Роль семьи в социализации человека. Роль семьи в социализации и развитии личности

Доклад на педсовете: Роль семьи в социализации личности ребёнка

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья.Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге детипредоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Авторитарный стиль , подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально – попустительский стиль , подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именнов семье человекполучаетпервыйопытсоциальноговзаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003
6. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
7. Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987
10. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983
11. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981
13. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Контрольная работа

по антропологии

Тема: «Роль семьи в процессе социализации личности»

Красноярск 2010

Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

В традиционной семье вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях патриархальности. Такая семья готовит своих детей для жизни в каком-либо коллективе или родовой общине под началом главы семейства. Жизнь в коллективе традиционной семьи приучает воспитанников к коллективной общественной жизни, к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней - опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной.

Осуждать или одобрять отношения в традиционной семье никто не вправе. Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить, исходя из традиций семьи, или что-то менять. Как правило, молодые поколения в традиционных семьях приучаются жить так, как жили их отцы, прадеды испокон веков. Заслуги личности делаются заслугой всей семейной группы, а за проступки личности отвечает коллектив, то есть все члены семьи несут коллективную ответственность.

В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное - заниматься той деятельностью, которая необходима государству. В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы "сдать экзамен", "получить диплом", "теплое место", но не овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. В итоге из лона семьи выходят циники, невежды, формалисты, бюрократы, люди поверхностные, с неустойчивыми взглядами, не приученные к повиновению авторитетам и самостоятельному, ответственному поведению. Общество, где живут эти люди, - бюрократическое, с широко развитым аппаратом государственной власти. Управляют таким обществом чиновники.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности»

Подготовила учитель

Сидярто Л.А.

Санкт - Петербург

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….. 2
  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ……………….. 6
  1. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ………… 13
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………… 18
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 19

ВВЕДЕНИЕ

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса.

Социализация – термин, используемый социологами для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению.

Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности. Ценности и нормы являются регуляторами человеческого поведения. Ценности – это такие духовные и материальные блага, которые тому или иному человеку представляются значительными и желательными для получения, сохранения и реализации. Стремление к ним формируют у индивида ценностные ориентации, которые детерминируют их деятельность.

Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д.

Все сказанное можно представить в виде схемы:

Социализация личности

I фаза II фаза

Социализацию нельзя сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально – контролируемых и направленно – организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.

Стадии социализации.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  1. Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  2. Средний – обучение в школе.
  3. Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

Можно ещё выделить этап после трудовой социализации, когда человек обретает новый статус неработающего человека.

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Феномен феральных людей подтверждает это. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Социализация и структура личности.

Рассмотрим структуру личности. Структура сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической, социальной и духовной структур личности, изучаемых соответственно различными науками. Основанием является биологическая структура. В аспекте деформации биологическая структура личности не может не учитываться, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимоотношения между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. А если речь идет о ребенке с деформацией биологической структуры, то нередко это сопровождается и деформациями других структур его личности.

С социальной структурой личности тесно связано её психологическая структура, включающая совокупность эмоций, волевые устремления, память, внимание, мышление. В случаях разного рода нарушений высших психических функций человека может искажаться и социальная структура личности. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. При определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – её социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, формирующих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры является её деятельность, понимаемая как самостоятельная деятельность и как взаимодействие с другими людьми.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, власти, образования, здравоохранения и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее первичных групп, о личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Динамика социальных процессов, социально – экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями отца и матери, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Другими словами, в некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны семьи (как социальной группы), слабость процесса его социализации (включение человека в систему ценностей и норм поведения, характерно для общества в целом) могут привести к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам поведения, группировки воров – рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общества (семья, группа сверстников, профессиональных групп, общности по месту жительства и т.д.). Подытожив выше изложенное, можно выделить следующие социальные причины дезорганизации личности:

  1. участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;
  2. участие индивида в дезорганизованных социальных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, то есть социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

Такого рода явления связаны с ослаблением социально – психологического эффекта обязанности, который служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к разрушению общности. В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, то есть снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к группе, предоставить упорядоченною систему ступеней социального престижа и признания.

Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единства их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении свидетельствует об ослаблении интегрированности социальной группы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение.

СФЕРА ПОЗИТИВНЫХ, ОДОБРЯЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

ТАЛАНТЫ ГЕНИИ

_____________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ,

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ (ГРУППЫ) ПРАВИЛА, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ.

_____________________________________________________________________

САМОУБИЙСТВО ПРЕСТУПНОЕ ПРОСТИТУЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ

АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

СФЕРА НЕГАТИВНЫХ, ОСУЖДАЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

_____________________________________________________________________

Теперь необходимо сказать об отклонениях в поведении. Отклоняющееся или девиантное поведение значит не соответствующее общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, новаторы, убийцы и т.д. - все это люди с отклонениями от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

Индивид может иметь:

  1. отклонения в социальном поведении;
  2. отклонения в личностной организации;
  3. отклонения и в социальной сфере, и в личностной организации (случаи отклонения от культурных норм, совершаемые личностью с психическими отклонениями: неврозами, психозами, параноидальными состояниями и др.)

Анализ данных обследования

семей учащихся специальной (коррекционной) школы № 676

для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга.

Цель: проверка утверждения, что рост числа отклонений в поведении членов социальной группы свидетельствует об ослаблении интегрированности семьи как социальной группы.

  1. Для обследования выбраны учащиеся 7 – 10 классов (54 человека). Процесс социализации в дотрудовом возрасте у них подходит к концу. Дети имеют определенный социальный опыт, разнообразные социальные контакты. Через некоторое время они вступят во взрослую жизнь.
  2. Антисоциальными считались семьи, в которых родители тунеядцы, алкоголики, бытовые пьяницы, сексуально распущенные и лица с криминальным прошлым.
  3. За девиантное поведение принималось только негативное, осуждаемое обществом 1 и 3 вида (стр.9 и схема).

Дети из асоциальных семей

Дети из неполных семей

34,4%

Дети без родителей

7,4%

Дети, помещенные на воспитание в д/дом

(полные сироты)

18,5%

(3,7%)

Дети с девиантным поведением

Дети, совершившие правонарушения и имеющие условные сроки наказания по суду.

7,4%

Из таблицы видно, что не всегда неполная семья является асоциальной, а полная целиком выполняет своё предназначение.

Эти данные свидетельствуют о том, что к концу обучения в школе большинство детей из неблагополучных семей уже имеют опыт асоциальных действий и поведения (бродяжничество, токсикомания, воровство, сексуальная распущенность и т.д.). Семья удерживает первенство в социализации детей.

Институты образования и воспитания в лице школы и детского дома не могут целиком заменить семью в процессе социализации детей. Тем не менее, ведется огромная работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

Почему появляются девианты?

Индивиды становятся девиантами, т.к. процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению. К некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Но тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. Это означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или врожденных дефектов. В данном случае может иметь место слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Люди с особыми проблемами нередко испытывают потребность во вмешательстве, сущность которого зависит от особенностей типа проблем, затрудняющих социализацию и жизнедеятельность. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны социальных институтов, так как их физические, психические и интеллектуальные возможности затрудняют процесс социализации, их нормальную жизнь в обществе. Эти группы нуждаются в социальной и психологической помощи, выраженной в различных формах:

  1. материальной;
  2. профориентационной;
  3. социально – психологической адаптации;
  4. социальной интеграции.

Если говорить о детях с проблемами в развитии (нарушения речи, слуха, зрения, задержка психического развития, снижение интеллекта и т.д.), то роль социального института образования в лице коррекционного образовательного учреждения трудно переоценить, именно школа помогает в социализации, в социальной адаптации этих детей. Достаточно привести пример Сергиево – Посадского интерната, где успешно воспитывают, обучают, готовят к жизни слепоглухих детей, которые в обычных условиях жизни обречены. Некоторые выпускники интерната оканчивают средние и высшие учебные заведения. Многие создают семьи, включаются в жизнь в обществе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.

Ни один социальный институт не может заменить семью. Именно она служит важнейшим фактором обучения моральным ценностям и поведенческим нормам. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем – то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены 5 основных факторов, определяющих семью и жизнь как неблагополучную:

  1. сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
  2. недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);
  3. недостаточная отцовская привязанность;
  4. недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);
  5. отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь);

Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности.

Однако многочисленны и случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены и отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает трудно выбрать линию не отклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия – это состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения. Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институционными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время, как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества откланяться от общепринятых образцов. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институционных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризисности социально – экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям.

Важнейшей задачей педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений.

В зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом.

Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие под редакцией Г.В. Осипова.

Москва: Аспект – Пресс, 1996г. 461с.

  1. С.С. Фролов Социология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Издательская корпорация «Логос» 1997г. 360с.
  2. Б.А. Трегубов «Свободное время молодежи: сущность, типология, управление». Санкт – Петербург: Издательство Санкт – Петербургского университета, 1991г. 152с.
  3. «Теория социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой. Москва: «Юристъ», 1998г. 336с.
  4. Социологический словарь. Н. Аберкромби, Ст. Хилл, Брайан С. Тернер. Москва: «Экономика», 1999г. 416с.
  5. «Социальный менеджмент» под редакцией проф. Д.Д. Валовой. Москва: ЗАО «Бизнесс – школа» Интел – Синтез», 1999г. 384с.
  6. Ю.Г. Волков и Г.В. Мостовая «Социология». Москва: Гардарика, 1998г. 432с.
  7. «Альбом схем по социологии и политологии». Москва: Издательство «Щит», 2000г. 120с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.

3 слайд

Описание слайда:

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка - это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

4 слайд

Описание слайда:

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

6 слайд

Описание слайда:

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

7 слайд

Описание слайда:

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

8 слайд

Описание слайда:

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных.

9 слайд

Описание слайда:

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.

10 слайд

Описание слайда:

Семья для ребенка - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье: формируется чувство безопасности; дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром; учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям; родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения; психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

11 слайд

Описание слайда:

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Главная забота взрослых - правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение .

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.