Как побороть лень к учебе. «Подростковая лень: причины, способы борьбы

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».


чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ПФТЙГБФЕМШОПЕ ЧМЙСОЙЕ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЪБВПФМЙЧЩИ ТПДЙФЕМЕК. уТЕДЙ ОЙИ ЙНЕЕФУС НОПЗП МАДЕК, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБАФ УЧПК ФТХД ФСЦЕМЩН Й ПВТЕНЕОЙФЕМШОЩН. рПЬФПНХ ПОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП ЙИ ДЕФСН ДП РЕТЙПДБ УБНПУФПСФЕМШОПК ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ УМЕДХЕФ ЦЙФШ Ч РТБЪДОПУФЙ Й ОЕЗЕ ПФДЩИБФШ ПФ ФСЗПФ ЦЙЪОЙ. фБЛЙЕ ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС ЧУСЮЕУЛЙ ПЗТБДЙФШ УЧПЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ПФ МАВПЗП ФТХДБ Й ДБФШ ЙН ВПМШЫЕ ТБЪЧМЕЮЕОЙК. б ОБ ДЕМЕ ПОЙ УБНЙ ЧПУРЙФЩЧБАФ ЙЪ ОЙИ МЕОФСЕЧ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ХЮЙФЕМА ФТЕВХЕФУС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ТБЪХВЕДЙФШ ТПДЙФЕМЕК: ЧЕДШ ТЕВЕОЛХ ЕЭЕ ОЕ ПФ ЮЕЗП ПФДЩИБФШ. б ДМС РТЕПДПМЕОЙС ФСЦЕУФЙ ФТХДБ Ч НЙТЕ ЧЪТПУМЩИ ТЕВЕОЛБ ОБДП РТЙХЮБФШ У НБМПМЕФУФЧБ Л РПУЙМШОЩН ЧЙДБН ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВОБТХЦЙЧБФШ Й ТБЪЧЙЧБФШ ЕЗП РТЙТПДОЩЕ ЪБДБФЛЙ. фТЕВХЕФУС ФБЛФЙЮОБС ТБЪЯСУОЙФЕМШОБС ТБВПФБ Й У УБНЙН МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛПН. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП ОЕ ХТПОЙФШ БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК Ч ЕЗП ЗМБЪБИ. оЕ ФБЛ ХЦ НБМП ТПДЙФЕМЕК, ПУПВЕООП УТЕДЙ ЗПТПЦБО, ЧОХЫБАЭЙИ УЧПЙН ДЕФСН РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЖЙЪЙЮЕУЛПНХ ФТХДХ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ УФТЕНМЕОЙЕН РПДЗПФПЧЙФШ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ Л "ЙОФЕММЙЗЕОФОПК" РТПЖЕУУЙЙ. фБЛЙН ТПДЙФЕМСН УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕПВИПДЙНП Й ДМС ЮЕМПЧЕЛБ ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ, ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ТЕВЕОПЛ УФБОЕФ ОЕ ФПМШЛП МЕОЙЧЩН, ОП НБМПТБВПФПУРПУПВОЩН ЮЕМПЧЕЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ТПДЙФЕМЙ ПЗТБЦДБАФ УЧПЙИ ДЕФЕК ПФ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ФТХДБ ЙЪ-ЪБ ЙИ УМБВПЗП ЪДПТПЧШС. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЫЛПМШОЩК ЧТБЮ ДПМЦЕО РТПЧЕТЙФШ РТБЧЙМШОПУФШ ФБЛЙИ ХФЧЕТЦДЕОЙК Й Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДБФШ ХЛБЪБОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМСН (Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ФТХДБ Й ЖЙЪЛХМШФХТЩ) Й ТПДЙФЕМСН ПВ ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ НЕФПДПЧ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЧПУРЙФБОЙС ДБООПЗП ТЕВЕОЛБ. пДОБЛП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЮЙ ПВ ЙЪВБЧМЕОЙЙ ЪДПТПЧПЗП ТЕВЕОЛБ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ОБЗТХЪПЛ ЧППВЭЕ.

мЕОПУФШ ОЕТЕДЛП ЧПЪОЙЛБЕФ ЙЪ-ЪБ ЙЪВБМПЧБООПУФЙ ТЕВЕОЛБ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЧЩРПМОСАФ ЧУЕ ЕЗП ЦЕМБОЙС Й ЛБРТЙЪЩ, ОЕ РПВХЦДБАФ Л ГЕМЕОБРТБЧМЕООПК ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. нОПЗЙЕ ЙЪ ФБЛЙИ ДЕФЕК ОЕ ХНЕАФ ХУЙДЮЙЧП ХЮЙФШУС, ОЕ ПВМБДБАФ ОБЧЩЛБНЙ УБНПУФПСФЕМШОПК ТБВПФЩ Й ХУФПКЮЙЧЩНЙ ХЮЕВОП-РПЪОБЧБФЕМШОЩНЙ ЙОФЕТЕУБНЙ. рПЬФПНХ ПОЙ РТЕДРПЮЙФБАФ РТПЧПДЙФШ ЧТЕНС Ч РТЙСФОЩИ ДМС ОЙИ ТБЪЧМЕЮЕОЙСИ.

тЕВЕОПЛ НПЦЕФ УФБФШ МЕОЙЧЩН ОЕ ФПМШЛП РПД ЧМЙСОЙЕН ЧЪЗМСДПЧ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК ОБ ФТХД, ОП Й ЙЪ-ЪБ ПФУХФУФЧЙС ФТХДПЧПК ПВУФБОПЧЛЙ Ч УЕНШЕ. рПЬФПНХ ЧБЦОП, ЮФПВЩ Ч УЕНШЕ ВЩМ РПТСДПЛ Й ДЙУГЙРМЙОБ, ЛБЦДЩК ЕЕ ЮМЕО ЙНЕМ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ДПНБЫОЙЕ ПВСЪБООПУФЙ, Б РПУЙМШОЩК ФТХД ДЕФЕК РППЭТСМУС Й ХЧБЦБМУС. ч ФБЛЙИ УЕНШСИ МЕОЙЧЩИ ХЮБЭЙИУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ ВЩЧБЕФ.

уЙМШОЩН ПФТЙГБФЕМШОЩН ЖБЛФПТПН, ЧП-ЧФПТЩИ, НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ ПВХЮЕОЙС. дЕМП Ч ФПН, ЮФП РПДТПУФЛЙ Й УФБТЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ЮБУФП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСАФУС ДБМЕЛПК РЕТУРЕЛФЙЧПК ХЮЕОЙС: ЪБОЙНБФШУС Ч ЫЛПМЕ, ЮФПВЩ ЗПФПЧЙФШУС Л ЧЪТПУМПК ЦЙЪОЙ. пОЙ ИПФСФ РПМХЮЙФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙК ТЕЪХМШФБФ ПФ ХЮЕВЩ УЕЗПДОС, Б ОЕ ЮЕТЕЪ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ НОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ РЕТЕУФБАФ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ХЮЕВПК Ч ЫЛПМЕ, УФБОПЧСФУС МЕОЙЧЩНЙ ХЮЕОЙЛБНЙ. ъБЛПООЩ МЙ ФТЕВПЧБОЙС ФБЛЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ? вЕЪХУМПЧОП, ДБ. нПМПДПЕ РПЛПМЕОЙЕ ЙНЕЕФ РПМОПЕ РТБЧП ОБ ФП, ЮФПВЩ ОЕ ФПМШЛП ЗПФПЧЙФШУС Л ВХДХЭЕНХ, ОП Й РПМХЮБФШ ТБДПУФШ Й ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ ОБУФПСЭЕЗП. рПЬФПНХ ОХЦОП ХЮЙФШ ЫЛПМШОЙЛПЧ РТЙНЕОСФШ РПМХЮБЕНЩЕ ЙНЙ ЪОБОЙС Ч ПРЩФЕ ФЕЛХЭЕК ЦЙЪОЙ: НБФЕТЙБМ РП ЖЙЪЙЛЕ Й НБФЕНБФЙЛЕ - ДМС ФЕИОЙЮЕУЛЙИ РПДЕМПЛ, ЗЕПЗТБЖЙЙ - ДМС ФХТЙУФУЛЙИ РПИПДПЧ, ЙОПУФТБООПЗП СЪЩЛБ - ДМС РЕТЕРЙУЛЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ЪБ ЗТБОЙГЕК Й Ф.Д. вЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ Й МЕОШ НПЗХФ ПФНЕЮБФШУС, ЛПЗДБ ХЮЕОЙЛ ЪБФХДОСЕФУС ПРТЕДЕМЙФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ, ЧЩВТБФШ РТПЖЕУУЙА. ъДЕУШ ВПМШЫХА ТПМШ РТЙЪЧБОБ УЩЗТБФШ РТПЖПТЙЕОФБГЙПООБС ТБВПФБ, ХНЕОЙЕ РЕДБЗПЗБ УЧПЕЧТЕНЕООП ЧЩСЧЙФШ ХНУФЧЕООЩЕ ЪБДБФЛЙ ЫЛПМШОЙЛБ, УЖПТНЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЙОФЕТЕУЩ, ТБЪЧЙФШ УРПУПВОПУФЙ.

пДОБЛП ВЩЧБЕФ Й ФБЛ, ЮФП ХЮЕОЙЛ ОБЮЙОБЕФ ПРТЕДЕМСФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ Й ТЕЫБЕФ МХЮЫЕ ХЮЙФШУС РП ОЕУЛПМШЛЙН, Б ФП Й ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЙНЕФБН, Б ХЮЙФЕМШ НЕЫБЕФ ЕНХ Ч ЬФПН. оБРТЙНЕТ, ХЮЕОЙЛ н. ТЕЫЙМ ХЮЙФШУС ОБ "5" РП ИЙНЙЙ. пО РПМОП Й ПУНЩУМЕООП ЙЪМБЗБМ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪХЛПТЙЪОЕООП УРТБЧМСМУС УП ЧУЕНЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙНЙ ЪБДБОЙСНЙ. б ХЮЙФЕМШОЙГБ УФБЧЙМБ ЕНХ ФПМШЛП "4". бТЗХНЕОФЙТПЧБФШ РПУФБОПЧЛХ ФБЛПК ПФНЕФЛЙ РТЕРПДБЧБФЕМШОЙГБ ОЕ ЦЕМБМБ: "с ФБЛ УЮЙФБА!" фПЗДБ н. РТЙ ПЮЕТЕДОПН ПФЧЕФЕ ДПУМПЧОП ЧПУРТПЙЪЧЕМ ЪБДБООЩК РБТБЗТБЖ ХЮЕВОЙЛБ. пФНЕФЛБ ВЩМБ ФБ ЦЕ. лПЗДБ н. УРТПУЙМ, РПЮЕНХ ЪБ ДПУМПЧОП ЙЪМПЦЕООЩК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪ ЛБЛЙИ-МЙВП ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ УП УФПТПОЩ ХЮЙФЕМС УФБЧЙФУС ОЕ ПФМЙЮОБС, Б ИПТПЫБС ПФНЕФЛБ, ФП ПФЧЕФ ВЩМ ФБЛПЧ: "х ФЕВС ЦЕ Й РП ПУФБМШОЩН РТЕДНЕФБН "ЮЕФЧЕТЛЙ!" рПУМЕ ЬФПЗП н. РЕТЕУФБМ УЕТШЕЪОП ЪБОЙНБФШУС ИЙНЙЕК. л УПЦБМЕОЙА, РПДПВОПЕ СЧМЕОЙЕ Ч ЫЛПМЕ ОБВМАДБЕФУС ОЕТЕДЛП, ИПФС РТЙЮЙОЩ ЧЩДЧЙЗБАФУС ТБЪОЩЕ. оБРТЙНЕТ, ЬФПФ ПФЧЕФ ВЩМ "УМХЮБКОЩН", РПДПЦДЕН УФБЧЙФШ ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙЕ ПФНЕФЛЙ, РПЛБ ПФЧЕФЩ ОЕ УФБОХФ ХУФПКЮЙЧП ЧЩУПЛЙНЙ. б Ч ЙФПЗЕ ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ МЕОЙФШУС. уРЕГЙБМЙУФЩ РП РУЙИПМПЗЙЙ Й РЕДБЗПЗЙЛЕ УРТБЧЕДМЙЧП УЮЙФБАФ, ЮФП ОБЮЙОБАЭЕНХ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ ЫЛПМШОЙЛХ ОБДП РПНПЗБФШ Й РППЭТСФШ ЕЗП ДБЦЕ Ч ВПМШЫЕК НЕТЕ, ЮЕН ДТХЗЙИ. 0РБУОПУФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩИ РПУМЕДУФЧЙК ПФ РЕТЕПГЕОЛЙ ЪОБЮЙФЕМШОП, ФБЛПЗП ХЮЕОЙЛБ ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫБС, ЮЕН РТЕДЧЪСФБС ОЕДППГЕОЛБ ЙИ.

уРПУПВУФЧХЕФ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА МЕОЙ Х ДЕФЕК, Ч-ФТЕФШЙИ, ПФУХФУФЧЙЕ ЛПОФТПМС ЪБ ЙИ РПЧЕДЕОЙЕН УП УФПТПОЩ ЧПУРЙФБФЕМЕК ЙМЙ ОБПВПТПФ, УМЙЫЛПН РТЙУФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ Й РПУФПСООПЕ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП РПЧПДХ ХЛПТЕОЙЧЫЕКУС МЕОЙ. оБРТЙНЕТ, РСФЙЛМБУУОЙГБ нБГБ ЙНЕЕФ ИПТПЫЙЕ ЪБДБФЛЙ Л ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. хЮЙФУС ОЕРМПИП, ОП НПЗМБ ВЩ УФБФШ ПФМЙЮОЙГЕК, ЕУМЙ ВЩ ОЕ МЕОЙМБУШ УЧПЕЧТЕНЕООП ЗПФПЧЙФШ ХТПЛЙ ДПНБ. нБНБ ХЗПЧПТЙМБ ДПЮЛХ РМБОЙТПЧБФШ Й УФТПЗП УПВМАДБФШ ПРТЕДЕМЕОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС. нБЫБ УФБТБЕФУС. нБНБ ОЕ ФПМШЛП РПНПБФШ ЕК УПЧЕФПН, ОП ОЕХУЩРОП УМЕДЙФ ЪБ ЕЕ РПЧЕДЕОЙЕН Й ТХЗБЕФ ОБ ЛБЦДПЕ ПФУФХРМЕОЙЕ ПФ ТЕЦЙНБ ДОС: ФП ЧУФБМБ ХФТПН У РПУФЕМЙ ОБ 5 НЙОХФ РПЪЦЕ, ФП ЙЗТБМБ У РПДТХЗБНЙ ЧП ДЧПТЕ ОЕНОПЗП ВПМШЫЕ РПМПЦЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. дЕЧПЮЛБ Ч ПФЮБСОЙЙ: "оЙЮЕЗП Х НЕОС ОЕ РПМХЮЙФУС! нБНБ ЧУЕ ЧТЕНС ЗПЧПТЙФ, ЮФП С МЕОЙЧБС". б. у. нБЛБТЕОЛП РТБЧЙМШОП УПЧЕФПЧБМ ЧПУРЙФБФЕМСН ОЕ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ МАВПК РТПУФХРПЛ ТЕВЕОЛБ, Б ЧППЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ОЕЗП РПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ФБЛЙИ УМХЮБЕЧ. дБ Й ОХЦОП МЙ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП ОЕЪОБЮЙФЕМШОПНХ РТПУФХРЛХ?! йОПЗДБ ДПУФБФПЮЕО ФПМШЛП ЧЩТБЪЙФЕМШОЩК ЧЪЗМСД ЙМЙ УПЛТХЫЕООПЕ НПМЮБОЙЕ.

мЕОШ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ, Ч-ЮЕФЧЕТФЩИ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ПФТЙГБФЕМШОПЗП ЧМЙСОЙС ФПЧБТЙЭЕК. йЪЧЕУФОЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ПФМЙЮОЙЛБ РТЙЛТЕРМСМЙ Л ПФУФБАЭЕНХ ХЮЕОЙЛХ ДМС ЙУРТБЧМЕОЙС РПУМЕДОЕЗП, Б Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЪОБЛПНУФЧБ ЪБВТБУЩЧБМ ХЮЕВХ УБН ЫЕЖ. рТПУФП РПДЫЕЖОЩК РТЕДМБЗБМ ЕНХ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОЩЕ ЧЙДЩ ЧТЕНСРТЕРТПЧПЦДЕОЙС. ъОБЮЙФЕМШОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ РПДТПУФЛПЧ, ОЕЗБФЙЧОП ЧМЙСАЭЙИ ОБ ОБУФТПЕОЙЕ ЧУЕЗП ЛМБУУБ ХЮБЭЙИУС, ПВОБТХЦЙЧБЕФУС УТЕДЙ ЧПУШНЙ- Й ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛПЧ. ьФП ПВЩЮОП ФЕ ТЕВСФБ, ЛПФПТЩЕ ТЕЫЙМЙ ОЕ РТПДПМЦБФШ ХЮЙФШУС Ч УФБТЫЙИ ЛМБУУБИ Й У ЧЩВПТПН ВХДХЭЕК РТПЖЕУУЙЙ ПЛПОЮБФЕМШОП ОЕ ПРТЕДЕМЙМЙУШ. оЕТЕДЛЙ УМХЮБЙ МЕОПУФЙ ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН Ч ЫЛПМЕ РТЙ ЧПЧМЕЮЕОЙЙ НПМПДЩИ МАДЕК ЙОФЕТЕУОЩК ДМС ОЕЗП ЧОЕЛМБУУОЩК ЛПММЕЛФЙЧ (УРПТФЙЧОЩК, ИХДПЦЕУФЧЕООПК УБНПДЕСФЕМШОПУФЙ Й РТ.). чП ЧУЕИ УМХЮБСИ ЧБЦОП ОБКФЙ ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ УТЕДУФЧБ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОЕ ФПМШЛП ОБ ПДОПЗП ХЮЕОЙЛБ, ОП Й ОБ ЧУЕИ ЮМЕОПЧ ТЕЖЕТЕОФОПК ЗТХРРЩ, УФБТБСУШ УЧСЪБФШ ЙМЙ ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ УПЮЕФБФШ ЙИ ЧОЕХЮЕВОЩЕ ЙОФЕТЕУЩ У ХЮЕВОЩНЙ.

уТЕДЙ РПДТПУФЛПЧ ЮБУФП ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОСЕФУС Й МЕЗЛП ХЛТЕРМСЕФУС НОЕОЙЕ, ЮФП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й УФБТБФЕМШОП ХЮЙФШУС РПЪПТОП, ЮФП ФБЛ РПУФХРБАФ "ЪХВТЙМЩ" Й "ХЮЙФЕМШУЛЙЕ РПДИБМЙНЩ", ЧЩУЛПЮЛЙ Й ЛБТШЕТЙУФЩ, "НБНЕОШЛЙОЩ ДЕФЙ" ЙМЙ ЙОЖБОФЙМШОЩЕ УПЪДБОЙС, ОБРПНЙОБАЭЙЕ НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ. мЕОШ Ч ФБЛЙИ ЛМБУУБИ ЛПММЕЛФЙЧОП ПДПВТСЕФУС. ьФП РТПЙИПДЙФ Ч УЧСЪЙ У ЗПУРПДУФЧХАЭЙН Х РПДТПУФЛПЧ УФТЕНМЕОЙЕН ВЩФШ Й ЛБЪБФШУС ЧЪТПУМЩН, ПЧМБДЕЧБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОПК ДЕСФЕМШОПУФША. рПЬФПНХ ХЮБЭЙНУС УТЕДОЙИ ЛМБУУПЧ ЧБЦОП РПЛБЪБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОЩК ИБТБЛФЕТ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВПМШЫЕ ДБЧБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩИ ТБВПФ РП ХУЧБЙЧБЕНПНХ РТЕДНЕФХ Й РТЕДУФБЧМСФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ Ч ХЮЕВЕ. фПЗДБ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ, ОЕ ЦЕМБАЭЙИ ЪБОЙНБФШУС ЫЛПМШОЙЛПЧ ТЕЪЛП УПЛТБФЙФУС.

мЕОШ, Ч-РСФЩИ, ЪБЛТЕРМСЕФУС Х ОЕЛПФПТЩИ ЫЛПМШОЙПЧ Ч УЧСЪЙ У ОЕЧЕТОПУФША ЙИ ЧЪЗМСДПЧ ОБ УЕВС Й МАДЕК ЧППВЭЕ, Б ФБЛЦЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОЩН ЧМЙСОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ЖБЛФПЧ. фБЛ, ЪБНЕФОБС ЮБУФШ ХЮБЭЙИУС РПДТПУФЛПЧПЗП Й АОПЫЕУЛПЗП ЧПЪТБУФПЧ ДБЦЕ ОЕ ДЕМБЕФ УБНПУФПСФЕМШОЩИ РПРЩФПЛ РТЕПДПМЕФШ УЧПА МЕОШ, УЮЙФБС УЕВС ВЕЪЧПМШОЩНЙ. пОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП МЕОШ - ЧТПЦДЕООПЕ ЛБЮЕУФЧП. пДЙО, ДЕУЛБФШ, ТПДЙМУС ЮЕМПЧЕЛПН У УЙМШОПК ЧПМЕК, Б ДТХЗПК - УП УМБВПК. ьФП ДБЦЕ ОБ МЙГЕ ОБРЙУБОП, Й ОЙЮЕЗП ЪДЕУШ ОЕ РПДЕМБЕЫШ. рПЬФПНХ ЫЛПМШОЙЛБН ДБООЩИ ЧПЪТБУФПЧ ОБДП ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЧПМС ЧПУРЙФХЕНБ, ИПТПЫП ФТЕОЙТХЕФУС, ОП ФТЕВХЕФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ Й РПДЮБУ ФТХДОЩИ ХУЙМЙК. лТПНЕ ФПЗП, ЙН ОБДП ТБУУЛБЪБФШ П РТЙЕНБИ ЕЕ ЧПУРЙФБОЙС Й РТЕДХРТЕДЙФШ ПФ УЕТШЕЪОЩИ ПЫЙВПЛ РТЙ ЧЩТБВПФЛЕ ОХЦОЩИ ЧПМЕЧЩИ ЛБЮЕУФЧ.

ч РПУМЕДОЙЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ЪБНЕФОПЕ ЮЙУМП РПДТПУФЛПЧ Й УФБТЫЕЛМБУУОЙЛПЧ ПФЛТЩФП ДЕНПОУФТЙТХАФ УЧПА МЕОШ Л ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН, ДБЦЕ РПИЧБМСАФУС ЕА Й РТЕЪЙТБАФ УФБТБФЕМШОЩИ ХЮЕОЙЛПЧ ЪБ РТЙМЕЦБОЙЕ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ФЕН, ЮФП ПВТБЪПЧБООЩЕ, ЙОФЕММЙЗЕОФОЩЕ МАДЙ НБМП РПМХЮБАФ ДЕОЕЗ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС НОПЗЙЕ ЗТБЦДБОЕ У ОЙЪЛЙН ПВТБЪПЧБФЕМШОЩН ХТПЧОЕН ЪБТБВБФЩЧБАФ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕВМБЗПДБТС ЛПННЕТЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. оБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ФБЛЙИ РПДТПУФЛПЧ УБНЙ ЪБОЙНБАФУС РТПДБЦЕК Й РЕТЕРТПДБЦЕК ЗБЪЕФ, УЙЗБТЕФ Й РТПЮЕЗП. ъДЕУШ УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ Й ХВЕДЙФШ РПДТПУФЛПЧ, ЮФП РПМПЦЕОЙЕ У ПРМБФПК МАДЕК ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ Ч ОБЫЕК УФТБОЕ ЧТЕНЕООПЕ, ЧЩЪЧБООПЕ ФТХДОПУФСНЙ РЕТЕИПДОПЗП РЕТЙПДБ. чЕДШ Ч ТБЪЧЙФЩИ УФТБОБИ ПРМБФБ ФТХДБ ТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ЪБОСФЩ РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФША (ХЮЙФЕМЕК, ЧТБЮЕК, ЙОЦЕОЕТПЧ, ХЮЕОЩИ), ОЕ НЕОШЫЕ, Б ФП Й ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ (Ч 2 У МЙЫОЙН ТБЪБ) ТБЪНЕТБ УТЕДОЕК ЪБТБВПФОПК РМБФЩ РП УФТБОЕ. лТПНЕ ФПЗП, ОЕ МЙЫОЙН ВХДЕФ УЛБЪБФШ ЫЛПМШОЙЛБН, ЮФП ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС ЛПННЕТГЙС Х ОБУ ОПУЙФ ЮБУФЙ ЧЕУШНБ РТЙНЙФЙЧОЩК, Б ФП Й ЛТЙНЙОБМШОЩК ИБТБЛФЕТ. рП НЕТЕ ХЛТЕРМЕОЙС Ч тПУУЙЙ УПЧТЕНЕООЩИ ЖПТН ТЩОПЮОПЗП ИПЪСКУФЧБ ФТЕВПЧБОЙС Л ДЕМПЧЩН МАДСН ЙЪ ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ВХДХФ УХЭЕУФЧЕООП ЧПЪТБУФБФШ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Л ЛБЮЕУФЧХ ПВЭЕК Й УРЕГЙБМШОПК ПВТБЪПЧБФЕМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ. оБЮОЕФ ТБУЫЙТСФШУС Й ХУМПЦОСФШУС ДЕСФЕМШОПУФШ Ч ОЕРПУТЕДУФУФЧЕООП РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. дПУФБФПЮОП ЫЙТПЛЙЕ Й ЗМХВПЛЙЕ ЪОБОЙС ВХДХФ ОЕПВИПДЙНЩ ОЕ ФПМШЛП НЕОЕДЦЕТБН, ОП ФБЛЦЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩН ТБВПЮЙН Й ЖЕТНЕТБН.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ПРЙУБООЩИ ЧЩЫЕ ЫЛПМШОЙЛПЧ ДТХЗБС ЛБФЕЗПТЙС ХЮБЭЙИУС РТЕЛТБУОП ПУПЪОБЕФ, ЮФП МЕОШ - ПФТЙГБФЕМШОПЕ РПТЙГБЕНПЕ ЧЪТПУМЩНЙ ЛБЮЕУФЧП. пДОБЛП ЙУЛПТЕОСФШ ЕЕ Х УЕВС ПОЙ ОЕ ИПФСФ, Б РЩФБАФУС ХНЕМП НБУЛЙТПЧБФШ, ЧОХЫБФШ П УЕВЕ НОЕОЙЕ ЛБЛ П ТБВПФСЭЙИ МАДСИ. оБРТЙНЕТ, ДЕУСФЙЛМБУУОЙЛ лПУФС нПУФПЧПК ПФМЩОЙЧБМ ПФ ТБВПФЩ ОБ ХЮБУФЛЕ, ОП ЛПЗДБ РТЙЫЕМ ФПЧБТЙЭ У ЖПФПБРРБТБФПН, ПО РЕТЧЩК РПРТПУЙМ УЖПФПЗТБЖЙТПЧБФШ УЕВС, ЛПРБАЭЙН МПРБФПК ЪЕНМА. уЧПЕНХ ДТХЗХ лПМЕ, ЛПФПТЩК РПУФПСООП Й ДПВТПУПЧЕУФОП ТБВПФБМ ОБ ЫЛПМШОПН ХЮБУФЙЕ, ПО ДБЧБМ УПЧЕФЩ: "фЩ РТЙОЙНБЕЫШ ОЕЬЖЖЕЛФЙЩЕ РПЪЩ. оБ ЖПФПЛБТФПЮЛЕ ФЩ РПМХЮЙФШУС ОЕЧЩТБЪЙФЕМШОП. уНПФТЙ ОБ НЕОС!" дЕКУФЧЙФЕМШОП, МЕОЙЧЩК лПУФС ЧЩЗМСДЕМ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ОБ ЖПФПЗТБЖЙЙ РПДМЙООЩН ЗЕТПЕН ФТХДБ, ОЕ Ч РТЙНЕТ РТЙМЕЦОП ТБВПФБЧЫЙН, Б ОЕ РПЪЙТПЧБЧЫЙН РЕТЕД ЖПФПБРРБТБФПН ПДОПЛМБУУОЙЛБН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ФБЛЙИ ХЮБЭЙИУС НБУЛЙТХАФ УЧПЕ ОЕЦЕМБОЙЕ ФТХДЙФШУС ДПНБ ХЮЕВОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ, Б Ч ЫЛПМЕ - ДПНБЫОЙНЙ РПТХЮЕОДСНЙ. йЪЦЙЧБЕФУС РПДПВОБС ИЙФТПУФШ Й МЕОПУФШ Ч ЛПММЕЛФЙЧЕ Й УЕНШЕ, ЮМЕОЩ ЛПФПТЩИ ХНЕАФ УЧПЕЧТЕНЕООП РТПОБВМАДБФШ Й ПГЕОЙФШ УФЕРЕОШ ФТХДПЧЩИ ХУЙМЙК ТБУФХЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

оЕЛПФПТЩЕ ХЮЕОЙЛЙ ЪБОЙНБАФУС УБНППВНБОПН. мЕОШ ЧЪСФШУС ДПНБ ЬБ РПДЗПФПЧЛХ ФТХДОЩИ ДМС ОЙИ ХЮЕВОЩИ РТЕДНЕФПЧ, ПОЙ ЧУСЮЕУЛЙ ПФФСЗЙЧБАФ ЧТЕНС ЪБОСФЙК: фп ЙЭХФ ЛБЛПК-ФП ДТХЗПК "УТПЮОПК" ДЕСФЕМШОПУФЙ, ФП УЮЙФБАФ, ЮФП ЕЭЕ ОЕ ПФДПИОХМЙ ПФ ХТПЛПЧ. оБЛПОЕГ, УБДСУШ ЪБ УФПМ ДМС РТЙЗПФПЧМЕОЙС ДПНБЫОЙИ ЪБДБОЙК, ПОЙ ОБЮЙОБАФ У МЕЗЛЙИ РТЕДНЕФПЧ, "ТБУЛБЮБФШУС" Й "ОБЛПРЙФШ УЙМЩ" ДМС ФТХДОЩИ. оП ОБ РПУМЕДОЙЕ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧТЕНЕОЙ Й ХНУФЧЕООЩИ УЙМ ПУФБЕФУС НБМП. фБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ОБДП РТСНП УЛБЪБФШ, ЮФП РПДПВОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ СЧМСЕФУС РТПСЧМЕОЙЕН МЕОЙ. юФПВЩ ЕЕ ЙЪВЕЦБФШ, ОБДП РПНПЮШ ХЮБЭЕНХУС УПУФБЧЙФШ ТБЪХНОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС Й ДПНБЫОЙИ ЪБОСФЙК Й УМЕДПЧБФШ ЕНХ. рТЙЮЕН ОБЮЙОБФШ ОБДП У ФТХДОЩИ РТЕДНЕФПЧ, Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЮЕТЕДХС ЙИ У МЕЗЛЙНЙ: чБЦОП РПНПЮШ ФБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ЧПУРЙФБФШ Х УЕВС ОБУФПКЮЙЧПУФШ Й ГЕМЕХУФТЕНМЕООПУФШ.

уМХЮБК ОЕЦЕМБОЙС ХЮЙФШУС Й ФТХДЙФШУС ЧППВЭЕ ЧУФТЕЮБАФУС ТЕЦЕ, ЮЕН РТПСЧМЕОЙС МЕОЙ Ч ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. оБРТЙНЕТ, ОЕЛПФПТЩЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЮБФУС РП ОБУФТПЕОЙА: ФП ХЧМЕЮЕООП Й РТПДПМЦЙФЕМШОП, РПМХЮБС ПФМЙЮОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ ПФНЕФЛЙ, ФП ПИМБДЕЧБАФ Л ХЮЕВЕ Й ЪБВТБУЩЧБАФ ХЮЕВОЩЕ ЪБОСФЙС, ДБЦЕ РТПРХУЛБАФ ХТПЛЙ. фБЛЙИ МАДЕК Й РПДТПУФЛПЧ ОБДП ХЮЙФШ ХНЕОЙА РПВЕЦДБФШ УЧПЕ РМПИПЕ, ОБУФТПЕОЙЕ, a ОЕ ВЩФШ ЕЗП ТБВПН. нОПЗЙЕ ХЮБЭЙЕУС ЧЛМАЮБАФУСЙМЙ ЧЩЛМАЮБАФУС ЙЪ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РПМХЮБЕНЩИ ПФНЕФПЛ. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ, РПМХЮЙЧ РМПИХА ПГЕОЛХ, ОЕ НПВЙМЙЪХАФУС, Б ТБУУМБВМСАФУС, УОЙЦБАФ РТЙМЕЦБОЙЕ. дТХЗЙЕ, ОБРТПФЙЧ, РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШУС, РПМХЮЙЧ ИПТПЫХА ПФНЕФЛХ. рТЙ ЬФПН ПОЙ ХЮЙФЩЧБАФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ПРТПУБ ХЮБЭЙИУС ЛМБУУБУУБ РТЕРПДБЧБФЕМЕН. фБЛ, ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛ чБУС ыХЧБМПЧ РПУМЙ РПМХЮЕОЙК ПФМЙЮОПК ПФНЕФЛЙ РП ТХУУЛПНХ СЪЩЛХ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК УПЧУЕН РЕТЕУФБМ ЗПФПЧЙФШУС Л ХТПЛБН РПЬФПНХ РТЕДНЕФХ. уЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ПО ПВЯСУОСЕФ ФБЛ: "хЮЙФЕМШОЙГБ ФЕРЕТШ ВХДЕФ ЧПДЙФШ РБМШГЕН РП ЧЕТИХ ЦХТОБМБ. дП ЫЙРСЭЙИ ДЕМП ОЕ УЛПТП ДПКДЕФ!" юФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЬФПЗП ЮБУФП ЧУФТЕЮБАЭЕЗПУС СЧМЕОЙС Ч ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ, ХЮЙФЕМА УМЕДХЕФ УРТБЫЙЧБФШ ОЕПЦЙДБООП. зМБЧОПЕ УТЕДУФЧП ЙУЛПТЕОЕОЙС МЕОЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ ХЮЕОЙЛБН гЕМЙ Й ЪБДБЮЙ ЪБОСФЙК РП ДБООПНХ РТЕДНЕФХ ВЩМЙ СУОЩ Й ЙОФЕТЕУОЩ. оБ ЬФПК ПУОПЧЕ Х ХЮБЭЙИУС НПЦОП ВЕЪ ВПМШЫЙИ ФТХДОПУФЕК ЧЩТБВПФБФШ РТЙЧЩЮЛХ ТБВПФБФШ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й РТЙМЕЦОП. рТЙЮЕН РПДПВОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ОБДП ЧЩТБВПФБФШ Х ЫЛПМШОЙЛБ ЛП ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЕДНЕФБН, Б ОЕ ФПМШЛП Л ОТБЧСЭЙНУС ЕНХ. фТЕВХЕФУС ХВЕДЙФШ ХЮЕОЙЛБ, ЮФП ПВЭЕЕ пВТБЪПЧБОЙЕ СЧМСЕФУС ЖХОДБНЕОФПН РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП; ПФЛТЩЧБЕФ РХФШ Л РПУФЙЦЕОЙА ДХИПЧОЩИ УПЛТПЧЙЭ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ;

оЕТЕДЛП Х ТПДЙФЕМЕК, ВЕЪ НЕТЩ ПРЕЛБАЭЙИ УЧПЙИ ДЕФЕК, Ч УЕНШЕ ТБУФХФ МЕОФСЙ. фБЛЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ РМПИП ХЮБФУС ОБДЕСУШ ОБ ФП, ЮФП УФБТЫЙЕ ЧУЕЗДБ ЙИ ВХДХФ ЪБЭЙЭБФШ УЧПЙН БЧФПТЙФЕФПН Й ПВЕУРЕЮЙЧБФШ НБФЕТЙБМШОП. ьФП ДЕФЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙМЙ РТПУФП ДПУФБФПЮОП УПУФПСФЕМШОЩИ ТПДЙФЕМЕК. мЕОШ Х ОЙИ ЮБУФП УПЮЕФБЕФУС У ЙОЖБОФЙМЙЪНПН. йН ОБДП ПВЯСУОЙФШ, РПЮЕНХ ОЕМШЪС ЧУЕЗДБ ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОБ ТПДЙФЕМЕК, Й ЧПУРЙФЩЧБФШ Х ОЙИ ФТХДПМАВЙЕ, УБНПУФПСФЕМШОПУФШ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ.

оБДП РТЕДПУФЕТЕЮШ ХЮЙФЕМЕК Й ТПДЙФЕМЕК ПФ МПЦОПЗП РПОЙНБОЙС МЕОЙ. оЕМШЪС УЮЙФБФШ МЕОША, ОЕЦЕМБОЙЕ ТЕВЕОЛБ ХЮЙФШУС, ЕУМЙ ЬФП УЧСЪБОП У ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕН ЛБЛПК-МЙВП ВПМЕЪОЙ. йЪЧЕУФЕО УМХЮБК, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЙЗОПТЙТПЧБМЙ ЦБМПВЩ УЩОБ-УЕНЙЛМБУУОЙЛБ ОБ ОЕЪДПТПЧШЕ Й РПУЩМБМЙ ЕЗП УДБЧБФШ ЬЛЪБНЕОЩ Ч ЫЛПМЕ. дЕМП ЕДЧБ ОЕ ПЛПОЮЙМПУШ ФТБЗЙЮЕУЛЙ: Х НБМШЮЙЛБ ПВОБТХЦЙМЙ ЪБРХЭЕООХА РОЕЧНПОЙА. еЗП У ФТХИПН УРБУМЙ ЮБУФЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ Й ХЮЙФЕМС РПВХЦДБАФ ДМЙФЕМШОП ВПМЕЧЫЕЗП ТЕВЕОЛБ РПВЩУФТЕЕ МЙЛЧЙДЙТПЧБФШ УЧПЕ ПФУФБЧБОЙЕ Ч ХЮЕВЕ. пОЙ ОЕ РПОЙНБАФ ФПЗП, ЮФП ПТЗБОЙЪН ТЕВЕОЛБ ПУМБВМЕО ВПМЕЪОША, ЕНХ ФТХДОЩ УТБЪХ ВПМШЫЙЕ ОБЗТХЪЛЙ, ОХЦОП ЧТЕНС ДМС РПМОПЗП ЧПУУФБОПЧМЕОЙС УЙМ. оБРТПФЙЧ, ПФУФБЧБОЙЕ ФБЛПЗП ТЕВЕОЛБ Ч ХЮЕВЕ ЧЪТПУМЩЕ ОЕТЕДЛЙ МПЦОП УЧСЪЩЧБАФ У ТБЪЧЙЧЫЕКУС ПФ ВЕЪДЕМШС МЕОША. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЧПУМЙФБФЕМСН УМЕДХЕФ РПЗПЧПТЙФШ П УБНПЮХЧУФЧЙЙ ТЕВЕОЛБ У ОЙН УБНЙН Й У ЧТБЮПН Й УПЧНЕУФОП ОБНЕФЙФШ РМБО РТЕПДПМЕОЙС ФТХД-ОПУФЕК.

оЕТЕДЛП МЕОЙЧЩНЙ УЮЙФБАФ ДЕФЕК, УФТЕНСЭЙИУС ВПМШЫЕ ВЩЧБФШ ОБ ХМЙГЕ Й ЮБЭЕ ПВЭБФШУС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. п ТБУРТПУФТБОЕООПУФЙ РПДПВОПК ПГЕОЛЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ ПВУМЕДПЧБОЙЕ НОПЗЙИ НПУЛПЧУЛЙИ Й РПДНПУЛПЧОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ТБЪМЙЮОЩИ oЛМБУУПЧ. пОП ВЩМП РТПЧЕДЕОП Ч УЕТЕДЙОЕ 80-И ЗПДПЧ УПФТХДОЙЛБНЙ ЛБЖЕДТ РЕДБЗПЗЙЛЙ Й РУЙИПМПЗЙЙ нПУЛПЧУЛПЗП РЕДБФПЗЙЮЕУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ. ч ЮЙУМЕ НЕФПДПЧ ЙЪХЮЕОЙС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЩМП БОЛЕФЙТПЧБОЙЕ. пДЙО ЙЪ ЧПРТПУПЧ БОЛЕФЩ ЗМБУЙМ; "юФП ФЩ ИПФЕМ ВЩ ДЕМБФШ Ч УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС?" рТЕПВМБДБАЭЙН ПФЧЕФПН ВЩМП: "ЗХМСФШ". хЮЙФЕМС ЫЛПМ ПВЯСУОЙМЙ ФБЛПК ПФЧЕФ РП РТЕЙНХЭЕУФЧХ МЕОПУФША УПЧТЕНЕООЩИ ХЮБЭЙИУС, ЙИ ОЕЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФША "УЕТШЕЪОЩНЙ" ХЮЕВОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ. пДОБЛП ЙЪХЮЕОЙЕ ТЕЦЙНБ ДОС ЬФЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ Й ВЕУЕДЩ У ОЙНЙ РПЛБЪБМЙ, ЮФП ОБМЙГП ОЕХНЕОЙЕ ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ ВЩУФТП ТЕЫБФШ ХЮЕВОЩЕ ЪБДБЮЙ, Б ФБЛЦЕ РЕТЕЗТХЪЛБ ДПНБЫОЙОЙ ЪБДБОЙСНЙ РПЮФЙ РП ЧУЕН ЫЛПМШОЩН ДЙУГЙРМЙОБН. уМЕДУФЧЙЕН ЬФПЗП СЧМСМПУШ ДМЙФЕМШОПЕ ОБИПЦДЕОЙЕ Ч РПНЕЭЕОЙЙ, ОЕИЧБФЛБ УЧЕЦЕЗП ЧПЪДХИБ Й ДЧЙЦЕОЙЙ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСМБУШ ЧБЦОЕКЫБС РПФТЕВОПУФШ МАДЕК Ч ЖЙЪЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ. рПЬФПНХ ХЛБЪБООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ДЕФЕК УМЕДХЕФ УЮЙФБФШ ЧРПМОЕ ПВПУОПЧБООЩН Й УРТБЧЕДМЙЧЩН. л ФПНХ ЦЕ ДЕЖЙГЙФ ПВЭЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ФПЦЕ ЛТБКОЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОП ЧМЙСЕФ ОБ РУЙИЙЛХ ЫЛПМШОЙЛПЧ, ПУПВЕООП РПДТПУФЛПЧ. чЕДШ Х РПУМЕДОЙИ ПВЭЕОЙЕ СЧМСЕФУС ЧЕДХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФША.

нЩ ОЕ НПЦЕН ФБЛЦЕ УЮЙФБФШ МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛБ, ОЕ ЪОБАЭЕЗП ЪБЮЕН, РПЮЕНХ Й ЛБЛ ЕНХ ОБДП ЪБОЙНБФШУС ЛБЛЙН-МЙВП ДЕМПН. оБРТЙНЕТ, НОПЗЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЛМПОЙФУС ПФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ЧЩРПМОЕОЙС РПТХЮЕОЙК ТПДЙФЕМЕК РП ДПНХ. ьФП ЮБУФП РТПЙУИПДЙФ, РПФПНХ ЮФП ЫЛПМШОЙЛЙ ОЕ РПОЙНБАФ, РПЮЕНХ ЙНЕООП ОП ПОЙ ДПМЦОЩ ЮФП-МЙВП ДЕМБФШ Ч УЕНШЕ. й УЮЙФБАФ ЬФЙ РПТХЮЕОЙС ЛБРТЙЪПН ЧЪТПУМЩИ, ОЕОХЦОЩН ВТЕДОЕН, ПФЧМЕЛБАЭЙН ЙИ ПФ ЙОФЕТЕУОЩИ ДЕМ. тЕВЕОЛХ УМЕДХЕФ ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛЙК ФТХД РП ДПНХ РПМЕЪЕО РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЕНХ. тЕВЕОПЛ ДЕМБЕФ ФБЛЦЕ ОХЦОПЕ ДЕМП Й ДМС УЕНШЙ, рПНПЗБС ТПДЙФЕМСН Й Ф. Д. лПОЕЮОП, ТЕВЕОЛХ ОБДП РПЛБЪБФШ, ЛБЛ УМЕДХЕФ ЧЩРПМСФШ ТБВПФХ. фБЛ, ЮЕФЩТЕИЛМБУУОЙЛ нЙФС о. ТБЕЫЙМ РПНПЮШ НБНЕ Й ЧЩНЩМ РПМ Ч ЕЕ ПФУХФУФЧЙЕ. рП ОЕПРЩФОПУФЙ ПО ФПМШЛП ТБЪНЩМ ЗТСЪШ. рТЙЫЕДЫБС ДПНПК НБНБ ОЕПДПВТЙФЕМШОП ПФОЕУМБУШ Л ФБЛПНХ НЩФША РПМПЧ Й ТБЪДТБЦЕООП РТЕДМПЦЙМБ УЩОХ ВПМШЫЕ ЬФПЗП ОЕ ДЕМБФШ. тЕЪХМШФБФПН ВЩМП ФП, ЮФП НБМШЮЙЛ ОБДПМЗП ХФТБФЙМ ПИПФХ ДЕМБФШ ЮФП-МЙВП РП ДПНХ. нБНЕ УМЕДПЧБЧБМП Ч МАВПН УМХЮБЕ РПИЧБМЙФШ УЩОБ ЪБ ЙОЙГЙБФЙЧХ, РПЛБЪБФШ, ЛБЛ ОБДП ЬФП ДЕМП ЧЩРПМОСФШ. б ЕУМЙ ПОБ ВПСМБУШ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ РЕТЕЗТХЪЙФШ ТЕВЕОЛБ, ФП ПФЧЕМБ ВЩ ДМС НЩФШС ПЗТБОЙЮЕООЩК ХЮБУФПЛ РПМБ Ч ЛПНОБФЕ.

пУОПЧОЩН РХФЕН РТЕПДПМЕОЙС МЕОЙ СЧМСЕФУС ЧПУРЙФБОЙЕ РПФТЕВОПУФЙ Ч ФТХДЕ. вЕЪ ФБЛПК РПФТЕВОПУФЙ ВЕУРПМЕЪОП ХЛПТСФШ МЕОФСС ЪБ ОЕУДЕМБООЩЕ ДЕМБ: ЧПУРЙФБФЕМА Ч ЬФЙИ ХУМПЧЙСИ ОЕ ОБ ЮФП ПРЕТЕФШУС. оБРПНОЙН, ЮФП ФТХДПМАВЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТЙ ХУРЕИЕ Ч ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХЮЕВОПК, ТБДПУФОПН РЕТЕЦЙЧБОЙЙ ЬФПЗП ХУРЕИБ Й ЦЕМБОЙЙ ЧУЕ ЮБЭЕ ЧЛМАЮБФШУС Ч РТПГЕУУ ФТХДБ Й ХЮЕВЩ. рТЙ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Х ХЮБЭЕЗПУС РПДПВОПЗП РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ЧПЪОЙЛБАФ ХУМПЧЙС ДМС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ТБЪЧЙФЙС Х ОЕЗП ФБЛЙИ ЮЕТФ ИБТБЛФЕТБ, ЛБЛ РТЙМЕЦБОЙЕ, ДПВТПУПЧЕУФОПУФШ, УФБТБФЕМШОПУФШ Й ПВСЪБФЕМШОПУФШ. чП НОПЗПН РПНПЗБАФ ЪДЕУШ, ХВЕЦДЕОЙС Й ТБЪЯСУОЕОЙС. юБУФП ВЩЧБЕФ ОЕМШЪС ПВПКФЙУШ ВЕЪ НЕФПДПЧ РППЭТЕОЙС Й ОБЛБЪБОЙС. рТЙНЕОСС ОБЗТБДЩ, ОБДП УФТЕНЙФШУС Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ ЫЛПМШОЙЛ РПМХЮБМ ОБЙВПМШЫЕЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ УБНПК ХЮЕВОПК Й ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЕЕ ТЕЪХМШФБФПЧ. хРПТОПЕ УПИТБОЕОЙЕ МЕОЙ ОЕ ДПМЦОП ПУФБФШУС ВЕЪ ОБЛБЪБОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ ФБЛПЧПЗП ЪДЕУШ ЙУРПМШЪХАФУС МЙЫЕОЙЕ РПДБТЛБ, ЛБЛПЗП-МЙВП ВЩФПЧПЗП ХДПЧПМШУФЧЙС, УФТПЗЙК ЧЩЗПЧПТ. пДОБЛП ОБЛБЪБОЙЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ ХУФТБЫБАЭЙН Й РТЙОЙЦБАЭЙН ДПУФПЙОУФЧП ТЕВЕОЛБ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОБДП ЙУЛМАЮЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЫЛПМШОЙЛБ. оБУЙМШУФЧЕООПЕ РПВХЦДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ Л ХЮЕВЕ Й ФТХДХ ЧЩЪЩЧБЕФ ПВТБФОЩК ЬЖЖЕЛФ: ПФЧТБЭЕОЙЕ Л ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВЕЪТБДПУФОПУФШ УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ТЕЪЛПЕ РБДЕОЙЕ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

чПУРЙФБФЕМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ МЕОЙЧЩИ УМЕДХЕФ РТЕДРТЙОЙНБФШ У ХЮЕФПН ЙИ ЧПЪТБУФОЩИ Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ПУПВЕООПУФЕК. оБРТЙНЕТ, Х НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ НЩ ЮБЭЕ ЙНЕЕН ДЕМП ОЕ У МЕОША, Б У ОЕПТЗБОЙЪПЧБООПУФША. пОЙ ИПФСФ ИПТПЫП ХЮЙФШУС, ОП ОЕ ХНЕАФ УПВМАДБФШ ТБУРПТСДПЛ ДОС: УМЙЫЛПН ДПМЗП ЙЗТБАФ У ТПЧЕУОЙЛБНЙ ОБ ХМЙГЕ, ЙН ОЕ ИЧБФБЕФ ЧТЕНЕОЙ ОБ РПДЗПФПЧЛХ ХТПЛПЧ Й УЙМ, ЮФПВЩ ОБЧЕТУФБФШ РПФПН ХРХЭЕООПЕ. ч ЬФПН ЙН ОБДП РПНПЮШ. х РПДТПУФЛПЧ ЧБЦОП РТЕПДПМЕФШ НОЕОЙЕ, ЮФП ХЮЕВБ - ЬФП ДЕСФЕМШОПУФШ ДМС НБМЕОШЛЙИ ДЕФЕК Й "ЪХВТЙМ", Б ФБЛЦЕ РТЕДПУФБЧЙФШ ЙН ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ ОБ ХТПЛБИ Ч ЫЛПМЕ.

ч.з.уФЕРБОПЧ "рУЙИПМПЗЙС ФТХДОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ"

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Что такое лень? По сути – это отсутствие мотивации, нежелание делать что-либо, так как человек просто не видит в этом смысла. Из определения становится понятно, что подростковая лень обуславливается тем, что чадо просто не видит мотива что-либо делать. Подросший ребенок не осознает в полной мере к чему ему нужна эта школа, сто тысяч дополнительных занятий, домашние дела. Задачей родителей является не просто заставить детку выполнить то, что надо, а придумать мотивацию. Важно вызвать у ребенка собственное желание делать то, что необходимо для его же блага.

1) Взаимная выгода.

Первый путь «замотивировать» ребенка – договориться с ним, что за выполнение определенного рода действий, обязанностей, вы претворяете в жизнь некоторое обещание. Естественно, что за ежедневную уборку в комнате или ежедневную помощь по дому будет одна награда, а за отличные успехи в учебе – сын или дочь могут рассчитывать на что-то более крупное и значимое. Здесь важен один момент, договариваясь – не стоит обещать ребенку то, что вы сделать не сможете. Надо в любом случае выполнить обещанное, иначе вы можете раз и на всегда потерять детское доверие.

2) Ты можешь все!

Попробуйте передать ребенку в руки ответственность за выполнение его обязанностей целиком и полностью. Торжественно пообещайте ему, что впредь за порядок в его комнате или сбор рюкзака в школу ответственность будет лежать только на нем.

Самое главное здесь, набраться побольше терпения. Так как ребенок наверняка на первых порах будет лениться, забывать и откладывать все на потом. Но, в то же время чадо научится извлекать уроки из собственных ошибок и упущений. Забыл принести в школу тетрадь с домашней работой? Получил замечание. Не положил на любимую тренировку кроссовки? Ушел домой без тренировки. Не убрал комнату? Не смог пригласить туда друзей.

Таким образом, ребенок научится делать выводы к чему его приводит собственная лень. Постарается тщательно выполнять те дела, за какие он отвечает.

3) Финансовая мотивация.

Некоторым детям хочется иметь больше карманных денег, что вполне можно обыграть в вашу пользу. Составьте некий прейскурант с описание дел, за которые ребенок сможет получать деньги. Этот метод действительно хорошо мотивирует подростков, но тут важно чувствовать тонкую грань, чтобы не допустить ситуации, когда чадо не захочет помогать и делать что-либо бесплатно.

4) Впечатления в обмен на лень.

Придумайте поощрения для ребенка в виде положительных эмоций и новых впечатлений. Это может быть интересная поездка, поход в кино, кафе, театр, на каток. Обсудите систему поощрений, узнайте, где бы ваш ребенок хотел побывать. Предложите чаду за выполнение ряда рутинный, каждодневных дел - отправиться туда, куда он хочет.

5) Личный пример.

Прежде чем начинать ругать ребенка за его лень и нежелание вообще чем-либо заниматься обдумайте, а какой пример подаете вы? Если родители придерживаются активной жизненной позиции, стараются делать все легко, непринужденно, с улыбкой на лице, тогда и дети станут придерживаться подобной линии поведения.

Проводите профилактику лени до ее появления. Поддерживайте детские желания, считайтесь с его увлечениями. Спрашивайте чадо, что ему интересно, о чем он мечтает, где бы он хотел побывать! Если родители с детства показывают своим детям, как интересно жить на свете, то вряд такой ребенок станет переживать приступы лени в подростковом периоде, ведь вокруг столько всего интересного!