Вышивание. Основные виды швов

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Соединительные швы. Краевые швы. Отделочные швы, складки, канты.

Бытовые относятся к машинам челночного стежка. На них в основном можно выполнять стачивающие и зигзагообразные строчки. Челночные стежки образуются верхней и нижней нитками, переплетающимися внутри сшиваемых материалов (рис. 32).

Наиболее распространенной машинной строчкой является стачивающая. Зигзагообразная строчка отличается от стачивающей тем, что на лицевой стороне нитки располагаются зигзагообразно (рис. 33).

Зигзагообразная строчка может быть с частым, узким или широким зигзагом, в зависимости от длины и ширины стежков.

Зигзагообразная строчка более эластичная, поэтому применяется для закрепления срезов от осыпания, а также для соединения тканей встык или накладным швом (рис. 34 а, б), для обметывания петель.

В зависимости от назначения швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.

Соединительные швы . Стачной шов - наиболее распространенный. Стачной шов вразутюжку (рис. 35) применяют для скрепления деталей верха. В зависимости от модели применяют шов взаутюжку (рис. 36). Им пользуются также в тонких тканях и при обработке подклада.

Расстрочной шов - разновидность стачного. При этом шве припуски раскладываются на две стороны и закрепляются строчками (рис. 37). Применяется для тех тканей, где нельзя разутюжить, но нужно закрепить шов, а также для отделки деталей изделия.


Настрочной шов выполняется с открытыми срезами (рис. 38 а) и с закрытым одним срезом (рис. 38 б). В основном применяется в верхней одежде, с открытыми срезами - в изделиях из неосыпающихся материалов. В изделиях без подкладки швы обметывают.

Накладной шов бывает с открытыми и с закрытыми срезами. Накладной шов с открытыми срезами (рис. 39 а) - самый простой соединительный шов. Применяется для соединения прокладок, которые потом закрываются подкладкой. Накладной шов с закрытым срезом (рис. 39 б) значительно сложнее, требует предварительной наметки одной детали или заутюжки. Затем подготовленная верхняя деталь накладывается на нижнюю и соединяется.

В основном используется для соединения с изделием кокеток, накладных карманов.

Бельевые швы наиболее износостойки, так как изделия, в которых они применяются, подвергаются частым стиркам. Двойной шов применяют при изготовлении постельного белья, иногда летних изделий (рис. 40). Первую строчку шва выполняют, складывая детали изнанкой внутрь, отступив от края 0,3 - 0,4 - см, вторую строчку выполняют после выворачивания деталей, отступив от края 0,5 - 0,7 см.


Запошивочный шов используют при изготовлении халатов, курток. Наиболее приемлем узкий запошивочный шов, как более экономичный. Широкий запошивочный шов тоньше и эластичнее (рис. 41).

Краевые швы . Краевые швы делятся на окантовочные, в подгибку и обтачные. Окантовочные швы выполняют с помощью тесьмы или полоски ткани, выкроенной по косой.

Шов с открытым срезом (рис. 42) обрабатывают полоской ткани, сначала швом шириной 0,5 см, затем отгибают полоску и рядом с первым швом прокладывают вторую строчку. Ширина полоски 2 - 2,5 см. В шве с закрытыми срезами ширина полоски 3 - 3,5 см. Полоску предварительно заутюживают посередине и открытыми срезами соединяют первой строчкой с изделием (рис. 43). Затем второй строчкой закрепляют полоску. Если полоска одинарная, то одной стороной полоску притачивают к изделию, полоску подгибают и второй строчкой настрачивают (рис. 44).


Шов с тесьмой (рис. 45) применяют в основном для отделки деталей верхней одежды с помощью специального приспособления или с предварительной наметкой.

Шов в подгибку с открытым срезом (рис. 46) применяется в изделиях из неосыпающихся материалов.

Шов в подгибку с закрытым срезом (рис. 47) используется в изделиях из легкоосыпающихся тканей. Ширина шва в подгибку 1,0 - 4,0 см.

Обтачной шов в кант (рис. 48) применяют для обработки краев деталей. Линия соединения деталей в обтачном шве смещается для образования канта.

Обтачной шов в рамку (рис. 49) имеет одну строчку, которой закрепляют два слоя одной и один слой второй детали.

Отделочные швы. К отделочным швам относятся различные складки, рельефные швы и швы с кантом.

Складки бывают односторонние и двусторонние, отделочные и соединительные. При большом количестве складок в изделии они могут быть отделочными и небольшая часть соединительными, так как шов стачивания полотнищ желательно всегда располагать в складке.


Отделочные складки располагаются на одной детали. Рассчитывают необходимое количество односторонних складок, отмечают середину и боковые стороны (рис. 50 а), перегибают посередине, наметывают по намеченным линиям, стачивают на определенную длину (рис. 50 б), приутюживают и, если нужно по модели, выполняют отделочную строчку (рис. 50 в),

Так, если глубина складки 5 см, отмечают середину и в обе стороны откладывают по 5 см, т. е. припуск на одностороннюю складку в данном случае составляет 10 см. Соответственно для складок глубиной б или 7 см припуск на складку будет 12 или 14 см.


Двусторонние складки намечают так же, как односторонние, только симметрично центру (рис. 51 а). Перегибают посередине, наметывают, стачивают, приутюживают, располагая складки в разные стороны (рис. 51 б) и, если надо по, модели, выполняют отделочную строчку (рис. 51 в).

Соединительные односторонние складки выполняются так же, как отделочные, но здесь предусмотрен шов (рис. 52 а), являющийся серединой складки. Расположение шва не по середине складки может дать дефект в изделии - ткань будет топорщиться. От шва отмечают глубину складки, наметывают, стачивают (рис. 52 б), приутюживают, при необходимости выполняют отделочную строчку. В двусторонних соединительных складках внутренняя часть рассчитывается в зависимости от глубины складок, расстояния между ними и швами на соединение (рис. 53).

Так, если глубина складок 6 см и расстояние между ними 5 см, то ширина вставки равна: (глубина складки х 2) + (шов Х 2) + расстояние между складками. В конкретном примере ширина вставки равна (6 х 2) + (1 х 2) + 5 = 12 + 2 + 5 = 19 см.


Рельефные швы используются в качестве отделочных, их выполняют, застрачивая ткань на расстоянии 0,1 - 0,3 см от перегиба по лицевой стороне (рис. 54), или, подкладывая с изнанки ткань, делают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5 - 0,7 см и продергивают шнурок (рис. 55).

Швы с кантом применяются в основном для подчеркивания деталей изделия (клапаны, воротники, борта, кокетки). Для качественного выполнения тесьму или полоску ткани шириной 2,0 - 3,0 см (в зависимости от готового вида канта) перегибают пополам и притачивают по линии готовой детали (рис. 56 а). Затем складывают верх и подкладку детали лицом внутрь и обтачивают их по строчке притачивания канта или за строчку притачивания канта, тогда она не будет видна с лица (рис. 56 б). Деталь выворачивают (рис. 56 в).


В кокетках, накладных карманах, манжетах сначала притачивается кант, затем накладным швом верхняя деталь, предварительно заутюженная или заметанная (рис. 57).

При выполнении изделий с двумя кантами последовательность обработки сохраняется, только канты должны быть предварительно соединены (рис. 58). Использование в обтачных деталях двух кантов затруднено сложностью обработки, а в прямых деталях можно сначала настрочить первый кант, затем по шву притачивания первого канта с изнанки закрепить строчкой полоску второго канта, подкладывая ее с лицевой стороны (рис. 59 а). Затем перегнуть второй кант и закрепить строчкой на необходимую ширину (рис. 59 б). Эта обработка несколько сложнее, но канты получаются более четкими и шов тоньше.


Для уменьшения толщины шва с кантами внутренние их срезы можно высечь ступенькой, оставив от 0,4 до 0,8 см (рис. 59 в). Летние женские и детские изделия могут быть отделаны по краю одновременно кантом и окантовкой. Кант - узкая полоска отделочной ткани, вкладывается в шов или настрачивается на шов. Окантовка - полоска любой ширины для отделки края деталей - открытых срезов, пройм, низа и др.

Полоски для канта и окантовки должны быть выкроены под углом 45°: для канта - шириной до 2,0 см, для окантовки - 2,5 - 3,0 см. Сначала по краю детали притачивается вдвое сложенная полоска канта швом шириной 0,3 - 0,5 см, затем с изнанки рядом с первой прокладывается строчка, одновременно снизу вровень со срезом подкладывается полоска окантовки (рис. 60 а). Окантовка огибает срез, подгибается и приметывается, с лица закрепляется строчкой на расстоянии 0,1 см от края (рис. 60 б). Использование канта и окантовки разных цветов дает интересный, нарядный эффект.


В качестве отделки в верхних изделиях могут быть использованы тесьма, искусственная и натуральная кожа (полоски). Предварительно наметанная тесьма настрачивается на деталь (рис. 61 а) или на шов (рис. 61 б). Если тесьма шире, чем нужно по модели, ее можно предварительно настрочить одной стороной, затем отогнуть и настрочить по обеим сторонам, оставив излишки ширины внутри (рис. 62). В изделиях без подклада швы могут быть стачаны с лицевой стороны, разутюжены и закрыты отделочной тесьмой (рис. 63). Или полоска ткани, выкроенная под углом 45°, подкладывается при стачивании шва на лицо (рис. 64 а), затем подгибается и настрачивается с двух сторон (рис. 64 б), шов в этом случае получается взаутюжку. В качестве отделки может быть использована вдвое сложенная полоска саржи (рис. 65), вероятность высыпания отделки в этом случае наименьшая.


Тесьму рекомендуется перед использованием замачивать, чтобы она дала естественную усадку до работы. Не рекомендуется полоски из ткани выкраивать по долевой нити, так как они в процессе эксплуатации дадут усадку. Полоски, выкроенные по косой, наиболее эластичные. При отделке искусственной кожей основа может быть не в цвет, тогда ее следует подгибать (рис. 66). Настрачивание искусственной или натуральной кожи выполняется без предварительного наметывания, так как остаются проколы от иглы, поэтому требуются определенные навыки, в данном случае нужны намеченные линии, которые служат ориентиром при ведении строчки.

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Швы, выполненные с помощью машины

Они также, в свою очередь, подразделяются на несколько подкатегорий. В зависимости от назначения бывают следующие машинные швы:

  • соединительные - как основные виды соединений используются непосредственно для сборки деталей в единое изделие. В эту категорию входят стачной, запошивочный, накладной, настрочной, двойной швы и соединение шовное встык;
  • краевые - эта группа выполняется в процессе обработки нижних и боковых срезов деталей. Здесь выделяют подрубочный и окантовочный шов;
  • декоративные - применяются для художественного оформления изделия.

Разнообразных вариантов имеется большое количество, мы же рассмотрим основные машинные швы, которые наиболее широко применяются.

Стачной шов

Это самый простой вид, он выполняется в такой последовательности:

  1. Детали необходимо соединить совмещением лицевой стороны ткани, произвести скрепление с помощью булавок или сметывания по линии, которая предварительно была обозначена мелом. Обычно ширина запуска на шов должна быть ограничена 5-20 мм.
  2. Выполняем прямую строчку по линии соединения с обязательным закреплением нити в начале и в конце шва. Это обеспечивается проходом строчки в противоположных направлениях длиной в 1 см.
  3. Срезы собранных деталей необходимо обметать. Это можно сделать двумя способами, которые зависят от дальнейшего применения шва. Первый способ - вразутюжку, когда два среза обметываются по отдельности и обрабатываются утюгом в таком же порядке. Второй вариант называется взаутюжку. При этом способе края обрабатываются обметочным швом или оверлоком вместе.
  4. По окончании обработки срезов удаляем сметочную нитку и производим тепловую обработку шва утюгом. В зависимости от того, каким способом было произведено сметывание, заутюживаем срезы по отдельности или вместе.

Накладной шов

Выполняться он может по двум технологиям, когда срез получается открытым или закрытым.

  • Открытый срез. Получить этот тип шва можно также двумя приемами. При первом одна деталь совмещается с другой не по срезам, а запахом, который должен составлять 15-20 мм. Далее выполняется строчка на машине параллельно краю. Другой прием предполагает, что деталь с загнутым и заутюженным краем накладывают на вторую, при этом производится совмещение срезов. Строчка должна располагаться параллельно загнутому краю. По окончании шва по этому методу с лицевой стороны получается обработанный загибом стык, а с изнаночной стороны - два необработанных среза.
  • Закрытый срез. Состыковываем лицевой стороной две детали, отступив краями на расстояние 5-10 мм. Прокладываем по изнаночной стороне первую строчку, при этом расстояние от края не должно превышать 5 мм. Перегибаем деталь по выполненной строчке на лицевую сторону. Сгиб должен быть выполнен с таким учетом, чтобы срез перекрывался верхней строчкой. После чего выполняем второй шов с отступом параллельно краю.

Выполнение запошивочного шва

Такой вид нашел свое применение в процессе создания постельного белья. Запошивочный шов выполняется по следующей технологии:

  1. Совмещаем две детали лицом друг к другу. При этом нижний срез должен выступать на величину готового шва, размер выступа должен быть в пределах 8-9 мм.
  2. Производим загиб, краем нижней детали захватывая срезанный край от верхней детали.
  3. Выполняем первую строчку, она должна располагаться на расстоянии 1-2 мм от загнутого края.
  4. Чтобы получить запошивочный шов, разворачиваем детали и раскладываем на лицевую сторону.
  5. Заворотом соединенной части закрываем меньший срез и выполняем вторую строчку, отступив от края не более чем 2 мм.

Двойной, или французский шов

Он выполняется как продолжение стачного шва в следующем порядке:

  1. Для того чтобы выполнить двойной шов, необходима раскладка деталей не лицевой, а изнаночной стороной, оба среза должны быть совмещены в одну линию.
  2. Стачиваем края по лицевой стороне с отступом 3-4 мм.
  3. Срезы выглаживаем.
  4. Выворачиваем детали, совмещая лицевые стороны.
  5. Выполняем вторую строчку, она должна располагаться от полученного сгиба на расстоянии примерно в 5-7 мм, причем внутренние срезы должны полностью покрываться верхним швом.
  6. Двойной шов проутюживаем.

Настрочный шов

Раскладка деталей в этом случае ведется лицевыми сторонами внутрь, при этом срезы должны соединиться в одну линию.

  • Выполняем обычный стачной шов параллельно линии срезов.
  • После соединения верхняя деталь отгибается и заутюживается.
  • Теперь необходимо выполнить строчку, которая будет проходить по лицевой стороне. Она соединит одновременно три слоя материала - нижнюю деталь и оба припуска на швы. Если материал достаточно толстый тогда можно произвести смещение нижнего края на полсантиметра. Такой прием приведет к тому, что при выполнении строчки средний слой материала перекроется и окажется внутри.
  • В основном настрочный шов применяют для соединения легких материалов, которые позволяют подгибать и заутюживать припуски, тем самым не давая растрепываться ткани.

Подрубочный шов

Такой вид соединения используется для оформления нижних краев изделий. Он может выполняться тремя способами:

  • С закрытым срезом. Для его выполнения необходимо дважды загнуть низ на изнаночную сторону. Первый загиб производится размером 5 мм. Второй заворот зависит от типа ткани и может варьироваться от 5 до 10 мм. Строчка прокладывается по краю сгиба.
  • С открытым срезом. Для получения такого шва напуск загибают на изнаночную сторону и выполняют строчку с отступом 2 мм от края полученного сгиба. Для выполнения такой строчки можно использовать как прямую, так и зигзагообразную форму.
  • Узкий шов. Для его выполнения делается загиб на изнаночную сторону размером 3 мм, который прометывают и пристрачивают с отступом от сгиба в 1,5-2 мм. Лишняя ткань срезается практически у самого края. Если речь идет о таком полотне, как трикотаж, то процесс можно на этом моменте остановить. Такой трикотажный шов выполняется на специальных машинах, на лицевой стороне он будет иметь форму обычной строчки, а на изнаночной - как от оверлока. Для обычной ткани производится второй загиб на расстоянии 2-3 мм и накладывается еще одна строчка.

Окантовочный шов

Для его выполнения потребуются специальные полоски, которые называются обтачки. Размещаются они обычно по направлению нити основных деталей. Форма пришитой обтачки как с лицевой, так и с изнаночной стороны должна быть одинаковой.

Окантовочные швейные швы могут иметь различное исполнение:

  • С закрытым срезом. Выполняться шов может двумя различными приемами:

Деталь и обтачную ленту складываем лицом друг к другу и выравниваем срезы. Затем производится скрепление наметкой. Выполняется шов, снимается наметка. Припуски заутюживаются и обрезаются по размеру 3-5 мм. Срезанные края огибаются обтачкой, край подгибается и прошивается.

Для второго варианта лента для обтачки складывается вдвое изнаночной стороной внутрь. Затем она накладывается на лицевую сторону детали с выравниванием срезов и прошивается. Полосой оборачиваются срезы деталей, а наносится строчка практически по самому сгибу обтачки.

  • С открытым срезом. Эта обработка выполняется первым вариантом окантовочного шва с закрытым срезом. Только в этом случае край, которым оборачиваются срезы, не подворачивается.

Ручные швы

В большинстве случаев можно выполнять швы на машинке, но также актуально и исполнение вручную. Есть соединения, которые можно выполнить только в ручном варианте, например, сметочный или копировальный шов. Все соединения такого рода по технологии можно разбить на четыре категории. Итак, выясним, какие существуют виды швов ручных:

  • Шов за иголку. По этой технологии прошивается строчный или стачной, а также разметочный шов.
  • Вперед иголкой. Сюда можно отнести выполнение таких видов, как прокладочное, копировальное, сметочное соединение.
  • Подрубочный шов. Этим методом делается потайное или подшивочное соединение.
  • Краевой. К этой категории относятся обметочные, петельные швы.

Рассмотрим наиболее распространенные виды ручного шитья.

Прокладочный шов

Он выполняется по простой технологии «иголкой вперед», которая представляет собой обычные стежки. Иголка вкалывается на расстоянии 2-4 нитей и проводится вперед до окончания шва. Направление шитья - справа налево, при этом должна быть равномерная натяжка нити. Используются прокладочные швы на ткани при сборке деталей изделия. Также ими обозначается середина деталей.

Сметочный шов

По своей сути это временное соединение, которое удаляется после выполнения основного машинного шва. Для таких работ желательно выбирать нетолстые нити, чтобы после их изъятия не оставались дырки на ткани. Идеально подойдет для этих работ эластичная нить. Длина сметки может колебаться в пределах 7-25 см, она зависит от собираемых деталей. Размер стежка не должен превышать 10 мм. Зависит это значение от толщины сшиваемого материала.

Копировальный шов

Назначение этих швов заключается в симметричном переносе на парные детали необходимых размеров и линий. Копировальным швом отмечаются разметочные образующие, знаки контуров. По-другому этот шов называют силок. Он является разновидностью прокладочного соединения. Направление нити при прокладывании - справа налево. Выполняется шов двойной нитью, которая должна отличаться мягкостью, а ее длина не должна превышать 90 см. Что касается стежков, то их размер не должен выходить за пределы 5 мм, это же требование предъявляется и к расстоянию между ними. Нить не должна затягиваться, а оставаться в виде петли до 15 мм. После окончания работ необходимо раздвинуть детали и прорезать нити между ними, для этого и были оставлены петли. В итоге на обеих частях получаются симметричные обозначения, и выкройки будут иметь одинаковый вид.

Стачной и разметочный швы

Это ручное соединение по форме похоже на обычную строчку, выполненную на машине. Начинается работа по такой же технологии, как и сметочный шов. После выполнения первого стежка иглой прокалывается ткань, и нить выводится на лицевую сторону, как для следующего шага. Но теперь направление шитья меняется в противоположную сторону, то есть назад, и игла вводится в отверстие, полученное окончанием первого стежка. На лицевой стороне ткани шов должен выглядеть как обычный шов-строчка, для этого необходимо вести его по одной линии, соблюдая одинаковый размер стежков. Что касается изнаночной стороны, стежки частично перекрываются. Если у вас нет швейной машины, можно выполнять такие швы вручную. Они станут незаменимы в ремонте любой вещи, у которой распоролся машинный шов.

Разметочный шов создается по такой же технологии, отличие заключается лишь в том, что стежки выполняются на расстоянии, не вплотную друг к другу. Этот размер должен быть в половину стежка.

Подшивочные швы

Применяются они для того, чтобы обработать нижний край изделия. Для таких работ необходимо предварительно подготовить край. Для этого:

  • весь припуск подворачивают и сметывают на расстоянии 5-10 мм от полученного сгиба;
  • второй раз подворачивается срез на таком же расстоянии и выполняется вторая сметка с отступом 2-3 мм;
  • получившийся отворот заутюживается.

Теперь можно приступать непосредственно к выполнению подшивочного шва. Иголкой прокалывается край сгиба и протягивается нить, теперь захватывается несколько нитей основного полотна. Затем опять прокалывается сгиб, далее повторяется процесс до окончания шва. Обычно такие стежки накладываются под небольшим углом, на 1 см шва должно приходиться 3 стежка.

Потайной подшивочный шов

В рассмотренном выше соединении стежки соединения прокладываются поверх сгиба, в итоге их будет видно с изнанки. Если выполнять операцию подшивания по другой технологии, то получится потайной шов.

Подготовка подворачиваемого слоя происходит в такой же последовательности, как и при обычном подшивочном шве. Далее порядок выполнения меняется:

  • подвернутый припуск на подгиб отворачивают на лицевую сторону, оставляя участок до 3 мм;
  • закрепляется нитка в отогнутом припуске;
  • производится ввод иглы под сгиб края, который подшивается (захватывать необходимо порядка двух-трех нитей основного полотна);
  • направление работы производится справа налево, при этом нить не должна сильно затягиваться. Количество стежков, которые будет содержать потайной шов, на 1 см должно составлять две-три штуки.

Обметочные швы

Такая обработка выполняется для того, чтобы предотвратить осыпание и растрепывание края изделия. Виды швов данного типа бывают следующие:

  • Косой обметочный шов выполняется обхватом края, причем движение иглы должно быть снизу вверх. Направленность работы справа налево, при этом плотность стежков должна быть такая же, как и при подшивочных швах.
  • Еще один вид - крестообразный обметочный шов. Сначала работа ведется в одном направлении, как и при косом, дойдя до конца шва, направление меняется в строго противоположную сторону, а стежки накладываются накрест уже прошитых. При этом работа не поворачивается, а остается в том же положении. Выполнять обработку края можно с помощью петель.

Петельные швы

В основном такую разновидность обработки кромки применяют, если ткань обладает повышенной сыпучестью. Также его можно использовать для оформления краев тканевых аппликаций. Петельный шов внешне очень схож с машинным оверлоком. Последовательность его выполнения следующая:

  1. Закрепляем на краю среза нить, крепление должно быть достаточно надежным.
  2. Протыкаем ткань в нужном месте иглой от себя.
  3. Не вытаскивая иглы из полотна, прокидываем нитку за петлю и вытягиваем ее из ткани.
  4. Получившуюся петлю затягиваем, верхняя часть должна ложиться на срез, тем самым предохраняя его от рассыпания.
  5. Выполняем второй стежок, расстояние от места прокола до кромки должна быть в пределах 4-6 мм, а на 1 см ткани должно ложиться не более 3 стежков. Обвивать иглу нитью можно, когда она находится в ткани. Либо же нужно протягивать ее до нити.

В такой последовательности выполняется петельный шов до конца среза. Направление работы ведется слева направо. Такой вид шва часто применяют для полотна из трикотажа. Лучше использовать в работе эластичную нить. Как сделать так, чтобы получился красивый и ровный трикотажный шов? Ответ прост: старайтесь выдерживать одинаковый размер проколов.

Виды швов для вышивания

Их можно отнести в отдельную категорию, потому что они хоть и относятся к ручным, но некоторые выполняются по другой технологии. Для вышивки используются рассмотренные выше прокладочные, петельные и строчные швы. Существуют и другие виды:

  • стебельчатый;
  • тамбурный;
  • елочка;
  • козлик.

Все они относятся к простейшим контурным швам и служат вспомогательным элементом. Более сложные швы для вышивания представляют собой два отдельных направления, в процессе выполнения которых используются некоторые вспомогательные элементы.

Вышивание стебельчатым швом

Используют такой шов как отдельный элемент для оформления растительных орнаментов, цветов, бутонов, стеблей, листьев. Также стебельчатый шов применяют для окантовок уже готовых деталей вышивки в качестве отделочного элемента. Очень часто в такой технике вышиваются прописные буквы.

Выполняется этот шов следующим образом:

  • С левого края закрепляется нить и выводится на лицевую сторону.
  • Стступаем 3 мм и вкалываем иглу для образования первого стежка. Во время вышивания движение выполняется слева направо. Для получения правильного шва острие иглы должно быть направлено в левую сторону.
  • Игла выводится посередине будущего стежка. Следите за тем, чтобы игла не расщепляла нить в петле.
  • Протягиваем нить для того, чтобы выровнялся стежок.
  • По такой же технологии выполняем следующий шаг, и так до конца длины шва.

Если по рисунку необходимо выполнить изогнутую линию, наклоняем стежки так, чтобы направление приходилось на внешнюю линию. При заполнении определенного контура стебельчатый шов необходимо начинать с одной и той же стороны.

Тамбурный шов

Он состоит из непрерывного ряда петель, которые выходят одна из другой и выстраиваются в линию. Нить закрепляется на полотне, а начало работы происходит на лицевой стороне. Нить укладывается в петлю по направлению слева направо. Игла прокалывает ткань в том месте, из которого вышла нить после закрепления, и выводится на таком расстоянии, какой должен быть размер петли. Игла выводится в середине уложенной петли, а нить должна оказаться под иглой. Такой элемент вышивания используется в сложных узорах для образования полосок или для обшивания контуров.

Вышивание крестом

Швы для вышивания данного типа являются очень популярными. С их помощью можно создавать целые шедевры в виде картин. Для такой вышивки используется специальный материал - канва, она имеет выраженную ячеистую структуру, что обеспечивает получение одинаково ровных крестиков. Рассмотрим процесс создания данного шва:

  1. Закрепляем нить и выполняем косой стежок снизу вверх.
  2. Прокалываем полотно с изнаночной стороны на уровне нижнего конца первого стежка и выводим нить на лицевую сторону, направление - слева направо.
  3. Выполняем следующий косой стежок и повторяем такую последовательность до необходимого количества крестиков. В итоге первая половина узора получена.
  4. На последнем крестике закрепляем нить в нижнем левом углу и меняем направление вышивания в противоположную сторону.
  5. Выполняем следующий косой стежок с нижней правой точки на левую верхнюю, перекрывая предыдущий стежок, выполненный в другом направлении.
  6. Выводим иголку внизу на лицевую сторону и повторяем процесс. Закончится шов «крест» должен в том месте, с которого был начат.

Вышивка гладью

Под понятием «гладь» подразумевается выполнение узора очень ровными стежками, направленными по прямой или под наклоном. Виды швов этого узора достаточно разнообразны. Так, они бывают простые, цветные, бельевые, монохромные и т. д. Независимо от того, какой рисунок выбран для вышивки, необходимо начать с того, что он должен быть перенесен на ткань с помощью копирки. Контур узора обшивается стежками, выполненными иголкой вперед. После чего можно приступать к заполнению узора. Выполняется шов гладью большими стежками между готовыми контурами. Такое заполнение называется настилкой. Стежки настилки должны перекрывать контурные линии. Чтобы получить достаточно рельефный рисунок, необходимо накладывать стежки с большей плотностью. Чтобы выполняемый рисунок получился ровным и красивым, нельзя стягивать ткань стежками во время выполнения узора.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание . Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

Отделочные швы

Шов «вперед иголкой» (рис.1) – самый простой. Он используется дл имитации и наведения контуров рисунка. Иголку с ниткой пропускают в ткань справа налево, все время вперед, набирая один или несколько стежков. Этим швом вышивают узоры на блузках, салфетках, сумках.

Шов «строчка» (рис.2) напоминает машинный строчный шов. На лицевой стороне стежки прилегают один к одному, а на выворотной длина стежка равна двум стежкам с лицевой стороны.

Стебельчатый шов (рис.3) выполняют слева направо. Острие иголки все время направлено влево, а каждый новый стежок начинают, отступая назад, т.е. направо. На лицевой стороне стежки заходят один за другой, а вывороте создают строчку. Стебельчатым швом вышивают контуры рисунка (например, стебла, цветы, листья), делают метки на белье.

Петельный или обкидной шов (рис.4), используют для обкидывания петель, обшивания краев, вышивания. Выполняют шов слева направо. Нитка все время находится перед иголкой, делая петельку. В зависимости от ширины, высоты и направления стежков можно усложнить шов перевиванием.

Шов «цепочка», или тамбурный (рис.5), представляет собой ряд петелек, которые выходят одна из одной, напоминая на лицевой стороне цепочку, связанную крючком, а на выворотной – машинную строчку. Выполняют его сверху вниз или справа налево, закрепляя петельку одним или несколькими маленькими стежками. Тамбурная петелька может быть разных форм, и это дает возможность создать множество узоров. Этим швом вышивают листочки, лепестки цветов.

Шов «елочка» (рис.6) напоминает петельный шов или раскрытую тамбурную петлю. Его используют для отделки изделий. Есть много вариантов этого шва.

Шов «козлик», или крестовидный (рис.7), выполняют слева направо. Швом «козлик» можно украсить одежду и белье, подшить подол платья или юбки, соединить края двоих полотен.

Верхошов «верхоплут» или владимирский шов (рис.8), выполняют длинными стежками. Чаще используют очень толстые нитки (в основном красного цвета).

Стежки кладут от центра узора до краев и назад. На лицевой стороне ткани получаем основной рисунок, а на выворотной – контур мелкими стежками. Этим швом вышивают цветы и листья, разные фигуры, украшая одежду и предметы быта.

Вышивание крестом

Шов «полукрест» или «роспись» (рис.9) – двусторонний шов, который выполняют в два этапа – вперед и назад. Сначала слева направо прокладывают по контуру рисунка стежки «иголкой вперед» , а потом справа налево заполняют промежутки с предыдущего ряда.


Вышивать крестом можно на тканях льняного переплета, по канве или по контурах, обозначенных точками. Шов «крест», или «крестик» (рис.10), состоит с двух перекрещенных стежков. Сначала кладут стежки слева на право, а перекрывают их справа налево.


Узоры для вышивания крестом показано на рис.11.

Двойной, или болгарский крест (рис.12) выполняют с четырех прямых стежков – двух диагональных и двух взаимоперпендикулярных. Сначала вышивают простой крест, потом делают вертикальный стежок, а его покрывают горизонтальными стежками слева направо.

Края двух полотен можно соединить несколькими способами, как это показано на рис.13.

Вышивание бисером, стеклярусом, бусами, искусственным жемчугом

Бисером, стеклярусом, бусами и искусственным жемчугом можно украсить вечернее платье, сумочку, кошелек и т.д. Для основы рекомендуем бархат, атлас, шелк, шерстяные и суконные ткани, лен с лавсаном.

Нитки для вышивания должны быть прочными, «навощенными» (покрытыми воском), что бы бисер или стеклярус не перетирали их, и подобраны под цвет ткани. Для работы берут бисер округлый или граненный, одно- или разноцветный – в зависимости от узора. Можно использовать также стеклярус и блестки.

Вышивают по нанесенному на ткань рисунку или по канве, которую потом вытягивают. Каждую бисеринку пришивают к ткани по контуру рисунка. Бусинки нашивают впритык одна к одной или на некотором расстоянии. Можно также выложить нитку с нанизанными бусинками по контуру и прикрепить ее к ткани другой ниткой, вкалывая иголку в промежутки между бусинками.

Для вышивания бисером можно использовать узоры вышивок крестом: каждая нашитая бисеринка будет отвечать крестику на узоре. Пришивают бисер стежками шва «полукрест» з уклоном в одну сторону (что бы бисеринки ложились ровно).


Вышивку стеклярусом лучше выполнять верхошвом.

На рис.14 показано узоры для вышивания кошелька или сумочки. Лепестки можно вышить белым и розовым бисером или стеклярусом, серединки – желтым и зеленым стебель.