Зачем надо трудиться? Как объяснить это детям? Почему человек должен трудиться.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься». Мысль сама по себе правильная и верная, но обычно не очень действенная. Ну, сколько раз вы говорили своему сыну, что каждый человек должен трудиться? И сколько раз вы слышали в ответ, что его это так достало? Вот то-то и оно.

Ошибка заключается в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают своим детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо. Особого пониманияи энтузиазма это не вызывает, так как в этом объяснении нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен приносить человеку.

Я предлагаю 4 основных ориентира, которые вы можете использовать при объяснении ребенку, зачем надо трудиться.

Усилия и удовольствие. Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка чем-то само собой разумеющимся. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать, в конце концов, поставленную задачу, то им не стоит надеяться, что когда-нибудь их ребенок научится трудиться. Любому ребенку необходимо

Осознать то, что надо сделать;

Найти в себе достаточное желание это сделать;

Принять решение претворить свое желание в действие;

Представить себе те действия, которые для этого нужны;

Обладать способностью выполнить эти действия;

Иметь возможность поддерживать усилия, необходимые для выполнения этих самых действий.

Возможность думать и действовать. Чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, хотеть и действовать. Причем все это должно быть в течение продолжительного времени, чтобы довести начатое дело до конца.

Все дети отрождения обладают необходимым потенциалом, чтобы научиться трудиться. Но часто развитию способностей ребенка мешает родительская гиперопека. Такой ребенок просто не чувствует необходимости думать и действовать самостоятельно. Какой вопрос ему не задашь, он обязательно оглянется на мать, ожидая, что скажет она. Такому несчастному просто не дают возможности думать и делать самостоятельно. Думают и делают все за него.

Ребенку, например, не скажут: « Начинай делать уроки. Если понадобиться помощь, позови меня». Вместо этого ему продиктуют, какие действия ему надо выполнить: «Садись. Пиши. После этого покажешь свою тетрадь». Результатом такого диктата является пассивность в поведении ребенка. А взрослые называют это ленью. И начинается борьба с такой ленью. Но борьба эта не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе. Ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда.

Не знать не стыдно. Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего детства давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. Сначала сражаясь с кольцами пирамидки, потом с липучками на ботинках, потом с пуговицами на куртке, ребенок усваивает важные истины.

Во-первых , нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться. Объясните своему ребенку, что все взрослые, в том числе и успешные, когда-то ничего не знали и не умели, но постепенно научились. Страх оказаться неумехой, то есть хуже родителей и испытать из-за этого унижение, отбивает у многих детей желание прилагать усилия.

Во-вторых , если очень стараться, то, в конце концов, обязательно получится.

В-третьих , добиться успеха - это огромное удовольствие. Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Он становится предприимчивым и трудолюбивым. Если вы будете опираться на желание ребенка и его потребность получать удовольствие, вы добьетесь гораздо большего, чем принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.

Обязанности должны быть. Всем известно, что приходится иногда делать то, что не доставляет не малейшего удовольствия, и как следствие, не вызывает ни малейшего желания. Как быть с этим?

В данном случае вступает в силу закон взаимодействия людей, согласно которому люди живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Ребенок должен понять три вещи.

1. Кем бы ты ни был, в жизни не возможно делать только то, что хочется;

2. У всех есть обязанности. Когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (прилагать усилия - это тоже плата);

3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку понять эти истины, вам понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность, последовательность, строгость и настойчивость, в сочетании с любовью и доброжелательностью. Роль родителей в этом основополагающая. Очень важен пример, который выподаете, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с вами. От того, как вы воспринимаете работу - как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить - так и ваш ребенок будет её воспринимать.

Татьяна Малкова
Конспект занятия «Зачем нужно трудиться?»

Цели : сформировать позитивные установки и уважительное отношение к труду . Формировать представления о социальной роли труда .

Материалы : иллюстрации с различными видами профессий, поздравительные открытки, цветные салфетки, клей, кисти, влажные салфетки.

Ход занятия.

Восп-ль : Сегодня мы поговорим о том, что является важным в жизни каждого человека. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Скажите, пожалуйста, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) . Профессии связаны с трудом . Люди придумали немало пословиц о труде . Как вы их понимаете?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что сделано наспех, то и сделано насмех.

По труду и награда .

Умелые руки не знают скуки.

Было бы терпенье - будет и уменье.

За много дел не берись, а в одном отличись.

А сейчас поиграем в игру " Доскажи словечко"

Правила движения знает без сомнения,

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит. (шофёр)

Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.

В каске, словно воин славный, на пожар спешит. (пожарный) .

Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит. (строитель) .

Кто плывёт на корабле к неизведанной земле?

Весельчак он и добряк. Как зовут его?. (моряк) .

Стук летит из-под колёс, мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист, не пилот, а. (машинист) .

В фильмах трюки выполняет, с высоты на дно ныряет.

Подготовленный актёр - быстрый, смелый. (каскадёр) .

Молодцы, ребята, продолжаем наше занятие . Сейчас подумайте и скажите, что будет, если :

Повара перестанут готовить еду?

Врачи не будут лечить людей?

Учителя не станут учить детей?

Строители не захотят строить дома?

Водители откажутся сесть за руль?

Дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

(Ответы детей) .

- Назовите мамину профессию : продавец- продавщица, актёр -. , ткач -. , певец., художник -. , учитель -. , спортсмен -. , официант -. .

А сейчас, ребята, давайте попробуем сами стать мастерами. (Дети садятся за большой стол, на котором лежат поздравительные открытки). Посмотрите, какие красивые, праздничные открытки! Есть такие профессии дизайнер-график и художник-иллюстратор, которые оформляют книги и журналы, делая их яркими; открытки, которые мы дарим друг другу по праздникам; создают смешных и интересных персонажей. И мы сейчас с вами попробуем стать художниками и изготовим поздравительную открытку, сделаем на ней воздушные шарики. Если на улице плохая погода, яркие шарики поднимут настроение вам и вашим близким. Когда выглянет солнце, шарики засияют цветами радуги. Начнётся истинное волшебство! (Дети вместе с воспитателем выполняют сюжетную разноцветную аппликацию - дизайн открытки " Винни-Пух с шарикам". Скатанные в шарики кусочки цветных салфеток приклеивают на лист с изображением воздушных шаров.)

Молодцы, ребята! Какая красивая,яркая, праздничная получилась наша открытка! Мы неплохо потрудились ! Так, скажите : для чего нужно трудиться ? (Ответы детей) .

Воспитатель :

Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны, и актуальны и и нужны .

И ты скорее подрастай - профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить!

Публикации по теме:

Трудовое воспитание-является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям.

Конспект занятия «Я люблю трудиться» Программное содержание: развивать трудовое воспитание, как процесс интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Провела: Голяшова Е. О. Дата.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Цель: Дать представление о роли воды в природе, о.

Открытое занятие «Это нужно не мертвым - это нужно живым», посвященное 70-летию Победы Цель: Активизировать знание детей о ВОВ, продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи: Продолжать знакомить детей.

На вопрос Зачем надо трудиться?) заданный автором Амалия лучший ответ это Деньги и удовлетворение амбиции, может быть в таком сочетании принимаю необходимость работать, но и то частично, только в том случае, если Ваши силы приложены не на кого либо Вам постороннего, не на абстрактное "общество", а на самого (самою) себя! В этом случае немного, фрагментами допускаю "язык на плече", только ради себя, ради своего эго, оно может в себя включать абсолютно разные цели, высокие и не очень, применимые по отношению к себе и другим людям, которые включены в Ваш эгоцентр. А вот так, как некоторые здесь это описали, для меня не приемлемо, куча планов для кого, для себя или для того, чтобы ещё лучше удовлетворять требования работодателя, кураж, появляющийся как от опыта, так и от похвалы или небольшой премии со стороны хозяина. Опыт дело хорошее, а вот кураж возникающий в результате красивых манипуляций Вашим сознанием, думаю это лишнее для любого человека. Признание? Это как? Соответствовать высоким требованиям общественной морали, а без признания что никак? Это одна сторона медали, под названием карьера. Посмотрим другую. Кто-нибудь может сказать, что есть альтруисты отдающие себя обществу, соглашусь частично. Есть альтруисты, испытывающие кураж от результатов дела, люди работающие не из за необходимости, а только из желания, не трудоголики, а трудолюбы, это люди наработавшие опыт в результате удовлетворения своего ЭГО, этот опыт настолько огромен, что его не жалко отдавать, но и это продолжение удовлетворения собственных желаний. А люди, которые пытаются делать карьеру работая на кого-то, удовлетворяют отнюдь не себя, их эгоцентр атрофирован, они эгоимпотенты, отрываясь от кнута и пряника эти люди почти безпомощны.
Воспитание "своих" лидерских и других качеств происходит в результате обучения по "собственному, эгоистичному" желанию, в результате действий не производимых ранее, в результате реформы сознания, устранения комплексов, а надзор и руководство, они мешают, зашоривают человека, заставляют быть рабом чужой воли. Уместнее помощь и совет, основанный на опыте руководителя, чужом и своём жизненном опыте, с возможностью сделать собственные ошибки, их делает любой так или иначе, но именно это и есть опыт. Помощь и совет, опыт руководителя-партнёра, наставника, общества (неважно как назвать) , от которого не зависит ваша зарплата, ваша карьера, ваша жизнь..., а всё это зависит только от ВАС, это нужно человеку для самореализации, для признания, для ощущения свободы, для финансовой независимости, для успеха, а никак не необходимость работать! Ученье - свет. А неученье - чуть свет и на РАБоту.. .
Сумбурно, но уж как получилось...
Собственные мысли
Амалия
(16336)
А на что вы, пардон хлебушек покупаете?))

Ответ от Alexander D-13 [активный]
да. . действительно. . зачем???))


Ответ от Оганэс [активный]
а чтобы от безделья не сдохнуть


Ответ от Василий Рябченков [активный]
чтобы не превратиться обратно в обезьяну)


Ответ от :)) :)) :)) [активный]
Чтоб потом было на что отдыхать.


Ответ от КСЮ [гуру]
что б не превратиться в обезьяну.


Ответ от Людмила дрючина [гуру]
чтобы туд обменять на деньги и удовлетворить свои насущие потребности и интересы..., а так же быть востребованым обществом


Ответ от Їудо [гуру]
Человек - социальное животное. Поэтому ему необходимо чувствовать потребность общества в нем и принимать участие в делах этого общества. Труд - самый простой способ самореализации. Я работаю, я нужен, я получаю вознаграждение за труд (общество меня благодарит) , я могу воспользоваться плодами своего труда (благами, которые производит общество - купить телевизор и смотреть кино) . Я буду совершенствовать свое мастерство, становиться успешнее, на благо обществу, чтобы общество меня щедро благодарило. Деньги, которые лежат в вашем кармане - это эквивалент вложенного в них труда. Они тратятся и копятся с радостью. Деньги, которые вы не заработали своим трудом не приносят такой радости. Пример - одно дело купить газету - вы будете её читать, даже если там не найдется каких-то особенно интересных статей. будете к ней относиться с уважением - она обменена на деньги - эквивалент вложенного вами труда. И другое дело получить эту же газету бесплатно - вы почувствуете к ней снисходительное пренебрежение, быстро перелистаете с единственной мыслью - куда бы её побыстрее заныкать, выбросить...


Ответ от Vanilla [гуру]
В России, чтобы не оказаться инородцем, окружённым легализованными и не. гатарбайтерами.


Ответ от DeinaRi [гуру]
Реально для самореализации и чтобы не сдохнуть от скуки. Для взрослого человека (основы основ психологии) главное в жизни именно всеобщее признание заслуг и личных достижений.Так же очень характерен поиск смысла жизни, для многих который и заключается в самореализации и создании) Так же именно и только заработанные самостоятельно деньги дают ощущение свободы, независимости и той же реализации, а МНОГО самостоятельных денег еще и ощущение власти)

Начнем, правда, все-таки с денег. Сколько ни иронизируй насчет «презренного металла», 77% работающих признают, что лучше всего их мотивирует хорошая оплата труда. Но значение заработанных денег для нас этим отнюдь не исчерпывается.

Что интересно - трудовые доходы имеют для нас иную «стоимость», нежели деньги, доставшиеся нам каким-то другим образом. «Современная западная культура различает «профанные» и «сакральные» деньги в зависимости от их происхождения, - объясняет психолог Анна Фенько. - Например, неожиданный выигрыш в лотерею, наследство, гонорар или премия рассматриваются как «особые» деньги, которые обычно тратятся не на повседневные нужды, а на покупку особых предметов или необычных переживаний».

Вместе с тем «профанные», заработанные нами деньги могут оказаться и ловушками. Одна из самых типичных - когда мы считаем, что наши заработки - это мерило успешности. По сути это означает, что суммы, которые я получаю, показывают, сколько я стою.

«Люди часто отождествляют себя с тем делом, которым они занимаются, - комментирует психотерапевт и бизнес-коуч Наталья Тумашкова. - Это закладывается еще в детстве, когда ребенку говорят: «Ты зачем это сделал? Ты плохой!» И он усваивает: оценка моих дел - это оценка моей личности».

Мы стремимся оставить след в мире

Когда-то философ Ханна Арендт описала два вида работы. Один из них необходим для поддержания жизни, но в процессе такой работы мы не производим того, что останется надолго. К этому типу относятся приготовление еды, стирка, уборка и прочие наши повседневные заботы, в которых нет ничего специально человеческого, и поэтому человек в этом случае выступает как animal laborans, «работающее животное». Второй тип работы, который человечество всегда ценило больше, - это производство объектов, которые нас окружают, от чашек и стульев до домов, мостов и самолетов.

«Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук

Мы живем не на лоне природы, а в окружении предметов, созданных нашими руками. Накопление этих предметов создает наш мир и придает ему постоянство. Именно созидание делает человека человеком - Арендт называет его homo faber, «человек творящий». Сегодня этот высший род работы - работа-созидание - стремительно размывается. Среди нас все больше тех, кто ничего не производит руками, а лишь разговаривает и стучит по клавиатуре. Так работают финансисты, страховщики, программисты, консультанты... Все они порождают, обрабатывают и перенаправляют потоки информации.

От нас требуется много знаний, усилий, креативности и воли, чтобы добиться результата, но плоды такого труда эфемерны, они не остаются в мире, не придают ему устойчивости. «Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук. Возможно, поэтому многие профессионалы в середине жизни чувствуют тягу к ручному труду, мечтают печь хлеб, расписывать посуду или завести собственную ферму...

Мы хотим развиваться

Зато в современном мире все более важной становится самореализация. Это слово вошло в обиход не так давно, и разные люди вкладывают в него разный смысл. Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Пожалуй, проще зайти с другой стороны и описать ее через наши эмоции. Мы чувствуем себя реализованными, когда раскрываем наш внутренний потенциал, когда в работе задействованы наши способности, знания и умения. «Это ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь, - говорит Наталья Тумашкова. - Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».

Что нас больше всего нас мотивирует в работе?

  • 77,1% - зарплата
  • 37,9% - возможность карьерного роста
  • 37,3% - масштабные и интересные задачи
  • 36,5% - комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% - профессионализм коллег
  • 17,6% - возможности обучения

По данным компании KELLY, 2014.

Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд. «Это как в любовных отношениях: чтобы их построить, мы должны в них вкладываться, - объясняет психоаналитик Мария Тимофеева. - С работой то же самое. А для этого человеку нужна внутренняя наполненность - тогда ему есть что инвестировать. По сути, это и есть либидо - понимаемое в широком смысле, как способность к любви, которую мы можем направить на разные объекты. Те, у кого есть этот внутренний ресурс, способны много и трудно работать. Но они получают такую отдачу - удовлетворение, удовольствие, радость, - что этот ресурс не иссякает, а только пополняется».

Самореализация не требует карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян

А как же быть со стереотипом, что нам дает больше удовлетворения творческая работа? «Я думаю, что самореализация - это всегда про творчество, - рассуждает Наталья Тумашкова. - Только творить можно по-разному. Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» - «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм». Это как раз про самореализацию».

Так что самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

«Скоро 20 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Сергей. - Мне не раз предлагали стать завучем, а там - кто знает - может, дорос бы и до директора. Но я терпеть не могу административную работу. Мое дело учить. С детьми невозможно работать на голом профессионализме, они не дают тебе застыть на месте, постоянно заставляют искать, пробовать. С каждым новым классом я открываю в себе что-то новое».

Учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть куда расти, - в общем-то, это значит жить полной жизнью.

Мы нуждаемся в признании

Представим, что на работе нас без конца критикуют, а слов одобрения мы вообще не слышим. Если наш труд, наши усилия, иногда очень серьезные, не оценены, у нас попросту опускаются руки. С другой стороны, несколько одобрительных слов в самый напряженный момент работы, когда силы уже на исходе, могут волшебным образом окрылить нас и зарядить новой энергией.

Почему нам важно, чтобы нас признавали? «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих, - говорит психоаналитик Элен Веккьяли. - Оно подтверждает, что мы - полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Однако с самоуважением не все так просто. «Признание сработает на самоуважение, когда ты сам знаешь, что его заслужил, - предупреждает Наталья Тумашкова. - Если же оно незаслуженно, то эффект может быть обратным. И наконец, если ты сам себя не ценишь, то похвала, особенно начальственная, может стать наркотиком, и нам потребуются все новые и новые дозы».

Мы должны быть озабочены не тем, насколько мы креативны, умелы и умны, а тем, получилась или не получилась у нас работа

Мария Тимофеева считает, что зависимость от похвалы свидетельствует о нашем нарциссизме, этой болезни века.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда».

Зато если оценили не нас, а красоту, полезность, оригинальность или точное соответствие стандартам нашего «произведения», мы всегда сможем опереться на это достижение, чтобы двигаться дальше.

Нам нравится делать общее дело

Рядом с коллегами мы проводим времени не меньше (а иногда и больше), чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что хороший коллектив мы считаем подарком судьбы. Мы можем делиться радостями и проблемами, получать необходимую поддержку и помощь. «Коллеги - это наша референтная группа, - говорит Наталья Тумашкова. - И поэтому так важна обратная связь, которую мы от них получаем».

Вовремя встать, доеxать до работы, пообщаться с коллегами - все это поддерживает людей, поскольку дает ощущение постоянства

Работа хороша еще и тем, что позволяет нам чувствовать принадлежность к чему-то большему, чем мы сами: профессии, команде, решению задач государственной важности или исследованиям, которые изменят будущее. Кто-то из нас работает эффективней, если ему есть с кем соревноваться.

«В каком-то смысле эти люди берут энергию от соперника. Нет соперника - и работать неинтересно. Ведь соревноваться со временем труднее, чем с сильным конкурентом», - объясняет Наталья Тумашкова.

В командной работе возникает эффект синергии (когда целое оказывается больше суммы составных частей). Мозговые штурмы, когда мы обмениваемся идеями и вместе придумываем нечто новое, общие победы или поражения, которые мы вместе переживаем, - все это сильные коллективные эмоции, которые дорогого стоят.

Нам важно ощущение постоянства

Ну и наконец, нам просто важно ходить на работу. По крайней мере тем из нас, у кого есть сложности с самодисциплиной.

«Вовремя встать, привести себя в порядок, проделать путь до места работы, пообщаться с коллегами за обедом - все это сильно людей поддерживает, поскольку дает ощущение постоянства, - объясняет Мария Тимофеева. - Необходимость ходить на работу заводит часовой механизм нашей жизни. Когда работаешь дома, на самоорганизацию уходит очень много энергии. А тут все уже сделано за тебя».

Возможно, кто-то подумал, что удаленная работа в недалеком будущем лишит нас этих плюсов? «Как бы ни развивался интернет, общение лицом к лицу, в том числе и с коллегами, незаменимо, - возражает Наталья Тумашкова. - Иначе зачем было придумывать скайп?»

Если вы родитель, то перед вами стояла или стоит задача научить ребенка трудиться. Все знают, что об этом надо говорить, но на практике оказывается. Что «правильных слов» оказывается недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься». Мысль сама по себе правильная и верная, но обычно не очень действенная. Ну, сколько раз вы говорили своему сыну, что каждый человек должен трудиться? И сколько раз вы слышали в ответ, что его это так достало? Вот то-то и оно.

Ошибка заключается в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают своим детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо. Особого пониманияи энтузиазма это не вызывает, так как в этом объяснении нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен приносить человеку.

Я предлагаю 4 основных ориентира, которые вы можете использовать при объяснении ребенку, зачем надо трудиться.

Усилия и удовольствие. Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка чем-то само собой разумеющимся. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать, в конце концов, поставленную задачу, то им не стоит надеяться, что когда-нибудь их ребенок научится трудиться. Любому ребенку необходимо

Осознать то, что надо сделать;

Найти в себе достаточное желание это сделать;

Принять решение претворить свое желание в действие;

Представить себе те действия, которые для этого нужны;

Обладать способностью выполнить эти действия;

Иметь возможность поддерживать усилия, необходимые для выполнения этих самых действий.

Возможность думать и действовать. Чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, хотеть и действовать. Причем все это должно быть в течение продолжительного времени, чтобы довести начатое дело до конца.

Все дети отрождения обладают необходимым потенциалом, чтобы научиться трудиться. Но часто развитию способностей ребенка мешает родительская гиперопека. Такой ребенок просто не чувствует необходимости думать и действовать самостоятельно. Какой вопрос ему не задашь, он обязательно оглянется на мать, ожидая, что скажет она. Такому несчастному просто не дают возможности думать и делать самостоятельно. Думают и делают все за него.

Ребенку, например, не скажут: « Начинай делать уроки. Если понадобиться помощь, позови меня». Вместо этого ему продиктуют, какие действия ему надо выполнить: «Садись. Пиши. После этого покажешь свою тетрадь». Результатом такого диктата является пассивность в поведении ребенка. А взрослые называют это ленью. И начинается борьба с такой ленью. Но борьба эта не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе. Ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда.

Не знать не стыдно. Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего детства давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. Сначала сражаясь с кольцами пирамидки, потом с липучками на ботинках, потом с пуговицами на куртке, ребенок усваивает важные истины.

Во-первых , нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться. Объясните своему ребенку, что все взрослые, в том числе и успешные, когда-то ничего не знали и не умели, но постепенно научились. Страх оказаться неумехой, то есть хуже родителей и испытать из-за этого унижение, отбивает у многих детей желание прилагать усилия.

Во-вторых , если очень стараться, то, в конце концов, обязательно получится.

В-третьих , добиться успеха – это огромное удовольствие. Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Он становится предприимчивым и трудолюбивым. Если вы будете опираться на желание ребенка и его потребность получать удовольствие, вы добьетесь гораздо большего, чем принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.

Обязанности должны быть. Всем известно, что приходится иногда делать то, что не доставляет не малейшего удовольствия, и как следствие, не вызывает ни малейшего желания. Как быть с этим?

В данном случае вступает в силу закон взаимодействия людей, согласно которому люди живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Ребенок должен понять три вещи.

1. Кем бы ты ни был, в жизни не возможно делать только то, что хочется;

2. У всех есть обязанности. Когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (прилагать усилия – это тоже плата);

3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку понять эти истины, вам понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность, последовательность, строгость и настойчивость, в сочетании с любовью и доброжелательностью. Роль родителей в этом основополагающая. Очень важен пример, который выподаете, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с вами. От того, как вы воспринимаете работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить - так и ваш ребенок будет её воспринимать.

С уважением и признательностью, Галина Пархомчук,

психолог позитивной психотерапии, лайф-коуч, автор проектов:

http :// www . obsheniye . ru /