. При выборе лыж для новичков выбор производителя неважен, выбирайте “младшие” (самые простые) модели и ориентируйтесь прежде всего на дизайн лыж и их ростовку.

7. Как выбрать лыжи для женщины и ребенка?
Все производители выпускают целые серии женских лыж, которые отличаются не только расцветкой, но и лучше приспособлены к особенностям женской фигуры. Покупая лыжи ребенку, не надо брать их навырост, пытаясь сэкономить. Каждая ростовка лыж рассчитана на определенный возраст и рост ребенка, и катание на слишком длинных лыжах может быть небезопасно. К тому же, детские лыжи весьма ликвидны, и продать их после того, как ребенок вырастет, не составляет особого труда. Для ребенка, делающего первые шаги на лыжах, лучше не покупать слишком длинные лыжи. В любом случае имеет смысл прислушаться к рекомендациям тренера или инструктора, или же ограничиться прокатным инвентарем.

8. Как разобраться в многообразии моделей горных лыж? На что обращать внимание при выборе? Какие бывают лыжи?

Горные лыжи для фрирайда в первую очередь предназначены тем, кто очень хорошо катается и владеет техникой катания вне трасс по глубокому нетронутому снегу (целине). Такие лыжи все производители разрабатывают с учетом пожеланий фрирайдеров и особенностей катания вне трасс. Как правило, это лыжи с широкой «талией» - больше 100 мм, часто - со специальными технологическими решения для того, чтобы лыжи были более управляемыми и стабильными. Среди моделей для фрирайда у профессионалов особенно популярным Scott, Volkl, Dynastar, Armada, Black Crow, K2, Black Diamond и другие - именно на них катаются победители и призеры чемпионата мира по фрирайду и других престижных соревнований. Эти, как правило, самые дорогие лыжи в линейке, их выпускают и другие крупные производители - HEAD, Elan, Fischer, Atomic, Salomon, а также целый ряд компаний, специализирующихся только на оборудовании для фрирайда.

Лыжи для фристайла несложно отличить по расцветке и форме: конструкция Twintip с закругленной пяткой, особо яркий дизайн и не самая низкая цена. Такие лыжи прежде всего рассчитаны на то, чтобы обеспечить лыжнику комфортное приземление после прыжков и трюков. В некоторых моделях применяется дополнительное усиление кантов под ботинком, такие лыжи рассчитаны на выполнение трюков на перилах.

Женские лыжи выпускают все крупнейшие производители, и эти лыжи отличаются не только расцветкой и дизайном (на них необязательно должны быть изображены цветочки). Как и лыжи для мужчин, женские лыжи сильно разнятся по своему назначению: от «мягких» лыж для комфортного катания новичков до "агрессивных" моделей для фрирайда или экспертного карвинга.

Спортивные или лыжи категории «Race» - особая категория лыж, предназначенная в первую очередь для соревнований в различных дисциплинах. В эту категорию попадают и длинные, тяжелые и крайне быстрые лыжи для скоростного спуска, и слаломные лыжи (самые короткие из всей линейки спортивных лыж), а также лыжи для супергиганта и гигантского слалома. «Слаломки» можно отличить по ярко выраженной разнице между шириной носка и талии лыжи. Лыжи для гигантского слалома имеют больший радиус, они длиннее слаломных лыж и более прямые. В настоящее время спортивные лыжи выпускают многие известные производители: HEAD , Atomic , Fischer , Rossignol , Salomon , Nordica , Völkl , Elan , Dynastar , Blizzard , Stoeckli и другие. То, что для «Формулы-1» Кубок конструкторов, для производителей горных лыж - Кубок мира по горнолыжному спорту. В прошлом сезоне лучшим брендом по сумме заработанных очков в общем зачете у мужчин и женщин стал HEAD, у мужчин - Salomon, у женщин - HEAD. В пятерку лучших (по результатам общего зачета) в прошлом сезоне также вошли, помимо этих двух марок, Atomic, Rossignol и Nordica, неплохие результаты также показывали спортсмены на Fischer, Stoeckli, Voelkl (подробности можно посмотреть на fis-ski.com).

Карвинговые лыжи - в настоящее время наиболее распространенный тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам. Такие лыжи более комфортные и «мягкие», чем лыжи для соревнований, они легче прощают ошибки и позволяют отлично быстро кататься по подготовленным склонам, однако для катания по целине эти лыжи не слишком подходят. У таких лыж - узкая талия, широкие носок и пятка. Диапазон карвинговых моделей у всех производителей очень широк - от высокотехнологичных моделей для экспертов, в которых используются различные новшества, до более простых и недорогих лыж для новичков.

Универсальные модели - лыжи, в которой производители попытались совместить лучшие качества разных моделей и сделать лыжи «на все случаи жизни». На таких лыжах можно и разогнаться на пустом подготовленном склоне, или немного покататься за пределами трасс, по буграм или насту. Но, конечно, как любой «универсал», они уступают специализированным моделям лыж, предназначенным, например, только для фрирайда или только для карвинга. Хороший вариант для тех, кто хочет иметь одну пару лыж и для катания в «больших горах» и для коротких выездов на местные горки.

Детские и юниорские модели - как вытекает из названия, предназначены для детей и подростков. Детские лыжи должны быть прежде всего красивыми и не слишком тяжелыми, чтобы не отбить у маленьких горнолыжников стремление кататься. А вот к юниорским моделям, которые предназначаются начинающим спортсменам, уже предъявляются совсем «недетские» требования. При выборе детских и юниорских моделей имеет смысл придерживаться рекомендаций тренера или инструктора, занимающегося с ребенком.

9. В магазине продавец-консультант сыплет терминами. Я ничего не понимаю в этом не понимаю. О чем говорит продавец?

В специализированных спортивных и лыжных магазинах продавец-консультант может оперировать характеристиками лыж и ботинок, которые не сразу будет понятны новичкам. Небольшой «ликбез»:

«Мягкие» лыжи. Этот термин не означает, что лыжа мягкая наощупь, это условное название характеристики лыжи. Такие лыжи легче прощают ошибки, позволяют прикладывать не слишком много усилий для катания, и хорошо амортизируют крупные неровности рельефа. Мягкие лыжи - это прежде всего модели для начинающих, а также модели для фрирайда, хотя они и кардинально отличаются - и по внешнему виду, и по строению, ипо другим характеристикам. Учиться на таких лыжах удобно, но из легко быстро «вырасти», поэтому эксперты часто не рекомендуют покупать самые «нижние» модели.

Жесткие лыжи - требуют хороших навыков, физической формы и усилий для катания. На таких лыжах легче набрать скорость, они четко ведут дугу, но начинающим и не слишком хорошо подготовленным людям на таких лыжах будет слишком сложно учиться. Каждый производитель в одном и том же классе лыж (для карвинга, экспертного карвинга, универсалов) предлагает модели различной жесткости. Кроме того, современные технологии, используемые в производстве лыж, позволяют аккумулировать энергию и высвобождать ее для повышения скорости скольжения. Более тяжелым людям рекомендуется покупать лыжи несколько большей жесткости, чем это рекомендовано для лыжников с нормальным весом.

Стабильные лыжи - характеристика поведения лыжи на склоне, Максимальными показателями стабильнотси обладают спортивные лыжи. Подразумевается, что более стабильные лыжи практически не отрываются от склона в момент скольжения, точнее, находятся в фазе полета минимальное количетсво времени.

Ширина лыжи. Более широкая лыжа лучше ведет себя на глубоком снегу и целине, не «тонет», как правило более устойчива и стабильна.
Чем шире носок, тем легче выполнять поворот и начинать его. Такие лыжи используются для карвинга. Чем больше шире талия лыжи, тем лучше подходит лыжа для внетрассового катания. Такие лыжи лучше реагируют на дейтсвия фрирайдера, всплывают на глубоком снегу, не тонут в целине. На лыжах с более узкой талией легче попорачивать.
Лыжи с широкой пяткой и широким носком используются для карвинга. Чем шире пятка, тем глубже получается дуга при завершении поворота.

Боковой вырез лыжи. Чем меньше радиус бокового выреза (измеряется в метрах), тем меньше радиус дуг, которыми может ехать лыжник. Больший вырез (и радиус) делается на слаломных и карвинговых лыжах, такие лыжи позволяют сделать больше дуг на коротких склонах. На лыжах для внетрассового катания делается неглубокий вырез большого радиуса.

Длина лыжи или ростовка. Помимо базовых правил определения ростовки, при выборе можно ориентироваться на следующее: более длинные лыжы обычно устойчивее, стабильнее и легче едут по целине. Такие лыжи подходят для катания в Альпах или других «больших горах», на широких и протяженных трассах. Лыжи покороче лучше подходят для частых поворотов, они легче идут по жестким склонам с ледяными участками, лучше ведут себя на неровной, бугристой трассе, на них легче учиться. При выборе ростовки имеет смысл следовать рекомендациям производителя по целевой группе, ведь помимо длины лыжи и ее геометрии, на поведение лыжи влияет масса других параметров.

Индекс жесткости ботинок - характеристика горнолыжных ботинок, показывающая, насколько быстро и чутко они передают усилия лыжника и его движения на лыжу. Максимальный индекс жесткости (150 и более, в зависимости от принятой в компании-производителе шкале) - у ботинок для спортивного катания. Такие ботинки предназначены прежде всего, чтобы участвовать в соревнованиях, но для того, чтобы целый день проводить в них на склоне, обычно требуется тщательная подгонка и хорошее физическое состояние их владельца. «Жесткие» ботинки заставляют лыжника больше работать на склоне, но в то же время оптимально и быстро передают любые его движения. Наибоее «мягкие» ботинки (некоторые модели могут иметь шнуровку вместо традиционных клипс), предназначены для начинающих и тех, кто предпочитает больше времени проводить в ресторанах и шезлонгах или предпочитает расслабленное катание. Каждый производитель определяет индекс жесткости по собственной шкале, иногда обозначая его не цифрами, а буквенными обозначениями. Оптимальный выбор для катающегося на среднем уровне, и не участвующем в соревнованиях лыжника - идеально подходящие по колодке ботинки, со специальной стелькой и средним уровнем жесткости. Для каждой модели производитель четко определяет свою целевую группу: начинающие, продолжающие, уверенно катающиеся, эксперты, фрирайдеры, спортсмены и т.п.

Термоформовка - специальный процесс, в процессе которого ботинки разогреваются до определенной температуры и подгоняются под особенности ног конкретного человека. Например, если ботинок немного жмет в районе щиколотки, термоформовка, как правило, помогает решить эту проблему. Настоятельно рекомендуется не пытаться заниматься термоформовкой самостоятельно - так можно повредить ботинок или добиться совершенно неожиданных результатов. Идеальный «тюнинг» ботинок - сочетание профессиональной термоформовки и индивидуальной термоформируемой стельки (подгонятся индивидуально не только под особенности стоп лыжника, но и под конкретную модель ботинок). Специальная стелька помогает оптимизировать распределение веса человека во время катания, позволяет избежать неприятных ощущений при плоскостопии и целого ряда ортопедических особенностей и заболеваний.

Положение «ходьба-катание» - специальный переключатель (как правило на задней части ботинка), позволяющий легче ходить в ботинках и более четко и быстро передавать на лыжи усилия во время катания. Не забываейте его переключать в нужное положение, особенно при катании.

Кантинг - характеристика ботинок, позволяющая регулировать их наклон и положение, в зависимости от особенностей анатомического строения и расположения голеней и коленей. Особенно помогает комфортно кататься, если у лыжника Х- или О-образные ноги.

Регулируемая застежка/клипса - дополнительные деления на клипсах или возможность передвигать их для расширения позволяет комфортно кататься людям с широкими голенями.

Женские ботинки сконструированы с учетом анатомических особенностей горнолыжниц. Как и мужские ботинки, могут быть любой жесткости. Современные женские ботинки имеют более элегантный дизайн, часто с плюшевой/меховой отделкой, как правило, более легкие, чем мужские. Многие производители предлагают укороченные модели с заниженным верхом для женщин с широкой голенью. Для начинающих также существуют модели с облегченным входом, обеспечивающие комфортное одевание/снимание ботинок.

10. Существуют ли в горах какие-то особые правила?
ПДД в горах: правила безопасного катания

На трассах, как и на дорогах, действуют свои правила, и эти правила обязательно нужно знать и соблюдать. Правила FIS (Междунардной лыжной федерации) призваны прежде всего предотвратить несчастные случаи на склонах и выступают в роли “правил дорожного движения”, позволяя урегулировать спорные вопросы. В последнее время многие горнолыжные курорты проводят рекламные кампании, направленные на то, чтобы познакомить отдыхающих с этими правила и уменьшить число травм. Статистика показывает, что многие столкновения и несчастные случаи в горах происходят из-за неосторожности и элементарного незнания “горных ПДД.”

    Уважайте окружающих
  • Лыжник или сноубордист должен вести себя так, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих и не наносить ущерб другим.
    Контролируйте свою скорость
  • Лыжник или сноубордист должен управлять своей скоростью и направлением движения. Следует соизмерять свою скорость и манеру движения с состоянием трассы, снежного покрова, погодой и количеством людей на склоне.
    Выбор направления
  • Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.
    Обгон
  • Лыжник или сноубордист может обогнать другого лыжника или сноубордиста с любой стороны при условии, что у обгоняемого остается достаточно пространства для намеренных или непреднамеренных движений.
    Выход на склон, начало движения, движение вверх по склону
  • Лыжник или сноубордист, выходящий на трассу, начинающий движение после остановки или поднимающийся вверх, должен делать это не создавая опасности для себя или окружающих.
    Остановка на трассе
  • Лыжник или сноубордист не должен останавливаться на узких местах трассы или там, где видимость ограничена, за исключением случаев чрезвычайной необходимости. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно скорее освободить трассу.
    Подъем и спуск без лыж
  • Лыжник или сноубордист, поднимающийся или спускающийся по склону без лыж, должен идти по краю трассы.
    Внимательно относитесь к знакам и разметке
  • Лыжник или сноубордист должен следовать указаниям на знаках и разметке.
    Оказание помощи
  • При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста - оказать помощь пострадавшему.
    Идентификация
  • Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия или неучастия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после произошедшего.


11. Что нужно знать, отправляясь в горы?

    Помимо элементарного соблюдения правил, есть несколько способов уберечь себя и окружающих от неприятностей.
    Не пренебрегайте помощью и обучением у инструктора , надеясь на собственные таланты и спортивную форму. Новички, пытающиеся научиться самостоятельно или при помощи непрофессиональных “учителей”, рискуют больше.
    Не форсируйте процесс , пытаясь научиться “всему и сразу” за 1-2 дня.
    Пользуйтесь собственными, хорошо подогнанными и подобранными ботинками или арендуйте экипировку в хорошем прокате. При выборе и подгонке оборудования старайтесь не переоценивать собственный уровень катания. Если выбранные лыжи, доска или ботинки не подходят - не стесняйтесь вернуться в прокат и обменять их.
    Не стоит пользоваться оборудованием своих друзей - риск получить травму при этом резко возрастает.
    Обязательно делайте разминку перед катанием: несколько простых упражнений и растяжка позволяет кататься увереннее и безопаснее.
    Отдыхайте вовремя - наибольшее число происшествий происходит после обеда. Нельзя выходить на склон тем, кто слишком устал, чрезмерно много съел или выпил, или тем, кто неважно себя чувствует. В этих случаях лучше спуститься вниз на подъемнике, не поддаваясь на уговоры.
    Не начинайте «гонять» на склонах. Часто, как при вождении машины, возникает эйфория и иллюзия полного контроля ситуации, а современные горные лыжи позволяют развивать скорость свыше 120 км/ч. Не стоит кататься слишком быстро: так значительно легче получить серьезную травму. Экспертам, полностью уверенных в своих силах, стоит подумать о тех, кто едет рядом - их уровень катания и скорость реакции могут быть не так хороши.
    Не голодайте и не отказываейтесь от еды. На высоте правильное питание, и особенно «медленные» углеводы просто необходимы. Они являются тем источником энергии, который заставляет мышцы быстро и правильно работать.
    Не забывайте про воду : в условиях высокогорья возрастает потребность организма в жидкости, но не стоит пить исключительно кофе и алкоголь. Обезвоживание может приводить к преждевременной усталости и травмам.

    Никогда не выходите за пределы трасс в одиночку. Даже если у вас есть все противолавинное оборудование и вы полностью уверены в себе. Не забывайте про лавиноопасность, обращайте внимание на оценки вероятности схода лавин (маркируются цифрами от 1 до 5 или флагами, ежедневно вывешиваются у касс, подъемников и карт региона).
    Никогда не катайтесь по закрытой трассе. В случае получения травмы на такой трассе вам скорее всего придется оплатить стоимость эвакуации и работы спасателей. Трассы закрывают не просто так, даже если сначала это неочевидно.
    Слушайте свое тело и обращайте внимание на тревожные симптомы. И, самое главное, выезжая в горы - не выключайте голову . И не забудьте одеть шлем.

Apres-ski — дословно (с фр.) - «после лыж» - всевозможные виды отдыха в горах: бары, рестораны, дискотеки, spa-центры, спортивные комплексы и т.п.

Зеленая трасса - трасса для начинающих, обычно абсолютно пологая. В части стран зеленые трассы не классифицируются, а обозначаются на картах синим цветом.

Кант — нижнее ребро лыжи, обитое стальной пластиной (кантом). В зависимости от положения лыж канты могут называться внутренними (ближайшие друг к другу ребра на поставленных рядом лыжах) и внешними, верхними и нижними. В повороте внутренним кантом на каждой лыже называют тот, который ближе расположен к центру поворота, а внешним кантом — противоположный, находящийся дальше от центра движения.

Красная трасса - трасса для уверенно катающихся лыжников, в зависимости от курорта и рельефа, как правило, средней сложности.

Off-piste - внетрассовое катание по немаркированным и неподготовленным склонам, требует хорошего уровня подготовки. На части курортов такое катание считается запрещенным без сопровождения гида.

Плуг — положение поставленных под углом лыж со сведенными носками. Техника простейшего скольжения, торможения и поворотов на пологих склонах.

Ратрак — снегоуплотнительная машина, обрабатывающая трассы.

Синяя трасса - легкая, простая трасса, как правило, с минимальным уклоном.

Ски-стопы — часть креплений лыж, необходимы для задержания на снегу отстегнувшейся лыжи.

Стойка — положение лыжника на спуске. По высоте стойка бывает низкая, средняя и высокая, по степени наклона тела вперед-назад - передняя, нормальная и задняя.

Ски-пасс (ski pass, lift pass ) - абонемент на подъемники.

Ski-bus - автобус для горнолыжников, доставляющий их в регионы катания и обратно в центр курорта или к отелям.

Черная трасса - высшая по сложности категория трасс, как правило черным обозначается трасса с большой крутизной или узкая, требущая от катающихся хорошей техники.

Хотите знать, как правильно выбрать горнолыжную куртку? На какие важные детали обращать внимание при покупке? После прочтения этой работы эти и многие другие вопросы отпадут.

Погружайся и вооружайся (конечно, знаниями!)

Казалось бы: ну сколько можно об одном и том же?! Уже копались-возились и в одежде, и в термобелье, и в перчатках. И снова про куртки-штаны?

Да вот недостаточно. Сколько мы ни резвимся в холодных водах горнолыжного океана, все равно хочется еще и еще – ибо этот водоем безбрежен! (Холодно, а лезем - парадокс!) Вот и сейчас ныряем за очередной жемчужиной - как правильно выбрать горнолыжную куртку!
Так что не забывайте мой подводный пароход, он вам пользу принесет! (обожаю с вами общаться, не представляете, какая это радость!)

Ну все, пообнимались на радостях, теперь в поход!

Для того чтобы безошибочно выбрать горнолыжную куртку, сначала надо хорошо изучить предмет. Это касается не только курток, но и , и остального горнолыжного снаряжения.

Сегодня мы пройдемся по всем значимым характеристикам, которые помогут унести из магазина то что надо, а не самое цветастое или дорогое.

#Категории горнолыжных курток

Все куртки можно условно разделить на пять категорий (чуть ниже есть картинка, но пока не смотрите, сделаем небольшой тест):

  • Спорт
  • Гламур
  • Фрирайд
  • Трассы

Расшифруем:

Спорт - это, понятно, для спортсменов, или для тех, кто на них хочет быть похожим. Отличительные черты: очень теплая (должна вмиг согреть спортсмена после заезда) и много нашивок, которые сообщают о принадлежности владельца к именитым командам и известным брендам.

Парк - тут главный критерий - максимально не быть похожим на остальных гостей горнолыжного курорта. Это достигается, в основном, за счет длины куртки и уличного стиля (помимо штанов, спущенных до колен). Изделия недорогие, рассчитанные на молодых ребят, у которых своих денег пока не завелось.

Гламур - такая куртка должна всеми способами показывать окружающим, что за нее заплатили большие деньги. Помимо замысловатых нашивок и отороченных мехом капюшонов, в ход идут переливающиеся всеми цветами радуги материалы. Такие куртки носят только респектабельные леди и джентльмены.

Гламурные куртки, в основном, продаются в специализированных бутиках: Спорт+Мода , Bogner и другие.

Фрирайд - так как фрирайдеры целыми днями валяются в глубоком снегу вдали от трасс, то у них должна быть соответствующая одежда - максимально технологичная. Она призвана как можно дальше во времени отодвигать момент намокания райдера - на первое место выходят такие характеристики, как защита от влаги и эффективный отвод лишнего тепла от тела.

Трассы - самый массовый сегмент и внутри его вы можете найти «подделки» на все, вышеописанные, классы. Это и есть его отличительная черта. Цены плавают от самых дешевых до средней величины, но до качественных курток для фрирайда и гламурного класса им далеко.

Самая неразборчивая публика, или, точнее, они еще не определились - это поклонники трасс, в начальной стадии. Остальных заставить купить одежду чуждого класса будет очень трудно. Они могут принять ее разве что в дар, но носить не будут. Скорее, продадут и купят свою униформу (я такой же).

Понять нас можно. Вот, например, барышню в парчовом комбинезоне вы не встретите вне трасс, а максимальный GORE-TEX не очень ценится среди тех, кто привык просиживать (проплясывать) горнолыжный отпуск в барах. А бывалый фрирайдер никогда не будет приобретать куртку с теплой подкладкой, он раньше застрелится.

Можно, мимоходом, сделать вывод: хоть горнолыжный спорт символизирует свободу, сами катающиеся не очень-то свободны в выборе горнолыжной одежды, и при покупке оглядываются на мнение сотоварищей по банде-команде.

Тест:

Теперь прикройте подпись к этой фотографии и постарайтесь угадать, к какой категории относится та или иная куртка:

Получилось?

#Мембрана в горнолыжных куртках

Мембрана - это материал, который отвечает за отвод лишнего тепла от тела и защиту от сырости (дождь, снег). Есть качественные мембраны, есть средние - разница в эффективности исполнения возлагаемых на них обязанностей. Чем эффективнее, тем куртка дороже. Очень часто именно мембранная ткань составляет львиную долю себестоимости куртки.

Качественные мембраны чаще встречаются в спортивных, гламурных и фрирайдных куртках. В трассовых и парковых используется простая мембранная ткань, так как потребители в этом классе или не очень притязательные или пока не готовы платить.

#Подкладка

Куртки бывают с подкладкой и без.

А вот если штаны на поясе заканчиваются, а вы еще в целину норовите залезть, то куртка должна быть длиннее. Но не слишком (как у парковиков) - будет мешать при катании и при посадке в кресло.


#Анатомия рукавов

Анатомично скроенные (согнутые) рукава – это уже классика горных лыж, как джинсы у ковбоев. Когда мы катаемся на лыжах, то руки-то у нас согнуты - в них же палки. Без такой мелочи рукава куртки, при сгибании, будут образовывать толстые, мешающие складки.


#Капюшон

Смотрите, если вы катаетесь по очень зеленым или синим трассам, а вокруг развитая инфраструктура, то капюшон вам и не очень нужен - чуть что, сразу в бар, отогреваться.

А вот если катаетесь в диких горах, да вдали от электричества, то большой капюшон (который еще можно натянуть поверх шлема) - незаменим. За шиворотом сухо, и ветер не задувает.


На капюшоне должны быть затяжки (сзади и/или спереди), с помощью которых можно отрегулировать его размер и посадку по голове. Обязательно уделите этому внимание, иначе капюшон будет сидеть криво и раздражать всю дорогу.


#Крой и эластичность

Еще один момент – это свобода движений. Тут совет один: в магазине наденьте куртку поверх флиса, как при катании, а затем помашите руками, приседайте, покрутитесь вправо-влево. Если ничего не мешает (правда, и висеть как дедушкин пиджак на внуке она не должна), то куртка ваша.

Материалы в производстве курток играют важную роль: если ткань в вашей куртке – четырехнаправленный стреч (4 way strech), то свобода движений вам обеспечена.


Если же нет, то основной фокус - на хороший крой.

#Молния в горнолыжных куртках

Если мы выбираем куртку в среднем и дешевом сегменте, то основная молния должна быть закрыта защитной планкой - это очень кстати во время холодной ветряной погоды. Например, в Шерегеше бывает налетит внезапно пурга, и тогда без продуманной одежды никак не обойтись.


Если можем позволить себе куртки подороже, то такая планка необязательна (см картинку ниже) - в таких изделиях используются качественные и проклеенные молнии, никакой ветер и дождь им не страшны.

Под подбородком молния должна быть закрыта сгибом ткани, чтобы холодный замок не примерзал к коже, не царапал щетину и не мешал катанию:


На иных куртках, по тем же соображениям, молния может быть уведена в сторону, как на этой от фирмы Mammut:


#Карманы в горнолыжных куртках

Карманов в современных куртках может быть как много, так и мало, все зависит от ее назначения. Если катаетесь по трассам и к рюкзаку не привыкли, то выбирайте многокарманные, чтобы напихать в них все, что только можно.

#Количество карманов


Если же вы поклонник глубокого пушистого снега, а ваши плечи давно привыкли к рюкзаку (в котором покоится основная поклажа), то ваш выбор - куртки с упором на защиту от сырости и отвод лишнего тепла от тела. В них карманов - минимум.


Ничего не должно топорщиться, сковывать движений при катании вне трасс. Ничего не должно задевать за ветки деревьев при катании в лесу.

Девочкам легче: рюкзак всегда катается на мужских плечах. И некоторые дамы пользуются этим на полную катушку - нагружают своего кавалера несколькими килограммами косметики и прочих нужных на горе вещей. При таком подходе, их костюмчик сидит лучше некуда, а ведь это все, что нашим красавицам нужно.


#Карманы для документов и денег

Общее замечание: содержимое карманов не должно создавать верблюжий горб на груди, а пользоваться ими должно быть максимально удобно даже с рюкзаком, которым вы рано или поздно обзаведетесь.

Есть внутренние карманы для бумажников и документов - они более защищены от влаги качественной подкладкой.


#Карманы для гаджетов

Встречаются специальные карманы для смартфонов и плееров. Они оснащаются специальными отверстиями и фиксаторами для наушников.


На левом рукаве часто расположен карман (закрывается на молнию) для бесконтактного скипасса, это однозначно необходимая вещь на всех современных склонах. На левом, потом что на современных курортах системы считывания скипассов расположены слева.


Иногда место для скипасса можно найти под манжетой рукава.

#Карманы для перчаток и маски

Внутри куртки очень полезны пара сетчатых карманов, в которые можно убрать маску и перчатки.


#Ткань для протирки маски и прочие мелочи

Обязательно поройтесь в карманах новый куртки, пока вы еще в магазине - там можно отыскать массу полезных вещей. Чаще всего находится тряпочка для протирки маски. Мелочь, но очень нужная.


Однажды, я купил куртку Westbeach, и в ней нашел переносную пепельницу и медиатор. Я думаю, что этот набор был предназначен для убивания скуки на подъемнике - куришь, манерно стряхиваешь пепел в персональную пепельницу, а между затяжками играешь медиатором на зубах.

#Вентиляция в горнолыжных куртках

Вентиляционные молнии, обычно, располагаются под мышками.


Но иногда их врезают на передней панели куртки, ближе к бокам. В этих местах их легче расстегивать, но от подмышек они дальше.


Не покупайте горнолыжную и сноуборд одежду без вентиляционных отверстий. Без них сегодня не обходится ни одна мало-мальски приличная куртка или штаны.

Еще важный нюанс: молнии гораздо проще закрывать, если на язычках молний есть удлинители, за которые можно как следует схватиться даже в перчатках.

Молнии лучше иметь влагозащищенные (интересуйтесь у продавца). А то: ткань с мембраной, швы проклеены, а сквозь молнию вода льется? Непорядок.

Мы спустились к поясу, и тут нас поджидает еще одна деталь горнолыжной и сноуборд одежды, без которой выходить на катание нельзя: снегозащитная юбка. Если у вашей куртки нет юбки, то она не горнолыжная, и вас надули.


Снегозащитная юбка нужна всегда. Она защищает от ветра (не задувает под одежду), при падениях и катании в глубоком паудере препятствует попаданию снега под куртку.

Она бывает на молнии и, в выходной от катания день, ее можно отстегнуть.

#Крепление юбки к штанам

Иногда, ее можно пристегнуть не только к куртке, но и к штанам – и тогда получается почти комбинезон - полезная функция.


#Защитные манжеты

Манжетами можно сузить рукав куртки в области запястья, чтобы даже при падении в него не попадал снег.


Лучше отдавать предпочтение моделям курток, у которых манжеты двойные: внутри эластичная, плотно обхватывающая руку, а снаружи – более длинная, с регулировкой охвата на липучке.

В сочетании с правильными перчатками такие манжеты действительно обеспечивают и сухость и комфорт при катании. Понятно, что при достаточной длине рукава – в противном случае ветер будет задувать между манжетой и перчаткой.

#Регулировка куртки снизу

Данная регулировка по низу куртки (обычно шнурок или резинка) позволяет выбрать комфортную степень облегания ваших бедер - чтобы не задувало.

#Другие особенности горнолыжных курток

Некоторые производители оснащают свои изделия технологией RECCO . Она помогает находить пропавших людей (потерявшихся, попавших в лавину) с помощью поискового оборудования, которым оснащены спасатели горнолыжных курортов. Если такого оборудования нет, то технология бесполезна.

На рукаве располагается маячок, которые и пеленгуют спасатели.


В России, по моим источникам, только два курорта оснащены оборудованием RECCO - Горки Город и Роза Хутор. В мире оно используется в более чем 600 подразделениях спасательных служб, в том числе, горнолыжных курортов. переходите в мой магазин Паудер и посмотрите, какой дизайн я создаю для вас, ценителей гор.

К созданию этой одежды я подхожу также ответственно, как к каждому погружению батискафа LET IT SNOW.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Теперь всплываем, спасибо, что были снова с нами! До следующего похода!