Детские экологические праздники. Летний экологический праздник в детском саду

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесное царство»

Составитель: Охатрина Е.В.

Цели:

Образовательные:

— закрепить представление о лесе, его богатстве и жителях леса.

Развивающие:

— развивать у детей наблюдательность;

— совершенствовать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— прививать любовь к прекрасному.

Оборудование: кленовый листок - письмо; эмблемы для команд «Ягоды» и «Грибы»;шишки, листочки. мячи, обручи.

Ход:

В записи звучат звуки леса: шум листвы, пение птиц, журчание ручья. На полу разбросаны листья разных деревьев. Дети заходят в зал, встают в круг.

Ведущий: Ребята, послушайте загадку:

Дом с колоннами стоит.

Зеленой крышей он покрыт,

И руками-ветвями шевелит,

Для птиц, зверей открыт.

(Лес)

Ведущий поднимает с пола кленовый листочек и читает:

Кто-то бросил мне в оконце

Золотое письмецо!

Может, это лучик солнца?

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Ведущий: Дети, это кленовый листочек приглашает вас в лес погулять и поиграть.

Звучит тихая музыка.

Дети идут за воспитателем, произнося слова:

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет-ждет?

Мы по лесу шли-шли

Только шишку нашли.

И лягушку повстречали.

Лягушка-попрыгушка,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки!

Ведущий: Ребята, вот мы с вами и пришли в лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ведущий: Ребята, а какой сказочный герой живет в дремучем лесу? Правильно — Баба Яга.

Под музыку в зал влетает Баба Яга.

Баба Яга: Я - Баба Яга, костяная нога! Где из меда река, кисель - берега, там живу я века, ага-га-га.

Ведущий: Ну что ты детей пугаешь? Посмотри, как у нас здесь весело, красиво, сколько гостей в лесу! Лучше бы с нами повеселилась да поиграла.

Баба Яга: Ну, хорошо! Приготовила я для вас игру на внимание, Сейчас проверю, какие вы в лесу внимательные.

Ау-ау-аукаем,

По лесам, полям приаукиваем.

На зов ответит зовом,

На слово тем же словом,

На стих ответит смехом…

Нам отвечает …эхо!

Игра на внимание «Эхо». Дети произносят только окончания слов.

Собирайся, детвора!

(ра-ра)

Начинается игра!

(ра-ра)

Да ладошек не жалей!

(лей-лей)

Бей в ладошки веселей!

(лей-лей)

Как поет в селе петух?

(ух-ух)

Вы уверены, что так?

(так-так)

А на самом деле как?

(как-как)

Это ухо или нос?

(нос-нос)

Или, может, сена воз?

(воз-воз)

Вы хорошие всегда?

(да-да)

Или только иногда?

(да-да)

Не устали отвечать?

(ать-ать)

Разрешаю помолчать!

(ать-ать)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо играли! А сейчас давайте разделимся на две команды.

1 этап. «Разминка»

Задание 1. Узнаем названия команд. В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды.

Баба Яга: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. Кто быстрее преодолеет болото. Итак, начали.

(На пути расставлены «кочки» — круги из картона или кольца.)

Ведущий: давайте еще поиграем.

Уж ты, лес-лесок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек.

Игра «Дождь, грибы и грибники». Дети (грибы) сидят. Идет дождь. Грибы растут - дети медленно встают. Музыка меняется, дети танцуют. Идут грибники. Дети (грибы) замирают. Если кто-то пошевелится, грибники заберут грибок в лукошко.

Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей).

Баба Яга:

Вы наверное устали

Отдохнуть вам всем пора,

Ну а чтобы не скучали,

Вам загадки знать пора.

Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.

Команды по очереди отгадывают загадки.

1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок -

И остался стебелек. (Одуванчик.)

2. Девчонки - невелички, А сердце золотое,

Пушистые реснички сияют белизною,

На ветру качаются, Всем улыбаются. (Ромашка.)

3. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встретился с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)

4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой -

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,

Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)

5.У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

6. Белые фонарики на зеленой ножке.

Я их летом встретил на лесной дорожке (ландыши)

Ведущий: — Звонче музыка играй, всех на танец приглашай.

Цветок приглашает цветок в пляс веселый на лужок.

Танец «Вальс цветов»

Задание 2:

конкурс - «Носильщики»:

4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также нелегко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. Жюри подводит итоги.

Задание 3:

Ведущий: Следующее задание для самых выносливых ребят и называется оно «Репка». Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку. Жюри подводит итоги.

Баба Яга: Ребята, а я еще знаю игру, которая называется «Угадай-ка». Вы готовы?

Дети: Да!

— Где растет слива? В саду или в лесу? (В саду)

— Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

— Про какую ягоду говорят: «В сенокосе горька, в мороз сладка»? (Рябина)

— Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел? (Гриб)

— Ягода, из которой девочки делают бусы? (Рябина)

— Зверь, который сушит грибы на сучьях? (Белка)

— Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды? (Шиповник)

— Какой ягодой любит лакомиться медведь? (Малина)

Баба Яга: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Кто быстрее соберет в обруч». У вас здесь две команды.

1. Игра «Кто быстрее соберет в обруч»

Дети делятся на две команды, Баба Яга рассыпает шишки и листочки, и предлагает им собрать их каждый в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке и по одному листочку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.

2. «Лесная эстафета»

Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят деревья. Дети выполняют задания:

— Обежать дерево;

— Обежать дерево два раза;

— Обежать два дерева, описывая восьмерку;

— Не обегать дерево, а коснуться его рукой;

Баба Яга: Мне так понравилось, ребята, с вами играть. Я больше не буду детей пугать.

Ведущий: Спасибо тебе, Баба Яга. Ребята про тебя танец приготовили.

Исполняется танец "Бабка Ёжка".

Ведущий: Дети, а нам с вами пора возвращаться в детский сад!

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь-

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч!

«Мы – друзья природы». Сценарий праздника по экологии на улице для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: создать радостную, праздничную атмосферу; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Программные задачи:
1. Закрепить с детьми полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, цветах, деревьях, полезных растениях.
2. Закрепить правила поведения на природе, в лесу. Вызвать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым; бережное отношение к растениям.
3. Упражнять детей в умении имитировать повадки животных, птиц, насекомых в танцевальных композициях; закрепить музыкальный материал на экологическую тему.

Материал и оборудование:
Флажки и искусственные цветы, солнце для украшения площадок;
цветные мелки по количеству детей;
шапочки одуванчика, медведя, лисы, жука - для детей,
Воробья, зайца - для взрослых;
искусственные веточки березки(2 шт. для солистки в хороводе), разноцветные платочки по количеству детей;
султанчики (2 шт) для ребенка -«дождика»;
игрушечный телефон.
Засушенные листья подорожника, бинт, мазь.

Оформление:
Участки оформлены флажками, шарами, цветами. Под деревьями сидят игрушечные животные: медведь, лиса, заяц, ёжик.

Действующие лица:
Заяц Коська, Воробей, ведущая - взрослые,
Одуванчик, Медведь, Лиса, Жук, Ёж - дети.

Ход праздника.
Дети средней и старшей группы собираются на площадке перед зданием детского сада.
Вед. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая замечательная сегодня погода: светит солнышко, тепло. Хотите отправиться на прогулку в лес?
Дети: Да!
Вед. - Тогда занимайте места в вагончиках, поедем в лес на поезде.

Танцевально-ритмическая композиция на песню «Паровоз-букашка»
(в конце дети «приезжают» на лесную полянку - на первый участок).

Вед. - Вот мы и приехали. (звучит фонограмма пения птиц) Выходите из вагончиков. Посмотрите, как красиво в нашем северном лесу: пробивается первая зеленая травка, весело поют птички, светит яркое солнышко, березки развесили свои сережки.

Ребенок:
- Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

Вед. (подходит к девочке-солистке, дает ей в руки искусств. веточки березки, девочка-березка встает в центр)
- Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет.
(Дети встают в круг, ведущая раздает им платочки, в центре - девочка-солистка с веточками в руках)
Хоровод «У березки», сл. и муЗ. С.Насауленко

Вед. — Спасибо тебе, березка, повеселила ты нас, распотешила. Ребята, а что вы можете рассказать о целебных свойствах березы?
(ответы детей)

Вед. - Правильно, у березки целебные почки, листья. Их настаивают, а потом лечат многие заболевания. Очень целебный березовый сок. А с березовыми вениками ходят в баню любители попариться и похлестать себя веничком.

На полянку под музыку подскоками прибегает Заяц Коська.
Заяц Коська - Привет! Я - Заяц Коська, целый день бегаю по лесу, всё узнать хочу: » Кто?» да «Что?» , да «Зачем?» А вы кто такие?

Дети - Мы - ребята из детсада!

Заяц - А вы со мной хотите погулять по лесу?

Дети - Да!

Заяц Коська - Тогда пойдемте искать где-нибудь, чего-нибудь!

(Заяц скачет подскоками впереди, Дети - за ним. Проходят по траве между участками, возвращаются на свой участок. Там стоит Воробей, делает разминку)

Заяц Коська - Привет! Ты кто?

Вороб ей - Я - веселый Воробьишко, серый маленький плутишка,
Я беспечен и болтлив, и пуглив, чив-чив-чив!

Заяц Коська - А что ты тут делаешь?

Вороб ей - Скоро сюда прилетят другие Воробьи, и у нас начнется Воробьиная дискотека.

Вед. - А мы тоже очень любим танцевать, потанцуй с нами, пожалуйста!

Вороб ей - С удовольствием, но сначала хочу узнать, знаете ли вы птиц?
Поиграем в игру: я буду называть птиц, но если ошибусь и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Итак, начнем!

Игра » Прилетели птицы«:
Вороб ей - Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(дети топают-хлопают) Что неправильно?
Дети - мухи!
Вороб ей - А мухи - это кто? (ответы детей) Правильно, насекомые!

Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны! (дети топают-хлопают) Какое слово лишнее?
Дети - макароны!

Вороб ей - Начинаем снова:
Прилетели птицы: голуби, лисицы (дети топают - хлопают)
Что неправильно? (лисицы!) Лисицы - это кто? (ответы детей)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи, комары. Кукушки…(дети топают) (неправильно - комары);

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, лебеди, скворцы… (дети на топают) - все вы молодцы!

Вед. - Вот видишь, Воробьишко, наши дети не только знают птиц, но заботятся о них. Сделали интересные кормушки для птиц. На пргулке мы их подкармливаем хлебом и зернышками. А на нашем участке вороны свили гнездо и высиживают птенцов. Дети охраняют гнездо и не обижают птиц.

Вороб - Какие вы молодцы! Тогда для вас

«Вороб ьиная дискотека!» (дети исполняют танец вместе с Воробьем и Зайцем - Ю.Антонов из сказки «Про кузнечика Кузю»)

Заяц - Здорово поплясали! Но нам пора бежать дальше - узнать: «Кто?», «Что?» да «Зачем?»
До свидания, Воробьишко!
(в это время другой воспитатель надевает ребенку. Исполняющему роль Одуванчика. Шапочку и сажает его на стульчик на участке)

Вед. - Ой, ребята, смотрите - муравейник. Скажите, можно его разрушить, поломать?

Дети - Нельзя, это - муравьиный домик. Муравьишки очень трудолюбивые, могут нести груз даже больше по весу, чем они сами. Муравьи - полезные насекомые.
Коська, а наши ребята знают про муравья веселую песенку, хочешь послушать?

Заяц - С удовольствием!

Песня «Муравей», муз. Л.Абелян, сл. В.Степанов

Заяц - Замечательная песенка! А теперь осторожненько обойдем муравьиный домик и пойдем дальше.
(дети за Зайчиком переходят на другую площадку. На пеньке сидит грустный «Одуванчик»

Заяц - Привет! А ты кто?

Одуванчик - Отгадайте загадку:
«Горел в траве росистой фонарик золотой,
Потом померк. Потух и превратился в пух;
Пушистый, белый, а не зайчик,
Я просто белый… (одуванчик)

Вед. - А что ты тут делаешь? И почему ты такой грустный?

Одуванчик - Пришли в лес люди, оборвали вокруг все цветы. Я остался один-одинешенек, мне так грустно!

Вед. - Не расстраивайся, милый Одуванчик, наши дети не такие: они не рвут цветы, берегут природу. А чтобы тебе было не грустно одному, мы сейчас тебе подарим целую цветочную поляну.

(ведущая предлагает детям нарисовать цветными мелками на асфальте возле участка цветочную поляну. Во время рисования звучит песня в исполнении Ю.Антонова » Не рвите цветы«)

После окончания работы Цветок говорит:
- Спасибо вам, милые друзья! Теперь я снова не один, а со своими братьями и сёстрами!

Заяц - До свидания, Одуванчик! А мы пойдем дальше! Бегут заЗайцем, (звучит фонограмма дождя. Выбегает «дождик» (ведущая дает ребенку султанчики) и «мочит всех дождем»)

Заяц - Ой, дождик пошел!

Вед. - Давайте порадуемся весеннему дождику, поприветствуем его.

Дети говорят закличку:
- Уж дождь дождем! Мы давно тебя ждем!
С чистой водицей, с шелковой травицей,
С лазоревым цветом, с теплым летом!

Игра «Ай, гу-гу!»
Танец «Разноцветная игра»

Вед. - Вот и закончился дождик, снова светит яркое солнышко, а на траве переливается всеми красками роса. А вдали, посмотрите, светит всеми красками красавица радуга-дуга!
Пойдем, заяц Коська, с ребятами еще погуляем по лесу. (переходят на следующую площадку, на ней стоят скамейки.

Вед. одевает шапочки детям, исполняющим роль зверей, и отводит их за деревья, остальным детям предлагает присесть, отдохнуть на лесной полянке)

На участке появляются зверята: Медведь идет, сильно хромает; Лиса держится за нос, Жук придерживает крыло, Ёж идет еле-еле. Все они жалобно стонут, затем жалобно здороваются с детьми.

Заяц - Что случилось? Почему вы стонете? Расскажите, пожалуйста!

Медведь - Шел я к воде напиться и наступил на осколок стекла. Он вонзился мне в лапу, сколько крови я потерял! Спасибо цапле. Она клювом вытащила острый осколок от бутылки и промыла мне лапу. До сих пор хожу еле-еле, так болит… а-а-а!

Жук - А на меня кто-то наступил, крылышко мне повредил, теперь летать не могу - еле ползаю…

Еж - Мне совсем худо. Свернулся я в клубок, покатился с горки и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Еле выбрался, но иголочки и ножки сильно обжог!

Лиса - А мне-то как не повезло! У меня уже неделю нос не заживает. Иду я по лесу, вижу - банки пустые консервные валяются, а из них так вкусно пахнет рыбкой! Захотелось мне полакомиться, сунула нос в банку - там и есть-то оказалось почти нечего, а нос сильно поранила, кровь шла, болит до сих пор… а-а-а! И помочь некому.

Вед. - Вам может помочь Доктор Айболит.

Медведь - Айболит живет в сказке, а мы в обычном лесу живем.

Заяц - Что же делать?
Вед. - сейчас я попробую позвонить Айболиту по сказочному телефону.
(достает телефон, набирает номер, говорит:
«Здравствуйте, доктор Айболит! К нам пришли звери, приполз жук… - всем им нужна помощь
(пауза)
Не сможете? Ну что ж. мы постараемся. До свидания (кладет трубку)

Доктор Айболит сказал, что у него много больных зверей и птиц. Он очень занят и просил нас самим помочь больным.

Давайте лечить зверей:
Посмотрите, у меня с собой аптечка. Как мы можем полечить Мишкину лапу?
Правильно, нам нужен подорожник и бинт.
Иди,…, забинтуй мишке лапу.
А вот этой мазью смажем лисичке носик.
Ёжику поможет вот эта мазь, от ожогов.
А крылышко жуку мы поднимем и привяжем его.
(Выбранные дети «лечат» зверей. Фоном звучит песня «Раненая птица» или «Не обижайте муравья», Л.Абелян, В. Степанов. Дети подпевают)

Лиса - Спасибо вам, дорогие дети, вы нас вылечили.

Медведь - Нам сразу стало легче, и лапа моя почти перестала болеть.

Заяц - А вы, ребята, знаете, как надо себя вести в лесу, чтобы не причинять вреда диким животным? Ну-ка, скажите, что нужно было сделать, чтобы мишка не повредил себе лапу?

Дети - Нельзя в лесу бить бутылки и стекла. А если что-нибудь разбилось, нужно собрать все осколки и выбросить их в мусоросборник.

Заяц - Правильно, молодцы! А что нужно было сделать, чтобы в беду не попала Лисичка?

Дети - Нужно было остатки пищи из банки выложить на пенек, а пустые консервные банки забрать с собой и выбросить в городе в мусоропровод.

Заяц - А если захочется из рогатки в птичек пострелять?

Вед. - Таких ребят среди нас нет, И костры в лесу летом нельзя разжигать, тем более оставлять их, не погасив до конца. А спички - это не игрушка, детям их брать нельзя.

Ребенок:
- Нас в любое время года учит мудрая Природа:
Птицы учат пению, паучок - терпению,
Пчелки в поле и в саду обучают нас труду.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ведь большой лесной народ учит крепкой дружбе!

Дети исполняют песню «Мои друзья» муз. А. Базя, сл. Ю.Немнонова

Танец «Не дразните собак» (исполняют дети и все взрослые-участники праздника.

Вед. - Пришла пора прощаться с лесными обитателями. Спасибо тебе, Заяц Коська, что ты погулял с нами по лесным тропинкам. Мы увидели и узнали много нового и теперь еще больше будем любить и беречь природу.

Примите от нас вот эти гостинцы, а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания! (дети и зверята прощаются)

Вед. - Понравилась вам, ребята, лесная прогулка? Занимайте места в вагончиках. Поедем в детский сад.
Под песню «Паровозик из Ромашково» дети «возвращаются» в детский сад.

Приложения.
Хоровод «У березки», муЗ. и сл. С. Насауленко
1 куплет.
На лугу зеленом березка стояла, -дети идут вокруг березки хороводным
И ветвями детям березка кивала. шагом, платочек в правой руке, вторая
рука на поясе, «березка» стоит в центре
круга и качает веточками над головой
вправо, влево.
Проигрыш: А - дети идут в центр, поднимая постепенно руки вверх, «березка» делает «пружинку» с поворотом вправо, влево;
В - отбегают назад, опуская руки.

2 куплет.
Мы стоим внизу, подставляя ладошки, - дети стоят в кругу лицом к березке,
Брось скорей, березка, всем детям сережки! протягивая к березке руки, ладошки
«ковшиком». «Березка» пробегает
внутри круга возле детей и веточками
как бы сбрасывает сережки в ладоши
детям, в конце куплета возвращается
на середину зала.

3 куплет.
Мы березке белой платочком помашем, - Машут, стоя в кругу, березке платоч-
ком (движения рукой вверх-вниз)
У березки белой сегодня мы спляшем! Поочер-но выставляют вперед ногу на
пятку. » Березка» на первую строчку
выполняет «пружинку», на вторую - то
же, что и дети.
Проигрыш: движения повторяются.

Игра «Ай, гу-гу!»
(хороводная)
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга стоит ребенок - «дождик», в руках держит султанчики.
1куплет.
Дети идут по кругу хороводным шагом вправо, «дождик» двигается внутри круга противоходом (влево), машет над головой сультанчиками.
Дети поют:
Ай, гу-гу, ай, гу-гу, не скачи ты на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится,
На лугу-то лужица, голова закружится.

2куплет.
Дети стоят в кругу, повернувшись в центр круга, хлопают и поют. «Дождик» двигается подскоками внутри круга, машет султанчиками над головой.
На конец второго куплета дети разбегаются врассыпную, дождик «мочит» их султанчиками.

Поют:
Ой, вода; ой, вода, детям в лужице беда!
Рассердился дождь весенний - разбегайтесь, кто куда!

Песня «Муравей» муз. Л. Абелян, сл. В. Степанов
1 куплет.
Нес однажды муравей две дощечки для дверей,
Вдруг навстречу рыжий кот грозно вышел из ворот.
Припев:
Не обижайте муравья, его обидеть просто,
Он очень мал, он очень мал, он маленького роста.

2 куплет.
Закричал коту я: «Брысь! Гав-гавгав, поберегись!»
И разбойничьи усы сразу спрятались в кусты.
Припев (тот же)

3 куплет.
В муравьиный дом теперь мне всегда открыта дверь,
Только жаль, что для меня дверь мала у муравья.
Припев (тот же)

Песня «Мои друзья»
Муз.А.Базя, сл. Немнонова
1. Я хотел сорвать цветок,
На цветок сел мотылек.
И сказал я: «Мотылек,
Будет пусть твоим цветок!»

2. Зацепился я за сук,
На суку висит паук.
Я сказал ему: «Паук,
Ты меня не бойся, друг!»

3. Приключилась вдруг беда,
Выпал птенчик из гнезда.
Взял в ладошки я его,
Положил опять в гнездо.

4. Мама - птица в тот же миг
Мне пропела: «Чик-чирик!»
Улыбнулся я в ответ
И сказал: «Живи сто лет!»

5. Есть вокруг меня друзья,
Это знаю точно я.
Даже маленький сверчок
Мне товарищ и дружок!

Название: Сценарий праздника по экологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Мы – друзья природы»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ г.Мурманска № 62
Месторасположение: город Мурманск, Россия

Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Экологические праздники в детском саду: участие детей

При подготовке к экологическому празднику важно учесть возможности детей и имеющиеся у них умения и навыки:

  • Так, например, в младших группах детей учат принимать посильное участие в праздниках – одни дети смогут хорошо рассказать стихи, другие станцевать.
  • В средней группе у дошкольников воспитывают желание принимать участие в праздниках.
  • Детей старшей группы привлекают к участию в подготовке праздничного мероприятия, например, оформлению группы или зала.
  • В подготовительной группе дети способны принять активное, разнообразное участие в подготовке и в проведении праздника.

Экологические праздники в детском саду: оформление

В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.

Должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

  • рисунков «Береги лес от огня»,
  • поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,
  • кормушек «Птичий городок»,
  • веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

Экологические праздники в детском саду: сценарий

Экологические праздники предполагают использование в сценарии знакомый детям материал:

  • стихи разных авторов в исполнении детей или взрослых о природе;
  • песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;
  • танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с зонтиками» и другие;
  • небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например, «Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.

В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводится играм. Это будут экологические игры. В зависимости от возраста детей можно использовать предметные, словесные и подвижные игры соответствующей тематики.

В младшем и среднем возрасте это будут простые предметные игры. Например, можно провести игру «Угадай на вкус», в которой детям предлагают узнать на вкус знакомые овощи и фрукты. В командной игре «Собери цветок» дети собирают из лепестков цветы – ромашку и ноготки. У цветов одинаковое количество лепестков, побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

С детьми старшего возраста на осеннем празднике можно провести игру «Съедобный грибок положи в кузовок», в которой дети собирают в корзинку только съедобные грибы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной будет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побеждает команда, которая быстрее растопит льдинку.

Дети второй младшей группы уже с удовольствием играют в такую словесную игру, как «Летает – не летает». В игре «Большие и маленькие» дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные слова, например, большое яблоко – маленькое яблочко. С возрастом игры в детском саду усложняются. В игре «Прыгает, плывёт, летит» детям предлагается показать действие называемого предмета (кузнечик прыгает, льдина плывёт, бабочка летит). Такие игры можно использовать на празднике как организационный момент, так как участие в таких играх принимают все дети сразу.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль».

В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

Экологические праздники в детском саду: как организовать

Экологические праздники в младших группах организуют силами сотрудников детского сада. В этом случае дети будут только зрителями. Оптимальный вариант – это показ кукольного театра, театра на ширме. Малыши очень эмоционально реагируют на такой показ. Вместе с тем, как показывает практика, дети младшей группы не очень воспринимают переодевание взрослых и старших детей в сказочных и других персонажей.

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.

Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара.

Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.

Экологические праздники в младшей группе проводят по темам наиболее понятным для малышей, например, осенний праздник «Собирай урожай», весенний праздник «В гостях у Весны». У детей, начиная со средней группы , кругозор расширяется, углубляются знания. Поэтому экологические праздники охватывают различные темы. Например, летний праздник «Большая Вода» со стихами, песнями о воде и дожде, играми, танцами морских обитателей, конкурсами с водой, выходом морского царя Нептуна.

Можно организовать экологический праздник «Цветочные сны» о садовых цветах с соответствующими стихами, песнями, танцами, конкурсами «Сплети веночек» или «Летний букет».

Как вариант, праздник «Путешествие к Старичку-Лесовичку», на котором дети путешествуют по «лесной стране» и выполняют задания: отгадывают загадки по определённой теме, складывают пазлы, рисуют рисунок и др.

Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вручением символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний праздник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде колосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают блинами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных, птиц, цветов и другое.

Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».

Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию.

С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки.

Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

Наше исследование было направлено на изучение эмоционального отношения к неживой природе у детей и их отношения к экологическим праздникам.

В ходе обследования были получены следующие результаты: праздники для детей являются неприоритетным видом деятельности, педагог не старается активизировать всех детей для участия в подготовке и проведении праздников, не проявляют желание участвовать в праздниках, активности при подготовке к празднику не наблюдается.

Таким образом, нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении экологических праздников.

По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанного плана проведения экологических праздников нам удалось его успешно реализовать и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом.

Представляем вашему вниманию конспекты экологических праздников для работы с детьми дошкольного возраста:

Экологический праздник №1

«Земля – наш общий дом!»

Цель: закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к неживой природе; закрепить пройденный материал; развивать положительное эмоциональное отношение.

Подготовительная работа: проведение предварительных занятий – «Защитим Землю!» и «Кто живет на Земле?»; на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют обитателей Земли и готовят выставку на тему «Портрет Земли»; педагог вместе с детьми готовят приглашения на праздник для родителей; дети разучивают загадки и стихи; разучивают необходимые для праздника песни и танцы.

Действующие лица: Ведущий, Учитель, Незнайка, дети старшей группы.

Оформление зала: на центральной стене зала – панно с изображением земного шара, вокруг него изображены различные животные, насекомые и растения (цветы, деревья), над панно надпись «Земля – наш Дом!». На боковых стенах оформлена выставка детских рисунков на тему: «Портрет Земли».

Ход праздника:

Под «Скерцо» Ю. Чичкова в зале появляются дети старшей группы, на некоторых – шапочки птиц, зверей, цветов, насекомых. Дети произвольно танцуют изображая различных представителей Земли. После танца дети выходит ведущий.

Ведущий: Много раз мы встречали праздники в этом зале, но таких, как этот, мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День Земли – нашего общего дома.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц и зверей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Вдруг в зал вбегают Незнайка и Учитель:

Учитель: Незнайка, если ты не будешь знать о том, что такое Земля и кто на ней живет, с тобой будет не интересно остальным ребятам!

Незнайка: Да я все и так знаю!

Учитель: А мы сейчас это проверим, согласен.

Незнайка кивает головой в знак согласия. Учитель показывает картинки с изображением различных животных и насекомых.

Учитель (показывая изображение коровы): Кто это?

Незнайка: собака!

Учитель: Да разве ж это собака! Ребята кто это? Верно, молодцы! Это Незнайка корова! А это кто? (изображение бабочки).

Незнайка: муха!

Учитель: Незнайка это совсем даже не муха, ребята кто это? Правильно, это бабочка! Как ты мог перепутать бабочку с мухой!?

Незнайка: А что! У нее тоже есть крылья!

Учитель: Ну что с тобой делать, даже не знаю.

Ведущий: Уважаемый Учитель, а давайте мы с ребятами попробуем помочь Незнайке, научим его отличать бабочку от мухи и расскажем о нашей планете!

Учитель: Ой, даже незнаю… а хотя… может он хоть ребят послушает и чему-нибудь да научится! (Уходит).

Ведущий: Ну что Незнайка хочешь, чтобы ребята тебе помогли?

Незнайка: Хочу!

Ведущий: Ну, тогда слушай и смотри. Я буду загадывать загадки, а ты Незнайка и вы ребята если их отгадаете, то они оживут…

Клювы желтые, лапки красные, большие,

Вперевалочку идут; если надо поплывут.

Незнайка: У-у-у, какая трудная загадка…

Ведущий: Помогите ребята, кто это? Верно – это утята!

В зал вбегают дети в шапочках утят и исполняют танец.

Ведущий: Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Дети отвечают хором. В зал вбегают «дети- ежики» с корзинками и предлагают поиграть в игру «Кто быстрее соберет ягоды и грибы». Дети делятся на 2 команды, «дети-ежики» высыпают содержимое корзин и дают задание: 1-ая команда – обирает грибы, а 2-ая – ягоды.

Незнайка: Здорово, теперь я знаю что на Земле живут веселые и забавные ёжики.

Ведущий: На лужайке возле речки

В травке прыгает ….

(кузнечик)

В зал вбегает Кузнечик и предлагает всем исполнить танец «Прыг – скок».

Ведущий: Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

(муравей)

Выход Муравей, читает стихотворение.

Ведущий: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

Исполняется «Танец бабочек».

Ведущий: Видишь Незнайка как много животных и насекомых живет на планете Земля, ни их гораздо больше – ребята каких животных вы еще знаете? (дети по очереди говорят варианты)

Незнайка: Как здорово, а я и не знал что рядом с нами живет так много разных животных! Теперь я с ними со всеми буду дружить!

Ведущий: Молодец! С обитателями Земли действительно нужно дружить, но им нужна и наша защита. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор».

Всем зрителям раздаются красно-зеленые карточки.

Ведущий: Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как дети ведут себя на природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то зажигайте зеленый свет, а если нет – то красный.

№1: Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. Ребята вырыли яму и сложили в нее весь мусор.

· Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?

№2: Света с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа Светы спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже поступал так – и следы от машин остались надолго. Поэтому на этой земле почти не росла трава. Светины родители решили в лес не въезжать. Они поставили машину на обочине дороги и отправились в лес пешком.

· Правильно ли поступили Светины родители?

№3: Андрей спросил папу: «Почему растения растут только в земле, а не в глине, например?» Папа ответил: «В земле много питательных веществ, которые необходимы растениям, и земля лучше чем глина впитывает воду».

· Верно ли ответил папа на вопрос Андрея?

Ведущий хвалит детей и в зале появляется Учитель Незнайки.

Учитель: Ну, что как у вас дела?

Ведущий: Превосходно! Незнайка расскажи чему научили тебя ребята!

Незнайка: Теперь я знаю какие животные и насекомые живут рядом с нами, и как правильно относится к нашей Земле, чтобы она была красивой. Мне так понравилось узнавать, пойдем скорее, расскажи мне еще что – нибудь!

Учитель: Ребята спасибо вам большое, вы нам очень помогли! (собираются уходить)

Ведущий: Подождите, останьтесь! Ребята хотят подарить вам в подарок песню «Земля наш дом» (Р.Рождественский.)

После исполнения песни дети и родители принимают участие в хороводе «Давайте дружить!» на муз. Р. Габичвадзе.

Экологический праздник

«Праздник Солнца»

Цель: закрепить знания о солнечной системе (в большей части о Солнце); обобщить и расширить знания детей о значении солнца в жизни живых организмов; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение

Подготовительная работа: проводиться занятие «Солнечное царство, космическое государство»; формирование команд; закрепить техники нетрадиционного рисования.

Действующие лица: Ведущий, 2 команды.

Оформление зала: на центральной стене изображено Солнце, по обе стороны от него написаны названия команд – участниц, выше – изображение голубя (символ дружбы и честного соревнования).

Ход праздника: Муз. из песни «Выглянуло солнышко».

Ведущий : Здравствуй, солнце ясное

И земля прекрасная!

Здравствуй, матушка-природа

И хорошая погода!

Представление команд. В составе команд по 8 – 10 человек.

1-ая команда: «Солнечные лучики»

2-ая команда: «Солнечные зайчики»

Конкурсы:

  1. приветствие команд (название, девиз, стих или песня).
  2. кто больше назовет определений: Солнце, какое оно? Поочередно по одному слову от команд.
  3. нарисовать солнце нетрадиционным способом: Мат-ал – краски, мятая бумага, кисти, вода, щётки. Дети по – желанию пользуются руками. Участвует вся команда.

Музыкальная пауза. Исполняются песни о Солнце и лете.

  1. изобразить солнце всей командой.
  2. конкурс капитанов: Солнечный зайчик. Капитаны команд изображают «солнечного зайчика».
  3. поймай «Солнечного зайчика». Играет вся команда. Команда образует круг, взявшись за руки, «солнечный зайчик» соперника пытается войти в круг и выйти из круга. Побеждает тот «зайчик», который сделает больше входов и выходов.

Музыкальная пауза. Дети исполняют танец «Бабочки и Солнце».

  1. домашнее задание: Костюм Солнца. Демонстрация костюмов для солнца.
  2. «Я – Солнце!»: участвует один человек из команды, нужно представить себя солнцем и быстрее соперника «испарить» воду (дети вычерпывают воду).
  3. муз. конкурс: исполнить песню о солнце всей командой.

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Ведущий: Солнце светит, солнце греет

И детей оно лелеет.

Загорайте, детки, сил вы набирайтесь.

Чтоб здоровы были, вы уж постарайтесь.

Капитан 1-ой команды:

Утром встали по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Свежий воздух мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Капитан 2-ой команды:

Спасибо, Солнце, что ты есть

Тебе хвала, тебе и честь.

Ведь без тебя померкло б небо,

Не выросло бы в поле хлеба.

Ведущий: И гимн мы солнцу все поем

Раз солнце светит мы…

Все: Мы живем!!!

Литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.

2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.

3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.

5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с.

«Экологические праздники и досуги»

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

План

1. Значение и роль праздников и развлечений в экологическом воспитании дошкольников

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста

3. Подготовка и методика проведения экологических праздников и развлечений

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Библиография

1. Значение и роль праздников и развлечений в эколог ическом воспитании дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Необходимо охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Праздники и развлечения -- яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Музыкальные экологические праздники поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой поддерживает у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы и окружающему миру. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формируя его личность. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злым, голодным волком, то красивым, нежный цветком, трусливым зайцем, неуклюжим косолапым медведем. Музыкальные движения способствуют не только закреплять знания экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств - любви, симпатии, состраданья, восхищения, удивления - созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал, или площадка детского сада, нарядные костюмы - создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

Важность в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, в сознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, весеннему возрождению, летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Одним из значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб виденья планеты, ее значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части.

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечени й с детьми дошкольного возраста

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября -- это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая -- день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20--30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45--55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Но, конечно, нужны и новые номера.

3. Подготовка и методика проведения экологи ческих праздников и развлечений

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ - подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; праздник экологический воспитание дошкольник

обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально - физиологической нагрузки.

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Наш дом - Земля

(Экологическое развлечение - подготовительная группа)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Ведущая : Ребята, сегодня 22 апреля отмечается праздник - День Земли и поэтому я вас приглашаю в лес, посмотреть, как просыпается природа от зимнего сна. А отправляемся мы туда на волшебном поезде, закрываем глаза, поехали (звучит фонограмма)

Ведущая : приехали. Посмотрите, какая полянка давайте присядем и чуть - чуть отдохнем (дети рассаживаются на стулья) (звучит фонограмма - голоса природы)

Заходит Царевна Леса с глобусом, украшенным цветами и насекомыми.

Царица : здравствуйте, гости дорогие! Я Царица Леса, рада вас видеть в своем царстве - государстве. Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла земной шар. Вся планета весной расцветает. Поглядите как красиво вокруг нарядно!! Весной просыпаются все насекомые. А каких вы насекомых знаете? А теперь отгадайте загадки (Царица загадывает загадки про насекомых). Молодцы! А вы знаете, что насекомые древнейшие и многочисленные обитатели планеты? Обитают многие не только на земле и в земле, но и в воздухе, и в воде.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, летать, плавать)

Чем питаются? (Зелеными листьями, стеблями, плодами, опавшими листьями; жуки - точильщики - древесной корой; насекомые хищники - другими насекомыми; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов).

Ведущая : Ой, ребята! Посмотрите! Какая птица залетела к нам (на ковре лежит бабочка).

Дети : Нет, это бабочка.

Царица : ребята, расскажите, что вы знаете о строении насекомых? (ответы детей с использованием схем)

Строение насекомых:

· 3 части тела: голова, грудь и брюшко, покрытые хитином, 6 ног, у многих 2 пары крыльев

Как спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки (павлиний глаз, мертвая голова); острым жалом - осы, пчелы).

Какую пользу или вред приносят?

· Насекомые вредители: комары, муха и т.д.

Одомашненные насекомые: пчелы и тутовый шелкопряд.

Какую пользу приносят пчелы? (ответы детей).

Ведущая : А теперь, ребята, давайте расскажем Царевне, как появляются на свет бабочки. (Ответы детей)

Царица : Вы молодцы, но я перепутала карточки, помогите мне восстановить цепочку, как же появляются на свет бабочки. (Игра логическая цепочка)

Ц арица : Правильно, ребята, молодцы!

Раздается тревожная музыка, вбегает кикимора, колдует и на земном шаре появляются вместо цветов тучи.

Царица : О, мой лес, мой дивный лес! Что вы сделали с земным шаром? Ведь все живое погибнет! Слышите, как стонет Матушка-Земля?

Ведущая : Кикимора что же ты наделала! Наши дети знают, что природу нужно беречь.

Кикимора : Это что же такое я наделала? Ой, ой плохо! Нет, я не хочу, что бы так все произошло!

Царица : убирай тогда своё колдовство! Помогай очистить земной шар от пыли и грязи! Мусор убирать!

Кикимора : Согласна, согласна! Только вы уж ребята помогите мне! Я тоже хочу узнать побольше о насекомых. Ответьте на мои вопросы. За правильный ответ фишка.

1. Кто в лесу строит муравейники?

2. Как называется дом для пчел?

3. Почему стрекозу называют хищницей?

4. Где уши у кузнечика?

5. Где живут тараканы

6. На кого охотится божья коровка?

7. Какой вред приносят мухи и тараканы?

Пока дети отвечают на вопросы, Царица восстанавливает земной шар.

Кикимора : Вот теперь я многое узнала! Колдовство разрушила. Поняла, что надо беречь Земной шар! Спасибо вам за науку! Пойду, расскажу всем, почему нужно Землю беречь! (уходит)

Ведущая : И нам пора, ребята возвращаться!

Царица : Спасибо, ребята! Мой лес снова полон сказок и чудес, опять поют соловьи, ожила вся Земля!

Ведущая : Спасибо! До свидания, Царица Леса! Дети, закрываем глаза, возвращаемся.

Библиография

1. Иванова А.И. Живая экология М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М Маневцова М.: Просвещение, 1983

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр « Академия», 2002.

4. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика - Синтез

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздника как средства эстетического воспитании дошкольников. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста. Подготовка к праздничным утренникам, этапы работы. Требования к организации и проведению праздников для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Происхождение народных обрядов и праздников в народной педагогике. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников. Методические аспекты и анализ программы "Детство" дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Роль праздника на Руси. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в детском образовательном учреждении. Сценарий экологического праздника "День Земли".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Психолого-педагогическое значение игр и развлечений детей дошкольного возраста на свежем воздухе. Особенности организации и проведения игр и развлечений на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста. Диагностика уровня развития ловкости у детей.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевых в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Праздники в детском саду и их классификация. Факторы удачного проведения праздника в детских садах. Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе.