Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: от простого к сложному. Советы как научить ребенка одеваться

2013-06-13 Андрей Добродеев


Всем привет! Сегодня поговорим с вами на тему: «Как научить ребенка самостоятельно одеваться?»

Прочитав данную статью вы узнаете 12 полезных советов, а также мы рассмотрим с вами основные ошибки, молодых родителей, которыми они пользуются и не правильно обучают своих детей.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться?

Начинать учить ребенка самостоятельно одеваться нужно в возрасте с двух до трех лет, в этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к самостоятельности, такой возраст еще называют «я сам», поэтому обратите внимание в это время.

Детям легче всего научиться раздеваться, не же ли одеваться. В возрасте полутора лет они уже могут самостоятельно снять шапку, носки. Но не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности. Вы можете лишь помочь ребенку вывернуть вещи с изнаночной стороны, расстегнуть сложные застежки, при этом объясняя ему для чего вы это делаете. Положите одежду ребенка на доступное для него места, сначала он будет лазить в них, а после начнет одевать.

Процесс обучения ребенка самостоятельности очень трудный, поэтому вам нужно запастись терпением. Никогда не ругайте ребенка за то, что у него что-то не получается. Если ребенок не желает одеваться самостоятельно помогайте ему, наполовину одевая колготки, штанишки, далее предлагайте закончить ему самому. Нужно предложить ребенку одеть и снять, что-то легкое, так как одежда, с которой ребенку будет тяжело справиться отобьет весь интерес в новых навыках. В дальнейшем ребенок научиться и будет одевать даже зимнюю одежду.

Лучше если у ребенка будут игрушки с различными липучками, завязками, пуговицами, молниями, карманами — это будет только плюсом в обучении, к тому же у ребенка будет развиваться мелкая моторика рук, когда он будет играть с игрушками застегивая пуговицы или молнию. Предложите своему чаду небольшую игру, кто быстрее оденет штанишки, тот получит конфетку. Когда ребенок одевает штаны, скажите ему, что его ноги это две машины, а штаны гараж, пусть машины заезжают в гараж. Я уверен, что ребенку будет интересно поиграть в эту игру, сам проверял на своем сыне.

В время того, как вы с ребенком одеваетесь на прогулку, помогайте ему, поднимая настроение, пойти песенки, шутите. Если у вашего малыша не будет получаться, он будет злиться и нервничать, в это время важно его поддержать. Но бывает, что петь бесполезно (не помогает), тогда вот еще совет: Вы можете предложить игру сказочных героев (персонажей), например мой сын любит мультики «Тачки» и его любимый герой конечно же «Молния Мак Вин», когда он одевается я ему предлагаю одеть кроссовки, где кроссовки колеса, чтоб заправить бензином он сначала должен одеть штанишки и т.д.

Заинтересуйте ребенка и у него все получится. Вы можете предложить ребенку что-либо, а он самостоятельно оденется, главное заинтересовать его. Пример: может он любит кататься на велосипеде, на качелях, играть в песочнице, пойти к бабушке и т.д. найдите интерес и ребенок последует за ним. Если оденешься сам, то пойдем к бабушке в гости.

Дети в этом возрасте очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь перед ребенком, когда он сам одевается, также вы можете это перевести в игру «кто быстрее оденется». В это время вы должны объяснять в каком порядке нужно одеваться.

Для того, чтоб ребенок быстрее начал понимать как правильно одевать кофту или штаны, покупайте ему одежду с карманами или рисунками спереди.

Нашейте на один кусок тряпки пуговицы, а на другой проделайте петли под пуговицы — детям очень нравиться играть надевая петли на пуговицы, тем самым ребенок научиться застегивать пуговицы на одежде.

Не покупайте ребенку обувь на шнурках, детям легче научиться одевать ботиночки на молнии, либо липучках. Учите ребенка одевать штаны сидя на диване, пока не появятся ступни из штанин, после чего пусть он встает и одевает дальше. Футболку и кофту нужно покупать ребенку, чтоб горловина была свободная, т.е легко проходила через голову.

Если вашему ребенку уже исполнилось 4 года, а он не умеет одеваться самостоятельно, то вам нужно как можно быстрее начать обучать его. Показывайте, объясняйте ему как проще и правильно одеть какую-либо вещь, возможно ему не нравиться одежда.

Следите за тем, что ребенку нравиться. Пример: если вашему малышу не нравиться кофта, замените ее на ту, которая больше по душе ребенку. Ведь вы не носите то, что вам не нравиться, так и ребенок, к тому же ему может не нравиться пример «кофта» так как она колется или мешает ярлычок на горловине.

Ошибки молодых родителей

* Если ваш ребенок научился раздеваться, не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности, нужно учить его дальше.

* Бывает, что родители торопятся куда-либо например на работу, а ребенка нужно отправить быстрее в садик. При этом ребенок медленно одевается и родители делают ошибки — вместо того, чтоб заблаговременно подготовиться, встать по раньше, они второпях одевают ребенка, отбивая охоту в обучении самостоятельности.

* Если ребенок пытается одеться самостоятельно, не мешайте ему, пусть пробует, даже если не все попытки закончатся победой. Помогайте ему только тогда, когда он сам попросит вас об этом.

* Нельзя ругать ребенка и требовать, чтоб он одевался только сам. Обязательно помогайте ему, если видите, что он делает что-то не так. Подсказывайте ребенку, как проще одеть ту или иную вещь. Можете показать на себе как одевается, например футболка. Не исправляйте ребенка, если он оделся не так (пример: плохо заправил футболку под штанишки), он оделся сам и это очень важно. Похвалите его!!!

* Не кричите на ребенка если у него не получается одеть кофту, так как он не правильно просовывает голову, важно объяснить ему как сделать это правильно.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Постарайтесь обучить малыша этому умению до момента поступления в садик. Тем самым вы превратите утренний сбор в быстрое и «бескапризное» мероприятие и значительно упростите работу воспитателя. Да и дошкольник станет ощущать себя в группе намного комфортнее. Меньшее число упреков в медлительности и собственная уверенность дорогого стоят.

Основные навыки детей до 4 лет и дошкольников

Как научить ребенка одеваться самому? Не стоит торопить детей, стараясь привить новые умения. Любой навык формируется постепенно, нужно лишь оказать свою поддержку. Известный доктор и педагог Мария Монтессори говорила, что необходимо помочь малышу сделать это самому.

Если новорожденного и грудничка полностью одевают родители, то годовалый ребенок способен сам снять носки и шапку. В 2 года он научится их надевать, а также сможет снимать трусики, колготки, штаны. В 3 года дети смогут сами:

  • надеть шапочку, носочки, жилет (не застегивая пуговицы);
  • снять и надеть трусы и штанишки;
  • обуть сапожки, туфли (без шнуровки);
  • стянуть кофту и рубашку;
  • застегнуть и расстегнуть застежку-молнию, вдетую взрослым.

В 4 года ребенок умеет:

  • застегивать кнопки на одежде;
  • натягивать джемпер, футболку;
  • надевать брючки;
  • раздеваться полностью.

Если четырехлетние дети еще одеваются под родительским контролем, то старшие дошкольники смогут одеться и, соответственно, раздеться полностью самостоятельно. Однако к подобной самостоятельности их необходимо готовить, желательно с раннего возраста.

Играем, развлекаемся, тренируемся

Безусловно, чтобы обучить малыша одеванию-раздеванию, потребуется время и родительское терпение. Это непростое занятие станет более веселым и привлекательным, если призвать на помощь игры и чуточку фантазии.

  • К годовалому возрасту складывайте любимые вещи ребенка в коробку, с которой удобно взаимодействовать. Сначала он станет просто выкладывать одежду из ящика, а затем попробует примерять.
  • Используйте для привития навыка детскую любовь к перевоплощениям. Приобретите костюмы доктора (вместе с игрушечной аптечкой), пожарного, новогодние наряды медвежонка, снежинки, пирата. Можно обойтись и подручными средствами: белая блузка становится врачебным халатом, фуражка и жилет - форма постового. Переодевайтесь вместе с малышом, когда играете в сюжетно-ролевые игры.
  • Сделайте своими руками специальные приспособления для совершенствования мелкой моторики рук. На одну половинку плотной ткани нашейте крупные пуговки, застежки-молнии, липучки, кнопки и крючки. К другой половине пришейте вторую часть застежек, а для пуговок смастерите прорези-петельки. Немного тренировки - и приступайте к практическим занятиям.
  • Обыграйте сборы на улицу - собирайтесь не на детскую площадку, а в космос или на выезд к пациенту. Расскажите, что это не ребенок идет на улицу, а космонавт готовится к полету, пожарный одевается на вызов. Выставите на таймере определенное время, например, пять минут, за которое юный космопилот должен успеть одеться. За своевременнее выполнение задания подготовьте небольшой сюрприз.
  • Устройте соревнование, кто из вас соберется быстрее. Заранее объясняйте правила - необходимо одеться полностью, затем усложните требования - аккуратный внешний вид. Поначалу проигрывайте малышу, чтобы избежать слез. Если в семье несколько детей, не стоит устраивать конкурс между ними. Пусть каждый из них соревнуется с вами.

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний - пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую - ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету - сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш - левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки - умница, дочка завязала шнурки на ботинках - замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) - очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Как сладить с премудростью одевания, чтобы дети не мешали действиям родителей, а то и вовсе - научились одеваться самостоятельно?

Иногда процесс одевания превращается в настоящую битву. Ребенок крутится, выворачивается, капризничает, пытается улизнуть. Как научится ладить с этим процессом?

Ребенок не хочет одеваться: какая причина

Процесс одевания кажется ребенку достаточно скучным и утомительным. Маленькие дети постоянно находятся в движении - изгибаются, выворачиваются, отказываются выполнять указания. Их интерес быстро переключается, им хочется двигаться и узнавать новое.

С малютками поступать проще - положите рядом яркую игрушку, а потом вручите ее малышу. Яркий предмет привлечет внимание ребенка, пока вы меняете подгузник. Вы можете разговаривать, петь, издавать необычные звуки, удерживая внимание малыша.

Старайтесь не делать проблемы из темы одевания. Когда ребенок растет, его прогресс периодически сменяется регрессом. Поддерживайте желание ребенка действовать и помните что к 5-6 годам он вполне будет справляться сам.

Как научить ребенка одеваться: решение

Чем старше становится ребенок, тем больше он может перенимать на себя в процессе одевания. Научиться раздеваться легче для ребенка, чем одеваться. Поэтому стоит попробовать освоить этот навык сначала.

Самое сложное - это научиться застегивать пуговицы, молнии, застежки. Тренироваться лучше, когда у вас есть достаточно времени. Уделите внимание отдельным операциям, покажите, как победить пуговицы, и ребенок сам с удовольствием начнет одеваться.

Вас удивит, когда одевающийся самостоятельно ребенок, вдруг начнет мешкать, зависать и отказывается: «Не хочу», «Мама одень меня». Это случается, когда интересное занятие вдруг превращается в обыденность, становится утомительным и скучным. Вы можете заставить его - и превратить игру в обязательство.

А можете пойти навстречу. Если он устал, капризничает или просто хочет, чтобы вы о нем позаботились. «Хорошо, давай поиграем в маленького. Я тебя буду одевать и рассказывать, как это делать правильно». Или же распределите задачи. Возьмите себе самое трудное - рубашку и пуговицы, а ребенку предложите «одолеть» ботинки. Помните - игра возвращает интерес и желание действовать.

И еще несколько хитрых находок для родителей:

  • Приучите ребенка к тому, что есть четкий алгоритм одевания. Нарисуйте вместе с ребенком последовательность и приучите его сверяться с этим рисунком в процессе одевания.
  • Поощряйте ребенка самостоятельно выбрать вещи на сегодняшнюю прогулку (из тех, которые вы считаете уместными). Это заинтересует его.
  • Покупайте вещи, которые легко надевать.
  • Превратите процесс в игру: «А теперь давай нырнем в свитер, закрывай глаза и задерживай дыхание...»
  • Превратите процесс в соревнование: «Скорее, нам нужно одеться быстрее папы! Торопись, он уже застегивает рубашку...», «А мы сможем одеться, пока папа считает до 10?»
  • Применяйте «мостик в будущее» (прогнозирование, указывание на «светлое будущее») как метод убеждения: «Надо быстро одеться, чтобы пойти в парк / на горку / магазин игрушек».
  • Чтобы обойти сопротивление ребенка применяйте прием «выбор-без-выбора»: «Что ты наденешь сначала - носки или рубашку?», «Ты хочешь одеваться стоя или лежа?»
  • Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
  • Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
  • Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
  • Советы по обучению ребенка одеванию

Освоение навыков самообслуживания - важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами - одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам - это меняет все!

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

    Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

    Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

    В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

    Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, - едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно - вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

"Мы опаздываем"

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» - под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом - встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

"Я сделаю лучше"

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

"Так намного спокойнее"

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим - даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу - и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

    Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

    Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания - обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

  • Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

  • Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

    Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

  • Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

  • Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

    Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки - и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку - и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.

    Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет - пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые - может, они помогут делу!

Как научить ребенка одевать колготки

Нашла на одном сайте интересную статью, возможно кому-то пригодиться. Мне понравилась идея сделать смайлики на обувь, чтобы не путать левый ботинок с правым. Автор Лена Чарлин.

Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

Если ребенку еще не исполнилось трех лет , скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям;

Достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле . Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол;

С толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава;

Выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку;

На однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером;

У любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина;

Покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо;

Разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке , можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава;

Покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки .

Колготки и носки

Растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается;

Научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов;

Многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами;

Выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.

Брюки и юбки

Маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати);

Сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу;

До 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.

Пуговицы, кнопки и молнии

Проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой;

На язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок;

Особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли;

Если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.

Шапки, варежки, перчатки

В первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца;

Лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания;

Заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки .

Обувь

До 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки;

Проще всего учиться обуваться летом , когда ребенок носит легкую обувь;

Удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле;

Научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»;

Учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок;

Покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.

Шарфы и шнурки

Сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф . А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик;

Для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;

Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.

Хвалите!

Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом .

Выбирайте простые вещи для повседневной носки . Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок.

Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды . Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи.

Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался . Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке , надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!