Как научить сына общаться с девочками: важные советы. Общение со сверстниками противоположного пола
Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.
Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
Меняются и отношения между мальчиками и девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.
Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.
Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят, что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.
При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)
Егорова Татьяна Владимировна
Должность:
педагог-психолог
Учебное заведение:
МБУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт:
г.Нерюнгри
Наименование материала:
родительский лекторий
Тема:
Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Дата публикации:
19.01.2018
Раздел:
среднее профессиональное
Родительский лекторий
по теме: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в
подростковом возрасте».
К 13годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ
взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на
увлечение. Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный
гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и
девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.
Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя
чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.
Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа,
особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как
мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная
внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах
сверстников.
А вот ответ на свой вопрос: « Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?»
подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и
эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в
развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих
переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики
выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у
подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так
необходима поддержка близких взрослых!
Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные,
неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые
отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной
стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом
любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне
противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма
привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое
внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче
общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто
вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают,
но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.
Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо
стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает
еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже -
группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с
понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо
суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны
сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с
девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают
выбирать, что называется, своих.
Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму
взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной
ситуации.
Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг
общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему
придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие
мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной
дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых
потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями
дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит,
самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать
его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете
знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И
вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.
Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию
сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать
людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и
переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.
Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной
для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.
В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют
себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в
котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях,
проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие
подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.
Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое
значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак
принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью
говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же
духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит!
Что мне делать?
Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют.
Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно
одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.
Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А
значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для
ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.
И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый - родитель или значимый для
ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека
не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в
сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может
случиться непоправимое.
Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за
несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и
рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему
нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.
Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и
первыми пойдите на контакт.
Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом.
Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном
принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не
выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что
их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем
реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие
на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища
Взрослые часто бестактно относятся к проявлениям влюбленности у учащихся, начинают
упрекать и бранить их, нередко бросают такие необдуманные фразы - «он уже начинает
играть в любовь», «она уже путается с мальчишками» и т. п., иногда даже зло смеются и
поддразнивают.
вызывает
подростков
переживания.
насмешек
приводит к тому, что мальчики и девочки начинают опасаться проявлять даже обычные
товарищеские чувства, а иногда и перестают дружить
Нужно иметь в виду, что возникающее в детские и подростковые годы отношения между
полами, вырастающие из дружбы во время учебы, в игре и труде, имеют большое значение
для будущей совместной жизни молодых людей. Дело в том, что различные формы
благоприятных
условиях
стимулом,
неоднократных
влюбленностях
переживания
формируют
личность
подростка
оказывают
положительное
отношения
между полами в будущем.
Дружба не всегда связана с половым влечением, как известно, дружить могут и девушка с
девушкой, и юноша с юношей. Тем не менее нельзя не видеть, что дружба двух юношей и
дружба юноши и девушки имеют серьезные различия. Дружба девушки и юноши имеет
поэтична
эмоционально
приподнята.
становится более подтянутым и вежливым, девушка - мягче и женственнее. Это еще не
любовь, но она уже овеяна ее предчувствием, а жизнь, освещенная ею, становится более
яркой и значительной. Первое любовное увлечение иногда и является той искрой, от
которой возгорается «костер» настоящей человеческой любви.
Юноша не должен забывать, что его друг именно девушка и что его обязанность по
отношению к ней - беречь ее девичью честь, вступаться за нее, если кто-либо проявит
оскорбительное
отношение.
переживаниями, помогая ей, проводя с ней часы досуга, он не должен допускать никаких
излишней
вольности,
дозволенной
близости.
Необходимо еще с детства мальчика воспитывать так, чтобы он обладал определенным
«чувством дистанции» по отношению к девочке, а юноша - к девушке.
Простота
естественность
отношений,
свободная
грубости
легкомысленного флирта, украшают дружбу. У известного педагога А.С. Макаренко как-то
спросили: какими должны быть здоровые отношения между юношей и девушкой? Он
ответил: «Искренние, такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда
не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и к другому, тогда отношения будут
здоровые, независимо от того, какие это отношения: дружеские, любовные и т. д. Во
всяком случае, если есть забота о жизни и счастье другого,- такие отношения всегда будут
10 советов отношения с мальчиками
Сейчас, когда вы уже стали подростками, в общении и отношениях между мальчиками и девочками будет встречаться гораздо больше сложностей, которых еще совсем недавно не было. Но детские игры, скакалочки и догонялки в прошлом, и придется заново учиться общаться, показывать себя с лучших сторон, укреплять верную дружбу с подругами и выстраивать общение с мальчишками. Даже если никаких проблем в подобной дружбе не возникает, стоит прислушаться к универсальным советам, которые всегда полезны в общении девочек с мальчиками.
1. Уважение – основа общения
Уважение – основа любого общения с самых ранних лет. В подростковом возрасте мальчики обычно вспыльчивые и задиристые, как бойцовые петушки, и перепадает на орехи часто не только их друзьям, но и девочкам из класса, кружка или компании. Выпендриваясь друг перед другом, мальчики могут позволять себе глупые, иногда даже грубые шутки, фамильярность. На шутки реагировать не следует, а вот чрезмерно развязное поведение следует пресекать. Лучше всего делать это спокойно, не позволять вывести себя из равновесия – ведь именно этого они добиваются. Уверенную в себе спокойную девчонку подкалывать неинтересно, поэтому придирки скоро закончатся.
2. Дружба из жалости? - Никогда!
Не нужно дружить с кем-то из жалости или стесняться сказать мальчику, что никаких отношений у вас не получится. Если человек не вызывает симпатии, какие-то его привычки или поведение раздражают, не стоит водить с ним дружбу, а тем более начинать встречаться.
3. Стильная прикид
Чтобы привлекать внимание мальчиков, стоит пересмотреть свой гардероб и одеваться стильно, не так, как другие девчонки вокруг. Это не означает, что нужно ходить в какой-то слишком яркой одежде. Лучше всего выбрать вещи, подчеркивают достоинства – цвет волос, тонкую талию, длинные ноги. Причем это вовсе не означает, что данные части тела должны быть слишком сильно открыты! Хорошо одетая девушка всегда выглядит куда привлекательнее и загадочнее, чем девчонка в слишком открытой одежде.
4. Вульгарность отпугивает мальчиков
Не стоит одеваться и вести себя вызывающе. Излишне откровенная одежда может быть понята мальчиками неправильно, как некий призыв к действиям. А громкое, вульгарное и несдержанное поведение в принципе не идет молодой девушке и может отпугнуть от нее самых умных и воспитанных парней.
5. Общие интересы
Общие интересы – залог прекрасного общения в любой компании. Чтобы лучше понять людей вокруг и попытаться им понравиться, узнай, чем увлекаются твои подруги и друзья. И если с девочками все гораздо проще, то мальчишеские интересы и хобби сможет понять и поддержать не каждая девчонка. Ни в коем случае не нужно себя перекраивать, чтобы стать футбольной фанаткой или коллекционером значков в угоду понравившемуся мальчику. Вместо этого можно попытаться вникнуть в их любимую музыку, попробовать картинги и компьютерные игры – какое-то из этих занятий наверняка придется по вкусу!
6. Сплетни
7. Воспитание рыцарей
Нужно помогать мальчикам чувствовать себя настоящими мужчинами. Им будет полезно привыкать помогать девушке, забирать у нее тяжелый рюкзак или пакеты. Чтобы вдохновить их на подвиги, стоит просить о помощи, а потом искренне хвалить мальчика, восхищаться его достижениями, победами.
8. Унижение
В подростковом возрасте мальчики очень чувствительны к одобрению со стороны других людей, особенно своих друзей-мальчишек, а также девочек, которые им нравятся. Ни в коем случае нельзя унижать парней, насмехаться над их неудачами, особенно теми, которые связаны с физической силой.
9. Вредные привычки
Никаких вредных привычек! Даже если в компании некоторые мальчишки курят или пьют пиво, ни в коем случае не нужно им уподобляться, чтобы завоевать всеобщее уважение. Куда большее уважение вызывают девушки принципиальные, думающие собственной головой. Если в компании этого не понимают, другая компания будет хорошим вариантом.
10. Игнорирование и кокетство
В общении с мальчиками не стоит использовать девчачьи ужимки, которые раньше считались палочкой-выручалочкой для завоевания их симпатии. Излишнее кокетство, навязчивость или, напротив, намеренное игнорирование ни к чему хорошему не приведут, испортив даже дружбу.
Следуя любым советам, экспериментируя и заводя дружбу самое главное – это всегда оставаться собой!
Больше информации
К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом.
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости.
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто.
Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.
Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.
Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина).
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.
А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания.
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний.
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!
Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается.
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания.
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.
Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.
И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже - группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно.
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.
Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.
Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям.
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой.
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность.
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.
Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще.
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.
Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.
В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений.
Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.
Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам.
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?
Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.
Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.
Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!
И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.
Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.
Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех.
Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.
Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни...
Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте
Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как "половая сегрегация". Дети разбиваются на два противоположных лагеря - мальчиков и девочек - со своими правилами и ритуалами поведения; измена "своему" лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.
Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации являются следствием психологических закономерностей.
Независимо от места проживания и культурного окружения, в поведении мальчиков и девочек уже в первые шесть лет жизни наблюдаются определенные различия. Мальчики в возрасте 6-8 лет активны и требуют большего внимания, девочки же более нежны и спокойны. Более того, мальчики ведут себя агрессивнее. Агрессия - тот тип поведения, который всегда отличает мужчин от женщин, вне зависимости от возраста.
Всегда и всюду мальчики, за редким исключением, ориентированы на высокие достижения и в большей степени должны полагаться на себя, нежели девочки. В свою очередь, девочки отличаются нежностью и кротостью. Мальчиков поощряют к проявлению большей активности, девочек же больше ласкают.
Еще одним следствием различных стереотипов детского поведения является то, что у мужчин и женщин формируются совершенно непохожие друг на друга способы группового взаимодействия.
Девочки в группе обращают внимание прежде всего на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений. У девочек всегда две задачи - быть "положительными" и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругами, чтобы с их помощью достигать собственных целей. Девочки прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.
В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей "территории". У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.
Игры и занятия мальчиков имеют подчеркнуто мужской характер: война, спорт, приключения. Мальчики предпочитают героическую литературу, зачитываются приключенческой, военной, рыцарской, детективной тематикой, их объектами для подражания являются мужественные и смелые герои популярных триллеров и сериалов: Джеймс Бонд, Бэтмен, Индиана Джонс.
В этом возрасте у мальчиков появляется особая потребность в близости отцу, наличии общих с ним интересов; многие идеализируют отцов даже вопреки реальности. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в заменяющей его фигуре, которой может стать тренер в спортивной секции, учитель-мужчина.
Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных "принцев", начинают собирать портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые записывают песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в "женские" дела (обмениваются кулинарными рецептами, мастерят украшения). В этот период возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью: маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведение матери.
Поскольку у девочек чувство самобытности развивается через идентификацию с матерью, их отношения с окружающими базируются на зависимости от других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными, рано осознают необходимость думать прежде всего о других.
Для них главную ценность представляют человеческие взаимоотношения. Девочки учатся воспринимать все тонкости общения людей, ценить и поддерживать добрые отношения. С самого детства они всегда озабочены тем, как их поведение сказывается на окружающих.
Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения.
У мальчиков все наоборот. Они подавляют в себе стремление идентифицироваться с матерью, им приходится энергично подавлять в себе любые проявления женственности (слабость, слезы) - иначе сверстники будут дразнить "девчонкой".
Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, и мальчики развивают чувство самобытности, культивируя в себе сознание собственного отличия от всего женского. Они отталкивают сострадание, жалость, заботу, уступчивость. Они не придают такого большого значения взаимоотношениям с окружающими. Важно только то, как они влияют на конечный результат.
Игры мальчиков учат совершенно иному типу поведения. В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры.
Девочки не ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства. Совершенствуя навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания на победителей. В группах девочек практически отсутствует почва для возникновения конфликтов, потому что они отличаются однородностью, а сами правила игры настолько примитивны, что их трудно нарушить.
Поскольку девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения, иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Девочки смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то и то-то.
Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями других.
Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться, а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения физической силы.
Мальчики успешно и эффективно функционируют в группах, что видно на примере спортивных команд. В группах мальчиков никто не заботится о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно строгому соблюдению правил.
И для девочек и для мальчиков период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности - это время самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений.
Но как раз это развитие включает в себя и возникновение интереса к противоположному полу, проявляющегося в своеобразном ухаживании. Все его своеобразие понятно, если учесть, что это - притяжение в ситуации отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации. Мальчику надо показать девочке, что он выделил ее среди других девочек, и обратить ее внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников.
Девочка, в свою очередь, не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек. Для мальчишек дерганье девчонок за волосы - традиционный способ обратить на себя внимание. Сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми это ухаживание не вызывает. От хулиганства оно отличается тем, что всегда происходит публично и не несет в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда выглядит весьма задиристым. Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подшучивая над ними. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочки чувство своей неполноценности, непривлекательности.
Когда столь непохожие по поведению мальчики и девочки оказываются вместе, мальчикам всегда удается захватить первенство. Девочки вовсе не пассивны в группе сверстниц, но в смешанной группе они всегда оказываются на вторых ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть главную роль.
Мальчики младшего школьного возраста уже всячески стремятся утвердить свое "Z" в группе сверстников, поэтому они становятся все менее восприимчивы к вежливым просьбам и предложениям девочек. Неудивительно, что девочки находят игры с мальчиками неприятными и всячески избегают их.
Игры для мальчика означают совсем не то, что для девочки. Девочки учатся взаимодействовать, развивая и поддерживая хорошие отношения. Мальчики учатся совместным действиям, играя в спортивные и соревновательные игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения.
Особенности поведения в период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к "порядку". Родителям и учителям не стоит грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного этапа развития.