Во сколько малыш начинает сидеть. Когда девочки начинают сидеть? Укрепляем мышцы спины

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Развитие ребенка проходит постепенно, каждый день с самого рождения он учится чему-то новому и познает окружающий мир. Многие родители хотели бы помочь своим малышам, поэтому часто задаются вопросом, как научить ребенка сидеть, ползать, бегать. Однако нужно помнить, что для каждого навыка и умения есть свой возраст. И торопить события нежелательно, поскольку детский организм может быть не готов физически.

В каком возрасте дети учатся сидеть

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками. Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже. Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей. Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым. Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

Дети в возрасте 4 месяцев делают первые попытки сесть самостоятельно. В вертикальном положении им легче обследовать окружающий мир. Лежа на спине малыш поднимает головку, старается приподнять туловище и когда у него это не получается он расстраивается и начинает капризничать. Его нужно поносить на руках спиной к себе, показывая и рассказывая о том, что он видит.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка раньше, чем ему исполниться полгода. Так как у него еще не развиты полноценно мышцы спины, и это может привести к деформации позвоночника.

Когда ребенку исполняется полгода необходимо усаживать его сначала на очень короткое время и постепенно по мере укрепления мышц, малыш сам начнет сидеть дольше. Но при этом следует смотреть, чтобы у него была правильная осанка. Если малыш будет сидеть в неправильном положении, у него деформируется грудная клетка.

В полгода кроха первое время присаживается с помощью взрослых. Не нужно его садить, малыш должен приложить определенные усилия, чтобы сесть. Лучше всего просто дать ему руку, чтобы он за нее схватился и начал притягиваться к ней пока не сядет.

Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок начинает садиться ближе к 7-месячному возрасту.

Важно знать! Когда ребенок начинает присаживаться, нужно чтобы у него была твердая опора для спины.

С какого возраста ребенку можно сидеть

Начинать присаживать ребенка нужно тогда, когда у него уже будут достаточно развиты мышцы спины, чтобы удерживать правильную осанку. Чаще всего это происходит, когда малышу исполнилось полгода. Не стоит торопиться и пытаться усадить ребенка раньше времени, обкладывая его со всех сторон подушками. Это может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Подготавливать малыша к тому, чтобы он мог сидеть самостоятельно начинают с самого рождения, делая с ним гимнастические упражнения, соответствующие возрасту. Проводить их нужно столько раз в день, сколько переодеваете малыша.

Когда малышу исполнилось полгода, а он еще не начал присаживаться нужно с ним заняться дополнительно. Желательно проконсультироваться у врача-ортопеда, какие упражнения стоит выполнять. Или начать водить его на занятия лечебной физкультурой, которые проводит тренер.

Важно знать! Если кроха находиться в положении полусидя (в специальном кресле или рюкзаке), нужно также обеспечить ему твердую опору под спину.

Стоит ли садить малыша раньше времени

Многие родители начинают садить ребенка, когда он только делает попытки сделать это самостоятельно. При этом они не задумываются, какой вред могут принести своему малышу. Ведь позвоночник у ребенка еще очень гибкий, мышцы удерживающие спину прямо не развиты. Сколько из-за этого в дальнейшем возникает проблем с правильной осанкой.

Это могут быть:

  • деформация грудной клетки;
  • лордоз;
  • кифоз;
  • сколиоз.

Неправильная осанка приводит к ущемлению нервов и кровеносных сосудов. Сдавливаются различные органы (сердце, легкие), что приводит к их неправильному формированию — в итоге ребенок болеет.

Важно знать! Раннее развитие моторных навыков наблюдается у гиперактивных детей. Не спешить радоваться, если ребенок пытается начать сидеть раньше положенного срока. Такая повышенная моторная активность характерна для некоторых неврологических заболеваний. Поэтому стоит проконсультироваться у специалиста.

Какие упражнения нужно выполнять

Для того чтобы малыш начал самостоятельно сидеть, ему нужно помочь укрепить мышцы спины, чтобы он мог самостоятельно приподнимать туловище, и удерживать спину прямо. Для этого проводят с ним специальные упражнения и делают массаж.

Способствует развитию мышц плаванье и специальная гимнастика, которую начинают делать, когда ребёнок только родился.

Особое внимание укреплению спинных мышц уделяют с 4 месяцев, проводя гимнастику:

  1. Ребенок лежит на ладонях взрослого, при этом упирается в его грудь. При этом малыш должен приподнять голову и напрячь мышцы спины и ягодиц.
  2. Ребенка необходимо положить на спину. Дать ему схватить руками ваши большие пальцы, при этом следует придерживать его кисти. Затем начинайте потягивать его на себя. Малыш должен тянуться за руками и садиться. При этом желательно говорить «сядь», или «садимся». Когда ребенок садится, необходимо взять его ручки в одну руку, а другой провести указательным и среднем пальцем вдоль позвоночника. Кроха при этом начнет разгибать спину. Перед тем как ребенку исполнится полгода, он начнет самостоятельно тянуться и пытаться сесть.
  3. Ребенка кладут на ладони взрослого, на спинку. При этом его нужно придерживать за задне-боковую поверхность тела. Затем приподнимите малыша в горизонтальном положении. При этом ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы живота и грудной клетки. Если этого не происходит, значит еще рано проводить такое упражнение.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за большие пальцы ваших рук. Необходимо плавно отвести руки малыша, затем неспешно поднимите к голове опустите вперед и вниз и проделайте упражнение в обратную сторону.

Занятия необходимо проводить столько раз в день, сколько это нравится ребёнку.

Видео с упражнениями

Упражнения и массаж можно делать только предварительно проконсультировавшись с врачом. Показать, как правильно заниматься и делать массаж может только специалист с лечебной физкультуры. К тому же существует много упражнений, которые может проводить только человек, который этому обучался. Проводя гимнастику неправильно, можно навредить малышу.

Общий вывод

Нормально развитый ребенок начинает присаживаться с помощью родителей, когда ему исполнится полгода. Самостоятельно сидеть, уверенно держать спину прямо он начнет ближе к 7-месячному возрасту. Садить ребенка раньше положенного возраста нежелательно, так как можно деформировать позвоночник и грудную клетку. Что в старшем возрасте скажется на формировании правильной осанки. К тому же, чтоб ребенок начал садиться самостоятельно в положенный срок, с ним нужно заниматься. Следует ежедневно выполнять гимнастические упражнения.

Малыш, который начал сидеть выглядит забавно и как-то по-взрослому. Он искренне радуется своему успеху, и счастье делает его улыбку особенно непосредственной. Вопрос «Когда ребенок начинает сидеть?» Вызывает много споров. В нашей статье использованы советы от опытных неврологов, хирургов и педиатров.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка принудительно: позвоночник

Полюбите позвоночник Вашего малыша, и будет ему здоровье! Во сколько месяцев можно сажать ребенка, помогая ему? — Сидеть может только тот карапуз, который достаточно окреп, чтобы стать самостоятельным — не заваливаться ни вправо, ни влево и держать спину ровно. Круглая спинка и падения на бок предупреждают родителей о том, что спинные мышцы еще не готовы. А ведь именно они, мышцы спины, отвечают за правильное положение позвоночника при сидении.

С какого возраста можно сажать ребенка, чтобы помочь ему побыстрее освоить новый навык? – ответ однозначен: не надо совсем. Частенько мамочки и бабушки хотят помочь ребенку — неваляшке и подкладывают ему подушки и одеяльца. А как же? – ведь он сидит, только «немного падает». В результате большинство взрослых людей получают проблемный позвоночник – слишком рано пришли ему «на помощь». Вот и выходит, что больная спина частенько родом из младенчества, хотя признавать это не принято – прежде, чем она заболит, проходит много лет!

Помните: во сколько ребенок начинает сидеть сам, и есть его личный, оптимальный возраст. Все остальное чревато сколиозами и прочими неприятностями.

Так когда дети начинают сидеть?

В народе придумано немало предрассудков, касающихся младенцев. Например: во сколько садятся мальчики, и можно ли сажать девочек.

Повторимся, что каждому карапузу — свое время. Это может случиться и с 4,5 по 8 месяцев (временной коридор для неврологических исследований).

Иногда случается так, что малыш нарушает порядок – первым делом ползет, потом садится. Некоторые педиатры считают такой сценарий идеальным – сначала укрепляются мышцы спины, а уж потом нагружается слабый позвоночник.

Мамочки, измотанные бессонными ночами и собственной неопытностью, впадают в крайность и склоняются к тому, что чадо отстает в развитии.

Редко какой невролог или педиатр ответит на вопрос «Когда дети начинают сидеть?» искренне и успокоит взволнованных родителей. Потому что НЕ сидеть карапуз имеет полное право до 8 или даже 9 месяцев.

Во сколько ребенок начинает сидеть: этапы развития навыка

После четырехмесячного возраста малыш готовится сидеть – он поднимает головку, лежа на спине. В сочетании с виртуозными переворотами со спины на живот, эти упражнения являются предвестниками.

  • В 6-6,5 месяцев ребенок делает первые попытки сесть – он опирается на руку и через бочок опускается на попу.
  • В 7 месяцев он уже сидит с прямой спиной.
  • В 8 месяцев – малыш полностью самостоятелен.

Так со скольки месяцев можно сажать ребенка? — с восьми, когда сядет сам. Впрочем, нормы психомоторного развития грудничка допускают и такой сценарий двигательного развития: стояние не четвереньках, стояние у стены и сидение.

Если разумного грамотного врача спросить «Во сколько дети начинают сидеть?» – он ответит: «Крепкий здоровый малыш может сесть и в год». У каждого человечка свой генетический запас и предпосылки для развития. Вы уже неоднократно проходили медосмотр у врача-педиатра, невролога и хирурга – эти специалисты не нашли отклонений? Тогда почему волнуется мама, не имеющая медицинского образования?

Но что-то же можно?

Хотя немного подыграть крохе не запрещается. Лучше чуть помочь, чем постоянно подсчитывать, с какого месяца можно сажать ребенка. Устраивайте малыша себе на колени лицом в большой мир – наклонная позиция спины и есть бережное отношение к позвоночнику. Допустимо сажать у подушки в коляске – но не прямо, в наклоне с упором на подушку. При этом и спина, и шейный отдел прямые.

Конечно, про одеяло под бока пока речи нет. Зато Вы можете поиграть в подтягивание: вкладывать большие пальцы в кулачки грудничка и давать ему возможность присаживаться, подтянувшись. Повторять несколько раз в день. Упражнение хорошо тем, что кроме мышц спины, плеч и пресса укрепляются пальчики – а это уже развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с речью и мышлением.

Главный вред для позвоночника – круглая спина. А вот когда малыш начинает сидеть самостоятельно несколько минут, можно и бока ему подпирать — подушками или одеялом, кому как удобно.

Массаж, гимнастика, фитбол, плаванье в большой ванне – вот профессиональная поддержка развития ребенка. И мамы, и папы могут научиться все это делать дома – массажист или специалист по ЛФК объяснят Вам тонкости занятий с младенцами.

Когда можно садить ребенка: мальчики и девочки, есть ли разница?

Любое мнение имеет свою причину. Принято считать, что у девочек – более уязвимы внутренние половые органы. И если садить малышек раньше, чем мальчиков, у нее может получиться загиб матки. Когда можно садить девочку? – ответ: девочка должна сесть сама.

В младенческом возрасте главная задача родителей – уберечь мягкие кости и хрящи детского позвоночника от деформации. Ведь не зря говорят, что все болезни идут от спины! Зажим позвонками нерва, относящегося к определенным органам, принесет гораздо больше неприятностей в дальнейшем, чем переживания по поводу призрачного ЗПР сейчас.

Теперь понятно, со скольки месяцев можно сажать мальчиков – так же, как и девочек, – никогда.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: предпосылки неблагополучного развития

Даже если кроха родился здоровым, его самочувствие остается хрупким и уязвимым. Именно поэтому малыша стоит оберегать от неблагополучных ситуаций, диагностировать и лечить вовремя:

  • пороки внутренних органов (в том числе и сердечные);
  • операции (особенно неоднократные), стационарное лечение, другие тяжелые болезни (в том числе и инфекционные);
  • тяжелая аллергия;
  • нахождение в доме малютки и воспитание в неблагополучной семье кардинально влияет на то, во сколько садится ребенок.

«Со скольки месяцев можно сажать ребенка? » – вопрос, по мнению специалистов, не корректный. Правильнее спрашивать: «Во сколько ребенок садится сам?». После 9 месяцев, если попыток сесть не наблюдается, стоит навестить невролога. Если кроха все же подняться пытается – нужно еще немного подождать, ведь когда ребенок начинает ползать и сидеть одновременно, Вы получаете двойной сюрприз!