Возрастная динамика семейных отношений. Этапы развития семьи

1. Стадия добрачных отношений

Продолжительность в среднем около 9-12 месяцев. Влюбленность включает изменение психич. ф-ций.
Характеристики: состояние эйфории, доминирующие, а иногда и сверхценные идеи любовного содержания, усиление полового влечения, представление действительности в розовом свете, игнорирование недостатков партнера. Примерно через 9 месяцев эйфория спадает, отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые раньше закрывали глаза. При этом нередко отношения прерываются. Но если за это время люди стали очень близки и дороги друг другу, поняли, что жить не могут друг без друга, они решают вступить в брак, чтобы укрепить отношения. Бывают и случаи, что женщина может забеременеть, и это часто служит толчком для вступления в брак, но такой холон болезненен.. Часто в такой ситуации ребенок просто является средством решения личных проблем, а ценности для матери не представляет. Безусловно, это сказывается и в дальнейшем: имеется непринятие малыша матерью, трудности с воспитанием, неразвитость родительских чувств.
В целом, мужчину и женщину объединяет борьба за счастье. Они либо женятся, либо создают конкубинат (сожительствуют без регистрации). Надо сказать, что в конкубинате тревожность выше, чем в официальном браке. Экзистенциальная функциция не удовлетворена. В обычном браке кризис середины жизни наступает сперва у Мужчины, а в конкубинате - у Женщины (я не состоялась как Женщина, я еще не мать).

2. Стадия конфронтации

Молодожены начинают жить вместе. В семейной терапии началом существования семьи принято считать тот момент, когда двое взрослых, мужчина и женщина, объединяются, чтобы создать семью. Они надеются, что эйфория вернется. Происходит крушение надежд. Портятся отношения. Каждый супруг уже имеет опыт супружеских отношений (родительский), и он им очень мешает. Каждый из новых партнеров имеет определенный набор ценностей и ожиданий, как осознанных, так и бессознательных, начиная с ценностей, связанных с самоопределением, и кончая тем, следует ли по утрам завтракать. Чтобы сделать возможной совместную жизнь, эти два набора ценностей со временем должны быть приведены в соответствие, партнеры должны притираться друг к другу. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Каждый из супругов должен отказаться от части своих идей и склонностей, теряя индивидуальность, но приобретая чувство принадлежности к семье. В ходе этого процесса формируется новая система.

Семейные отношения очень многосторонни. "Домашнее хозяйство, досуг, эмоцио¬нальные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи — все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизацни возникает больше сложностей"

При этом постепенно возникают некие стереотипы взаимодействия, которые обычно не осознаются как таковые. Они есть, они не замечаются, но они необходимы. Многие из них вырабатываются почти без всяких усилий. Например, если оба супруга происходят из патриархальных семей, они могут считать само собой разумеющимся, что заниматься мытьем посуды должна женщина. Другие стереотипы взаимодействия представляют собой результат словесной договоренности: “Сегодня твоя очередь готовить”. В любом случае установившиеся стереотипы определяют, как каждый из супругов воспринимает себя самого и своего партнера в супружеском контексте. Если поведение отличается от ставшего привычным, то это вызывает обиду. Любое отклонение создает ощущение предательства, даже если ни тот, ни другой партнер не осознает, в чем дело.

Часто родители давят на молодоженов, навязывая им свои взгляды на семейную жизнь. Супружеская пара требует интима, поэтому нужно жить отдельно от родителей. Если молодожены живут вместе с родителями, стадия конфронтации проходит очень болезненно.
Супруги ругаются из-за мелочей. Например, из-за того, кто будет выносить мусор. Все это неизбежно, и в конечном итоге при естественном развитии событий эта стадия должна переходить в следующую. Часто конфликты на этой стадии приводят к разводу.
В период конфронтации наступает сексуальная дисгармония. Теперь у молодоженов может не возникать сексуальное желание одновременно, в отличие от тех времен, когда оно возникало "тогда, когда можно, а не тогда, когда хочешь".

Если супруги не могут быть вместе и порознь тоже не могут, они часто принимают неправильное решение - завести ребенка. Такая беременность - тревожная. Беременность ухудшает состояние на этой стадии ("Я беременна, ничего не хочу, мне плохо…") Когда ребенок рождается, становится еще хуже. Все внимание женщина теперь уделяет ему. Муж же компенсирует это такими нехитрыми способами, как любовница, алкоголь, игра, трудоголизм, хобби. Отношения становятся все хуже и хуже.
Муж начинает ревновать к ребенку, особенно, если он - мальчик. Но в три года, когда малыш говорит "Я сам", его мать хочет опять к мужу, но не тут-то было! Там - все та же компенсация. И теперь внимания не хватает уже жене. Такие конфликты чаще всего приводят к разводам. По статистике, больше всего разводов приходится на возраст ребенка 3 года.
Однако трения неизбежны всегда, и система вынуждена адаптироваться, чтобы соответствовать изменившимся требованиям контекста. И рано или поздно возникает структура, которая становится основой супружеских взаимоотношений.

3. Стадия компромиссов

Окончание противостояния. Это может происходить постепенно, а может стремительно. Люди понимают, что "если я хочу быть с этим человеком, то нужно принять его". Они понимают, что не могут друг без друга и вырабатывают компромисс. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле, менять себя, а не партнера. Путем все того же компромисса утверждаются семейные роли, права и обязанности каждого из супругов. Теперь они больше понимают, ценят и уважают друг друга. Наконец-то оставлены попытки создать копию родительской семьи. Супруги строят новую, свою семью, со своими традициями, обычаями, вкусами, ритуалами. Чем больше у пары есть своих собственных законов и традиций, регламентирующих их жизнь, тем теплее отношения в семье, тем меньше тревоги.

Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Важной задачей супружеской подсистемы является выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и других членов семьи. Адекватность таких границ - один из важнейших аспектов жизнеспособности семейной структуры.

Партнеры в супружеском холоне оказывают друг другу поддержку при взаимодействии с внешним миром, таким образом он становиться для них тихой гаванью, где можно укрыться от внешних стрессов. Если правила этой подсистемы сильно противоречат опыту, приобретенному каждым из супругов во взаимодействиях вне семьи, то получится, что полное разностороннее проявление своего “я” будет для них возможно лишь по отдельности друг от друга. В таком случае супружеская подсистема обедняется и наконец перестает быть источником обоих супругов. Если такое положение сохраняется, супруги могут оказаться вынужденными демонтировать систему. Супруги должны поддерживать друг друга.

Рождение ребенка в этой стадии очень отличается от предыдущей. Здесь люди "беременны вместе". Новорожденный в такой семье желанен, любим. Теперь он является самостоятельной ценностью, а не средством манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы, как на предыдущей стадии. Когда люди испытывают друг к другу любовь, благодарность, нежность, самые теплые чувства - все это передается их младенцу, и ему тоже хорошо. Отец не чувствует себя лишним и принимает активное участие в воспитании малыша, он также, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком.

Советы при «комплексе Лая» (когда отец ревнует жену к сыну):

  • отцу уважать мнение сына
  • пусть любят мать вместе


4. Стадия зрелого супружеского холона

Эта стадия длится очень долго. Роли каждого из супругов в семье устаканились, Установлен конкретный режим жизни.

Характеристики: стабильность и все особенности, характерные для заключительного этапа предыдущей стадии. Через некоторое время после рождения ребенка, который приносит столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. Это тоже благоприятная стадия для рождения детей (формирование раннего диалога младенца с родителями, гармоничное воспитание обеспечены).

5. Стадия кризиса середины жизни (экспериментирования с независимостью)

Эта стадия совпадает с кризисом середины жизни одного из супругов (или обоих). Присутствует страх смерти. Происходит переоценка ценностей. Дети подросли, отношения превратились в рутину. Человек боится, что всю оставшуюся жизнь будет выполнять уже так надоевшие семейные и служебные обязанности. Возникают попытки что-то исправить, поменять. Например, стиль жизни, профессию, семью (вернуться к своей "первой любви" или найти более молодого партнера).
Это в меньшей степени связано с сексуальными отношениями, а в большей - с тем, что партнер не ценит и не гордится им/ей.
Здесь существует два варианта дальнейшего развития событий. Либо супруг(а) понимает, что с любимым человеком происходит неладное и помогает ему справиться с кризисом. Важно повышать самооценку супруга(и), хвалить его/ее. Либо возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов к успеху почти никогда не приводят.
Существует такое понятие, как "фальшивая замена" - Человек уходит к новому партнеру, который как две капли воды похож на предыдущего. Это значит, что, возможно, с прошлым партнером было хорошо.
Эта стадия часто заканчивается возвратом к партнеру. Это - положительный исход.
Но кризис середины жизни может стать причиной развода ("смерти семьи"). Если семья не умерла, то наступает шестая стадия - ренессанса.

6. Стадия «ренессанса» супружеских отношений

Семья пережила кризис. Отношения между супругами становятся очень хорошими, может быть, даже более близкими и доверительными, чем до кризиса. Сексуальная активность усиливается. Может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Новорожденные любимы, они радуют всех, даже братьев и сестер.

7. Стадия "опустевшего гнезда"

Дети уходят из семьи. При положительном варианте родители им не мешают и сами не разводятся. Происходит ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки, перестройка супружеских отношений. Важно сохранение духа поддержки как основы семьи и поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением. На этой стадии супруги стареют, уходят на пенсию. Важно адаптироваться к таким жизненным переменам.

8. Стадия смерти одного из супругов

От этого никуда не денешься, и на этой стадии нужно смириться с тяжелой утратой, решить проблемы одинокой жизни, а также сохранить семейные связи и адаптироваться к старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и "морально" поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с "приходом" одних членов семьи и "уходом" других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как "ненормальные". Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А "ненормальные", наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.



По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуативных изменений в семье:

"выбывание" (утрата членов семьи по различным причинам);

"прирост" (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);

биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

"насилие" (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как "нормативные" (Burnham J.В., 1991). Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм "фиксации"). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M.Р., 1984).

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.

0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.

1-2. Освоение супругами родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.

7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.

8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.


Кризисы семейной жизни

В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает: с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне "пока еще не поздно".

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно "опасностью и надеждой" - он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.


Задачи развития семьи

На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи - это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

1. Молодая семья:

дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками;

разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья с маленьким ребенком:

реорганизация семьи для выполнения новых задач;

поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

согласование личных и семейных целей.

3. Семья с ребенком-школьником:

перераспределение обязанностей;

проявление участия при наличии проблем с учебой;

распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

изменение типа родительского поведения и ролей;

подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как "стартовая площадка" для ребенка:

сепарация ребенка от семьи;

корректный уход из дома;

поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

пересмотр супружеских взаимоотношений;

пересмотр распределения обязанностей и времени;

адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

Стадии родительства

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года - до того момента, когда ребенок начинает говорить "нет". У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т.д., с потребностями малыша.

Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.


Заключение

Жизнь ceмeйнoй cиcтeмы пoдчиняeтcя двyм зaкoнaм: Зaкoнy гoмeocтaзa и Зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти". Для ceмьи этo oзнaчaeт, чтo oнa в кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни cвoeгo cyщecтвoвaния cтpeмитcя coxpaнить status quo. Hapyшeниe этoгo cтaтyca вceгдa бoлeзнeннo для вcex члeнoв ceмьи, нecмoтpя нa тo, чтo coбытия мoгyт быть paдocтными и дoлгoждaнными, нaпpимep: poждeниe peбeнкa, pacпaд мyчитeльнoгo бpaкa и т.п. Зaкoн пocтoянcтвa oблaдaeт oгpoмнoй cилoй, блaгoдapя cтpeмлeнию нe дoпycтить yxoдa пoвзpocлeвшeгo peбeнкa из ceмьи и тeм caмым coxpaнить ceмeйнyю cтpyктypy poдитeли cпocoбны тepпeть любoe пcиxoпaтoлoгичecкoe пoвeдeниe тинeйджepa, к пoлнoмy изyмлeнию вcex пocтopoнниx, пpичeм этa тoлepaнтнocть нe cтoит им никaкиx зaтpaт.

Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми. Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя. Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт ceмeйнyю cитyaцию. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и, cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или cмepть cтapoгo чeлoвeкa - cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy ceмьи и ее кaчecтвo. Ceмья кaк peкa, в кoтopyю никoгдa нeльзя вoйти двaжды.


Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М: Издательский центр "Академия", 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизни, усваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социального и духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни - всё зависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависит состояние государства.

Основные понятия и актуальные социально-психологические вопросы семьи нельзя рассматривать без знания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество .

Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Социум - это своеобразная социально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не в абстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью.

Общество - понятие в основном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредством которой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья - более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких .

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи:

Демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная);

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни .

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё:

Наличие не одной, а ряда общесемейных ценностей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

Наличие диады (супружеской пары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

Включённость в неё представителей разных поколений гораздо больший срок близкого знакомства между её членами, чем в других группах;

Несвязанность совместной производственной деятельностью .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определённая пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа её жизни. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи .

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках .

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племенам ведда на Цейлоне - нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери - можно) .

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети

2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями

3. таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты .

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух - родственник женщины вселяет в ее тело духа - ребенка. (жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия) .

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок -1949г провел исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 - моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 - полиандрия .

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других - другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов - чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц - женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль - например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии) .

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род .

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, и возникает экономическая ячейка, меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей .

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества .

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети - в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие) .

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца - старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться - только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина - женщине - роль подчиненной.

Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«От плохой жены состаришься, от хорошей - помолодеешь»

«Отцов много, а мать одна»

« У кого детей много, тот не забыт от бога»

«Живы родители - почитай, померли - поминай»

«Детушек воспитать - не курочек перещипать» .

Вывод: Брак подразумевает определённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться друг к другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой, необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленные варианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви и страсти.

Семья является не только ячейкой общества, она является и своеобразной основой любого производства. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребёнка, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорение темпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантия стабильности, иногда - как творческий или бизнес -союз.

Проблема заключается в том, что супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно развивается и меняется. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения, однако, кроме того, существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака во времени. Если мы сравним периоды ухаживания и моло-доженства с последующими периодами, то увидим типичный переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными мелочами повседневного быта. Наиболее часто муж замолкает, так как ему просто не о чем больше говорить. После рождения детей появляются новые радости и заботы, которые касаются главным образом жены. Особые стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома, а также климактерическому периоду, периоду паники по поводу «закрытых дверей» и инволюции чувств.

Стадии развития супружеских отношений

  • Социологи выделяют следующие стадии развития:
  • 1) супружество до рождения детей;
  • 2) супружество с маленькими детьми;
  • 3) супружество с повзрослевшими детьми, которые нередко оставляют родительскую семью;
  • 4) супружество после того, как дети отделились от родителей.

Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии. Необходимо помочь супругам быстрее приспособиться к условиям, задачам и потребностям нового этапа развития их брака.

При дифференцированном подходе к супружеской терапии в зависимости от стадии супружества можно также использовать периодизацию, предложенную на специальной

конференции Академии и не раз обсуждавшуюся в печати: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет. Это деление следовало бы расширить, добавив и супружество пожилого возраста. При данной классификации отсутствует однозначная временная шкала, поэтому возникает некоторая путаница: одни исследователи опираются на продолжительность совместной жизни супругов, другие - на возраст партнеров. Периоды же супружеской жизни, однако, имеют характерную для них психологическую атмосферу и типичные проблемы.

Молодое супружество

Молодое супружество - это супружество, продолжающееся менее 5 лет; согласно большинству исследователей, данный период составляет 10 лет. Возраст супругов от 18 до 30 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто вначале не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей; с рождением детей возникает ряд особенностей, связанных с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, часто превышающих заработки молодых, поэтому их материально поддерживают родители.

Особую проблему представляют ранние браки (один или оба супруга моложе 18 лет). Определенный риск таких браков обусловлен недостаточной психосоциальной зрелостью партнеров, плохой продуманностью столь серьезного шага, низким уровнем профессиональной квалификации, проблемами с жильем и заботами о детях.

Супружество среднего возраста

Супружество среднего возраста, охватывает период в 6-14 лет, а согласно другим исследователям, - 10-25 лет от момента заключения брака. Возраст супругов от 30 до 45-50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т. п. В доме уже нет маленьких детей, дети - школьники или студенты, которые постепенно становятся все более самостоятельными. Жена, помимо обязанностей по дому, может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружеством зрелого возраста

Супружеством зрелого возраста назван период, наступающий после 15 лет совместной жизни или после 25 лет (по другим источникам). Партнеры в возрасте 45-60 лет; этот возраст Prihoda назвал переходным между зрелостью и старостью. В данный возрастной период снижается скорость психических процессов, уменьшается способность освоения нового, падает уровень оригинального, творческого и гибкого мышления, однако это хорошо компенсируется большим объемом накопленной информации и жизненным опытом. В начале этого этапа супружества обычно проходит климактерический период, который часто сопровождается у женщин повышенной напряженностью и лабильностью психических процессов. К концу этапа с выходом супругов на пенсию изменяется стереотип их жизни. Дети уходят и создают собственные семьи. Супруги привыкают к тому, что они опять, как и в начале совместной жизни, остаются одни, или привыкают жить с семьями своих детей и воспитывать внуков.

Супружество пожилого возраста

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. На данном этапе супружеские отношения становятся предметом супружеской терапии лишь в исключительных случаях, и если это случается, то объясняется инволюционными или сенильными проявлениями патологических черт личности, эгоцентризмом и недостатком понимания потребностей партнера. При сужении социальных контактов в некоторых случаях усиливается давление на взрослых детей, особенно при их совместном проживании, что также может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут возникать как отражение их конфликта с «молодыми» или на основе различного отношения к ним. Общение с внуками обычно обогащает жизнь стариков.

Второй брак

В связи с высокой частотой разводов при супружеской терапии нередко приходится сталкиваться с партнерами, для одного из которых (или обоих) настоящий брак является вторым. При этом возникают специфические проблемы, которые пока плохо разработаны в специальной литературе. Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков: 1) женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине; 2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми. Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов или вдов.

Брак разведенного мужчины со свободной и значительно молодой женщиной.

Любовная связь этих партнеров когда-то явилась основной причиной распада прежней семьи. Переживания в первоначально внебрачной связи настолько отличаются от привычной семейной жизни, полной обязанностей, что у мужчины вновь появляются энтузиазм и энергия. Он покидает семью, чтобы начать новую жизнь. Молодой женщине импонируют опытность мужчины, его знания и общественное положение, его уверенность в поступках, она восхищается им и одновременно находит в нем отцовские черты. Несколько другим представляется случай, когда давно разведенный мужчина ищет свободную женщину для создания новой семьи.

Отношения между ними вначале часто формируются на комбинации «родительского» и «детского» партнера, которые (согласно рассмотренным уже профилям брака) вполне совместимы. Дальнейшее развитие брака зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. В результате она перестает с уважением относиться к поступкам своего более старшего мужа, которые раньше ей импонировали, и начинает с повышенной критичностью оценивать его привычки и меньшую гибкость в поведении. Не исключено, однако, что мужчина в начальный период второго брака сумеет хорошо приспособиться к повышенной гибкости поведения и сохранит ее в дальнейшем.

Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки детей от первого брака, что снижает уровень жизни новой семьи, встречами мужа со своими детьми от первого брака, а также с некоторым неблагополучием в сексуальной сфере. Если разница в возрасте супругов значительна, возможно и временное уменьшение половой активности, которая постепенно возвращается к прежнему уровню; снижение сексуальной производительности и интенсивности часто не удовлетворяет сексуально реактивную молодую жену.

Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей.

В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, но, с другой стороны, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака, ее новый муж становится отчимом. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их дисциплинированием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Он может восприниматься детьми как незваный гость, отнимающий у них часть материнской любви. Они могут протестовать против любых его попыток сблизиться. Жена может чувствовать себя особенно уязвленной, когда муж критикует поведение «ее» детей. Кроме того, необходимо уважать права родного отца, что повышает неуверенность приемного (в какой мере он может претендовать на роль действительного отца в семье). Иногда приемный отец снимает с себя ответственность за детей, теряет авторитет, чувствует себя отстраненным от семьи. Проблемы воспитания «ее детей» он оставляет жене, а когда она делает это, по его мнению, неправильно, критикует ее или подавляет свои порывы, протест, что приводит к возникновению напряженности, появлению отрицательных эмоций. Напряженность иногда ослабевает или снимается с рождением собственного ребенка, но в ряде случаев она может усилиться, когда возникают проблемы в отношениях между «ее» и «их» детьми.

Преимущества второго брака по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им представляет второй брак, и они стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, партнеры более подготовлены, мотивированы к супружеской терапии и сотрудничеству в ее рамках.

Интересным вопросом, требующим дальнейших подробных исследований, является следующий вопрос: как часто и при каких условиях второй брак бывает лучше, таким же или хуже, чем первый. У невротиков, лиц с патологическими чертами характера или с выраженным фрустрационным комплексом (еще с детских лет) во втором (и других) браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака.

Жена, которая развелась с мужем по причине его пристрастия к алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика. Муж, разведясь с женой-истеричкой, опять женится на истеричке. Муж (или жена) переносит типичное для него (или для нее) неадаптивное поведение из первого брака во второй, и отношения, которые привели к дисгармонии в первой семье, повторяются. Муж постоянно раздражает вторую жену (как и первую) невниманием, отсутствием интереса к домашним делам, задержками в пивной, придирчивостью, деспотичностью, вспыльчивостью или ревностью. Жена же своей истеричностью, постоянными замечаниями, причитаниями или театральными жалобами может (как и в первом браке) вызвать у мужа нежелание приходить домой. Кроме того, партнеры, как правило, игнорируют собственную роль в возникновении конфликта, целиком сваливая вину на другого, как это было в прежнем браке. Исправление сложившейся ситуации требует применения систематической групповой психотерапии.

Нормальные, адаптивные личности, по-видимому, чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично.

Мужчина, имевший в первом браке излишне эмоциональную жену, постоянно требовавшую проявлений внимания к себе, доказательств любви и восхищения ею, для второго брака выбирает скромную, тихую женщину. Мужчина, имевший в первом браке слишком заботливую жену, от чрезмерной опеки которой он чувствовал себя несмышленым ребенком, во второй раз выбирает женщину, с которой у него устанавливаются симметричные товарищеские отношения, или даже несамостоятельную женщину, рассчитывающую на его защиту и заботу, что позволит ему поддерживать в себе ощущение зрелости и чувство ответственности. Женщина, бывшая замужем за алкоголиком, желает найти для второго брака спокойного и непьющего человека, к которому она проявит исключительную приветливость и терпимость, если только он будет дорожить семьей, домом.

В этих случаях к ситуациям, требующим вмешательства супружеской терапии, относятся уже не те, что встречались в первом браке, а новые, связанные с особенностями поведения данного партнера.

Иногда во втором браке возникает проблема, связанная с отличием в поведении Нового партнера (в сравнении с предыдущим). Чувства и мотивация могут быть амбивалентны. Вот, например, что сказала одна из наших пациенток: «Мой второй муж - хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый мой муж был грубым и деспотичным, но это был мужик».

В браке вдовца со вдовой, у которых первый брак был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Живой партнер никак не может помешать идеализации умершего. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака. В анамнезе наших пациентов-невротиков иногда проскальзывают воспоминания о травмирующих психику поступках мачехи (или отчима). В супружеских консультациях с такими проблемами сталкиваются редко.

Кризисные ситуации в браке

Plzak описал два критических периода в развитии супружеских отношений. Наши клинические данные подтверждают его заключение.

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года .

Его возникновению способствуют уже известные факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Безусловно, присутствие указанных факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее.

В кризисной ситуации нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки. Plzak рекомендует в таких случаях ограничить разговоры, касающиеся супружеских отношений, временно прекратить половые сношения, избегать проявлений романтической любви и совместного обсуждения практических проблем (например, воспитание детей).

Лучше ориентировать беседу на профессиональные интересы партнера, вести открытую жизнь, когда каждый из супругов не отказывается от своих интересов и связей (имеет свой круг друзей и т. п.), чем требовать от партнера общительности.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни .

Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».

На определенном уровне удовлетворенности браком и в соответствии с длительностью совместной жизни проставляются точки, которые затем соединяют кривой, что позволяет увидеть в динамике изменения степени удовлетворенности и периоды наступления кризисов. В графе «календарный год» отмечаются год заключения брака, даты каких-либо знаменательных событий и год заполнения формы.

В данной кризисной ситуации Plzak рекомендует запрограммированное отвлечение супругов от проблем старения и приобщение их к различным коллективным развлечениям, для чего потребуется какое-либо внешнее вмешательство, поскольку сами они, как правило, уже не могут проявить инициативу. Удобной формой такого отвлечения является групповой туризм, дополняемый краткими визитами к приятелям и посещением культурных центров. Если все же дело доходит до измен, не следует излишне драматизировать события, лучше немного подождать, пока у партнера пройдет повышенный интерес к внебрачным связям (чем чаще всего и заканчивается).

Для регистрации приведенных выше критических периодов была разработана карта (формуляр); в ней по горизонтальной оси отмечается количество совместно прожитых лет, а по вертикали - степень удовлетворенности супружескими отношениями Такая карта заполнялась различными людьми, здоровыми и невротиками.

Из 300 невротиков (110 мужчин и 190 жен щин), проживших в браке не менее 7 лет, у 12% первый супружеский кризис отмечался в период от 3 до 7 лет совместной жизни. В 31 % остальных случаев показатель степени удовлетворенности браком упал к нулевой отметке, отклонение в направлении неудовлетворенности отмечено в 43% случаев. У16% пациентов глубокий супружеский кризис наступил в период между 8-м и 12-м годом совместной жизни. Относительно спокойный период наблюдался между 13-м и 16-м годом совместной жизни, когда глубокий супружеский кризис возник только у 8% пар.

У 82 лиц из 300 продолжительность брака составляла не менее 17 лет. У тех, кого мы смогли проследить, кривая степени удовлетворенности браком снижается, доходя до второго супружеского кризиса в диапазоне 17- 25 лет совместной жизни. Снижение до уровня глубокого кризиса наблюдалось у 1 7% супружеских пар. У 22% пар снижение достигает нулевой отметки. У 40% от общего числа супружеских пар ни в первый, ни во второй критический период показатель степени удовлетворенности браком не опускался ниже нулевой отметки. У тех пар, которые продолжили совместную жизнь, отклонение при первом супружеском кризисе было значительно меньше средних показателей в группе.

Приведенные данные не свидетельствуют о неизбежности критической ситуации, но подтверждают существование предрасположенности к ее возникновению и появлению неудовлетворенности браком в критические периоды, отмеченные Plzak, в бопьшей степени в первый период и в меньшей степени - во второй. Центр тяжести первого супружеского кризиса смещается от 3-го до 6-го года совместной жизни; он может продлиться до 9 лет. К кризису могут привести и другие факторы, различные внешние влияния. Некоторые супружеские пары отмечают постепенное снижение удовпетворенности браком, другие более четко указывают период возникновения предкризисных ситуаций, иные констатируют длительный период удовлетворенности браком без выраженного его снижения. Приведенные данные, полученные нами у невротиков, ориентировочны; их следовало бы сравнить с результатами, полученными у здоровых людей.

На основании результатов анализа динамики супружеских отношений можно подвести некоторые итоги.

Прежде всего необходимо подвести супругов к выводу, что проблемы и кризисные ситуации в супружеской жизни имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений, и не следует искать вину за создавшуюся ситуацию лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. В критической ситуации прежде всего необходимо проявить терпение, избегать опрометчивых поступков и решений.

Объясняя эти положения, необходимо дать пациенту (или обоим супругам) описанный выше формуляр, на котором они должны построить кривую, отражающую степень удовлетворенности или неудовлетворенности своими супружескими отношениями. Если полученная кривая имеет хотя бы некоторое сходство с типичной кривой Plzak, следует убедить супругов в том, что в их случае речь идет не о чьей-то индивидуальной вине, а о проявлении общей закономерности. Одновременно с этим наклассической кривой Plzak можно продемонстрировать пациентам оптимистические тенденции в развитии брака и привести их к убеждению, что им необходимо немного подождать, проявить терпение и их отношения, как на классической кривой, начнут налаживаться.


Коми Государственный Педагогический Институт

Факультет

Педагогика и Методика Начального Образования

(Педагогика и Психология)

Кафедра: Психология развития

Контрольная работа на тему:

«Этапы супружеских и

семейных отношений»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Косякова Е.В.

(ПиП) 3 группа

Проверила:

Майорова Т.Е.

Сыктывкар 2011

    Введение. 3

    Этапы супружеских отношений.

    1. Предбрачное ухаживание. 5

      Этапы супружеских отношений. 7

    Этапы семейных отношений. 11

    Заключение. 15

    Список литературы. 15

    Введение:

Современная наука не дает четкого определения понятия «молодая семья». Ученые вкладывают различное содержание в данное понятие: возраст супругов, стаж совместной жизни и т. д. Изучив мнение исследователей, мы предложили считать «молодым» супружество с брачным стажем до 10 лет.

Начало супружеской жизни - один из самых трудных этапов взрослой жизни и развития семьи. В первые годы брака формируется модель семейных отношений, происходит адаптация семейных партнеров, распределение власти, формирование духовной общности между супругами, родителями. Процесс адаптации включает согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях и ролевых установках молодых супругов, выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия. Именно в этот период формируется тип распределения власти, лидерства в молодой семье Авторы обычно выделяют несколько важнейших периодов (стадий) в развитии молодой семьи; совсем молодая семья, молодая семья, семья стадии «стабильной семейной общности», которая начинается после 2-3 лет совместной жизни супругов. Считается, что к этому времени, семья обладает определенным стилем межличностных отношений, типом власти и подчинения; иерархией семейных ценностей, моделью ролевого взаимодействия. Можно предположить, что в семье закончился процесс активного формирования конкретной функциональной модели.

Об особенностях характера супругов свидетельствует их отношение к работе, окружающим людям, собственности, к самим себе и родственникам.

Важны основные моральные принципы, интересы, кругозор, стиль жизни, психосоциальная зрелость и шкала ценностей. Эти показатели отражают тот факт, что помимо личностных качеств супругов, брачное взаимодействие связано с ожиданиями и опытом их предшествующей жизни. Для того чтобы помочь супругам, имеющим проблемы в браке, необходимо выяснить, на чем базируются некоторые из их ожиданий и каково реальное положение дел в семье. С этой целью обычно рассматриваются брак их родителей, братьев или сестер; динамика развития брачных отношений. Особое внимание при исследовании проблем супружеской пары следует уделять исследованию факторов выбора мужем и женой друг друга. Выбор партнера и межличностная привлекательность в браке поддерживаются факторами, представляющими для индивида особую ценность или вызывающими у него надежды на то, что социальный контакт с данным партнером будет благоприятным.

Объект: развитие супружеских отношений в молодой семье.

Предмет: особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становления и функционирования.

Цель: выявить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Гипотеза: становление супружеских отношений в молодой семье происходит соответственно этапам адаптации, трансформации и стабилизации этих отношений. Особенности развития супружества определяются более серьезными преобразованиями социально-психологического и психологического уровней межличностных отношений,

чем духовных ценностей или характеристик индивидуальности.

В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены следующие теоретические и эмпирические задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния изученности особенностей становления супружеских отношений в молодой семье.

2. Скомпоновать батарею диагностических методик, позволяющую с достаточной надежностью выявить особенности супружеских отношений.

3. Определить особенности супружеских отношений на разных уровнях в процессе развития и функционирования молодой семьи, выделить и описать этапы становления молодой семьи в зависимости от брачного стажа.

4. Выявить ведущие детерминанты благоприятного становления супружеских отношений.

    Этапы супружеских отношений

2.1.Предбрачное ухаживание

Период ухаживания, строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака. Для того чтобы эта цель была достигнута, молодые люди должны справиться со следующими задачами:

    Научиться устанавливать близкие интимные отношения;

    Научиться ритуалу ухаживания, т.е. характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых взаимодействиях;

    Освоить свою собственную сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять ими;

    Определить для себя, хотят ли они вообще вступать в брак и создавать традиционную семью или более подходящих для них является какой-либо иной способ проживания жизни.

Это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

    Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

· особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

· способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

· подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания - проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания - это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

Первый этап: на первом этапе наших отношений мы испытываем сильную романтическую любовь. Мы захвачены ею, мысли о любимом мужчине владеют нашим сознанием. Романтическая любовь расцветает, когда мы не можем проводить с нашим избранником столько времени, сколько нам хочется, когда мы постоянно тоскуем по его обществу, когда мы стремимся полностью завладеть его разумом и сердцем. Романтическая любовь нуждается в препятствиях, которые надо преодолевать, и испытаниях, которые приходится выдерживать. Романтическая любовь существует благодаря воображению. Испытывая её, мы способны видеть нашего избранника более красивым и умным.

Второй этап любви : делая шаги к прочному союзу, мы преодолеваем препятствия, признаем, что стремимся к моногамным отношениям. Что происходит, когда наш избранник соглашается? Романтическая любовь тотчас начинает угасать. Она отодвигается на задний план повседневной жизнью. Мы выясняем, кто забыл закрыть тюбик с зубной пастой и положить на место рулон с туалетной бумагой.

В тот момент, когда романтическая любовь оказывается реализованной - прежде всего в эмоциональном плане, - она становится менее сильной. Поскольку мужчина уже не думает о том, обретет ли он когда-нибудь объект своей любви, одна из главных компонент романтической любви исчезает. Если раньше вы совершали только романтические поступки, то теперь ваше поведение меняется коренным образом. Вы думаете о стирке, счетах, приготовлении пищи и уборке квартиры. Ваша общая жизнь перестает состоять из романтических вечеров при свечах.

Вы внезапно обнаруживаете, что брак - это не одно бесконечное свидание. В период ухаживания ваше общение было более качественным. Вы встревожены реальностью и спрашиваете себя о том, куда ушла любовь. Муж уже не дарит вам цветы. Вы не готовите обеды в сексуальном наряде. Вам кажется, что вы погружаетесь в болото финансовых проблем и забот о детях.

Ни одной паре не удается сохранять романтические отношения более пяти лет. Это правило выполняется независимо от того, встречаетесь вы или живете вместе. Пять лет - предельный срок для влюбленности, которая расцветает благодаря ощущению неуверенности.

Третий этап : все розы окончательно отцвели. Романтическая любовь отсутствует уже длительное время. Вы начинаете замечать недостатки партнера, о которых раньше не подозревали. Его раздражают ваши черты, которые раньше казались очаровательными.семейных супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...

  • Семейное консультирование (3)

    Лекция >> Психология

    На консультации: детско-родительские взаимоотношения; супружеские и семейные отношения ; школьные проблемы; проблемы на работе... учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности). Понятие «Методика» рассматривается достаточно широко: а) как...