Использование камушек марблс в рисовании. Камешки марблс в развитии речи детей

Наталья Федорова

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Применение камушков «Марблс » - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы и различные задания с ними.

Воспитанники средней группы «Ласточка» тоже познакомились с этими чудесными камешками, которые действительно притягивают не только маленьких деток, но и взрослых.

Применение камушков «Марблс » многогранно : развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики и координации рук. А так же закрепление навыков звукового анализа. Дети с удовольствием поиграли с камушками : и потрогали, и попробовали выкладывать рисунки.

При использовании шариков «Марблс » у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся более уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.


Публикации по теме:

Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс - в переводе означает «мраморный».

"Посмотри, какой малыш – Круглый гладенький голыш! На щеках румянец, На макушке глянец, Подпоясан пояском, На меня глядит глазком! Ну а.

Использование нетрадиционных приемов в работе логопеда с детьми с ВЗ Применение камушков это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный.

Камни Марблс - инновационный прием в коррекционной работе педагога - психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Цель: организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс.

Мастер-класс для родителей «Камешки Марблс - разноцветное счастье детей» «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мастер-класс для воспитателей. Игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3–7 лет Мастер-класс для воспитателей Тема: «Игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3-7 лет Подготовила: учитель-логопед.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1) , были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные (см. рис. 2) . После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.


(рис. 2 Камешки марблс)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Здравствуйте, друзья!
Несмотря на приближающиеся каникулы, не будем забывать о необходимости развивающей и коррекционной деятельности. Поэтому сегодня мы поговорим об удивительном нетрадиционном способе упражнений, помогающем семьям с подобными затруднениями, расскажем, как применить камушки марблс в работе логопеда. Предлагаемые методики просты и могут применяться родителями в домашних условиях. Ведь речь – в числе самых важных свойств человеческой психики, без нее невозможна правильная коммуникация, трудности в общении не позволяют детям полноценно социализироваться, вписаться в компанию сверстников и взрослых.

Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной. Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного взаимодействия, развития интеллекта, мышления. По данным статистики от разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы на дошкольном этапе постепенно дадут осложнения в школьной деятельности: неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и низкая мотивация и самооценка.

В магазинах сувениров или флористических отделах можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Ведь во времена Древней Греции камушки для забавы изготавливали именно из этого материала, хотя иногда их делали из глины и керамики. В настоящее время популярны стеклянные. Современные дизайнеры широко используют их для декорирования и оформления интерьеров, цветочных композиций, сервировки стола.

Еще они применяются в аквариумистике, для наполнения и создания красивой атмосферы в аквариумах, ведь в воде необычная окраска переливается перламутром. Но благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики так привлекательны для развлечения. Занимается этим не только детвора, но и взрослые, устраивая настоящие соревнования и мировые чемпионаты. Промышленностью выпускаются специальные коллекционные экземпляры, полупрозрачные, с рисунком или специальными включениями в виде травинок, насекомых и т.д.

Марблс бывают объемными шаровидными и плоскими – овальными или круглыми, прозрачными как слеза и мутными, окрашенными и в разводах, для использования в логопедии подойдут любые камешки.

Речевые методики тесно связаны с формированием мелкой моторики, стимуляция кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические ощущения направляют и координируют действия всех систем организма: костно — мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.

Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными движениями помогают тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.

Важно! Причин ЗРР множество — от психологического замедления темпов до тяжелых неврологических заболеваний, тугоухости и т.д. Поэтому, как только вы заметили отставание у вашего крохи – сразу же обращайтесь к специалистам: педиатру, неврологу, психологу, логопеду. Чем быстрее будет поставлен правильный диагноз и начнется всестороннее комплексное лечение, тем успешнее будет результат.

Занятия от года до трех

В возрасте от 1 года до 3-х преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание. На данном этапе важно заметить низкие темпы психического и психологического прогресса и направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов. Правильно и своевременно организованная коррекционно – педагогическая и логопедическая помощь дает возможность ребятишкам с задержкой в развитии догнать своих сверстников. Приведем некоторые примеры игр с камушками марблс.

  • В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
  • Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами. Можно побеседовать о том, где живет это животное, чем питается, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – образовать новые слова.
  • «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Для деток постарше можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета.
  • Если у вас стеклышки разной величины – используйте для формирования понятия «большой – маленький», сортируя по размеру в несколько стаканчиков.
  • Начало математических знаний в раннем дошкольном периоде: соотношение «один – много», обыграйте с помощью вырезанных из картона птичек: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а другой?».
  • Из плоских овалов удобно строить дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
  • Выложите различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
  • Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.

Важно! Не позволяйте маленьким детям оставаться без присмотра родителей. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте в недосягаемое место, во избежание проглатывания.

Игры для старших деток

После трех – четырех лет можно сделать упор на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений. В этот период усиливается познавательная активность, усваиваются и закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким, нарабатываются предпосылки к обучению в школе.

  • «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному, называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый – солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
  • «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
  • Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
  • Состав слова: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
  • Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с этим звуком.
  • «Мастер — ремонтник» — выложите часть изображения, дайте возможность дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать» сочетания букв.
  • «Крестики – нолики» — каждому участнику выдаются фишки определенного цвета. На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и опережая соперника.
  • «Веселый тир» — установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию, из ряда.
  • Покатайте шар друг другу: родитель или педагог называет предмет в единственном числе, ученик – во множественном.
  • Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
  • Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.
  • Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами ножек.

Подобные упражнения с шариками марблс используются не только в логопедии, но и при оказании психологической поддержки. Ведь игра с гладкими блестяшками завораживает, успокаивает, создает позитивный настрой и приятные эмоции. Отвлекаясь на разноцветные шарики мы забываем наши проблемы и тревоги, а на поверхности ладони много нервных окончаний. Упражняться следует ежедневно, однако постарайтесь не перегружать детвору, обилие новой информации может утомить и привести к потере интереса, чередуйте пассивные и активные действия.

Ведь самое главное – испытать взаимное удовольствие от общения, создать эмоциональный доверительный контакт. Вы и ваши сын или дочка научитесь лучше понимать и чувствовать друг друга. Только в такой доброжелательной обстановке ребенок легко осваивает информацию, а воспоминания о проведенных минутах с мамой или папой навсегда останутся самыми светлыми моментами в его жизни. Применять наши советы вы можете и дома, занимаясь со своим крошкой самостоятельно.

Надеемся, что описанные логопедические способы и приемы будут вам интересны и полезны, даже если ваш карапуз не имеет никаких логопедических проблем. Возможно, вы не только узнали о ранее незнакомых методиках, но и, вооружившись новыми идеями, придумаете свои — необыкновенные и неповторимые. Заглядывайте, подписывайтесь на обновления. Мы вас ждем в гости.

КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Терешкова Анастасия Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

г. Челябинск, Ленинский район.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

(В. А. Сухомлинский)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:

Формировать правильный захват кистью руки

Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук

Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)

Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений

Обогащение словарного запаса

Профилактика дисграфии

Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:

Выложи по контуру

Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)

Волшебный мешочек

Лабиринты

Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.

Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.

Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.

Коррекционно-образовательная:

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в отгадывании насекомых;

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.

Структура НОД:

Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.

Развитие общей моторики: «Жук»

На лужайке. По ромашкам

(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)

Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)

Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)

Развитие мелкой моторики: «Муравей»

Каждый знает: всех сильней

Наш трудяга-муравей.

Только малого он роста

И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).

Дыхательная гимнастика: «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».

Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.

Объявление темы:

Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!

Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.

Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.

Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.

Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.

Игра «Волшебный мешочек»:

Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.

Игра «Один-много».

Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Игра «Веселый счет».

Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.

Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.

Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.

Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.

Игра «Муха в клетке».

Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.

Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).

Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)

Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?

Библиографический список.

    Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
    О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

    Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

    Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

    Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.

Терешкова

Анастасия

Отчество

Владимировна

Наименование образовательного учреждения

МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Зайцева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №17 "Детство"
Населённый пункт: Посёлок ц/у совхоза "40 лет Октября", Городской округ Зарайск, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Игры с использованием шариков Марблс и декоративных камешков с детьми 3-7 лет"
Дата публикации: 02.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Цель:

Рассмотрение

современной

методики

применения

коррекционной

технологии в образовательной деятельности с детьми;

Задачи:

Познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования

камешков Марблс в обучении детей;

мотивировать

педагогов

применение

камешков

индивидуальной работе с дошкольниками;

использовать

нетрадиционные

р а б о т ы для

повышения

эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

Оборудование:

Контейнеры с песком (5 шт.), цветной картон (5 листов), 5 матов, 5 шаблонов

для выкладывания картинок,

круглые вазы с камешками марблс разного

цвета, текстуры, мешочки (5 шт.), мешочек для наполнения камешков муфта,

буквы, лабиринт, поле для крестиков-ноликов.

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады Вас всех приветствовать на

нашем мастер-классе.

2. Вступление (1 слайд).

Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на

кончиках пальцев».

Тема нашего мастер-класса «Игры с использованием шариков Марблс и

декоративных камешков с детьми от 3 до 7 лет», т.е. как можно использовать

камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. (2 слайд)

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может

проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные

операции

развиваются

ребенком

динамичной, эмоционально

приятной,

неутомительной

разнообразной. (3 слайд)

Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных

является

специально

организованная

деятельность

использованием

интересных камешков, которые называются Марблс.

3. История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или,

как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить,

что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка,

когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой

шариками

обнаружены

различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня,

камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры,

были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно

западный

познакомился

китайскими

керамическими

шариками.

появлении

фарфоровых

рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в

немецкий

стеклодув

специальный

инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро

изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при

помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а

чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы

из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из

Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения

стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых

разводов.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые

расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных

красителей

разнообразные

расцветки,

например,

добавляя

получают

технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных

интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень

художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к

ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая

привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей,

в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

4. А сейчас немного теории:

Так что же такое Марбл?

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они

могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла.

Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает

настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в

руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для

строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни

считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения,

наделяются

магическими

природных

оберегах

заключена сила стихий природы. (5 слайд)

Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении,

они не перекатываются. (6 слайд)

Морские камешки

Интересный, доступный природный материал для

сенсорного

развития,

и к тому же

многогранный

материал

множества

маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с

привлекает

таинственное,

обладают какой-то

е т и к о й. (7

с л а й д)

Часто с отдыха, с тех мест, где нам было хорошо, мы привозим в кармане

или сумочке маленький камешек с надеждой, что он исполнит наше желание.

Особенно, если это камешек с дырочкой! Для кого-то это символ счастья, для

кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень

крепкого,

нерушимого,

защищаемого.

Эмоциональное

воздействие

анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или

окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в

наше время!

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных

приемов обучения, интересный для детей.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста

умственной

моторной

спо собно сти,

заинтересованности

упражнений

предусмотрено

стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков

детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они

могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько

видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно

усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не

больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию

в ы п о л н е н и я.

5. Задачи: (8 слайд)

Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. .

Развитие

навыков

ориентировки

микро

пространстве

плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения,

фиксации взора.

6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения,

речи.

камешками

предоставляет

пространство

творчества

исследования,

индивидуальной

групповой

арт-терапии,

усталости,

напряжения,

разрешения

негативных

эмоциональных

переживаний.

С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и

богатый и

разнообразный

практический

материал

комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми

из них мы хотим вас познакомить.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой

определенного

предмета.

камешками

возникает много новых идей.

Игры с камешками Марблс используются во всех образовательных областях,

сейчас мы вам хотим показать некоторые из них:

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас мы предлагаем вам поиграть с камешками Марблс.

Мы предлагаем использовать камешки Марблс для организации следующих

«Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные

впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики

разной

формы ,

величины, цвета.

Перед ребенком образец-шарик марблс . Педагог просит ребенка найти в

мешочке такой же.

Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик , который необходимо

обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

глубокая

наполненная шариками

среди которых-мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и

на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой

находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь

описать их.

«Золушка»

Задача:

развитие

тактильных

ощущений;

развитие

выбирать

предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

«Гирлянда»

Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-

двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

нарисованными

произвольно

изогнутыми

разноцветные камешки.

показывает

элемент-образец

части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок

по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с

образцом.

«Знакомство с буквой»

Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой

моторики рук.

Оборудование:

камушки марблс ,

карточки

образцами

наложения камушков.

«Графический диктант»

ориентироваться

плоскости.

Профилактика

пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.

устную инструкцию:

листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий-

в правый нижний, зеленый-в левый нижний.

Игра «Кто быстрее»

Предложить

педагогам

длинного

прямоугольника

прозрачной

наполнить

перевязать

посередине

одновременно

игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее»

Игра «Крестики-Нолики»: воспитателям выдаётся картонное поле на двух

игроков и …вперёд!

предлагаю

завершении

мастер-класс.

Выложите

интересного

полезного

мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

Заключение.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных

для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и

моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке

чувство прекрасного.

Давайте подведём итоги:

Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие

ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и

координацию

движений.

процессе

формируется

быстрота

импульсов

рецепторов

двигательным центрам.

разноцветными

воздействия

вызывает

положительную

положительные эмоции.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют

развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного

мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в

системе логопедического воздействия.

камешками

предоставляет

пространство

творчества

исследования,

индивидуальной

групповой

арт-терапии,

снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных

переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах

(не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или