Где появились первые куклы. История возникновения кукол и их роль в жизни человека

Рита Кантуганова

Цель:

рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.

Задачи:

1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;

2) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;

3) определить применение куклы.

Гипотеза:

доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и использование куклы.

Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, играя в детстве куклами, вырастить детей и внуков, не зная историю игрушек.

Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись, как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).

Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:

1) Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и выражали мировоззрение первобытного общества. Она была выполнена из примитивного материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти, болезни и несчастья.

2) Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции 5 веков до нашей эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром игрушек и выгодно расположен на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их чаще делали вручную. Пока дети были маленькими кукол шили бабушки, мамы и старшие сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе потешку.

Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскуткой ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.

Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими сестрами и братьями. (Например: пеленашка).

3) Золотым веком кукол принято считать конец 19 и начала 20 века. В период отмены крепостного права и промышленной революции в Европе из Франции (Англии и Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть только в музеях.

4) Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать. Раньше о таких куклах можно было только мечтать.

В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые, пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как тени или силуэты, марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом, бумажные, механические, куклы-сувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного чайника, куклы-двойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например, на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).

Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье Рут и Эллиот Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети, сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со временем.

Сегодня куклы чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки. Проявляя материнский инстинг, они переодевают, кормят, заплетают косички, разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.

О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры снимают мультфильмы, художники рисуют картины.

Вывод: Кукла сохраняет и передает в своем образе культуру, самобытность и характерные черты создающего ее народа.

При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше использовался для изготовления кукол.

Материал.

Кости, камни, дерево.

Зола.


Опилка.


Зерно.


Береста.


Глина.


Воск.


Сено.


Пакля.


Который проходит в Москве, вызывают экспонаты исторические, восстановленные. Кукла история происхождения: сегодня мы расскажем увлекательную историю появления кукол в России.

На Руси у женщин было много забот, поэтому игровые куклы делались очень просто. Куклам даже лица не делали, так как считалось, что вместе с человеческим лицом она получает душу и может нанести вред ребенку. В старину считалось дурной прерывать ребенка, который играл с куклой. Ведь когда дети играли в них, в доме царила гармония.

«Магические» куклы

Русским куклам часто приписывали магические качества. Такие куклы дошли и до наших времен: куклы-обереги, покровительницы, обрядовые.

Деревянные куклы

Детской игрушкой кукла стала ближе к XV веку. Известно, что деревянные куклы для детей создавали в Подмосковье, в Поволжье и в северных регионах страны. Одним из центров был Сергиев Посад. Сам преподобный Сергий Радонежский вырезал игрушки из дерева. К XIX веку производство кукол в этом городе стало массовым. Наибольшей популярностью пользовались куклы, одетые в национальные костюмы. Не каждая семья могла позволить себе купить созданную мастерами игрушку, поэтому в крестьянских семьях кукол мастерили сами из соломы и лыка, ткани или мочала. Как правило, такие куклы не несли в себе художественную ценность, но с их помощью можно узнать о народных традициях, отразившихся в костюмах, тканях, рисунке.


Мир кукол преобразился с изобретением фарфора в начале XVIII века. Куклы были в то время очень дорогими. Одну куклу можно было купить, например, на годовую зарплату директора школы или полицейского инспектора. Поначалу куклы были доступны только царским детям, отпрыскам высшей знати, детям банкиров или важных чиновников. В богатых семьях было принять преподносить на праздники дорогих кукол из фарфора, изготовленных на знаменитых фабриках Франции и Германии. Наряды игрушечных модниц воспроизводили роскошные туалеты изысканных великосветских красавиц. В маленьких шкатулках хранились веера и лорнеты, перчатки и белье и даже ювелирные украшения для любимых кукол. Создавались целые гардеробные, в которых были туалеты для конных и пеших прогулок, загородных пикников, походов в театр, платья для балов и великосветских визитов.

Фарфоровая кукла являлась предметом роскоши, ее доставали из коробок в особых случаях. Девочки из обеспеченных семей, как правило , играли с такими игрушками под наблюдением гувернанток, которые во время игры учили ребенка разбираться в нарядах и аксессуарах. По сути, такая игра формировала вкус в одежде, правила поведения в обществе, отношение к людям, представление ребенка о мире.

Изначально маленькие кукольные домики были развлечением состоятельных взрослых. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях воссоздавали интерьеры и сценки жизни.

Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для детей, причем размер домика был прямо пропорционален финансовому состоянию заказчика. Эта миниатюрная копия реальной жизни не только развлекала, но и многому учила. Так девочки всех сословий знакомились с азами искусства быть хозяйкой дома.

Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем. В Москве ежегодно проходит салон-бал авторской куклы, где свои творения представляют лучшие мастера России и гости со всего мира. Сотни кукол в нарядах разных эпох, словно живыми глазами, смотрят на этот мир.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

«История игрушки-куклы от возникновения до наших дней»

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет . Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита. Сам ряд изображений - в живописи, графике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философские корни. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение. И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

В конце XIX века в России , в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В середине XIX века , наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе , проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол . Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла . Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним.

В 1970 г . в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются куклы малыши, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить!

«Растим фотомодель», так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби . Она была верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц . Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разно-образной кукольной продукции. Не сек-рет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Таки-ми куклами любуются, украшают интерье-ры квартир, их коллекционируют.

Сегодня, к сожалению, утеряны древ-ние корни возникновения куклы. Изна-чально она служила и тотемом, и обрядо-вым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь пол-ноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.

(К Слайду по изготовлению пеленашки) . Но са-мой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, ожив-лена собственной вдохновенной фантази-ей. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисован-ных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной на-полняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы на-зываем душой.

6 век н.э. - в Японии появляются куклы-неваляшки. Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия.

19 век - появилась первая русская матрешка , она сразу снискала небывалое признание, как символ русского народного искусства. Прообразом матрешки явилась завезенная с острова Хонсю фигурка буддийского монаха Фу-ку-ру-му, в которой находилось несколько фигурок, вложенных одна в другую.

19 век-1840г. - в США производителю кукол удается получить патент - впервые кукол начинают выпускать серийно.

19 век-1884г. - начало истории шведской компании BRIO , крупнейшего производителя экологических деревянных игрушек. Сегодня игрушки BRIO продаются более чем в сорока странах мира.

19 век -1887г. - Йоханом Мезелем изобретена говорящая кукла . В 1820-м она была модернизирована Томасом Эдисоном - в куклу вмонтировали фонограф.

1915 - Джонни Грулл, газетный художник, начинает продажу кукол Энн - копий куклы, сделанной для дочери Марселлы.

1927 - изобретен особый вид пластмассы - полистрол . Хотя один из видов пластмассы, целлулоид, был изобретен в 1860-ых, полистрол стал первым достаточно прочным материалом, чтобы удовлетворить запросы производителей игрушек.

1959 - Эллиот Хандлер и его жена Рут создают куклу Барби . Сегодня каждую секунду продается по одной кукле Барби.

1965 - Стэнли Вестон создает куклу для мальчиков. Герой заимствован из телешоу и назван Лейтенантом Джо. К удивлению многих производителей игрушек, убежденных в том, что мальчики не играют с куклами, Джо становится более популярным, чем телевизионный герой. Интересен тот факт, что подругу Джо, выпущенную год спустя, ожидал полный провал.

Такая история развития игрушки-куклы дошла до нашего времени.

Проектная работа на тему:

«История возникновения и значение куклы. Кукла-оберег.»

Исследовательская работа

ученицы 2 «Г» класса Волобоевой Арины

Научный руководитель: Гурьянова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

Саратов

2017 года

Введение. ………………………………………………………………….3

  1. Что такое кукла?....................................................…………………4

    История возникновения куклы…………………………………....4

    Типы тряпичных кукол…………………………………………….5

Глава 2. Практическая часть.

  1. Музей этнографии - «дверь» в мир традиционных кукол……...7

    Технология изготовления куклы-оберега «Куян»……………….8

    Значение куклы «Куян» для человека…………………………...10

    Практическое значение исследовательского проекта…………...11

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы……………………………………… 12

Введение.

Выбранная тема особенно интересна потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Игрушки окружают нас с самого раннего детства. И моей любимой игрушкой стала кукла. Особенно привлекает внимание и зачаровывает кукла, сделанная своими руками. Это в основном народные куклы, в которых отражена культура и самобытность разных народностей. В наше время интерес к народной кукле возрастает.

Цель работы: изучить технологию изготовления куклы и понять ее значимость для человека.
Для выполнения поставленной цели нужно было решить такие задачи:

воссоздать историю возникновения куклы

определить типы кукол

сделать своими руками куклу-оберег

Использовала методы:

- поисковый. Прочитала литературу, журналы, изучила историю кукол из энциклопедий и интернета.

Практический. Сделала куклу-оберег своими руками.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Что такое кукла?

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла дает выход эмоциям человека и носит в себе тайные свойства, например, оберегает.


1.2.Истории возникновения куклы:

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал из которого они были сделана недолговечен. Кукла была непростой игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла отгоняет злые духи и оберегает ребенка. Часто куклу делали безликой, чтобы в ней не могла поселится нечистая сила. Нет лица - нет души.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме.

Кукла чучело-оберег

Обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали свои черты тряпичной кукле. Вот несколько видов тряпичных кукол:

1.3. Типы тряпичных кукол

Куклы-обереги - самые охранные куклы. Они выполнялись без иглы и ножниц, а ткань рвали. Их называли «рванки».

Куклы-берегини - сберегали людей. Такую куклу дарила мать дочери перед свадьбой, или сыну перед походом в армию.

Обрядовая кукла

Еще одной тряпичной куклой, образ которой дошел до наших дней - кукла «Масленица». Ее мы сжигаем на проводах зимы. Этот праздник уходит корнями далеко в историю и воспроизводит языческие традиции, которые долгое время существовали на Руси.


Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево - тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Глава 1. Практическая часть.

1.1.Музей этнографии - «дверь» в мир традиционных кукол

В нашем городе есть музей этнографии, в котором можно не только увидеть куклы в народном стиле, а самим сделать такую куклу.


Мы с мамой посетили этот прекрасный музей, в котором отражена культура и традиции народов саратовской области. Нам посчастливилось попасть на мастер-класс по изготовлению куклы.


И я на практике поняла и ощутила всю значимость и духовность куклы-оберега в нашей жизни. Мы с мамой делали куклу-оберег «Куян» или его еще называют «Куянчик».

2.2. Технология изготовления куклы-оберега «Куян»

Куянчик делается очень просто: лоскутки ткани, веревочки(нить) и зерно или леденец, чтобы положить в мешочек куклы. Теперь мы с мамой, когда нас что-то расстроит или рассердит, будем сжимать эту куколку в кулачок и сливать всю отрицательную энергию на нее.


Кукла-оберег «Куянчик» - это кукла «рванка». На первом этапе создания такой куклы я взяла длинный лоскут ткани (это может быль любая натуральная ткань) и скрутила ее по всей длине. Получилась скрутка толщиной 2 см. Высота такой куклы должна быть с ладонь.


Можно либо сразу использовать для скрутки лоскут ткани красного цвета, либо обмотаться скрутку тканью красного цвета и перевязать красной нитью. Материалы для изготовления любой куклы оберега обязательно включали в себя красный цвет, обережный цвет. Красный цвет мы можем видеть на любой старинной кукле.

И
з треугольной формы лоскута ткани делаю платок моей кукле. Платок делается такого размера, чтобы он свободно завязывался сзади. И так же перевязываем красной крепкой нитью.

Мой «Куянчик» одет в клетчатую юбку. Она делается из лоскута ткани шириной 2/3 высоты куклы и шириной, чтобы запахивалась сзади внахлест примерно на один см.


Передник должен выделяться на фоне юбки, поэтому я выбрала ткань пестрых цветов. Также я сделала моему «Куянчику» мешочек, в который положила крупу и леденец. Этот мешочек делался для того, чтобы кукле не было плохо, когда она накопит в себе плохие эмоции и болезни и человек выбросит ее. То есть проводит в путь дорогу.

В
от такая кукла-оберег «Куян» у меня получилась. Этих кукол делали в чистый четверг и хранили в доме. Люди сбрасывали на нее плохие эмоции и болезни.

1.3. Значение куклы «Куян» для человека

«Куянчик» - целительская удмуртская кукла, название ее происходит от слова "сбрасывать". В нее «сбрасывали» болезни и плохие эмоции. Кукла их накапливала в себе, а потом ее выбрасывали в овраг или сжигали.


Это мой «Куянчик»

Это мой и мамин «Куян»

1.4.Практическое значение исследовательской работы

1. В результате моего исследования можно сделать вывод, что кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и особенности того народа, где она создавалась веками.

Традиционная тряпичная кукла в современной России получила свое новое возрождение. Интерес к ней возрастает, а значит укрепляет связь современных людей со своей историей, культурой и историческим наследием народа.

2. Результаты моего исследования и его практическая часть (изготовление куклы) могут быть использованы на уроках технологии и окружающего мира в школе. Это позволит детям не только интересно провести время, но и своими руками прикоснутся к нашей истории и самобытной культуре.

Заключение.

Куклы неотъемлемая часть человечества. На протяжении многих веков, она сопровождает нас по жизни.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

А самое главное куклы и их история это сохранение традиций.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

1.“Краеведческие записки’’ -№ 2, 2000 г.

2. Журнал “Дошкольный очаг’’ - №1, 2002 г.

3. Журнал “Народное творчество’’- №4, 2000 г.

4. Журнал “Народное творчество”- №2, 2001г.

5. Журнал “Народное творчество”- №2, 2002 г.

6. Журнал “Народное творчество”- №6 ,2002 г.

7. Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. - Большая иллюстративная энциклопедия «Художественные куклы». -М.: Дизайн Хаус, 2009

8.Зимина З.И. - Текстильные обрядовые куклы. М.: Ладога - 100, 2007.

9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Интернет- ресурсы

http://

направление: технология

воспитанница МБДОУ детский сад «Теремок» г. Лянтор,

старшая группа.

Руководители:

Дмитриева Татьяна Александровна,Мартыненко Елена Александровна,

воспитатели первой категории

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок» г. Лянтор.

Аннотация

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по - разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. А я люблю – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. поэтому тема моей работы « История кукол » является актуальной.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

  1. Паспорт проекта__________________________________
  2. Цель проекта _____________________________________
  3. Актуальность проекта _____________________________
  4. Этапы реализации проекта _________________________
  5. История кукол ___________________________________
  6. Разнообразие кукол ______________________________
  7. Создание куклы __________________________________
  8. Заключение ______________________________________
  9. Список литературы _______________________________

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовление кукол, используя изученные приемы и способы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление кукол.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра­гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика . Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые .

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье »

Куколка «Счастье » - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). Говорили: «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь».

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

О ни же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т.к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба»( зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Этапы изготовления куклы утешницы :

Оборудование и материалы: ножницы, нитки, кусочки белого и пестрого ситца, лента.

1.Делаем голову куклы из небольшого количества ветоши.

2. Делаем юбочку и приматываем нитко к шее куклы.

3. Повязываем на голову ленточку и одеваем платок, закрепим его ленточкой.

Кукла готова!

2 .Для куколки на счастье берем светлую, вырезаем квадрат для головы, прямоугольник для и два маленьких квадратика для обуви. Для волос берутся толстые нитки. Также нужен кусочек ваты, прямоугольнк цветной ткани на сарафан, нить красная и лента для косы.

В середину квадрата кладется вата, перевязывается красной нитью.

Потом делаются ручки: загибается уголок, перевязывается ниткой.

Для ног прямоугольник сворачивается в трубочку, сгибается пополам и перевязывается ниткой. Ножки вставляют внутрь куклы, края “рубахи” подгибаются, и все закрепляется красной нитью.

Теперь из цветного прямоугольника складываем сарафанчик, надеваем на куколку, подтягиваем нить, завязываем.

Нарезаем нитки для волос. Несколько ниток кладем спереди назад и пришиваем надо лбом куклы. Остальные раскладываем на голове и привязываем к шее. Заплетаем косичку, завязываем ленточку. Куколка готова.

3 . Кукла Вишенка кубанская свадебная кукла-оберег.

Берем картонную трубочку, которую оборачиваем белой тканью, белый прямоугольник для головы, три прямоугольника из разных красных материй для юбок, два квадратика красной ткани для грудок, прямоугольник для платка, прямоугольник для ободка, красные нитки, бусины.

На картонную трубочку сверху одеваем наполненную ватой голову и плотно приматываем.

Делаем крест-оберег на лице куклы. Приматываем нитками по линии шеи и талии.

Крутим две грудки, приматываем грудки под руками к туловищу куклы.

Накручиваем первую юбку, затем вторую, потом третью, перематываем ниткой.

Сверху надеваем платок, перевязываем нитками по линии шеи, завязываем на поясе.

Формируем головной убор-вишенку: красную ткань складываем пополам и вкладываем посередине ткани бусины и перевязываем красной ниткой.

Кукла готова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии научились самостоятельно изготавливать куклу. Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали как самим легко и просто можно изготовить куклу «Стригушку» .

МАСТЕР-КЛАСС «КУКЛА СТРИГУШКА»

Стригушки делались в честь богатого урожая. Она изготавливалась из соломы, сена, травы, льна. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первой стригушке, оставалось в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. В нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Материал и оборудования: солома, сено, травы, нитки, ножницы.

Сейчас каждый из вас сделает вот такую куклу. Сначала берем солому и перегибаем ее пополам. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниткой.

Разделяем туловища на две части, вкладываем туда ручки куклы и снова перевязываем.

Это у нас получается талия, распушаем юбочку и постригаем её. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их стригушками

Можно заставить стригушку сплясать, поставив её на стол или табурет и постучать по столу рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует. Для детей куклу - «Стригушку» можно изготавливать из степной травы с ромашкой или веточками череды.

Ну и в конце своего повествования добавлю - если хотите, чтобы кукла из травы принесла в Ваш дом радость и помогла в исцелении, то при сборе травы просто поговорите с травой. Расскажите матушке-травушке, для чего, для каких благих целей она собирается, чтобы вся позитивная энергия травы осталась надолго, и принесла желаемый результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Лыкова И.А. Веселый городец. Филимоновская игрушка.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2007.

Электронный ресурс//http://www.trozo.ru/archives/18826 //

https://www.yandex.ru/search/?text

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?