Детская истерика: как ее отличить, остановить и что делать для профилактики истерики у ребенка. Истерика у ребенка: что делать, как справиться

Наш автор - Наталия Онацко объяснила, какая разница между сознательной и бессознательной истерикой, какая из них настоящая, подобрала методы воздействия и рассказала о способах профилактики. Все очень важно. Давайте изучать проблему.

Наталья Онацко - мама, инструктор йоги и автор статей.

А настоящая ли?

Сознательная истерика (каприз) - для детей постарше - способ добиться желаемого. Ребенок хочет получить то, что взрослые ему не дают. Видно по глазам, по ребенку, что он кричит, потому что хочет, а не потому, что ему плохо и он не может не кричать.

Бессознательная истерика (настоящая) - ребенок не может справиться со своими эмоциями (усталостью, страхом, гневом, потерей) и не контролирует себя. Истерика разгорается. Видно по накалу, по лицу, движениям, что ребенок не может справиться сам. В обоих случаях ребенок может падать на пол, биться руками и ногами, кричать.

Во время истерики бесполезно пытаться погасить истерику строгим голосом, требовать прекратить ее - сопротивляться тому, что происходит. Обычно такие истерики бывают в возрасте 1-3 лет, когда ребенок не умеет справляться с эмоциями и говорить, что его расстроило.

Как остановить истерику?

Что работает для купирования такого стояния?


Профилактика истерик

Хороший способ справиться с истериками - это их профилактика. Совсем их убрать невозможно - это часть взросления любого ребенка, а посмотреть, что можно изменить в повседневной жизни, чтобы истерик было меньше, нужно.

  • Напитывать любовью, собой, давать физического контакта и вовлеченного общения чуть больше, чем сейчас у ребенка есть потребность, с запасом. Носить на руках, гладить, делать массаж, наслаждаться временем вместе. Это делает малыша спокойнее, увереннее в своем взрослом, дает чувство безопасности. И в целом - меньше тревожности и, соответственно, истерик.
  • Полезные сладости. Понаблюдайте, как ведет себя ребенок после того, как съел несколько конфет или кусок торта. Обычно после сладкого меняется поведение, и он начинает капризничать, становится неуправляемым. Профилактика: с детства приучать к полезным сладостям: финики, изюм, инжир, курага, бананы, батончики на их основе без вредных добавок.
  • Забота о мамином ресурсе. Ребенок чутко воспринимает атмосферу вокруг него. Чем больше тревоги и стресса в семье - тем больше это отражается на поведении ребенка. Для того, чтобы быть готовым к детской истерике, маме нужно быть в ресурсе. А это значит - быть удовлетворенной собой и своей жизнью, чувствовать поддержку и быть защищенной. Это не всегда есть, поэтому вдвойне важны простые вещи: сон, регулярно уделять время себе (хобби, прогулка, маникюр, шопинг), поддержка близких, отдых, качественное питание.

Наполненная энергией мама - значит, где-то истерика, как гроза, пройдет мимо, ее удастся избежать, а где-то - мама легче и быстрее с ней справится.

Проблема истерик у детей разного возраста, основные причины их возникновения. Универсальные шаблоны правильного реагирования родителей на детские капризы. Советы психолога по воспитанию ребенка без подобных проявлений.

Содержание статьи:

Истерика у ребенка - это своеобразный сигнал к действию, активный способ высказать внутренние чувства (обиду, нежелание что-либо делать, отвращение, боль) и показать их с помощью самого эффективного метода. В первую очередь он хочет привлечь к себе внимание. Иначе он бы просто подошел и высказал свою позицию, мнение или недовольство. Очень часто истерики детей начинаются совершенно внезапно и в самом неподходящем месте (в лечебных, образовательных и других учреждениях, на людях) и тогда, когда ждешь этого меньше всего. Разгадать причину такого поведения в конкретном случае можно далеко не всегда, поэтому родителям необходимо знать, как успокоить ребенка во время истерики.

Причины возникновения истерик у детей


Эмоциональная реакция в виде плача и криков - один из эффективных сигналов о дискомфорте, который может послать ребенок. В некоторых случаях такая реакция свидетельствует не только о прямых потребностях, но и выявляет другие желания, которые малыш привык реализовывать этим способом.

В целом можно определить несколько непосредственных причин возникновения истерик:

  • Единственный способ выражения . Эта причина встречается у крох до 1-го года жизни, когда они не умеют никакими другими путями выразить свои недовольство, дискомфорт, боль, эмоции. Груднички слишком маленькие, чтобы по-другому реагировать на происходящее, поэтому часто закатывают подобные истерики. Чаще всего это происходит, если режутся зубки, болит животик, голова. Ребенок воспринимает такие ощущения, как сильную угрозу,и часто плачет.
  • Незрелость эмоциональной системы . Дети чуть постарше постепенно учатся говорить и могут в некоторых случаях сказать о том, что их не устраивает. Часто ребенок от 1 до 3 лет, несмотря на то, что он может выразить свои чувства иначе, закатывает истерику, так как этот метод ему более знаком. Такое случается и в более старшем возрасте. Это происходит из-за того, что эмоциональная составляющая психики ещё только созревает. Многие процессы не развиты на достаточном уровне, чтобы обеспечить нормальную реакцию на стресс или по-другому выразить внутренние переживания.
  • Манипуляция . Этому своеобразному искусству ребенок начинает учиться уже с 3 лет. В некоторых случаях дети могут манипулировать с помощью истерик в более раннем возрасте, но это случается редко. До этого периода практически все потребности малыша сразу же удовлетворялись, поэтому принять отказ для ребенка впервые очень сложно. Кроме того, дети первый раз сталкиваются с понятием компромисса и разумного выбора. В этом возрасте они быстро понимают, что с помощью истерики можно добиться большего, чем просто словами. Часто это свидетельствует о том, что ребенку уделяется очень мало внимания и к его словам не прислушиваются, поэтому он вынужден выбирать более громкий способ выражения собственных чувств и эмоций.
  • Смена обстановки . Практически для каждого малыша очень важно ощущать стабильность внешних обстоятельств, которые его окружают каждый день. Установленный способ жизни обеспечивает ему чувство благополучия, которое может улетучиться при смене обстоятельств. Рождение второго ребенка в семье, переезд в другой дом/квартиру, начало посещений детского дошкольного заведения, развод родителей и другие причины истерик у ребенка тяжело влияют на психику маленького человека. Часто даже взрослые не в силах справиться с подобными новостями, а для детей они становятся потрясениями. Именно на них часто может развиваться истерическая эмоциональная реакция.

Основные признаки истерики у ребенка


Проявление эмоционального всплеска у детей может быть совершенно разным. В первую очередь это зависит от характера и склонностей малыша. Для некоторых плакать в людном месте неприятно, они стесняются окружающих, а для других лишнее внимание только усиливает истерику. Поэтому на один и тот же фактор разные дети могут реагировать совершенно по-разному. Кроме того, признаки истерики зависят от конкретного возраста, в котором ребенок может себе что-либо позволить, его воспитания и манер.

Существует несколько форм, которые могут быть составляющими эмоционального всплеска ребенка:

  1. Крик . Зачастую это первая реакция, которая запускает собой каскад других. Свидетельствует об остром возмущении, обиде, боли или другом ощущении, которое остро беспокоит малыша в конкретный момент времени. То есть ребенок внезапно начинает кричать, при этом пугая не только родителей, но и окружающих взрослых и детей, что спешат ему на помощь. Во время крика малыш может не видеть и не слышать происходящего вокруг, поэтому слова, обращенные к нему в тот момент, редко приносят пользу.
  2. Плач . Обычная эмоциональная реакция в виде громкого проливания слез чаще всего происходит на публику и с расчетом на ответную защитную реакцию родителей, которые тут же кинутся успокаивать малыша. Простой плач привлекает к себе внимание других детей и ставит ребенка в выгодное положение. Взрослые обращают на него внимание и стараются побыстрее удовлетворить пожелания маленького истерика. Иногда такой плач действительно свидетельствует об физической или психологической боли, которая беспокоит ребенка.
  3. Рыдания . Часто малыш плачет навзрыд, успевая захлебываться собственными слезами при этом. Это признак развернувшейся истерики, которая только набирает обороты. При этом слезы текут ручьями, а всхлипывания добавляют драматичности и горечи в печальный образ. У детей с астмой подобные рыдания могут вызывать чувство нехватки воздуха. Если этот плач правдоподобен, он может навредить здоровью и даже вызвать проблемы с нервной системой в будущем. Длится такая форма истерики достаточно долго, пока родителями (окружающими) не будут предприняты действия, что позволят ребенку успокоиться. Нахлынувшие эмоции забирают много сил, поэтому ребенок даже среди дня после таких рыданий может уснуть, забирая при этом ночной сон.
  4. Поведенческие изменения . Частым спутником истерик у детей являются различные двигательные и моторные реакции, которые могут нести даже агрессивный характер. То есть в наиболее легких вариантах протекания таких поведенческих истерик наблюдается раскидывание вещей вокруг, топот ногами, бросание игрушек на пол. Ребенок самостоятельно израсходует энергию, чтобы успокоить внутреннюю эмоциональную бурю. Иногда он разламывает, разрывает игрушки, ломает какие-то детали, бьется кулаками или головой о стену и при этом может даже пораниться. Агрессивное поведение несет угрозу не только здоровью малыша, но и окружающим детям, взрослым. Разбив стеклянные предметы, ребенок рискует пораниться или же нанести вред кому-то ещё. В момент таких вспышек дети часто не чувствуют боли, она приходит потом с осознанием сделанного или же с видом выступившей крови.

Способы борьбы с истериками у детей

Однозначно истерика у ребенка требует вмешательства со стороны родителей, а иногда и помощи стороннего специалиста. Очень часто такое поведение может свидетельствовать о наличии внутренних психологических проблем, что способны проявиться во взрослой жизни. Важно оказать малышу своевременную помощь и проследить, чтобы такая реакция не стала основной в будущем. Правильное воспитание и наставления родителей уберегут его от психологических детских травм и незрелой психики во взрослом возрасте.


Как известно, самое эффективное лечение - это профилактика. Правильно воспитав ребенка и привив ему с детства нормы поведения, можно избавиться в будущем от необходимости гасить истерику. Именно поэтому следует уделять общению с ребенком много времени и обучать не только с помощью кружков, развивающих игр и телепередач, но и обычных бесед. Социализация маленького человека должна начинаться с объяснения родителями правил внешнего мира и тех установок, которые помогут в будущем давать верную эмоциональную реакцию.

Есть несколько важных аспектов такого воспитания, которое позволит избавить детей от истерических взрывов:

  • Установление рамок . Например, ребенку с первых лет нужно рассказывать, что нельзя вести себя так, как хочется, абсолютно везде. Существуют специально отведенные места, где можно порезвиться, поиграть, попрыгать. Это детские площадки, специальные точки развлечений в торговых центрах, парк. Если мама, к примеру, не разрешила побегать в очереди к кассе в банке, то это нормально, так как там вести себя подобным образом нельзя. Малыш должен с первых лет понимать разницу между общественным местом и домом и вести себя соответствующим образом. Категорически нельзя оправдывать несдержанное поведение тем, что это ребенок и он должен играть. Своевременно не воспитанный ребенок - это трудный подросток и проблемный взрослый в будущем. Поэтому, чтобы максимально социализировать малыша, необходимо с малых лет приучать к правилам общества и вежливого поведения дома.
  • Разговоры и отказы . Обязательно нужно разговаривать с ребенком, спрашивая его мнение по поводу разных вещей. Например, что он хотел бы на ужин, куда сегодня он хочет пойти погулять, что предпочитает одеть. Необходимо, чтобы он чувствовал важность своего «Я» в глазах родителей. Только так он сможет самоутвердиться без закатывания истерик. Обязательно следует объяснять ему, почему в тот или иной раз малышу не купили игрушку. Обычно родители отнекиваются или же говорят, что нет денег на подобные покупки. Это тактически неверно, так как ребенок будет чувствовать себя ущемленным из-за несостоятельности своих папы и мамы. Важно объяснить, что у него и так достаточно игрушек, а новую можно будет купить только в следующем месяце или позже. То есть аргументом в отказе ребенку должен служить не финансовый семейный кризис, а мощный авторитет слова родителей. Только научив ребенка уважать собственно мнение, можно рассчитывать на понимание с его стороны.
  • Научить выражать эмоции . Естественно, детская психика со временем развивается и приходит к общепринятым нормам. Если ребенок склонен к истерикам или же подобным всплескам эмоций, родителям нужно помочь малышу правильно реагировать на бурю чувств внутри себя. Очень важно помогать вербализировать те ощущения, которые внутри у маленького человека не могут найти выхода. Например, малыш плачет, так как разбил/порвал/потерял случайно свою любимую игрушку. Необходимо установить визуальный контакт и проговорить те чувства, которые переполняют ребенка: «Я знаю, ты очень любил эту игрушку и тебе обидно, что ты больше не можешь с ней играть. Тебе очень жаль, что она потерялась/порвалась/разбилась, но ты не виноват в этом, ты ничего не смог сделать. Кроме нее, у тебя есть ещё игрушки, с которыми ты можешь играть».

Как успокоить ребенка


Иногда важно знать, как быстро вывести малыша из такого эмоционального состояния. Как бороться с истериками ребенка, следует уяснить абсолютно всем родителям тех детей, которые склонны к развитию подобных всплесков.

Первые шаги к успокоению:

  1. Сохранять невозмутимость и покой . Нужно не подавать раздраженный вид и не нервничать ещё больше, чем ребенок. Это приведет к тому, что родитель будет вести себя хуже малыша. Следует контролировать свои эмоции и не выпускать их наружу.
  2. Разговор . Необходимо выйти на беседу с ребенком, убедив его в том, что во время истерики его нельзя понять. Если бы малыш конкретней сказал, что он хочет, возможно, его просьбу бы удовлетворили.
  3. Запрет на агрессию . Ни в коем случае нельзя кричать и срываться на ребенке. Даже если его поведение поставило вас в неудобное положение, следует держать свои эмоции под контролем. С помощью крика нельзя добиться ничего, кроме как усугубления ситуации.
  4. Изоляция . Важно дать ребенку время на усмирение внутренней бури. Если он негативно реагирует на попытки поговорить, нужно отвести его в укромное место (если он на улице) или же оставить одного в комнате. Со временем он осознает бесполезность своих слез и успокоится.
  5. Копирование поведения . Дети крайне часто смотрят на родителей или близких, а затем действуют так же. Если малыш вдруг стал агрессивно себя вести, следует разобраться, где же он мог видеть такую модель поведения. В первую очередь нельзя при ребенке ссориться, проявлять агрессию и другие яркие негативные эмоции. Малыш впитает в себя такой шаблон и будет использовать в своих целях.

Важно! Если подобное поведение никак не устраняется на протяжении долгого времени, следует обратиться к детскому психологу. Специалист поможет найти корень проблемы и скорректирует поведение ребенка.


Естественно, воспитание играет огромную роль, но иногда нужно знать, как реагировать на истерики ребенка, чтобы быстро его успокоить. Важно понимать тактику поведения малыша и подстраиваться под нее.

В этом поможет несколько простых приемов, которые базируются на основах детской психологии:

  • Отвлечение . Такой метод работает исключительно в начале эмоционального приступа и действует далеко не всегда. Многие родители используют его достаточно часто, полностью не осознавая важности такого приема. Детское внимание очень легко отвлекается, и доминантная мысль или переживание быстро может смениться на другие. Поэтому родителям можно показать ребенку красивую игрушку, птичку в небе, машину или другого человека, чтобы отвлечь его от истерического всплеска. Буквально доля секунды заинтересованного взгляда - и малыш уже будет вести себя более спокойно, так как эмоциональную бурю вовремя остановили.
  • Предупреждение . Очень многих истерик можно избежать, если ребенку своевременно сообщить, что его ждет. Например, появление в семье второго ребенка всегда является стрессом для первого. Поэтому перед этим необходимо разговаривать с малышом и рассказывать, что его ждет, какие изменения коснуться его жизни и что именно изменится с появлением сестрички/братика. Тогда для него не будет неожиданностью новый(ая) любимец(ица) его семьи. Он должен до его рождения понять, что их будет двое, причем на равных правах. Такая же схема предупреждения работает и с детским садом, и с посещением общественного места, и в любом другом случае.
  • Тактика . Очень важно, чтобы родители не меняли собственного мнения из-за истерики ребенка. Если малыш увидит, что мама или папа могут уступить, стоит лишь разреветься, следует ждать такой реакции каждый раз, когда это будет нужно. Любая истерика должна завершаться объяснением ребенку его неправоты. Поэтому категорически не рекомендуется идти на попятную и позволять то, что до этого было запрещено. Нельзя допускать, чтобы истерики стали новым инструментом манипуляции малыша. Отговорки, что он ещё в очень юном возрасте и не понимает слова «нет», совершенно не имеют под собой смысла. Ребенок начинает понимать запреты ещё с первого года жизни. Родитель же не разрешит малышу совать мелкие предметы в розетку только потому, что он маленький и ещё не поймет опасность. Это же касается запретов на несдержанное поведение в общественном месте, капризы и другие поступки.
  • Выбор . Кроме внимания, которое ребенок должен обязательно получать, важно также предоставлять ему некую свободу. Это заключается в выборе элементарных условий жизни. Например, если малыш закатывает истерику каждый раз, когда ему вручают какую-то игрушку, в следующий раз нужно его спросить. При этом необходимо обозначить варианты выбора из доступных, чтобы малыш определился среди них. Также это касается истерик по поводу нежелания кушать какое-то блюдо. Если прямо спросить малыша, будет ли он кушать что-то, он может ответить отрицательно, и ничего нельзя добиться в этом случае. Следует предоставить ему вариант из нескольких блюд. Свой выбор он должен осуществить самостоятельно, выбрав лучшее из имеющегося.
Как бороться с истерикой у ребенка - смотрите на видео:


Детские истерики - довольно распространенный способ показать собственное мнение, если с ним никто не считается, рассказать о беспокоящих проблемах или же проявить собственную обиду. Малышу очень сложно отличить одну эмоцию от второй, а также проставить приоритеты между ними, поэтому время от времени они захлестывают с головой, и ребенок закатывает истерики. Для родителей важно уметь вовремя предупредить такой всплеск, распознать и погасить, а также объяснить, почему такого нельзя больше делать.

Когда ребенок закатывает истерику в общественном месте, мы часто чувствуем себя неловко, что может провоцировать нашу злость и раздражение. «Поверьте, окружающие вовсе не считают вас плохой матерью/отцом, они в такой ситуации скорее сочувствуют, – говорит семейный психотерапевт Мириам Чачаму (Miriam Chachamu), автор книги «Как успокоить сложного ребенка» («How to Calm a Challenging Child», Foulsham, 2008). – Если вы не будете обращать внимания на капризы ребенка, это может оказаться гораздо более эффективным, чем если вы будете злиться, потому что зачастую дети капризничают исключительно, чтобы привлечь ваше внимание».

2. НАЗОВИТЕ ЧУВСТВА РЕБЕНКА

Маленьким детям очень сложно понять, что с ними происходит. Они еще не знакомы с собственными чувствами, и им самим сложно их выдерживать. Важно, чтобы вы помогли ребенку дать название его переживаниям: «Ты сейчас злишься за то, что я не купил(а) тебе игрушку, которую ты очень хотел». Важно выразить свое сочувствие и понимание. Например, вы можете сказать, что тоже злитесь, когда не получаете то, что хотите. Но злиться можно по-разному, не все формы выражения чувств красивы, полезны и действенны.

3. ВКЛЮЧАЙТЕ РЕБЕНКА В БОРЬБУ С ИСТЕРИКОЙ

Истерика у ребенка – это знак того, что он не справляется со своими чувствами. Важно понимать, что он не просто пытается таким образом добиться своей цели, но действительно испытывает огромное эмоциональное напряжение. Это поможет вам не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой. Придумайте вместе с ребенком шутливое название того, что с ним происходит: на него напала злючка, пришла тетя Истерика. Это позволит ребенку переключить свое внимание и увидеть в вас друга вместо обидчика.

4. НЕ СПЕШИТЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Предотвратить детские истерики намного легче, чем их останавливать. «Многие родители говорят «нет» слишком быстро, что может мгновенно довести детей до точки кипения», – говорит Мириам Чачаму. Показывая ребенку, что вы на его стороне, вы сможете предотвратить конфликт. Например, вы можете сказать: «Я хотел(а) бы купить тебе эту игрушку, но, к сожалению, она слишком дорогая». Такое объяснение собственной позиции гораздо лучше, чем короткое резкое «нет».

5. ПРЕДЛОЖИТЕ АЛЬТЕРНАТИВУ

Проанализируйте поведение ребенка и те ситуации, в которых он обычно начинает капризничать, и проговаривайте с ним заранее возможные последствия. Например, если вы собираетесь в магазин и знаете, что ребенок может начать требовать купить ему игрушку и закатывать истерику из-за вашего отказа, оговорите с ним заранее, что вы оба будете делать в этой ситуации. Например: «Я собираюсь в магазин. Я могу взять тебя с собой, но только с условием, что ты не будешь просить, чтобы я тебе что-то купила, сегодня у меня нет такой возможности». Если ребенок соглашается, то полезно будет договориться и о том, что будет, если договоренность нарушится. «Если ты все-таки начнешь капризничать, то мне придется больше не брать тебя с собой в магазины (мы с тобой не пойдем в кино, как хотели, и т. п.)». Таким образом вы не только сможете обезопасить себя от детской истерики, но и научите ребенка понимать причинно-следственные связи собственного поведения и делать первые важные выборы в его жизни.

6. НАПРАВЛЯЙТЕ ЭНЕРГИЮ РЕБЕНКА В ДРУГОЕ РУСЛО

На стресс организм ребенка отвечает архаической реакцией борьбы или бегства. Поэтому иногда, чтобы предотвратить кризис, можно предложить ребенку альтернативу в виде спортивных игр. Прыжки, танцы, игра в догонялки позволяют высвободить энергию, которая накоплена для реализации стрессовой реакции. Уговаривая детей на активные занятия и предлагая конкретные варианты и, возможно, свою компанию, вы поможете им сохранять спокойствие в остальное время.

7. ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ЗАГЛАДИТЬ СВОЮ ВИНУ

За плохое поведение не всегда полагается наказание. «Ребенок может чувствовать себя ужасно после того, как сделает что-то плохое или неправильное, – говорит Мириам Чачаму. – И это уже само по себе наказание. Если вы позволите ребенку сделать что-то, символически искупающее его проступки, тем самым вы невербально сообщите ему, что он действительно был неправ, но что вы готовы принять его извинения, – это позволит вам обоим двигаться дальше».

Непременно практически все родители сталкиваются с проблемой детских истерик. Мелкий человек сперва требует удовлетворения потребностей (в еде, тепле, сне и комфорте), а после этого и удовлетворения своих жажд (крохе, во что бы то ни стало нужна Ваша пудреница, либо ему захотелось схватить серьёзный документ с письменного стола папы).

Обстоятельства детских истерик

Эксперты выделяют пара обстоятельств детских истерик. Во-первых, истерика может свидетельствовать о том, что кроха переживает стадию кризиса. В 1 год. а после этого в 3 года истерики – весьма нередкое явление среди детей.

В год кроха капризничает, по причине того, что ему хочется удовлетворить свое желание, но подождать он не имеет возможности (у него еще не развиты волевые процессы, регулирующие поведение).

В случае если ребенок не слушается в 2 года. он, вероятнее, «контролирует», что возможно, а что нет. В этом возрасте крайне важно направляться установленным правилам, не сказать «запрещено» без веского предлога.

В 3 года ребенок кричит и топает ногами, отстаивая свою самостоятельность и права. Я сам!, — заявляет он. В случае если потребность в независимости не удовлетворена, кроха пробует добиться своего плачем – в этом сущность кризиса 3 лет.

Случается, что обстоятельством детских истерик становятся его родители и ближайшее окружение. Так, ребенок может пробовать посредством истерики привлечь интерес неизменно занятого папы (демонстративный ребенок). И вдобавок кроха имел возможность подсмотреть данный метод получения желанного у кого-то из родных.

Кроме возрастных обстоятельств и изюминок воспитания, не нужно кроме этого забывать об изюминках темперамента ребенка. Так, кроха с холерическим темпераментом будет пробовать добиться своего всеми доступными средствами: рыдания будут бурными и продолжительными, а истерики смогут случаться частенько.

В зависимости от обстоятельств, выбирается метод коррекции поведения ребенка. Но имеется кое-какие обязательные правила, которых направляться придерживаться родителям.

Ход 1. Успокойтесь сами, попытайтесь держать себя в руках. Это достаточно сложно, но нужно чтобы преподать ребенку верный урок. В другом случае кроха будет знать, как вывести Вас из равновесия и пользоваться этим. А мы не этого добиваемся, не так ли? Хорошо бы кроме этого избавиться от ощущения вины, страха и смущения перед окружающими (довольно часто детские истерики случаются на публике).

Ход 2. Не опасайтесь отказывать ребенку в чем-то. Не нужно потакать всем его жаждам. Если Вы ощущаете собственную правоту, не поддавайтесь на провокацию со стороны ребенка.

Ход 3. Лишите ребенка поддержки любопытных прохожих. Без сочувствующей публики продолжать концерт достаточно тяжело, поверьте!

Ход 4. Обратитесь к ребенку спокойным тоном: на данный момент ты весьма расстроен, такое случается. Но я не могу так говорить. Я тебя не понимаю. Мы поболтаем, в то время, когда ты успокоишься. Спокойный рассудительный тон, доброжелательный настрой понятны кроме того годовалому крохе.

Ход 5. Ожидайте, пока истерика пройдет.

Ход 6. В случае если вам думается, что рыдания затянулись, начните заниматься какой-нибудь привлекательной деятельностью (рисовать броскими красками, играться в мяч, перекладывать игрушки и кубики, просматривать мультфильм).

По окончании истерики ребенка

По окончании истерики старайтесь не вспоминать о той буре, которая только что разразилась. В случае если ребенок пробовал Вас вымогать рыданиями (добиваться выполнения своего жажды), то он и без того взял полезный урок! Он осознал, что Вы не одобряете его поведения, и что таким методом ему ничего не добиться.

Когда мы, во время поездки в городском транспорте видим ребенка, истошно вопящего на руках у папы, и требующего мороженое «сию же минуту», то у нас возникает смешанное чувство: сожаление и сочувствие папе, раздражение из-за такого шумного попутчика, а иногда в душе даже рождается «ворчание»: надо же так разбаловать ребенка!
Однако, когда в такую же ситуацию попадаете Вы сами, это приводит в ярость и смущение одновременно. Уговоры, и объяснения, почему именно сейчас нельзя съесть мороженное (в троллейбусе нельзя, нет ложки, нужно мыть руки, это удобнее сделать дома), ребенок слышит только первое слово «нет», а остальные слова тонут в бездне криков. И больше всего донимают советы теряющих терпение попутчиков: «Его нужно чем-то отвлечь! Мальчик, смотри, какой трактор стоит!», «Да дайте же вы ему это мороженное!», «Спрячьте!» Выходите из транспорта или успокойте ребенка наконец! Это же издевательство!».
Истерика - это своего рода эмоциональный взрыв. Ребенок не может справиться со своими чувствами, которые возникают из-за определенных ситуаций:

- из-за усталости и плохого самочувствия;
Оцените ситуацию: когда Вы сами плохо себя чувствуете, то какое у Вас настроение? Ребенок просто еще не умеет управлять своими эмоциями, особенно во время болезни, или после напряженного дня.
- из-за неумения ждать: слово “потом” для него не существует;
Ожидание и невозможность свободного передвижения сковывает и раздражает некоторых детей. Однако, есть ситуации, когда нужно подождать (поезда, самолета, в очереди в поликлинике), и тогда скучающий ребенок чувствует себя жертвой обстоятельств, которые не в силах изменить, и начинает привлекать внимание окружающих.
- из-за невозможности сиюминутно удовлетворить свои желания;
Даже если родители объясняют ребенку, почему они не могут удовлетворить его желание, эти объяснения ребенком не воспринимаются: он хорошо понимает, что ему сказали "нет", а значит, желание так и осталось неудовлетворенным. И тогда идет на "крайние меры", особенно если есть опыт, что такой «метод» может помочь, и родители сдадутся.
- из-за страха, что не может повлиять на свое состояние;
Предвестники детской истерики можно распознать в самом начале: Вы же можете определить, насколько ребенок уставший, насколько хорошее у него самочувствие, как он реагирует на отложенность ситуации? Потому если Вы видите эти признаки у своего ребенка, то можете предотвратить эмоциональный взрыв: вовремя уложите спать, уведите от зрителей, просто спокойно поговорите, заглянув ему в глаза о том, что Вы его понимаете и поддерживаете.

Почему у детей бывают истерики?

Для того, чтоб разобраться в причинах истерики как бурного выражения эмоций или протеста, конечно нужна “ясная голова”, абстрагирование от повышенного шума и телодвижений маленького эмоционального гиганта. Ведь одна из причин истерик - попытка повлиять на взрослых (особенно, если она не первая, и в прошлый раз вы уступили).

Когда это бывает?

Возраст таких “эмоциональных взрывов” - начиная с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает внутреннее чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.
Можно сказать, что бурные эмоциональные реакции на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но истерики «нежелания подождать» остаются в более старшем возрасте только у некоторых…

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Что это: эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни (сексуальной).

Что делать?

Представьте себя на месте папы, у малыша которого в людном месте «случилась» истерика. Как Вы будете действовать?

  1. Абстрагируетесь от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;
  2. Демонстративно выбросите «предмет истерики» (мороженное) в окошко и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».
  3. Скажете: Я не понимаю, когда дети так громко кричат, Если ты скажешь тихо, то мы с тобой это обсудим. Потом оставите ребенка на остановке и отойдете в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.
  4. Оставаясь в транспорте, отложите мороженное в пакет и крепко обнимете малыша, шепча ему в ушко добрые слова о том, как будет здорово съесть мороженное сидя вместе за столом дома…

Конечно же, самый первый шаг папы был бы очень правильным: для преодоления скандала бывает достаточно лишить «маленького артиста» «публики» - вывести его из транспорта. А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.
Нужно сказать, что если истерика все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.
Четвертый способ - это пример использования «холдинг-терапии», которая помогает даже при работе с аутичными детьми.