Что такое медовый месяц и зачем он нужен? Медовый месяц.

Как бы молодые не ждали собственной свадьбы, предпраздничная суета выматывает и хочется поскорее отдохнуть от волнений, переживаний и хлопот. Поэтому параллельно организации торжества пара узнает, как правильно спланировать медовый месяц , чтобы семейная жизнь началась с ярких и запоминающихся эмоций. Но знаете ли вы, что такое медовый месяц? Откуда вообще пошла традиция называть первые недели после брака «медовыми»? И что стоит сделать в этот период?

Команда портала Свадебка.ws решила познакомить вас поближе с историей медового месяца, а заодно и разобраться, что такого скрывает в себе первое время после свадьбы, и чего в принципе стоит ждать новоиспечённым супругам.


Почему медовый месяц называется «медовым»?

На территории России традиция уезжать в путешествие после свадьбы появилась еще в 19 веке, однако в те годы придерживались её по большему счёту только представители светского общества. Причём во время медового месяца пара должна была пройти обряд венчания.

Стоит отметить, что обычай проводить совместный отдых после свадьбы приписывают себе многие народы. Но откуда всё-таки он взялся, ответить сложно. В настоящее время существует несколько версий, почему медовый месяц носит такое название.



Главная задача медового месяца как бы плавно ввести молодых людей в семейную жизнь, помочь понять, что значит быть не просто парой, а семьей. Психологи утверждают, что именно в этот период мужчина должен помочь женщине раскрыть своё либидо и женское начало. Особенно это касается пар, у которых не было интимных отношений до супружества. Поэтому стоит выбирать места, где всё способствует расслаблению и максимально пропитано романтикой: медовый месяц на Мальдивах или на других островах станет прекрасным выбором.

Приметы и медовый месяц

Считается, что медовый месяц начинается с того момента, как с ноги невесты снята подвязка. Не обошли стороной народные поверья и послесвадебное время.

Итак, о чём предупреждают предки:

  • Зачать ребёнка в медовый месяц - к лёгким родам и здоровому, умному малышу.
  • На банкет стоит приобрести для молодых отдельные столовые приборы, чтобы пара смогла снова ими воспользоваться через неделю после свадьбы, через 10 дней и через 40 дней. Считается, что после этого влюблённые будут жить в понимании и мире долгие годы.
  • Невеста со свекровью не должны одалживать друг у друга соль во время медового месяца, предки верили, что это приведёт к скорому разводу, а значит даже самый сказочный медовый месяц в необычных местах не сможет сохранить отношения.

На Руси в первый месяц совместной жизни новобрачных оберегали, старались не загружать сильно работой. Всё для того, чтобы молодые смогли узнать друг друга, как в физическом, так и в моральном плане.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ

Особенно легко и быстро стираются внешние и внутренние признаки «заимствования» с калькированных выражений (Lehnübersetzungen), если их «внутренняя форма» оправдывается семантическим строем и самого русского языка. Выражение медовый месяц (в значении `первый месяц брачной жизни") проникает в русский литературный язык из французского или английского языков в начале XIX в. 193 . Оно является переводом английского honey moon или франц. la lune de miel (ср. нем. Hönigmonat). Пушкин в «Выстреле» употребляет соответствующее английское выражение в речи графа, оставляя его без перевода: «Пять лет тому назад я женился. - Первый месяц, the honey moon провел я здесь, в этой деревне».

Известно, что влияние английского языка на бытовую речь разных слоев русского образованного общества (за пределами профессиональных, специальных диалектов) становится особенно заметным лишь с десятых - двадцатых годов XIX в. Английские выражения в это время употребляются по большей части как иноязычные цитаты. Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Как dandy лондонский одет...

(1 гл., 4 строфа).

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar ...

(8 гл., 15 строфа).

Быть может, именно эта волна английского влияния оживила в стиле высших слоев русского дворянства выражение медовый месяц (the honey moon), уже ранее известное из французских источников (la lune de miel). Во всяком случае, в русском литературном языке 20-30-х годов XIX в. это выражение еще носит отпечаток модного «европеизма».

Но Марлинский, сознательно стремившийся к пополнению запаса русских «крылатых слов» иноязычными, интернациональными фразеологическими оборотами, меткими афоризмами, поговорками, пользуется выражением медовый месяц без указаний его западноевропейского источника. Так, у Марлинского в повести «Фрегат Надежда»: «Она еще в медовых месяцах супружества».

У Гоголя выражение медовый месяц уже употребляется как общелитературное, ставшее ходячим: «Находясь, так сказать, в медовом месяце , сидят они в роде двух ангелочков за чаем» («Мертвые души», 2, 2). У кн. П. А. Вяземского в «Автобиографическом введении» к «Собранию сочинений»: «Сначала медовые месяцы сожития моего с Полевым шли благополучно, работа кипела» (Вяземский, 1878, 1, с. 48). Ср. у Л. Толстого в «Крейцеровой сонате»: « - Так все женятся, так и я женился, и начался хваленый медовый месяц . Ведь название-то одно какое подлое! - со злобой прошипел он». У Мамина-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы»: «Медовый месяц для молодой четы Приваловых миновал, оставив на горизонте ряд тех грозовых облачков, без которых едва ли складывается хоть одно семейное счастье» (ч. 5, п. 4).

В 50-60-х годах XIX в. выражение медовый месяц как отдельная фразовая единица речи приобрело новое переносное значение: `первый блаженный период расцвета чего-нибудь, начальный период общественного увлечения чем-нибудь". Ср. выражение Герцена: медовый месяц русского прогресса . В рассказе Н. Златовратского «Старый грешник»: «Ими только что был пережит медовый месяц русского либерализма» 194 . Ср. также у Б. Маркевича в «Забытом вопросе»: «Кто-то сказал очень верно, что каждое чувство имеет свой медовый месяц ».

В этом расширенном переносном значении выражение медовый месяц становится неразрывным фразеологическим единством. Это живое семантическое движение фразы медовый месяц в русском литературном языке XIX в. свидетельствует о том, что она вполне ассимилировалась с чисто русской литературной фразеологией и утратила уже к 30-40-м годам XIX в. все признаки своего заграничного происхождения. Внутренняя форма данного выражения вполне согласовалась с живым переносным употреблением слова медовый (ср. медовые уста , медовая речь и т. п.; ср. также каламбурно-иронический образ: «Сахар Медович Патокин»).

Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой.

Печатается по машинописи с внесением некоторых необходимых поправок. - М. Л .

193 М. И. Михельсон отмечал, что происхождение выражения медовый месяц - персидское и что Вольтер в «Задиге» открывает этот источник. Вольтер пишет: «Задиг узнал по собственному опыту, что первый месяц брака, как сказано в книге Зенд, - есть месяц меда, а другой месяц полыни»: «Le premier mois du mariage, comme il est décrit dans le livre du Zend, est la lune de miel, et... le second est la lune de l"absinthe» (Михельсон, Ходяч. слова, 1896, С. 201).

194 «Отклик». Литературный сборник, СПб., 1881. С. 252.

В. В. Виноградов. История слов , 2010

Традиционно отечественных большинство сказок заканчиваются пышной свадьбой и словами: «И я там был, мед, пиво пил…». Однако, никто из нас никогда не придавал особого значения этой фразе. Как оказалось, именно в ней заключается традиция соблюдения медового месяца.

Многие приписывают выражению «медовый месяц» значение безоблачного счастья и торжества любви в первые дни после свадьбы . За основу такой теории взята цитата французского философа Вольтера: «Задиг испытал, что первый месяц брака, как он описан в книге Зенд, является медовым месяцем, а второй — полынным месяцем».

Однако, такой смысл не может быть истинным. Дело в том, что если рассматривать исторический аспект брака, то в те времена он заключался по договоренности. Поэтому ни о каких личных чувствах речи идти не могло. Любовь была скорее счастливой случайностью, чем закономерностью.

Интересный факт: «авторство» обряда медового месяца приписывают себе чуть ли не все государства мира. И почти в каждом языке есть такое выражение: «honeymoon» (в английском), «lune de miel» (во французском), «honigmond» (в немецком), «luna de miel» (в итальянском), «miodowe miesiace» (в польском)... Даже в восточных странах, вроде Древней Персии и современной Армении есть аналогичное словосочетание.

Если покопаться в истории, можно обнаружить, что впервые такую традицию начали соблюдать именно в Киевской Руси. Чуть позднее аналогичный обычай обосновался и в других европейских странах. Рассмотрим самые оригинальные версии происхождения медового месяца.

Киевская Русь

В Киевской Руси выражение «медовый месяц» связано с традицией приготовления к свадьбе слабоалкогольного напитка на . Наполненный бочонок вручался жениху и невесте в качестве свадебного подарка. Весить он должен был не менее 5 кг, а лучше - все 10. Новобрачные должны были начать распивать его еще на торжественном пиру - употребление других напитков считалось неуважением. Молодоженам следовало опустошить весь бочонок в ближайший месяц.

Статья в тему : Баночки с медом - оригинальные подарки гостям на свадьбу

Древняя Греция

В Древней Греции медовое вино не нужно было распивать целый месяц, хотя буквальный перевод этого выражения требовал этого. Напитком со специями щедро угощали жениха и невесту перед тем, как они зайдут в свой новый дом в качестве супругов. Таким образом родственники благословляли молодожен на их первую брачную ночь. Считалось, что медовуха не только укрепляет иммунитет, но и усиливает сексуальное влечение.

Вавилон

У древних вавилонян период медового месяца обязан своим названием интересной традиции. Отец невесты должен был презентовать его будущему зятю в таком количестве, чтобы тому хватило на целый месяц. Употребление медовухи связывали с фактом повышения половой потенции. Новоиспеченные супруги должны были обязательно употреблять напиток в течение 30-ти дней, чтобы гарантировать себе скорое и здоровое потомство.

Статьи в тему :

Средневековая Англия

В Англии обычай пить так называемое медовое вино связан не столько с новобрачными, сколько с их семьями. Ближайшие родственники молодоженов должны были в течение месяца после свадьбы распить вместе большое количество приготовленного напитка. Эта традиция существовала в целях скорейшего сближения двух семей. Как правило, варили медовое вино родственники со стороны невесты. Часто это было способом «покрыть» слишком скромные размеры приданого.

Рецепт питного меда на свадьбу

На Руси медовый напиток готовился от 5 до 20 лет! Он бродил в дубовых бочках, зарытых глубоко в земле. Мы предлагаем Вам более современный и быстрый способ, который позволит Вам приготовить слабоалкогольный питный мед всего за 5 дней.

Стаття в тему: Рецепты медовухи: история и современность

Вам понадобится:

  • 2 л воды
  • 300 гр меда
  • 5 гр шишек хмеля
  • 1 ч. л. сухих дрожжей

Воду налить в большую кастрюлю и довести до кипения. Снять с огня и дать немного остыть. В теплую воду понемногу вводить мед и размешивать до полного растворения. После добавить хмеля. Когда смесь остынет еще сильнее (примерно до 50 градусов), растворить в ней дрожжи.

Статья в тему: Мед со специями: ТОП-5 пикантных напитков

Некоторые предпочитают готовить медовуху с добавлением специй. Уместными будут корица, шафран, гвоздика, мускатный орех или молотый имбирь. Достаточно щепотки.

Готовую медовую смесь переливаете в емкость и плотно обвязываете горлышко «дышащей» тканью. Как вариант, можно сложить обыкновенную марлю в несколько раз. Также можно сконструировать самодельный газоотвод в виде резиновой перчатки, надетой на горлышко бутыли. Настаивать такой медовый напиток необходимо в темном и прохладном месте в течение 5-ти дней.

Условное название первого месяца супружеской жизни. Это период максимальной нежности и любви, "притирания" характеров, закладки основ гармоничных половых отношений, создания нового уклада жизни и изменения отношений с родителями и друзьями. Его протяжённость не обязательно должна равняться месяцу, он может длиться больше или меньше в зависимости от того, какие отношения складываются между молодожёнами. Семья предъявляет новые требования к обоим молодожёнам, однако на протяжении первого месяца совместной жизни эти требования ещё не так строги и жёстки, как в последующем. Для каждого из супругов и для семьи в целом полезно провести медовый месяц в свадебном путешествии, которое позволит не слишком резко и не слишком глубоко окунуться в семейный быт.
Медовый месяц - это период привыкания, время максимальной активности в половой жизни, пробуждения у молодой женщины сексуального влечения. Как правило, у мужчин преобладает физический (чувственный, биологический) компонент полового влечения, у женщин - психологический (личностный). У мужчин весьма отчётливо выражено сексуальное либидо, тогда как женщине до выхода замуж чаще всего оно вообще незнакомо (то есть отсутствует желание полового акта), их влекут ласки, поцелуи, нежные слова. Только около 20% девушек в возрасте 16-18 лет способны испытать оргазм ещё до начала половой жизни. Обычно это происходит во время эротических сновидений, когда девушке снятся объятия, поцелуи, иногда да же половой акт как со знакомыми, так и с незнакомыми мужчинами или юношами. Такие девушки, выйдя замуж, быстрее, чем их сверстницы, начинают испытывать сексуальное удовлетворение от половой близости, нежели женщины, не видевшие эротических снов.
В идеальном случае за медовый месяц или иной определённый срок молодой муж может пробудить в своей супруге страсть, научить её половой любви, сделать всё, чтобы она оказалась способной не только доставлять удовольствие ему, но и испытывать наслаждение сама. Даже у женщин с определённым половым опытом и без малейших сексуальных расстройств оргазм возникает не при каждом половом акте. Во время медового месяца это бывает ещё реже. Именно поэтому в медовый месяц, когда сексуальное возбуждение мужчины наиболее велико, он тем не менее должен постараться доставить максимальное наслаждение жене, соблюдать определённые условия - быть менее эгоистичным (проявлять больше альтруизма в интимных отношениях), больше заботиться об ощущениях женщины, чем о собственных, больше внимания уделять и стимуляции её эрогенных зон, говорить нежные слова (женщина "любит ушами"), оказывающие сравнимый со многими ласками эффект. До брака большинство женщин обладают нешироким диапазоном приемлемости.
Многие девушки и молодые женщины в силу врождённой стыдливости и неправильного по левого воспитания считают эротические ласки, любовную игру гораздо менее допустимыми, чем сам половой акт. В данной ситуации мужу приходится прилагать определённые усилия, чтобы убедить молодую женщину в обратном и приблизить её диапазон приемлемости к своему. Определённое значение для "сексуального пробуждения" женщины в первый месяц семейной жизни имеют также условия, в которых проходит медовый месяц, и даже более локальный фактор - условия, в которых осуществляется интимная близость. Незапертая дверь, скрип кровати, ничего не закрывающие занавески на окнах отвлекают внимание женщины, не позволяют ей сосредоточиться на собственных переживаниях, полностью отдаться любовной страсти. Достаточно часто причиной, препятствующей появлению у молодой жены страсти, полового влечения, являются болезненные ощущения в половых органах. Естественная застенчивость, стыдливость заставляют женщину скрывать боль, умалчивать о своих ощущениях и, поддаваясь настоянию мужа, соглашаться на близость. В данном случае отсутствие положительных эмоций при половом контакте не только не будет способствовать достижению оргазма в эти дни, но и может закрепиться в сознании на будущее.
Существенное значение для некоторых пар в период медового месяца имеет проблема предохранения от беременности.
Нередко молодожёны используют только один метод предохранения - прерванное половое сношение, которое не способствует тому, чтобы женщина чувствовала себя во время близости раскованной, полностью отдавалась своему чувству. Постоянный контроль за ощущениями, постоянная бдительность в отношении малейших изменений напряжённости полового члена не позволяют ей достигнуть оргазма даже при сильной половой конституции. Полную раскованность и свободу в своих действиях молодые люди получают только при правильном выборе противозачаточных средств. В первые дни совместной жизни могут произойти первые размолвки и конфликты. Это естественное явление, характерное для союза людей со сложившимися привычками, привязанностями, взглядами. Со временем по мере "притирания" характеров, если не вмешиваются родители и любовь достаточно сильна, семейные трения исчезают. Так же, как и первая брачная ночь, медовый месяц является важным этапом будущей семейной жизни, он очень многое определяет не только в дальнейших половых отношениях, но и в том, сложится ли семья в принципе.

МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ

Особенно легко и быстро стираются внешние и внутренние признаки «заимствования» с калькированных выражений (Lehnübersetzungen), если их «внутренняя форма» оправдывается семантическим строем и самого русского языка. Выражение медовый месяц (в значении «первый месяц брачной жизни») проникает в русский литературный язык из французского или английского языков в начале XIX в. . Оно является переводом английского honey moon или франц. la lune de miel (ср. нем. Hönigmonat). Пушкин в «Выстреле» употребляет соответствующее английское выражение в речи графа, оставляя его без перевода: «Пять лет тому назад я женился. – Первый месяц, the honey moon провел я здесь, в этой деревне».

Известно, что влияние английского языка на бытовую речь разных слоев русского образованного общества (за пределами профессиональных, специальных диалектов) становится особенно заметным лишь с десятых – двадцатых годов XIX в. Английские выражения в это время употребляются по большей части как иноязычные цитаты. Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Как dandy лондонский одет...

(1 гл., 4 строфа).

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar ...

(8 гл., 15 строфа).

Быть может, именно эта волна английского влияния оживила в стиле высших слоев русского дворянства выражение медовый месяц (the honey moon), уже ранее известное из французских источников (la lune de miel). Во всяком случае, в русском литературном языке 20–30-х годов XIX в. это выражение еще носит отпечаток модного «европеизма».

Но Марлинский, сознательно стремившийся к пополнению запаса русских «крылатых слов» иноязычными, интернациональными фразеологическими оборотами, меткими афоризмами, поговорками, пользуется выражением медовый месяц без указаний его западноевропейского источника. Так, у Марлинского в повести «Фрегат Надежда»: «Она еще в медовых месяцах супружества».

У Гоголя выражение медовый месяц уже употребляется как общелитературное, ставшее ходячим: «Находясь, так сказать, в медовом месяце , сидят они в роде двух ангелочков за чаем» («Мертвые души», 2, 2). У кн. П. А. Вяземского в «Автобиографическом введении» к «Собранию сочинений»: «Сначала медовые месяцы сожития моего с Полевым шли благополучно, работа кипела» (Вяземский, 1878, 1, с. 48). Ср. у Л. Толстого в «Крейцеровой сонате»: « – Так все женятся, так и я женился, и начался хваленый медовый месяц . Ведь название-то одно какое подлое! – со злобой прошипел он». У Мамина-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы»: «Медовый месяц для молодой четы Приваловых миновал, оставив на горизонте ряд тех грозовых облачков, без которых едва ли складывается хоть одно семейное счастье» (ч. 5, п. 4).

В 50–60-х годах XIX в. выражение медовый месяц как отдельная фразовая единица речи приобрело новое переносное значение: «первый блаженный период расцвета чего-нибудь, начальный период общественного увлечения чем-нибудь». Ср. выражение Герцена: медовый месяц русского прогресса . В рассказе Н. Златовратского «Старый грешник»: «Ими только что был пережит медовый месяц русского либерализма» . Ср. также у Б. Маркевича в «Забытом вопросе»: «Кто-то сказал очень верно, что каждое чувство имеет свой медовый месяц ».

В этом расширенном переносном значении выражение медовый месяц становится неразрывным фразеологическим единством. Это живое семантическое движение фразы медовый месяц в русском литературном языке XIX в. свидетельствует о том, что она вполне ассимилировалась с чисто русской литературной фразеологией и утратила уже к 30–40-м годам XIX в. все признаки своего заграничного происхождения. Внутренняя форма данного выражения вполне согласовалась с живым переносным употреблением слова медовый (ср. медовые уста, медовая речь и т. п.; ср. также каламбурно-иронический образ: «Сахар Медович Патокин»).

Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой.

Печатается по машинописи с внесением некоторых необходимых поправок. – М. Л .