Здравствуй, праздник! Или как познакомить малыша с Новым годом. Как познакомить малыша с праздником

Знакомство малыша с временами года начинаем уже с двух лет. Всем известно, что в этом возрасте ребенок впитывает в себя новые интересные знания, как губка. Начните знакомство с временем года на прогулке. Обратите внимание малыша на окружающую природу. Не важно какое на дворе время года. Наблюдайте с малышом за природой. Рассказывайте ребенку все что видите-какого цвета листья на деревьях, идет ли дождь, дует ли ветер, холодно или тепло. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи: листья пожелтели, потому что на улице стало прохладнее; трава мокрая, потому что прошел дождь. Когда ребенок подрастет, вы конечно более подробно объясните ему почему листья желтеют.

В процессе наблюдения обязательно связывайте все изменения в природе с временем года.

Так у малыша сформируются представления о временах года. Он самостоятельно сможет установить связь между состоянием погоды и временем года: на улице холодно, много снега, деревья голые-это зима; листья пожелтели, опадают, дует ветер, идет дождь-это лето; снег тает, бегут ручьи, ярче светит солнышко -это весна; распустились листья, погода теплая или жаркая, ярко светит солнце-это лето. Обратите внимание на то, как ведут себя птицы и животные в разное время года. Вместе с малышом полюбуйтесь красотой окружающей природы, ведь она прекрасна в любой сезон.

Для закрепления полученных знаний необходимо рассматривать картинки в книжках, находить на них и называть признаки того или иного времени года, читать стихи и загадки о разных временах года. Задавайте ребенку вопросы при рассматривании картинок - это прекрасно способствует развитию мыслительных операций, развитию речи. Малыш с радостью откликнется на предложение нарисовать дождь, снег, листопад, радугу, солнце. В процессе рисования побуждайте ребенка называть, что он рисует, какое это время года, почему? Можно купить в магазине или сделать самостоятельно плакат «Времена года».

«Завтра», «через неделю», «после сна», «через месяц», «подожди минутку» и т. д. Все эти отрезки времени очень сложны для понимания маленькими детьми! Далее в статье представлены советы, которые помогут родителям объяснить эти принципы всего за несколько минут.

«Мы выходим через двадцать минут!». Вам это предложение предельно ясно, потому что вы понимаете, что за этот промежуток времени вам необходимо сложить одежду и убрать со стола посуду. Для вашего трехлетнего ребенка это как китайская грамота. На самом деле, он понимает только одно: «Мы собираемся идти». У него еще очень смутное представление о времени.

Вы можете найти огромное количество литературы, посвященной детям в возрасте от четырех до шести лет, в которой говорится, что такие понятия, как «завтра», «через неделю», «через три месяца», не имеют для детей никакой смысловой нагрузки. Дети лишь знают, что эти выражения означают будущее или, если конкретнее, что они будут происходить «после», а не «до». Такие фразы, как «после обеда», «когда папа вернется с работы» и «перед сном», точнее определяют для них время, нежели дни недели и даты.

На самом деле, лишь в возрасте четырех или пяти лет ребенок по-настоящему начинает интересоваться понятием времени, часов и продолжительности. В возрасте около шести лет ребенок пытается понять эти обозначения по-своему, но твердо усваивает лишь понятия настоящего, прошедшего и будущего времени, а также дни недели и свое расписание.

Ориентиры вместо часов

Даже если понятие времени остается для детей неопределенным, мы все равно можем начать обучение малышей понимать временные интервалы с помощью советов, адаптированных к их возрасту.

Первые два года жизни дети ассоциируют свою жизнь и свой мир с физиологическими ориентирами (питание, сон, ванна и т. д.). Мало-помалу они начинают понимать такие интервалы, как «скоро» и «подожди».

Ближайшее будущее и прошлое проясняется для детей старше трех лет. Они могут отличать «до» и «после» в четких инструкциях («Сначала надень носки, а потом обувь» или «Мы сначала пойдем в библиотеку, а после этого пойдем в супермаркет»).

В возрасте четырех лет дети используют такие слова, как «до», «после», «день», «ночь», «утро», «вчера», «прямо сейчас», «позже», «в данный момент» и т. д., но продолжительность времени остается для них неопределенной, пока мы не основываем ее на действительности, которую они понимают.

Фраза «Мы выйдем после Петровых» имеет для детей гораздо больше смысла, чем фраза «Мы выходим через 15 минут». Точно так же фразу «Мы сядем ужинать, когда папа вернется с работы» им гораздо легче понять, чем фразу «Мы будем ужинать в 17:00». Ориентиры помогают детям расположить события по ходу дня. Привыкшие к порядку или расписанию, установленному в детских садах, дети чувствуют себя безопаснее, когда знают, что произойдет после того действия, которым они заняты в данный момент. Родителям это не облегчает задачу, но дает основание использовать последовательности, которые понимают дети.

Часто в возрасте около четырех лет дети уже просят купить им часы, вероятно, потому, что видят, как их родители или другие взрослые пользуются этим измерительным прибором. Дети знают или чувствуют, что время воздействует на нашу жизнь и формирует ее. Мы часто говорим им: «Быстрее, мы опаздываем!» и «Вставай, уже пора!», однако нам важно быть осторожными, чтобы не фокусироваться на концепции времени, понятной только взрослым.

Когда дети идут в школу, они начинают учиться быстрее. Они запоминают времена года, дни недели, продолжительность часа или минуты, названия месяцев в году и даже даты. В возрасте от шести до восьми лет дети учатся читать время по часам с большими и маленькими стрелками . Цифровые часы показывают время, а другие часы позволяют им прочитывать и расшифровывать его. Книги и игры могут помочь вам научить детей определять время по часам.

Выбор правильных слов

  • Попробуйте использовать те же ориентиры и связать их с действиями, которые знает ваш ребенок: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь», «Мы обедаем в полдень», «Во второй половине дня мы пойдем в библиотеку», «Вечером, когда твой папа придет с работы...», «Завтра после ночного сна ты пойдешь в детский сад» и т. д.
  • Существует множество песен, которые помогают запоминать дни недели и месяцы года. Вы можете ими воспользоваться, чтобы сделать обучение более веселым.

Календарь

Попросите ребенка отмечать прошедшие дни на настенном календаре. Так он сможет легко визуализировать продолжительность дня или недели, а также считать дни и ждать наступление Дня рождения или другого праздника.

Через день или неделю?

  • Чтобы помочь детям развить чувство времени, фотографируйте разные моменты дня. Размещайте фотографии в хронологическом порядке на стене или в альбоме.
  • Нарисуйте часы и наклейте пиктограммы, условные значки рядом с каждым важным временем суток (например, тарелку с овсяными хлопьями рядом с 7:00, подушку рядом с 14:00, которая укажет ребенку время дневного сна и т.д.).
  • Сделайте еженедельный календарь из войлока или картона. Попросите ребенка нарисовать предметы, представляющие ежедневные занятия (понедельник - урок плавания, вторник - прогулка в парке, среда - семейный ужин, четверг - поход в гости к бабушке). Добавляйте столько событий, сколько хотите.

Чтобы сын развивался разносторонне, необходимо постоянно расширять его кругозор. Особенно интересно будет познакомить мальчика с временами года. Делать это можно в любом возрасте, а в 3 и 4 года - это просто необходимо. Именно в этом возрасте дети любят изучать все новое, впитывать в себя полученные знания, как губка. Им нужно до всего дотронуться, посмотреть поближе, возможно, даже лизнуть! В возрасте 3-4 лет детям будет интересно узнавать о природе и ее явлениях, особенно, если это будет увлекательная игра.

Игры лучше всего проводить на улице, изучая то, что происходит с природой вокруг малышей.

Самое любимое время года — лето!

Летом малыш может познакомиться с теплой водой в водоеме, песком на пляже, ракушками и камнями, кустами, деревьями и многим другим. Ребенку нужно рассказывать, что эта пора года называется лето, она самая яркая, красивая и теплая.

  • Объясните, что когда на улице идет дождь – это поливается земля, вода помогает растениям, траве и деревьям расти. Если во время дождя светит яркое солнце – потом непременно выглянет очень красивая радуга
  • Когда солнце светит ярко, а на улице очень жарко – самое время пойти искупаться, попробовать, насколько теплая вода
  • Объясните малышу, что вода может быть дождем или снегом, льдом, может быть холодной и теплой, ее можно переливать из одной чашки в другую
  • Рассказывайте сыну о том, как называются растения и деревья
  • Покажите, как можно построить замок из песка
  • Помогите найти самую красивую ракушку, соберите небольшую коллекцию
  • Научите пускать по воде лягушек из плоских камешков
  • Не забудьте о животных и насекомых. Летом можно увидеть самых разных представителей животного мира. Расскажите, какие из них полезные, а какие — опасные
  • Прочтите еще про )

Осень — прекрасная пора, очей очарование!

Именно осенью природа преображается, а значит, лето заканчивается. Листья на деревьях становятся разных цветов – зеленые, желтые, красные, бордовые. Они постепенно начинают опадать, а значит деревья готовятся к зимнему сну и поэтому сбрасывают свою «одежду».

  • Прогуляйтесь с малышом в лесу или в парке, пусть он послушает, как шуршит листва под его ногами, на что это похоже?
  • Соберите вместе красивый букет из листьев, засушите гербарий
  • Соберите в красивую коробочку шишки, желуди или орехи. Пусть ваш ребенок сравнит их цвет, внешний вид, форму
  • В животном мире тоже будут происходить некоторые изменения, малышу нужно рассказывать о повадках животных и их привычках, как они готовятся к зиме, делая запасы
  • Расскажите, куда улетают птицы, а какие птицы остаются на зимовку дома
  • Сходите на прогулку в ближайшую деревню, где у ребенка будет возможность посмотреть на домашних животных, погладить их, покормить
  • Выучите с малышом простое стихотворение про осень
  • Объясните, что осень — время уборки урожая. Приготовьте вместе с ребенком десерт из осенних плодов, например,

Зима — веселое время года!

Зиму дети очень любят, потому что зима — это Новый год, елка, дед Мороз, праздники, походы в гости и прочие . Начать знакомство малыша с зимой нужно со снега.

  • Покажите, как лепить снежки, или сделать снеговика, крепость
  • Поймайте на рукавицу снежинку и предложите ребенку ее рассмотреть, а дома потом нарисовать. Покажите, что случится с ней, если поймать ее голой рукой
  • Поиграйте в прятки по сугробам, залейте ледяную горку, объясняя, что зимой вода на холоде превращается в лед
  • Обратите внимание малыша на причудливые силуэты деревьев, покрытые снежными шапками
  • Объясните, что зимой земля отдыхает и набирается сил под снежным покрывалом.
  • Расскажите, какие птицы прилетают зимой, а какие остались зимовать.
  • Сделайте вместе кормушку и предложите ребенку кормить птичек самостоятельно. Научите малыша различать птиц по оставленному на снегу следу.

Весна — время года, когда природа просыпается!

Весна — замечательное и всеми любимое время года! Весной природа просыпается, пробуждается от зимней спячки, снег превращается в журчащие ручейки, по которым можно запускать бумажные кораблики.

Конечно же, вы волнуетесь — всё ли пройдет гладко. Не переживайте, мы знаем, что делать!

Наверняка вы прошли большой путь между точкой, где вы родили своего малыша, и точкой, где вы должны познакомить его с человеком, который претендует на то, чтобы прожить с вами всю жизнь. Скорее всего, этот путь включал развод, встречи с людьми, которые вас разочаровали, знакомство с этим человеком. Внутри вас живёт недоверие — а вдруг опять ничего не получится? Или ребёнок не примет «нового папу»? Или самому мужчине не понравится ваш малыш, и он не сможет найти к нему подход? Без паники! Мужчина, который любит вас, сможет полюбить и вашего ребёнка. Главное, правильно провести первую встречу.

Убедитесь, что время уже пришло

Собственно, убедиться в этом не сложно. Ваш избранник сам скажет вам, что хочет познакомиться с вашим ребёнком. Главное, в этот момент взвесить свои собственные чувства - вы хотите, чтобы этот человек остался с вами надолго? Если хотите, считайте, что подходящее время для знакомства настало. Теперь нужно правильно обставить знакомство.

Подготовьте мужчину и ребёнка

Наверняка ваш мужчина тоже очень переживает. Поговорите с ним, объясните, что вы не ждёте, чтобы он немедленно полюбил вашего ребёнка как своего собственного. Достаточно будет, если он попробует посмотреть на него, как на отдельную личность. Пусть маленькую и не способную о себе позаботиться, но личность. Со своими интересами, чувствами и мыслями. С ним есть о чём поговорить, ему есть что рассказать.


Также поговорите и с ребёнком. Если он знает своего настоящего отца, объясните, что этот человек не претендует на его место, что папа у ребёнка может быть только один. Но совсем неплохо, если у вас будет надёжный друг, который будет вас любить, заботиться о вас, стараться сделать вашу жизнь лучше. Скажите, что его появление не поставит под угрозу отношения малыша с его отцом, а напротив, дополнит вашу жизнь. Говорите с ребёнком честно, малыши лучше всех чувствуют фальшь, и она зародит в нём недоверие.

Придумайте сценарий

Первая встреча ребёнка с вашим избранником, скорее всего, будет такой же неловкой, как ваше первое свидание. Для того чтобы вы не пытались мучительно придумать, что говорить и как себя вести - подготовьте всё заранее. Начните вечер с похода в кино, на спектакль или на небольшую экскурсию — куда-то, где вы все трое сможете получить новые впечатления. А после отправляйтесь в кафе, чтобы обсудить увиденное, ну и перекусить. Выбирайте такое кафе, где ребёнку будет комфортно - пусть это будет пиццерия или даже Макдональдс.


Заготовьте на всякий случай парочку историй, если впечатления от кино или театра закончились, а вечер ещё нет, вы сможете пустить их в ход. Например, расскажите ребёнку, что ваш мужчина лучше всех стреляет из лука, круто играет на гитаре или объездил половину мира. Что-то из его биографии, что заставит малыша посмотреть на вашего избранника с любопытством и уважением.

Не мешайте

Позвольте мужчине и ребёнку самим выстраивать свои отношения, если у них завязалась беседа — не вмешивайтесь. Наверняка они сумеют найти общий язык, ведь как минимум один из них, тот, который постарше, кровно в этом заинтересован.


Поговорите с ребёнком обо всём, что произошло

Обязательно спросите его, понравился ли ему ваш новый друг, хочет ли он ещё раз куда-нибудь сходит вместе. Не торопите события, уже через пару месяцев регулярных встреч малыш будет считать вашего мужчину неотъемлемой частью вашей жизни.

Консультация для родителей дошкольников: «Ознакомление детей дошкольного возраста с праздниками»

Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: методическая разработка консультации рассказывает о том, как родители в легкой и доступной форме могут вести работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с такими явлениями общественной жизни, как праздники. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; педагогам, работающим с дошкольниками, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки - передвижки в помещениях ДОУ.
Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.
Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей дошкольного возраста с праздниками.
Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с такими явлениями общественной жизни, как праздники;
- повышать интерес родителей к расширению своих знаний по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни;
- актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с праздниками.

Уважаемые родители! Особое значение в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни имеют праздники . Общенародные праздники, отмечаемые в России, воспринимаются детьми как радостные события. Сильное впечатление производят на них парады, салюты; передачи по радио и телевидению. Все это составляет наглядно - чувственную основу восприятия детьми таких сложных явлений, как праздники. И родители помогают малышам приобщиться к нашим традициям умом и сердцем.


Встреча Нового года - это не только веселый праздник, но и общественное явление. Украшенные игрушками елки радуют малышей и взрослых. В каждой семье, в каждом доме задолго до новогодних праздников люди думают о том, как лучше оформить и организовать праздник. Целые промышленные предприятия осваивают массовый выпуск игрушек и елочных украшений. Витрины магазинов загораются яркими красками разноцветных шаров, затейливых сюрпризных игрушек, хлопушек, огнями электрических гирлянд. Это - факты большого общественного значения, отражающие заботу нашего государства о детях, и об этом дети должны знать. Обилие игрушек, возможность их купить не должны исключать изготовления игрушек детьми вместе с взрослыми. Эта традиция должна жить в каждой семье, в каждом детском саду, когда дети под руководством родителей или воспитателя объединяются в веселый трудовой коллектив и делают игрушки. Сколько полезных знаний о материалах, способах их использования приобретают дети! Сколько при этом бывает умных находок, выдумок, открытий, радости! А потом, на елке или на празднике, среди других нарядных игрушек дети, прежде всего, ищут свою, самую дорогую для них. Новый год празднуется на всей земле, но у разных народов отмечается он по-разному, в соответствии с природными условиями и обычаями. Об этом тоже нужно рассказывать нашим дошкольникам.


В День защитника Отечества - 23 февраля в столице и городах-героях гремят салюты, и в небо летят разноцветные огни. Люди выражают глубокую любовь и уважение к солдатам - храбрым защитникам нашей страны. И еще особо празднуют свой день танкисты, летчики, моряки. Дети любят смотреть салюты. А те, кто непосредственно их не наблюдает, видят по телевидению, на картинках и т. д. Чтобы огни салютов не были только красивым впечатлением, родители в доступных словах должны раскрыть детям общественное значение сложившихся традиций , приобщить малышей к тому, чем живет народ, вызвать в душе каждого ребенка чувство уважения к Российской Армии.


Мамин праздник 8 Марта содержит большой познавательный материал о труде наших женщин во всех областях жизни, и в первую очередь - о труде матери , который может быть приравнен к подвигу . Возбуждение интереса к этому повседневному труду, который может показаться обычным, но он обеспечивает налаженную жизнь и благополучие семьи, должен быть постоянно в центре внимания взрослых и детей. И это придает особое общественное значение празднику 8 Марта. В процессе приготовления подарков бабушке, маме, сестре родители воспитывают в детях стремление трудиться с любовью , готовность сделать «самый, самый красивый подарок», рассказать лучше стихотворение, спеть для мамы и бабушки их любимые песни. В этот праздник происходит наибольшее слияние знаний о роли матери и благодарности детей к ней.


На конкретных фактах, запечатленных в произведениях искусства, можно рассказать дошкольникам о жизни рабочих и крестьян до революции и изменениях, которые произошли после ее победы. Но не следует стремиться глубоко раскрывать социальные процессы - дети их не осмыслят. О том же, что доступно детям, нужно им рассказывать, вызывая активное отношение к услышанному. Праздник 1 Мая - это Праздник Весны и Труда . Эта особенность должна найти свое отражение и в подготовке, и в содержании праздника. Увлекательные рассказы родителей старшим детям о том, где и как живут разные народы, как они трудятся, отдыхают, какая у них одежда, украшения, - это своеобразные путешествия к друзьям, расширяющие умственный кругозор детей. А подбор картинок, предметов быта придает наглядно - действенный характер знаниям детей и питает их интересы. Сообщая в «живом» образном рассказе интересные для детей сведения, взрослые не только обогащают кругозор детей, но и воспитывают чувства симпатии, дружбы, уважения, осуществляя интернациональное воспитание у самых истоков жизни современного дошкольника.


Ежегодно вся Россия отмечает 9 Мая - День Победы . День, в который все люди и каждый человек снова и снова переживают чувства благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа. В этот день проявляется глубокое чувство уважения к памяти погибших за Родину. Каждый человек, каждая семья, вспоминая незабываемый май 1945 года, как бы заново переживает душевный подъем, каким был охвачен наш народ и прогрессивные люди всего мира после долгой и страшной войны. Пройдя через тяжелейшие испытания, советские люди и победоносная Советская Армия отстояли честь и независимость своей Родины, спасли мир от фашизма. Празднование Дня Победы стало традицией в нашей стране. К всенародному празднику приобщаются и дети. Дети должны знать, что к Вечному огню, зажженному во многих городах, к подножию памятников, к братским могилам люди приносят цветы, в знак памяти и благодарности. Старших дошкольников уже можно учить понимать торжественность и значение «минуты молчания». Старшие дети должны быть причастны к тому, что составляет традиции народа - это один из важных элементов и умственного, и патриотического воспитания. Время будет отдалять нас от 9 мая 1945 года, все меньше будет непосредственных участников войны. Но значение этого исторического события не уменьшится. Дела и подвиги советских людей перейдут в легенды, в народные сказания, они станут частью народной памяти, души народа.


Совместные празднования дней рождения также представляют собой общественные явления, объединяющие детей добрыми чувствами, укрепляющие знания о том, что день рождения - значительный день в жизни человека. Родители помогают детям понять, что каждый прожитый год должен быть богат чем-то значительным в жизни ребенка, семьи. Конечно, дети дошкольного возраста не все могут глубоко осмыслить, но идея о том, что каждый год должен быть прожит достойно, раскрывается на конкретном содержании и питает ум ребенка, чувства, повышает осознанностъ поступков. Нельзя пропускать то, что оставляет след в душе ребенка. Следует обратить внимание, что дети еще не сразу осваивают словесную форму пожеланий, но в их наставлениях содержится направленность на добрые дела. «Пожелания» и подарки, приготовленные детьми, создают определенный настрой: праздник становится радостным не только для юбиляра, но и для всей семьи, традицией семьи или детского общества, и вместе с тем средством умственного и нравственного воспитания .


Дети не должны быть только потребителями того, что создается для них. Они должны быть и тружениками, рачительными и гостеприимными хозяевами своего дома. Радость самих детей бывает сильнее и ярче, когда они участвуют в хлопотливой и радостной суете по подготовке к празднику, когда дети гостеприимно и радушно встречают гостей - своих друзей и друзей семьи. Родители могут рассказать детям о многих обычаях гостеприимства, о встречах и общих праздниках, о веселых забавах на праздниках. Это обогащает кругозор детей, наполняет их радостью. А радость- могучий источник духовного развития, двигатель пробуждающихся интересов. Обязательно следует подчеркнуть, что в праздники все стараются порадовать друг друга, дарят подарки, говорят поздравления с добрыми пожеланиями. Пусть дети вместе с Вами, родителями, подумают, как и чем порадовать своих близких или товарищей. Активность поиска - предложения самих детей , обсуждение, как, из чего сделать подарки и сюрпризы, - все это приносит радость и придает общественный характер деятельности детей .