Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.

  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет.
    Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства . Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.


  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...


В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо...

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.


Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным.
Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты . При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

0 0

Еще статьи

Системы воспитания детей – совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: физическом, эстетическом, умственном развитии. Современным родителям сделать осознанный выбор крайне сложно. Как выбрать единственно правильную систему воспитания детей? Стоит ли следовать определенным системам? Каковы основные типы воспитания детей?

Рождение ребенка – важный этап в жизни каждой семьи. Воспитание детей – одна из основных задач родителей. В раннем возрасте происходит закладка основных черт характера, ребенок вырабатывает определенную модель поведения, которая в дальнейшем будет лишь совершенствоваться под влиянием различных жизненных факторов и общества. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут негативным образом сказаться не только на послушании ребенка в детстве, его успеваемости в школе, общении со сверстниками, но и на взрослой жизни человека, его трудолюбии и трудоспособности, эффективности и продуктивности семейной жизни, позиции в обществе. Осознанное воспитание – это взвешенный подход всех членов семьи к воспитательному процессу с целью формирования гармоничной личности, интеллектуально-развитого, нравственного члена общества. Воспитательный процесс является подготовкой ребенка к жизни в современном обществе. На сегодняшний день доступно множество систем воспитания детей, каждая из которых основывается на определенном подходе к развитию тех или иных качеств личности, которые, по мнению создателей системы, являются наиболее важными с точки зрения личностного развития.

Избрав для себя осознанное воспитание, родители задаются вопросом, какую систему воспитания детей выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует, так как каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода к процессу его воспитания. Так, поведение ребенка в раннем возрасте обусловлено его физиологическими и психическими потребностями и особенностями. Он еще не осознает сути и роли манипулирования взрослыми, поэтому его капризы непреднамеренны.

Любая из доступных систем воспитания детей носит лишь рекомендательный характер. Нельзя слепо следовать какой-либо одной методике. Выбрать лучшее из каждой эффективной методики является оптимальным решением для каждой семьи.

Немецкая система воспитания детей предполагает четкость и организованность в каждом аспекте жизни ребенка: режим дня, питании, обучении и развитии, увлечениях и общении с взрослыми и сверстниками. Особое внимание данная система воспитания уделяет личному пространству ребенка. Традиционно у ребенка есть своя территория, где он волен делать то, что он хочет, однако на остальной территории дома должен соблюдаться порядок. Материнство не исключает немецких женщин из общественной жизни, карьеры. В современной Германии детские образовательные учреждения придерживаются системы воспитания детей, основанной на традициях и культуре страны, исключая авторитаризм и подавление личности.

Французская система воспитания детей отличается большей лояльностью по отношению к детям в семье. Однако родители предпочитают карьеру воспитанию ребенка, в то время, как французские детские сады готовы принимать малышей едва достигших полугода. Семья и сплоченность имеет большое значение.

Японская система воспитания детей предполагает вседозволенность в поведении ребенка до достижения им 5 лет, строгость и ограниченность в его воспитании от 5 до 15 лет. По достижении 15 лет с ребенком обращаются как с равным.

Еще одной общепризнанной и практикуемой во всем мире является система воспитания детей Марии Монтессори. Основополагающим принципом системы является помощь и содействие ребенку в самостоятельном познании и освоении мира. Так ребенок учится самостоятельно познавать природу вещей, что является незаменимым навыком во взрослой жизни.

Среди многообразия доступных систем воспитания детей не существует единственно правильной, которая поможет безошибочно и успешно воспитать ребенка.

Типы воспитания детей и их основные характеристики

Психологи выделяют 5 основных типов воспитания детей. Тип воспитания – модель, которой придерживаются родители в своем отношении к воспитательному процессу. Так, основными типами воспитания ребенка являются:

  • Авторитарный тип – процесс воспитания, характеризующийся строгой дисциплиной, недостатком родительской любви и ласки, нивелированием интересов ребенка, ограничением самостоятельности ребенка, жестким контролем над всем происходящим в семье. Воспитательный процесс регулируется четкими правилами, обязательными к соблюдению. Такой тип воспитания детей порождает конфликты и взаимное непонимание родителей и детей в подростковом возрасте либо же провоцирует формирование слабой личности, легко поддающейся «дурному» влиянию;
  • Либеральный тип – процесс воспитания характеризуется мягким подходом, вседозволенностью, минимальной дисциплиной, отсутствием запретов и ограничений, четких требований и границ допустимого. Дети в процессе такого воспитания зачастую вырастают конфликтными личностями, отвергая в общении и отношениях тех, кто не потакает их интересам. Либеральное воспитание приводит к плохой успеваемости в школе ввиду непонимания ребенком требований, четко следовать дисциплине;
  • Авторитетный тип воспитания детей – процесс воспитания, основанный на дисциплине и рациональных проблемно-ориентированных стратегиях в отношениях. Данный тип воспитания предусматривает определенную независимость ребенка, альтернативу поведения, что развивает чувство самоуверенности, долга и ответственности;
  • Хаотичный тип воспитания – воспитательный процесс, характеризующийся отсутствием четкой стратегии со стороны родителей в формировании личности ребенка, требований, дисциплины, непредсказуемостью решений и действий со стороны родителей, в результате ребенок развивается неуверенным, безответственным, нерешительным;
  • Опекающий тип – гиперопека как воспитательный процесс проявляется в стремлении выполнить все за ребенка, решить все поставленные перед ним задачи, в результате чего у ребенка формируется завышенная самооценка, чувство тревожности, беспомощности, эгоистичности.

Порядок воспитания детей

Выбирая правильные тактики и методики воспитания детей, родителям не стоит забывать об основных принципах и порядках осуществления воспитательного процесса независимо от избранной системы воспитания детей. Любой порядок воспитания детей должен соответствовать таким принципам:

  • Обязательность;
  • Комплексность;
  • Равнозначность.

Порядок воспитания детей в каждой семье регулируется принятыми нормами, режимом, устоями, при этом создаются комфортные условия для обеспечения гармоничного развития ребенка.

При планировании любого воспитательного процесса, заранее определяется его содержание, задачи, цели и методы. Все это и есть система. Каждая система нацелена на решение определенных вопросов. Это интеллектуальное и эстетическое развитие, способность комфортно строить отношения в социуме, обучаемость и трудолюбие.

Родители становятся перед выбором. В каждой системе есть привлекательные стороны и очевидные преимущества. Но есть и слабые стороны и даже недостатки.

Ошибки, вытекающие из недостатков выбранной системы и, допущенные родителями в дальнейшем, могут привести к необратимым последствиям. Как ребенок будет учиться в школе. Какие навыки у него сформируются.

Будет ли он обучаем и трудолюбив. Как будут развиты коммуникативные способности. Ведь в начале жизни закладываются основы будущего характера, некая матрица. В процессе роста на нее будет оказывать влияние все, что окружает ребенка дома, в школе, на улице.

Все зависит от родителей. Каждая из систем не утверждает свою приоритетность категорически. Самое правильное это внимательно изучить все и выбрать то, что наиболее разумно и приемлемо.

Немецкая система воспитания

Немецкая система воспитания ребенка все систематизирует и раскладывает по полочкам.
Расписано все. Какие занятия, во сколько и с кем. Что для этого необходимо. Какие развлечения и игры. Какие поставлены цели и чего в результате добились. Запланированное неукоснительно выполняется. Вырастают немецкие дети пунктуальными и организованными.

Но. У каждого малыша есть свое жизненное пространство, Это место или комната, где он сам себе хозяин и может делать, что захочет. Это ощущение свободы формирует мировоззрение свободного человека. И тут же приучает его к определенным, заранее оговоренным обязанностям. Что вырабатывает осознанную обязательность.

Чтобы следовать этой системе, родители сами должны стать немцами. В определенном смысле.

Французская система воспитания

Французские дети не столь опекаемы и контролируемы. Это и плюс, и минус. Поскольку воспитанием занимаются детские дошкольные учреждения. Начиная с 6 месяцев, детей можно отдавать на время работы родителей туда. Французы к семейным ценностям относятся уважительно. Но на детях сказывается недостаток родительского внимания.

Японская система воспитания

В Японии, как и в Армении, детям до 5 лет позволено все. Им потакают, балуют и не наказывают за шалости. Но с 5 лет вводятся некоторые ограничения. К 15 годам отношение со стороны взрослых все строже. Начиная с этого возраста, юноша полноценный член общества – равный среди равных.

Система Монтессори

Применяемая во многих странах система Монтессори прошла проверку временем. Здесь ребенку только помогают найти интересное для себя занятие. Дальше все он делает сам. Здесь все методики нацелены на помощь в выборе предмета интереса. Затем нужно помогать поддерживать этот интерес. Обеспечивать всем необходимым для реализации начинаний.

Этот метод хорош и для индивидуального воспитания, и в коллективе. Особенность в том, что детей желательно подбирать разного возраста. Старшие уже могут не только самостоятельно заниматься. Они помогают малышам, подсказывают, учат. Это своего рода шефство. У старших вырабатывается чувство ответственности. У младших совершенствуются навыки. У тех и у других оттачиваются коммуникативные способности.

Родители подбирают систему под себя. Каковы в семье традиции. Каковы взаимоотношения между собой. Есть ли бабушка и дедушка. Как они влияют на семью и на ребенка. Нужна ли их помощь и не расходятся ли ваши взгляды на воспитание дитя. Разногласия во взглядах могут привести к неприятным последствиям. Все это должно учитываться.

Занимаясь воспитанием ребенка, нужно помнить главное. Никто не отменял нормы человеческого общения. Мораль. Этику. Совесть. Обязательность.

Лиана Гордиенко
Воспитание и обучение детей по системе М. Монтессори

В настоящее время много внимания уделяется раннему развитию ребёнка, своевременному раскрытию его способностей и формирования личности. Как нельзя лучше этому способствует воспитание и обучение детей по системе М . Монтессори .

Свою работу по внедрению этой системы мы начали с изучения программы Монтессори , проведения сравнительного анализа «Программы воспитания и обучения детей в детском саду » М. Васильевой и программы Монтессори . И пришли к такому выводу, что задачи этих двух программ перекликаются, взаимодополняя друг друга.

В нашей группе было проведено родительское собрание, где рассказили родителям о системе Монтессори , её целях, задачах и преимуществах. Родители поддержали нас и оказали помощь в изготовлении и приобретении некоторых материалов.

Пройдя курсы повышения квалификации, мы начали внедрять в свою работу элементы педагогики Монтессори .

Мария Монтессори – это выдающийся итальянский учёный, врач, педагог и психолог. Всю свою жизнь она посвятила созданию специальной методики воспитания и обучения детей . Работая с детьми, М. Монтессори постепенно пришла к выводу, что ребёнок сам является творцом своей личности. В нём изначально заложено стремление к саморазвитию.

Если описать коротко суть метода Монтессори , то он заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию .

Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Цель метода Монтессори – воспитать свободного , независимого, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои решения, человека.

С 1990 года педагогика М. Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В России она появилась впервые в 1913 году. Во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори , но спустя десять лет большевики закрыли эти детские сады. И только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию . И сейчас педагогика Монтессори одна из самых востребованных методик развития ребёнка.

Основной принцип метода Монтессори – сподвигнуть ребёнка к самообучению , к саморазвитию. Ребёнок учится самостоятельно с помощью специально созданной окружающей среды – Монтессори- материалов . В Монтессори - материалы заложена необходимость самоконтроля, ребёнок сам видит свои недочеты, и взрослому не нужно на них указывать. Согласно методике Монтессори , роль педагога состоит не в обучении , а в направлении самостоятельной деятельности ребенка.

Для меня методика М. Монтессори – это методика с подходом к каждому ребёнку, как к уникальной,свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Для детей – это интересная деятельность с тщательно разработанными дидактическими материалами, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.

В методике Монтессори ребёнку предоставляется свободный выбор своей деятельности, что, в свою очередь, позволяет ребёнку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе Монтессори одновременно могут обучаться дети с разными способностями. Медлительный ребёнок может много времени заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение других детей . Более способный ребенок гораздо быстрее переходит от одной учебной задачи к следующей. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь пока все остальные разберутся в этом материале. Ребёнок с высокими способностями имеет возможность двигаться дальше, так как перед ним большой выбор разнообразных материалов и возможных видов работы с ним.

Хорошо известно, что дети развиваются в разном темпе и их готовность к обучению каким-либо предметом значительно отличается в одном и том же возрасте.

Три главных принципа, на которых основывается обучение по системе Монтессори – интерес , индивидуальный подход, свобода выбора.

Публикации по теме:

Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями «Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями» Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем.

Информационно-практический проект в первой младшей группе «Игры-занятия по системе М. Монтессори для родителей с детьми дома» Информационно - практический проект в первой младшей группе «Игры занятия по системе М. Монтессори для родителей с детьми дома».

Конспект НОД с использованием дидактических игр и пособий Марии Монтессори для детей 3–4 лет «Спешим на помощь» Программное содержание: 1. Продолжать формировать умение называть предметы по количеству «много – мало» и по свойству «мягкий – твёрдый»;.

Музыкально - валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования. Музыкально - валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования. Т. А. Федосова Музыкальный руководитель МБДОУ №1.

Обучение и воспитание дошкольников Метод обучения дошкольников – это пути и средства, с помощью которых воспитатель сообщает детям знания и формирует навыки и умения. Широкое.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.


С появлением ребенка жизненный уклад семьи претерпевает существенные изменения. Как правило, те или иные корректировки вносятся в распорядок дня каждого домочадца. Основная нагрузка в части обеспечения малыша всем необходимым приходится на маму и папу. И это неудивительно, поскольку воспитание отпрысков на протяжении многих столетий воспринимается как святая родительская обязанность.

Период раннего детства — время закладывания базовых черт характера. Эти дни отведены на вырабатывание определенной поведенческой модели, шлифуемой в будущем разнообразными жизненными факторами и необходимостью следования предписанным обществом правилам. Взрослым следует помнить о важности любого нюанса, присущего воспитательному процессу. Количество допускаемых ошибок желательно свести к минимуму. Допущенные промахи чреваты возникновением трудностей в общении с ровесниками, снижением школьной успеваемости и выработке предрасположенности к непослушанию. Более того, последствия подобных оплошностей способны омрачить и взрослую жизнь. Даже полностью сформировавшийся человек может испытывать трудности с адаптацией в обществе, иметь низкую трудоспособность и не получать удовольствия от семейной жизни.

Воспитательный процесс должен быть пронизан осознанностью и взвешенностью. Лишь при таком подходе возможна сплоченность всех членов семьи, ориентированных на общий результат. В качестве последнего рассматривается воспитание гармонично развитого человека, поведение и интеллектуальный уровень которого благоприятствуют установлению контактов с другими членами общества. В свете озвученной позиции воспитательный процесс рассматривается как некий подготовительный этап, предшествующий взрослой жизни в условиях современности.

В настоящее время насчитывается не один десяток систем, в рамках которых изложены принципы воспитания детей. В каждой из них прослеживается определенный подход, ориентированный на развитие тех или иных личностных качеств, привлекших внимание автора системы.

Ступившие на путь осознанного воспитания родители сталкиваются с необходимостью выбора верного с их точки зрения направления. Обеспокоенные дальнейшей судьбой любимого чада взрослые должны осознавать, что присущая малышам индивидуальность сигнализирует о необходимости индивидуального подхода в воспитательном процессе. Равнозначно успешной для всех ребятишек системы воспитания попросту не существует. Находящиеся в открытом доступе методики могут рассматриваться исключительно в качестве рекомендаций. Важность безоговорочного следования приглянувшейся родителям системе воспитания относят к наиболее распространенным заблуждениям. Более целесообразным выглядит изъятие лучших аспектов из нескольких эффективных методик, каждая из которых учитывает уровень развития малыша. Именно такому решению присвоен статус оптимального.

Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн...

Также взрослые не должны забывать о том, что особенности поведения в период раннего детства обусловлены психическими и физиологическими особенностями и нуждами. В этом возрасте детям не дано понять суть и роль манипулирования, вследствие чего детские капризы должны рассматриваться как непреднамеренные действия.

Системы воспитания детей

Система воспитания детей представляет собой комплекс принципов, составляющих костяк воспитательного процесса. Каждый принцип определяет содержание воспитательного процесса, выдвигаемые цели, поставленные задачи и методы реализации. Преобладающая часть разработанных систем воспитания фокусируется на отдельных аспектах воспитания, в число которых вошли умственное, эстетическое и физическое развитие. Ниже приведены особенности наиболее распространенных систем воспитания детей.

  • Разработанная в Германии система воспитания делает упор на организованности, затрагивающей все сферы деятельности ребенка. Принципы планирования реализованы в распорядке дня, соблюдении интервалов между приемами пищи, выделении времени на развитие и обучение, увлечения и игры, общение с ровесниками и взрослыми. Из положительных моментов следует отметить наличие личного пространства, в пределах которого ребенок может совершать практически любые действия. Пересечение границы отведенной малышу территории сопряжено с необходимостью следования установленным в доме правилам. Проживающие на территории Германии матери не жертвуют ради детей карьерой и не исключают себя из общественной жизни. Детские образовательные учреждения практикуют систему воспитания, предполагающую ознакомление с культурой и традициями страны. Сопряженный с подавлением личности авторитарный подход находится под запретом.
  • Лояльные по своей натуре французы проявляют терпимость и к детям. В большинстве семей родители убеждены в приоритетности карьеры. О необходимости круглосуточного пребывания малыша в домашней обстановке речь, как правило, не заходит. Двери французских детских садов гостеприимно распахнуты для всех дошкольников, переступивших полугодовалый порог. Несмотря на данную особенность, семье и сплоченности отведено большое значение.
  • Японцы выделяют три этапа воспитания ребенка. На протяжении 0-5 лет малыш растет в условиях вседозволенности. Период 5-15 лет ассоциируется с ограничениями и строгостью. С пятнадцатилетними юношами и девушками принято общаться, как с равными.
  • В наши дни весьма востребована и практикуемая во всем мире система воспитания детей, авторство которой закреплено за Марией Монтессори. Методика зиждется на оказании помощи и содействия малышам в попытках самостоятельного освоения окружающего мира. Как показывает практика, навыки самостоятельного познания сущности предметов жизненно необходимы как на этапе взросления, так и на протяжении взрослой жизни.Пребывающие рядом с малышами родители следят за соблюдением индивидуальной свободы. Детворе разрешено заниматься интересующими ее вещами. Крохи взрослеют в окружении игр, пособий и тематических материалов, соответствующих возрасту и уровню развития. Опытные родственники знакомят ребенка с правилами игр, после чего малыш предоставляется самому себе. Высокая дисциплинированность детей, обучающихся по методике Монтессори, объясняется доказанной эффективностью основного принципа, дарующего детворе свободу саморазвития. Видимый невооруженным глазом прогресс основан на сохранении интереса к занятию, привлекающему ребенка в тот или иной момент времени. Что немаловажно, в школе Монтессори пресекаются грубые поступки. Итальянский педагог — ярая сторонница «деятельной дисциплины». При таком подходе ребенку всегда есть чем себя занять. «Пассивную дисциплину» психолог не приветствует из-за присущего данному направлению подчинения воспитателю. Программа Марии Монтессори изначально была ориентирована на адаптацию ребят с заниженными показателями развития. Впоследствии она была приспособлена под нужды среднестатистических детей. Несмотря на это, в программе продолжает прослеживаться упор на логику, формирование которой происходит за счет ущемления развития речевых и творческих способностей. Также следует учесть, что некоторые из разработанных именитым врачом правил не могут быть реализованы в рамках семьи. Воспитанию собственного ребенка Мария Монтессори должного внимания не уделяла. Ее выводы основаны на наблюдениях за детьми, проживавшими в специализированных приютах.
  • Очередное направление семейного воспитания базируется на раннем обучении, интенсивный этап которого стартует с возраста 10-12 месяцев. Малышам прививают навыки чтения и игры на музыкальных инструментах, знакомят их с основами математики и т.д. Высокое интеллектуальное развитие достигается за счет гиперактивности, присущей детям младшего дошкольного возраста. Эта особенность существенно облегчает процесс усвоения знаний энциклопедического характера. Важно учесть, что опережающее сверстников развитие возможно исключительно при условии создания искусственно обогащенной среды. Ряды приверженцев данной системы воспитания постоянно растут. Обеспокоенность вызывает отсутствие достоверных сведений о результативности методики и ее влиянии на личность с точки зрения долгосрочной перспективы. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о неоднозначности социальных и психологических последствий. У одних детей фиксируются поражающие воображение результаты, в то время как другие страдают от социальных, личностных и эмоциональных нарушений, усугубленных утратой познавательной мотивации.
  • Никитин Б.П. выстроил собственную систему воспитания. По его мнению, родители должны укреплять уверенность в своих силах и совершенствовать способность распознавания детских потребностей. Разработанные «правила» не ставятся во главу угла. Разрешены кормления вне графика (по требованию младенца) и предусмотрена возможность засыпания рядом с мамой. Поиск соска совпадает со стимуляцией психической и физической активности. Едва научившимся ползать крохам предоставлена максимальная свобода, не исключающая вероятности падения и получения иной травмы. В жизненном пространстве семьи должно быть выделено место, пригодное для организации спортивного уголка. Помимо веревочной лестницы и каната здесь можно разместить турник и кольца. Никитин был убежден в том, что спортивные снаряды должны стать неотъемлемой частью среды обитания, столь же привычной, как кухонный гарнитур или мягкий уголок. Ратовал Никитин и за легкую одежду, не стесняющую движений. Свобода выбора творческих занятий — очередной столп системы. Основоположник методики раннего развития не являлся сторонником обязательного участия в утренней гимнастике, присутствия на тех или уроках или специальных тренировках. Длительность занятий ограничивается желанием детей. Посвященные спорту минуты могут чередоваться с иными видами деятельности. Самым страшным грехом считается равнодушие родителей к успехам отпрысков. Приветствуются семейные посиделки, совместные соревнования и игры. Согласно одному из материалов, опубликованных в выпуске «Московского комсомольца» за 3-е марта 2000 года, в семье Никитиных было семеро детей, каждого из которых можно было назвать одаренным или талантливым. Что интересно, нацеленные на достижение цели ребята не стали ни отличниками, ни именитыми спортсменами. Хорошая подготовка поспособствовала развитию в начальных классах привычки к бездействию. В средних классах начала ощущаться нехватка знаний. Несмотря на это, ребята не захотели изменить устоявшегося образа жизни.
  • Идейным вдохновителем так называемого «Сознательного родительства» стал Чарковский И.Б. Движение возникло в первой половине 80-х годов минувшего столетия. По замыслу основателя главная роль отведена осознанию взрослыми возлагаемой на их плечи родительской ответственности. Понятие «родительства» отождествляется со священной миссией, благодаря которой семья расширяется за счет появления нового человеческого существа, наделенного душой. Поклонники этого направления уверены в необходимости возврата к истокам в таких сферах, как роды, вскармливание, уход за малышом и гигиена. Оценить степень успешности этой системы довольно трудно (сказывается отсутствие статистических данных). Неоднозначны и выводы прибегших к ее помощи родителей. Из положительных моментов следует отметить наличие инструкций для детей первого года жизни. Многих последователей огорчает отсутствие разработок за пределами указанного периода. Некоторые родители пасуют перед повзрослевшими отпрысками, в поведении которых прослеживается эгоизм и раскрываются негативные черты характера.

  • Школа А. Нилла стала пристанищем для «проблемных» и «трудных» детей в возрасте 6-16 лет.
    Нилл был убежден в том, что детям свойственны доброжелательность, мудрость и справедливость. Основатель школы Саммерхилл утверждал, что наказания и принуждения подталкивают несформировавшихся личностей к хулиганству и воровству, заставляя тем самым принимать сторону зла. Наказания и принудительные действия со стороны родителей рассматриваются в качестве проявлений насилия, провоцирующих всплеск агрессии. Скопившиеся обиды впоследствии трансформируются в ненависть, направляемую ребенком на находящихся поблизости взрослых или общество в целом. Неуправляемые дети очень редко чувствуют себя счастливыми. Редки счастливые мгновения и в жизни их родителей, ощущающих собственную беспомощность. Разработке программы воспитательных действий Нилл посвятил более 40 лет. Результаты проделанной работы отражены в отдельной книге, в рамках которой автор говорит о так называемом источнике подавления и несвободы, порождающем широкий спектр проблем. Выросшим в условиях несвободы родителям свойственно воспроизведение аналогичных принципов в рамках домашнего воспитания, выпадающего на период раннего детства . Отцы и матери приступают к «формированию» ребенка, будучи всецело уверенными в том, что обладают достаточным запасом знаний обо всех нуждах отпрыска. Растущие в условиях свободы дети склонны к самоопределению. Они ощущают, в каких направлениях им следует развиваться. В свете этой особенности мысль о выказывании доверия ребенку выглядит вполне разумной. Именно по этой причине в стенах организованной Ниллом школы игре как разновидности деятельности была отведена главенствующая роль. В то же время следует отметить, что отнюдь не каждое нарушение может быть расценено в качестве проявления вседозволенности. Нацеленным на быстрый результат родителям Нилл советовал запастись терпением и принимать как данность своевольные действия ребенка, растущего в условиях свободы. Как ни странно, защитник личной свободы детей признавал существование категорических запретов. При этом он стремился свести количество табу к минимуму, настаивая на том, что ограниченность в данной сфере окупается проявляемой детьми терпимостью. Недопустимость физических наказаний компенсировалась штрафами, следовавшими за нарушением правил. В составлении последних принимали участие дети, присутствовавшие на общем собрании. Директор был наделен правом голоса, идентичным правам учащихся. Таким образом санкции исходили не от конкретного лица, а от собрания, справедливо относившегося к провинившемуся школьнику. В адресованном родителям обращении Нилл призывал к отмене власти и даровании ребенку возможности быть самим собой. Он указывал на недопустимость нравоучений, нотаций и подталкивания, носящих постоянный характер. Также автор методики отрицательно относился к превознесению детей и насильственному выполнению ребенком каких бы то ни было действий.

Принципы воспитания

Любая методика воспитания может быть рассмотрена через призму исходных положений. Комбинация тех или иных принципов образует целостный комплекс, каждая часть которого отвечает требованию одновременности реализации. О соблюдении очередности в данном случае речь не идет. Приветствуется фронтальный подход и единое время применения воспитательных принципов на практике.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Принципы воспитания выступают в качестве фундаментальных и, что немаловажно, равнозначных, положений. Их не принято делить на главные и второстепенные. Более того, внедрение любого принципа не может быть отложено на будущее.

Принципам, составляющим основу воспитательного процесса, присуща обязательность. В отличие от рекомендаций и советов они выдвигают требования в части всеобъемлющего и обязательного внедрения. Ниже приведены основные положения теорий воспитания, разработанных именитыми педагогами.


  • уважения к личности юности гражданина;
  • очеловечивания окружающего ребенка пространства;
  • проявления терпимости в период становления и взросления.

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...


В книгах по возрастной психологии рассматриваются особенности развития детей в различные периоды времени, включая кризисные промежутки. Для установления тесного контакта с формирующейся личностью важно понять суть термина «ведущая деятельность».

Родители и близкие родственники должны любить ребенка и принимать его. Малыш должен воспринимать это как данность, изменить которую не в силах ни его поведение, ни совершаемые действия. На этапе разъяснения ошибок и обсуждения неверного поведения нельзя скатываться до раздражения, ненависти и агрессии. Демонстрация недовольства и выражение переживаний не должны задвигать любовь в дальний угол. Степень принятия ребенка не должна снижаться из-за единичных или многократно повторяющихся проступков.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо...

За ограничениями, наказаниями и советами юный гражданин должен видеть помощь, призванную откорректировать его поведение, исправить совершенные ошибки и облегчить налаживание взаимодействия с другими индивидами. Подобные проявления должны восприниматься ребенком в качестве доказательства родительской любви, сила которой не ослабевает под гнетом тех или иных проступков. Мать и отец должны убедить отпрыска в том, что они принимают его со всеми существующими недостатками, будь то вредность, капризность, обидчивость и т.п.

В семьях с гармоничными отношениями дети уверены в том, что они хороши. Они понимают, что их любят не за послушание и не за примерное поведение. Такое мышление устраняет возможность возникновения ситуации, при которой младшие члены семьи расстаются с частью себя, стремясь превратиться в милые сердцу взрослых эталоны. При этом следует учесть, что на протяжении различных возрастных этапов рядом с детьми могут находиться люди, чье восприятие действительности не укладывается в пределы нормы. Как известно, подростки стремятся к общению с ровесниками. Приученная к послушанию «лапочка» может попасть в плохую компанию, в которой постарается «заслужить любовь» любыми доступными средствами. Положительная на первый взгляд привычка может подтолкнуть юношу или девушку к совершению негативных поступков и выражению протестных настроений.


Родителям желательно отказаться от обобщенных порицаний и похвал. Каждое из подпадающих под эту категорию действий должно быть заслуженным.
Наказание целесообразно осуществлять наедине, в то время как хвалить можно и в присутствии других людей. Давно подмечено, что малое количество похвал закладывает в юные головы зерно сомнения в собственных силах. Таким детям свойственна боязнь неудач.

Любая похвала должна ассоциироваться с наградой за приложенные усилия, выполненную работу или доброе намерение. Нахваливать детей за внешнюю привлекательность и природные способности попросту непедагогично. Щедро раздаваемые незаслуженные похвалы нивелируют потребность приложения усилий. Рано или поздно наступит день, когда избалованное родителями чадо услышит похвалу в адрес другого ребенка и затаит на него обиду. Мнимая несправедливость создаст подходящие условия для развития ревности к чужому успеху и мелочной зависти.

Именно по этой причине ни один ребенок не должен удостаиваться отрицательной характеристики. В этом ракурсе оценивание личности является более приемлемым. Взрослые должны действовать по принципу выражения отношения к конкретным поступкам и словам, не рассматривая при этом ребенка в целом. Помимо этого важно разъяснять последствия осуждаемого проступка.

Также родители должны отслеживать наличие обратной связи. Завершающий этап конфликтной части может сопровождаться выслушиванием извинений. После этого взрослые могут переходить к активным действиям, направленным на устранение последствий проступка. При избыточной эмоциональности желательно выделить время для приведения организма в спокойное состояние.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Родителям целесообразно отказаться от сравнения отпрыска с другими детьми. Более приемлемо сопоставление текущих успехов с ранними достижениями. Такой подход позволяет оценить результативность приложенных ребенком усилий и выявить прогресс (если таковой имеется). Пагубность сравнения дочери или сына с другими детьми объясняется возможностью возникновения у ребенка ощущения необъективности со стороны близкого человека. Кроме того, родителям следует учесть, что достижение уровня ровесника для отпрыска может оказаться непосильной задачей в силу объективных причин (личностных и физиологических особенностей, степени выраженности тех или иных черт характера и т.д.). Важно осознать, что отнюдь не каждый ребенок может оказаться успешным в конкретной сфере деятельности. Равнение на сверстников и принуждение будут способствовать развитию у малыша чувства собственной незначительности, что в конечном итоге может воспрепятствовать раскрытию иных (иногда более полезных для человека) качеств.

Родители должны обзавестись умением нахождения позитивных нюансов в разнообразных ситуациях. Желательно научиться фокусировать внимание на моментах, в которых ребенок демонстрирует более высокие по сравнению с предыдущим опытом результаты . При этом важно не забывать о том, что заслуженные похвалы пробуждают в детях стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя. Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

0 0

Еще статьи