Воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

Пренатальный период

Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденности (до 6 недель жизни)

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 - 6 лет)

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Пубертатный период (11-15 лет)

Средний школьный возраст (10 - 15 лет)

Юношеский период (15-20 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

1. Особенности младшего школьного возраста

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80.% Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

2 . Формы орган изации воспитательного процесса

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.

3 . Ос обенности развития и воспитания младших школьников

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia - отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 г. и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются процессы возбуждения. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем они сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Важную роль играет социальная адаптация детей младшего школьного возраста. Школьное обучение является второй ступенью в социализации человека. Детям, прошедшим этап первичной социализации в детском саду проще адаптироваться в новом коллективе среди сверстников. В связи со сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, требуется уделять дополнительное внимание формированию доброжелательных, дружелюбных и терпимых отношений в школьном коллективе. На сегодняшний день, необходимость этого процесса связана с выходом детей из семей с различным материальным достатком и социальным положением.

Заключения

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

младший школьник воспитательный психологический

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. - Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132-135.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250-252, 259, 342

3. Подласый И.П. Педагогика - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1946.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М., Российское педагогическое агентство, 1995

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. Анкета на выявление сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Специфика досуга учащихся младшего школьного возраста, особенности развития детей в данный период. Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста: структура и основные этапы разработки мероприятия, направления, принципы данной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста. Проблема формирования понятия о множестве у детей младшего школьного возраста в научной литературе. Разработка уроков и дидактических игр по обучению детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Границы младшего школьного возраста. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов. Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. Особенности организации досуга. Знания темпераментов для изучения характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность. Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста. Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Понятие, методы и формы правового воспитания в школе. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Исследование представлений младших школьников о правах детей и взрослых. Разработка программы правового воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников. Использование метода этической беседы в воспитании нравственных ценностей, совместная работа школы и семьи.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2010

    Семья и моральное развитие как психолого-педагогическая проблема. Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем нравственности ребенка младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 02.04.2014

    Формы занятий в физическом воспитании, урочные и неурочные способы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Взгляды на природу креативности, развитие творческих возможностей детей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Творческое развитие личности. Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста. Культурно-досуговые учреждения и их возможности в развитии школьников. Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам.

Понимание собственной ценности

Задача родителей и близких ребенку людей состоит не только в том, чтобы вовремя накормить ребенка, хорошо и по сезону его одеть, следить за тем, чтобы он был чист и опрятен, чтобы он не заболел, но и в том, чтобы воспитать в нем человека самостоятельного, ответственного, деятельного, грамотного, уверенного в своих силах и возможностях. Не велика вероятность того, что в деле воспитания мама и папа добьются значительных успехов, если они не будут воспитывать в ребенке понимание самоценности. Говоря о понимании самоценности, мы имеем в виду все не возвеличивание собственного «Я», что сделало бы из ребенка отъявленного себялюбца и не очень доброго человека, а имеем в виду осознание свое уникальности, своих умения и в чем-то таланта, осознание своей значимости для любящих близких людей, любовь коих к нему не просто эмоции и ласки, а каждодневный кропотливый труд в течение многих- многих лет; в понимание самоценности можно вложить и надежды этих любящих близких людей: нет, не напрасно мы прожили жизнь, не напрасно преодолевали трудности - вырастет с нашей помощью человек, который будет лучше нас...

Как воспитывать понимание самоценности у ребенка?

Соблюдая принципы регулярности и последовательности, следует заострять внимание ребенка на самооценке. Даже если ребенок и не высоко оценивает свои успехи и возможности, можно эти оценки несколько завысить (выдать небольшой «аванс», который ребенка не испортит). Повышенные оценки будут неплохим стимулом для ребенка в дальнейшем: поверив в то, что данное дело у него действительно получается, он приложит все силы и старания и, можно не сомневаться, достигнет заметных успехов. Наблюдая за своим ребенком изо дня в день, всякая мама знает, что ребенку более всего интересно и что у него лучше получается. Обнаруженные способности ребенка и следует хвалить, а совершенствование способностей всячески одобрять; нельзя скупиться на похвалу, если у ребенка в избранном им деле появляются несомненные успехи - в рисовании, например, или в пении, или в спорте и т. д. Поверив в себя, уверившись в том, что в каком-то деле он едва не лучший (среди сверстников, имеется в виду), ребенок сумеет достичь очень хороших результатов. Но главным результатом будет формирование уверенного в своих силах, знающего себе цену человека, человека слова и чести, которому во всем можно довериться, а которого всегда можно положиться.

Уметь видеть достоинства

Отношения с ребенком будут крепче и процесс воспитания конструктивнее, если родители будут не только видеть недостатки в ребенке и многоразличными способами угнетать их, но и стремиться увидеть в нем достоинства (любовь к близким людям, уважение к окружающим, заботливость по отношению к младшим, честность, совестливость, трудолюбие и т. д.). Систематическое подчеркивание достоинств, целенаправленное развитие их в ребенке - залог правильного воспитания. Взлелеивание в личности ребенка положительных качеств - есть не что иное, как деятельная любовь к ребенку, переоценить которую невозможно.

Не следует забывать похвалить ребенка, если есть за что. Похвала важна для любого человека, а для ребенка - тем более. Каждый успех, даже небольшой, младшего школьника должен сопровождаться вашим одобрением. Ваше одобрение для ребенка - большой стимул.

Еще сильно подражательство

Хотя ваш ребенок уже ходит в школу и хотя вы порой называете его взрослым, он еще склонен подражать тем людям, которых уважает и любит и которых имеет возможность наблюдать. Главным образом, он подражает вам, родителям (но может подражать и кому-либо из учителей). Это по-прежнему налагает на вас некоторую ответственность. Вы обязаны постоянно следить за собой - за своим опрятным внешним видом, за своими высказываниями, поведением и т. п. Если вы вдруг обнаружили, что ребенок по отношению к вам груб и слова, какие он вводит в свой лексикон - нельзя назвать изящными, если у него пуговицы застегнуты через одну, а воротник «перекручен», то, прежде чем браниться, обратите взор на себя.

Уметь говорить «нет»

Уметь отказаться от чего-либо, невзирая на лица и авторитеты, уметь сказать твердое «нет» тому, что тебе неинтересно, а порой и вредно, — от тех же сигарет, рюмки, от наркотиков и вообще от действий, которые ты не хочешь совершать, — умение, какое очень пригодится в жизни, умение, какое можно назвать проявлением силы. К сожалению, не все люди, даже взрослые, умеют это «нет» говорить, и потому попадают в неловкие ситуации, подчиняются чужому влиянию, становятся марионетками в чьих-то руках со всеми вытекающими последствиями...

Умению говорить «нет» нужно обучать с детства. Можно прибегнуть к помощи простенькой игры. Мама предлагает ребенку те или иные вещи и предметы, предлагает совершить определенные действия, а ребенок отвечает ей «да» или «нет», в зависимости от того, как он к этим предметам и действиям относится. Среди предлагаемого должны быть названы и си-гареты, и вино, и наркотики - да, да! ребенок должен знать своих врагов «в лицо», должен понимать, откуда исходит опасность; он должен быть готов к тому, что однажды некий искуситель вкрадчивым голосом предложит ему попробовать той или иной «дури».

Твой дом - твоя крепость

Эта старая, как мир, поговорка: «твой дом - твоя крепость» должна быть у ребенка в «багаже» и не в самом дальнем углу сего «багажа». Вам следует объяснить ребенку, что мир, к сожалению, не так розов, как это, может быть, представляется, что мир полон опасностей, боли, бед. И только дома за дверью, за крепкими каменными стенами, в атмосфере родительских заботы и любви ребенок может полностью расслабиться и отдохнуть. Но как только он выходит из дома, он должен быть собран, предельно внимателен и готов к борьбе.

Конечно, все только что сказанное для ребенка просто слова - быть может, тревожные, но все же слова, за какими он не видит конкретного. То, что вы хотите сказать, ребенку будет понятнее (и потому запомнится) на примерах. Вот тут вы и должны включить свою фантазию и смоделировать несколько ситуаций, представляющих опасность для любого ребенка: оживленное автомобильное движение на улице и несоблюдение правил перехода; хулиганы, задирающие других детей; открытый колодец теплосети; купание в водоемах в отсутствие родителей да еще в неприспособленных для купания местах; неосмотрительность и шалости во время гололеда; проникновение на стройплощадку; «экскурсия» на крышу высотного здания и т. д. Об опасностях, с какими ребенок может столкнуться вне дома, необходимо постоянно напоминать; у ребенка память крепка только на то, что ему интересно, — на всякие безделушки, главным образом.

Организации, обеспечивающие безопасность

Обязанность мамы - рассказать ребенку о тех организациях, какие обеспечивают безопасность граждан: о противопожарной службе, о милиции, о службе скорой помощи, о ЖЭСе. Ребенок должен четко знать функции этих служб, представлять ситуации, в которых с той или иной службой необходимо связаться, и знать номера телефонов соответствующих служб. Поскольку ребенок может номера телефонов и забыть (ему, посещающему школу, теперь приходится запоминать много всего), будет лучше, если мама запишет нужные телефонные номера на отдельном листочке, который всегда на виду. Ребенок уже достаточно взрослый, и вы доверяете ему ключ от квартиры, и ваш младший школьник часто остается дома один; кто знает, что может в ваше отсутствие случиться. Ребенок должен знать, как в разных ситуациях поступать.

Связь - это важно

На том же листочке, о котором мы говорили выше, могут быть написаны номера рабочих телефонов родителей, бабушек и дедушек, номера телефонов друзей, соседей. Всякое может случиться в отсутствие родителей; например, внезапно потек кран и требуется экстренная помощь... Кто тут может быть первым помощником? Разумеется, соседи. Конечно же соседи должны быть предупреждены, что однажды ребенок может позвонить им и обратиться за по-мощью. Другая ситуация: ребенок один дома, а в квартиру звонят. Ребенок видит в дверной «глазок» незнакомых людей, причем сказанная уверенным голосом классическая фраза «папа спит, просил не беспокоить» нисколько не смущает нежданных гостей. Здесь самое время набрать номер телефона ближайших соседей - тех или других...

Быть начеку

Ребенок вернулся из школы, отдохнул, выполнил часть домашнего задания и собрался немного погулять. В качестве напутствия ему: осторожность, еще раз осторожность. И особенно в отношениях с незнакомыми людьми... Ребенок должен ответить отказом, если кто-то из незнакомых или даже малознакомых взрослых приглашает его сесть в машину, настойчиво приглашает прокатиться, предлагает угощение, просит или, наоборот, угрожает. Также должен последовать отказ, если незнакомый взрослый Человек зовет ребенка к себе домой, просит помочь внести в дом какие-то коробки (они совсем не тяжелые, не бойся!) или завести в дом взятого на поводов очень милого щенка и т. д. От незнакомых людей могут последовать и просьбы иного рода: «принеси, малыш, попить», или «вынеси спички», или «принеси для собачки кусочек колбасы», или «для голубей хлебушка». Понятно, что такие безобидные просьбы следуют после непродолжительного разговора о родителях, «которые, наверное, на работе, а ты один, бедняжка, скучаешь». Дальше все развивается по следующему сценарию: ребенок вприпрыжку бежит домой, открывает своим ключом дверь, а грабитель уж тут как тут и врывается в квартиру, можно сказать, «на плечах у ребенка»... Часто возникает такая ситуация: ребенок вызвал кабину лифта и ждет, когда она подойдет, а тут на лестничной площадке появляется незнакомый взрослый и тоже собирается воспользоваться лифтом. Как должен поступить ребенок? Он поступит благоразумно, если поднимется на свой этаж по лестнице. Ребенок обязан всегда помнить правило: с незнакомыми людьми в кабину лифта не входить!

Бывает недостаточно только рассказать ребенку о ситуациях, могущих представлять для него опасность. Ребенок кивнет и через пять минут о науке забудет. Чреватые опасностью ситуации лучше всего проиграть и, может, не один раз; практические занятия запоминаются надолго. На всякую конкретную ситуацию ваш ребенок должен, не задумываясь, выдавать заранее оговоренную конкретную реакцию.

Знать свой район

Ребенок ваш уже достаточно взрослый и гуляет без вас. Разумеется, вы не позволяете ему уходить дальше своего двора и время от времени контролируете - посматриваете на ребенка из окна (здесь ли он? с кем он? как он?). Но время идет, у вашего ребенка появляются новые друзья, новые увлечения. Постепенно он теряет интерес к своему двору, в коем ему известны каждый камень, каждое деревце, и ребенок несколько увеличивает круг своих прогулок. Иногда без спросу. Здесь и возникает некоторая опасность - если ребенок плохо знает свой район и если сводится к нулю контроль со стороны родителей.

Одна из задач мамы - познакомить ребенка с тем районом, в котором семья живет, а заодно и с приле-гающими районами. Наверняка вы это уже сделали давно, во время ежедневных совместных прогулок. Ребенок должен знать места в своем районе, какие ему без взрослых посещать воспрещается: строительные площадки, неблагоустроенные территории (пустыри), территории под проводами электропередач и возле трансформаторных будок, густые кустарники, лесопосадки вдоль дорог и т. п.

Должен знать ваш ребенок и так называемые криминогенные места в районе и избегать их. Поговорите с учителями вашей школы. Они обычно в курсе всех событий, что в районе происходят. Участковый милиционер и сотрудник детской комнаты милиции - довольно частые гости в школе. Именно потому, что участие в воспитательном процессе школьника входит в их функции.

Давать ребенку «выбегаться»

Организм ребенка только тогда развивается правильно, когда он не ограничен в движении. Помня об этом, вы должны давать ребенку возможность «выдаться», сбросить «избыток» энергии. В школе у детей такой возможности нет (во всяком случае беготня по коридорам и классам во время перемены не приветствуется; педагоги следят за соблюдением норм поведения). Но вернувшись из школы, пусть ребенок подвигается, попрыгает; лучше, конечно, совместить проявления физической активности с прогулкой, иначе дома будет сплошной «тарарам» и бедлам. Хороший выход - занятия ребенка в оборудованном в квартире спортивном уголке со «шведской стенкой», турником, диском «Здоровье» и пр.

Самоконтроль и контроль

Самоконтроль у младшего школьника еще недостаточен. Ребенок может загуляться по пути из школы и опоздать к обеду, может чересчур увлечься игрой и не выполнить домашнее задание, может вообще не стремиться к выполнению домашнего задания, полагая, что школа - это большая игра, правила в которой можно менять произвольно... Поэтому контроль со стороны родителей необходим (и необходим он будет еще долго). Вы, однако, должны позаботиться о том, чтобы контроль ваш не был слишком навязчив и чтобы он не сводился к окрикам и ворчанию. Контроль тогда хорош и эффективен, когда он доброжелателен. Вам понадобится в деле воспитания культурного, образованного человека много сил и терпения, но дело, согласитесь, стоит того.

Относиться бережно к внутреннему миру ребенка

Сказать, что те «ценности», какие волнуют вашего ребенка, и ваши ценности значительно отличаются друг от друга - ничего не сказать. То, что может иметь ценность для вашего первоклашки, для вас - просто хлам, который занимает место в детской комнате, в письменном столе ребенка. И вы, конечно, периодически, наводя порядок в квартире, заглядываете к ребенку в письменный стол, проводите строгую ревизию содержимого и выбрасываете в мусорное ведро все на ваш взгляд лишнее, все то, что мешает ребенку учиться, что отвлекает его от учебного процесса... Но делаете вы это напрасно. Столь жестоким с позиции ребенка наведением порядка (ребенок стоит рядом испуганный и, разумеется, согласный с вашими действиями; притихший, он слушает ваш выговор и кивает, но в глубине души очень сожалеет о своих потерянных «сокровищах») вы попираете его внутренний мир, который своеобразен и хрупок, вы разваливаете тот «домик», в котором ребенок время от времени находит для себя укрытие от трудностей и бед реального мира, вы, быть может, гасите тот све-тильник, какой освещает детский волшебный мир...

Относитесь к своему ребенку щадяще; никогда не забывайте, что перед вами еще ребенок, который еще долго будет таковым оставаться. У ребенка должны быть свои секреты, должен быть свой мирок, в который взрослому хода нет. Так, лелея свои маленькие секреты, ребенок чувствует себя более защищенным перед лицом реалий жизни - огромных, кажущихся непреодолимыми и порой пугающих... Если вы стремитесь к наведению порядка и не хотите ранить внутренний мир ребенка, не хотите самым варварским способом вломиться в психологическое пространство ребенка, отнеситесь в «вещам» в детской комнате и в письменном столе с его тайными уголками с пониманием, терпимо. Наилучший выход: пусть ребенок сам наводит порядок, сам делает ревизию. Поставьте посередине комнаты мусорное ведро, и пусть ребенок в спокойном состоянии решит, что еще представляет для него ценность, а что эту ценность уже утратило и с чем не жалко да и пора расстаться.

Если ребенок спорит

Наверное, следует более радоваться, нежели огорчаться, тому, что ребенок спорит с мамой, отстаивает свою точку зрения, предлагает свои варианты решения какого-то вопроса (если, конечно, это не спор, не протест вроде «не хочу умываться», «не хочу делать уроки», «в школу идти не хочу» и т. п.). Радоваться потому, что такое поведение уже может рассматриваться как проявление самостоятельности ребенка, проявление стремления его к взрослости. Ино-гда ребенок спорит весьма эмоционально, особенно если в доме царит дух демократии и угроза наказания не витает ежеминутно в воздухе. Маме не рекомендуется во что бы то ни стало настаивать на своем. Если она видит (соотносясь с собственным жизненным опытом), что ребенок ошибается, она должна выждать некоторое время, пока ребенок не успокоится, и аргументировано, без сильных эмоций доказать свою правоту. Тем самым она преподаст урок культуры спора (диалога, полемики), научит ребенка опираться в споре на аргументы, а не на эмоции, научит принимать взвешенные решения. Непременное условие, о каком мама должна помнить, — уважение к ребенку в споре. Чувствуя уважение, ребенок становится критичнее к своим словам; постепенно он начинает понимать, что самостоятельность не может существовать отдельно от чувства ответственности.

Если спор зашел далеко

Зачастую спор между мамой и ребенком начинается из-за сущего пустяка, но если ни мама, ни ребенок оказываются не в силах управлять своими эмоциями, тогда эмоции начинают управлять их поступками, их поведением в целом. И спор может зайти далеко - вплоть до взаимных оскорблений и иных проявлений неуважения, вплоть до агрессии. Понятно, что ребенок неопытен и может сорваться. Но бывает, что и мамы позволяют себе утратить образ всепонимания и доброжелательности. Это плохо. Мама во взаимоотношениях с ребенком должна выполнять роль гаранта стабильности. Иной раз нужно уметь остановиться в споре и подумать, стоит ли игра свеч, стоит ли та мелочь, из-за которой «разгорелся сыр - бор», из-за которой никто не хочет уступить, утраты добрых взаимоотношений.

Ценить доверие ребенка

Если ребенок, встретившись с трудностями (в школе, во дворе), не замыкается, не грустит, спрятавшись в уголке, а идет с доверительным разговором к маме, ей остается только порадоваться: отношения между ней и ребенком сложились именно такие, к каким и следует всем мамам стремиться. Доверительность в отношениях дает маме возможность устранять некоторые детские проблемы быстро и «меньшими потерями». Она вовремя даст совет, и ребенок, поступив в соответствии с ним, сможет избежать кон-фликтной ситуации. Кроме того, доверительность предполагает полную откровенность. Разобравшись в ситуации, мама поможет решить вопрос в духе сотрудничества: посоветует оказать помощь другу, попавшему в трудное положение, побудит к великодушию по отношению к недругу (очень часто случалось, что недруг, впечатленный проявленным к нему великодушием, становился самым надежным другом). Доверительность в отношениях родителей и ребенка не только облегчает ребенку жизнь, не только имеет заметное воспитательное значение, но и укрепляет эти отношения, делает их дружескими.

Эмоциональный климат в семье и состояние ребенка

Из этого правила нет исключений: какой сложится эмоциональный климат в семье, таково будет и состояние ребенка. Если обстановка в доме доброжелательная, если к ребенку внимательны и уважительны, если отношения между ребенком и родителями сложились доверительные, то ребенок спокоен, у него преобладают положительные эмоции, взгляд его на будущее полон оптимизма. Хорошая обстановка в семье благотворно влияет не только на психическое состояние ребенка, но и на его физическое состояние. Практика показывает, что в благополучных семьях дети болеют реже; иными словами, ребенок, у которого спокойно на душе, обладает большей сопротивляемостью болезням. Разговоры о «гормоне счастья», какие вы, быть может, слышали, не пустые разговоры... Если же обстановка в доме, мягко говоря, далека от идеальной, если царит тирания и ребенок никакой не «свет в окошке», а «принеси-подай» и «попробуй пикнуть!», если ребенку в доме спокойно только тогда, когда он забьется в какой-нибудь уголок, то такому ребенку вряд ли позавидуешь. В настроении у него будут преобладать нервозность и раздражительность, подозрительность. Кроме того, такой ребенок, наверное, не достигнет особых успехов в школе (успехи приходят, когда дело делают с желанием и с удовольствием, а не когда его делают из страха, из-под ремня). Ребенок, в семье у которого хронически неблагополучно, обычно отличается слабым здоровьем.

Осторожнее с критикой!

Ваш ребенок постоянно занят каким-то интересующим его делом, если, конечно, он не болен и если не смотрит из-за родительского бездумного попустительства мультики с утра до вечера. Напомним: игра для ребенка - тоже важное дело; часами лежать на диване и уныло смотреть в потолок - состояние не характерное для ребенка. Понятно, что не всякое дело у ребенка получается сразу и хорошо; он сто раз наошибается, прежде чем однажды сотворит дельное. Если у него что-то не получается, не рекомендуется спешить с критикой, тем более с жесткой или злой (насмешливой) критикой. Несвоевременная и несоответствующая критика обижает ребенка и неформирует в нем нежелательные комплексы: ребенок становится менее уверенным в себе, менее активным, и что немаловажно - в нем подавляется активность творческая. В будущем из боязни ошибиться или не достигнуть желаемого результата ребенок откажется от дела вообще, постарается уклониться от него и возложить его на плечи других... Если ребенок, занятый чем-то, и совершает ошибку, и, по вашему мнению, заслуживает критики, будьте с критикой осторожнее: во-первых, не спешите с ней, а во-вторых, высказывайте критические замечания по возможности мягче. Осторожно, доброжелательно критикуя, помогите ребенку исправить ошибку. Обозначьте альтернативные пути для выхода из затруднительного положения.

Позаботиться о круге общения ребенка

Ваш ребенок будет лучше развиваться (и психически, и физически), лучше ориентироваться в людях, в обществе, лучше знать свое место в обществе, станет более уверенным в себе, более информированным, более контактным, что весьма пригодится ему в жизни, если вы будете целенаправленно и последовательно расширять круг его общения. У него есть друзья и приятели во дворе, у него появилось много друзей в школе, но этого, можно с уверенностью сказать, недостаточно. Старинная тюркская поговорка гласит: если у тебя имеется тысяча друзей, не полагай, что это много. И вы, любящая мама, должны помочь своему ребенку. Берите его с собой, когда идете к подруге в гости, когда идете куда-нибудь по делам - на работу, в библиотеку, в предприятия службы быта, к кому-либо в офис и т. д. Покажите ребенку пример контактности и общения; продемонстрируйте, что эти важные качества основываются на доброжелательности, вежливости, обаянии. Покажите вашему ребенку, что не нужно бояться (стесняться) заговаривать с людьми, объясните, что каждый человек - это огромный и неповторимый мир, что только от тебя в данный момент зависит, доверит ли этот человек тебе одну из своих граней, обогатит ли тебя чем-нибудь в духовном плане.

Организовывать подвижные игры

Подвижные игры, многоразличные игры-соревнования необходимы для нормального физического развития ребенка, поскольку именно в движении дет-ский организм (в частности, костно-суставная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная системы и пр.) развивается так, как ему следует развиваться. Но подвижные игры - это еще и прекрасная возможность для эмоциональной разрядки. Ребенку дома говорил папа: «Сиди тихо, не мешай»; ребенку в школе говорили учителя (а директор даже грозил пальцем): «Не мешай другим, сиди тихо»... Но вот пришло время, и кто-то организовал подвижную игру: можно пошуметь-покричать всласть, можно посмеяться, прогневаться, поторжествовать и таким образом «прокатать» без оглядки на вечно занятого папу или на строгую классную даму всю гамму эмоций от альфы до омеги и обратно. Подвижные игры и, как их еще называют психологи, эмоционально насыщенные игры легко снимают с ребенка скованность, делают его более контактным, уверенным в себе, расширяют круг друзей.

Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе. В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе. Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности. Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников. Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Трудности воспитания ребенка школьного возраста

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью. В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций. Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Роль школы в воспитании ребенка

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности. Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи. Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Развитие и воспитание детей младшего и среднего школьного (подросткового) возраста

Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, -- младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты -- как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка -- теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1--1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, " а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и указывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Учение, требующее сидячего образа жизни, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают специальное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Дошкольное воспитание детей: два направления

1) подготовка к школе(посещение д.сада) 2) развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни..

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Для того, чтобы определить готов ли ваш ребенок к школе – существует множ-во тестов.

Если ребенок проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - необходимо подержать его в этом стремлении.

Ошибки родителей: Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. - ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Работая ручками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок. Проводите игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Воздерживайтесь от рассказов «страшилок», берегите хрупкую психику ребенка.

Страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

Воспитание подростков.

Подростковый возраст (12-15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.

В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.

Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.

Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).

Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.

Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.

Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.

Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.

Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.

Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.

Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.

Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.

Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.

Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

Самые типичные ошибки в воспитании детей:

Гипопротекция

Повышенная свобода действий у ребенка. Его поступки не контролируются. Родители ничего не знают о своём ребёнке, где и с кем он проводит время, чем увлекается. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону.

Гиперпротекция

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему. В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка. Вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция. А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к различным нарушением поведения.

«Кумир семьи»

Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда желает быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается, не в силах с ними справится.