Влияние игр на развитие самооценки дошкольников. Игры на повышение самооценки у подростков

Игры направленные на повышение самооценки в группе
1.Упражнение «У тебя все получится!»
Цель: повышение самооценки
Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»
2.Упражнение «Позови ласково»
Цель: повышение самооценки
Педагог предлагает ребятам по очереди позвать кого-нибудь из круга, но ласково, так, как могла бы позвать его мама, при этом необходимо передать волшебный клубок (веселый мяч).
4.Игра «Похвалилки»
Цель: повышение самооценки
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок вспоминает какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в детском саду» или «Однажды я быстро выполнил задание» и т. д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
5.»Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
6.Упражнение-энергизатор «А у соседа тоже!»
Цель: повышение самооценки
Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»
7.Упражнение «Горячий стул»
Цель: повышение самооценки
Всем по очереди предлагается сесть на стул посреди комнаты, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой-то комплимент. По окончании процедуры ведущий задает участникам вопрос, как они себя чувствовали, когда им говорили комплименты. Рефлексивная беседа.
8.»Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
9.«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Уважение, внимание, забота и одобрение у любого человека повышают чувство собственной ценности. Решающую роль в формировании самооценки ребенка играет его отражение в глазах значимых взрослых. Поэтому очень важно, даже если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, не отказывать ему в любви и поддержке. Ребенок должен жить в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Как же развить у ребенка положительную, объективную и здоровую самооценку? Вам в помощь семь простых правил.

1. Любите ребенка

Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Только искреннее с ребенком даст возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешен во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями.

3. Больше поощряйте и меньше наказывайте

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку.

4. Предоставляйте ребенку самостоятельность

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

5. Не требуйте от ребенка невозможного

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы не утратил веры в свои силы.

6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят, чтобы их были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем.

Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.

7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих намерений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Выполняя эти простые правила, вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку.

Следующие упражнения - из арсенала детского психолога, занимающегося игровой терапией. Но многие можно использовать и в семье, во время детских праздников:

«За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Елена Терехова, для InHa.ru

Игры, направленные на развитие адекватной самооценки

Игра «Молчок»

С помощью этой игры происходит коррекция поведения. Прочтите детям стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок –

Осень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

«Скучно, скучно так сидеть»

Данная игра развивает раскованность, тренирует самоорганизацию. Для ее проведения вдоль противоположных стен ставятся стулья. Возле одной стены – по количеству детей, а возле другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает вслух следующие стишки:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только заканчивается чтение, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Кто остался без места – проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу.

«Сочиняем историю»

Эта игра помогает детям выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания, развивает умение спокойно и до конца слушать собеседника.

Дети выбирают основную тему сказки (если испытывают затруднение, тему назначает ведущий). Затем все садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй – второе и т.д. В конце, когда сказка окончена, проводится коллективное обсуждение, понравилась ли детям полученная сказка, что они чувствовали, сочиняя коллективно, что делали, пытаясь поправить друг друга, и т.д.

Можно нарисовать коллективный рисунок по сочиненной сказке.

«Иголка и нитка»

Данная игра развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности. Дети выбирают водящего – он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

«Да и нет».

Игра развивает внимательность, произвольность, творческое мышление. Ведущий предупреждает детей, что они должны отвечать на вопросы, но слов «Да» и «Нет» не должны произносить. Произнесший эти слова выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие взаимопонимания, вытеснение агрессии

«Кто есть кто – когда сердится?»

Эту игру можно назвать «проективной». Дети переносят свое собственное негативное состояние и негативный опыт взаимоотношений с другми на восприятие «сердитого человека».

Взерошеная

кошка

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы, на кого или на что похожи мама, папа и др., когда сердятся, и как часто это бывает, и выбрать соответствующую картинку.

Диагностика и осознание детьми особенностей агрессивного поведения своего и других.

Взрослый рассказывает детям, что человек злится, когда у него что-нибудь не получается, когда хочет сделать плохо другому человеку или быть сильнее и т.д.

Какой бывает злость? Как кошка – это сестра царапается или оскаливается, как кошка; как динозавр – это мама, когда кричат на папу; как молния это папа, когда говорит грубо на маму; как шестеренки – это сестра, когда жмет, давит, и один раз чуть не удушила меня; как утюг – это брат шипит; как черная туча – когда бабушка грозится наказать нас.

Со слов ребенка взрослый определяет, насколько выражены ситуативно-личностные реакции агрессии у ребенка и взрослых, и подчеркивает соответствующую цифру в таблице: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдается иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.

При подсчете баллов агрессивность мама, папы, брата и других оценивается как низкая (0 – 6 баллов); средняя (6 – 12 баллов); высокая (12 – 18 баллов); очень высока (18 – 24). Следует отметить, что эти оценки всего лишь средство для понимания того, что такое агрессивность глазами ребенка.

Ты диктуй, а я буду писать о том, что случилось.

Один ребенок толкнул другого, тот заплакал. Взрослый подходит к обиженному и говорить: «Что случилось? Ты диктуй, а я записывать буду». При этом пишет, делает пометки на листе бумаги или изображает действие письма; задает наводящие вопросы по поводу конфликтной ситуации; затем предлагает зачитать это письмо обидчику.

Правила. Нельзя рассказывать (диктовать)грубо и оскорбительно, обидчик и обиженный не должны перебивать друг друга.

Цель игры. 1. Осознание особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения ребенком-агрессором; осознание особенностей негативного эмоционального состояния и поведения ребенком-жертвой. 2. Осознание детьми причин и последствий конфликта. 3. Стимуляция к выражению негативных эмоциональных состояний словами.

Ход игры. Вначале взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы обиженному, ребенку-агрессору и детям-свидетелям конфликта: «Как ты думаешь, что тут случилось?», «А Кто видел, что произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ (обиженного или обидчика)?»

Во второй части беседы задаются вопросы оценочного характера: «А кто первый начал?», «Кто виноват?».

Можно задавать вопросы, направленные на решение конфликта: «А что теперь делать?», «Как помочь помирится?».

Варианты игры: 1. ребенок рассказывает о том, что случилось, кукле; 2. взрослый предлагает ребенку, свидетелю случившегося, взять интервью-беседу с обидчиком под руководством взрослого. В руки ребенку можно дать микрофон (палочку).

Зло ищу – пальцем покажу!

Взрослый говорит детям: « Раз, два, три! Где зло прячется – покажи, а затем свой выбор объясни! Дети, закройте глаза, руки вверх поднимите и, не открывая глаз, пальцем укажите, где у вас зло прячется (в коленках, в руках, голове, животе)».

Правила игры. Нельзя опускать палец, если не назвал и не объяснил свой выбор самостоятельно или при помощи наводящих вопросов взрослого; нельзя подсматривать раньше, чем сделал свой выбор (когда в игру играет одновременно несколько детей).

Цель игры для ребенка. 1. Пережить чувство облегчения в процессе игры со взрослым и сверстниками через реакцию на обиду, чувства подавленности для ребенка-жертвы притеснения. 2. Поговорить о тех, кто обижает, и тех, кто не умеет «постоять за себя» в игровой ситуации.

Цели игры для взрослого. 1. Стимуляция осознания ребенком особенностей проявлений, причин и направленности агрессивного поведения; поведения жертвы. 2. Формирование менее агрессивных способов поведения между детьми. 3. Обучение детей выражению собственных переживаний, агрессивного поведения словами.

Ход игры. Если ребенок не понимает содержания игровой задачи, то взрослый объясняет ребенку, что надо делать. Для этого берет куклу, показывает, как кукла толкается, говорит: «Петя, меня кукла Маша ударила по руке. Где зло прячется?».

Для осознания детьми особенностей конфликтной ситуации (агрессором или обиженным-жертвой) взрослый задает вопросы: «Где прячется зло?», «А еще где?», «А почему здесь, а не…?», «А где прячется обита?».

Если ребенок проявляет сопротивление в виде негативизма, упрямства, враждебности или застенчивость, нерешительность, то взрослый стремится использовать стратегию на стимуляцию чувства юмора у ребенка («Где еще прячется зло, в носках?» и т.д.). Приложение 1.

Для уточнения выраженности состояний агрессии (обиды) взрослый задает вопросы: «Как часто ты бываешь злым (обиженным) – иногда, часто, почти всегда, всегда, раз в день, раз в неделю?».

Если ребенок не может найти, назвать, припомнить что-то «злое», то можно искать то, что вызывает обиду, разочарование, неудобство. Взрослый спрашивает или объясняет, чем отличается злость от обиды. Для этого задает вопросы: «Что хуже, быть обиженным или злым?», «Чем обида отличается от злости, недовольства?». Взрослый просит ребенка рассказать или написать, что можно делать, чтобы злость или обида ушли: не вспоминать зло (обиду); понять, почему зло (обида) произошли; посмеяться над злом (обидой); чаще думать о приятном; отвечать на зло (обиду) сердитым взглядом; накричать на зло (обиду); высмеять зло; нарисовать зло; гнев (обиду) и т.д.

Где зло прячется?

В предметах. В том, кто ломает, разрушает. В руках или бумаге.

В других детях, в их действиях и мыслях. Во взрослых. В глазах, во взгляде взрослых или детей.

В угрозах старших.

Нарисуйте или напишите, где, в ком, в чем еще прячется зло?

В обидных словах, в слухах, наговорах. В голове, во лбу, на лице, в груди или сердце. В том, кто дразнит других.

В неприятных существах. В ногах или носках.

Нарисуй или напиши, что сделать, чтобы злость ушла.

Полотенцем машу – злым ветром себя назову!

Правила игры. Нельзя продолжать игру, если тебя осалили и ты не досчитал до 10; нельзя толкать других, если увертываешься от водящего; нельзя дразнить водящего обидными словами.

Цель игры. 1. Диагностика агрессивности через провокацию физической ситуационно-личностной агрессии у ребенка в роли водящего. 2. Реакция физической агрессивности, враждебности (взрослым или ребенком) в роли водящего. 3. Стимуляция у детей двигательной активности и положительных эмоций для преодоления нерешительности и обидчивости в роли «мух». 4. Осознание через слово особенностей, причин и последствий агрессивного и вспыльчивого поведения детьми.

Ход игры. Водящий встает в круг и, размахивая полотенцем, ловит (осаливает) «мух». «Мухи» при этом дразнят его и стараются не попасть под полотенце. Варианты игры: 1. для того чтобы игра была эмоциональнее, за (перед, в) круг водящего можно поставить игрушку. Ребенку надо забрать игрушку и не быть при этом осаленным; 2. для овладения двигательной расторможенностью «мухи» должны летать молча, без единого писка, смеха и возгласов или не должны сбивать предметы, расставленные вокруг водящего; 3. в игре может быть два водящих; 4. дети дразнят водящего парами, не разрывая при этом рук. Для осознания особенностей, причин и последствий агрессивного и обидчево-нерешительного поведения детьми взрослый задает вопрос: «Кто был самым опасным мухоловом?», «Кто слишком сильно салил детей?», «Кому было неприятно, что его осалили, но не обиделся?»; «Кто сильнее всех толкается?».

Игры направленные на повышение самооценки в группе
1.Упражнение «У тебя все получится!»
Цель: повышение самооценки
Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»
2.Упражнение «Позови ласково»
Цель: повышение самооценки
Педагог предлагает ребятам по очереди позвать кого-нибудь из круга, но ласково, так, как могла бы позвать его мама, при этом необходимо передать волшебный клубок (веселый мяч).
4.Игра "Похвалилки"
Цель: повышение самооценки
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок вспоминает какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в детском саду" или "Однажды я быстро выполнил задание" и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
5."Зайки и слоники"
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.
"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
6.Упражнение-энергизатор «А у соседа тоже!»
Цель: повышение самооценки
Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»
7.Упражнение «Горячий стул»
Цель: повышение самооценки
Всем по очереди предлагается сесть на стул посреди комнаты, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой-то комплимент. По окончании процедуры ведущий задает участникам вопрос, как они себя чувствовали, когда им говорили комплименты. Рефлексивная беседа.
8."Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
9.«ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

2. «Чунга – Чанга»
цель: дать возможность неуверенным в себя детям оказаться в центре внимания, повысить самооценку.
описание: «Путешественник (ребенок с низкой самооценкой) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. Они весело пританцовывают под музыку В.Шаинского «Чунга – Чанга» вокруг путешественники и поют:
Чудо – остров, чудо – остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто, Чунга– Чанга!
Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

3. «Передай клубочек»
цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.
описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
Передача клубочка по кругу и самопредставление того, у кого окажется клубок».

4. «Зеркало»
цель: дать возможность проявить активность детям с низким уровнем самооценки.
описание: «Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движение. Взрослый следит за правильностью отражения».

«Я могу»
цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.
описиние: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

«Волшебный стул» (Шевцова И.В).
цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшение взаимоотношений между детьми.
описание: «В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что он означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должно быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне».