Физическое развитие новорожденного по месяцам. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Пролетели девять бесконечных месяцев. Позади ожидания и тревоги, утренний токсикоз и дневная сонливость, рекомендации по беременности врачей и советы подруг, первые толчки маленькой жизни внутри мамы и предродовые схватки. Все то, что бывает в жизни каждой женщины перед началом настоящего чуда – рождением на свет нового человека.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Ребенок в первый месяц жизни

Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.

Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.

В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр. Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов. Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.

Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.

Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.

Что может ребенок в конце первого месяца:

  • фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
  • лежа на животе, делать попытки поднять голову;
  • прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
  • узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
  • пытаться общаться с мамой первыми звуками.

Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.

Ребенок во второй месяц жизни

На втором месяце начинается активное физическое и психологическое развитие малыша. Более осмысленными становятся его реакции, начинает формироваться внимание к окружающему миру. В ответ на общение он активнее машет ручками и ножками, пытается издавать первые звуки. Становится более фокусированным зрение. Над кроваткой можно подвешивать игрушки, что поможет ребенку переводить взгляд с одного предмета на другой. За месяц малыш набирает в среднем граммов 800 и подрастает на 3-4 см.

Теперь после кормления младенец может не спать до полутора часов. Это время можно общаться с ним, петь песенки, агукать. Дневной сон состоит из нескольких периодов: двух длинных (один-три часа) и трех коротких (до 30 минут). У некоторых ночной сон может длиться до утра, просыпаются они только на кормление.

Что может ребенок в конце второго месяца:

  • лежа на животе, поднимать и держать голову несколько секунд;
  • следить глазами за предметами, поворачивать голову на звук;
  • пытаться удержать в кулачке игрушку на несколько секунд;
  • рассматривать свои ручки, сосать пальцы;
  • в ответ на общение издавать звуки;
  • лежа на боку, переворачивать на спинку;
  • активно реагировать на появление мамы.

Малыши второго месяца начинают получать удовольствие от купания и отвечают плачем на попытки родителей вынуть их из ванны.

Ребенок в третий месяц жизни

Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.

Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу. Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки.

Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.

Что может ребенок в конце третьего месяца:

  • удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
  • улыбаться при узнавании родных людей;
  • управлять своими руками;
  • переворачиваться на бок, лежа на спине;
  • лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.

Ребенок в четвертый месяц жизни

Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.

Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.

Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».

Что может ребенок в конце четвертого месяца:

  • самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
  • пытаться поднимать верх туловища;
  • разглядывать в зеркале свое отражение;
  • реагировать на произнесение своего имени;
  • проползти немного на животе;
  • улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.

Ребенок в пятый месяц жизни

В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.

Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.

Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.

Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.

Что может ребенок в конце пятого месяца:

  • лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
  • с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
  • недолго сидеть, опираясь спинкой;
  • выбирать понравившуюся игрушку;
  • долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.

Ребенок в шестой месяц жизни

Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.

Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.

Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.

Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.

Что может ребенок в конце шестого месяца:

  • садиться самостоятельно;
  • ползать способом «по-пластунски»;
  • пытаться подняться на четвереньки;
  • брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
  • играть в простые игры, хлопать ладошками;
  • находить глазами крупный предмет, который называет мама.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.

Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.

Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.

Что может ребенок в конце седьмого месяца:

  • уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
  • вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
  • уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
  • показывать на предметы, запоминать их названия;
  • повторять некоторые действия взрослых;
  • смотреть на картинки в книжках, листать страницы.

Ребенок в восьмой месяц жизни

В этом возрасте малыш самостоятельно сидит без посторонней помощи. Может удерживать игрушки в обеих руках сразу. Продолжается осваивание навыка ползания.

У большинства детей появляется в это время до шести зубов, они учатся жевать пищу. Для этого варятся более густые каши, а тушеные овощи мнутся, а не протираются до жидкого состояния. Детские специалисты рекомендуют учить пережевыванию по возможности раньше, чтобы подготовить переход организма на «взрослое» питание. Ребенок может пить из специального поильника или из кружки.

Ест малыш через каждые 4 часа, а сон длится до 15 часов в сутки. Вес прибавляется примерно на 600 гр, а рост – на 1,5-2 см.

С удовольствием общается с родными людьми, может пытаться ими манипулировать, требуя постоянного присутствия. Узнает маму и папу на фотографиях. Много и охотно говорит, меняя громкость голоса, учится шептать за взрослыми.

Что может ребенок в конце восьмого месяца:

  • самостоятельно сидеть, вставать и переступать у опоры;
  • ориентироваться в знакомой обстановке;
  • выражать разные эмоции: восторг, удивление, недовольство;
  • говорить осознанно простые слова;
  • выполнять несложные действия по просьбе: покажи, принеси и т. д.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.

Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания. На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком.

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Ребенок в десятый месяц жизни

Месяц характерен тем, что ребенок меньше набирает вес — до 350 гр, рост увеличивается всего на 1 см. Но у него все лучше получается контролировать свое тело, быстрее осваивая при этом новые навыки и совершенствуя старые. Хорошо садится и встает без посторонней помощи, но еще придерживаясь за опору.

Меняется и режим дневного сна. Многим малышам бывает достаточно и одного отдыха. Но тогда стоит вечером укладывать спать пораньше. Продолжает увеличиваться рацион малыша, добавляется творог и кефир (можно давать до 100 гр в день). Не стоит кормить насильно, это может сформировать негативное отношение к определенным продуктам.

На десятом месяце ребенок все увереннее контролирует свои движения, совершает множество мелких действий пальчиками: мнет пластилин, рвет бумагу, перебирает маленькие игрушки. Чем лучше развитие получает мелкая моторика, тем быстрее развивается интеллект. Можно обратить внимание на то, какой рукой ребенок больше пользуется, левой или правой, от этого зависит, будет ли он левшой или правшой.

Начинают развиваться первые социальные навыки, родители помогают малышу играть в компании детей. С удовольствием хлопает в ладошки, топает и пританцовывает при появлении музыки.

Что может ребенок в конце десятого месяца:

  • из стоячего положения самостоятельно садиться;
  • пытаться называть окружающие предметы;
  • выполнять более сложные действия: открывает - закрывает, берёт - кладёт;
  • осознанно играть с игрушками: машинку катает, строит башню;
  • повторять за взрослыми жесты и мимику.

Ребенок в одиннадцатый месяц жизни

Энергия у малыша бьет через край, он использует любую возможность познакомиться с окружающим миром. Поэтому пытается забираться на стулья и диван, интересуется содержимым шкафов и тумбочек. Делает первые шаги самостоятельно и с удовольствием ходит за ручку с мамой. Может долгое время заниматься игрушкой или понравившимся предметом.

Малыш уже имеет несколько зубов, поэтому каждодневное меню обязательно включает в себя мясо и один раз в неделю нежирные сорта рыбы. Можно давать небольшие кусочки отварного картофеля и моркови. И специальные детские печенья и йогурты. За месяц прибавка роста составляет всего 1 см, вес увеличивается на 350 гр.

В этот период малыш понимает слово «нет», разбирается в маминой реакции, осознает, как поступил – хорошо или плохо. Некоторые называют предметы из окружающей обстановки.

Что может ребенок в конце одиннадцатого месяца:

  • пройти несколько шагов без опоры;
  • пытаться быть самостоятельным, сам одевает носки, ест ложкой;
  • кивать в утверждение, при отрицании качать головой;
  • брать маленькие вещи двумя пальцами – указательным и большим;
  • играть с родителями в сюжетные игры;
  • «читать», перелистывая книгу.

Ребенок в двенадцатый месяц жизни

Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.

Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.

Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.

Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:

  • сидеть на корточках, вставать из этого положения;
  • пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
  • проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
  • понимать, что ему говорят;
  • знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
  • разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
  • разыскивать требуемый предмет.

Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.

Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.

Беременность позади, и вот ваш кроха уже у вас на руках - такой милый и беззащитный. Вы, конечно, безмерно рады этому, но, кроме счастья, которое разгорается у вас внутри, вы ощущаете смутную тревогу и беспокойство, а все ли в порядке с ребенком? Да, он выглядит прекрасно, активно сосет грудь, да и родился здоровеньким, но вдруг что-то пойдет не так, а вы этого не заметите? Вдруг вы что-то упустите, и здоровье малыша подорвется?

Действительно, обнаружить какую-то возникшую проблему, о которой мама и папа не всегда догадываются, сможет только врач-педиатр, поэтому родителей обязуют ходить к нему на прием каждый месяц - взвешиваться, измеряться, проверять рефлексы и т. д.

Однако это не означает, что после похода в поликлинику родителям не нужно следить за развитием новорожденного и пустить все на самотек. Теперь их задача - отслеживать развитие ребенка до года по мере сил и возможностей, фиксировать положительные изменения и отклонения от усредненных показаний (отклонения должны быть внушительные!). В случае, если вы заметили что-то странное в поведении или внешнем виде малютки, незамедлительно обращайтесь к педиатру. Так вы сможете профилактировать и предотвращать различные проблемы.

А пока в помощь мамочкам и папочкам календарь развития ребенка по месяцам.

Календарь поможет вам следить за особенностями развития ребенка, он даст вам ориентир, на каких этапах вы находитесь, чего ждать от них, как реагировать.

1 месяц

Средние показатели физиологического развития ребенка

Физическое развитие можно оценить по 4 параметрам:

  • окружность груди.

За всеми этими характеристиками будет тщательно следить педиатр. . Но и родителям не мешает знать примерные показатели. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому пункту, мы решили представить вашему вниманию две таблицы, где отражены важные параметры малышей с рождения до года.


Таблица объема головы и грудной клетки. С ее помощью также можно отслеживать прибавку в росте и весе


Таблица роста и веса с рождения до года

Помните: эти показатели усредненные! Все малыши очень разные, и развитие ребенка до года происходит в индивидуальном режиме. Главное, чтобы эти показатели менялись плавно, без резких скачков.

Мышцы и тонус

Мышечный тонус ребенка повышен. Ручки у новорожденного согнуты в локтях, ножки - в коленках, кулачки сжаты. В медицине это называется «гипертония сгибателей» или . Это нормальное состояние для ребенка от 0 до 3 месяцев. Если вы попытаетесь разогнуть его ручки и ножки, то они будут сопротивляться. Педиатры и детские массажисты не рекомендуют насильно разгибать конечности новорожденного, так как это может вызвать еще большее повышение мышечного тонуса.

Николай Никонов (врач-миолог, остеопат, профессиональный массажист, главный врач клиники «Эмендо») рассказывает:

«Работа мышц ребенка контролируется головным мозгом, и именно головной мозг дает команду мышцам детеныша находиться в напряженном состоянии. Но как только мозг малыша разовьется, то именно он даст команду мышцам расслабиться. Гипертонус пройдет, и это произойдет к 3 месяцам жизни крохи».

Никонов учит, что когда мы трогаем ручки малыша или любую другую часть тела, то мы в первую очередь воздействуем на головной мозг, посылая ему импульсы. То есть идет развитие не ножек или ручек, а головного мозга. Именно он, в свою очередь, управляет конечностями маленького человечка. И чем больше мы развили мозг, тем лучше будет двигаться ребенок.

Рефлексы

У месячного ребенка обычно проверяют , которые указывают на то, что развитие новорожденного правильное. Рефлексы должны быть симметричны, малыш должен выражать их одинаково, в обе стороны: например, при проверке рефлекса ползания его ножки, отталкиваясь от ладони взрослого, должны двигаться активно, правая и левая действовать одинаково. Рефлекс автоматической ходьбы тоже предполагает одинаковое, симметричное перебирание ножками.

Что умеет

  • Отличие месячного малыша от только что родившегося в том, что он уже умеет фиксировать взгляд на лице взрослого и ярких предметах ().
  • Он умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
  • У него появляется первая улыбка на обращенную к нему речь взрослого.
  • Если малыша перевернуть на животик, он будет пытаться вставать и .

Развиваем ребенка

Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете («Сейчас я пойду тебя кормить»), гладьте его, выкладывайте почаще на животик. В его маленькие ручки можно вкладывать различные по фактуре .

Возможные проблемы

  • Пупочная ранка: необходимо перекисью или зеленкой.
  • : чтобы минимизировать отрыжку, после кормления держите малыша столбиком некоторое время, пока не отойдет воздух.
  • - частое явление у новорожденных.
  • - боли в кишечнике, от которых новорожденный нервничает и плачет.

Общение

Новорожденному очень важно постоянно находиться со своей мамой, чувствовать ее запах и прикосновения, слышать ее голос. Так малютка чувствует себя в безопасности.

Не бойтесь брать малыша на ручки. . Большинство педиатров не согласны с мнением, что это может разбаловать детёныша. Он еще слишком мал для этого. Наоборот, это рождает в его маленькой головке уверенность, что он нужен и любим. Ему, как никогда, нужен тактильный контакт, поэтому в этом возрасте актуален и .

2 месяц

Период новорожденности закончился, и начинается период грудного возраста, который продлится до 1 года. В этот период вам уже легче, вы лучше понимаете своего малыша, вас теперь не пугает каждый звук, который он издает, вы более спокойно осуществляете уход за ним.

Сон

Малыш по-прежнему долго спит - до 18 часов в сутки. Его сон может быть беспокойным, кроха возится и просыпается без причин. Малютка легко засыпает у мамы на руках, но когда она делает попытку переложить его в кроватку, он сразу просыпается. Поэтому рекомендуется укачивать его сразу в кроватке или перекладывать его тогда, когда он только задремал.

Во сне малыш уже не так сильно и часто вздрагивает, как месяц назад. Его можно не или слегка припеленовывать.

Что умеет

  • Малыш научился держать головку несколько секунд.
  • Он делает попытки протягивать ручки к игрушкам.
  • Если игрушку вложить ему в ручку, он способен ее удерживать некоторое время, трясти.
  • Он фокусирует взгляд на близком предмете, расположенном не дальше метра, и, если этот предмет уводить в сторону, он должен уметь проследить за ним глазками.
  • Малыш начинает гулить - произносить свои первые звуки.
  • У 2 месячного ребенка появляется мимика и эмоции.
  • У ребенка улучшает (новорожденные детки почти глухие из-за скопления в среднем ухе амниотической жидкости). Если взять звуковой предмет и погреметь им у головы грудничка, так, чтобы он не видел, то он будет поворачивать головку в сторону звука.
  • У малыша начинают работать слюнные железы, что облегчает ему процесс сосания.
  • Гипертонус начинает ослабевать.

Развиваем ребенка

Первоочередная задача в этот период - развивать его зрение, слух, двигательную активность.

  • Для зрения подойдет игрушка с яркими цветами, но не слишком пестрая и многоцветная. Пусть она будет одного цвета, а на ней нарисован объект другого цвета (лучше улыбающаяся рожица). Водите игрушку по горизонтали и вертикали перед глазами малыша - пусть он следит за ней. Над кроваткой можно подвесить мобиль. .
  • Для слуха нам понадобится или колокольчик, которым нужно звенеть вне поля зрения грудничка. Также полезно включать крохе разные мелодии.
  • Для двигательной активности можно порекомендовать фитбол. В 2 месяца ребенка можно выкладывать животиком на него и катать взад-вперед. Это развивает мышцы живота, помогает профилактировать колики и т. д.

Возможные проблемы

  • Колики.
  • Гнойные выделения на глазах малыша - .
  • . В последних двух случаях следует срочно обратиться к педиатру.

Общение

Нельзя оставлять ребенка одного, он всегда должен быть под присмотром. Хорошие родители знают, когда малыш готов играть, а когда он устал. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями - его психическое здоровье еще хрупкое, перевозбуждение нервной системы приведет к слезам и истерике.

3 месяц

Сон

Что умеет

  • Ребенок становится более эмоциональным: он не просто лежит, он теперь узнает маму и папу, смеется, гулит, общается с ними своим языком. Он начинает капризничать, проявлять характер. Если ему что-то не нравится, он это показывает: корчит рожицы, кричит, рычит, хныкает и т. д.
  • Более внимательно изучает игрушки, прежде чем их потрогать или взять в ручку. После изучения малыш берет игрушку и тянет ее в рот. Это тот самый период, когда крохе необходимо все попробовать на вкус.
  • Малыш умеет переворачиваться со спинки на бочок. Если он лежит на животе, то может привстать на ручки.
  • Он способен удерживать головку и вертеть ею в разные стороны.
  • Обнаруживает свои ручки и играет с ними.
  • Способен определять источник света и звука.

Развиваем ребенка

  • Продолжаем развивать зрение малыша, слух.
  • Так как малыш начинает в это время активно гулить, то рекомендуется за ним эти звуки повторять. При этом показывайте ему, как вы произносите тот или иной звук активной мимикой.
  • Полезно вкладывать в ручки малыша разные предметы: гладкие, шершавые, вязаные, холодные, теплые.
  • Актуальной становится игра «Ку-Ку». Мама прячется под платочек или одеяло и, выглядывая оттуда, говорит «ку-ку». Можно поспрашивать малыша «Где мама?».

Возможные проблемы

  • Недостаточная : если малыш за 2 недели прибавил меньше нормы, и снизилось количество «пописов», то есть смысл задуматься о докорме. Об этом следует сообщить вашему педиатру.
  • Беспокойный дневной сон.

Общение

В этот период можно начать делать массаж. Лучше нанять профессионального массажиста. Сами вы можете разминать пальчики на ручках и ножках малыша (например, в игровой форме «сорока-сорока»), разгибать пальчики и сгибать. На подошвах ног «рисуйте» семерки и восьмерки.

В 3 месяца можно начинать учить малыша переворачиваться на животик и ползать.

Включайте музыку с разным ритмом и пританцовывайте с малышом на ручках - ему это понравится. Не забывайте общаться с малюткой, рассказывайте обо всем, что происходит вокруг него.

4 месяц

Сон

Теперь малыш спит 16 часов/сутки. 10 из них приходятся на ночной сон, 6 - на дневной (3 раза по 2 часа).

Особых различий между сном 3-месячного и 4 месячного младенца нет, кроме каких-то индивидуальных. По-прежнему актуальны теплая (если кроха не перевозбуждается), легкий массажик и укачивания с музыкой. Мама может петь ребенку сама. .

Что умеет

  • Малыш должен уметь переворачиваться со спинки на бочок и обратно.
  • Он должен уверенно держать головку и уметь, лежа на животе, опираясь на ладошки, привставать.
  • Если грудничка взять за подмышки и поднести к какой-нибудь твердой поверхности, то его ножки будут отталкиваться от нее.
  • Ладошки крохи теперь отрыты (до этого он сжимал их в кулачок), он ими может непроизвольно стучать по чему-нибудь.
  • Младенец умеет удерживать предметы в руке, трясти погремушкой так, чтобы она звенела.
  • Он целенаправленно засовывает ручку в рот или пальчик, чтобы его пососать.
  • Начинает узнавать свое имя и реагирует, когда кто-то его зовет по имени.
  • Появляются новые эмоции - обида, страх, любопытство и т. д.
  • Некоторые грудные детки могут неосознанно произносить слоги «ба», «ма».
  • Интерес к своему телу у малютки повышается, теперь он может долго играть с ручками и ножками, трогать свои волосы, ушки и. д.
  • Он узнает своих близких, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят, может различать их по голосу. С настороженностью относится к новым людям.
  • У него появляется постоянная любимая игрушка или вещь.

Развиваем ребенка

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, показывайте и называйте ему разные предметы, подносите к окну и показывайте, что там снаружи.

Более активно развиваем мелкую моторику: давайте ему различные мешочки с крупами, тряпочки разной фактуры. В его арсенале должна быть игрушка, которая сшита или изготовлена из материалов, разных на ощупь.

Продолжайте повторять за ним звуки, но теперь сами вводите новые. Делать это можно в виде песенки. Выбирайте любую мелодию (или выдумайте свою) и пойте «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма («Я на солнышке лежу»), «та-та-та-та-та-та-та» («И на солнышко гляжу») и т. д.

Возможные проблемы

Общение

Игры с мамой и папой очень нравятся ребенку, он с удовольствием играет в прятки (лицо прикрывается ладошками или платком), следит за летящим самолетиком (который, естественно, «ведете» вы), слушает стихи, читаемые мамой (пусть и недолго). Главное не то, ВО ЧТО вы играете, а совместное времяпрепровождение, общение.

5 месяц

Сон

На пятом месяце жизни ребенок должен спать около 15 часов/сутки, 10 из которых приходится на ночное время и 5 - на дневное.

Что умеет

  • Ребенок уже может , но с поддержкой (не самостоятельно!).
  • Если взять малыша за ручки, то с позиции лежа он будет стараться подтянуться к маме, при этом не запрокидывая головку, как раньше.
  • Кроха в состоянии схватить движущийся предмет.
  • Лепет малыша становится намного разборчивей.
  • Он начинает отличать интонацию взрослых, например, строгую от доброй.
  • Малыш учится искать спрятанные игрушки. Он пока не может найти полностью спрятанную под платком вещь, но, если какая-то часть игрушки будет выглядывать, он ее увидит.

Развиваем ребенка

Так как малыш уже пытается сидеть и даже ползать, то важно обращать внимание на его физическое развитие, а именно - на мышцы спины. Но и другие мышцы важны, поэтому стимулируем его двигательную активность. Покупаем фитбол и занимаемся на нем с малышом.

В этот период по-прежнему актуален массаж от профессионала и гимнастика.

Самое время учить кроху манипулировать различными предметами. К примеру, игра с мячом: показываем, что его можно бросать, катить, и т. д.

Учим малыша ползать, положив перед ним его любимую игрушку. Пусть малютка опирается ступнями о ваши ладони.

Полезно имитировать звуки разных животных, при этом обязательно рассказывая крохе, кто именно так «говорит»: «Как киса мяукает? Мяу, мяу, мяу», «Как собачка лает? Гав, гав, гав».

Возможные проблемы

  • Из-за возросшей активности есть риск падения ребенка с возвышенных мест, поэтому не оставляйте его никогда без присмотра!
  • У некоторых грудничков уже в этот период начинают прорезываться зубки, из-за чего они меняют свое поведение.

Общение

Малыш все больше интересуется окружающей средой, ему интересно все, и это «все» его прекрасно развивает. Если маме нужно что-то сделать по дому, она может пассивно привлечь к этому малыша. Пусть он наблюдает за ней. Можно посадить его в рюкзачок-кенгуру и делать какие-то дела, которые не представляют опасности для ребенка. Например, мыть посуду или вытирать пыль.

Сажайте кроху себе на коленки и приговаривайте потешки «По кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Это развлечение нравится всем детишкам.

6 месяц

Сон

Подносите малыша к зеркалу. Он будет с удивлением смотреть на свое и ваше отражение.

Пора покупать и показывать крохе книжки. Для малышей можно найти книги из ткани, твердых материалов, пластика и т. д.

Возможные проблемы

  • У большинства детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки. У некоторых меняется поведение, повышается температура, нарушается аппетит и сон.
  • Вследствие введения (который в большинстве случаев начинается в это время) может появиться проблема со .

Общение

Ребенок нуждается в постоянном общении с родителями. Он еще не вполне понимает, что вы ему говорите, но ему нравится ваша интонация, которой он охотно подражает, поэтому пойте ему песенки, читайте стишки и потешки, рассказывайте обо всем вокруг. Ведите с ним диалог: каждый раз, когда малютка что-то произносит, отвечайте ему этим же звуком или другим.

Самое время учить его словам. Произносите часто «мама», «папа» каждый раз, когда кто-то из вас появляется. Так ребенок вскоре соотнесет звучание слова с конкретным «объектом». «Мама сейчас будет тебя кормить», «Папа тебя покачает» и т. д.

7 месяц

Сон

Спит малыш в этом возрасте до 15 часов/сутки по выстроенному режиму. Сон может стать беспокойным из-за возникающих постоянно новых навыков - он слишком перевозбуждается, познавая мир.

Что умеет

  • Лежа на спине, поднимать ножки и дотягиваться до своих ступней.
  • Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой тянуться за игрушкой.
  • Тянуться за небольшим предметом и загребать его всеми пальчиками.
  • С предметом в руке вращать кистью.
  • У малышей этого возраста мир разделился на «своих» и «чужих». У них нарастает привязанность к «своим» и появляется недоверие и даже страх к «чужим».
  • Ребенок начинает подражать действиям и движениям взрослых.
  • К 7 месяцам повышается эффективность мышления - малыш начинает понимать слова. С каждым месяцем он будет делать это лучше и лучше.

Развиваем ребенка

Посадите малыша на пол перед кучей игрушек, а с какой-либо стороны поставьте коробку. В этом возрасте детям интересно вытаскивать вещи из коробки и бросать их.

Из игрушек можно приобрести: пирамидку, тряпичную куколку, металлофон, фигурки животных, баночки с крышками, а также ходунки и прыгунки, если нет противопоказаний.

Для развития слуха: под одеяло положите музыкальную игрушку. Малыш должен определить, откуда идет звук. Также этот «прием» развивает поисковые навыки малютки.

Что умеет

  • Малыши вовсю сидят без опоры, спокойно поворачиваются назад, чтобы взять предмет или посмотреть, кто издает звук.
  • Самое время играть с малышом в «Ладушки», так как именно в 9 месяцев она научились хлопать в ладоши.
  • Может следить за двигающимся предметом, например, мячом. Поэтому с этого момента покупайте крохе мячик и играйте с ним в него.
  • Активно воспроизводит все новые звуки взрослой речи.

Развиваем ребенка

Большинству детишек в этом возрасте становятся интересны любые предметы, кроме собственных игрушек. Половник привлекает гораздо сильнее, чем машинка, а картонная коробочка - просто хит! Малыш долго будет забавляться с наушниками от плеера, а вот пирамидку сразу же отбросит. Не отбивайте его желание познавать вещи и мир. Если вам кажется, что какой-то предмет представляет опасность для ребенка (половником можно ударить себя, в наушниках запутаться), будьте рядом и подстраховывайте его.

Возьмите большую коробку и сложите в нее всякую всячину - домашнюю утварь и игрушки вперемешку. Поставьте перед малышом - пусть разбирается!

9-ти месячный малютка очень интересуется кнопочными «игрушками»: разнообразными пультами и телефонами. Если вам жалко свои «взрослые», то купите ему детский экземпляр.

Возможные проблемы

Сон малыша все еще не стабилен из-за бурной активности и прорезывающихся зубов. Он может плакать и стонать во сне.

Общение

Диалоги с карапузом становятся все более продуктивные и интересные: если кто-то спросит, где у кисы глазки, положив перед ребенком картинку с котом, то малыш уже сможет указать на них пальчиком. Он также покажет, где носик у мамы и губки у папы.

Мама и папа - неисчерпаемый источник информации для малютки, а вернее - проводники. В этот период малыш постоянно «просит» их поводить его по квартире за ручки - он уже умеет так «ходить» с помощью взрослых. Ходунки облегчат эту задачу, но увлекаться не стоит, так как они могут оттянуть момент первых шагов ребенка.

10 месяц

Сон

Сон сокращается до 13-14 часов/сутки. 10 часов - это ночной сон, и 3-4 часа - дневной (2 раза по 1,5-2 ч.).

Детишки этого возраста часто и без видимой причины плачут ночью. Маме приходится по нескольку раз вставать к кроватке малыша и укачивать его. Эта так называемая стадия «страха разлуки» с мамой - явление нормальное. Даже те малыши, которые от роду спят в кроватках самостоятельно, проходят эти этапы детских ночных страхов. Оставляйте на ночь светильник и всегда будьте рядом, если малыш вдруг заплачет.

Перед дневным отдыхом малыш может долго крутиться и вертеться - это может усугубиться в тот момент, когда у него получится встать самому на ножки в кроватке. Теперь он будет проделывать этот «фокус» много раз перед вами, прежде чем уснуть.

Что умеет

  • Встает на четвереньки с живота, стоит и раскачивается в этом положении.
  • Стоя на четвереньках, может поднять одну руку и попытаться достать какую-то вещь.
  • Устойчиво сидит и не заваливается на бок, если тянет ручку в сторону.
  • У него появляется так называемый «пинцетный захват»: он берет мелкий предмет двумя пальчиками - большим и указательным.
  • Очень удивляется, если, ожидая услышать какой-то знакомый звук, издаваемый кем-то или чем-то, он слышит другой. Этот момент можно использовать в игре.
  • Смеется, если смеется мама или папа.

Развиваем ребенка

Предоставьте крохе простор для ползания. Для этого расчистите пространство и уберите из него все опасное для него.

Покажите ребенку, как слезать с дивана: положите его на животик, разверните попой и спустите ножки. Вскоре он начнет это делать сам.

Для развития мелкой моторики предлагается поиграть с крупой, зерном, макаронами: рассыпьте все это в глубокий поднос и дайте малышу покопаться в нем. Он будет перебирать крупу ручками и пересыпать ее.

Во время купания теперь можно тоже играть: возьмите стаканчик с дырочками на дне и налейте в него воду - она польется из дна струйками. Малыш будет пытаться поймать эти струйки и удивляться, почему они не ловятся. Обычная ворона тоже подойдет для этой цели.

Дайте крохе бумагу, пусть он ее разрывает на кусочки. Считается, что этот навык - разрывать бумагу - очень важный показатель правильного развития малыша.

Возможные проблемы

  • Аллергия на прикорм.
  • Прорезывающиеся зубы.

Общение

Покажите малютке фотографии, на которых запечатлены его близкие - мама, папа, бабушка, дедушка и т. д. Малыш обязательно узнает их.

10-ти месячные дети начинают «чувствовать» музыку: если раньше они пассивно слушали песенки и мелодии, то теперь они начинают пританцовывать и двигаться под ритм. Поэтому продолжайте танцевать с ним и петь ему ─ это способствует развитию его музыкальных способностей.

У малыша новая «фишка»: он научился указывать пальчиком на то, что его интересует. Отныне мама и папа будут вести кроху туда, куда он попросит, указав пальчиком, и рассказывать о том предмете, на который он показал. Если реакции на его «пальчик» не будет, карапуз начнет нервничать.

11 месяц

Сон

Ночной сон длится 9-10 часов, а днем малыш спит 2 раза по 1,5-2 часа. Так как жизнь крохи становится более динамичной, чем раньше, у него с каждым днем появляется все больше умений и навыков, то особое значение приобретают ритуалы перед сном, которые помогут расслабиться и настроиться на сон. Как правило, к этому моменту вы давно используете какие-то приемы для укладывания - продолжайте это делать.

Что умеет

  • Самостоятельно встает на ножки, держась за опору. Переступает с ножки на ножку, может так ходить внутри кроватки.
  • Стоит, держась одной рукой, а другой тянется за предметом.
  • Может наклоняться или присаживаться, держась за опору.
  • Бросает игрушки в игре.
  • Многие малыши на этой стадии уже реагируют на свое имя, могут делиться предметами и по просьбе «Дай маме зайчика» протянуть его.
  • Показывать жестами «До свидания» и «Иди ко мне», грозить пальчиком, указывать на предмет пальчиком.

Развиваем ребенка

Ребенку все интереснее становятся книжки. Покупайте ему с картинками, рассматривайте их и рассказывайте, что где изображено. Если это котик и утка, то имитируйте мяуканье или кряканье, если машинка, то звук двигателя.

Игра в телефон полезна с точки зрения обучения диалога: «звоните» малышу с игрушечного телефона, давайте ему трубку, пусть он «отвечает». Звонить можно куклам и мягким игрушкам.

Учим ребенка различать понятия «теплый» и «холодный»: дайте ему что-то холодное (например, овощ из холодильника), а потом теплое.

Очень важны игры, где подстегивается мелкая моторика. Можно использовать те, в которые вы играли до этого (крупы, зерна). Предоставляйте крохе больше дидактического материала для ознакомления с новыми поверхностями и текстурами (камешки, ракушки, древесина, песок и т. д.).

Большинство карапузов открывают для себя лестницу и ступеньки. Несмотря на то, что эта «игрушка» может быть очень утомительной для родителей, не ленитесь водить малыша по ней.

Теперь малышу интересны сюжетные игры: он с удовольствием кормит слоника с ложечки и укладывает спать. Можно устраивать диалоги между зверями, так - через ролевую игру ─ малыш учится здороваться, говорить «спасибо» и т. д.

Возможные проблемы

  • Отказ от менее однородной пищи, которая не так хорошо измельчена. Малыш может давиться пищей кусочками, так как он к ней не привык. Продолжайте пюрировать пищу, но параллельно давайте ему корочки хлеба, детское печенье, очищенную морковку, сушку. Постепенно он научится жевать.
  • Малыш может отказаться есть что-то новое, так как к этому времени у него уже появились любимые блюда.

Общение

11 месяцев - возраст большой активности, которую нельзя ограничивать. Не требуйте от малыша усидчивости, он не будет сидеть час и играть в пирамидку или рассматривать книжки: ему это будет интересно не более 5 минут.

Манеж тоже перестал быть «спасением» для мамы, отныне малыш требует движения и только движения. Он загоняет вас по квартире, так как ему обязательно нужно будет заглядывать именно туда, куда нельзя, вам придется бесконечное количество раз поднимать его к верхней полке, чтобы он мог поближе рассмотреть часы или картину. Он уверенно берет ваши руки и показывает, что хочет, чтобы вы его поводили по жилищу. Спина будет болеть, ноги отваливаться, но нужно набраться терпения, ведь это очень важно для развития вашего ребенка.

12 месяцев (1 год)

Ваш малыш совсем недавно появился на свет.

И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.

Календарь развития малыша по месяцам

1 месяц

В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.

В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.

2 месяца

В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.

В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.

3 месяца

В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.

В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.

4 месяца

В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.

Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.

5 месяцев

Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.

Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.

6 месяцев

Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».

Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.

Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.

7 месяцев

Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.

Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.

Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.

Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.

8 месяцев

Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.

Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.

В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.

Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.