Йемен свадебные традиции. Обычаи и традиции йемена

Почему-то у нас издавна считается, что на Востоке женщина живет просто-таки сродни рабыни: и муж ее обижает, и изменяет ей со своими другими женами, и ходить по жизни ей в парандже приходится - в общем, никакой самостоятельности тебе, а постоянное угнетение со стороны мужчин.

Большинство йеменских женщин тоже ходит в абаях и паранджах. Лишь глаза видны через узкую щелочку. А еще они очень не любят фотографироваться, искренне полагая, что на компьютере можно будет как-то "снять паранджу" и увидеть реальное лицо красавицы. Правда, если сфотографироваться разрешит муж, то никаких проблем с йеменскими женщинами не возникает - фотографируются с удовольствием.

Начинают выходить замуж йеменские девушки с 16 лет. Но бывают исключения. Частенько в состоятельных семьях родители будущего жениха "заказывают" невесту из другой состоятельной семьи сразу, как только та родилась. До 14 лет выплачивают ее родителям калым (порядка 10 тысяч долларов), а потом играют свадьбу. К этому возрасту девочка уже умеет практически все, что необходимо делать по дому: готовить, стирать, убирать, шить и т.д. Но это вовсе не значит, что она сама изначально против этого. С детства ее воспитывают так, что ей это все реально нравится. :)
А вот с учебой в школах-институтах тут все иначе. Чем меньше учится всяким наукам девочка, тем лучшей невестой она считается. Хотя сейчас и появились в университете Йемена студентки, и учатся они неплохо, но, как невесты не очень катируются. Ни к чему им, по мнению женихов, разные физики да математики! Семья, дом и дети гораздо важнее. :)

Поэтому чаще всего девочки (да и то не все) учатся только в начальной школе, где проходят письменность и счет.

Конечно, любой мусульманский мужчина может иметь 4 жен. Йеменские мужчины не исключение. Но и тут все не просто. Йемен - в принципе, страна бедная, детей от каждой женщины там рождается много, а прокормить их и своих жен по-любому должен мужчина. Плюс к тому калым родителям каждой. Поэтому гаремов в Йемене практически нет, а мужчины обзаводятся, как правило, 1-2 женами, не больше.
Правда, в Адене мы разговорились с одной русской девушкой лет 30, которая вышла замуж за йеменца. Она рассказала про других русских девушек. Часто, когда наши стареют, йеменцы берут во вторые жены своих, снимают им квартиры, а наши уже ничего поделать с этим не могут.

Ну, а дома йеменские женщины уже совершенно другие. В Ходейде мы познакомились с одним полицейским Мухамедом, который очень помог нам там сделать регистрацию, а потом пригласил к себе домой - захотел, чтобы мы познакомились с его семьей. У Мухамеда было двое маленьких детей. Дочка лет 4-5 и 4-месячный сыночек. И именно у него мы впервые увидели, как себя ведут дома йеменские женщины. Его жене с красивыми черными глазами было около 28 лет, она была одета в яркое летнее платье-сарафан, в коих ходят у нас пол-Москвы. Никаких вам паранджи и абаи. Мухамед чмокнул ее в щечку и представил нам, как свою мадам. Женщина вела себя совершенно свободно, угостила нас сиропом, дала Мухамеду полотенце для душа, никаких вам глазок в пол, измученных улыбок и отсутствия счастья на лице. Она разговаривала с нами наравне с мужем, открыто улыбалась, а он восхищенно смотрел на нее. Разве что не разрешил нам фотографировать ее с открытым лицом.

Прежде всего, Йемен – это составляющая часть древней арабской цивилизации. Здесь господствуют как и единые для всех арабов обычаи и традиции, так и местные законы, существующие не одно тысячелетие. Культура Йемена основывается, в первую очередь, на мусульманской религии. Здесь еще чтятся средневековые законы шариата и более древние правила родового строя. Не редко в этих местах разворачиваются конфликтные ситуации между официальными представителями государственной власти и племенными «вождями» – шейхами.

Долгое нахождение под властью англичан сближает Йемен в культурном отношении с Индией. Хотя особенности этого государства во многом схожи с другими арабскими странами, уникальная география Йемена и необычайно долгая история способствовало тому, что культура стала какой-то необычайно особенной. Ведь если приглядеться - все у них немного не так, а как красиво, как все продумано и наработано веками.

Религия Йемена

Менее 1% всех йеменцев не исповедуют мусульманство. Здесь есть небольшое количество христиан (около 3 тысяч человек), иудеев (400 человек) и несколько десятков последователей индуизма. Государство ни защищает, ни преследует иноверцев. Официальная – ислам суннитского толка. Однако 46% всех мусульман страны – шииты. Большинство из них – зейдиты, приверженцы одной из умеренных сект, основанной в 8 веке Зейдом ибн Али. Сунниты придерживаются маликитского и ханбалийского мазхабов (так в исламе называют школы, трактующие мусульманские законы). Около 2% граждан Йемена – друзы, придерживающиеся уникального вероучения на основе ислама. Отличает их большинства мусульман вера в переселение душ.


Экономика Йемена

Это государство относят к числу аграрных стран, то есть основывается преимущественно на сельскохозяйственном секторе. В этой сфере задействованы около 70% всего трудоспособного населения государства. Однако из-за тяжелых географических условий только 3% всей площади страны пригодны для обработки. Здесь выращивают табак, финиковые пальмы, хлопчатник, кофе, кунжут. Традиционными промыслами считаются рыболовство и добыча жемчуга. Промышленность развита очень слабо. Она состоит преимущественно из мелких текстильных и промышленных предприятий. 70% доходной части государственного бюджета зависят от добычи нефти. Йемен – одна из беднейших стран арабского мира. По состоянию на 2009 год ВВП на душу населения составлял 2500 долларов США (173 место в мире).


Наука Йемена

Благодаря господству ислама, в средние века не переживала такого упадка, как в Европе. До середины 20 века вся система образования в стране строилась на изучении Корана. После объединения государства в 1990 году здесь наблюдается синтез двух образовательных подходов. В стране существуют как светские, так и религиозные учебные заведения. Обучение раздельное. К сожалению, многие девочки не посещают школу, поэтому в научной сфере здесь наблюдается значительный гендерный дисбаланс. Основные научные центры Йемена – университет Саны, Иббский университет, университет Адена, Школа исламского права. Крупнейшая библиотека находится при Аденском муниципалитете. Уровень грамотности в стране довольно-таки низкий. Умеют читать около 70% мужчина и всего 30% женщин.


Искусство Йемена

Долгие годы Йемен считался центром искусства всего арабского мира. Искусство Йемена на современном этапе представлено, прежде всего, музыкой. Особенно прославились музыканты, йеменские евреи по происхождению, которые в 20 веке стали весьма популярными в Израиле. Среди них рок-группа Mosh ben ari. Как и во всем арабском мире, здесь развита литература. Поэзия Йемена в 2003 году была признана ЮНЕСКО шедевром духовного культурного наследия. Также в стране существуют крупные музеи. Это Археологический музей в Адене, Национальный музей в Сане и Этнографический музей в Адене.


Кухня Йемена

Приготовление пищи в этой стране может сильно отличаться в разных регионах. Кухня Йемена в целом также не похожа на остальные в восточном мире. Самое популярное блюдо во всей стране – это салта, которую готовят из тушеного мяса, соуса и пажитника. Едят салту обязательно с гарниром. Это может быть рис или картофель. Йеменцы очень любят блюда из курятины и баранины. Жители прибрежных районов часто едят рыбу и морепродукты. Молоко и кисломолочные продукты не пользуются особой популярностью среди жителей страны, однако жители сел почти каждый день пьют пахту. Из напитков йеменцы любят молочный и черный чай, кофе. Столовые приборы в Йемене – редкость. Местные жители едят с помощью лепешек. Едят йеменцы два раза в день: утром и днем.


Обычаи и традиции Йемена

Вся жизнь в стране подчиняются строгим религиозным установкам. Обычаи и традиции Йемена базируются на мусульманских представлениях о морали, а также на местных древних законах. Семья для йеменца стоит выше всего в иерархии ценностей. Глава рода – это старейший мужчина. Нередки здесь свадьбы по договоренности родителей. Характерно, что почти все мужчины носят кинжалы-джамбия. Это символизирует мужскую храбрость и доблесть. Закон в последние годы стал ограничивать ношение холодного оружия, поэтому нередко мужчины крепят к поясу пустые ножны.


Спорт Йемена

Значительная часть страны покрыта горами, поэтому экстремальный особенно развит. Скалолазанием здесь занимаются не только местные жители, но и люди со всего мира. Особенно популярным местом является гора Сарават. Йеменцы также очень любят футбол. Здесь действует много местных футбольных команд. Сборная этой страны уже много лет является членом ФИФА.

Почему-то у нас издавна считается, что на Востоке женщина живет просто-таки сродни рабыни: и муж ее обижает, и изменяет ей со своими другими женами, и ходить по жизни ей в парандже приходится - в общем, никакой самостоятельности тебе, а постоянное угнетение со стороны мужчин.

Большинство йеменских женщин тоже ходит в абаях и паранджах. Лишь глаза видны через узкую щелочку. А еще они очень не любят фотографироваться, искренне полагая, что на компьютере можно будет как-то "снять паранджу" и увидеть реальное лицо красавицы. Правда, если сфотографироваться разрешит муж, то никаких проблем с йеменскими женщинами не возникает - фотографируются с удовольствием.

Начинают выходить замуж йеменские девушки с 16 лет. Но бывают исключения. Частенько в состоятельных семьях родители будущего жениха "заказывают" невесту из другой состоятельной семьи сразу, как только та родилась. До 14 лет выплачивают ее родителям калым (порядка 10 тысяч долларов), а потом играют свадьбу. К этому возрасту девочка уже умеет практически все, что необходимо делать по дому: готовить, стирать, убирать, шить и т.д. Но это вовсе не значит, что она сама изначально против этого. С детства ее воспитывают так, что ей это все реально нравится. :)
А вот с учебой в школах-институтах тут все иначе. Чем меньше учится всяким наукам девочка, тем лучшей невестой она считается. Хотя сейчас и появились в университете Йемена студентки, и учатся они неплохо, но, как невесты не очень катируются. Ни к чему им, по мнению женихов, разные физики да математики! Семья, дом и дети гораздо важнее. :)
Поэтому чаще всего девочки (да и то не все) учатся только в начальной школе, где проходят письменность и счет.

Конечно, любой мусульманский мужчина может иметь 4 жен. Йеменские мужчины не исключение. Но и тут все не просто. Йемен - в принципе, страна бедная, детей от каждой женщины там рождается много, а прокормить их и своих жен по-любому должен мужчина. Плюс к тому калым родителям каждой. Поэтому гаремов в Йемене практически нет, а мужчины обзаводятся, как правило, 1-2 женами, не больше.
Правда, в Адене мы разговорились с одной русской девушкой лет 30, которая вышла замуж за йеменца. Она рассказала про других русских девушек. Часто, когда наши стареют, йеменцы берут во вторые жены своих, снимают им квартиры, а наши уже ничего поделать с этим не могут.

Ну, а дома йеменские женщины уже совершенно другие. В Ходейде мы познакомились с одним полицейским Мухамедом, который очень помог нам там сделать регистрацию, а потом пригласил к себе домой - захотел, чтобы мы познакомились с его семьей. У Мухамеда было двое маленьких детей. Дочка лет 4-5 и 4-месячный сыночек. И именно у него мы впервые увидели, как себя ведут дома йеменские женщины. Его жене с красивыми черными глазами было около 28 лет, она была одета в яркое летнее платье-сарафан, в коих ходят у нас пол-Москвы. Никаких вам паранджи и абаи. Мухамед чмокнул ее в щечку и представил нам, как свою мадам. Женщина вела себя совершенно свободно, угостила нас сиропом, дала Мухамеду полотенце для душа, никаких вам глазок в пол, измученных улыбок и отсутствия счастья на лице. Она разговаривала с нами наравне с мужем, открыто улыбалась, а он восхищенно смотрел на нее. Разве что не разрешил нам фотографировать ее с открытым лицом.
И мы с Аней сделали, пожалуй, весьма странный вывод для европейских свободных девушек: А, может, ну ее уже эту свободу в приевшемся нам понимании? Что-то захотелось побыть "угнетенными". :)

Асама - сын Мухамеда! :)

На свадьбу приглашется как можно больше людей. Обычно число людей достигает несколько сотен а иногда даже и тысяч!

Мужчины и женщины как это принято празднуют отдельно. Женщинам снимается отдельный зал а мужчины иногда обходятся специально поставленным шатром на улице.

До свадебный этап :

Сперва состоится помолвка . Принято свататься к семье девушки и ждать ее согласия. Если она согласится она или ее семья может ставить дальнейшие условия, как например право закончить школу или университет, ее приданное и.т.п.При согласии семей, жених и невеста надевают кольца на правые руки.

К сожалению большинство семей сватают своих дочерей в очень юном возрасте не спрашивая их согласия.

Помолвка может длиться несколько месяцев до нескольких лет. Все зависит о чем договорились семьи и от финансовых возможностях жениха.

Свадебный этап :

Роспись . Собираются мужчины семьи жениха и невесты, близкие друзья глав семьи,свидетели с двух сторон а так же Аль-Кады который составляет бракосочитание.

Отец невесты и жених пожимают друг другу руки и повторяют слова Аль-кады.

Слова примерно такие. Я такой-то (отец невесты) отдаю свою дочь,такому-то и.т.п

День Гассель или Хенна .

В тот день невесте разрисовывают руки и ноги красивыми узорами хны.Перед этим ей делают эпиляцию всего тела.

К вечеру собираются женщины. Они танцуют, улюлюкают и поют песни.Невеста в этот день наряжается во все зеленое и когда она выходит к гостям над ее головой принято держать коран и вазу с благовониями (бахор بخور) выкрикивая при этим определынные слова и молитвы. Что-то вроде; Невеста наша заслуженно красива, Ма ша Аллах!

Невеста наша выходит замуж, Бисмилла!

После дня Хенны следует сама свадьба и брачная ночь.

В день Хенны, но иногда и за день до этого делается большой обед (Гада غذاء). На который приглашаются близкие родственники и соседи. Так как родственников обычно очень много,то можно представить сколько собираются людей.

Приглашают повара который готовит в огромных котлах рис и баранину.

Обычно все свадебные расходы берет на себя жених и его семья.

Заключительный день свадьбы называется Зифаф

В этот день невесту с раннего утра увозят в салон красоты и там она проводит почти весь день. Ей делают макияж, прическу, маникюр и.т.пГости собираются в заранее снятом зале(Часто выглядит как кинотеатр) часов к восми вечера. На небольшой сценке ставятся два украшенных кресла на которые позже сядут молодожены.

Машина жениха и невесты украшается ленточками и цветами а окна замазываются специальной белой массой,что бы молодожен не было видно.К вечеру жених едет за невестой в салон красоты и забирает ее в фото ателье а потом в клуб где собрались гости.

В это время в клубе женщины танцуют и развлекаются до прихода молодожен.

Приезд жениха с невестой, обьявляют по микрофону и женщины начинают одеваться и прятать свои нарядные,вечерние платья под черными абаями и чедрами.

Заходят жених с невестой окруженные веселыми криками,улюлюканьями и молитвами. Так они провожаются к своим креслам. В это время продолжается музыка и близкие и родные начинают подходить,поздравлять молодожен.Через какое-то время жениху и невесте приносят торт и бокалы с соком и они пьют на брудершафт.

Далее иногда следует медленный танец и жених уходит оставляя невесту веселиться с подругами и гостями.Как только жених уходит все скидывают черные абаи и платки и опять оказываются в очаровательных вечерних платьях.Веселье длится до 11ти-12ти ночи а в заключении все машины провожают молодожен до порога их дома с криками,мигалками и сигналами машин.

Йеменки ходят на садьбы максимум 4 раза в месяц и на каждую свадьбу они покупают все новые и новые наряды. Так как появление в одном и том же платье грозит женскими сплетнями

Свадьбы в Йемене это очень шумные и выматывающие мероприятия. Все делается для гостей больше чем для самих молодежен.

Приданное невесты или ее махр достигает 500.000 йеменских риал (2500$). Не включая покупку золота,которое выходит примерно столько же по цене.

В отличие от языковой ситуации антропологический облик населения Йемена не столь однороден.

В целом, как и для большинста соседних арабских народов Юго-Западной Азии, ему свойственны в основном средиземноморские черты, а местами переднеазиатские (арменоидные).

В Сане часть арабов смешалось с турками. В Хадрамауте расселены значительные группы людей, родившихся в результате смешанных браков арабов с малайками (им свойственны некоторые монголоидные черты).

В Тихаме и крупных городах побережья происходило значительное смешение с выходцами из Африки, особенно с переселенцами из района Африканского Рога (Сомали, Эфиопия).

То же можно сказать и о населении Махры (северо-восток Йемена) и Сокотры.

Взаимоотношения между Йеменом и Эфиопией часто проявлялось в значительных миграционных потоках: заселение Эфиопского нагорья сабейцами, а в первых веках новой эры завоевание большей части Йемена аксумитами (предки эфиопских народов). И даже в мусульманскую эру в Йемене существовали эфиопские династии (Наджланиды), правившие отдельными регионами Йемена.

Для населения этих районов характерна тёмная кожа, вьющиеся волосы, более толстые губы.

Племена Махры и соседнего Дофара (Оман) выделяются тёмной кожей, круглоголовостью и курчавыми волосами. А диалекты их ближе к семитским языкам Эфиопии, нежели к арабскому.

Высказывалось предположение, что эти народы потомки раннесредневековых эфиопских завоевателей Южной Аравии.

Есть и другая версия - это остатки древнего дравидоидного населения, некогда заселявшего огромные пространства от Африки до Южной Азии.

Махра и Дофар отличаются и в культурном отношение от окружающего арабского населения: они более индифферентны к предписаниям ислама, а женщины пользуются значительной свободой (в прошлом здесь практиковалась полиандрия).

Население Тихамы имеет свой отличный от общейеменского костюм.

Мужская одежда жителей жаркой Тихамы ограничена короткой футой и распахнутой на груди лёгкой безрукакой. Женщины носят длинную юбку и короткую, не закрывающюю поясницу кофточку. Головным убором как мужчин, так и женщин часто служит высокая, плетённая из соломы шляпа.

Фута является общейеменским традиционным костюмом. Она представляет собой кусок белой или однотонной цветной ткани, которую несколько раз обворачивают вокруг бёдер. Верхней одеждой служат рубахи и безрукавки, перепоясанные широким кожанным поясом (хузам). К поясу обычно прикреплён широкий кинжал (джамбия). Головным убором служит белая шапочка - куфия.

Быт йеменцев подчинён нормам ислама. Хотя традиции и образ жизни в значительной мере разнятся по регионам страны.

В северо-восточных районах страны, где проживают в основном кочевые племена, быт в значительной мере подчинён нормам обычного права, а не шариата. Здесь сильны обычаи гостеприимства и взаимопомощи в тяжёлых условиях жизни в пустыне. Женщины-бедуинки никогда не закрывают лицо (исключением является специальная маска, предназначенная для защиты кожи от палящего солнца и обжигающего ветра). Перед замужеством бедуинки наносят на лицо и тело специальные, носящие магический смысл, татуировки.

Жители Южного Йемена менее фанатичны и не так строго соблюдают нормы шариата, что объясняется особенностями их религиозно-правовой школы в рамках суннизма и более широким общением с внешним миром (старые традиции мореплавания).

Жители Северного Йемена более консервативны (шииты зайдиты). Здесь сильны нормы ислама и жизнь носит патриархальный характер. Характерно уважительное отношение к старости; женщины несмотря на строгое следование шариату могут многократно вступать в брак, а забота о воспитании потомства во многом ложится на отцов (мальчики уже с ранних лет сопровождают своих родителей во время их хозяйственных забот).

Жители Йемена (как и соседней Эфиопии) подвержены одной страстной привычке - жеванию листьев наркотического кустарника ката. Это свойственно не только мужчинам, но и женщинам. Для этого занятия выделяется определённое время дня, во время которого замирает вся деловая и хозяйственная активность населения. Известно несколько сортов этого кустарника, отличающихся по своему действию.

Некоторые сорта ката, из-за их неадекватного действия, были запрещены к выращиванию мудрыми имамами.

Вот как описывается действие ката француженкой Клоди Файен ("Французский врач в Йемене"): " Вкус ката немного терпкий, и его смягчают тем, что сосут одновременно кусочек леденца. Курят... Пьют гишр (отвар кофейной шелухи) или свежую воду, надушенную ладаном, сохраняя в тоже время во рту в течение нескольких часов жвачку из листьев. Вначале производимое катом действие неприятно: наступает головокружение, сердцебиение, бессоница. Но затем ум приобретает ясность, появляются энергия и бодрость, настроение становится доброжелательным и совершенно спокойным. Каждый испытывает желание рассказать какую-нибудь историю о кате, вкус и действие которого меняются в зависимости от сорта. Ещё и теперь имеется кат "бродячий", который побуждает к ночным прогулкам в каком-то экстазе, без определённой цели. Раньше имелся кат "кровожадный", порождавший насилие."