Игры на развитие креативного мышления для дошкольников. Картотека «Дидактические игры на развитие воображения и творческого мышления

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.

Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.

Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Подумай, что может произойти, если...

"… дождь будет идти, не переставая."
"… люди научатся летать, как птицы."
"… собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"… оживут все сказочные герои."
"… из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.

Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки». Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы». Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игра «Что на что похоже ». 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы ». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра «Словоассоциации». Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

С хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты видишь? »

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предмета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.) . Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это такое? »

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

www.maam.ru

Развитие креативности дошкольников

Е. В. Жемчужникова

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе. » Дж. Гилфорд

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

Если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами.

Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

Уважать точку зрения воспитанника , какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.) . Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

www.maam.ru

1. Игры на развитие воображения детей …………………………………….3

2. Игры на развитие творческого мышления детей……………………….13

3. Музыкальние игры………………………………………………………...25

1. Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию) .

«Несуществующая рыба».

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин.

Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?

Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка.

В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками?

Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях.

Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь) . Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж.

Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи».

Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать) , загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня».

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей.

Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу.

Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Космическое путешествие

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная) .

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все!

А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики») , бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь:листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Необходимый инвентарь: видеокамера.

Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2. Игры на развитие творческого мышления детей

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений.

Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов.

Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Развитие креативного потенциала дошкольников

через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные гипотезы и идеи.

Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.

Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.

  1. Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
  2. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  3. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  4. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  5. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
  3. Индивидуальный подход и незыблемая вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка
  4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции
  5. Активная игровая деятельность детей

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции. Это небольшие игры, которые можно использовать в соответствии с комплексно-тематическим планом работы при проведении занятий по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим миром, экологией; при проведении физкультминуток, оргмоментов и т.д., т.е. во всех формах педагогического процесса.

  1. Творческие игры-упражнения
  1. Игры-имитации.

Имитация действий, особенностей поведения, эмоций людей и животных, сказочных персонажей. Например, неуклюжий медведь, храбрый петушок, хитрая лиса, грустный зайчик, радостный медвежонок. Изображая различные персонажи, дети учатся азам перевоплощения.

  1. Творческие игровые ситуации.

«День рождения у мишки», «Веселая рыбалка», «Цирк зверей», «Играют зайчики на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет их поймать»

  1. Игры-импровизации под музыку(«Снежинки медленно падают или вдруг закружатся в снежном вихре», «Просыпаются цветы на полянке», «Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок» и т.д.) . Дети с удовольствие создают игровые образы в соответствии с настроением музыки, ее темпом.
  2. Этюды-импровизации: «Надо съесть кашу, которая не нравится», «ученый-изобретатель необычной машины», «робот-воспитатель», «инопланетянин в детском саду» и т.д.
  3. Театральные этюдыпо изображению различных сказочных животных на основе стихотворных текстов.
  4. Мини-постановкипо текстам произведений малых фольклорных форм (потешек) , авторских стихов.

При проведении таких игр-упражнений, необходимо обращать внимание детей на использование мимики, жестикуляции, движений и таких средств выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса, которые помогают передавать различные оттенки чувств: удивление, радость, обиду. Перевоплотиться в образ детям помогают элементы костюмов и декораций, которые они сами и подбирают для своих игр.

Каждый ребенок по-своему проявляет характер изображаемого героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером по игре или этюду. А после исполнения даже самой маленькой роли и пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.

  1. Инсценирование фрагментов художественных произведений и песен.

На следующем этапе развития творческих способностей детей переходим к инсценировке фрагментоврусских народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?», «Как цыпленок голос искал» и др.) .

Проигрываем эти фрагменты сказок несколько раз с разными детьми-актерами, чтобы способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной игре, раскрывающей индивидуальность каждого ребенка. Обмен ролями предоставляет детям возможность осваивать новые роли, самостоятельно подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, его эмоций, переживаний и черт характера.

На данном этапе дети начинают более ярко проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Задача здесь усложнена воплощением в роли без важного выразительного средства – слова, но зато больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.

Инсценировка детских песен:«Три поросенка», «Лев и брадобрей», «Гномы», «Лягушки» и др.

Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен.

В результате систематического целенаправленного применения таких игр дети становятся более уверенными, а их движения приобретают гибкость, подвижность и выразительность.

Развитию творческих способностей детей способствует также их участие в подборе необходимых костюмов для изображения различных героев, атрибутов для игры, а при необходимости их изготовлении, подборе и расстановке декораций.

В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе и др.

Успешности использования театрализованных игр для развития творчества детей способствует соответствующая организация предметно-развивающей среды: разнообразные костюмы, детали которых могут использоваться для различных персонажей, т. е. такие костюмы, которые предполагают вариативность использования; театральные ширмы и различные атрибуты для игр по разным сюжетам, элементы декораций, наличие различных видов театра и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, в которых дети будут иметь возможность изготовить всё необходимое для своих творческих игр и реализовать свое видение оформления инсценировки или спектакля.

  1. Развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля

Основные условия:

Свобода в выборе деятельности, приемов и способов реализации собственного замысла

Создание атмосферы личностного эмоционального комфорта для ребенка

Обогащение предметно-развивающей среды, ее разнообразие, насыщенность, сменяемость

Создание педагогом положительной мотивации, поддержка всех творческих начинаний ребенка, отсутствие всякой критики.

Готовясь к показу спектакля, дети имеют возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера изображаемого героя, и, обращая на это внимание, дети учатся друг у друга использовать такую жестикуляцию, мимику, темп и ритм речи, которые наиболее полно отражают образ героя.

В спектакле обязательно играют все дети группы. Пусть сначала эта роль будет маленькой и незначительной, но она доставит ребенку огромную радость участия в коллективном творческом деле и будет способствовать обогащению его личного опыта, поможет самым стеснительным и робким детям преодолеть робость и неуверенность в себе.

С огромным интересом дети участвуют в обсуждении, выборе и изготовлении необходимых декораций для спектакля, элементов костюмов; придумывают и рисуют афишу спектакля, разрабатывают проект программки спектакля, пригласительных билетов.

Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие способности в самых разнообразных областях.

  1. Самореализация творческих способностей, самовыражение личности
  1. Импровизация непосредственно во время театрализованной игры, инсценировки;
  2. Придумывание сказки на основе нескольких сюжетов, произведений;
  3. Введение в известную сказку новых персонажей, проблемных ситуаций;
  4. Перенос героев одной сказки в другую;
  5. Придумывание продолжения сказки или изменение ее конца
  6. Постановка самостоятельно придуманной сказки
  7. Самостоятельное изготовление театральных кукол, декораций на основе собственного замысла
  8. Проектная деятельность детей на тему театра – индивидуальные и коллективные исследовательско-творческие проекты

Создание ситуации поиска, раскованности и свободы побуждает детей фантазировать, комбинировать и импровизировать. В ходе таких игр приветствуется любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение и нестандартное решение.

Дети могут переиначить начало и концовки знакомых сказок или мультфильмов, придумать новые события, в которые попадает герой, ввести в действие новых персонажей.

В результате чего возникает качественно иной сценарий, образ, открываются новые возможности роли. Таким образом, была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») , в которой дети нетолько добавили новых сказочных персонажей – собаку Тошку, львенка, дракончика, но и обогатили нравственный смысл сказки.

Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.

К сказке «Кот, петух и лиса» дети придумали продолжение, в котором все лесные звери приходят на помощь коту и хитростью спасают петушка от лисы.

Добавив новых персонажей в сказке «Два жадных медвежонка», дети изменили сюжет и данного произведения. В гости к медвежатам приходили их друзья – ежик, белочки, зайчик, говорили, что они очень голодные, не ели целый день и просили хотя бы кусочек сыра, но медвежата ничего им не дали и, в конце концов, были наказаны за свою жадность.

Все эти сказки, придуманные детьми, легли в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети играли особенно эмоционально и непосредственно.

Результат- формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  1. способность создавать широкое разнообразие замыслов;
  2. отсутствие стереотипности мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами;
  3. способность к созданию ассоциаций неоднородных понятий;
  4. мобильная генерация идей;
  5. совершенствование первоначального замысла в процессе детализации;
  6. умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.

Диагностическое обследование детей подготовительных групп дошкольного учреждения обучающихся по данной методике показывает, что 70% выпускников имеют высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети способны принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью суждений, инициативностью и упорством.

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ

«Теремок дружбы»

Стоял в поле теремок.

Бежал мышонок по тропинке лесной и увидел теремок. Какой он красивый - подумал мышонок и решил в нем остаться жить.

В это время вышла лягушка погулять и поискать себе вкусных мошек на завтрак. Увидела она красивый теремок, постучалась и попросилась жить вместе с мышонком. Мышонок согласился.

Веселый пес Тошка шел по лесу и искал, с кем бы ему поиграть в интересную игру, а то дома ему уже надоели курицы, да петухи, которые не умели играть в интересные игры. Он подружился с мышонком и лягушкой и остался жить с ними.

Весть о том, что в домике на опушке поселились веселые зверушки, пронеслась по всему лесу. Узнали об этом и белочки. Они собрали вкусные орешки и принесли их угостить зверей и тоже подружились с ними.

Сидят звери, кушают угощение белочек, вдруг видят, это что за зверь невиданный. Это был маленький дракончик. Он только вылупился из яичка и не знал куда ему идти.

Звери позвали его в домик и накормили.

Вдруг видят звери, идет по тропинке львенок. Откуда он взялся в нашем лесу - подумали они. Оказывается, львенку стало скучно у себя в Африке, и он решил отправиться в путешествие по всему свету и теперь искал место, где бы ему переночевать.

Звери пустили львенка в домик. И он рассказал им много интересных историй про свое путешествие.

Вдруг все услышали крик «Спасите меня, спрячьте меня!». Это был петушок золотой гребешок. Ему удалось перехитрить лису и убежать от нее.

Звери спрятали петушка в домике.

Но лиса хоть и любила петушков да курочек, но все же была доброй и помогала тем, кто попадал в беду. Когда она бежала за петушком, то встретила волка, у которого болела лапа. Лиса привела волка к домику, и мышонок вытащил занозу из лапы волка.

Вдруг все услышали, что кто-то плачет. Это был медвежонок топтыжка, который ушел гулять один, потерялся и не мог теперь найти свою маму. Волк сказал, что сам отведет медвежонка к его маме.

Все звери подружились в теремке и назвали теремок «Теремком дружбы»

«Как звери петушка спасли»

(продолжение сказки «Кот, петух и лиса»)

Схватила лиса петушка и потащила. Сколько ни кричал петушок, котик его не услышал: очень уж далеко был.

Вернулся котик домой, а петушка дома нет. Понял он, что это лиса его утащила. Решил котик идти скорей к дому лисы спасать петушка.

Идет он по лесу, а навстречу ему зайчик.

Пойдем вместе. Лиса хитрая, одному с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Мы пойдем с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Я пойду тоже с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Подошли они к домику лисы и стали думать как бы ее из домика выманить и петушка спасти и придумали.

Белочки закричали:

Лиса, выходи скорей, мы тебе целый мешок курочек принесли.

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши курочки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда ежик закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок гусей принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши гуси. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда мышонок закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок индюшек принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши индюшки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда котик и говорит:

Ну что ж, лиса, мы тогда все эти мешки пойдем волку подарим!

Не могла этого лиса вынести и вышла из дома.

Набросились на нее звери все вместе и прогнали в лес.

Так звери все вместе спасли петушка.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

3. «Кто летает?»

Максаты: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

(с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

6 .

Максаты: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

Задания:

1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой , искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.

10.«Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу,

те, кто живет в жарких странах.

3). Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.

4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.

6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

12. Игра .

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать :

металлические предметы,

съедобные,

тяжелые,

мягкие,

белые,

круглые,

длинные,

деревянные,

маленькие,

прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

13. Дома работа по классификации :

разобрать покупки (рассортировать);

что нужно положить в холодильник?

что нужно положить в морозилку?

что положить на полочку в ванной?

куда положить стиральный порошок?

куда крупу?

стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

14. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15. «Классификация геометрических фигур» ( цвет, форма, величина).

16. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

17. «Большой - маленький».

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19. «Обобщение-исключение».

1). Поиск лишней картинки

2). Последовательность работы:

Ø «3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, собака, кошка, щука.

3. Елка, береза, дуб, земляника.

4. Огурец, репа, морковь, заяц,

5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7. Волк, лиса, медведь, кошка.

8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

20. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

21. «Овощи - фрукты »

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23.«Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24.«Отвечай одним словом».

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).

2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

26.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2. Зверей.

3. Домашних животных.

4. Наземный транспорт.

5. Воздушный транспорт.

6. Водный транспорт.

7. Фрукты.

8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

27.Анализ-синтез

2. «Где ошибка Буратино».

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

3. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру» .

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..

5. «Ну - ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

6. «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

7. «Найди общие признаки у предметов».

«Рыбка и лодочка - плавают».

8. «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

9. «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета ».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.Подбор слов по аналогии

1)корова-теленок

курица-( цыпленок)

кошка-( котенок)

2) ночь – луна

день-( солнце)

3)снег- лыжи

лед -(коньки)

4) начало – конец

день –( ночь)

5)морковь-огород

яблоко-( сад)

6) футбол - мяч

хоккей – ( шайба)

7)заяц-кролик

рысь-( кошка)

8) пароход –море

самолет – ( небо)

9)зима- холодно

лето-( тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

30.Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

1. Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

2. Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

3. Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31.Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого

самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

1). Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2). Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3). Костя выше Пети. Кто ниже?

4). Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5). Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)

7). Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

«Бывает - не бывает »

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1. Папа ушел на работу.

2. Поезд летит по небу.

3. Кошка хочет есть.

4. Человек вьет гнездо.

5. Почтальон принес письмо.

6. Зайчик пошел в школу.

7. Яблоко соленое.

8. Бегемот залез на дерево.

9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

|12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка.

33.Понятийное .

«Закончи предложение»

1. Лимоны кислые, а сахар...

2. Собака лает, а кошка...

3. Ночью темно, а днем....

4. Трава зеленая, а небо...

5. Зимой холодно, а летом....

6. Ты ешь ртом, а слушаешь...

7. Утром мы завтракаем, а днем...

8. Птица летает, а змея...

9. Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше:

цыпленок - яйцом;

лошадь - жеребенком;

корова- теленком;

дуб -желудем;

рыба -икринкой;

яблоня - семечком;

лягушка -головастиком;

бабочка - гусеницей;

хлеб -мукой;

птица -птенцом;

овца -ягненком;

шкаф -доской;

велосипед -железом;

рубашка -тканью;

ботинки -кожей;

дом -кирпичом;

сильный -слабый;

мастер -ученик;

листок -почкой;

собака -щенком;

шуба -мехом;

козел -козленком.

35. и фантазия.

1). Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2). Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

«гусь» - «дерево »

- «взлететь». Гусь взлетел на дерево.

- «вырезать» . Из дерева вырезали гуся.

- «спрятался». Гусь спрятался за дерево.

- «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

1. Почему вода в холодильнике замерзает?

2. Почему зимой включают отопление?

3. Для чего нужны печки и плиты?

4. Откуда мы узнаем, сколько время?

5. Зачем нам книги?

6. Что делают ножницами?

7. Что (кто) может летать?

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

1. «Описываем различные свойства предметов».

2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

3. «Кто летает?»

4. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

6 . Знакомство со способами применения или использования предметов.

7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

8. «Ищем различные свойства предметов».

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой ,

2). "Сравнение слов".

3). Сравнение предметов.

10.«Классификация»

11. Классификация по знаемым признакам

12. Игра.

13. Дома работа по классификации:

14. «Слово на ладошке»

15. «Классификация геометрических фигур»

16. «Найди предметы такого же цвета».

17. «Большой - маленький».

18. «Форма».

19. «Обобщение-исключение».

НАБОРЫ СЛОВ:

20. «Нужно - не нужно»

21. «Овощи - фрукты»

22. «Назови одним словом».

23.«Живое - неживое»

24.«Отвечай одним словом».

25. «Назови три предмета».

26.«Поезд»

26.«Назови слова»

27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

2. «Где ошибка Буратино».

3. Логические квадраты

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. 5. «Ну - ка, отгадай».

6. «Найди предметы».

7. «Найди общие признаки у предметов».

8. «Узнай по описанию, что это?»

9. «Загадки».

10. «Описание предмета».

28.Затрудненные ситуации.

29.Подбор слов по аналогии

30.Выведение:

31.Сериация.

32.Критичность познавательной деятельности.

«Бывает - не бывает»

33.Понятийное .

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

2). «Кем (чем) был?»

35. и фантазия.

36.Вопросы для развития мышления.