Что делать если трехлетний ребенок истерит. Годовалый ребенок закатывает истерики

Как летняя гроза — внезапные и сильные, часто заканчиваются так же быстро, как и начинаются. Вот вы с ребенком отлично проводите время за ужином в ресторане, а в следующую минуту ребенок уже хнычет, ноет, а потом кричит, требуя возвращения домой. Дети в 2 года особенно склонны к таким перепадам настроения.

Вы, конечно, можете беспокоиться, что растите тирана, но мужайтесь — истерики у ребенка в 2 года не используются в качестве манипуляций. Скорее всего, это ответная реакция на какое-то расстройство или разочарование. И зачастую виноваты именно языковые возможности ребенка, точнее — их отсутствие.

Почему дети устраивают истерики

Почему дети устраивают истерики? По словам психологов, дети в 2 года начинают понимать все больше и больше слов, но все еще не могут правильно выразить и описать свои чувства и нужды. В результате, накапливается чувство разочарования, когда ребенок не может выразить, что он чувствует.

Другие эксперты говорят, что изменения в мозгу ребенка может вызывать детские истерики. Независимо от причины, детские истерики у ребенка в 2 года являются нормальными в этом возрасте, и ваш ребенок, вероятно, перерастет их где-то к 3 годам. Как бы вас не смущали такие вспышки эмоций, помните — все родители через это проходят.

Истерика у ребенка 2 года: что делать, если ребенок закатывает истерики

Как успокоить ребенка, если ребенок закатывает истерики? Предлагаем вам 5 правил, которые необходимо соблюдать родителям, если ребенок устраивает истерики.

Не теряйте самообладания

Истерика у ребенка 2 года, конечно, не самая приятная вещь. В дополнение к пинкам, крикам, топаньем или стуком по полу, ребенок может швырять вещи, бить, и даже задерживать дыхание, пока не станет синим. (Не волнуйтесь, в конечном итоге ему понадобится воздух) Если ваш ребенок задерживает дыхание так часто, что вы беспокоитесь об этом, поговорите со своим врачом.

Когда ребенка захлестывает эмоциональная волна истерики, он не может ни слушать, ни думать, но вот негативно реагировать на ваш собственный крик или угрозы может, еще как.

Одна из мам рассказывает, что чем больше она кричала на ребенка, чтобы он успокоился, тем хуже становилась его истерика. Как оказалось, просто присутствие рядом, молча сидя на стуле, помогало гораздо больше.

Какой бы заманчивой не казалась идея просто выйти из комнаты, когда ребенок закатывает истерики, это может заставить его почувствовать себя брошенным. Ребенка может пугать та буря эмоций, которую он испытывает, и ему важно знать, что вы рядом.

: вместо того, чтобы бросить его, молотящим кулаками пол, подойдите к ребенку. Если он не слишком агрессивен в своих действиях, постарайтесь поднять его и прижать к себе. Скорее всего, ваши объятия утешат его и он быстрее придет в себя.

Помните, что вы — взрослый человек

Независимо от того, как долго продолжается истерика, не начинайте глупые уговоры с кричащим ребенком. В общественных местах особенно сильно хочется просто взять и поддаться, лишь бы прекратить неприятную сцену.

Постарайтесь не беспокоиться о том, что думают другие — все родители с таким сталкиваются. Согласие и уступка научит ребенка тому, что можно получить все что хочешь, закатив истерику. Так рождаются уже более серьезные проблемы поведения. Кроме того, истерика пугает ребенка еще больше, если он чувствует, что и вы не в состоянии ее контролировать.

Если доходит до того, что ребенок бьет людей или животных, бросается вещами или безостановочно кричит, возьмите ребенка и быстро перенесите в безопасное место (к примеру, спальню), где он никому, включая себя, не причинит вред. Объясните, почему он оказался там («потому что ты ударил сестренку») и заверьте, что вы побудете рядом, пока он не успокоится. Если вы находитесь в общественном месте — излюбленное место и время для истерических припадков — будьте готовы уйти, пока все не зашло слишком далеко.

«Моя дочка просто взорвалась в кафе, когда ей вместо спагетти без ничего принесли спагетти с петрушкой. Хоть я и понимала, почему она не в себе, я не собиралась позволить ей прервать ужин. Я вывела ее на улицу и мы вернулись обратно, когда она остыла».

Обсудите это позже

Когда шторм утихнет, будьте рядом, чтобы обсудить произошедшее. Постарайтесь помочь ребенку выразить причину своей истерики простыми словами, например: «Ты разозлился, потому что тебе не так приготовили любимое блюдо».

Ребенок должен понять, что как только он научится словами выражать свои эмоции, результат станет лучше. Скажите с улыбкой «Прости, что я тебя не понял/а. Теперь, когда ты перестал кричать, я знаю, чего ты хочешь". Затем обнимите его.

Старайтесь обходить стороной возможные причины истерик

Внимательно следите за тем, что заставляет вашего ребенка слетать с катушек и действуйте с учетом этих наблюдений.

Если ребенок нервничает из-за голода, везде носите с собой какой-то перекус. Если ему сложно переходить с одного вида деятельности к другому, аккуратно предупредите об изменениях. Напоминание о том, что вы скоро уйдете с детской площадки и пойдете обедать («мы пойдем кушать, когда вы с папой закончите»), даст возможность приспособиться, а не заставит резко реагировать.

Ваш ребенок настроен на независимость, поэтому предлагайте выбор, когда можете. Никто не любит, когда ему постоянно указывают, что делать. Предложите на выбор кукурузу или морковь, а не командуйте «Ешь свою кукурузу!» . Это даст ребенку необходимое ощущение контроля.

Следите за тем, как часто вы говорите «Нет». Если вы постоянно разбрасываетесь этой отрицательной частичкой, вы усложняете жизнь и себе, и ребенку. Расслабьтесь и пересмотрите стратегию битвы — в конце концов, нарушат ли ваш график дополнительные пять минут на детской площадке?

В возрасте 1-5 лет дети получают множество новой для них информации об окружающем мире, которая вызывает психоэмоциональную перестройку детского организма. В это время дети психически не стабильны и истерики для них вполне обычное дело.

Каждый родитель сталкивался с истериками ребенка и при этом чувствовал свою полную беспомощность перед малышом в этом состоянии. Что делать, если ребенок бьется в сильной истерике, заходится плачем и не поддается никаким уговорам? Пожалуй, это самый распространенный вопрос у родителей, приводящий их в ступор.

Что делать, если у ребенка истерика?

  • истерики делаются более интенсивными и продолжительными;
  • ребенок падает в обморок или у него затрудняется дыхание;
  • ребенок наносит телесные повреждения окружающим и даже себе;
  • на фоне истерик присутствуют частые ночные страхи, резкие изменения настроения;
  • истерика завершается рвотой и вялостью.

Наиболее частая причина детской истерики - это стресс

click Стресс у ребенка - это защитная реакция организма на видоизменение окружающих условий. Причин стресса много: ребенок проголодался, хочет пить, хочет в туалет, или ему неудобно в одежде. Накапливаясь постепенно в организме, они могут привести в итоге к стрессовой ситуации и истерике. Или, например, ребенок играл или читал книгу, а родители настойчиво позвали его кушать. Естественно ребенок будет плакать, ведь может быть он только начал игру или начал читать. Поэтому стоит дать время ребенку на то, чтобы закончить начатое.

Если малыш достаточно хорошо себя чувствует и не устал, то он вполне может переключить свои интересы. В противном же случае истерики не миновать. Определить, что истерика произошла от стресса достаточно легко. Такие истерики случаются, когда родители сами утомлены и поэтому неосознанно выливают всю злость и недовольство на ребенка. Поэтому анализируйте свое поведение и не допускайте всплеска негативных эмоций по отношению к ребенку. Ну и конечно определить, что ребенок утомился, может каждый заботливый родитель. Просто вспомните, чем был занят малыш за 3 часа до истерики, когда он пил последний раз, ходил в туалет и т.д.

На такую истерику нужно реагировать со всей отдачей, заботой и любовью. Воспитывать в это время бессмысленно, кроме этого даже вредно. Необходимо подойти к ребенку, обнять его, поцеловать, успокоить и удовлетворить те потребности, которые привели к этой истерике: накормите, умойте, дайте попить. Если родители будут игнорировать такую истерику, то тем самым они дадут малышу понять, что он им безразличен. А это в свою очередь отложится в его подсознании.

Чтобы избавить ребенка от таких истерик, родители должны внимательно следить за детскими потребностями и своевременно их удовлетворять, постоянно подпитывать его своим вниманием и лаской. Но и внимание должно быть правильным и иметь сходство с медитацией. Необходимо не просто смотреть за ним, играть, кормить, а делать это без каких-либо посторонних мыслей. Психологи доказали, что в один год ребенку необходимо 30 мин. такого наблюдения, в 1-3 года - 20 мин., а после 5 лет и в последующие годы достаточно 10 мин. В результате ребенок будет обладать большой внутренней силой и устойчивостью к стрессам.

Следующая причина истерики - это желание избавится от инородных влияний

Различают два вида воспитания: естественное и кодировочное. В отличие от кодировочного, естественное воспитание отрицает любой способ доминирования над ребенком и давления на него. В наше время такой вид воспитания очень редко встречается. К нему способны родители, созревшие духовно. Кодировочное воспитание практикуется очень у многих родителей, которые зачастую не обращают внимания на природные способности и характер своего ребенка. Они строят из него то, что хочется именно им, считая, что это пойдет малышу на пользу. А в итоге наоборот, ломают развитие личности на раннем этапе.

Если ребенок не хочет что-то делать, а его заставляют, то это будет зажимать его. И тогда истерика - единственный выход из ситуации.

Если родители умеют следить за собственными эмоциями, то они смогут легко отличить такую истерику. Не надо игнорировать слезы, иначе ребенок потеряет к родителям доверие. Надо действовать максимально спокойно и благожелательно. Успокойтесь сами и возьмите малыша на руки, обнимите его и приласкайте. Успокаивать ребенка не нужно, стоит дождаться, пока ребенок сам успокоиться. Если ребенок не хочет идти на руки, окружите его, хотя бы мысленно, заботой и любовью, побудьте рядом, таким образом, родители смогу повысить доверие малыша к ним.

Надо сказать, что профилактика подобных истерик - особенно болезненный процесс для родительских амбиций. Необходимо поставить перед собой цель естественного воспитания, пересмотреть способы воспитания, не реагировать на мнение окружающих людей, самим расти духовно. Не нужно думать, что естественное воспитание предлагает ребенку полную свободу действий. Ребенок должен понимать, что такое "запрет", но этот запрет должен быть обдуманным. Родители должны научиться искать компромиссные решения и помнить, что их ребенок - это отдельная личность, со своими желаниями и амбициями.

Третья причина истерик - освобождение от чрезмерного нервного напряжения

Побывав в гостях, или в новой для себя обстановке, в шумной и веселой компании, пообщавшись с новыми людьми, ребенок может испытать нервное перевозбуждение. Данная истерика и будет являться лечением для малыша. Родителям необходимо расслабить малыша, относиться к нему нежно, мягко, с пониманием. Обычно, если конечно родители правильно реагируют, такая истерика проходит минут через 15. Чтобы в дальнейшем избегать таких истерик, не перевозбуждайте малыша, находитесь в спокойной обстановке. А если уж и придется пойти в гости, туда, где шумно, просто почаще уделяйте внимание своему чаду.

Последняя причина истерики у ребенка - попытки манипулировать родителями.

В этом случае поможет только одно - игнорирование. Эти истерики являются дочерними от вышеописанных истерик и возникают, если родители неверно прореагируют на первичные истерики ребенка: начинают истерить, злиться, нервничать, или, взамен обещают ребенку конфетку или новую игрушку, только бы успокоился. И если ребенок захочет получить от вас что-либо, он будет их устраивать постоянно. Особенно родителям тяжело спокойно выдержать такую истерику в каком-либо общественном месте. Особенно не следует обращать свое внимание на порицающие взгляды окружающих.

Подобные истерики вредны для ребенка, они губят его характер. Родители должны просто игнорировать такие истерики и, по возможности, не обращать на них внимание. Конечно, это не просто, но нужно воспитывать собственный характер. Это будет отличным примером для ребенка. Возможно, процесс перевоспитания будет долгим, особенно, если у ребенка сильный характер. Он будет часто закатывать такие концерты, испытывая ваше терпение. Главное будьте спокойны и говорите внутри себя: " Я люблю тебя и не желаю тебе зла, но я не позволю собой манипулировать". Игнорируя подобные истерики, не следует оставлять ребенка одного, он должен находиться в поле зрения родителей.

Какой бы ни была причина детской истерики, не следует уговаривать ребенка, пытаться его успокоить или читать нравоучения. Это все - бесполезное занятие. Не бойтесь детских истерик, верно реагируйте и устраняйте их. И тогда у вас будет царить гармония в семье!

Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили - он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.


Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.


О проблеме

Детские истерики - явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.



В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.



У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.


В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

Мнение доктора Комаровского

В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

Поэтому главный совет от Комаровского - ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

Уступить - значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.


Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика - это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.



Что делать?

Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика - покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется - снова выходить.

По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса - «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.


Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент - чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.



Ребенок не слушается и истерит

Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

Не стоит забывать и о «переходном» возрасте - 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

3 года

В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.


Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.


6-7 лет

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.



Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста - до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.


  • Научите ребенка выражать эмоции словами. Совсем не гневаться и не раздражаться, как любой другой нормальный человек, ваш ребенок не может. Нужно просто научить его правильно излагать свой гнев или раздражение.
  • Ребенка, склонного к истерическим приступам, не стоит чрезмерно опекать, холить и лелеять, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад. Там, говорит Комаровский, приступы обычно не происходят вообще по причине отсутствия постоянных и впечатлительных зрителей истерик - мамы и папы.
  • Истерические приступы можно научиться предвидеть и контролировать. Для этого родителям нужно внимательно понаблюдать, когда обычно начинается истерика. Ребенок может быть невыспавшимся, голодным или он не терпит, когда его начинают торопить. Старайтесь обходить потенциальные «конфликтные» ситуации стороной.
  • При первых признаках начинающейся истерики нужно постараться отвлечь ребенка. Обычно, говорит Комаровский, такое довольно успешно «срабатывает» с детьми до трех лет. С ребятами постарше это будет более сложно.
  • Если ваш ребенок склонен задерживать дыхание при истерике, ничего особо страшного в этом нет. Комаровский говорит, что для того, чтобы наладить дыхание, нужно всего лишь дунуть в лицо малышу, и он обязательно рефлекторно сделает вдох.
  • Как бы ни было сложно родителям бороться с истериками ребенка, Комаровский настоятельно рекомендует дойти в этом до конца. Если дать малышу победить вас истерикой, потом будет еще труднее. Ведь из истерящего трехлетки однажды вырастет истеричный и совершенно несносный подросток лет 15-16. Он испортит жизнь не только родителям. Он сильно осложнит ее самому себе.


  • Доктор Комаровский

Воспитывать малыша - это не только радоваться его первому слову, шагу или улыбке, но и терпеть весьма неприятное проявление характера - детские истерики. Обычно первый раз родители сталкиваются с таким явлением, когда ребенку исполнился год. Ранее детский плач мог обозначать все, что угодно: ему некомфортно, он голоден, что-то болит, а после года объективных причин у истерики может и не быть. Малыш, переживающий свой первый кризис, может впадать в неконтролируемое состояние только потому, что ему чего-то не разрешают. Почему же годовалый ребенок закатывает истерики и как с этим бороться?

Некоторые родители могут путать капризы и истерики. Но это несколько разные понятия. В первом случае ребенок действует продуманно, канючит, требует и твердо стоит на своем. Во втором же случае ребенок теряет контроль над своими эмоциями в результате родительского отказа. Классическим примером может стать требование годовалого ребенка взять родительский телефон. Родитель отказал в удовлетворении требования - и получил добротную истерику с ором, слезами, выгибанием дугой и топотом ногами.

Чаще всего годовалый ребенок закатывает истерики именно по причине того, то ему чего-то не дают или наоборот заставляют делать то, чего он не хочет. Иногда родители вполне понимают, какие их действия могут привести к тому, что ребенок закатит истерику, но порой это является для них большой неожиданностью. На самом деле истерики - это проявление настроения ребенка. Большинство детей любят ходить на улицу, но желание родителей вывести малыша на улицу в момент, когда он смотрит мультик, небезосновательно может быть встречено истерикой, поэтому родителям нужно наблюдать за годовалым чадом и даже в таком возрасте уж считаться с его привычками.


Очень важно также понимать, что годовалый ребенок закатывает истерики из совершенно искренних позывов. Он не играет, не устраивает спектаклей, а просто пытается добиться единственным известным ему способом желаемого. Реакция родителей в таком случае должна быть столь же сдержанной. Есть несколько вариантов поведения, если ребенок закатывает истерику, и их можно категорично разделить на «правильный» и «неправильный».


Если годовалый ребенок закатывает истерики, категорически возбраняется повышать на него голос и тем более бить. Ребенок все равно ничего не поймет, а истерика только усугубится. Кроме того, шаткая детская психика может запомнить этот случай на долгое время.


Также плохо потакать истерикам. Ведь даже годовалый малыш очень скоро все поймет и сделает ор, плач и топот ножками инструментом безотказного влияния на родителей. И потом, если сегодня вы дадите ребенку телефон, где гарантия, что завтра он не захочет проиграться со спичками?


Относительно нейтральным способом успокоения ребенка, закатившего истерику, можно назвать беседу. Но грань между разговором и криком очень тонка. Ребенок, впавший в истерику, едва ли адекватно отреагирует на объяснения родителей, что в свою очередь не очень полезно для психики мамы и папы. Поверьте, любые уговоры и объяснения, скорее всего, пройдут даром.


В моей практике часто встречаются вопросы про детские истерики. Что делать, когда ребёнок закатывает истерики, почему девочка всё время плачет, как научить ребенка относи тся ко всему спокойнее? Сегодня я попытаюсь ответить всем сразу на наиболее популярные вопросы.

Как успокоить истерику , если она уже случилась?

Когда у ребенка истерика уже случилась, её можно только пережить. Уводим, чтобы успокоиться. В такие моменты у ребёнка возбуждается нервная система и нужно время для торможения. Самое важное, что вы можете сделать в этот момент — побыть с ребёнком наедине, уйти из общественных мест, просто БЫТЬ РЯДОМ.

И пробуйте проговаривать действия и чувства, ребенка и свои. Проговаривать нужно не только во время истерики, другие острые моменты, а и когда все хорошо. Это хорошая профилактика истерик. Ребёнок учится осознавать себя, чувствует вашу поддержку и понимание. Ему очень важно удовлетворение этой потребности — быть хорошим, быть понятым.

Говорить можно, например, так:

  • тебе это не понравилось;
  • тебе так понравилась машинка, что ты очень радуешься;
  • тебе понравился этот мальчик;
  • ты сейчас злишься, поэтому хмуришься или … ты дерешься.

Профилактика истерик

Бывают детки разной чувствительности. Но если спокойный прежде ребенок вдруг стал истерить — ищите причину ! Возможно, вы входите в кризис, или перестали удовлетворяться первичные потребности ребенка в защите и принятии (переезд, появление братика или сестренки, ребенка отдали в детский сад…). Важное значение играют еда и режим. Рассмотрим некоторые провоцирующие истерику моменты.

1. Еда — это важно!

Проверьте ваше меню. Часто такая легкая возбудимость связана с продуктами питания. Иногда это реакция на зерновые, особенно, пшеницу, сладкое. Старайтесь, чтобы питание ребёнка было сбалансировано.

2. Принимаете ли вы чувства ребёнка?

Проговаривание детских чувств, о котором мы говорили выше, помогает ребенку понять себя и почувствовать, что мама его принимает таким, как он есть. Я советую вам послушать 2-й выпуск моих психологических зарисовок , если вы еще не слушали. Это как раз пример того, как истерику можно предотвратить.

Пример
Вопрос: Девочка 2,6 года. Стала невыносимо капризной, хотя такой всегда была, но сейчас особенно. Очень часто плачет, горькими слезами, если в чем-то отказали. После пробуждения утром и днем по полчаса хнычет, ношу на руках, чтоб успокоилась. Как помочь ей стать спокойней, чтобы она меньше рыдала и требовала все через слезы?


Ответ:
Ребенок еще учится переживать , не умеет он это делать. Это те самые слёзы тщетности из теории привязанности Гордана Ньюфолда, замечательного практика, ориентированного на родителей. В его книгах подробно описаны слезы тщетности: что это такое, как мы их выплакиваем с ребенком, и как ребенок адаптируется к тому, что не может произойти, в том числе, если ему отказали.

Здесь бы я подумала про физиологический момент, с чем связано тяжелое пробуждение утром: есть ли аллергия у ребенка, может, что-то его беспокоит, это важно знать. Например, у моего ребенка капризность у младшего была связана с нарушением пищеварения, и пока мы эту проблему не решили, ребенок был очень капризный.

3. Смена обстановки, утрата чувства безопасности

Дети консервативны. Они привыкают к установленному порядку и любое отклонение от него ощущают как угрозу собственной безопасности. Что это может быть? Рождается , семья переезжает в другой город, мама выходит на работу, а ребёнка отдают в детский сад. Если мама вынуждена уйти — возле ребёнка обязательно должен оставаться значимый для него, любимый взрослый.

Рассмотрим пример.

Вопрос : Дочке два с половиной года. На улице-очень любит находиться с другими детьми, мама особо не нужна. Подскажите, пожалуйста, почему она не хочет ходить в садик? Истерика начинается при входе в группу.

Ответ : 2,5 года это еще очень мало. В этом возрасте самое важное в детском саду не сверстники, а воспитатель. Какие у нее отношения с воспитателем? Привязан ли ребенок к нему? Самое главное — наладить связь с воспитателем. Ребенку сложно оставаться в коллективе без мамы, ему ещё нужно сопровождение взрослого. Когда мама уходит, то её заменяет воспитатель. То есть мама как бы передает дочку другому взрослому, а не в группу детей. Слёзы — это совершенно нормальная реакция в 2,5 года при входе в группу. Чем-то ей там плохо. Она себя чувствует неуверенно, что-то не нравится.

4. Кризис 3-х лет

Кризисы — это признаки развития, перехода психики ребёнка в качественно новое состояние. Их не надо бояться, но надо быть готовым к учащению истерик или агрессии в эти периоды. И постарайтесь помочь ребёнку эти моменты пережить, окружив его пониманием.

Кризис трёх лет — это переход ребёнка к самостоятельности, возраст непослушания. Отстаивания своего Я. И он истерит или дерётся, щиплется, если отстоять себя иначе не получается.

Вопросы:

1. Дочке 3 года. Когда она боится, переживает или просто обеспокоена (находится в новом месте, читает в книге напряженную сцену и т.д.), то постоянно щипает себя или родителей. За шею и на сгибе локтя. В 2 года было то же самое, но потом прошло, а сейчас с новой силой. Не может сидеть спокойно, даже если просто радуется, подбегает и щипает родителей или просто пальцами проводит в семье локтя. Очень беспокоит этот момент.

2. Все та же дочка, очень сложно реагирует на ситуации, когда что-то идёт не по её сценарию. Раньше списывала на возраст, но прошёл уже год и адаптации не происходит. Увидела, что братик играет в ниточку, дайте мне такую же. Увидела на площадке новую игрушку, хочу такую же. Хочет чай, если мама моментально не встала — истерика . Кидается на пол, кричит. Иногда проявляет агрессию, вталкивается, бросается игрушкой, если с ней делаться. Не знаем, как донести социально приемлемое поведение.

Ответ: Хороший вопрос для такого возраста. Здесь есть два основных момента.

Во-первых, родился младший братик, когда ребенок был в кризисе. Девочке было сложно прожить благоприятно этот период, наложилась ревность. Вероятно, это повлияло на то, что адаптация затянулась на год.

Второй момент: 3 года — это еще очень мало, чтобы уметь регулировать себя. Я всех мам деток 2-3 лет предупреждаю, что до 5 лет у вас один ребенок, а после 5 лет наступает другой период. И ещё раз все изменится после кризиса 7 лет. Если у вас есть дети школьники — вы меня поймёте.

В 3 года нормально бояться новых мест, напряженных сцен в книгах, мультиках или в жизни, и переживать из-за этого. Когда ребенок щиплет себя, он помогает себе пережить напряженные ситуации.

Нужно понимать, что у дошкольника психика только формируется и ребенок в этом возрасте переживает все через тело . Это можно увидеть, когда ребенок сначала дерется, а потом сообщает, что злится. Чтобы перейти на на вербальный уровень, ребенку нужно время. Я предлагаю в минуты переживания давать больше контакта: обнимать, причем довольно сильно, плотно, чтобы она чувствовала телесность, и обязательно говорить такие слова: я с тобой, мы вместе, мы это переживем. Это по первому вопросу.

Напрямую запрещать щипаться не нужно, иначе вы закрепите это поведение . Советую поработать с этим «в обход». Всегда озвучиваем чувства переживания дочки: «Ты так переживаешь сильно, так испугалась, что даже щипаешь меня (или себя)», то есть описываем действия ребенка.

И обогащаем среду развития : игра, рисование, лепка, подвижные игры и занятия, потому, что ничто так не развивает ребенка и его ощущение себя, своего я, инициативности, . Вы знаете, я очень глубоко занимаюсь игровой деятельностью и вижу как расцветает ребёнок, когда мама начинает с ним увлечённо играть, то есть говорить на его языке. Это помогает легче пережить кризис трех лет, выйти из многих невротических состояний.

Это касается и второго вопроса. Дочка пока опирается не на себя, а на поле, которое её окружает. Как будто бы она не знает своих желаний, не понимает себя. Увидела, что братик играет с ниточкой, дайте мне такую же, увидела ложку, хочу такую же. Мама не встала, истерика. Это про двухлетку, скорее всего. Агрессия нормальна в этом возрасте. Ребёнок начинает — Мама подхватывает.

Истерики, капризы, злость ребёнка очень чувствительны для мамы. Как же иначе? Она изо всех сил хочет быть хорошей, самой лучшей, а тут…

Во-первых, важно понимать, что происходит и почему.

Вопрос: Моему сыну Олегу 2,4 г. Очень активный малыш, сорвиголова. Проблема, что часто сердится и бьет меня и папу. Говорим, что так делать нельзя, держим руку. Я сама иногда срываюсь на ребёнка , когда уже не могу сдерживаться. У меня ощущение того, что он не понимает, что нам больно, и его забавляет это. В детской группе тоже может стукнуть ребенка, при этом знает, что это плохо.

Ответ: Конечно, в этом возрасте дети дерутся, агрессируют, очень сильно сердятся и сразу бьют. Связано это с тем, что ребенок переживает еще очень сильно все телесно, не может сказать словами, что чувствует. И у меня двое таких детей было: старший кусался, младший дрался. Связано также и с незрелостью головного мозга, с тем, что плохо себя понимает, что не умеет переживать фрустрацию, не умеет сказать об этом.

Частая ошибка взрослых в том, что им кажется: достаточно и ребёнок исправится. Нет, этого не достаточно. Здесь нужно проговаривание ситуации, действий ребенка, чувств и собственных чувств и действий. Это очень важно для будущего. Важно отделять намерения ребенка от его действий. Результат наступает не сразу, но такое проговаривание помогает созревать мозгу, помогает образовываться нервным связям: ребенок научается не бить, он переводит свой индекс телесности на вербализацию. У кого есть сложности с агрессией и злостью, предлагаю пройти тренинг .

Во-вторых, нужно поработать со своими собственными срывами родителям, потому, что если еще и мы срываемся, то получается мы со своей взрослой позиции съезжаем в свою детскую позицию и ребенку уже ничем не можем помочь, нам бы кто помог в этой ситуации.

Если мама злится и агрессивно реагирует, то здесь надо маме поработать с этим, маме укрепиться. Я думаю еще, что мама злится, потому, что не знает, что происходит и на собственное бессилие реагирует злостью и агрессией.

Или мама очень устала и перегружена, тогда надо пересмотреть