Что такое Коляда? Рождественский сочельник. История праздника

В России 7 января празднуют Рождество Христово, день этот начинается с наведения идеального порядка в доме. Затем все вместе готовят Святой ужин из 12-ти блюд, по числу святых апостолов. К ужину приступают после захода Солнца, причем отведать праздничную еду необходимо от всех 12-ти блюд. После Святого ужина начинаются двенадцатидневные святые дни — Святки и колядки . Так что же такое колядки?

История возникновения колядок

Коляда — в дохристианские времена являлся влиятельным божеством. В его честь устраивались игрища, считалось, что он дарит людям веселье, потому его призывали-кликали в зимние праздники ватаги молодежи на улицах.

Примерно в 1684 году вышел патриарший запрет на поклонение Коляде , а так как праздник приходился на время, когда день начинал прибавляться, постепенно изменилось и толкование самого слова.

Латинское слово <коло> означало первый день месяца, у славян оно трактовалось как — колесо, напоминающее форму Солнца. Видимо отсюда и возникло новое значение этого слова.

<Коляда> — <Солнце-младенец>, празднование зимнего солнцеворота у славян. Именно с этого дня хоть на воробьиный шаг, но зато каждый следующий день был длиннее предыдущего, наступали святые дни — <Святки >.

В первый день святок проводились <святочные ряженья >. Обычно молодежь и дети наряжались в <хари> (на лицо одевали маски). Самыми <ходовыми> были наряды медведей, коз, коней, коров, цыган, горбунов. Ряженые ходили по домам и пели песни, прославляющие <Коляду>, который несет всем живущим в селении благо. Вот именно эти песни и назывались <колядками>.

В <колядках> славили хозяев, желали благополучия их дому и всем домочадцам, взамен же требовали подарки. Если хозяева дома, у которого ряженные давали такое представление, скупились, то <колядки> становились насмешливыми, злыми, иногда сулили разорение этому дому.

Особенно широко <колядки> распространены у украинцев, в меньшей степени у белорусов, а у русских людей они достаточно редки. Русские заменяют их величальными <славильными> песнями и <виршеваниями> (чтением стихов) на все <Святки>.
Христианское название <Коляды> — <Святки>.


Святочное ряжение

Святки хороши для всех возрастов. Утро, как правило, время детей. Дети и подростки ходили со звездой по домам и пели <славильные> песни. Звезда была сделана из бумаги и раскрашена красками. Она закреплялась на палке и подсвечивалась свечой. За <славильные> песни дети получали подарки: деньги и пироги. Деньги в чашку получал сборщик, а пироги собирались в специальный плетеный <кузов> с крышкой. Позже все заработанное делилось между всеми участниками-славильщиками.

После полудня наступало время взрослых. В этом ритуале обязаны были участвовать абсолютно все сословия.

Например, московское <славление> начиналось с выхода из кремля двух барабанщиков, они выдавали мощную барабанную дробь. Следом в роскошных санях выезжал царь, князья, бояре и придворные. Они без разбора входили в любой дом, поздравляли хозяев и пели <славильные> песни. Хозяин был обязан царю преподнести деньги, а всех остальных обязательно угостить. За уклонение от этого обряда виновных наказывали плетями.

В деревнях выбирались парни-распорядители. Они устраивали — <складчину> и на собранные деньги нанимали у кого-то из местных жителей на все время святок просторную, вместительную избу. Они же отвечали за ее отопление и освещение. В <складчине>, как правило, принимали участие все, кто желал: молодые и взрослые, женатые и холостые, пожилые и старые, дети-подростки. С детей брали половину от суммы платы взрослых.

В сумерки изба очень быстро наполнялась молодежью, взрослыми, стариками и ребятишками. Появлялись балалаечники, гармонисты и даже скрипачи. По сути, начинался костюмированный деревенский святочный <бал-маскарад>. Непременным развлечением на этом <балу> было <переряживание>. Ряженые веселили собравшуюся публику передразниваниями, каламбурами, шутками.

Самым любимым персонажем был медведь, как правило, медведь показывал, как бабы по воду ходят, как ребятишки воруют с огорода горох да бобы, как <девки> в <зеркала смотрятся> и, что они там увидеть могут. Медведь при этом направо и налево раздавал <тумаки> мужикам и весьма скареобразно приставал к молодым <девкам>, отпуская <соленые> шуточки.
Вторым по популярности персонажем был <журав> (прототип журавля). Высокий парень набрасывал на себя вывернутую мехом вверх шубу, в один из рукавов продевал палку с крюком на конце (это клюв), другой рукав изображал хвост птицы. Клювом-палкой парень <докучал> (бил) в основном молодым девушкам, те либо с визгом пытались сбежать, либо давали выкуп птице, чтоб не приставала. Выкуп: орехи, конфеты, пряники бросались на землю и пока <журав> все их не подберет, он к <девкам не вяжется>. Более всего этот ряженый нравился ребятишкам, так как они активно помогали <жураву> собрать гостинцы, которыми он щедро с ними делился.

Иногда в избу на игрища приходили парни и <девки> с других деревень. Буквально через пару минут вслед за ними туда же с кривляньями, завываниями, дикими криками и корзинами снега пополам с сажей и вениками врывались <кикиморы>.

<Кикимор> изображали местные парни, после прихода нежелательных гостей они выскакивали в <сенцы> (что-то типа летней веранды), набрасывали на себя заранее приготовленные лохмотья, вместо головных уборов надевали глиняные горшки, повязанные тряпками (головной платок), хватали веники, корзины со смесью сажи и снега и забегали вновь в избу. <Кикиморы> окунали веники в свои корзины, затем этими жутко-грязными вениками старались как можно больше <угостить> чужих парней, <девок> не трогали. Иногда это действо переходило в нешуточное сражение, вплоть до драки. Но, как правило, гости давали хороший выкуп и веселились дальше вместе с аборигенами.

<Святки> длятся долго и поэтому кроме песен, танцев и ряженных требовались и другие развлечения. В деревенских игровых избах иногда давались настоящие представления.
К ним тщательно готовились, но, как правило, все происходило экспромтом. В один из святочных дней, обычно пятый или седьмой парни распорядители видя, что всем уже порядком надоели песни и пляски объявляли о прибытии в деревню строгой проверочной ревизии.

В избу, чинно входили какие — то не очень знакомые личности. Одеты они были только в одни полушубки, сделанные похожими на фраки. У первого — ревизора в руках была швабра (посох), следующий — писарь нес горшок с сажей, разведенной водой и палкой (чернильница с ручкой), третий — секретарь нес бересту (бумагу) еще с ними были пара <чиновников>.

Вся компания важно рассаживалась в переднем углу. По сигналу ревизора — взмаху шваброй — приступали к ревизии. <Чиновники> хватали из толпы девушек, секретарь задавал вопросы, писарь <марал> палкой бересту — вел протокол. Виновным назначались наказания за их прегрешения в течение года минувшего.

Все наказания, к удовольствию толпы, исполнялись немедленно. Весь смысл заключался в вопросах. А так как жизнь деревни у всех была на виду, то ревизии подвергались девушки, у которых было что утаивать от соседей. Надо ли говорить, что при умелом ведении допроса полный <аншлаг> был обеспечен. Иногда результаты такой ревизии помнили весь год, вплоть до проведения следующей.

Святочные гадания

А еще в <Святки> гадали. Самым подходящим для гадания временем считалась дата 13 января <Васильев вечер>. Верили и до сих пор верят в то, что святочные гадания на <Васильев вечер> всегда сбываются. Что бы в этот вечер по гаданию не вышло — оно и сбудется, причем сбудется обязательно.

На <Васильев вечер> много чудес происходит. Ведьмы крадут месяц, устраивают затмение и летят на шабаш с нечистой силой. Там и начинаются бесовские потехи, нечистая сила прилетает на землю и впотьмах ловит христиан в свои бесовские сети.

А еще в этот поистине волшебный день в старину старались определить погоду на будущий год. Для этого, вечером, самый старший член семьи брал луковицу и резал ее пополам. Выбирал из луковицы 12 <чашечек>, по числу месяцев в году, расставлял их рядком на подоконнике, ближе к раме и сыпал в них соль — до половины. После этого слева направо давал чашечкам названия месяцев, начиная с января. После чего загадывал, какой месяц в году будет более дождливым, а кокой менее.

Утром все вместе смотрели, где соли растаяло больше, где меньше, а где соль вся осталась, записывали, какие месяцы будут дождливыми, а какие сухими.

К нам пришла коляда,
Отворяй-ка ворота
Колядка коляда
Рождество нам принесла

Богомладенца и его Пречистую Матерь хвалят на всех языках мира от заснеженной Сибири до зеленой Греции, от арабских пустынь до живописных побережий! Хвалят Господа в храмах, в молитвах, в песнях. И особенно в Праздник Рождества Христова!

История колядок

Коляда́ или Каляда, или Коледа, а по-чешски Štědrý večer, по-словацки Kračun, а по-польски Święto Godowe это праздник! И не просто праздник! А традиционный праздник! Праздник языческого происхождения!

Это величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи и богатства. Известны нам традиции колядок с глубокой древности. Существует не одна версия их появления. Об одной из них мы вам вкратце расскажем, дабы не отнимать вашего времени от праздничного настроения и праздничного стола историями возникновения праздника.
Главное, что он есть, и дошел до наших дней!

Появились колядки еще с языческих времен! В те времена связаны они были с культом Солнца. Из истории известно, что предки современных украинцев праздновали три фазы Солнца. Эти фазы мы все с вами знаем: весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. День зимнего солнцестояния украинцы отмечали 25 декабря, а называли этот день праздником Коляды, или Коротуна.
Коротун – змей, украинский персонаж. Считалось, что Коротун пожирает Солнце.
Богиня Коляда рождала новое солнце – Божича, которого язычники пытались защитить, прогнав Коротуна. Прогоняли его песнями. А когда на небе появлялась заря, колядующие люди с песнями величавыми шли по дворам. Песни пели о солнце, о звездах, прославляли все небесное, и главное – оповещали народ о появлении нового солнца. Эти-то песни и стали называть колядками.
После того, как появилась христианская религия, обряд колядования перенесли на христианский праздник Рождества Христова. В России обычай колядовать появился после Крещения Руси. С новым праздником появились и новые колядки. В новых колядках архаичные образы языческих времен переплетались с библейскими образами: рождения Иисуса Христа, его матери. Теперь прославляли Бога, Иисуса, Деву Марию. На Рождество было принято также чествовать всех членов своей семьи. Эта традиция дошла до наших дней.

Как проходят колядки

На святки традиционно народ собирается группами, и ходит по дворам и квартирам. Но они не просто ходят с поздравлениями. Прежде чем пойти колядовать, наряжаются в костюмы, одевают маски, раньше наряжались в шкуры животных, использовали рога животных. Колядующие читают стихи, поют песни, стараясь изменить голос. Короче разыгрывают представления. Слова стихов и песен либо заучивают заранее, либо придумывают по ходу действия сами. В давние времена существовала традиция: во время колядок колядующие ходили с изображением Вифлеемской звезды, а также макета пещеры или как раньше называли вертепа того места, где родился Иисус.
В настоящее время все намного упростили, и колядовать по большей части ходят ради веселья. Детишки ходят сладостей набрать. Чужое-то вкуснее! Да и ради забавы тоже!
Существует давняя традиция всех колядующих одаривать чем-нибудь вкусненьким. Раньше и деньгами одаривали, но сегодня по большей части наливают и дают закусить.
Есть и еще одна традиция
Эта традиция также дошла до нас с незапамятных времен. По сути это единственный день в году, когда всем можно творить все, что вздумается! В пределах разумного разумеется! Так, что не удивляйтесь, если проснетесь с запертой снаружи дверью или, открывая дверь, на вас выльется ведро воды. Порадуйтесь, ведь это пришло Рождество!

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества.
Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.
Как ни знобит мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.
Лапти плести (в день Рождества) - родится (ребёнок) кривой, шить на рождество - уродится слепой.
На рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб. Небо звездисто (звезд на небе много) - урожай на горох.
Если на рождество путь хорош - к урожаю гречи.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Тёмные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры.
«Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорусская пословица). Так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе.
Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.
На коляды ночью трещит, а днём плющит.
Пришли колядки - блины да оладки.
Колядки - хозяйские порядки

Колядки это святочные песни. Их поют верующие на рождество, прославляя Христа и желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. За это их благодарят обрядовыми угощениями (конфеты, пироги, мелкие деньги) .

Вообще толкование слова «колядка» имеет несколько вариантов. Одно из них исходит ещё от древних римлян от слова «календа» - название первого дня месяца, а колядка это пожелание хорошего урожая, прекрасного здоровья, финансового достатка. Ещё одно значение слова "коляда" - это имя всесильной богини Коляды.

День зимнего солнцестояния 25 декабря в старые времена назывался праздником Коляды, по легенде в этот день змей Коротун поедал солнце, но богиня Коляда рожала новое. Язычники прогоняли Коротуна, чтобы защитить маленькое солнце, а потом извещали людей об этом, проходя по дворам с изображением солнца. При появлении звезды на небе, колядовщики обходили дворы, вызывали хозяина и его семью и пели величальные песни о солнце, о луне, которые потом стали называть колядками.

В некоторых случаях это слово значило подаяния, подарки, жертвуемые духовенству на пропитание. При праздновании Нового года у славянских племен, это слово тоже имело свое значение. У словаков "коледовать" означало благославлять, у сербов, чехов и болгар – «ходите по коледе" - поздравление, для задунайских славян подарок к Новому году назывался «колядою», а у поляков взаимное поздравление и обмен подарками к Новому году называлось «календа».

Известно также, что древние славяне поклонялись Коляде - богу мира, который делал всё для обеспечения мирной жизни народов.

С появлением христианства колядки немного видоизменились. Цель колядок – прославлять рождество Христово, поздравлять людей с праздником, желать им добра, счастья и благополучия.

Период между церковными праздниками рождеством и крещением называется святками. На Руси в святки всегда гадали. Кто-то относился к гаданиям как к игре, а кто-то воспринимал серьезно, полагая, что шутить при этом нельзя.

Как же проходят рождественские колядки? На Руси, как правило, колядовать собирались небольшими группами, переодевшись в различные костюмы, начиная от вывернутого тулупа и заканчивая какой-либо нечистью или животным.

Компании были разные из детей и взрослой молодежи, озорные, веселые они шли по дворам, вызывали хозяина, просили разрешения поколядовать, получив разрешение, пели колядки. Обряд сопровождался играми, танцами, музыкой.

Колядки прославляли праздник рождества Христова, поздравляли с этим праздником хозяев и желали всей семье здоровья, счастья, достатка, богатого урожая. Иногда они ходили с самодельной звездой на шесте, она как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к родившемуся Христу. Колядовщики рассчитывали за песни получить награду, а слушающие их имели возможность быть щедрыми и благодарными.

Колядки сами по себе и раньше и сейчас очень простые и легко запоминаются, но при этом интересные, веселые, они дарят радость исполнителям и слушателям. Для верующего человека это крик души, через который он выражает свою радость о рождении Христа и веру в Христа. Колядующие создают атмосферу праздника и веселья.

При колядовании важен запас задора и юмора, в наше время можно веселой компанией в разных костюмах отправиться куда-нибудь на площадь с елкой или каток и это произведет фурор. Сейчас праздничные рождественские представления организуются в некоторых общественных местах (например: торговых центрах) с участием артистов.

Популярны праздники коляды в детских садах и школах, они позволяют знакомить детей со славянскими традициями в занятной и веселой форме.

Важно не забывать обычаи и традиции своего народа, а они у каждого народа особенные и неповторимые. Любой народ имеет право на свои праздники, песни, сказки, танцы, любимые блюда.

Из истории празднования коляды. Святки на Руси начинались с 25 декабря по старому стилю. Весело было всем. Дети с утра начинали славить (колядовать) . Они переходили из дома в дом с вертепом и звездой. Вертеп – это ящик в два этажа, наверху которого показывалась смерть Ирода, а внизу Иродиадины пляски. Внутри него горели свечи и показывалось представление из испеченных фигурок. Звезда была из бумаги, раскрашенная краской и со свечой. Рождественские калядки поощрялись деньгами, пирогами.

Взрослые начинали славить(колядовать) в полдень. Принимали участие все сословия. Вот так описывают, как славили цари: сначала с барабанным боем появлялись два барабанщика, потом на санях прибывал царь со всей своей свитой. Входили в дом, пели, поздравляли хозяина. Хозяин с поклоном преподносил царю деньги в подарок и угощал всех остальных. Правила были строгие. Кто славил, тех записывали, кто не участвовал, наказывали плетьми.

Есть исторические данные, что Иван Грозный с опричниками наряжался, как скоморох, а за отказ надеть личину казнил князя Репнина. ПетрI также любил принимать участие в святочных игрищах. В те времена и в царских теремах бывали святочные игры, царевны святочничали вместе с боярынями.

Не принять христославов было нельзя, это было грешно для домочадцев и принималось как оскорбление для христославов.

На Рождественские праздники было принято совершать благочестивые дела. Цари уменьшали подати, прощали и выпускали преступников, освобождали народ от недоимок. Пастыри в эти дни призывали совершать богоугодные дела.

Святки, этот период времени, который имеет еще дохристианское происхождение. Он посвящался возрождению солнца и представляет собой смесь обрядов язычников с обрядами православия.

Какое же это необычайно веселое время – зима! Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка-природа! Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным столом».

В эти же дни весь православный крещеный мир отмечает светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой.

А утром начинается разговенье, тоже с обильным застольем, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным во время этого светлого праздником всегда были рождественские колядки. Ранее это был языческий обычай, который очень любили наши предки. После принятия христианства обычаи слились и превратились в прославление Иисуса Христа.

Кто такая (или такой?) Коляда, уже никто толком не знает. Но такую фамилию носит известный в России театральный режиссёр, уроженец станицы Пресноредутской, что говорит о древности его рода.

Прежде коротенькие стихи-колядки пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды).

Особенно ярко описал колядование Николай Васильевич Гоголь в своей красочной, ироничной и немного страшной (какие же колядки без страшилок!) книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ведь этот русский писатель родился и вырос на Украине, когда эта ныне суверенная страна была частью российской империи, где жили и сохраняли свои древние обычаи разные славянские народы. Помните, как в детстве страшно и весело было читать гоголевские страшилки? Куда до них современным иноземным ужастикам!

Честно говоря, мы, учителя прежних лет, «проводили атеистические мероприятия», ругая учеников за то, что они сразу после Рождества вечерами бегали по домам с 7-18 января, стучали в каждую дверь и пели веселые песенки, выученные к Рождеству со слов бабушек. В них рассказывалось о рождении Христа и воспевалось тепло домашнего очага. В колядках желали хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева оказывались негостеприимными, то их высмеивали, укоряли и шутили над ними.

С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол. Праздник получался веселым и вкусным, поэтому в колядовании часто принимали участие и ряженые взрослые.

Изжить этот популярный в народе праздник не удавалось никакой атеистической пропаганде. Да он давно утратил свой первоначальный смысл как языческий, так и религиозный.

Не могу забыть, как однажды в рождественский вечер в нашу петропавловскую квартиру на улице Индустриальной ввалилась довольно большая компания ряженых — взрослых и детей. Их, как положено с древности, пригласили к столу, угостили тем, что бог послал через нашу бабушку, строго чтившую свои польско-белорусские католические праздники, но за неимением тогда в городе костела, ходившую молиться в подгорный собор. Какие вкусности готовила наша Казимира Францевна, знали все знакомые разных вероисповеданий и национальностей, а также атеисты и приходили поздравлять ее с Рождеством. Вот и участники тогдашнего нашествия стали плясать и петь колядки как только вошли в квартиру. Дети, собрав конфеты и бабушкины печенья, полезли под кровать обследовать ящик с игрушками. Коза мужским голосом поздравляла хозяев, желала всем высоких урожаев на даче. Медведь в вывороченном наизнанку полушубке, припахивая самогонкой, стремился приобнять лапами молодую хозяйку, а та, комсомолка, не особенно и сопротивляясь, весело пищала.

Всем было весело, радостно. И вдруг ярко накрашенная Цыганка, в необъятных юбках с большими карманами набитыми подарками, неожиданно спросила: «А где Сергей Кузьмич?» Все замолкли… Стало ясно, что случайные гости ошиблись: руководитель крупной организации с таким именем жил в соседнем подъезде.

Коза, которая в народе всегда считалась символом плодородия, богатого урожая и оберегала дом от злых сил, сняв маску оказалась молодым казахом, к тому же парторгом и подчиненным Сергея Кузьмича. Партийный лидер стал извиняться, почему-то подмигивая хозяйке квартиры, а она улыбалась и благодарила его за веселый рождественский вечер. Позже выяснилось, что они сотрудники и, естественно, давние знакомые.

Оставалось самое трудное – вытащить из-под кроватей ребятишек, стрелявших из «бункеров» из всех обнаруженных в ящике видов оружия.

Такие происшествия были в традициях рождественского колядования. Кстати, в том же доме, почти рядом с Сергеем Кузьмичом, жила пенсионерка Татьяна Ивановна, дочь хозяина знаменитой поляковской мельницы, о чем знали все ее бывшие сотрудники, но помалкивали. Мало ли что… Это вам не рождественские шуточки!

А вот и колядки для тех, кто решить возродить добрую и светлую народную традицию.

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется!

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет,

Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пирожок,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!