Игра – это не только куклы и машинки. Игры с песком

Мамам за день нужно успеть огромное количество дел. Проследить, чтобы малыш был накормлен, умыть и одеть кроху, сводить на прогулку и многое-многое другое. Когда наступает время для игры с ребенком, мама уставшая, и ее не покидают мысли о домашних заботах и работе.

Играть с ребенком – прямая обязанность родителей. Так карапуз познает мир, по сути, он живет играючи, делая каждодневные открытия. А еще через игру устанавливается связь между родителем и ребенком, формируются доверительные и гармоничные отношения.

Но как быть, если мама не может часами складывать конструктор и в энный раз «ходить в гости» к Кролику? Этого и не требуется. Наши советы родителям как играть с ребенком дома помогут сделать это занятие полезным и нескучным для обоих поколений.

Создайте комфорт в игровой зоне

Порой играм с ребенком мешает неправильно организованное пространство. Чтобы совместный досуг с малышом проносил удовольствие, нужно купить детские игрушки и расположить так, чтобы их можно было достать в любой момент. Игровая зона в детской комнате должна быть удобной и уютной, создавать хорошее настроение.

Игра – это не только куклы и машинки

Развлекать кроху 24/7 нет необходимости, лучше уделить играм с ребенком меньше времени, зато провести его интересно. И не нужно пытаться каждую минуту судорожно придумывать, чем занять ребенка еще. На самом деле форму игры может приобрести любая деятельность – чтение, совместная готовка и даже уборка квартиры. Включайте кроху в бытовые дела, это поможет приобрести важные «взрослые» навыки и разнообразит общение.

Прочь отвлекающие факторы

Игры родителей с ребенком могут быть по-настоящему увлекательными. Настолько, что вы перестанете замечать, как проходит время. Это происходит, если вы поглощены процессом и ничто не отвлекает вас от занятия. Поэтому главное в нескучных детских играх для мамы – убрать перетягивающие на себя внимание гаджеты. Выключите телевизор и компьютер, оставьте мобильник в соседней комнате, чтобы посвятить часок-другой общению с малышом. Не пытайтесь совместить чтение соцсетей с детскими играми, иначе ребенок будет обделен вниманием и будет выражать недовольство капризами.

Привычка играть с малышом

Иногда приходится себя буквально заставлять себя играть с ребенком. Так происходит, если у вас еще не выработалась привычка включаться в игру. Играйте с ребенком постоянно, чтобы быстро найти общий язык с крохой. Постепенно вы поймете, что игра вас не тяготит, а сюжеты придумываются сами собой. Если действие будет происходить в правильной обстановке, вы с удивлением обнаружите, что всерьез интересуетесь, какой наряд выберет кукла дочери на прогулку и о чем мечтает Зайка.

Источники вдохновения

Даже если игра с ребенком приносит вам искреннюю радость, где-то нужно брать идеи и черпать вдохновение. Очень много подсказок для мам есть в книгах и интернете. Занимайтесь разными видами творчества, вместе читайте, пойте. Обсуждайте игры с другими мамами и воспитателем, возможно, они поделятся своими секретами игрового воспитания, которые вы сможете перенять.

Игры любимые и не очень

Есть игры любимые и нелюбимые – не только у вашего ребенка, но и у вас. Иногда скорректировать негативное отношение помогает создание комфортной обстановки, которая не будет вас стеснять. Измените расписание игр, играйте только наедине с крохой, если вас смущают родственники. Избегайте тех детских занятий, которые вам не по нраву, ведь малыш тонко чувствует ваше отношение. Замените их на другие или попросите поиграть с ребенком папу или бабушку с дедушкой.
Играть с ребенком дома нужно так, чтобы удовольствие от занятия получали все участники. Включайте фантазию, уберите отвлекающие предметы, обустройте комфортную зону в детской так, чтобы совместный досуг ничто не могло испортить. Привычка играть каждый день поможет сблизиться вам и вашему крохе и пойдет на пользу обоим.

Все взрослые когда-то были детьми, но с возрастом позабыли, каким серьезным и ответственным делом для малышей является такая, на первый взгляд, нехитрая забава, как игра.

Ведь в процессе игры маленькие исследователи постигают мир и его обитателей, учатся правильно общаться и вести себя, проигрывая «взрослые» ситуации. Поэтому крайне важно, чтобы выбранная вами для своего чада игра могла бы не только его развлечь, но и принести максимум пользы в плане развития. Разумеется, она должна быть ему понятна и интересна.

В самом раннем возрасте деятельность ребенка по сути является предметно - манипулятивной, иными словами: что под руку попалось, то и хорошо. Но уже к двум годам, с развитием воображения, в игровом арсенале малыша появляются предметы-заместители: кубик теперь — это и печка, и пирожок, и машина. Именно поэтому бесполезно пытаться втолковать годовалой крохе, что можно плюшевую игрушку «искупать» под воображаемым душем или покормить куклу воображаемой кашей.

Игра - ведущая деятельность ребенка

Игра сопровождает ребенка с самых первых дней. С этого момента и до трех месяцев ему предстоит освоить несколько важных навыков: фиксировать взгляд на неподвижном и перемещающемся объектах, удерживать голову, инстинктивно отталкиваться ножками от твердой поверхности. Такие занятия под аккомпанемент забавных стишков, песенок и шума яркой погремушки развивают, помимо прочего, зрение и слух малыша.

Примеры игр с детьми до трех месяцев

♦ Положите младенца на спину. Дождитесь, когда он сосредоточится, и начинайте игру: широко открывайте и зажмуривайте глаза, подмигивайте, улыбайтесь, закрывайте и открывайте рот и стройте веселые рожицы.

♦ Переверните малыша на живот и поглаживайте спинку снизу вверх. Держите на некотором расстоянии от его глаз яркую погремушку — чтобы у него появилось желание приподнять голову. Приговаривайте:

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучится к нам в окно!

♦ Снова переверните младенца на спину. Прикладывайте к его ступням свою ладонь, так чтобы он отталкивался от нее пяточками. Приговаривайте:

Топа-топ, топа-топ,

Скоро (имя малыша) годок,

Встанет (имя малыша) на ножки,

Побежит по дорожке.

Что за ножки, чудо - ножки

У тебя, у нашей крошки!

♦ Теперь возьмите младенца под мышки и плавно приподнимайте и опускайте его так, чтобы малыш как бы отталкивался пяточ-ками от твердой поверхности.

Приговаривайте:

Скок-поскок, скок-поскок,

Скачет (имя ребенка) малышок!

Вместе с солнышком встает,

Вместе с птицами поет!

Игры с детьми от трех до шести месяцев

Научившись удерживать голову, ваш малыш продолжает упорно практиковаться в освоении своего тела: пытается переворачиваться со спины на живот, садиться, становиться на четвереньки. И очень радуется веселым потешкам, восприни-мая их мелодичный тон на интуитивном уровне. Игры этого периода направлены как раз на развитие сенсорного (чувственного) восприятия у малыша.

Примеры игр для детей от 3-х до 6 месяцев

✦ Голенького малыша уложите на мягкое покрывало и легонько перекатывайте его по поверхности. Так кроха быстрее научится переворачиваться в кроватке, а кроме того, тактильная стимуляция укрепит его нервную систему.

✦ Опустите малыша ножками в миску с го-рохом, фасолью или другими обтекаемыми мелкими предметами. Малыш сразу начнет «сучить» ножками, переталкивая горох. Такой «самомассаж» принесет несомненную пользу его нервной системе.

✦ Положите малыша на спину так, чтобы он мог видеть вас. Потрясите перед ним погремушкой или колокольчиком. Когда ребенок остановит взгляд на игрушке, начинайте медленно ее перемещать. Наконец, спрячьте ее за спиной, не прекращая издавать звук, и пусть малыш какое-то время поищет ее глазами. Затем обязательно покажите ему, где «пряталась» игрушка.

✦ Теперь, показав лежащему на спине малышу игрушку, положите ее рядом с ним, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться в таком положении. Чтобы достать игрушку, младенец наверняка попробует перевернуться на живот.

✦ Положите младенца на спину и легонько касайтесь его животика игрушкой, про-изводя «прыгающие» движения. Малыш непременно захочет дотянуться до нее и попытается приподнять верхнюю часть туловища. Такая игра помогает ребенку научиться переходить из лежачего положения в сидячее. Сопровождайте свои движения потешкой:

Заинька, походи, серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись.

Заинька, попляши, серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись, серенький,

поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

Игры для детей от шести месяцев до года.

Ваш малыш уже умеет сидеть, учится ползать, ходить, сначала держась за мамину руку, а потом и самостоятельно переступать через невысокие предметы. Он уже понимает названия частей тела и умеет находить их у себя и мамы. Особое внимание в этот период должно уделять-ся так называемым пальчиковым играм, которые способствуют развитию речи, внимания и мелкой моторики. Кстати, выбрасывая игрушки из манежа, полугодовалый карапуз, таким образом, сам пытается вовлечь вас в игру. Так что не раздражайтесь на такие «выходки», примите игру и верните выброшенную игрушку на место: «Смотри, а я нашла твой кубик!» Если ваш малыш затеял такую игру и она ему нравится, значит, он уже научился переживать потерю и осознает, что, хотя предмета не видно, он по-прежнему существует. Поэтому с этого момента можно отучать его от груди.

Примеры игр с детьми от 6 месяцев до 1 года

♦ Малыши этого возраста с восторгом прыгают у родителей на коленях, особенно если такую игру сопровождать потешкой или песенкой. Усадите малыша к себе лицом и «переваливайте» его с одного колена на другое. Приговаривайте или напевайте.

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепилась за перила —

Прямо с горки угодила!

♦ Все карапузы в этом возрасте, как попугайчики, повторяют за взрослыми все движения. Именно поэтому им так нравятся стишки вроде:

Посмотри, малютка, — это я,

А это деточка моя.

У меня глаза есть,

А глазки у тебя.

У меня есть нос,

И носик у тебя.

У меня два уха,

Два ушка у тебя.

Это ты, а это я.

Крошка, деточка моя,

Мы с тобой сейчас коленочки найдем,

Встанем на коленки и тихо поползем

Мимо стула, под столом.

Куда хотим — туда ползем!

Проговаривая названия частей тела, показывайте их сначала у себя, а потом у ребенка. Со временем он выучит этот стишок и будет вам «подсказывать».

♦ Встаньте перед малышом, крепко возьмите его за ручки и мягко потяните его вперед, ободряя его сделать первый шаг. Когда кроха начнет ходить более уверенно, можно будет отпустить одну руку, а в один прекрасный момент — обе. Приговаривайте:

Ходит (имя малыша) с трудом.

Топ-топ.

В первый раз обходит дом.

Топ-топ.

Мама водит взад-вперед.

Топ-топ.

(Имя ребенка) ходит взад-вперед.

♦ Поставьте на пол игрушку. Ведя малыша за ручку, дойдите с ним до препятствия. Отодвиньте игрушку с дороги, погрозите ей пальцем и ведите ребенка дальше, приговаривая:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет.

Через киску упадет!

♦ Сделайте с помощью листа ватмана и скотча полую трубку. В один конец «тоннеля» закатывайте мячик или любой другой небольшой предмет и выкатывайте с другого конца. Малышей подобное зрелище приводит в неописуемый восторг.

♦ Поставьте перед малышом несколько коробочек, баночек или пластиковых бутылочек с разными крышками. Предложите ему открыть их, а потом закрыть, правильно подобрав к каждой крышку.

Дата: Июль 16, 2014

В сегодняшней статье я предлагаю поговорить о тех простых правилах, которые очень часто нарушают родители, покупая новые игрушки или предлагая игры детям. Понятно, что само слово «правило» в данном случае можно использовать лишь с некоторыми оговорками, ведь детская игра непредсказуема и не должна ограничиваться искусственными рамками и запретами. Тем не менее, правила, о которых пойдет речь дальше, как раз и открывают пространство для фантазии, и способствуют самостоятельной игре ребенка, и развивают кроху. Итак, давайте разберем, как правильно играть с ребенком и каких правил игры стоит придерживаться родителям?

1. Правило обоюдного интереса

Когда мы выбираем новую игрушку, мы зачастую руководствуемся чем угодно – своими амбициями, рекомендациями знакомых, собственными нереализованными детскими мечтами обладать именно этой машиной или куклой, поддаемся воздействию рекламы, — и, в последнюю очередь, следуем за интересами ребенка. «У тебя уже есть такой же джип», «Мне не нравится эта игрушка, давай лучше купим паззл», «Мы договорились купить конструктор, а если ты будешь опять просить своих трансформеров, останешься без подарка». Узнали себя в этих фразах? На какие еще отговорки и манипуляции хватает фантазии у родителей, которые твердо знают, какие игрушки и в каком количестве нужны их ребенку… А между тем секрет удачного приобретения (и близких доверительных отношений между детьми и родителями, но не об этом сегодняшняя статья) не в том, чтобы настоять на своем, пользуясь своим родительским авторитетом, и не в том, чтобы в очередной раз пойти на поводу у ребенка, а в том, чтобы суметь найти точки соприкосновения ваших интересов, а если найти их не получается, то создать их.

Это справедливо не только для покупки игрушек, но и для организации различных игр и развивающих занятий. Мне иногда приходится слышать такие жалобы от мамочек, увлеченных развитием ребенка: «Мой сын застрял на «Транспорте», а у нас с понедельника должны быть «Времена года», что делать?». Да пусть времена года «начнутся» хоть с четверга, а лучше – прямо сейчас, когда грузовичок, выезжая на прогулку посетует на то, что сегодня очень уж жаркий день, не то что зимой – снежно, вьюжно, холодно, помнишь, малыш?

2. Правило разнообразия

Если ребенок «застревает» на какой-то теме, игре, сюжете, и вы видите, что ему этот сюжет или способ игры интересен, стоит дать малышу отыграть его так долго, как ему потребуется, вводя любые другие темы, знания, навыки прямо в эти игры и сюжеты. Если же ребенок теряет интерес к той или иной игрушке, игре, занятию, значит, вы, возможно, нарушили правило разнообразия. Например, все знают о пользе лепки и радуются, когда малыш упорно мнет в руках пластилин. Но проходит неделя, две или месяц, и кроха забывает, где лежит коробка с пластилином, и на ваше предложение полепить или даже слепить что-нибудь вместе отвечает отказом. Караул, выпадает из развивающего арсенала такое полезное занятие. Что делать? Приготовить соленое тесто, раздобыть глину или шариковый пластилин, нарисовать картину пластилином, сварить самоотверждающуюся массу для лепки, посмотреть «пластилиновый» мультфильм, купить, на худой конец, книжку с инструкциями по лепке. Предложите ребенку разнообразные способы использования надоевшего материала, найдите его непривычные для крохи аналоги, вместе откройте для себя новые техники, и интерес обязательно вернется.

3. Правило возрастающей сложности (зоны ближайшего развития)

Еще одна причина скуки и нежелания играть в когда-то любимые игры – их излишняя простота. Да, когда-то ребенку было тяжело собирать пазл из 8 кусочков, но он научился, и если вы будете продолжать предлагать ему игры этого уровня сложности, никакое разнообразие картинок не спасет ситуацию. Смело повышайте сложность, пусть игра содержит вызов способностям ребенка и вашим способностям ненавязчиво помогать и поддерживать кроху. Именно постепенное усложнение игровых задач, маленький «прирост» умений, который поначалу обеспечивается участием в игре взрослого, и дает тот самый развивающий эффект любой игры.

4. Правило соответствия возрасту

Предыдущее правило может показаться оправданием для очевидно несоответствующих возрасту игр и игрушек для детей, ведь вместе с мамой или папой малыш может играть с чем угодно, но это не так. И если чересчур простые игры малыш скорее всего быстро отвергнет, сложные игры «на вырост» могут довольно долго удерживать интерес ребенка. И вот вы уже в ловушке «мама-нарисуй-принцессу», «папа-собери-трактор-я-сам-не-умею» и т.д. Уберите неподходящие игрушки и игры, в которых ребенок не может быть полноценным участником, и вернитесь на шаг или два назад – туда, где у малыша будет получаться, где он познает радость творчества, самостоятельных открытий и маленьких побед.

5. Правило гибкости

У нас, взрослых, очень много в голове тараканов – большинство из них живут там с самого нашего детства, когда ими поделились с нами наши собственные родители. Давайте освобождать голову от инородных мыслей и стереотипов, но ни в коем случае не пересаживать их в чистые детские головки. Кто сказала, что «этим» нельзя копать песок? Почему «это» не может быть машиной? Почему не получится построить из «этого» дом? Почему «этим» невозможно рисовать? Понимаю, иногда в самом деле нельзя, не может, не получится, невозможно, но иногда – это ведь очень-очень редко. А сколько таких ограничений слышит ребенок изо дня в день. О какой игре, творчестве, спонтанности можно говорить, если каждой игрушкой можно играть только одним способом, если играть можно только игрушкой? Будьте гибче в использовании вашего игрового арсенала, и увидев что-то выходящее за рамки вашего понимания, не ругайтесь и не пытайтесь сразу вернуть на землю вашего маленького фантазера, а попробуйте подключиться к игре и, если почувствуете такую необходимость, помочь крохе развить сюжет.

6. Правило совместной игры

Попробуйте придерживаться этих правил в ваших ежедневных играх с ребенком, и детские игры не будут казаться скучными и однообразными – ни вам, ни малышу. А может быть, у вас есть свои правила игры и свое видение того, как правильно играть с ребенком? Поделитесь в комментариях!

Марина Суздалева — психолог, руководитель «Клуба Увлеченных Мам» .

В процессе игры у деток вырабатываются различные способности и навыки. Играя, ребенок изучает окружающий его мир и учится чему-то новому. Начинать играть со своим малышом никогда не рано, это можно делать уже с рождения.

С грудным ребенком можно покачиваться в такт музыке или просто пробежаться пальцами по его животику. Привлечь его внимание несложно с помощью подвесных игрушек, — так у малыша будет развиваться зрительная координация. Да и мало ли других способов поиграть!

Чем порадовать ребенка?

Самое главное, о чем нужно помнить любому родителю, — быстрая утомляемость маленьких деток. Делайте перерывы в любой игре, иначе малыш просто не будет на ней сосредоточен. Также старайтесь не играть с ребенком в те моменты, когда он голоден или хочет спать.

Итак, что же может понравиться вашему крохе?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Музыка. Какой ребенок ее не любит? Наверняка ваша крошка при первых же звуках музыки начинает улыбаться и трясти попкой. Пойте вместе с ребенком или просто слушайте понравившиеся ему композиции, это доставит малютке эмоциональное удовольствие. Читаем по теме: и ;
  • Игра в прятки. Мамины «ку-ку» неизменно вызовут улыбку у самого хмурого крохи. Кроме того, такая игра поможет малышу начать ориентироваться в пространстве. Читаем также: ;
  • Предметы с разной текстурой. Постелите малышу ненужное полотенце, покрывало и коврик из различных материалов, добавьте немного мягких игрушек. Пусть кроха ползает и изучает все эти предметы, одновременно развивая свое осязание. Посмотрите, как ему интересно! Он наверняка начнет водить пальчиком по каждой вещичке, «пробуя» ее на ощупь. Только соблюдите все меры предосторожности – никаких мелких предметов или ненадежно пришитых пуговиц!
  • Игрушки. Их тоже ребенку интересно изучать. Старайтесь подбирать игрушки в соответствии с возрастом, а еще они должны быть разноцветными, из разных материалов и желательно различных размеров. Рубрика: ;
  • Прогулки на свежем воздухе. Новая обстановка – это всегда новые эмоции. Сходите с малышом в ближайший парк, и пусть он узнает, какой мягкой может быть травка, каков на ощупь лепесток с дерева и как здорово ветер треплет волосики. Читаем — ;
  • Общение. Обязательно разговаривайте с ребенком, особенно во время прогулок. Озвучивайте, как называются предметы, комментируйте свои действия, так вы пополните словарный запас малыша. А самое лучшее общение – рождение второго малютки в семье.

Играя, ребенок учится. Но играть тоже надо учиться. И, прежде всего, нам, взрослым. Как научиться играть с ребенком? Об этом расскажет психолог Галина Забарчук.